5.3. Заболеваемость по данным об обращаемости в лпу

Данные об обращаемости населения за медицинской помощью в ЛПУ — наиболее полный источник сведений о заболеваемости. Если сеть таких учреждений достаточна, удается установить заболеваемость с большой достоверностью.

Учетная форма обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения — статистический талон уточненных диагнозов. Принцип учета основан на обязательной регистрации обращений за медицинской помощью. На основании этих данных формируются показатели первичной и общей заболеваемости.

При статистическом учете заболеваемости в амбулаторно-поликлинические учреждения следует различать понятия: «посещение» и «обращение». Посещение — это каждый визит больного к врачу или врача к больному. Визит больного к врачу регистрируется с помощью талона на прием к врачу (учетная форма ? 025/У — 11 «Талон амбулаторного пациента»1), визит врача к больному регистрируется в журнале вызовов врача на дом. На каждого жителя в РФ по ПГГ сейчас приходится около 9 посещений. Посещение — это показатель объема медицинской помощи.

В статистическом учете получает отражение обращение — или первое посещение врача по поводу данного заболевания, которое регистрируется в статистическом талоне уточненного диагноза; в нем ставят знак «+», если диагноз заболевания установлен впервые, и знак «-«, если это посещение по поводу обострения хронического заболевания, диагноз которого был поставлен в предыдущие годы.

Например, у больного острое респираторное заболевание, по поводу которого он 1 раз вызывал врача на дом и 2 раза был в поликлинике. Таким образом, было 3 посещения, но обращение 1. Другой пример: у больной обострение хронического холецистита, по поводу которого она была у участкового терапевта в истекшем году 5 раз (диагноз холецистита был поставлен несколько лет назад). В данном случае посещений было 5, обращение 1 — первое посещение в данном календарном году, на которое должен быть заполнен статистический талон уточненного диагноза со знаком «-«, так как диагноз установлен не впервые.

1 Утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ ? 431 от 03.09.2003 г.

Таким образом, при расчете показателя первичной заболеваемости включаются все статистические талоны со знаком «+», т.е. учитывается впервые выявленная заболеваемость. При этом диагноз острых заболеваний учитывают каждый раз при их новом возникновении в течение года, а впервые возникшие хронические заболевания — только 1 раз в году. При расчете показателя общей заболеваемости учитывают все статистические талоны, как со знаком «+» (которые были учтены при расчете первичной заболеваемости), так и со знаком «-«. При этом, как уже пояснялось, учитывается только 1-е посещение по поводу хронического заболевания в текущем году. Правильно заполнять учетные формы очень важно всем врачам, работающим в поликлиниках, так как это обеспечивает точность сведений о заболеваемости населения.

Наиболее часто используют 4 группы показателей заболеваемости:

1) уровень первичной заболеваемости за год на 1000 человек (статистические талоны со знаком «+»);

2) уровень общей заболеваемости на 1000 человек (все статистические талоны);

3) структура заболеваемости;

4) кратность заболеваний — число заболеваний на 1 человека.

При анализе заболеваемости по обращаемости остаются скрытыми прежде всего хронические заболевания. Для этого рекомендуется учитывать общую заболеваемость более чем за 3 года, тогда можно рассчитывать на выявление всех хронических заболеваний, по поводу которых, как показывает практика, в год обращается примерно 1/3 пациентов. Следует подчеркнуть, что уровень заболеваемости по обращаемости зависит от территориальной и временной доступности медицинской помощи и медицинской грамотности населения.

Можно отметить также особенности уровня заболеваемости по обращаемости в разных возрастных группах. Заболеваемость среди детей высокая на 2-4-м году жизни, причем наиболее высока она на 3-м году (3000 случаев на 1 тыс. человек соответствующего возраста), так как в этот период дети начинают посещать дошкольные учреждения, что и обусловливает рост заболеваемости. Самый низкий уровень заболеваемости в 10-14 лет. К 50 годам жизни он вновь повышается, а потом снижается (влияют социальные факторы, а также своевременность обращения за медицинской помощью).

Анализ и оценка заболеваемости в РФ

В последние 18 лет общая заболеваемость населения РФ постоянно увеличивается, что объясняется, с одной стороны, ростом доли пожилого населения и более полной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой — ухудшением здоровья населения и неэффективностью системы профилактики и лечения заболеваний. Всего в 1990 г. было зарегистрировано 158,3 млн случаев заболеваний (в 2007 г. — 219,5 млн, в 2008 г. — 221,7 млн), т.е. рост составил 40% (в пересчете на 100 тыс. населения заболеваемость увеличилась на 46%). Наблюдаемый рост заболеваемости коррелирует с ростом смертности населения за этот период. Следует отметить, что реальная заболеваемость, требующая врачебного вмешательства, может быть выше, чем регистрируемая. Связано это с тем, что часть населения из-за низкой доступности медицинской помощи, особенно ПМСП, просто не обращается в медицинские учреждения.

На рисунке 5.1 представлена динамика общей заболеваемости по годам и отдельным классам болезней на 100 тыс. населения.

Рис. 5.1. Общая заболеваемость в РФ на 100 тыс. населения в 1990-2008 гг. (всего населения по классам болезней):

столбцы — все заболевшие (левая ось ординат); кривые — заболеваемость по классам болезней (правая ось ординат); 1 — болезни системы кровообращения; 2 — болезни костно-мышечной системы; 3 — осложнения беременности, родов и послеродового периода на 100 тыс. женщин в возрасте 15-49 лет; 4 — новообразования

Существенно, что с 1990 по 2008 г. возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти, например количество заболеваний системы кровообращения увеличилось в 2 раза, онкологических — на 60%. Частота приводящей к инвалидности патологии костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также осложнений беременности, родов и послеродового периода возросла в 2 раза.

На рисунке 5.2 представлена структура общей заболеваемости в 2008 г. по основным классам болезней. Среди причин заболеваемости преобладала патология органов дыхания (23,5%) и системы кровообращения (14%).

Рис. 5.2. Структура общей заболеваемости населения России по основным классам болезней в 2008 г.:

1 — болезни органов дыхания; 2 — болезни системы кровообращения; 3 — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; 4 — болезни органов пищеварения; 5 — болезни глаза и его придаточного аппарата; 6 — болезни мочеполовой системы; 7 — травмы, отравления и другие внешние воздействия; 8 — болезни кожи и подкожной жировой клетчатки; 9 — инфекционные и паразитарные болезни; 10 — болезни нервной системы; 11 — болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ; 12 — болезни уха и сосцевидного отростка; 13 — новообразования; 14 — все остальные

Чтобы определить, кому пожаловаться на медицинское обслуживание, важно понять, что медицинская помощь — это услуга. В нашей стране можно получать бесплатное лечение в рамках госпрограммы обязательного медицинского страхования (ОМС), пользуясь соответствующим полисом. Платное лечение предоставляется в частных клиниках за счет самих клиентов. В обоих случаях пациент вправе опираться на Закон РФ N 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП).

Качество медицинской помощи

Согласно Закону N 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья…», качество медпомощи — это:

  1. Своевременно оказанная медпомощь.
  2. Правильно выбранный метод предоставления услуги.

Характеризует качество степень достижения поставленной цели. В судебной практике нередки споры между пациентами и медучреждениями, связанные с тем, что закон не акцентирует внимание на правильности выполнения избранного метода лечения. Иными словами, если назначение верное, то это уже говорит о правильности предоставления медуслуги. Говорить же о гарантиях результата (достижении цели) и вовсе не приходится в силу специфики отрасли здравоохранения.

Когда пациенты жалуются обычно? Самые распространенные случаи:

  1. Несвоевременно оказана помощь или в оказании помощи отказано.
  2. Ошибочный диагноз.
  3. Халатность.
  4. Слишком дорогие назначения.
  5. Грубость и хамство.
  6. Ущерб здоровью по итогам лечения.
  7. Ошибочно выбранный метод лечения.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ

Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1

Формы защиты прав пациента

Существуют 2 формы защиты прав пациента:

  1. Досудебная (мирная, претензионная).
  2. Судебная.

Претензионный порядок в рамках ЗоЗПП не является обязательным. Однако, суд непременно поинтересуется тем, попытался ли истец урегулировать конфликт мирным путем. Если это было сделано, то будет зачтено в его пользу.

Отстаивать права пациента может не только он сам, но и от его имени:

  1. Представитель (законный, по доверенности).
  2. Представитель страховщика (по полису ОМС или ДМС).
  3. Прокурор.
  4. Минздрав.
  5. Общественная организация.
  6. Роспотребнадзор.

Как пожаловаться на некачественное оказание медицинских услуг в 2019 году

Если для претензии есть основания, то пациенту в первую очередь необходимо обратиться к руководству той медорганизации, где ему была оказана некачественная услуга. Это можно сделать лично, в письменном виде, почтой. При этом отказ в выполнении претензионных требований является веской причиной для обращения в Прокуратуру, Минздрав, Роспотребнадзор, в общественные организации, а при необходимости в суд.

Веским аргументом в споре с медучреждениями является заключение экспертизы о качестве предоставленной услуги. Это позволит в ходе разбирательства опираться на установленный факт вины, а не личное предвзятое мнение.

Виновные могут быть привлечены к ответственности контролирующими учреждениями, вплоть до лишения лицензии. Пострадавший от некачественного лечения вправе требовать компенсацию физического и морального ущерба, а при спорах с частными клиниками добиваться возврата оплаты.

Куда пожаловаться на некачественное оказание медицинских услуг

Критерии качества оказания медицинской помощи изложены в Приказе Минздрава N 520н от 15.07.2016 г. Именно Минздрав утверждает порядок оказания услуг по каждой группе заболеваний, а также соответствующие стандарты. Ими руководствуются все без исключения медучреждения, работающие в рамках ОМС.

Выявив нарушение утвержденного стандарта, можно направлять претензию:

  1. Руководителю врача, оказавшего некачественную услугу, главврачу больницы. Он обязан принять жалобу и письменно уведомить о результате ее рассмотрения.
  2. Отказ руководства клиники принять меры в течение 30 дней, дает право пациенту обращаться в Росздравнадзор.
  3. В целях защиты своих прав можно обратиться в Прокуратуру с требованием провести проверку в медучреждении. Сроки рассмотрения обращения те же — 30 дней.
  4. Оставление жалобы Росздравнадзором и Прокуратурой без удовлетворения подразумевает только один вариант дальнейшего разбирательства — в суде.

Если в действиях медработников имеются признаки преступного деяния, то обращаться необходимо в полицию, изложив в заявлении все обстоятельства произошедшего. В этом случае разбирательство будет происходить в рамках УК РФ.

Как написать жалобу на врача частного медицинского учреждения

Пациент должен понимать, что в глазах закона особой разницы между государственной и частной клиникой почти нет. В первом случае услуги — бесплатны, во втором — платны. Но и частный и государственный врач обязан соблюдать требования законодательства.

Небольшие отличия имеются в форме жалоб, которые можно направлять в различные инстанции.

В Министерство здравоохранения

Подать жалобу можно лично на приеме в территориальном подразделении, посредством обращения к сайту учреждения rosminzdrav.ru, почтой по адресу: 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3.

При составлении документа, руководствуются правилами:

  1. В правом верхнем углу перечисляют точное наименование учреждения, куда адресуется документ, а также свои данные: ФИО, адрес, контакты (e-mail, телефон).
  2. В центре вписывают: «Жалоба на…», указывая данные врача (клиники, больницы и т.д.), на кого составляется обращение.
  3. Далее лаконично перечисляются обстоятельства конфликта. Должны быть указаны все факты: даты, суммы, время, наименования препаратов, отсылки к нарушенным нормам законодательства.
  4. Обязательно перечисляются все предшествующие обращения к руководству медучреждения, в Роспотребнадзор и т.д. Указываются результаты. Копии обращений и ответов на них нужно приложить.
  5. Перечислить требования. Это может быть возмещение вреда, возврат средств, получение качественной услуги и т.д.

В конце ставят подпись и дату. Приложениями выступают все прежние обращения, а также документальные доказательства (чеки, счета, квитанции об оплате, договор оказания платных услуг и т.д.). Опись приложений перечисляется в тексте в заключительной части.

В прокуратуру

Жаловаться в Прокуратуру на некачественный сервис не имеет смысла. Здесь занимаются разбирательствами споров, связанных с нарушением гражданских прав. Поэтому при составлении жалобы необходимо руководствоваться теми же принципами, что и при обращении в Минздрав, однако, обязательно привести те нормы гражданского законодательства, которые были нарушены частным врачом. Без этого жалоба будет оставлена без рассмотрения.

Внимание! Срок рассмотрения — 30 дней. Если изложенные факты будут признаны достаточными для инициирования проверки, она будет проведена. Заявителя могут вызывать для дополнительного участия в разбирательстве. Об итогах проверки обязательно сообщают в письменном виде.

В суд

Исковое заявление можно составить по-разному. Точная форма зависит от того, что именно желает получить в итоге истец. Можно апеллировать к нормам ГК РФ, ЗоЗПП, ГПК РФ, другим. Однако, любой иск должен содержать полную информацию по делу:

  1. Наименование суда, личные данные истца и ответчика (учреждения, врача, клиники и т.д.).
  2. Суть нарушения. Приводятся доказательства, а также отсылки на нарушенные нормы права.
  3. Исковые требования.

Совет! Правильно составить исковое заявление, выбрать подсудность, сформулировать требования, сослаться на нарушенные нормы права поможет юрист. Основные нормы составления исков такого рода изложены встатье 131 ГПК РФ.

Законодательство

Уголовный кодекс защищает права пациентов. Уголовная ответственность предусмотрена за:

  1. Неоказание медпомощи больному, пострадавшему (ст. 124). За это могут наказать не только врача, но и медсестру, руководителя учреждения и т.д.
  2. Смерть пациента (ст. 109).
  3. Ущерб здоровью из-за неквалифицированного лечения (ст. 118).
  4. Аборт, выполненный лицом, не имеющим соответствующей специализации (ст. 123).
  5. Заведомая опасность ВИЧ-инфицирования (ст. 122).
  6. Незаконное занятие медицинской деятельностью (ст. 235).

Это далеко не полный перечень ситуаций, подпадающих под действие норм уголовного права. В конкретном случае необходимо обращаться за консультацией к уголовному юристу.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 131 Гражданского процессуального кодекса РФ

Приказ Минздрава РФ от 15.07.2016 N 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»

Образец жалобы

Образец жалобы на некачественное оказание медицинских услуг

Составление иска в суд

Подсудность исков — районный суд по месту нахождения медучреждения либо по месту проживания пациента. Форма документа жестко регламентирована, поэтому в ней нельзя изъясняться просторечными выражениями, оскорблять ответчика и т.д.

Важно привести не только ссылки на нормы законодательства, но и приложить достаточное количество доказательств по каждому изложенному факту:

  1. Договор с медучреждением.
  2. Чеки об оплате.
  3. Выписка из истории болезни.
  4. Копии рецептов, назначений, диагнозов, диагностических обследований, анализов и т.д.

Совет! Если по инициативе истца была проведена независимая экспертиза, то ее заключение также прикрепляют к иску. Важно сформулировать исковые требования, в которых рассказать о целях разбирательства: получить возмещение вреда, компенсацию, отстранение нарушителя от должности и т.д.

Защита прав пациента

Нельзя забывать и о страховщиках. При споре с медучреждением в структуре ОМС обращаться необходимо к тому страховщику, который выдал полис ОМС. При наличии полиса ДМС, страховщик также обязан оказывать содействие клиенту в разрешении споров с врачом, клиникой.

Обращаться к помощи страховщика нужно наряду с направлением жалобы руководству медучреждения. В дальнейшем помощь специалиста страховой компании будет полезна на всех этапах разбирательства.

Судебная практика

Практика судебных разбирательств показывает, что тщательно проведенная подготовка к процессу — это залог успеха. Истец, владеющий нормами законодательства, либо поручающий свою защиту юристу, имеет все шансы добиться выполнения своих требований. Однако, стоит быть готовым к тому, что ответчик также располагает юридическими ресурсами и будет готов защищать свои интересы.

Куда жаловаться на некачественно оказанные медицинские услуги?

О порядке учета посещений и ведении учетной документации

Информационное письмо Министерства здравоохранения
Республики Татарстан
от 5 апреля 2013 г. N 09-01/3880
«О порядке учета посещений и ведении
учетной документации»

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2012 г. N 1180 «Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.» оплата первичной медико-санитарной помощи, оказанной в амбулаторно-поликлинических условиях, производится:
— по тарифам на 1 обращение при оказании медицинской помощи по поводу заболевания;
— по тарифам на 1 посещение при оказании медицинской помощи с профилактической целью;
— по тарифам на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме.
К обращениям по поводу заболевания относятся только законченные случаи лечения заболевания (законченные случаи поликлинического обслуживания по поводу лечения заболевания — СПО), при кратности не менее двух врачебных посещений к врачу одной врачебной специальности по поводу одного и того же основного заболевания и выполнении диагностических и лечебных мероприятий в соответствии со стандартами/протоколами/клиническими рекомендациями.
Учет обращений по поводу заболевания осуществляется на основе учетной формы N 025-10/уТ-13 «Талон амбулаторного пациента» (далее — ТАП). К обращениям по поводу заболевания относятся СПО с целями первичного обращения: лечебно-диагностическая — 1; консультативная — 2; диспансерное наблюдение — 3; реабилитация — 5, указанные в краткой инструкции по заполнению ТАП. (Приложение N 1).
В ТАП с указанными целями могут быть указаны посещения к врачам только одной специальности.
Исключение: В рамках одного обращения по поводу заболевания часть посещений может быть выполнена к участковому терапевту, а часть к врачу общей практики, в данном случае заполняется один ТАП, так как эти специалисты рассматриваются как одна специальность.
На каждый случай обращения по поводу заболевания заполняется один ТАП, где отражаются все посещения, выполненные в рамках данного заболевания.
В случаях, когда в рамках законченного случая лечения заболевания были разовые посещения пациента к врачам других специальностей (консультации), необходимо оформлять отдельный ТАП на каждого врача специалиста.
В количество посещений, входящих в обращение по поводу заболевания, в том числе при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи при стоматологических заболеваниях, не входят посещения в связи с оказанием неотложной помощи.
При длительном лечении (более одного месяца) в амбулаторных условиях отдельных нозологических форм в рамках острого периода (травмы, перенесенный инфаркт, инсульт, послеоперационные состояния и т.д.), а также при наблюдении за беременными возможно заполнение нескольких ТАП за весь период лечения, но не более одного ТАП за текущий месяц.
К посещениям в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме относятся посещения при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента с использованием необходимых лекарственных препаратов с целью снятия неотложного состояния пациента.
Оказание неотложной медицинской помощи лицам, обратившимся с признаками неотложных состояний, может осуществляться как в амбулаторных условиях, так и на дому при вызове медицинского работника.
Учет посещений в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме должен осуществляться на основе учетной формы N 025-10/уТ-13 «Талон амбулаторного пациента». При этом в целях первичного обращения должна быть указана цель: «оказание неотложной помощи» с кодом «7». На каждое посещения в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме должен заполняться отдельный ТАП.
К посещениям в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме при стоматологических заболеваниях относятся посещения с острой болью в рабочее время во всех медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь при стоматологических заболеваниях, в том числе работающих в ночное время, выходные и праздничные дни, а также неотложная стоматологическая помощь, оказанная в передвижных стоматологических кабинетах и на дому (в случае, если у пациента с ограниченными возможностями к передвижению, обусловленных соматическим заболеванием или инвалидностью, возникает острая боль или состояние, обусловленное стоматологическим заболеванием и требующее срочного медицинского вмешательства).
Посещения в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме не могут быть включены в состав посещений случаев поликлинического обслуживания по поводу заболевания и должны быть оформлены в виде отдельного ТАП.
Например: Обращение пациента в медицинскую организацию в случае возникновения у него неотложного состояния (травма, повышение температуры, артериального давления, острой зубной боли и т.д.) можно расценивать как посещение в связи с оказанием медицинской помощи в неотложной форме. На посещение в связи с оказанием неотложной помощи должен быть заполнен ТАП с целью «7». При последующем обращении в рамках лечения данного заболевания открывается новый ТАП, но уже с лечебно-диагностической целью, в котором указываются все посещения к лечащему врачу по поводу лечения данного заболевания.
Если в ТАП с лечебно-диагностической целью указано одно посещение, то при формировании счетов-реестров это посещение будет представлено к оплате по тарифу «посещения с профилактической целью». Если в ТАП с лечебно-диагностической целью указаны два и более посещений к одному и тому же врачу, при формировании счетов-реестров этот случай лечения будет представлен к оплате по тарифу «обращения по поводу заболевания» независимо от количества посещений, указанных в данном ТАП.
К посещениям при оказании медицинской помощи с профилактической целью относятся следующие виды посещений:
а) центров здоровья;
б) в связи с диспансеризацией определенных групп населения;
в) в связи с диспансерным наблюдением (в том числе разовые посещения при диспансерном наблюдении по заболеванию);
г) в связи с профилактическими медицинскими осмотрами в соответствии с порядками, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, патронажем;
д) к медицинским работникам, имеющим среднее медицинское образование, ведущим самостоятельный прием;
е) с иными целями (разовые посещения по поводу заболевания, связанные с диагностическим обследованием, направлением на консультацию, госпитализацию, в дневной стационар, получением справки, санаторно-курортной карты и других медицинских документов, патронаж, оформление рецепта льготным категориям граждан);
ж) в связи с оказанием паллиативной медицинской помощи.
При выполнении посещений в центры здоровья, в связи с профилактическими медицинскими осмотрами следует заполнять Талон мед. осмотра (ТМО, порядок заполнения ТМО представлен в приложении N 2), при этом в одном ТМО отражаются все врачи специалисты, проводившие медицинский осмотр, во всех других случаях (диспансерное наблюдение, разовое посещение по поводу заболевания и другие, указанные выше) заполняется ТАП с соответствующей целью обращения, согласно инструкции по заполнению ТАП.
К посещениям с профилактической целью при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи при стоматологических заболеваниях относятся посещения:
— при организации профилактических медицинских и периодических осмотров, которые организуются территориальным органом управления здравоохранения и проводятся согласно графику территориальной программы профилактики стоматологических заболеваний, а также графику индивидуальной диспансеризации населения в зависимости от степени риска, особенности и активности течения стоматологических заболеваний в конкретном административном образовании;
— в планово-профилактическом порядке в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, обследование пациентов по раннему выявлению онкологических заболеваний визуальных локализаций на стоматологическом приеме в порядке, установленном МЗ РТ.
Вся работа выполненная врачом стоматологом отражается в учетных формах N 037/уТ-13, N 037-5/уТ-13 (временная) «Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога (зубного врача) стоматологической поликлиники, отделения, кабинета» и «Листок ежедневного учета посещений врача — стоматолога-ортодонта». (Приложение NN 4,5).
Все посещения, оформленные как в виде ТАП, так и в виде ТМО (формы N 025-10/уТ-13 «Талон амбулаторного пациента» и формы N 025-10/уТ-13-проф. «Талон медосмотра») со всеми целями, при оплате первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях отражаются в персонифицированных реестрах счетов как посещения с профилактической целью, за исключением неоднократных посещений, входящих в обращение по поводу заболевания, с целями: лечебно-диагностическая — 1; консультативная — 2; диспансерное наблюдение — 3; реабилитация — 5.
Примечание:
1. Учет посещений для государственной статистики сохраняется прежним согласно приложению N 1 к приказу МЗ РФ от 13.11.2003 г. N 545:
К посещениям по поводу заболеваний следует относить:
— посещения, когда у обратившегося выявлено заболевание;
— посещения для лечения;
— посещения диспансерным контингентом в период ремиссии;
— посещения больными в связи с оформлением на ВТЭК, санаторно-курортной карты открытие и закрытие листка нетрудоспособности, получения справки о болезни ребенка, направление на аборт по медицинским показаниям, по поводу патологии беременности, после абортов по медицинским показаниям, а также по поводу консультаций у специалистов, даже если врач при этом не находит никакой патологии по своей специальности.
В ТАП в таблице «Посещения» в графе «вид посещения» проставляется код «1»(по поводу заболевания).
К профилактическим посещениям следует относить:
— посещения по поводу осмотров при поступлении на работу, учебу, в дошкольное учреждение, при направлении в учреждения отдыха; осмотров контингентов, подлежащих периодическим осмотрам; осмотров населения при проведении ежегодной диспансеризации; осмотров при решении вопроса о проведении профилактических прививок (при условии, что во время осмотра у пациента не будет выявлено заболеваний);
— посещения беременных при нормальной беременности; посещения женщин, обратившихся за направлением на медицинский аборт; по поводу медицинских абортов, проводимых в амбулаторных условиях, применения противозачаточных средств; после медицинских абортов, проведенных в стационаре и т.д.;
— патронажное посещение здоровых детей первого года жизни, работа врачей призывных комиссий, повторные обходы врачей инфекционистов во время вспышки инфекционных заболеваний.
Если врач при проведении профилактического осмотра только заподозрил заболевание, но диагноза не поставил и направил пациента к соответствующему специалисту для установки диагноза, посещение у врача, проводившего осмотр, должно быть учтено как посещение с профилактической целью. Посещение же у консультирующего специалиста в случае установления диагноза должно быть учтено как посещение по поводу заболевания. В ТАП в таблице «Посещения» в графе «вид посещения» проставляется код «2» (профилактическое)
2. При оказании мед. помощи на ФАП заполняется ТАП с целями обращения; лечебно-диагностическая — 1; консультативная — 2; свидетельство о смерти — 4; оказание неотложной помощи — 7, прочие цели — 14.
3. Принципы оплаты посещений за оказанную медицинскую помощь на ФАП совпадают с описанными выше.
4. Новые формы первичной учетной медицинской документации вводятся с 01.04.2013 г.
Для формирования реестров счетов за период с 01.01.2013 г. по 31.03.2013 г. согласно требованиям программы государственных гарантий на 2013 год информация в АС «Поликлиника» и АС «Стационар» будет модифицирована с использованием перекодировочных таблиц.
Приложение:
1. Инструкция по заполнению ТАП
2. Инструкция по заполнению ТМО
3. Инструкция по заполнению формы N 037/уТ-13.
4. Инструкция по заполнению формы N 037/5уТ-13
5. Инструкция по заполнению формы N 066/уТ-13

Заместитель министра

Е.И. Шишмарева

В последние годы — в период модернизации отрасли здравоохранения, на фоне проходящей резкой смены поколений специалистов, к сожалению сопровождающейся нарушением преемственности в службе медицинской статистики, сформировалось множество проблем, среди которых:

— система учета сети медицинских организаций, их структуры,

— учета кадров,

— заболеваемости населения, включая диспансерное наблюдение па-циентов,

— (различных) медицинских услуг, среди которых «посещения» занимают особое место,

— учет нагрузки врачей различных специальностей, работающих в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях.

Неожиданно для специалистов — статистиков проявился «повышен-ный» интерес к некоторым показателям, которые в течение прошлого и текущего века в отечественной медицинской статистике использовались только для характеристики деятельности профильного отделения в медицинской организации, но никогда — организации в целом, и тем более всех организаций в сумме по субъекту — в целом…

Среди этих показателей «оборот койки», т.е. сколько пациентов пролечилось на каждой койке (в среднем) в течение года, рассчитанный по субъектам в целом, т.е. в сумме по койкам всех профилей во всех ста-ционарах субъекта — в среднем за год!..

Номенклатура профилей коек содержит около 4-х десятков наименований! Не секрет, что оборот туберкулезной койки резко отличается от оборота, например, родильной. Психиатрической – от педиатрической! Закономерен вопрос: с какой целью рассчитывается и что означает «средний» оборот койки в среднем, по субъекту по сумке всех профилей коек? …

Эти показатели корифеи организации отечественного здравоохранения во все времена относили к категории «средней температуры по больнице»…

Показатель «оборота койки» по канонам международной и отечественной медицинской статистики позволительно использовать только для характеристики коек конкретного профиля, т.е. только непосредственно в медицинской организации, оказывающей пациентам помощь в стационарных условиях. Сравнивать оборот коек по субъектам и тем более с показателем по стране в целом — не позволительно!..

К этой же категории относятся и показатели «оперативной активности». Следует заметить: в здравоохранении до настоящего времени использовался показатель – «хирургической активности…

Этот показатель характеризует не «оперативность» принятия каких – либо решений или каких – либо действий, а целесообразность госпитализации (т.е. пребывания) пациента в хирургическое отделение! По этой причине «хирургическая активность» у специалистов по медицинской статистике используется только при оценке деятельности конкретного хирургического отделения непосредственно в медицинской организации. Этот показатель зависит от тяжести заболевания, его давности, а также возраста пациента, сложности операции и множества других факторов…

Для субъекта в целом – этот показатель можно воспринимать только как «среднюю температуру больного в больнице»! …

К категории «невероятных» относятся и присутствующие в статистических сборниках показатели:

— «обеспеченности населения женщинами» – в расчете на «10000 соответствующего населения», — без уточнения понятия «соответствия»,

— «обеспеченности населения руководителями медицинских организаций и их заместителями» — на 10000 соответствующего населения — также без уточнения понятия «соответствия».

Не секрет, что руководители медицинских организаций не планируются на общую численность проживающего в субъекте населения!..

В связи с указанным показателем следует обратить внимание на показатель обеспеченности главными врачами в городе Москве в 2016г., который в несколько раз ниже, чем аналогичный показатель, например, в республике Тыва!…

«Обеспеченность населения судовыми врачами» — тоже невероятный показатель! В 2016г., как и в 2017г. в медицинских организациях, под-ведомственных Минздраву России, работало всего 17 судовых врачей! Общеизвестно, что практически все судовые врачи в стране работают в медицинских организациях другого ведомства (или других ведомств)!!!

Не понятно, зачем Минздраву России «обеспечивать» население страны «судовыми врачами»?

Предмет настоящего разговора – учет деятельности, точнее нагрузки врачей – специалистов вспомогательной службы, т.е. учет посещений пациентами врачей вспомогательной службы:

— мануальных терапевтов,

– физиотерапевтов,

— по иглорефлексотерапии,

— по лечебной физкультуре и по спортивной медицине,

— по функциональной диагностике и другим специалистам вспомогательной службы…

Рассмотрим порядок учета работы врача вспомогательной службы, оказывающего медицинскую помощь пациентам в амбулаторных условиях, на примере врачей – физиотерапевтов и врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине.

Итак, пациент приходит на прием к врачу – физиотерапевту (или к врачу по лечебной физкультуре и спортивной медицине), который в соответствии с ранее поставленным пациенту диагнозом (постоянно на-блюдающим, т.е. ведущим пациента, врачом) оценивает состояние пациента и в соответствии со своей специальностью (своими функциональными обя-занностями) делает необходимые назначения, дает рекомендации, о чем оставляет запись в амбулаторной карте пациента, направляя его на лечение в профильное подразделение…

В профильном отделении (физиотерапевтическом, по лечебной физкультуре и спортивной медицине, мануальной терапии, функциональной диагностики, иглорефлексотерапии и другим), средний медицинский ра-ботник, выполняя назначения врача, оказывает пациенту соответствующую помощь, т.е. пациент получает назначенное ему специалистом лечение.

Рассмотрим подробнее сложившуюся ситуацию…

Определение «посещения» в системе организации отечественного здравоохранения, согласованное со специалистами управлений Министерства здравоохранения –

— медицинской статистики,

— лечебно – профилактической помощи,

— планово – экономическим управлением, —

впервые было дано в письме Министерства здравоохранения СССР 12.05.1988г. № 08-14/9-14, подписанным заместителем министра здра-воохранения СССР А.А.Барановым. Позже это определение было повторено в ряде последующих регламентирующих документов уже Минздрава (Минздравсоцразвития) Российской Федерации.

«Посещение» – это контакт лица, обратившегося за медицинской помощью или консультацией, получением медицинского заключения или по другому поводу:

— с врачом в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях или средним медицинским работником (на здравпункте или фельдшерско – акушерском пункте) — в часы, предусмот-ренные графиком работы (для приема в организации или оказания помощи на дому).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10.06.1983г. № 710 и последующих приказов Минздрава России учету подлежат посещения к врачам любых специальностей, ведущих амбулаторный, в т.ч. консультативный, прием:

— терапевтам, педиатрам, хирургам, акушерам – гинекологам, урологам, оториноларингологам и другим,

— вспомогательных отделений и кабинетов (лучевой терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры, эндоскопии, функциональной диагностики и др.):

— при назначении процедур: в процессе контроля лечения, после окончания назначенного курса лечения, а также в случаях, когда процедура или исследование проводится лично врачом;

— психотерапевтам при проведении групповых занятий: число посещений учитывается по числу пациентов, занимавшихся в группе с обязательной записью о проведенном лечении пациента в «медицинской карте амбулаторного пациента»:

— врачам здравпунктов, цеховым терапевтам, акушерам – гинекологам и другим специалистам, ведущим прием на здравпунктах в часы, специально выделенные для амбулаторного приема;

— оказывающим медицинскую помощь в специально выделенное для амбулаторного приема время при выездах в другие медицинские организации (подразделения): районные больницы, участковые больницы, амбулатории, фельдшерско – акушерские пункты;

— дневных стационаров поликлиник и стационаров на дому.

При этом:

— посещения, сделанные в течение дня пациентом к одному и тому же врачу, учитываются как одно посещение;

— профилактические осмотры детей в детских дошкольных учреждениях, (школах), профилактические осмотры населения, включая периодические осмотры рабочих промышленных предприятий, предприятий и организаций Министерства сельского хозяйства, работников детских, коммунальных и

других учреждений, включаются в число посещений, независимо от того, проведены они в стенах поликлиники или непосредственно на предприятиях (в организациях), при наличии соответствующей записи о проведенной работе в «медицинской карте амбулаторного пациента» (ф. № 025/у) или «истории развития ребенка» (ф. № 112/у), или «медицинской карте ребенка» (ф. № 026/у).

Основная цель учета посещений – определение нагрузки врача или среднего медицинского работника в соответствии с его функциональными обязанностями на приеме пациентов в поликлинике (или при посещении на дому).

Приказом Министерства здравоохранения России от 13.10.2017г. № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» определен порядок оплаты врача — специалиста (физиотерапевта, по лечебной физ-культуре, рефлексотерапии, ультразвуковой диагностике, функциональной диагностике, мануальной терапии и другим специальностям, относящимся к вспомогательной службе), на амбулаторном приеме, т.е. по объему оказываемых пациенту услуг.

Посещение – важнейший показатель, характеризующий деятельность амбулаторно – поликлинической службы. Данные о посещениях исполь-зуются при планировании и финансировании учреждений здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь в специально выделенное для амбулаторного приема время при выездах в другие медицинские организации, районные больницы, участковые больницы и амбулатории, фельдшерско – акушерские пункты, дневных стационаров и стационаров на дому.

При этом учету как посещения к врачам не подлежат также в соответствии с функциональными обязанностями специалиста:

— случаи оказания медицинской помощи персоналом станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи;

— обследования в рентгеновских кабинетах, лабораториях и других;

— случаи оказания медицинской помощи на занятиях физической культурой, учебно – спортивных сборах и других спортивных мероприятиях,

— консультации врачами поликлиник пациентов, находящихся на лечении в стационаре;

— консультации амбулаторных пациентов врачами стационаров;

— случаи оказания медицинской помощи пациентам, не подлежащим го-спитализации, в приемных отделениях стационаров, если в этих отделениях в медицинской организации штатным расписанием не предусмотрены должности для ведения приема пациентов;

— консультации и экспертизы, проводимые врачебно – консультативными комиссиями (ВКК);

— работа в военкомате.

Учету, как посещения к среднему медицинскому персоналу, подлежат посещения, если это самостоятельный прием обратившихся за медицинской помощью на –

— фельдшерских здравпунктах,

— ФАПах, включая посещения по поводу процедур.

Если при обращении по поводу заболевания одновременно выполняется процедура – то учитывается одно посещение.

По данным годовых отчетов объем посещений к врачам вспомога-тельной службы – физиотерапевтам, по лечебной физкультуре и спор-тивной медицине и другим, начиная с 2013г. стал сокращаться.

Рассмотрим некоторые особенности этой тревожной тенденции на примере посещений к физиотерапевтам и врачам по лечебной физкультуре и спортивной медицине.

В 2010г. число посещений к физиотерапевтам по России в целом, т.е. в сумме по 85 субъектам, составило — 12,6 млн.

Посещения к врачам

Год

Физиотерапевтам

По лечебной физкультуре

и спортивной медицине

12,6 млн

9,4 млн.

13,1 млн.

9,1 млн.

13,4 млн.

8,9 млн.

11,9 млн.

8,7 млн.

10,0 млн.

3,8 млн.

4,9 млн.

2,3 млн.

1,7 млн.

1,4 млн.

В 2011г. — 13,1 млн., увеличившись на 4,0% по сравнению с 2010г.

В 2012г. – общий объем работы физиотерапевтов, увеличившись на 2,3% по сравнению с 2011г., составил 13,4 млн. посещений.

В 2013г. объем посещений к врачам – физиотерапевтам впервые сократился: по сравнению с 2012г. на 11,2%, составив 11,9 млн.

В последующие годы, включая 2016г. продолжая уменьшаться, объем посещений к врачам — физиотерапевтам в 2014г. составил 10,0 млн., т.е. на 16,0% меньше, чем в 2013г.

В 2015г. число посещений к физиотерапевтам (4,9 млн.) по срав-нению с 2014г. сократилось более чем в два раза (-51,0%)…

В 2016г. число посещений к физиотерапевтам по стране в целом составило лишь 1,7 млн. посещений, что в 2,9 раза меньше чем в 2015г., но в 7,9 раза меньше, чем в 2012 году!…

Однако, еще одна деталь обращает на себя внимание.

Посещений к физиотерапевтам в годовом отчете за 2010г. не было в Ненецком автономном округе, Вологодской области, республиках Северная Осетия и Чеченская и в Корякском А.О., т.е. в 5 субъектах. Причина — в отсутствии в этих субъектах в штатном расписании должностей врачей рассматриваемого профиля в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь пациентам в амбулаторных условиях…

В годовых отчетах за 2015г. посещения к физиотерапевтам отсутствовали уже в 40 субъектах, будучи исключенными из годового отчета…

В 2016г. посещения к физиотерапевтам «отсутствовали» уже в 62 субъектах:

— в Белгородской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Ростовской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Самарской, Ульяновской, Свердловской, Тю-менской, Челябинской, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях, Амурской, Магаданской, Сахалинской, в г. Москве,

— в республиках Калмыкия, Ингушская, Кабардино – Балкарская, Карачаево – Черкессия, Чеченская, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Бурятия, Алтай, Хакассия, Якутия и Карелия,

— в Забайкальском, Красноярском, Камчатском и, Приморском краях,

— Ненецком, Ханты – Мансийском, Ямало – Ненецком и Чукотском а. о.,

— в Еврейской а.о. и в г. Севастополе.

Следует заметить, что из 62 субъектов только в медицинских организациях Чукотском автономном округе не было занятых должностей физиотерапевтов, т.е. понятна причина отсутствия посещений к врачам – физиотерапевтам. Во всех остальных 61 субъекте посещения были исключены из отчета…

Рассматривать изменения объема посещений врача по лечебной физкультуре целесообразно вместе с посещениями к врачам по спор-тивной медицине, так как в отчетах за рассматриваемый период «спор-тивная» медицина то появляется в отчетной форме, то исчезает, не смотря на номенклатуру специальностей, где указана специальность — «лечебная физ-культура, спортивная медицина»…

Общее число посещений к врачам по лечебной физкультуре и спортивной медицине в 2010 году составило 9,4 млн. В последующие годы – объем работы врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине медленно сокращался.

В 2011г. – число посещений составило – 9,1 млн.

В 2012г. — 8,9 млн., т.е. на 5,3% меньше, чем в 2010г.

В 2013г. – объем посещений составил уже 8,7 млн. Таким образом, с 2010г. по 2013г. число посещений сократилось на 7,5%.

В 2014г. число посещений к врачам по лечебной физкультуре и спортивной медицине составило уже 8,3 млн., т.е. что на 4,6% меньше чем в 2013г.

В 2015г объема работы врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине, продолжая сокращаться, составил — 7,0 млн.

В 2016 году число посещений сократилось до 6,0 млн., т.е. на 14,3% меньше по сравнению с 2015г., но в 1,5 раза меньше числа посещений в 2012г.

Посещений к врачам по лечебной физкультуре и спортивной медицине в 2010г. не было в Ненецком и Чукотском автономных округах, в Ингушской и Чеченской республиках, Корякском национальном округе, где в маломощных поликлинических подразделениях штатным расписанием не были предусмотрены должности соответствующих специалистов…

В 2016г. в 18 субъектах страны отсутствовали посещения к врачам по лечебной физкультуре и спортивной медицине в:

— Белгородской, Воронежской, Смоленской, Ярославской, Пензенской, Свердловской и Омской областях,

— г. Москве,

— в республиках: Ингушская, Чеченская, Башкортостан, Марий Эл,

Чувашская, Тувинская,

— в Забайкальском и Камчатском краях,

— в Чукотском А.О.,

— в городе Севастополе.

Правда, в Ненецком автономном округе и в Камчатском крае отсутствие занятых должностей врачей по лечебной физкультуре обусловило и отсутствие посещений к интересующим нас специалистам.

В 2016г. объем посещений по сравнению с 2012г. сократился:

— к мануальным терапевтам в 3,5 раза,

— к рефлексотерапевтам — в 10,9 раза.

Эта проблема коснулась и медицинских организаций федерального уровня, в отчётах которых отсутствуют не только посещения к профессиональным специалистам, но и строки в таблице «посещения» в форме ФСН, что вызывает удивление. По сути, такой показатель как «посещения» — это деньги здравоохранения! Однако в условиях тотального распространения «экономических» мантр ОМС, когда финансирование медицинских организаций напрямую зависит от видов, объемов и т.н. «качества» медицинских услуг, такая экономико-статистическая категория как «посещения» утратила свою актуальность и востребованность как при составлении статистической отчетности, так и в планово-финансовой деятельности медицинских организаций в целом.

Приведенные данные свидетельствуют: с 2013г. началось «пла-номерное сокращение» числа посещений к врачам вспомогательной службы…

При анализе отчетных данных выяснилось, что при приеме годовых отчетов посещения к врачам вспомогательной службы «принудительно корректировались»: из годового отчета, представляемого службой медицинской статистики органа управления здравоохранения субъекта, данные о посещениях к врачам вспомогательной службы исключались!

Таким образом, с 2013г. начавшееся «искусственное» ежегодное «сокращение» объема работы специалистов вспомогательной службы в годовых отчетах субъектов приобрело постоянный характер…

Такого отечественная медицинская статистика еще не знала…

В 2016г. по сравнению с 2012г. число посещений сократилось –

— к мануальным терапевтам в 3,5 раза,

— к рефлексотерапевтам — в 10,9 раза,

— к физиотерапевтам – в 7,9 раза,

— к врачам по лечебной физкультуре и спортивной медицине – в 1,6 раза.

За рассматриваемый период число штатных должностей врачей вспомогательной службы незначительно сократилось у:

— рефлексотерапевтов – на 13,6%,

— врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине — на 13,5%,

— физиотерапевтов – на 1,9%.

Незначительный рост (+ 3,8%) числа штатных должностей в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь пациентам в амбулаторных условиях за рассматриваемый период, произошел лишь у мануальных терапевтов …

Общее число посещений к врачам вспомогательной службы. РФ

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Измен.по

сравнен. с 2012г.

Мануальная

Терапия

в 3,5р.

Рефлексоте-рапия

в 10,9р.

Физиотерапия

в 7,9р.

Лечебн.физкуль-тура и спортив-нная медицина

в 1,5р.

При сокращении общего объема посещений, резко сократилась средняя нагрузки на занятую должность врача вспомогательной службы на приеме в медицинской организации, оказывающей помощь пациентам в амбулаторных условиях…

Нагрузка врача вспомогательной службы на приеме в поликлинике. РФ

Число посещений на 1 занятую должность врача вспомогательной службы в поликлинике

(в среднем за год)

2012г.

2016г.

Занято

должн.

Число по-

сещений

Нагрузк.

на занят. должн.

Занято

должно-

стей

Число

посеще-

ний

Нагрузк.

на занят должн.

Мануальная

терапия

Рефлексоте-

рапия

651,5

Физиотерап.

4064,75

3740,5

Лечебн.физ-культура, спортивная

медицина

3057,5

При этом нагрузка в среднем по стране за год, т.е. число посещений на занятую должность заметно уменьшилась («сократилась») у —

— мануального терапевта — в 3,3 раза,

— рефлексотерапевта – в 8,3 раза,

— физиотерапевта – в 7,3 раза,

— по лечебной физкультуре и спортивной медицине — в 1,3 раза.

Вернемся к вопросу, в связи с которым возникла необходимость напомнить и объяснить, непременно уточнив основные принципы учета посещений врачами пациентов на дому и посещения пациентов к врачам в медицинских организациях страны, оказывающим помощь в амбулаторных условиях, т.е. принципы формирования и учета посещений в медицинских организациях страны…

Еще в приказе Минздрава СССР от 23.09.1981г. №1000 были утверждены нормы нагрузки, т.е. число посещений на 1 час работы при оказании помощи пациентам в амбулаторных условиях (или по помощи на дому) отдельных специалистов, включая вспомогательную службу.

С тех пор эти рекомендации, носившие ранее приказной характер, переведены в ранг «рекомендаций».

При этом в приказах Минздрава России на приеме врачей физиотерапевтов, врачей по лечебной физкультуре и другим специальностям следует руководствоваться положениями по нагрузке врачей различных специальностей на амбулаторном приеме, утвержденными Минздравом Российской Федерации.

Рекомендации по нагрузке врачей практически сохранены в документах по организации оказания первичной медико – санитарной помощи взрослому населению, утвержденные приказом Минздравсоцраз-вития РФ 15 мая 2012г. № 543н (публикуемые в редакции приказов Минздрава России от23.06.2015г. № 361н, от 30.09. 2015г. № 683н).

На протяжении многих лет регламентирующие документы Минздрава России подтверждают, что помощь пациентам физиотерапевтами, врачами по лечебной физкультуре и другими специалистами вспомогательной службы оказывается в амбулаторных условиях на общих основаниях.

Однако, практически с 2013г. специалисты, принимающие годовые отчеты от субъектов, на эти правила перестали обращать внимание…

В отчете за 2017год в стране наметился очень робкий сдвиг в сторону восстановления статуса столь необходимой отечественному здра-воохранению службы медицинской статистики…

В связи с выше изложенным и необходимостью восстановления порядка сбора статистической информации о медицинских организациях представляется целесообразным, точнее необходимым (в помощь специа-листам органа управления):

— создание постоянно действующей при Минздраве РФ «рабочей группы» (возможно — «статистической комиссии») специалистов ЦНИИОИЗ Мин-здрава РФ при участии профильных институтов, (возможно при участии специалистов фонда ОМС), — по медицинской статистике с целью подготовки и проработки:

— основных положений учета работы врачей в медицинских организациях,

— подготовку и разработку методических рекомендаций по порядку работы с отчетной и учетной документацией в медицинских организациях и органах управления здравоохранения в современных условиях.

Уже много лет Российская медицинская статистика лишена воз-можности обсудить и оценить с субъектами отдельные положения отчетности медицинских организаций с позиции:

— целесообразности сбора различных сведений,

— информативности собираемых и уже собранных данных,

— методике сбора статистических данных!

Необходимо рассмотреть вопрос – вернее «возобновить», возродить порядок обязательного прохождения курсов повышения квалификации (при непременном соблюдении периодичности) сотрудниками Минздрава России и ЦНИИОИЗ Минздрава России, включая специалистов, работающих в службе медицинской статистики в субъектах страны.

Отменить организацию «обучающих семинаров», на которых убеждают не учитывать и не представлять сведения о посещениях пациентов к врачам вспомогательной службы…

Обсудить со специалистами вопрос о:

— разработке методических рекомендаций по формированию базовой отчетной формы ФСН «Сведения о медицинской организации» и

— проведении циклов обучающих семинаров на базе ЦНИИОИЗ Минздрава РФ с обязательным включением в программу занятий темы «расчета и использования статистических показателей», характеризующих основные направления деятельности медицинских организаций в субъектах страны с учетом современных требований.

Всё вышеизложенное является неоспоримым свидетельством того, что отечественная медицинская статистика нуждается в срочной реанимации. И если к ней не приступить безотлагательно, то вполне возможно, что завтра реанимация потребуется уже самому здравоохранению.

Инна Лебедева,

доктор медицинских наук, профессор МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России,

Наталья Зайченко,

Заведующая отделением статистики специализированных служб ЦНИИ ОИЗ,

Александр Лебедев,

доктор медицинских наук, профессор РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

Литература.

Каминский Л.С. – Статистическая обработка лабораторных и клинических данных. Ленинград – 1964г.(250 стр.)

Бессмертный Б.С. – Математическая статистика в клинической, профилактической и экспериментальной медицине. Москва – 1967г. (300стр.)

Виноградов Н.А. – Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения в СССР. Москва — 1974г.

Мерков А.М., Поляков Л.Е. – Санитарная статистика. Москва – 2002г.

Серенко А.Ф. – Социальная гигиена и организация здравоохранения. Москва — 1977г.

Рейхман У. Д. – Применение статистики. (Перевод с английского).1969г.

Случанко И.С., Церковный Г.Ф. Статистическая информация в управлении здравоохраненйием Москва – 1983г


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *