Общие требования к содержанию образования
Содержание образования определяется в образовательных программах. Содержание образования должно:
- 1) содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
- 2) учитывать разнообразие мировоззренческих подходов;
- 3) способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
- 4) обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
- 1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
- 2) основные профессиональные образовательные программы:
- — образовательные программы СПО — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
- — образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
- 3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
- 1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные пред- профессиональные программы;
- 2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Федеральным законом № 273-ФЗ не установлено иное.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.
Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются Минобрнауки РФ, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ.
К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.
СТАТЬЯ 14. Общие требования к содержанию образования
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
формирование духовно-нравственной личности;
(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ)
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)
5.1. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ)
5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ)
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся – граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 № 100-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ)
8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.
Статья 14. Общие требования к содержанию образования
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
формирование духовно-нравственной личности;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.
5.1. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.
5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
5.3. Примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся — граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
Нормативные документы регламентирующие содержание образования ГОС – это система основных параметров, которые принимаются в качестве гос нормы, образованности, отражающая общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности по достижению этого идеала. Нормы и требования установленные стандартом понимаются как эталон, при оценке качества образования. Объекты стандартизации – структура образования, содержание, объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучаемых. Стандарт образования включает – федеральный, национально-региональный, школьный. Федеральный – определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство пед пространства РФ, интеграцию личности в системе мировой культуры -> вот почему он считается базовым. Нац-региональный – определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (в языке, литературе, географии). Школьный – специфика и направленность отдельного учебного заведения. К нормативным документам относятся: учебный план – нормативный документ определяющий состав учебных предметов, порядок и последовательность их изучения по годам, а т.ж. кол-во часов отведенное на их изучение (недельное, годовое). Существует – базовый уч план, региональный, план школы. Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения. Национально-региональный компонент обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны в лице субъектов Федерации (родной язык и литература или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры). Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана. Структура учебного плана: Инвариантная часть (редко меняется). Вариантная часть – индивид характер развития обучаемых с учетом их личностных интересов (факультативов). В учебных планах школы представлены также теоретическое и практическое обучение. Их пересечение приводит к необходимости введения лабораторно-практических занятий, учебных и производственных практик. Учебные программы – это нормативный документ, раскрывающий содержание зун подлежащих усвоению разрабатывается на основе гос. Учебные программы бывают: типовые (минимум образов); рабочие; авторские. Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.
ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»: ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование является мощным фактором социально-экономического развития общества. В законе РФ «Об образовании» образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и образования в интересах человека, общества и государства». Основные теории формирования содержания школьного образования сложились в конце 18 в. — нач. 20 в. В истории педагогики они известны как теории материального и формального образования.
Материальная теория формирования содержания образования, известная в истории педагогики еще и как теория дидактического материализма, обосновывает необходимость передачи учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Сторонники этой теории (их называют еще энциклопедистами), видя основную цель школы в передаче обучающимся знаний, считали, что глубина понимания определенного фрагмента деятельности пропорциональна количеству изученного материала. Исходя из этого, они стремились включить в программу изучения своего предмета как можно больше материала. Такой подход к формированию содержания школьного образования оказывается малоэффективным, т.к. на головы учащихся обрушивается лавина информации, которая может быть усвоена фрагментарно и поверхностно, прежде всего, за счет памяти.
И.Г. Песталоцци считал, что главной целью обучения должно быть «усиление правильности мышления учеников или формальное образование», нацеленное главным образом на развитие способностей учащихся, их познавательных интересов, психических процессов (памяти, представлений, мышления и др.). Соответственно, в содержании образования должны включаться учебные предметы, отражающие инструментальный, а не содержательный, фактологический материал (языки, математика). В данной концепции отрицается необходимость в обучении предметам, например, естественным; не учитывается реальная сила в становлении личности в процессе обучения связи между содержанием и формой, между фактами и обусловленными ими интеллектуальными операциями.
Содержание образования — это модель социального заказа. Содержание образования — система научных законов, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, кт. необходимо овладевать учащимся в процессе обучения. Содержание образования — педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и отношения к миру, кт. обеспечивает развитие личности. Источник содержания образования — социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества.
Содержание образования содержит 4 этапа: 1) знания о природе, обществе, человеке, технике, 2) умение и навыки, способы деятельности, 3) опыт творческой, поисковой деятельности, 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу. Все компоненты взаимосвязаны.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: а) обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, б) развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Требования к содержанию образования:
- 1. содержание образования на всех ступенях должно быть направлено на формирование гармонично развитой личности;
- 2. содержание образования должно строиться на научной основе; знания, кт. даются в школе должны соответствовать прогрессу социального и культурного развития;
- 3. содержание образования должно соответствовать логике и системе, свойств той/иной науке. Новые знания выходят из старых.
- 4. содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами (физика — на основе математики, химия — математика и физика).
- 5. связь с практикой — теоретические знания должны подкрепляться на практике. Содержание образования должно соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки (объем и степень сложности материала, доступность).
Факторы, влияющие на изменение содержания образования:
- 1. объективные факторы — потребности общества в преобразовании общечеловеческой природы, изменения в развитии науки и техники.
- 2. субъективные факторы — это методологические позиции ученых, различия в трактовке какого-либо вопроса.
Виды образования: общее и профессиональное. Общее — основная задача: общетеоретическая подготовка учащихся и применение приобретенных знаний на практике. Содержание общего образования направлено на решение задач формирования общей культуры, адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы. Профессиональное образование — формирование трудовых навыков и умений, подготовка специалистов соответствующей квалификации, подготовка личности к определенной профессиональной деятельности, усвоение в этом направлении необходимых знаний и практических навыков.
В законе «Об образовании» образование подразделяется на:
- 1. дошкольное;
- 2. начальное: — начальное общее — 4 класса.
— основное общее — 9 кл.
— среднее, полное общее -11 кл.
- 3. начальное профессиональное (училище)
- — среднее профессиональное (колледжи)
- — высшее профессиональное.
- 4. Послевузовское: аспирантура, ординатура, докторантура;
- 5. Дополнительное образование (на каждом этапе);
- 6. спец. учреждения;
- 7. приюты для детей сирот.
Документы, определяющие содержание образования: ГОСТ, учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия.
- 1. Закон «Об образовании», применительно к каждому аспекту образования, экономическая оснащенность образования, соц. гарантии граждан, международная деятельность в области образования.
- 2. Образовательный стандарт (ГОСТ) — обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. В государственном стандарте общего образования выделяются 3 составных компонента: федеральный, национально-региональный и местный, школьный.
В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметов, отражающих специфику функционирования и развития региона, а школьный компонент — специфику отдельно взятого образовательного учреждения.
Стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своими гражданами, а с другой — гражданина перед государством в области образования.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
- — обобщенное описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
- — требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
- — максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
ГОСТ меняется каждые 5 лет. Инвариативная (обязательная часть) и вариативная часть (дает возможность ВУЗам вводить свои предметы, учитывая культурные особенности, специфику региона, национальные особенности, пожелания студентов, преподавателей, родителей).
3. Учебный план — нормативный документ, направляющий деятельность школы.
Учебный план общеобразовательной школы — документ, содержащий перечень изучаемых в ней учебных предметов, их распределение (последовательность изучения) по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. Также здесь определяется продолжительность учебного года, четвертей, каникул, перечень предметов, их распределение по годам, количество часов и т.д. Т.е это целостное представление о наполнении и соотношении областей знаний по годам обучения.
Виды учебных планов: базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные и региональные учебные планы и учебный план конкретной школы. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством образования РФ. Представляет собой государственную норму общего среднего образования, которая устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается Министерством образования РФ.
Учебный план школы разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы: собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы.
4. Учебная программа — нормативный документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и очерчивается круг основных ЗУН, которыми необходимо овладеть учащимся. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время в российских школах используются два вида учебных программ: типовые программы и рабочие школьные программы.
Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета. На основе типовой учебной программы составляются рабочие программы, в которых отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.
Авторские учебные программы отличаются логикой построения курса, глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору.
5. Учебники и учебные пособия. Конкретное содержание учебных программ раскрывается в учебниках и учебных пособиях. В них учебный материал по каждому предмету расчленяется на отдельные темы и дается его фактическое изложение. По форме изложения учебник должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся в учебнике и в учебных пособиях одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.