Содержание

Характеристика способов образования земельных участков

Общие основания образования новых участков можно разделить в две группы:

  • 1) Образование нового участка путем изменения физического и юридического статуса уже существующих участков;
  • 2) Образование нового участка путем формирования нового объекта недвижимого имущества из состава территорий, не обладающих признаками и свойствами земельного участка.

Исходя из указанных оснований, можно выделить основные способы образования новых участков земли:

  • 1) Раздел существующего участка на несколько новых;
  • 2) Объединение существующих участков в один новый;
  • 3) Перераспределение существующих земельных участков с образованием новых;
  • 4) Выдел из существующего участка;
  • 5) Образование нового участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При разделе или объединении существующих участков полностью утрачивают их физический и юридический статус, а вместо них появляются новые уникальные объекты недвижимости.

При выделе или объединении первоначальные участки сохраняют свое существование с изменением физического и юридического статуса. На вновь образованные участки сохраняются права и обременения (ограничения), установленные в отношении исходных участков, если иное не установлено условиями соглашения сторон или нормативными актами.

Раздел земельного участка

В процессе раздела существующий участок земли прекращает свое существование и вместо него возникает два или более новых земельных участка. То, как именно земельный участок будет разделен, зависит от волеизъявления сторон, юридического статуса участка и его технических характеристик и свойств.

В случае раздела вновь образованные участки приобретают целевое назначение и разрешенные виды пользования ранее существовавшего участка. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законодательством.

Участок, прекративший существование при разделе, теряет свой юридический статус – его уникальный кадастровый номер подлежит удалению из сведений государственного кадастра недвижимости (с 01 января 2017 года – из ЕГРН). Вновь образованным земельным участкам присваиваются новые уникальные кадастровые номера с внесением соответствующих сведений в ГКН.

В ряде случае земельный участок может быть неделимым, так как его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения. Информация о невозможности раздела может включаться в градостроительный план земельного участка.

Выдел земельного участка

Выдел земельной доли (долей) допускается в случаях, когда в отношении исходного участка существует право общей долевой собственности. При этом, после выдела образуются один или несколько новых участков. Исходный земельный участок сохраняет свое существование в измененных границах.

На новый участок возникает право собственности лица, подавшего заявление на выдел земельной доли. При этом его право общей долевой собственности на исходный участок прекращается.

Типичным случаем возникновения необходимости в выделе земельной доли является отсутствие согласия дольщиков по использованию общего земельного участка. При отсутствии согласия остальных дольщиков на выдел доли в натуре, заявитель имеет право требования выдела в судебном порядке. Если участок является неделимым и выдел доли в натуре невозможен, заявитель имеет право на выплату ему стоимости доли за счет остальных дольщиков.

Для выдела земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения существуют специфические особенности. В этом случае решение об образовании нового участка путем выдела в счет земельной доли принимает общее собрание участников общей долевой собственности, а если такое решение отсутствует, заявитель имеет право обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания нового участка для последующего выдела.

Размер выделяемой доли определяется в соответствие с данными правоустанавливающих документов на выделяемые доли. Площадь вновь образованного участка в таком случае может быть больше или меньше нормативной, в зависимости от физических и качественных свойств земли. Споры относительно площади вновь образованных участков решаются по соглашению дольщиков исходного участка, а при отсутствии согласия – в судебном порядке.

Выдел из земель государственной или муниципальной собственности не допускается, так как в этом случае у исходных участков отсутствует зарегистрированное право общей долевой собственности. Образование участка из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется путем формирования участка в процессе его межевания и кадастрового учета.

Способы образования земельных участков и состав межевого плана

Способы образования земельных участков предусмотрены статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки образуются или из существующих других земельных участков (путем раздела, объединения, перераспределения или выдела из уже существующих земельных участков), или впервые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу, предусмотренному Земельным кодексом, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Способы образования новых земельных участков регламентированы №221-ФЗ от 24.07.2007г «О государственном кадастре недвижимости»:

1) образование земельных (земельного) участков из земель государственной, земель субъекта федерации, земель муниципального фонда или из земель собственность на которые не определена;

2) из учтенного земельного участка (земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости и границы которого трактуются однозначно в соответствии с нормативной точностью для земель данной категории) путем выделения или деления исходного на два и более земельных участка. В этом случае исходный земельный участок именуется преобразуемым земельным участком;

3) из учтенных земельных участков путем объединения двух и более земельных участков;

4) из земельных участков путем выделения земельной доли право на которую подтверждено должным образом.

Во всех случаях при проведении кадастровым инженером кадастровых работ по формированию нового земельного участка оформляется межевой план. Следует иметь ввиду, что, при образовании земельного участка путем объединения двух и более земельных участков кадастровые номера, выданные земельным участкам из которых происходит образование нового земельного участка, прекращают свое существование, а вновь образованному земельному участку присваивается новый кадастровый номер. Подобное прекращение действия кадастрового номера происходит и в случае выделения из одного земельного участка двух и более земельных участков, а новым объектам недвижимости присваиваются новые кадастровые номера.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам, определенные Федеральным законом №221-ФЗ от 24.07.2007г «О государственном кадастре недвижимости»:

1) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательствомо градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;

2) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяетсяили в отношении которых градостроительные регламентыне устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральнымизаконами;

3) границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;

4) не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;

5) не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;

6) образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства, осуществляется Федеральным законом №246-ФЗ от 19 июля 2011 года.

Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности — сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.

Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.

Инициаторами создания искусственных земельных участков могут быть федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Инициатор создания искусственного земельного участка осуществляет подготовку проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части.

Проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности содержит:

1) указание на планируемое использование искусственно созданного земельного участка с указанием предполагаемого целевого назначения, в том числе вида, видов разрешенного использования искусственно созданного земельного участка. В проекте может быть указан конкретный объект капитального строительства, для размещения которого создается искусственный земельный участок;

2) планируемое местоположение искусственного земельного участка.

К работам, необходимым для создания искусственного земельного участка, относятся:

1) подготовка документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

2) выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации для создания искусственного земельного участка;

3) подготовка проектной документации для создания искусственного земельного участка;

4) проведение работ по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка грунта или проведение работ с использованием иных технологий).

К заявлению о выдаче разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию прилагаются следующие документы:

1) разрешение на проведение работ по созданию искусственного земельного участка;

2) акт приемки искусственного земельного участка (в случае, если предоставление такого акта для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации);

3) документ, подтверждающий соответствие искусственного земельного участка требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим его создание;

4) документ, подтверждающий соответствие параметров искусственно созданного земельного участка проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим его создание;

5) заключение органа государственного строительного надзора о соответствии искусственно созданного земельного участка требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического контроля.

Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. №412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» определены основные положения о межевом плане.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевой план включаются сведения о:

1) земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков (преобразуемые (исходные) земельные участки) или выделе из земельных участков;

2) земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

3) земельных участках, из которых в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности образованы новые земельные участки, а также земельных участках, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами после раздела сохраняются в измененных границах, и ранее учтенных (до 1 марта 2008 г.) земельных участках, представляющих собой единое землепользование (измененные земельные участки);

4) земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и (или) площади (уточняемые земельные участки).

Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. При этом в состав текстовой части межевого плана обязательно входят титульный лист и содержание.

К текстовой части межевого плана относятся следующие разделы:

1) исходные данные;

2) сведения о выполненных измерениях и расчетах;

3) сведения об образуемых земельных участках и их частях;

4) сведения об измененных земельных участках и их частях;

5) сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам;

6) сведения об уточняемых земельных участках и их частях;

7) сведения об образуемых частях земельного участка;

8) заключение кадастрового инженера;

9) акт согласования местоположения границы земельного участка.

К графической части межевого плана относятся следующие разделы:

1) схема геодезических построений;

2) схема расположения земельных участков;

3) чертеж земельных участков и их частей;

4) абрисы узловых точек границ земельных участков.

При выполнении курсовой работы был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка путем выдела из земель муниципальной собственности (Приложение А). При этом были учтены требования, предъявляемые к оформлению графической и текстовой частям межевого плана.

Цель проведения в отношении земельных участков

Целью межевания является обеспечение возможности владения земельным наделом (получение права собственности) и впоследствии проведение каких-либо действий с участком.

Частными случаями необходимости проведения кадастровых работ являются:

  • Создание новых участков для выделения их из массы земель;
  • Установление новых границ после ликвидации старых объектов;
  • Внесение в реестр измененных координат по участку и данных, касающихся его площади и конфигурации;
  • Объединение двух или более участков в один объект;
  • Регистрация права собственности на надел при наличии необходимости проведения коммуникаций;
  • Выделение земли из общего надела;
  • Приватизация участка, который находится в государственной собственности;
  • Наложение ограничения на земли, связанного с проведением работ на смежных участках.

Возможность осуществления сделок любого характера с участками или недвижимостью на ней возникает только после того, как осуществляются кадастровые работы и выдаются регистрационные документы на землю.

Виды

В общем кадастровые работы в отношении недвижимости делятся на виды в зависимости от того, что будет являться объектом, по которому производится межевание и выдается документация:

  • По земельным участкам;
  • По объектам недвижимости;
  • Межевание комплексного характера, которое имеет отношение как к земле, так и к строениям на ней.

Относительно земельных наделов виды работ могут быть следующими:

  • Определение характеристик и состава земель, являющихся смежными с участком, относительно которого проводится межевание;
  • Оформление чертежей, в которых отражаются выполненные вычисления и измерения, предварительно согласованные с органами местного самоуправления;
  • Проведение кадастровой съемки объекта при определении границ и формы участка земли;
  • Сбор документации для оформления свидетельства о праве собственности на участок и проведения с ним любых процедур отчуждения, застройки, изменению назначения;
  • Уточнение границ при их отсутствии посредством измерения точек координат земельного надела;
  • Определение контура земельного надела;
  • Оказание полного комплекса услуг по наделу, оформление межевого плана.

Этапы

Проведение межевания осуществляется в несколько этапов, среди которых можно выделить подготовку и предоставление документации, сбор информации относительно участка, осмотр объекта на местности и составление документации по наделу.

Подготовка документов

Первый этап включает в себя сбор и подготовку документации, на основании которой будет проводиться межевание.

К таким документам относятся свидетельство о праве собственности, картографические материалы, выписки из единого государственного реестра недвижимости относительно участка и земель, смежных с ним, списки координат опорных точек участков.

Также могут использоваться данные, содержащиеся в документации относительно проходящих инженерных сетей, информация по инвентаризации земель и лицам, имеющим право собственности или пользования смежными участками.

Сбор и систематизация информации о наделе и его границах

В зависимости от вида проводимых кадастровых работ и цели, для которой они осуществляются, на основании предоставленной заказчиком документации и дополнительно запрошенных данных формируется информация о земельном участке.

При отсутствии необходимых данных или сведений данные берутся на основании замеров и других действий, осуществляемых инженером непосредственно на местности.

Осмотр объекта и проведение геодезической съемки

Одним из следующих этапов становится геодезическая съемка – комплекс работ, включающий в себя определение географического месторасположения земельного участка, принятие во внимание экономической ценности земли с точки зрения ее расположения и наличия инфраструктуры.

Определяется также состав грунта и возможность возведения на земле зданий и сооружений.

Произведенные работы отражаются в специальном документе – геоподоснове, которая действительна на протяжении 4 лет с момента составления.

Параллельно с таким действиями происходит согласование межей участка с теми лицами, чьи интересы могут быть затронуты, а также учитываются те площади, которые не могут быть использованы для определенных действий ввиду того, что по ним проходят коммуникации, линии электропередач или они представляют особую природную ценность.

Требования к проведению

При проведении работ кадастровый инженер должен учитывать все данные, полученные как из документальных источников, так и при непосредственном исследовании местности.

Искажение каких-либо сведений или их намеренное укрытие может караться привлечением к ответственности и лишением разрешения на подобный вид деятельности.

При формировании земельных участков специалист должен руководствоваться следующими требованиями:

  • Площадь земли должна отвечать нормам, которые отражаются в правилах и законодательстве, регулирующем градостроительство;
  • Границы надела, определенные инженером, не должны выходить на территорию смежных с ним наделов;
  • Земельный надел не должен доставлять трудности в доступе или пользованию другими участками, смежными с ним.

Завершающий этап и итоги выполнения

Завершающим этапом по проведению кадастровых работ становится составление и предоставление заказчику документации по земельному участку – кадастрового паспорта и выписки из кадастра.

В кадастровом паспорте отражается схема участка, его номер, который соответствует данным единой базы, занимаемая площадь, месторасположение, кадастровая стоимость, назначение (для каких целей может непосредственно использоваться), данные о законности установленных границ и дата внесения информации по нему в государственный реестр.

В выписке отражаются данные по наделу относительно координат и межей, которые и определяют границы собственности заказчика.

Особенности

Кадастровые работы по образованию участков проводятся при выделении зарегистрированных наделов из общей массы, а также отделении земель, входящих в государственную или муниципальную собственность.

Особенностью межевания является то, что само первичное образование будет осуществляться только по решению государственных структур.

Это решение заказчик (будущий собственник или заинтересованное лицо) получает и предоставляют кадастровому инженеру среди перечня необходимой документации.

Если происходит выделение земли из нескольких участков, предоставленных в пользование группе лиц, необходимо иметь постановление собрания участников (общества, товарищества) или известить о процессе выделения посредством публикации в печатном СМИ.

Итак, кадастровые работы являются обязательными для возможности получения права собственности на земельный участок и осуществления любых операций по смене владельца, отчуждению, возведению зданий и сооружений, выделению из общей массы или объединению.

К кадастровым работам допускаются исключительно сертифицированные специалисты, которые в итоге проведенных действий предоставляют кадастровый паспорт и выписку из единого реестра по земельному участку.

> Образование и предоставление земельного участка

Порядок предоставления земельного участка

Сам процесс предоставления земельных участков зависит от того, как был сформирован сам предмет имущественных правоотношений — земельный участок. Всего Земельный кодекс предусматривает два случая предоставления земельных участков:

— без предварительного согласования мест размещения объектов;

— с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Такое деление сделано в законодательстве не случайно. Земельные участки для целей строительства с предварительным согласованием размещения объектов предоставляются, в постоянное (бессрочное) пользование ограниченному кругу лиц — федеральным казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления, либо в аренду. То есть в этом случае государство или местное самоуправление не лишается права собственности на земельные участки, предоставленные под строительство. Предоставление в собственность заявителей земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Это большой прогресс в земельных правоотношениях, так как по старому порядку органы исполнительной власти могли предоставлять земельные участки под строительство по своему усмотрению. Теперь этот процесс стал публичным и компетентным органам государственной власти или местного самоуправления стало сложнее предоставлять земельные участки исходя из собственных предпочтений.

Земельный участок, необходимый для реализации проекта, находится в муниципальной собственности. Поэтому, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием. В данном случае строительство будет производиться без предварительного согласования мест размещения объектов.

Теперь необходимо проводить обязательные торги, конкурсы, аукционы, где всякий желающий имеет право принять в них участие. Этим самым предполагается значительно снизить возможность злоупотребления представителями власти в процессе предоставления земельных участков для строительства.

строительство гостиница земельный кадастровый

Порядок проведения торгов

Порядку проведения торгов посвящены статьи 447-449 Гражданского Кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301; 1996. №9. Ст. 773; №34. Ст. 4026; 1999. №28. Ст. 3471; 2001. №17. Ст. 1644 №21. Ст. 2063, 2002. №12. Ст. 1093; №48. Ст. 4737; 2003. №2. Ст. 167; №52 (часть 1). Ст. 5034; 2004. №27. Ст. 2711; №31. Ст. 3233; 2005. №1 (часть 1). Ст. 18; №1 (часть 1). Ст. 39; №1 (часть 1). Ст. 43; №27. Ст. 2722; №30 (часть 2). Ст. 3120; 2006. №2. Ст. 171; №3. Ст. 282; №23. Ст. 2380; №27. Ст. 2881; №31 (часть 1). Ст. 3437; №45. Ст. 4627; №50. Ст. 5279; №52 (часть 1). Ст. 5497; №52 (часть 1). Ст. 5498; 2007. №1 (часть 1). Ст. 21; №1 (часть 1). Ст. 39; №5. Ст. 558; №7. Ст. 834; №17. Ст. 1929; №27. Ст. 3213; №31. Ст. 3993; №31. Ст. 4015; №41. Ст. 4845; №44. Ст. 5282; №45. Ст. 5428; №49. Ст. 6042; №49. Ст. 6048; №49. Ст. 6079; №50. Ст. 6246; №50. Ст. 6247; 2008. №18. Ст. 1939; №18. Ст. 1934; №20. Ст. 2253.. Данные статьи регулируют порядок проведения торгов в Российской Федерации, при этом для различных предметов торга (видов имущества, работ, услуг) могут быть приняты отдельные нормативные акты, в рамках, не противоречащих установленным ГК РФ общим правилам.

В соответствии с ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а на конкурсе — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого права (однако законом для отдельных видов имущества может быть предусмотрена только одна, исключительная форма их проведения — аукцион или конкурс).

Пунктом 1 статьи 448 ГК РФ предусмотрено, что аукционы и конкурсы могут быть открытыми или закрытыми. В открытом аукционе и конкурсе может участвовать любое лицо, в то время как в закрытом аукционе и конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Организация и проведение торгов по продаже земельного участка производятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. №808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы. В данном случае аукцион является открытым.

При продаже находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности земельных участков функции организатора торгов определяются соответственно полномочным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В качестве продавца земельного участка выступает Управление Роснедвижимости по Саратовской области. Оно же является организатором торгов. Задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20 процентов начальной цены земельного участка.

Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:

а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;

б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов;

в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные;

г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;

д) наименование организатора торгов;

е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона», размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;

ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;

з) условия конкурса;

и) место, дата, время и порядок определения участников торгов;

к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;

л) срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;

м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности;

н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка;

о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.

Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой — у претендента.

Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах.

Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.

Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов. Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления организатором торгов протокола о признании претендентов участниками торгов.

Торги проводятся в указанном в извещении о проведении торгов месте, в соответствующие день и час. Аукцион, открытый по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, проводится в следующем порядке:

а) аукцион ведет аукционист;

б) аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, «шага аукциона» и порядка проведения аукциона.

«Шаг аукциона» устанавливается в размере от 1 до 5 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы и не изменяется в течение всего аукциона;

в) участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начальной цены или начального размера арендной платы и каждой очередной цены или размера арендной платы в случае, если готовы купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с этой ценой или размером арендной платы;

г) каждую последующую цену или размер арендной платы аукционист назначает путем увеличения текущей цены или размера арендной платы на «шаг аукциона». После объявления очередной цены или размера арендной платы аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет, и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист объявляет следующую цену или размер арендной платы в соответствии с «шагом аукциона»;

д) при отсутствии участников аукциона, готовых купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с названной аукционистом ценой или размером арендной платы, аукционист повторяет эту цену или размер арендной платы 3 раза.

Если после троекратного объявления очередной цены или размера арендной платы ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион завершается. Победителем аукциона признается тот участник аукциона, номер билета которого был назван аукционистом последним;

е) по завершению аукциона аукционист объявляет о продаже земельного участка или права на заключение договора его аренды, называет цену проданного земельного участка или размер арендной платы и номер билета победителя аукциона.

Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются:

а) регистрационный номер предмета торгов;

б) местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок;

в) предложения участников торгов;

г) имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина);

д) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы;

е) срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа);

ж) порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).

Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола.

Внесенный победителем торгов задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка.

Информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка. Информация включает в себя:

а) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;

б) наименование организатора торгов;

в) имя (наименование) победителя торгов;

г) местоположение (адрес), площадь, границы, кадастровый номер земельного участка.

Для участия в аукционе по продаже земельного участка, необходимого для реализации данного проекта, организацией, которая будет осуществлять строительство комплекса, ЗАО «Строитель», была составлена заявка на участие в данном аукционе (см. Приложение 1) и отправлена организатору — Управлению Роснедвижимости по Саратовской области. После проведения торгов и объявления победителей был составлен протокол о результатах проведения аукциона (см. Приложение 2). На основании этого протокола составлен договор купли — продажи земельного участка (см. Приложение 3).

Способы и порядок

Земельные участки создаются при:

  • операциях с имеющимися участками;
  • выделе из зарегистрированных земель;
  • отделении от земли, являющейся госсобственностью.

Из земель государственной и муниципальной собственности

Первичное образование ЗУ происходит по решению властных структур (местного или федерального уровня). Основанием для создания участков могут стать документы:

  • проект межевания, отвечающий Градостроительному плану;
  • проектная документация, содержащая информацию о лесных участках;
  • утвержденная схема по расположению ЗУ (если отсутствует проект).

Только на основании проекта межевания ЗУ образуются на основе:

  • участка, предоставленного с целью освоения земли;
  • территории, переданной гражданам (ДНТ, ДНП и т.п.) для ведения садово-огородного хозяйства;
  • местности, имеющей федеральное/региональное значение;
  • зоны, застроенной жилыми зданиями.

Из земель сельскохозяйственного назначения

Формирование ЗУ из сельскохозяйственных угодий может происходить как выделение собственной земельной доли для:

  • продажи или сдачи участка в аренду;
  • расширения домашнего хозяйства;
  • создания фермерского подворья.

Постановление о выделении ЗУ из общих земель с/х назначения выносится собранием всех собственников долей. Это же собрание должно определить расположение выделяемого участка. Если процедура не была осуществлена, собственник доли должен известить о начавшемся процессе всех участников и опубликовать информацию в печатном СМИ местного значения.

На опротестование месторасположения выделяемого участка всем собственникам долей отводится один месяц. Если протестов не поступило – участок признается выделенным. Он должен быть освоен в течение трех лет: продан, сдан в аренду, занят растениеводческим или животноводческим хозяйством.

Образование участков на основе существующих

При образовании «вторичных» участков, исходные ЗУ (участки, которые разделили или распределили) прекращают существования с момента регистрации новых ЗУ.

Раздел

При создании ЗУ путем раздела исходной территории:

  • образуется несколько участков меньшей площади;
  • правом собственности на образовавшиеся участки наделяется владелец «исходника».

Владельцы разделяемого участка, имеющие право общей собственности, в равной степени получают право на образовавшиеся земли, если другой порядок не предусмотрен их соглашением.

Разделение ЗУ может осуществляться только с согласия владельца и, если участок передан другому лицу, арендатора или пользователя. После осуществления процедуры раздела, арендатор имеет право преимущественного заключения нового договора аренды на образовавшиеся участки. При согласии сторон, договор аренды может остаться прежним, но в него должны быть внесены соответствующие изменения.

Раздел на основе межевания территории может быть осуществлен лицом, заключившим договор о комплексном освоении разделяемых ЗУ.

Объединение

ЗУ могут объединяться, если они имеют смежные границы. Объединение влечет следующие изменения:

  • образуется один ЗУ;
  • у владельца исходных участков появляется право собственности на новый;
  • разные собственники участков, подлежащих объединению, получают право совместного владения на «вторичный» участок.

Недопустимо объединение земель, которые переданы в бессрочное (или безвозмездное) пользование и предоставленных вправе наследства. Подобные операции допустимы, только если владелец этих участков – один человек.

Выдел

Основное отличие выдела от раздела — при последнем исходный участок перестает существовать. Дальнейшее существование «первичного» участка, но с изменением его контуров, подразумевает выдел.

Выделены могут быть одна или несколько долей. При этом собственник, потребовавший выделения своей доли, утрачивает право на общую землю, но приобретает право собственности на выделенный ЗУ.

Особенности перераспределения:

  • возможно только для смежных участков;
  • влечет изменения площадей и границ сразу нескольких ЗУ;
  • права единственного собственника на все участки сохраняются;
  • права нескольких собственников распределяются согласно договору.

Участки с особым статусом

Некоторые ЗУ могут свободно использоваться гражданами, другие имеют специальный статус.

Земли закрытого административно-территориального образования

На особом положении находятся земли ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований). К административно-территориальным образованиям закрыто типа относятся территориальные образования, которые:

  • имеют органы местного самоуправления;
  • выступают местом расположения предприятий, работающих с радиоактивными веществами или оружием массового поражения, военных объектов, которым необходим режим соблюдения гостайны.

Территории, на которых расположены ЗАТО, считаются их землями. Эти ЗУ являются федеральной собственностью. Но распоряжаться ими могут органы местного самоуправления. По согласованию местной и федеральной властей:

  • земли закрытых образований могут предоставляться местным жителям для использования в качестве садовых, огородных и хозяйственных участков;
  • на территории может вводиться режим особого использования.

Искусственные

Искусственные ЗУ создаются на водоемах или в их непосредственной близости путем отсыпки грунта, отмыва и т.п. Они могут иметь смежные границы с существующими или быть изолированными.

Целью создания подобных участков является строительство зданий и сооружений различного назначения.

Формирование искусственных земель может происходить по инициативе:

  • органов власти (государственной или муниципальной);
  • физического лица;
  • юридического лица.

ИЗУ создаются за счет средств бюджета, вложений инициаторов, а также с использованием средств, полученных в результате проведения торгов на аукционе.

Создание ИЗУ происходит поэтапно:

  • получение разрешения на проведение работ;
  • разработка плановой документации по будущему участку;
  • выполнение инженерных расчетов и подготовка проекта;
  • проведение работ по созданию участка.

Искусственные участки не могут:

  • использоваться для добычи полезных ископаемых;
  • изменять границы РФ или территориальных образований.

Кадастровые работы

Кадастровые работы проводятся для определения и уточнения расположения земель и их границ, а также для создания документации на эти участки. Все работы, проводимые кадастровой службой при образовании новых ЗУ, разделяются на две группы:

  • инженерно-технические мероприятия на местности;
  • юридическое оформление.

На основании геодезических работ на ЗУ составляются:

  • межевой план;
  • технический план;
  • акт обследования.

Первый этап обычно занимает всего несколько часов.

Обработка данных и оформление документации может продолжаться от нескольких недель до одного месяца. В это время подготавливается пакет документов для предоставления в органы кадастрового гос. учета. Итогом всех проведенных на территории работ является возможность формирования ЗУ, его оформление и проведение с ним сделок.

Заключение инженера

Межевой план ЗУ может содержать пункт «Заключение кадастрового инженера». Этот пункт является обязательным в случае:

  • выявления несоответствий реальных границ смежных ЗУ или населенных пунктов их кадастровым обозначениям;
  • уточнения действительных границ ЗУ;
  • необходимости добавочного обоснования проведенных кадастровых работ.

Текст заключения должен содержать:

  • связно изложенную информацию о выявленных несоответствиях;
  • рекомендации по их устранению.

Выводы кадастрового инженера являются важным пунктом документа на участок, так как могут быть использованы в суде в качестве доказательства, если возникнет спор о границах ЗУ.

Смотрите образец .

Оформление документов на землю, начиная с момента формирования участка, следует проверять очень тщательно, чтобы в процессе эксплуатации участка не появились проблемы и не пришлось «замораживать» стройку или отдавать часть огорода соседу по даче.

Образование земельных участков производят путём видоизменения старых участков и формирования новых по решению органов власти. Для правильного формирования надела необходимо соблюдение ряда требований.

Для того, чтобы окончательно провести процедуру образования нового участка, нужно его обязательно поставить на учёт в Росреестр недвижимости и присвоить номер.

Основания для образования наделов

Образование земельных участков происходит на законных основаниях с последующей регистрацией новых объектов недвижимости в Росреестре.

Предусмотрены следующие способы образования земельных участков.

  1. Образование земельных участков, которые не эксплуатируются и находятся в ведении муниципальных образований и госорганов.
  2. Искусственное создание земель на водных объектах, которые принадлежат федерации, путём подвозки или намыва грунта. Образование признаётся участком после введения в эксплуатацию.
  3. Раздел – возможность образования нескольких участков из одного. Формирование земельных участков предусматривается посредством обращения в геодезическую организацию, которая производит межевание территорий, создавая границы между новыми землями. Собственником остаётся прежний владелец или несколько новых выгодоприобретателей (допустим, вследствие раздела участка наследниками), при этом старый надел снимается с учёта и прекращает существование.
  4. Выдел возможен по желанию участника долевого владения. Он становится полноценным собственником своей доли, а старый участок меняет свои границы.
  5. Объединение – осуществляется путём заключения договора между собственниками. Оно предполагает прекращение существования нескольких участков как отдельных объектов, пребывающих в собственности. У субъектов, которые владели ранее наделами, в случае, если они не отчуждали свои участки другим субъектам, возникает право совместной собственности на землю. Объединить несколько своих наделов может и собственник единолично, обратившись с документами к регистратору.
  6. Перераспределение участков между субъектами, у которых земля находится во владении. Происходит образование земельных участков с новыми границами по решению органов власти. Для этого запускается целый механизм, позволяющий выявить фактических или зарегистрированных в Росреестре собственников, наличие ограничений и обременений на земли. Субъекты, которых коснулись преобразования, должны дать своё согласие и пройти процедуру оформления прав на новый надел.

Новые участки возникают из уже используемых земель при прекращении существования старых наделов. Также наделы создаются на ещё не эксплуатируемых территориях, которые находятся на балансе госорганов или муниципалитетов.

При формировании нового земельного участка должны соблюдаться требования к образуемым объектам:

  • габариты участка не должны выходить за пределы градостроительных регламентов (кроме установленных случаев, допустим, в отношении участков под природными объектами, относящимися к культурному наследию, этот критерий может не соблюдаться);
  • границы наделов не должны накладываться на объекты муниципальных владений, пересекаться с населёнными пунктами, природоохранными зонами, территориями добычи ископаемых;
  • недопустимо образование земельного участка, который перекроет проход к зданиям;
  • новый объект должен использоваться в соответствии со своим целевым назначением;
  • нужно избегать изломанных границ, вклинивания наделов, участок должен быть удобен для его застройки домами или и другими недвижимыми объектами.

К земельным участкам и их созданию проявляются определённые требования, нарушение которых может быть обжаловано, так как оно мешает эффективному использованию земли по её целевому назначению.

При образовании нового надела постановка на учёт и регистрация прав собственности происходят единовременно.

Для этого требуются следующие документы:

  • заявление лица, желающего зарегистрировать новообразованный объект;
  • правоустанавливающая документация, если данных о недвижимости ранее в Реестре недвижимости не было;
  • согласие иных лиц, если оно необходимо;
  • документация, выданная в результате проведения межевания участка и согласования его границ;
  • разрешительные документы на ввод в эксплуатацию;
  • если участком обладают долевые собственники, необходимо предоставить также проект межевания, согласованный между ними, подтверждающий доли владельцев.

В случае, когда существует несколько субъектов, которые желают изменить границы, перераспределить земли или объединить их, нужно подать в орган регистрации дополнительную документацию, подтверждающую волеизъявление этих собственников.

Раздел и выдел

Основным отличием этих категорий является то, что при разделе старый участок прекращает своё существование, а при выделе лишь претерпевает изменений. Раздел могут осуществлять такие субъекты:

  • лицо, которое занимается комплексным освоением территории по договору;
  • владельцы на праве общей собственности, которые определились со своими долями;
  • граждане, входящие в некоммерческую организацию (к примеру, такую, как общество садоводов);
  • разделять свои земли могут муниципалитеты и госорганы.

Выдел для образования земельного участка могут производить только долевые владельцы, за исключением тех, у кого есть помещение в многоквартирном доме.

Рекомендуем ознакомиться:

Раздел или выдел невозможен, когда участок или постройки на нём являются неделимыми, так как это приводит к потере целостности объекта или невозможности использовать его по целевому назначению.

При выделе или разделе земли, которая находилась в совладении, каждый имеет право прекратить совместное владение и потребовать свою долю.

Порядок образования земельных участков обязывает владельцев недвижимости, что пребывает в совместной собственности, сначала определиться с долями, которые полагаются каждому из них или желающему прекратить совместное владение. Разделение надела или выдел происходит вследствие соглашения или решения суда.

Формирование земли, которая принадлежит муниципальным образованиям и госорганам, осуществляется в пределах старых границ. Субъект, который пользуется такими землями на законных основаниях (допустим, арендует их), подаёт заявление с целью утвердить расположение надела на кадастровом плане. Кроме этого заявитель подаёт саму схему и копии документов на надел, если он ещё не был зарегистрирован в ЕГРН. У органа власти есть месяц, чтобы отказать землепользователю или утвердить схему.

Законодатель предоставляет возможность заявителям самим составлять межевой план, который касается даже многоконтурных участков. Это земли, которые находятся в одном населённом пункте и состоят из нескольких наделов. Они могут быть разделены между собой, иметь вкрапления и их границы могут не иметь точек соприкосновения (допустим, частный дом и участок разделены дорогой).

При формировании такого надела присваивается всем частям единый номер для постановки на кадастровый учёт. Сделки проводятся с таким наделом как с единым целым.

Раздел и выдел земельных участков требует обязательной государственной регистрации. Новым образованиям присваиваются кадастровые номера, а владельцы получают право распоряжаться землёй и проводить с ней законные операции.

Объединение наделов

Формирование земли путём объединения возможно одним и несколькими собственниками. Прежние участки прекращают своё существование и оформляются на одного или нескольких собственников, которые владеют образованным наделом на праве общего владения.

Образование земельных участков через объединение является популярной процедурой по таким причинам:

  • получение налоговых льгот невозможно для нескольких участков сразу;
  • нельзя построить большой дом сразу на двух наделах, так как последуют проблемы с его регистрацией;
  • вырастает цена на большой участок при его продаже;
  • для одного собственника не нужно формировать отдельные пакеты документов на недвижимость;
  • уменьшение земельного налога.

Требования к объединяемым участкам:

  • все участки должны иметь одинаковый правовой статус (допустим, нельзя объединить земли в бессрочном владении и в наследуемом), кроме случая, когда их объединяет одно лицо;
  • наделы должны быть смежными;
  • границы объединяемых земель должны быть точно определены, в этом случае кадастровому инженеру не понадобится выезжать на объект, он может составить план межевания по имеющимся схемам;
  • наделы должны принадлежать к одной категории (допустим, выдаваться под поселение);
  • участки могут находиться в пределах одной административной единицы;
  • новые участки должны соответствовать всем требованиям к формированию новых земельных наделов (не допуская вклинивая, нарушений размеров и т.д.)

Порядок формирования земельных участков предполагает предоставление заявлений всех их владельцев о намерении создать один надел.

Объединение участков приводит к общей собственности и, как результат, к некоторым ограничениям, но этот законный способ формирования нового участка помогает решить множество проблем с налогообложением, продать землю дороже и т.д.

Иные случаи формирования участков

Часть участка считается по законодательству отдельным земельным объектом.

Право на часть участка появляется в следующих случаях:

  • при приобретении во владение дома или иной постройки, которые размещены на чужой земле, новый собственник получает права на ту ЧЗУ, где стоит здание;
  • при сдаче в аренду части надела;
  • если сервитут имеет отношение не ко всему участку;
  • когда на часть состояния, в том числе недвижимого, наложено обременение (в Росреестре должны быть такие сведения об участке).

Во всех вышеописанных ситуациях образование части земельного участка нужно зарегистрировать путём внесения информации о ней в Росреестр. Для этого нужно произвести межевание территории, составить с помощью специалистов план границ и поставить часть надела на кадастровый учёт.

Часть участка является отдельным видом земельных объектов, её выделение должно происходить с уведомлением органов госвласти и постановкой на учёт.

Владельцы квартир выступают совладельцами земли, на которой возведён такой дом и постройки рядом с ним.

Относительно земельных участков под многоквартирными строениями, что сформировались до весны 2005 г., или тех, что уже зарегистрированы в Росреестре, то они принадлежат владельцам квартир.

Формирование земельного участка под многоквартирным домом, если он не занесён в Росреестр недвижимости, требует активных действий со стороны владельцев квартир.

Оформление происходит таким образом:

  • проводится общее собрание владельцев квартир;
  • принимается решение о необходимости сформировать участок и выбирается уполномоченный представитель собрания перед различными инстанциями;
  • составляется заявление об оформлении участка;
  • выбранное лицо направляется к регистратору с заявлением, паспортом и документацией, чтобы подтвердить и своё право владения квартирой;
  • кадастровый инженер готовит проект межевания;
  • проводится постановка на учёт.

Пока участок не сформировали, собственники квартир могут использовать надел в объёме, необходимом для нормальной эксплуатации жилого дома.

Выдел земельного участка

Выдел земельной доли (долей) допускается в случаях, когда в отношении исходного участка существует право общей долевой собственности. При этом, после выдела образуются один или несколько новых участков. Исходный земельный участок сохраняет свое существование в измененных границах.

На новый участок возникает право собственности лица, подавшего заявление на выдел земельной доли. При этом его право общей долевой собственности на исходный участок прекращается.

Типичным случаем возникновения необходимости в выделе земельной доли является отсутствие согласия дольщиков по использованию общего земельного участка. При отсутствии согласия остальных дольщиков на выдел доли в натуре, заявитель имеет право требования выдела в судебном порядке. Если участок является неделимым и выдел доли в натуре невозможен, заявитель имеет право на выплату ему стоимости доли за счет остальных дольщиков.

Для выдела земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения существуют специфические особенности. В этом случае решение об образовании нового участка путем выдела в счет земельной доли принимает общее собрание участников общей долевой собственности, а если такое решение отсутствует, заявитель имеет право обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания нового участка для последующего выдела.

Размер выделяемой доли определяется в соответствие с данными правоустанавливающих документов на выделяемые доли. Площадь вновь образованного участка в таком случае может быть больше или меньше нормативной, в зависимости от физических и качественных свойств земли. Споры относительно площади вновь образованных участков решаются по соглашению дольщиков исходного участка, а при отсутствии согласия – в судебном порядке.

Выдел из земель государственной или муниципальной собственности не допускается, так как в этом случае у исходных участков отсутствует зарегистрированное право общей долевой собственности. Образование участка из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется путем формирования участка в процессе его межевания и кадастрового учета.

Целевое назначение и разрешенное использование нового земельного участка

Законодательство определяет группы земель, которые могут быть отнесены к определенной категории, в зависимости от цели их использования, что отражено в ст. 8 ЗК РФ. Данные правила распространяются не только на участки, находящиеся в собственности, но и на арендованные площади, территории землевладельцев, застройщиков.

Существует несколько категорий земельных участков:

  1. Сельскохозяйственные земли.
  2. Земли поселений.
  3. Территории для промышленного использования.
  4. Особенно охраняемые территории.
  5. Лесные, водные фонды и земли запаса.

На основании данных групп определяется и целевое использование площадей, под которым следует понимать особую направленность эксплуатации земельных наделов. Данная информация указывается сразу в нескольких документах: федеральных актах, ГКН (государственном кадастре недвижимости), в договорных актах, в правоустанавливающей документации. Законом предусматривается перевод одной категории земли в другую. В случае нарушения данного принципа на владельца земельного владения может быть наложен штраф.

Согласие на образование земельного владения

Для того чтобы образовать новый земельный надел, может потребоваться согласие со стороны всех владельцев первоначального участка.

Согласие дается в простой письменной форме. Выдают такое разрешение арендаторы, землепользователи, залогодержатели. Если земельное владение принадлежит учреждениям государственного или муниципального типа, то их согласие на проведение одного из способов появления новой площади не является необходимым документом.

Также образование земельного участка может произойти по решению суда без разрешения остальных владельцев и муниципальных органов.

Нюансы при образовании земельных участков

Образование земельных площадей из участков, состоящих в собственности сразу нескольких владельцев, может произойти несколькими способами: разделением, перераспределением или путем выделения.

Разделение земельного владения является наиболее частой процедурой и представляет собой определение новых участков в рамках начального владения. Обязательным требованием является то, что размер получившихся участков должен соответствовать нормам. Перед выполнением процедуры собственники заключают специальное соглашение о выполнении раздела. Право на новые наделы появляется у всех собственников начального владения.

Еще один способ образования участков – это объединение земельных наделов. В итоге получается один общий участок, а все остальные перестают существовать. Для исполнения данной процедуры от всех владельцев земли также требуется письменное согласие.

Выделение земельного участка представляет собой определение доли в общей собственности. В результате получается несколько участков, а первоначальная площадь сохраняется с другими границами. Гражданин, получивший долю, имеет право полностью ею распоряжаться. Для выделения части потребуется согласие всех остальных владельцев, с соблюдением их преимущественного права на отчуждение.

Перераспределение происходит в отношении смежных участков, и согласия других владельцев на это не требуется. Если речь идет о владениях в пределах уже застроенной территории, то здесь используется такой способ образования, как раздел, в том случае, когда данная процедура одобрена муниципальным органом и соответствует общей кадастровой схеме. После того как раздел произведен, застройщик или арендатор теряет права на землю.

Все споры, возникающие в связи с образованием новых земельных участков, сначала решаются в Росреестре. Если конкретных результатов это не дало, стороны могут подать исковое заявление в суд.

Особенности образования земельного владения из земель государственной и муниципальной собственности

Земли, являющиеся государственной собственностью, могут участвовать в создании новой площади. Важно отметить, что образование земельного участка из земель муниципальной собственности происходит впервые, а не путем соединения или разъединения других площадей.

Процедура выполняется на основании постановления муниципального или исполнительного органа власти. Исключительно на основе проекта межевания производится образование участков:

  1. Из земель, принадлежащих некоммерческим организациям и тех наделов, которые состоят в продолжительном использовании у граждан по распоряжению администрации либо принадлежащих по праву пожизненного наследуемого владения.
  2. Из земель, которые входят в состав площадей по освоению жилищного строительства.
  3. Из земельных площадей, расположенных в пределах застроенной территории, на основании градостроительного плана и решения о развитии данной территории.

Данные действия выполняются согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, а также некоторых разделов градостроительного кодекса. В качестве документов для образования новых участков используются также правоустанавливающие и другие обязательные бумаги, необходимые для выполнения кадастровых работ и постановки земель на учет.

Пример по образованию земельного владения

Татьяна М. приобрела земельный участок и решила разделить его на две части, чтобы на одном из них построить дачу и в дальнейшем продать, а другую часть использовать в личных целях для устройства сада. Обратившись в геодезическую фирму для проведения межевания, женщина оформила заявку на процедуру и оформление дальнейшей документации.

После того как все было выполнено, женщина получила бумаги о разделе и приступила к строительству дачи. Татьяна начала оформлять документы на продажу и выяснила, что наряду с двумя новыми владениями в реестре остался числиться и старый участок.

Женщина обратилась в службу Росреестра и подала заявку, где было написано, что первоначальный участок прекращает свое существование в результате образования нового.

Процедуры образования земельных участков

Если ранее границы участка были сформированы, однако, нуждаются в той или иной корректировке, образование земельных участков возможно путем:

  • Раздела земельного участка, при котором образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
  • Выдела земельного участка, который осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах.
  • Объединения смежных земельных участков, при котором образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
  • Перераспределения нескольких смежных земельных участков, при котором образуются несколько других смежных земельных участков, и существование первоначальных смежных земельных участков прекращается.

Основания образования земельных участков

Земельные участки образуются на основании:

  • распоряжения органов исполнительной власти об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории
  • решения суда.

Распоряжения органов исполнительной власти об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории издается Департаментом городского имущества г. Москвы (ДГИ) на основании заявления организации или физического лица в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы» (вступило в силу 04.06.2012).

На основании решения суда образование земельных участков осуществляется в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Наша компания предлагает свои услуги по подготовке комплекта документов, необходимых к подаче в ДГИ для издания соответствующих распорядительных документов.

Если, ранее границы земельного участка не были сформированы, либо он формируется путем вышеуказанных процедур, при этом необходимо производство кадастровых работ.

По результатам издания Департаментом городского имущества г. Москвы (ДГИ) распоряжения об образовании, либо разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выдела из земельных участков необходимо провести работы по подготовке и согласованию межевого плана.

Наша компания готова оказать содействие в проведении указанных работ, подготовке и согласованию межевого плана в ДГИ и дальнейшей передачи комплекта документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) для постановки земельного участка на кадастровый учет.

В процессе существования земельного участка зачастую возникает необходимость изменения адреса земельного участка либо его разрешенного использования (в случае изменения адреса либо функционального назначения зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *