Начальник железнодорожной станции

Типовой образец
______________________________
(наименование организации, УТВЕРЖДАЮ
предприятия и т.п., его (инициалы, фамилия)
организационно-правовая форма) _________________________
(директор или иное
должностное лицо,
уполномоченное утверждать
должностную инструкцию)
(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
» » _____________ 20__г.
м.п.
Должностная инструкция
начальника железнодорожной станции
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)
» » ______________ 20__г. N_________
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Начальник железнодорожной станции относится к категории
руководителей.
1.2. На должность начальника железнодорожной станции назначается
лицо, имеющее в зависимости от классности станции:
— при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции V класса — среднее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 1 года;
— при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции IV класса — среднее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 2 лет;
— при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции III класса — высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 1 года или среднее профессиональное
(техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
— при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции II класса — высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 3 лет;
— при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции I класса — высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 4 лет;
— при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции внеклассной — высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 5 лет.
1.3. Начальник железнодорожной станции назначается и освобождается
от должности ____________________________________________________________
и подчиняется непосредственно __________________________________________.
1.4. Начальник железнодорожной станции должен знать:
— Правила технической эксплуатации железных дорог;
— Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах;
— Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;
— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;
— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве путевых работ;

— Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;
— приказы, распоряжения и указания вышестоящих организаций;
— методические, нормативные и другие руководящие материалы по
организации грузовой и поездной работы и перевозке пассажиров;
— график движения поездов, план формирования поездов;
— правила перевозок грузов, технические условия погрузки и крепления
грузов;
— показатели и технические нормы эксплуатационной работы станции;
— принципы работы устройств СЦБ и связи и правила пользования ими;
— основы оперативного планирования перевозок;
— основы экономики и управления производством;
— порядок планирования производственно-хозяйственной деятельности и
заключения хозяйственных договоров, договорные обязательства с
обслуживаемыми предприятиями;
— действующие положения об оплате труда и формы материального
стимулирования;
— правила и нормы по охране труда, технике безопасности и
производственной санитарии;
— Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
— положение о рабочем времени и времени отдыха работников
железнодорожного транспорта;
— _________________________________________________________________.
1.5. На время отсутствия начальника железнодорожной станции
(командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо,
назначенное в установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.
2. Должностные обязанности
Начальник железнодорожной станции:
2.1. Руководит всеми видами деятельности железнодорожной станции в
соответствии с законодательством, приказами, указаниями, другими
нормативными актами Министерства путей сообщения, железной дороги,
отделения железной дороги и Уставом (положением) железнодорожной станции.
2.2. Организует работу железнодорожной станции и взаимодействие
структурных подразделений по выполнению пассажирской, грузовой и поездной
работы в соответствии с планом и заданиями отделения железной дороги,
обеспечивая безопасность перевозок, сохранность грузов и подвижного
состава, минимальные затраты и эффективное использование технических
средств.
2.3. Участвует в разработке и утверждении технологического процесса
и техническо-распорядительного акта работы станции и других документов по
производственно-хозяйственной деятельности станции.
2.4. Осуществляет оперативное планирование поездной и грузовой
работы станции на основе суточного и сменного задания отделения дороги.
2.6. Анализирует выполнение основных показателей работы станции,
докладывает руководству о результатах работы.
2.6. Расследует случаи нарушения нормальной работы станции, Правил
технической эксплуатации железных дорог, инструкций и приказов,
разрабатывает мероприятия по их предупреждению.
2.7. Контролирует выполнение грузоотправителями и грузополучателями
правил перевозок, технических условий погрузки и крепления грузов,
требований ГОСТ по сохранности вагонного парка.
2.8. Принимает меры по обеспечению сохранности и содержанию в
исправном состоянии станционных сооружений, устройств и оборудования,
развитию, реконструкции и техническому перевооружению станции;
обеспечивает внедрение новой техники, технологии и передового опыта.
2.9. Представляет интересы железнодорожной станции, распоряжается ее
имуществом в пределах предоставленных прав.
2.10. Заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках
расчетный и другие счета.
2.11. Обеспечивает развитие подсобно-вспомогательного производства,
расширение платных услуг населению.
2.12. Контролирует ведение в установленном порядке бухгалтерского,
статистического учета и отчетности, составление годового баланса и
отчета.
2.13. Утверждает структуру и штаты станции.
2.14. Издает приказы и распоряжения.
2.15. Поощряет отличившихся работников и налагает взыскания на
нарушителей трудовой и производственной дисциплины.
2.16. Осуществляет подбор, расстановку, обучение и повышение
квалификации кадров, совершенствование организации труда и заработной
платы, системы материального стимулирования.
2.17. Организует заключение и выполнение коллективного договора.
2.18. Обеспечивает социальную защиту работников, соблюдение
законодательства об окружающей среде.
2.19. Принимает меры по укреплению трудовой и производственной
дисциплины.
2.20. Обеспечивает улучшение условий труда и предупреждение
производственного травматизма, выполнение трудового законодательства,
правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной
санитарии, повышение культуры производства.
2.21. Поручает выполнение отдельных функций своим заместителям или
руководителям структурных подразделений.
2.22. _____________________________________________________________.
3. Права
Начальник железнодорожной станции имеет право:
3.1. Представлять интересы железнодорожной станции во
взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами.
3.2. Представлять на рассмотрение руководства предложения по
улучшению работы станции.
3.3. Издавать указы, распоряжения, подписывать и визировать
документы в пределах своей компетенции.
3.4. Поручать выполнение отдельных функций своим заместителям или
руководителям структурных подразделений.
3.5. Требовать от вышестоящего руководства оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.6. ______________________________________________________________.
4. Ответственность
Начальник железнодорожной станции несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.
Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,

_____________________________.
номер и дата документа)
Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)
» » _____________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического отдела
(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)
» » ________________ 20__г.
С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА СТАНЦИИ

Начальник станции руководит работой расчета, отвечает за постоянную готовность станции к работе, строгое соблюдение сроков и объемов технического обслуживания, правильное ведение записей в журнале работы станции (приложение 14), экономное расходование горючего и смазочных материалов, правильное использование и сохранность имущества станции.

Начальник станции обязан хорошо знать материальную часть станции, особенности ее устройства и эксплуатации и правила технического обслуживания; точно знать техническое состояние электростанции и ежедневно докладывать об этом командиру взвода; личным показом обучать состав расчета правильным приемам развертывания, свертывания и технического обслуживания станции и систематически проверять его работу; тщательно проверять перед началом работы техническое состояние электростанции; докладывать командиру взвода о необходимых мероприятиях по предупреждению аварийности станции; немедленно докладывать командиру взвода о всех поломках, авариях и вынужденных остановках станции и принимать меры к их устранению.

Начальник станции организует слаженную работу расчета и принимает в ней личное участие на тех участках, где это требуется по обстановке. Перед развертыванием станции он производит разведку местности, составляет схему развертывания и выбирает место расположения станции. При развертывании станции начальник руководит всеми работами; следит за подготовкой позиции станции, выдает имущество, проверяя его исправность; следит за правильной прокладкой кабельной сети; по окончании развертывания

дает команду на пуск станции и включение нагрузки. При работе электростанции начальник станции следит за соблюдением правильного режима работы станции, ее исправностью и правильным использованием имущества. При свертывании электростанции начальник станции организует работы по свертыванию, следит за чисткой имущества и правильной его укладкой.

1. Настоящее Положение об основах профессиональной службы руководителей и специалистов открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее — Положение) устанавливает основные принципы профессиональной службы руководителей и специалистов аппарата управления ОАО «РЖД», его филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (далее — руководители и специалисты), категории должностей и должностных рангов руководителей и специалистов.

2. Профессиональная служба руководителей и специалистов организуется исходя из единства технологического процесса, высокой степени централизованного управления перевозками, необходимости обеспечения безопасности движения поездов, повышенных в связи с этим требований к профессиональному отбору руководителей и специалистов, уровню их квалификации, состоянию здоровья, а также высокой личной ответственности за порученный участок работы.

3. Настоящее Положение призвано обеспечить руководителям и специалистам равные возможности в планировании и осуществлении профессиональной карьеры, продвижении по профессиональной службе и в повышении заработной платы.

4. Основными принципами профессиональной службы руководителей и специалистов являются:

  • соблюдение при исполнении должностных обязанностей руководителями и специалистами законодательства Российской Федерации и внутренних документов ОАО «РЖД»;
  • обязательность выполнения решений государственных органов и вышестоящих руководителей ОАО «РЖД», принятых в пределах их полномочий;
  • единство основных требований, предъявляемых к руководителям и специалистам при осуществлении ими своих должностных обязанностей;
  • равный доступ специалистов к продвижению по профессиональной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
  • профессионализм и компетентность руководителей и специалистов;
  • ответственность руководителей и специалистов за подготавливаемые и принимаемые ими решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;
  • стабильность профессионального развития руководителей и специалистов;
  • гармоничное сочетание личных интересов руководителей и специалистов с интересами ОАО «РЖД»;
  • мотивация и стимулирование профессионального роста руководителей и специалистов, повышение социальных гарантий при продвижении их по профессиональной службе.

5. В ОАО «РЖД» устанавливаются следующие категории должностей: должности высшего состава;

  • должности старшего состава;
  • должности среднего состава;
  • должности младшего состава.

6. Работнику, претендующему на замещение должности руководителя и специалиста, необходимо иметь следующие профессиональное образование, подготовку, знания и навыки профессиональной деятельности по соответствующей специальности:

  • на должности высшего состава — высшее профессиональное образование (базовое) по специальности или образование, считающееся равноценным, опыт работы по специальности не менее 5 лет;
  • на должности старшего состава — высшее профессиональное образование (базовое) по специальности или образование, считающееся равноценным, опыт работы по специальности не менее 3 лет;
  • на должности среднего состава — высшее или среднее профессиональное образование (базовое) по специальности или образование, считающееся равноценным, опыт работы по специальности не менее 2 лет;
  • на должности младшего состава — среднее профессиональное образование (базовое) по специальности, без опыта работы.

7. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя или специалиста, а также его перемещение по профессиональной службе осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами ОАО «РЖД».

7.1. Назначение работника на должность руководителя и специалиста (перемещение по профессиональной службе) производится в соответствии с уровнем его профессиональной подготовки, который определяется соответствующим руководителем по результатам проводимого с участием департамента управления персоналом или службы (отдела) управления персоналом филиала или другого структурного подразделения ОАО «РЖД» собеседования, а также, при необходимости, с учетом результатов тестирования, направленного на определение уровня психологической, поведенческой, профессиональной и иных видов подготовленности работника.

7.2. Отказ руководителя или специалиста от перемещения не может служить основанием для применения к нему мер дисциплинарных взысканий или для ограничения в дальнейшем возможности его продвижения по профессиональной службе в установленном порядке.

8. В зависимости от уровня профессионального опыта и квалификации руководителей и специалистов им присваиваются должностные ранги приказом соответствующего руководителя по личному составу.

Каждому должностному рангу соответствует разряд по оплате труда, который определяется в соответствии с настоящим Положением и другими внутренними документами ОАО «РЖД», и знаки различия на форменной одежде руководителей и специалистов.

9. Руководителям и специалистам присваиваются следующие должностные ранги:

  • руководителю высшего состава — высший, I, II, III и IV ранг;
  • руководителю (специалисту) старшего состава — высший I, II, III, и IV ранг;
  • руководителю (специалисту) среднего состава — I, II, III и IV ранг;
  • руководителю и специалисту младших должностей ранг не устанавливается.

Отнесение должностей руководителей и специалистов к соответствующей категории и рангу определяется в соответствии с приложением.

10. При принятии на работу в ОАО «РЖД» руководителю или специалисту может быть присвоен должностной ранг на один уровень ниже должностного ранга, соответствующего занимаемой должности. По истечении полугода, в зависимости от трудовых достижений работника, непосредственным руководителем может быть рассмотрен вопрос о присвоении ему ранга, соответствующего занимаемой должности.

В дальнейшем присвоение рангов руководителям и специалистам осуществляется на общих основаниях.

11. Руководители и специалисты ОАО «РЖД» обладают правами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, должностными инструкциями, трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

11.1. Руководители и специалисты, в частности, имеют право на:

  • ознакомление с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;
  • продвижение по службе в соответствии с квалификацией и выводами по аттестации;
  • проведение служебного расследования в случае необходимости опровержения сведений, порочащих их честь и достоинство;
  • внесение предложений по повышению эффективности своей деятельности и деятельности ОАО «РЖД»;
  • повышение квалификации, стажировку (включая заграничную) 1 раз в 3 года.

12. Руководители и специалисты обязаны:

  • руководствоваться в своих действиях интересами ОАО «РЖД»;
  • соблюдать нормы служебной этики и установленные правила внутреннего трудового распорядка, иные документы ОАО «РЖД», должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  • добросовестно исполнять должностные обязанности, приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей;
  • поддерживать уровень квалификации, достаточный для успешного исполнения своих должностных обязанностей, стремиться к его повышению;
  • своевременно проходить аттестацию в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и внутренними документами ОАО «РЖД».

13. Руководителю и специалисту гарантируются:

  • необходимые условия работы;
  • оплата труда в зависимости от занимаемой должности. Должностной оклад подлежит индексации в размерах и в сроки, предусмотренные внутренними документами ОАО «РЖД» и иными документами, принятыми с участием ОАО «РЖД»;
  • иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», трудовым договором;
  • медицинское обслуживание, в том числе и после выхода на пенсию, в лечебных учреждениях ОАО «РЖД»;
  • обязательное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период работы в ОАО «РЖД»;
  • предоставление в зависимости от занимаемой должности и производственной необходимости служебного транспорта;
  • переподготовка и повышение квалификации с сохранением на весь период обучения денежного содержания по занимаемой должности;
  • полная или частичная оплата обучения (повышения образовательного уровня) специалиста или руководителя на условиях, определяемых внутренними документами ОАО «РЖД»;
  • предоставление служебной жилой площади (технологического жилья компании) в порядке и на условиях, определяемых внутренними документами ОАО «РЖД»;
  • при переезде руководителя и специалиста по предварительной договоренности с ОАО «РЖД» на работу в другую местность — на возмещение ему расходов, связанных с переездом его и членов семьи, доставкой багажа (за исключением случаев, когда ОАО «РЖД» предоставляет соответствующие средства передвижения), а также компенсацию расходов, связанных с обустройством на новом месте жительства (в соответствии с трудовым договором и законодательством Российской Федерации);
  • оплату санаторно-курортного лечения работнику и членам его семьи на условиях, определяемых внутренними документами ОАО «РЖД»;
  • оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения или проведения отпуска работнику и членам его семьи на условиях, определяемых внутренними документами ОАО «РЖД»;
  • обеспечение руководителям и специалистам возможности льготного или за счет ОАО «РЖД» приобретения полисов добровольного медицинского страхования в сроки и на условиях, определяемых внутренними документами ОАО «РЖД»;
  • при увольнении в связи с выходом на пенсию — на оформление руководителям и специалистам корпоративной пенсии в соответствии с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД».

14. За продолжительную и безупречную работу руководитель и специалист ОАО «Российские железные дороги» может быть представлен к награждению государственными наградами и наградами ОАО «РЖД» в соответствии с порядком, предусмотренным внутренними документами ОАО «РЖД».

419. Положение о железнодорожной станции

Утверждено
Советом Народных
Комиссаров Союза ССР
25 октября 1934 года.

I. Общие положений.

  1. Железнодорожные станции, в зависимости от характера работы, делятся на: а) пассажирские, б) грузовые (товарные), в) объединённые станции, производящие операции по перевозке грузов и пассажиров.

Объединённые станции по техническим признакам делятся на: а) сортировочные, в том числе узловые станции, б) участковые станции, в) промежуточные станции.

Сортировочные (в том числе узловые) и участковые станции, расположенные на границе между дорогами, одновременно являются и обменными станциями.

По объёму своей работы железнодорожные станции подразделяются на классы, а именно: а) внеклассные, б) I класса, II, III, IV и V классов, в) разъезды.

  1. Границы станции определяются пределами полосы отвода, а со стороны перегонов — входными, сигналами (семафор, светофор).

II. Начальник станции.

  1. Станцией управляет начальник, который является единоличным руководителем и организатором работы станции и несёт полную ответственность за всю работу станции и за точное исполнение служебных обязанностей всеми работниками станции, в особенности за выполнение станцией государственного плана погрузки, за своевременную выгрузку к выдачу грузов получателям, за обеспечение безопасности движения поездов и маневров в пределах станции, за правильное использование подвижного состава, за правильный учёт и отчётность, в частности, учёт наличия и использования вагонов.

В соответствии с этим начальник станции выполняет следующие задачи:

а) получает от начальника отделения эксплоатации месячные планы погрузки и пятидневные приказы-задания на погрузку, выгрузку, по- номерное назначение поездов по постоянно действующим графикам и регулировочные задания по выкидке порожняка; выполняет эти задания, составляя на их основе и с учётом заявок, представляемых грузоотправителями на каждую пятидневку, суточный план погрузки отдельными вагонами и целыми маршрутами, выгрузки, отправления и приёма поездов и выкидки порожняка; организует точное выполнение планов воинских перевозок на основе действующих положений об этих перевозках;

б) принимает к перевозке грузы, предъявляемые мелкими отправками, в пределах особых суточных норм, выделяемых начальником дороги в плане грузов 2 категории;

в) организует приём, выдачу и хранение грузов, багажа и сдаваемой на хранение ручной клади, обеспечивает полную сохранность их, своевременное отправление принятых к перевозке и транзитных грузов, правильное взвешивание и документацию грузов, своевременное уведомление получателей о прибывших грузах, розыск засланных не по назначению грузов; обеспечивает внимательное обслуживание клиентуры;

г) организует перевозку и обслуживание пассажиров, в соответствии со ст. 35 настоящего положения, обеспечивая необходимые удобства для пассажиров и культурное обслуживание во время пребывания их на станции; лично присутствует при приёме и отправлении экспрессов и курьерских поездов на главнейших (по пассажирскому движению) дорогах, а на остальных дорогах — при приёме и отправлении скорых и пассажирских поездов;

д) обеспечивает безопасность движения поездов и маневров в пределах станции, лично систематически наблюдая за исправным состоянием и правильным обслуживанием семафоров, светофоров и других сигнальных приборов, стрелок станционных путей и средств связи;

е) разрабатывает и представляет через начальника отделения эксплоатации на утверждение начальника службы эксплоатации железной дороги схему работ станции по приёму и отправлению грузов, выдаче грузов получателю, обороту документов, отцепке и прицепке вагонов, формированию и отправлению поездов, приёму поездов на станцию, разборке вагонов по назначениям, передаче вагонов из одной системы парков в другую, подаче и выводке больных вагонов, распределению станционных путей на маневровые районы — с установлением порядка производства последовательных и параллельных работ и времени, затрачиваемого на каждую работу; организует работу станции в соответствии с утверждённой схемой; ускоряет оборот товарных вагонов и паровозов путём сокращения их простоя на станции; обеспечивает выполнение установленных норм использования подъёмной силы и вместимости вагонов и тяговой силы локомотивов; выполняет задания по снижению себестоимости отдельных работ станции (маневры, товаро-станционные работы и т. п.);

ж) составляет совместно с участковым ревизором движения техническо-распорядительный акт (распределение путей по назначениям, указание нормального положения стрелок и проч.) и представляет его по участковым, сортировочным (в том числе узловым), грузовым и пассажирским станциям, через начальника отделения службы эксплоатации, на утверждение начальнику службы эксплоатации дороги, а по промежуточным станциям — начальнику отделения службы эксплоатации; разрабатывает для станции, применительно к её особенностям, правила внутреннего распорядка и проводит их в жизнь;

з) организует погрузочно-разгрузочные работы, производимые средствами станций; наблюдает за своевременной погрузкой и разгрузкой вагонов средствами клиентуры; предоставляет клиентам станционных грузчиков для производства погрузочно-разгрузочных работ;

и) организует учёт наличия вагонов на станции, использования подвижного состава, погрузки, выгрузки и других операций станции, а также коммерческий и финансовый учёт, лично проверяет его и представляет установленную отчётность начальнику отделения эксплоатации и управлению дороги;

к) вносит выручку за перевозку грузов и пассажиров и другие услуги железных дорог в установленном порядке в доход государства; производит расходы на нужды станции в соответствии со ст.ст. 16-20 настоящего положения;

л) заключает договоры на сдачу различным организациям в аренду на срок не свыше 1 года складов и земельных участков, на приписку к станций складов и весов, на сдачу помещений под буфеты, ларьки, парикмахерские и т. п., на заготовку льда и др.;

м) принимает и увольняет служащих и рабочих станции в соответствии со ст. 9; организует их работу применительно к квалификации каждого из них; руководит ими и контролирует их работу; внедряет твёрдую трудовую дисциплину на станции, налагая дисциплинарные взыскания и применяя меры поощрения согласно Уставу о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта, отстраняет от исполнения служебных обязанностей работников станции, поездных и паровозных бригад и работников других служб на станции, оставление которых на работе создаёт угрозу безопасности движения; принимает меры к повышению квалификации рабочих и служащих станции путём технического инструктирования, бесед и т. п., с последующей проверкой их знаний; организует снабжение работников станции продовольствием и промтоварами (на станциях, где организованы станционные ОРС’ы); заведует жилыми помещениями, выделенными для размещения станционных работников, и распределяет квартиры в них;

н) заведует всеми станционными и служебными зданиями и отвечает за исправное их содержание; размещает все служебные помещения станции, а также помещения для обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, как то: конторы, кассы, камеры хранения, кипятильники и др. так, чтобы ими удобно было пользоваться; помещает на видных местах указатели местонахождения этих пунктов; принимает меры к поддержанию чистоты и порядка в указанных помещениях и на всей станционной территории;

о) обеспечивает конторы станции, технические посты, стрелочные, посты и стрелочные будки расписанием движения поездов, выписками из техническо-распорядительного акта, инструментом, выдаваемым на руки работникам станции (фонари, лопаты, метлы, гаечные ключи и т. п.).

  1. Распоряжения начальника станции по содержанию в исправном состояний и чистоте станционных устройств и помещений, по аккуратной и чёткой работе маневровых бригад, по исправному содержанию семафоров, светофоров и др. сигналов, стрелок, станционных путей и средств связи и по противопожарной охране являются безусловно обязательными для работающих на территории станции агентов других служб: дорожных мастеров смотрителей зданий, технических агентов и осмотрщиков вагонов, маневровых машинистов, монтёров связи и т. д.

В случае невыполнения указаний начальника станции этими агентами, начальник станции имеет право налагать на них так же, как и на непосредственно подчинённых ему работников согласно Уставу о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта, дисциплинарные взыскания с последующим доведением об этом до сведения начальников соответствующих служб.

  1. Стрелковая и пожарная охрана, находящаяся на территории станции, оперативно подчиняется начальнику станции, которому принадлежит право расположения постав охраны.

Порядок оперативного подчинения стрелковой и пожарной охраны начальнику станции устанавливается народным комиссаром путей сообщения.

  1. Начальники станций внеклассных и первого класса назначаются народным комиссаром путей сообщения.

Начальники станций второго и третьего классов назначаются начальником дорога.

Начальники станций четвёртого и пятого классов, а также начальники разъездов назначаются начальником отделения эксплоатации.

Лица, назначаемые на должность начальника станции, подвергаются установленным испытаниям по всем вопросам станционного хозяйства. Начальники станций подвергаются также периодическим испытаниям не реже 1 раза в три года.

  1. Начальник станции подчиняется непосредственно начальнику отделения эксплоатации, а в отношении движения поездов также участковому дежурному диспетчеру.

Все оперативные задания начальник станции получает, как правило, от начальника отделения и обязан выполнять их точно в указанные в распоряжении сроки. В случае получения непосредственно от управления дороги или старшего начальника оперативного задания, начальник станции обязан выполнить задание и доложить об этом начальнику отделения.

  1. Начальник станции может отлучаться за пределы станции на срок до 5 дней с разрешения начальника отделения эксплоатации, а на более продолжительный срок с разрешения начальника службы эксплоатации дороги.

Очередные отпуска начальникам станций разрешаются начальником службы эксплоатации дороги по представлению начальника отделения эксплоатации.

III. Личный состав станции.

  1. Работники станции (по службе эксплоатации), кроме указанных ниже, принимаются на службу, увольняются со службы и перемещаются с одной должности на другую приказом начальника станции.

Старшие помощники начальников станций внеклассных и первого класса назначаются начальником дороги; старшие помощники начальников станций 2 и 3 класса назначаются начальником службы эксплоатации дороги. Помощники начальника станции, дежурные тю станции, по путям, по горкам, станционные диспетчера, заведующие обменом, заведующий пунктом льдоснабжения, заведующий товарной конторой и заведующий грузовым двором — назначаются и увольняются начальником отделения эксплоатации по представлению начальника станции.

  1. Работники станций, занимающие должности, связанные с движением поездов, подвергаются в установленном порядке соответствующим испытаниям при поступлении на службу и периодически через каждые два года.
  2. Инструкции о работе основных категорий работников станций каждого вида утверждаются народным комиссаром путей сообщения.
  3. Для снабжения продовольствием и предметами широкого потребления работников тех станций, где работает не менее 1.000 человек, организуются станционные отделы рабочего снабжения (ОРСы). Снабжение работников остальных станций производится районными отделами рабочего снабжения.

Заведующий отделом рабочего снабжения на станциях, где организованы ОРС’ы, является помощником начальника станции по снабжению.

  1. Снабжение работников станций спецодеждой производится по установленным нормам через материальные склады дороги.

IV. Материальное снабжение станции.

  1. Снабжение станции материалами осуществляется, как правило, через материальные склады, снабжение топливом — через топливные склады железной дороги.

Порядок снабжения материалами всех станций и особенно промежуточных, находящихся вне места нахождения материальных складов, устанавливается управлением дороги.

  1. При отсутствии необходимых материалов на складе начальнику станции предоставляется право закупки на стороне в пределах сумм, предусмотренных сметой станции.

V. Финансирование станции.

  1. Годовая и квартальная сметы станции и штаты её утверждаются управлением дороги.
  2. Для обеспечения текущих расходов, предусмотренных сметой (для приобретения за наличный расчёт мелкого инвентаря и материалов, для текущего ремонта жилых и служебных помещений, ремонта инвентаря, расчётов с увольняемыми работниками и т. п.) начальнику станции отпускаются операционные авансы под отчёт. Размер авансов для различных категорий станций устанавливается народным комиссаром путей сообщения.
  3. Операционный аванс хранится в Государственном банке, а при отсутствии филиала Государственного банка — в сберегательной кассе на текущем счету начальника станции и по мере израсходования пополняется в установленном порядке управлением дороги через районную платёжную кассу.
  4. В смете предусматривается состоящий в распоряжении начальника станции фонд для премирования лучших работников станции в размере 0,5% от фонда заработной платы.
  5. Кроме средств, получаемых по эксплоатационной смете, в распоряжение начальника станции поступают, в качестве специальных средств, доходы от перронного сбора, камер хранения багажа, бюро обслуживания пассажиров, плата за услуги носильщиков, штрафы за излишнюю ручную кладь, обнаруженную у прибывших пассажиров, штрафы с лиц, оказавшихся на перронах без перронных или проездных билетов, и с лиц, нарушающих обязательные постановления НКПС, арендная плата за помещения, сдаваемые под парикмахерские, ларьки и буфет.

Суммы этих поступлений хранятся в порядке, указанном в ст. 18, и расходуются на следующие нужды:

а) на содержание штата работников, связанных с улучшенным обслуживанием и благоустройством вокзалов (начальники вокзалов, дежурные по вокзалу, штат камеры хранения, перронные кассиры и контролёры, дикторы, носильщики, швейцары, уборщики и т. п.);

б) на приобретение спецодежды и мыла для этих работников;

в) на премирование этих работников;

г) на оборудование (кроме капитального строительства) внутренних помещений вокзалов и станций, в том числе помещений, занятых парикмахерскими, ларьками и буфетами;

д) на приобретение мелкого инвентаря.

VI. Основные задачи и структура отдельных видов станций.

А. Грузовая (товарная) станция.

  1. Грузовые (товарные) станции организуются в крупных центрах, где грузооборот достигает больших размеров как по отправлению, так и по прибытию грузов.
  2. Основными задачами грузовой (товарной) станции являются приём и отправление грузов в точном соответствии с государственным планом погрузки, хранение и выдача прибывших грузов получателям и в случаях, предусмотренных законом, выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
  3. Обязанности начальника грузовой (товарной) станции определяются ст. 3, за исключением пунктов, относящихся к пассажирскому движению.
  4. Для грузовой (товарной) станции устанавливается следующая типовая структура: 1) начальник станции; 2) старшие помощники начальника; 3) инженеры или техники при начальнике станции; 4) контора начальника станции; 5) хозяйственная часть; 6) дежурные диспетчера для руководства технической работой станции, которым оперативно подчиняются операторы, дежурные по станции и дежурные по путям с необходимым техническим штатом (стрелочники, сигналисты, составители поездов и т. д.); 7) товарная контора, разделяющаяся на контору отправления и контору прибытия; 8) грузовой двор со штатом весовщиков, маркировщиков, грузчиков и т. д.; инженер или техник по механизации погрузочно-разгрузочных работ; 9) заведующий пунктом льдоснабжения с дежурными помощниками и рабочими; 10) отдел рабочего снабжения (при наличии не менее 1.000 (работников).

Типовой штат грузовой (товарной) станции прилагается (см. приложение № 1).

Б. Сортировочная станция.

  1. Сортировочная станция имеет основной задачей формирование товарных поездов, максимально специализированных по пунктам назначения.

Начальник сортировочной станции, кроме обязанностей, перечисленных в ст. 3, обязан: а) при наличии достаточного потока вагонов, формировать прямые составы до одной станции назначения, до одного узла ближайшего к пунктам назначения, до наиболее отдалённой сортировочной станции по пути следования группы вагонов и т. д.; б) сортировать мелочные грузы по пунктам назначения с целью сокращения расхода вагонов и ускорения доставки грузов в вагонах прямого следования.

В тех случаях, когда сортировочная станция является обменной станцией, начальник станции обязан организовать обмен вагонами с соседними дорогами с соблюдением утверждённых НКПС узловых соглашений и без задержки сверх установленного для этой операции времени, сдавать вагоны в исправном состоянии, принимать вагоны от соседних дорог, не допуская споров по несущественным формальным поводам, и вести точный учёт вагонов, переданных с одной дороги на другую.

  1. Узловая станция является сортировочной станцией для участков линий, образующих узел. Её задачей является формирование поездов до ближайших основных сортировочных станций.
  2. Для сортировочной станции устанавливается следующая типовая структура:

1) начальник станции; 2) старшие помощники начальника; 3) инженеры или техники при начальнике станции; 4) контора начальника станции; 5) хозяйственная часть; 6) дежурные диспетчера для руководства технической работой станции, которым оперативно подчиняются операторы, дежурные по станции, дежурные по путям и дежурные по горкам с необходимым техническим штатом (стрелочники, сигналисты, башмачники, составители поездов и т. д.); 7) билетные и багажные кассиры; 8) заведующий грузовыми операциями со штатом товарных кассиров, таксировщиков, весовщиков, маркировщиков, грузчиков и т. д.; инженер или техник по механизации погрузочно-разгрузочных работ; 9) заведующий пунктом льдоснабжения с дежурными помощниками и рабочими; 10) контора обмена (на обменных станциях); 11) отдел рабочего снабжения (при наличии не менее 1.000 работников).

Типовой штат сортировочной станции прилагается (см. приложение № 2).

В. Участковая станция.

  1. Участковая станция является станцией смены локомотивов.
  2. Начальник участковой станции, кроме обязанностей, перечисленных в ст. 3, обязан:

а) пропускать локомотивы из депо под поезда и от прибывших поездов в депо (строго в установленные для этого сроки;

б) формировать сборные поезда на прилегающие участки по действующей на дороге схеме специализации.

В тех случаях, когда участковая станция является обменной станцией, начальник станции обязан организовать обмен вагонами с соседними дорогами с соблюдением узловых соглашений, утверждённых НКПС, и без задержки сверх установленного для этой операции времени, сдавать вагоны в исправном состоянии, принимать вагоны от соседних дорог, не допуская споров по несущественным формальным поводам, и вести точный учёт вагонов, переданных с одной дороги на другую.

Начальник участковой станции, ближайшей к сортировочной, обязан обеспечить разметку вагонов в натурном листе каждого поезда применительно к специализации сортировочных путей на сортировочной станции.

  1. Для участковой станции устанавливается следующая типовая структура: 1) начальник станции; 2) старшие помощники начальника; 3) инженер или техник при начальнике; 4) контора начальника станции; б) хозяйственная часть; 6) справочное бюро; 17) багажные и билетные кассиры и багажные весовщики; 8) дежурные диспетчера, которым оперативно подчиняются операторы, дежурные по станции с техническим штатом (технические конторщики, списчики, сигналисты и стрелочники) и дежурные по путям со штатом составителей, сцепщиков и т. п.; 9) заведующий пунктом льдоснабжения с дежурными помощниками и рабочими (при наличии пункта льдоснабжения); 10) товарная контора; 11) грузовой двор со штатом, весовщиков, маркировщиков, грузчиков и т. п.; 12) контора обмена (на обменных станциях); 13) отдел рабочего снабжения (при наличии не менее 1.000 работников).

Типовой штат участковой станции прилагается (см. приложение № 3).

Г. Промежуточная станция.

  1. Промежуточная станция пропускает все поезда как пассажирские, так и товарные, без переделки и переформирования их состава (за исключением случаев отцепки вагонов по техническим неисправностям или по особым указаниям).
  2. Начальник промежуточной станции, кроме обязанностей, предусмотренных в ст. 3, обязан обеспечить своевременную прицепку к сборным поездам погружённых на станции вагонов и отцепку вагонов, адресованных на данную станцию.
  3. Для промежуточной станции устанавливается следующая типовая структура: 1) начальник станции; 2) дежурные по (станции; 3) товарные, багажные и билетные кассиры, таксировщики, весовщики, коммерческие конторщики, операторы; 4) стрелочники и сигналисты; 5) станционные сторожа и на более крупных станциях—грузчики.

Типовой штат промежуточной станции прилагается (см. приложение № 4).

Д. Пассажирская станция.

  1. Специальные пассажирские станции организуются в больших городских или промышленных центрах.
  2. Начальник пассажирской станции обязан организовать перевозку пассажиров (подготовка вагонов, формирование, отправление точно по расписанию и приём пассажирских поездов, а также обслуживание пассажиров продажей проездных билетов, посадкой в поезда, не допуская, в частности, задержки отправления транзитных пассажиров, приёмом и выдачей багажа, услугами носильщиков, хранением багажа и ручной клади, помещениями для ожидания поездов, буфетом, выдачей справок по вопросам пассажирского движения, приёмом телеграмм, писем и телефоном).

Начальник станции обязан предупреждать и устранять все недоразумения, связанные с предварительной продажей билетов на городских станциях и обеспечить безусловное предоставление мест в данном поезде пассажирам, которые приобрели билеты на городских станциях. В случае отцепки вагонов в пути вследствие технической неисправности, начальник станции обязан обеспечить размещение пассажиров в том же поезде с наибольшими удобствами.

Начальник пассажирской станции обязан обеспечить необходимые удобства для пассажиров и их культурное обслуживание (комнаты матери и ребёнка, комнаты отдыха, радиооповещение и т. п.).

Начальник станции обязан организовать движение пассажиров на вокзале и по перронам так, чтобы не было встречных потоков пассажиров и перевозки багажа во время прохода пассажиров по платформам.

  1. Для пассажирской станции устанавливается следующая типовая структура: 1) начальник станции; 2) 2 старших помощника начальника, один из них — начальник вокзала; 3) инженеры или техники при начальнике станции; 4) контора начальника станции; 5) хозяйственная часть, 6) дежурные диспетчера для руководства технической работой станции, которым оперативно подчиняются операторы, дежурные по станции и дежурные по путям с необходимым техническим штатом (стрелочники, сигналисты, составители поездов и т. д.); 7) заведующий билетными кассами со штатам билетных кассиров и кладовщиков запаса билетов; 8) заведующий багажными операциями со штатом багажных кассиров-, весовщиков, грузчиков и т. д.; 9) дежурные по вокзалу со штатом дежурных по перронам, перронных контролёров, носильщиков, кладовщиков камеры хранения и т. д.; 10) бюро обслуживания пассажиров; 11) отдел рабочего снабжения (при наличии не менее 1.000 работников).

Типовой штат пассажирской станции прилагается (см. приложение № 5).

Народный комиссар путей сообщения А. Андреев

ОАО «Российские железные дороги»

ОАО «Российские железные дороги» Запрос «РЖД» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.

ОАО «Российские железные дороги»

Год основания Ключевые фигуры

Владимир Якунин (президент)

Тип

Открытое акционерное общество

Расположение

Москва (Россия)

Отрасль

Железнодорожные грузовые
и пассажирские перевозки

Число сотрудников

1300 тыс. человек

Оборот

▲ 1,016 трлн руб. (2007 год, МСФО)

Операционная прибыль

▼ 194,6 млрд руб. (2007 год, МСФО)

Чистая прибыль

▲ 144,9 млрд руб. (2007 год, МСФО)

Веб-сайт

ОАО «Росси́йские желе́зные доро́ги» (ОАО «РЖД») — оператор инфраструктуры российской сети железных дорог, одна из крупнейших в мире транспортных компаний. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Штаб-квартира — в Москве по адресу ул. Новая Басманная, дом 2. Часть подразделений центрального аппарата (профильные железнодорожные департаменты) — ул. Каланчёвская, д. 35.

ОАО «РЖД» было создано 1 октября 2003 года, функционально заменив Министерство путей сообщения (МПС). РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС.

Собственники и руководство

Единственным акционером общества является Правительство Российской Федерации.

Президент — Владимир Якунин.

Старший вице-президент — Валентин Гапанович, курирует вопросы единой технической политики.

Вице-президент — Алексей Воротилкин, курирует локомотивное и вагонное хозяйства.

Структура

Электропоезд ЭД4МКМЭлектровоз ВЛ10c грузовым поездом

Принадлежащая ОАО «РЖД» железнодорожная сеть разделена между 17 филиалами:

  • Восточно-Сибирская железная дорога
  • Горьковская железная дорога
  • Дальневосточная железная дорога
  • Забайкальская железная дорога
  • Западно-Сибирская железная дорога
  • Калининградская железная дорога
  • Красноярская железная дорога
  • Куйбышевская железная дорога
  • Московская железная дорога
  • Октябрьская железная дорога
  • Приволжская железная дорога
  • Сахалинская железная дорога
  • Свердловская железная дорога
  • Северная железная дорога
  • Северо-Кавказская железная дорога
  • Юго-Восточная железная дорога
  • Южно-Уральская железная дорога
  • Норильская железная дорога — принадлежит ОАО ГМК «Норильский никель»

Каждая железная дорога в своей структуре имеет отделения железных дорог (кроме Сахалинской и Калининградской), предприятия дорожного подчинения.

См. также Дочерние компании.

Деятельность

Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. ОАО «РЖД» владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяжённостью 85 500 км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. По состоянию на конец 2007 года она присутствует в 79 субъектах России и планирует экспансию ещё в пять.

Офис ОАО «РЖД» на Каланчёвской улице в Москве

Также компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более чем 600 тысяч грузовых и пассажирских вагонов. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва — Санкт-Петербург, выполняется частными поездами.

В начале 2008 года ОАО «РЖД» выиграло тендер на крупный контракт за рубежом — строительство участка железной дороги Север — Юг в Саудовской Аравии. Протяжённость участка — 520 км, стоимость контракта — $800 млн. Уже в мае 2008 года результаты тендера были отменены, причём президент РЖД Владимир Якунин назвал это решение политическим.

Тарифы

Расценки на грузовые перевозки устанавливаются тарифным руководством («прейскурант 10-01») на уровне или выше их себестоимости, в то время как тарифы на пассажирские перевозки (за исключением перевозок в купейных и спальных вагонах) утверждаются государством в лице Федеральной службы по тарифам с учётом социальной направленности этих перевозок ниже их себестоимости. Вследствие этого пассажирские перевозки в рамках ОАО «РЖД» (за исключением отдельных высокодоходных направлений) являются убыточными; данные убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части — с помощью перекрёстного субсидирования за счёт доходов от грузовых перевозок.

В 2005 году тарифы компенсировали менее 75 % расходов на перевозку пассажиров в дальнем следовании. Электрички приносят РЖД ещё больше убытков. В пригородном сообщении тарифы покрывают расходы на 46,7 процента.

Пассажирский тариф условно разделен на две составляющие: «билет» (включающий расходы на транспортную инфраструктуру и локомотивную тягу) и «плацкарту» (услуги транспортной компании — владельца вагона).

Показатели деятельности

Ежегодно ОАО «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд пассажиров и 1,3 млрд тонн грузов.

Вид
деятельности
Показатель 2005 2006 2007 2008
Грузовые
перевозки
грузооборот (трлн т.км). 1,85 2,31 2,4
к пред. году +3,1 % +5 %
грузов (млрд т.). 1,40
к пред. году +4 %
Пассажирские
перевозки
пассажирооборот (млрд пасс.км.) 118,9 174,1 176
к пред. году +3,8 % +1 %
пассажиров (млн пасс.) 1352,8 1296
к пред. году +2,5 %
численность персонала (тыс. чел.) 1127 1099

В 2006 по российским железным дорогам было перевезено 1352,8 млн пассажиров, что на 33,9 млн человек или 2,5 % больше, чем в 2005. В том числе перевезено:

  • в поездах дальнего следования 135,3 млн человек;
  • в электропоездах пригородного сообщения 1217,5 млн человек.

Общая численность персонала ОАО «РЖД» — 1300 тыс. человек.

Финансовые показатели РЖД по МСФО в 2005—2007 годах

Показатели 2005 2006 2007
Выручка 749 млрд руб 877,9 млрд руб 1,016 трлн руб
Операционные расходы 684,7 млрд руб 821,5 млрд руб
Операционная прибыль 194,7 млрд руб 194,6 млрд руб
EBITDA 267,5 млрд руб
Чистая прибыль 114 млрд руб 139,8 млрд руб 144,9 млрд руб

По итогам 2006 года прибыль компании по РСБУ составила 59,2 млрд руб., а чистая прибыль — 26,4 млрд руб. Прибыль от грузовых перевозок достигла 105,3 млрд руб., а убыток от пассажирских — 43,2 млрд руб.

Коэффициент износа зданий и сооружений на железной дороге в 2005 году составлял 70 %, пассажирских вагонов — 65,5 %. В 2006—2007 годах должно быть списано по сроку службы 10 % вагонного парка, средний возраст вагонов превысил 18 лет; 70 % парка не оборудовано системами кондиционирования воздуха. Объем закупаемых вагонов снизился с 1615 единиц в 1992 году до 183 в 1998 году. В 2006 году планируется закупить 731 вагон, однако этого явно недостаточно. Дефицит инвестиционных ресурсов в пассажирском комплексе, по оценкам РЖД, составляет не менее 60 млрд рублей в год.

Подвижной состав РЖД

Основная статья: Подвижной состав РЖД

Инвестиционная программа

Инвестиционная программа РЖД на 2007—2009 запланирована в объёме 694 млрд руб., из них 82 % инвестиций пойдут на обновление инфраструктуры, 16 % — на обновление подвижного состава. В 2007 инвестпрограмма запланирована в объеме 210 млрд руб., в 2008—231 млрд руб., в 2009—252 млрд руб.

По состоянию на III квартал 2007 года износ основных фондов РЖД составляет 58 %, а по грузовым вагонам — около 80 %. При условии отказа от продления ресурса подвижного состава, ежегодно на списание необходимо отправлять не менее 15 тыс. грузовых вагонов, и при таких условиях к 2010 году будет списано до 220 тыс. вагонов из 588 тыс.; исходя из этого, ежегодная потребность в грузовых вагонах составляет не менее 30 тыс..

Закупка подвижного состава ОАО «РЖД»

Подвижной состав 2006 2007 2008-2010
Локомотивы 278 319 1,9 тысяч
Грузовые вагоны свыше 8,5 тысяч свыше 11,4 тысяч около 40 тысяч
Пассажирские вагоны 738 895
Пригородные электропоезда (элект­рички) около 750 свыше 740
Инвестиции более 53 млрд руб более 80 млрд руб

Одним из приоритетных направлений в деятельности компании является развитие инфраструктуры в Южном федеральном округе. На эти цели до 2030 года планируется направить 585 млрд руб. По словам Президента ОАО РЖД Владимира Якунина, субъекты России возьмут на себя только 7 % финансирования программы, оставляя большую часть расходов федеральному бюджету.

В рамках инвестиционной программы в 2008 году РЖД было закуплено 1042 вагона (на 132 единицы больше, чем в 2007), из них 329 плацкартных, 602 купейных, 41 СВ, 4 спецвагона, 40 вагонов-ресторанов и 26 вагонов повышенной комфортности. На эти цели было выделено 21,8 млрд. рублей.

Большинство единиц подвижного состава – производства Тверского вагоностроительного завода, который 18 декабря 2008 поставил РЖД тысячный с начала года пассажирский вагон.

Дочерние компании

Старый логотип РЖД

  • ОАО «РЖД» является стопроцентным акционером телекоммуникационной компании «Транстелеком», созданной для собственных нужд «Российских железных дорог».
  • Также ОАО «РЖД» принадлежит компания «Трансконтейнер» — крупнейший оператор контейнерных перевозок России.
  • 74,995 % акций Транскредитбанка
  • «ЖАСО» — страхование
  • ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК»)
  • ОАО «БетЭлТранс» (ОАО «БЭТ»)

Слияния и поглощения

8 октября 2008 года было подписано соглашение о продаже 90 % акций банка «КИТ Финанс», пострадавшего во время финансового кризиса, консорциуму ОАО «Инвестиционная группа «АЛРОСА» (дочерней компании российской алмазодобывающей группы «АЛРОСА») и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД получит 45 % акций банка). 9 октября стало известно, что РЖД купило акции КИТ Финанс за символические 100 рублей.

Перспективные проекты

  • Скоростное сообщение будет налажено между городами: Нижний Новгород←→Москва←→Санкт-Петербург←→Хельсинки.

О проекте Санкт-Петербург←→Хельсинки О проекте Нижний Новгород←→Москва

  • Агентство транспортной безопасности. Начальник департамента безопасности РЖД Александр Сергиенко объявил 6 сентября о том, что ОАО «Российские железные дороги» предлагает создать единое агентство транспортной безопасности:
    • Создание единого ведомства, которое занималось бы вопросами безопасности на транспорте в целом.
    • Ужесточение ответственности, в том числе введя уголовную ответственность за порчу и расхищение имущества компании.
    • Вопросы безопасности на транспорте должны решаться государством, поскольку иначе финансовая сторона ляжет на плечи населения.

В связи с проведением олимпиады в Сочи РЖД анонсировало проект скоростного сообщения Москва-Адлер, стоимостью в 481,3 млрд руб.

  • РЖД планирует расширить сеть железных дорог с российской шириной колеи 1520 мм на страны Европы, что позволит им в разы повысить товарооборот с Китаем и Средней Азией, так как по этой линии последние, через Транссиб, смогут направлять свои перевозки импорта и экспорта без необходимости смены тележек подвижного состава. Грузопоток будет ограничен тремя сутками из любой точки консолидации. Среди наиболее перспективных на данный момент рассматривается маршрут Москва — Вена. Увеличение нагрузки на Траннссиб, в свою очередь, возможно потребует некоторой реорганизации движения и прокладку дополнительных путей.

Ребрендинг

Вагон, оформленный в новом фирменном стиле ОАО РЖД

В мае 2007 года руководство компании объявило о смене корпоративного имиджа. Смена фирменного стиля будет происходить в несколько этапов в течение 2007—2010 годов. Новый логотип компании разработан рекламным агентством BBDO. За разработку нового логотипа компания РЖД по оценкам экспертов заплатила 200 000 $.

Фирменный стиль РЖД основывается на разработанном берлинским бюро HardCase Design в 2007—2008 годах по заказу рекламного агентства BBDO семействе корпоративных шрифтов RussianRail, состоящем из 15 начертаний. Авторы семейства — Дмитрий Лавров и Ральф дю Карруа. В новом логотипе компании использован гротесковый шрифт RussianRail Grotesque Medium. Окончательный вариант логотипа РЖД также реализован HardCase Design во взаимодействии с BBDO в конце 2007 года.

Новый логотип «РЖД» имеет сходство с логотипом компании Kowloon-Canton Railway — китайского оператора железных дорог.

Интересные факты

  • Российские железные дороги потребляют до 6 % всей произведённой электроэнергии в стране, или 44 млрд кВт·ч в год, и 10 % дизельного топлива.
  • Самый протяжённый маршрут поезда — Харьков ↔ Владивосток (№ 053 и 133), расстояние 9722 км (в обратную сторону — 9715 км).
  • Самые протяжённые беспересадочные маршруты — 10 267 км: Москва ↔ Пхеньян через Хабаровск (беспересадочный вагон к поезду № 001/002 Москва ↔ Владивосток) и Киев → Владивосток (беспересадочный вагон к поезду № 053 Харьков ↔ Владивосток).
  • Также превышают рубеж в 10 000 км беспересадочные вагоны: Днепропетровск ↔ Владивосток и Донецк ↔ Владивосток (к поезду № 053 Харьков ↔ Владивосток).
  • До революции в России существовало одноимённое Главное общество российских железных дорог, образованное 26 января 1857 года в соответсвии с императорским указом Александра II. Учредителями общества являлись русские, польские, английские и французские банкиры. Капитал общества составлял 275 млн рублей серебром. Первым председателем Совета управления общества был барон Пётр Казимирович Мейендорф, а главным директором являлся Карл Колдиньон — главный инспектор мостов и дорог Франции. В 1859 году каждый пассажир имел право бесплатно провозить один пуд багажа, а остальной багаж оплачивался по отдельному тарифу

Примечания

  1. http://www.rzd.ru/wps/portal/rzd?STRUCTURE_ID=637
  2. 1 2 www.dp.ru Назначены старший вице-президент и вице-президент РЖД // Деловой Петербург 1606-1829 (Online). — 13:57 04 июня 2008.
  3. Елена Вранцева «Владимир Якунин: „Когда обсуждаем инвестиции, возникают нешуточные баталии“» «Деловой Петербург» ISSN 1606—1829 (Online) 3 октября 2007 года
  4. Анжела Сикамова. Прорыв РЖД // Ведомости, № 10 (2032), 22 января 2008
  5. РЖД не пустили в Аравию
  6. Глеб Столяров. Виноваты пассажиры // Ведомости, № 190 (2212), 8 октября 2008
  7. РИА «РосБизнесКонслатинг», «Чистая прибыль РЖД за 2006 г выросла до 139 млрд руб.», 19 октября 2007
  8. Глеб Столяров. Виноваты пассажиры // Ведомости, № 190 (2212), 8 октября 2008
  9. РИА «РосБизнесКонслатинг», «Чистая прибыль РЖД за 2006 г выросла до 139 млрд руб.», 19 октября 2007
  10. Константин Волков, Филипп Стеркин. Кто платит за проезд. Как Росжелдор обновит вагонный парк // Ведомости, № 160 (1934), 28 августа 2007
  11. 1 2 Развитие железных дорог профинансируют из бюджета России // КоммерсантЪ», 4 августа 2007 года
  12. 1 2 Евгения Гаврилюк, Дмитрий Кудряшов «РЖД закупились по полной» РБК Daily 20 сентября 2007 года
  13. Президент РЖД Владимир Якунин
  14. Из них 500 — в 2008 году
  15. http://www.tverinfo.ru/analitika/proshlii_god_dlya_rzhd_bil_rekordnim.html
  16. АЛРОСА и РЖД покупают «КИТ Финанс»
  17. http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1037936
  18. «РЖД предложила создать агентство транспортной безопасности» «КоммерсантЪ» со ссылкой на РИА «Новости»
  19. www.dp.ru «481,3 млрд руб. затратит РЖД на скоростные поезда до Сочи» (рус.). Сочи. Деловой Петербург 1606-1829 (Online) (09:12 23 января 2008 года). Проверено 22 января 2008.
  20. Екатерина Поспелова. РЖД прорубят окно в Европу // РБК daily, 2 сентября 2008
  21. http://rzd.ru/wps/portal/rzd?STRUCTURE_ID=704&layer_id=3347&id=60229
  22. http://www.lenta.ru/articles/2007/05/23/rzhd/
  23. http://www.expert.ru/articles/2007/09/24/black/
  24. Памятная книжка Главного общества российских железных дорог на 1859 год. СПб, 1859

См. также

  • Список железнодорожных станций и платформ России
  • Список станций РЖД, где останавливаются поезда дальнего следования
  • Высокие пассажирские платформы на железных дорогах России
  • Связь на железнодорожном транспорте
  • Фирменный пассажирский поезд
  • Список министров путей сообщения России

Ссылки

  • Официальный сайт ОАО «РЖД»
  • Список отделений железных дорог России и некоторых стран СНГ
  • Расписание, наличие мест, стоимость билетов
  • Онлайн-продажа билетов
  • Расписание пригородных поездов России
  • Факты о российских железных дорогах

Железные дороги России

ОАО «Российские железные дороги»
ОАО АК «Железные дороги Якутии» | ОАО «Ямальская железнодорожная компания» | Норильская железная дорога | ОАО «Золотое звено»

Проводник – первое звено в цепочке профессиональных специалистов, сопровождающих вас в поездке и уполномоченных решать возникающие проблемы. Но бывают ситуации, помочь в которых может только руководство. Его представляет в рейсе начальник поезда. Давайте разберемся, кто же это такой и когда к такому сотруднику можно обращаться.

Ситуации в поездках случаются разные. Некоторые из них непредвиденные, форс-мажорные. В большинстве случаев за помощью гости обращаются к проводникам. И это правильно. Проводник – первое звено в цепочке профессиональных специалистов, сопровождающих вас в поездке и уполномоченных решать возникающие проблемы.

Но бывают ситуации, помочь в которых может только руководство. Его представляет в рейсе начальник поезда. Давайте разберемся, кто же это такой и когда к такому сотруднику можно обращаться.

Кто главный?

Начальника поезда часто и необоснованно путают с машинистом. На самом деле это разные сотрудники, у каждого из которых свои функциональные обязанности и служебные задачи. Машинист осуществляет непосредственное техническое управление составом. По функционалу это – «водитель», а не руководитель.

Начальник поезда обеспечивает общий контроль работы персонала в рейсе. Он распределяет обязанности, отслеживает выполнение сотрудниками функциональных обязанностей, контролирует качество решения служебных задач. Начальник уполномочен принимать определенные управленческие и ситуационные решения. Именно он отвечает за качество обслуживания гостей, урегулирование форс-мажорных ситуаций, в которых не могут помочь проводники.

Когда обращаться к начальнику поезда?

Поводов для обращения к начальнику поезда может быть несколько. Самые распространенные связаны с проездными документами. Если, например, вам нужно срочно сесть на поезд, а из-за технологического перерыва на вокзале невозможно приобрести билет, не отчаивайтесь. Обращайтесь к начальнику нужного поезда. Этот сотрудник имеет право принять решение о посадке в поезд гостей, имеющих обоснованную потребность срочно выехать в конкретном направлении. Временно размещаются такие гости в штабном вагоне. Правда, действует ограничение по количеству человек. Одновременно в срочном порядке в поезд его начальник имеет право пустить не больше 4 гостей. В дальнейшем сотрудник оформляет проездные документы на свободные места. Если гость сел на промежуточной станции, время оформления документов – полчаса. В течение часа разрешено оформлять проездные документы для тех, кто в срочном порядке сел в поезд в пункте отправления.

Также к начальнику поезда можно обратиться при утере билета. Правда, утерян он должен быть по вине проводника. В данном случае начальником поезда составляется соответствующий акт. На основании этого документа на ближайшей станции на имя гостя оформляется новый билет. Он выдается по окончании поездки взамен утерянного. Проездной документ имеет ту же юридическую силу, что и оригинальный, купленный в пункте отправления (в режиме оффлайн или онлайн). Такой билет можно сдать в бухгалтерию для получения компенсации затрат на проезд, если гость ехал в командировку.

Если на одно место было по каким-то причинам продано несколько билетов, к разрешению форс-мажорной ситуации тоже привлекается начальник поезда. И здесь не обходится без составления соответствующего акта. После этого проводники и начальник поезда принимают меры для предоставления гостям мест в вагонах.

Гостю в дороге стало плохо и без помощи медперсонала не обойтись? В этом случае нужно обращаться к начальнику поезда. Его задача – вызвать бригаду скорой помощи к ближайшей станции для оказания гостю квалифицированной помощи и госпитализации, если в последней имеется необходимость. Обращение к начальнику поезда в случае болезни осуществляется через проводника.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *