Кто имеет право на возврат обеспечения контракта

Обеспечение предоставляется не во всех закупках, но встречается на практике достаточно часто. Заказчик обязан предусмотреть его при закупках закрытым способом, а при конкурентных закупках на небольшую сумму (в частности, при запросах котировок) или по госконтрактам без авансирования – он необязателен. Величина его устанавливается в размере 5-30% от НМЦК. При крупных контрактах на сумму от 50 млн р. нижняя планка поднимается до 10%. Точный размер обеспечения определяется заказчиком по своему усмотрению и вносится им в закупочную документацию.

Обеспечение контракта служит для заказчика гарантией того, что поставщик выполнит возложенные на него договорные обязательства. Такое обеспечение допускается внести в денежной форме или в форме банковской гарантии. В последнем случае обеспечение не подлежит возврату: у выданной банковской гарантии просто истекают сроки действия через месяц после окончания срока контракта.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Если победитель закупки в установленные сроки не внесет обеспечение, то он считается уклонистом от подписания госконтракта, и сведения о нем передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Право на возврат внесенного обеспечения принадлежит только тем поставщикам и исполнителям по контракту, которые вносили его в денежной форме. Денежные средства возвращаются:

  1. После исполнения поставщиком своих обязательств по контракту (речь идет об основных обязательствам по госконтракту). Такой вариант используется чаще всего.
  2. После окончания срока действия гарантийных обязательств. По умолчанию гарантийные обязательства не покрываются обеспечением, но такой порядок может быть предусмотрен госконтрактом. Дополнительное обеспечение гарантийных обязательств не противоречит правовым нормам, на что указало Минэкономразвитя в разъясняющем письме от 2014 года №Д28и-2865.

Указанные случаи возврата обеспечения приведены в п. 28 Обзора судебной практики, утвержденном ранее Президиумом ВС РФ в 2017 году.

По п. 7 ст. 96 44-ФЗ предусмотрено право исполнителя на уменьшение суммы положенного обеспечения по госконтракту пропорционально исполненным на текущий момент обязательствам. Это значит, что поставщик может вернуть часть положенных ему денег до исполнения всех обязательств. На практике такой вариант по возврату обеспечения используется не очень часто: только применительно к крупным контрактам и к тем, которые предполагают поэтапное выполнение работ.

Также поставщик наделен правом замены ранее внесенного обеспечения. Например, он внес его в виде денежных средств из-за того, что не успел оформить банковскую гарантию. Но в дальнейшем он может заменить денежные средства на банковскую гарантию, чтобы вернуть деньги в оборот. В этом случае ему также может потребоваться возврат положенных ему денег. Такой вариант возврата практикуется при крупных долгосрочных контрактах.

Сроки возврата

Согласно положениям ст. 27 ст. 34 44-ФЗ, в госконтракт, подписываемый сторонами, в обязательном порядке вносится условие о сроках возврата денежных средств, которые выступали в качестве обеспечения по контракту (если такая форма применима к данному контракту).

Согласно положениям 44-ФЗ, заказчик наделен правом самостоятельно решать, какие сроки возврата обеспечения ему установить. Если сроки не были установлены заказчиком, то поставщику стоит подать запрос на разъяснение закупочной документации. Если ответа не поступило, то на заказчика можно пожаловаться в антимонопольную службу.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Обязательства по госконтракту считаются исполненными после подписания финальных документов. В зависимости от вида контракта под такими документами могут пониматься:

  1. Товарная накладная.
  2. Акт выполненных работ.
  3. Акт оказанных услуг.

Но также отсчет может вестись с даты прекращения гарантийных обязательств.

Если в результате возникновения различных обязательств сторонами не был подписан госконтракт в течение 30 дней после выбора победителя, то внесенные в качестве обеспечения деньги подлежат возврату в течение 5 рабочих дней. Указанный срок прописан в 44-ФЗ и его не следует дополнительно прописывать в тексте госконтракта. Это правило закреплено в ч. 9 ст. 96 44-ФЗ.

При грубом нарушении поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе удержать с него сумму обеспечения и не возвращать его.

Порядок действий

Последовательность действий, которые предполагается предпринять поставщику или исполнителю для возврата ему денег, прописаны в госконтракте.

Стандартной является практика, когда для получения своих денег поставщику требуется подать на имя заказчика официальное письмо с уточненными реквизитами для возврата средств. Ведь за период с момента подписания договора они могли измениться.

Письмо составляется в произвольной форме и должно содержать такие сведения, как:

  1. Наименование компании-поставщика.
  2. ФИО его представителя.
  3. Данные о предмете госконтракта.
  4. Сведения о номере и сроках действия контракта.
  5. Реквизиты приемочного акта или иного финального документа.
  6. Просьба о возврате внесенной денежной суммы с указанием ее размера в цифровом и буквенном варианте.
  7. Реквизиты для возврата (их также можно приложить в качестве приложения к письму).

Письмо может быть передано лично заказчику через секретариат или с помощью курьера, направлено ему по почте заказным письмом.

После поступления указанного письма денежные средства возвращаются заказчиком в установленные временные рамки.

Что делать, если заказчик не возвращает обеспечение контракта в срок

В случае нарушения заказчиком условий возврата обеспечения (когда госконтракт был закрыт, а деньги так и не вернули), поставщик может принять такие меры:

  1. Написать претензию на имя руководства госзаказчика с требованием вернуть внесенные денежные средства. Также поставщик вправе требовать не только перечисления ему суммы обеспечения, но и процентов за их незаконное использование по ст. 395, 317.1 Гражданского кодекса. Подобную возможность следует предусмотреть в тексте контракта, чтобы избежать спорных ситуаций.
  2. В случае если заказчик добровольно не соглашается на выполнение требований поставщика, то допускается обжаловать его действия в ФАС или в судебном порядке. Подобные нарушения грозят заказчику административной и даже уголовной ответственностью по ст. 107 44-ФЗ.

Жалоба в ФАС или исковое заявление в суд должны соответствовать установленным требованиям и быть обоснованными. В них должны содержаться ссылки на пункт госконтракта, которые нарушил заказчик. В качестве доказательной базы к ним следует приложить копии финальных документов, которые подписаны по результатам исполнения контракта; копию письма с требованием погасить задолженность с отметкой заказчика о принятии (копию квитанции об отправке заказного письма).

По результатам рассмотрения жалобы в антимонопольном органе в отношении заказчика должны провести внеплановую проверку в течение 30 дней. Если в ходе проверочных мероприятий информация о нарушениях подтвердится, то заказчику вынесут обязательное для исполнения предписание о погашении задолженности перед поставщиком. Поставщика также должны проинформировать по результатам проверки о принятом решении.

В судебном порядке поставщик также может взыскать компенсацию ему убытков, возникших из-за недобросовестного заказчика.

Таким образом, 44-ФЗ предусматривает обязанности заказчика по возврату ранее внесенного обеспечения. Оно должно быть возвращено поставщику в оговоренном госконтрактом порядке и в установленные им сроки: после выполнения заказчиком своих обязательств или окончания гарантийного периода. Сроки возврата денежных средств определяются заказчиком по своему усмотрению и включаются им в контракт. Несоблюдение правил возврата денежных средств поставщику грозят заказчику штрафными санкциями по условиям договора, а также привлечением к административной и уголовной ответственности. Обжаловать действия заказчика можно в антимонопольном органе или в суде.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»

В соответствии с п. 1 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик должен установить требование обеспечения исполнения контракта, за исключением отдельных случаев. Каковы способы названного обеспечения? В каком порядке предоставляется обеспечение исполнения контракта и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете? Может ли заказчик удержать сумму обеспечения, предоставленного исполнителем ранее, в счет невозвращенного аванса по контракту? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Согласно п. 4, 5 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта. В случае непредоставления участником обеспечения в срок, определенный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Случаи, при которых обеспечение исполнения контракта необязательно

Несмотря на обязанность заказчика устанавливать в контрактной документации требования об обеспечении исполнения контракта, п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ описывает отдельные случаи, при которых заказчик вправе не делать этого. Например, случаи закупки:

1) путем проведения запроса котировок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 500 000 руб.;

2) путем проведения запроса котировок, если правовыми актами не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, в частности:

  • при заключении контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • при заключении федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:

  • при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
  • при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • при заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку;
  • при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • при аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Помимо случаев, перечисленных в п. 2 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ, в 2015 году заказчик также вправе не устанавливать требования об обеспечении исполнения контракта в ситуациях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199, к которым относятся случаи:

  • проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, если участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
  • когда проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • когда проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях ЦБ РФ;
  • когда проект контракта предполагает выплату авансовых платежей в размере не более 15% цены контракта при закупке для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, а также проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70% цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения федеральных нужд либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями, и проведение полного расчета только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
  • когда участник закупки является бюджетным или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% НМЦК.

Способы обеспечения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться:

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44‑ФЗ;
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Способ обеспечения исполнения контракта определяет участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (п. 3 ст. 96 Закона № 44‑ФЗ).

Минэкономразвития в Письме от 19.09.2014 № Д28и-1893 уточняет, что исполнение контракта может быть обеспечено одним из вышеперечисленных способов: предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств. При этом возможность предоставления нескольких банковских гарантий и их совмещение с предоставлением денежных средств Законом № 44‑ФЗ не предусмотрены. Кроме того, положениями данного закона не закреплена возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки, с которым заключается контракт.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возращены заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), исполнившему такой контракт. Срок возврата – обязательное условие, включаемое в контракт (п. 27 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ). Поскольку основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, возврат обеспечения заказчиком осуществляется, как правило, после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под банковской гарантией понимается письменное обязательство банка (гаранта) (которое тот дает по просьбе участника закупки) уплатить заказчику на основании условий названного обязательства денежную сумму по представлении заказчиком письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).

Как мы отметили выше, банковская гарантия, выданная банком участнику закупки для целей обеспечения исполнения контракта, должна соответствовать нормам ст. 45 Закона № 44‑ФЗ, то есть должна:

  1. выдаваться банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
  2. быть безотзывной;
  3. быть включенной в реестр банковских гарантий;
  4. содержать:
  • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором по законодательству РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • определенный Правительством РФ перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1005). Этим же постановлением установлены дополнительные требования, предъявляемые к банковской гарантии.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.

Сумма внесенных участником закупки денежных средств. Как мы отметили выше, на основании ст. 96 Закона № 44‑ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При исполнении поставщиком (исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены участнику закупки, с которым заключен контракт. Иными словами, в распоряжении заказчика названные средства находятся временно.

Средства, которые при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу, относятся к денежным средствам во временном распоряжении заказчика (учреждения) (Письмо Минфина РФ от 08.10.2014 № 02‑07‑07/50609). Согласно разд. V Указаний 65н операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (статьи610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.

Таким образом, денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, учитываются в бухгалтерском учете как денежные средства, полученные во временное распоряжение, с указанием в 19 – 23-м разрядах номера счетов кода 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 267 названной инструкции для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и при наступлении определенных условий подлежащих возврату, предназначен счет 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции № 157н).

В Письме Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 уточняется, что денежные средства, поступившие в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть учтены на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Спортивная школа (бюджетное учреждение) установила в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения исполнитель, с которым планируется заключить контракт, перечислил на счет заказчика денежные средства в сумме 200 000 руб. После выполнения работ и подписания соответствующего акта заказчик вернул исполнителю сумму обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, на лицевой счет учреждения 3 201 11 510 3 304 01 730 200 000
Возвращены средства, полученные в качестве обеспечения исполнения контракта, исполнителю 3 304 01 830 3 201 11 610 200 000

Сумма предоставленной банковской гарантии. Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта, в силу п. 351 Инструкции 157н подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Согласно Письму Минфина РФ от 27.06.2014 № 02‑07‑07/31342 обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления этой гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана названная гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией, или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Автономное учреждение спорта (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 170 000 руб. Срок действия контракта – два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.

В бухгалтерском учете автономного учреждения сумма банковской гарантии будет отражена следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступила сумма банковской гарантии, принятой заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта 10

170 000
Списана сумма банковской гарантии на дату исполнения поставщиком контрактных обязательств, в обеспечение которых такая гарантия выдавалась

10 170 000

Удержание суммы обеспечения в счет невозвращенного аванса. Обеспечение исполнения контракта по своему смыслу является гарантией исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту. Кроме того, указанное обеспечение гарантирует заказчику возврат ранее перечисленного аванса, например, в случае расторжения контракта.

Возникает вопрос: а может ли заказчик удержать сумму предоставленного поставщиком (исполнителя) обеспечения в счет невозвращенного аванса?

Разъяснения по данному поводу приведены в Письме Минфина РФ от 25.12.2014 № 02‑02‑04/67438 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-805 «Об использовании предоставленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств, связанных с возвратом аванса» (далее – Письмо от 25.12.2014). В нем сообщается, что если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно ГК РФ.

Если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения и с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту (перечисление аванса), и использованию для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом суммы удержанного обеспечения, поступившие:

  1. в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, – учитываются на соответствующем лицевом счете государственного (муниципального) учреждения как восстановление кассового расхода;
  2. после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлась субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, – учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта, по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Эти поступления отражаются по коду доходов 000 1 13 02000 00 0000 130 «Доходы от компенсации затрат государства» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов и подвидов доходов бюджетов, предусмотренных Указаниями № 65н.

Кроме того, в Письме от 25.12.2014 приведена корреспонденция счетов по удержанию суммы предоставленного обеспечения в счет невозвращенного аванса. Рассмотрим порядок ее применения на примере.

Бюджетное учреждение физической культуры и спорта (заказчик) за счет субсидии на выполнение государственного задания заключило контракт на установку электросчетчиков в сумме 110 000 руб. Исполнитель перечислил на счет заказчика денежные средства в размере аванса (40 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения контракта. Затем контракт был расторгнут. В связи с тем, что исполнитель не вернул сумму перечисленного аванса, в счет него была удержана сумма поступившего обеспечения.

Данные операции отразятся в учете бюджетного учреждения следующим образом:

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: особенности

Вопрос обеспечения исполнения контракта был в достаточной мере урегулирован как прежним законодательством в сфере проведения торгов, так и действующим в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Зачастую именно требование обеспечения обязательств отталкивает многие коммерческие структуры от участия в закупочных процедурах. Рассмотрим же подробнее – так ли страшен черт, как его малюют?

Обязательно ли предоставлять обеспечение исполнения

Статьей 96 Закона о контрактной системе закреплена обязанность заказчика по установлению требования обеспечения исполнения контракта. Данное требование должно быть зафиксировано в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Если участник не предоставит обеспечение — он будет считаться уклонившимся от подписания контракта. Исключение делается лишь для случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, которая является отсылочной нормой, и отсылает к ряду пунктов других статей этого же закона.

Антидемпинговые меры, предусмотренные при проведении аукциона или конкурса

В соответствии со статьей 37 закона «О контрактной системе» при снижении начальной максимальной цены контракта более, чем на 25% начинают действовать антидемпинговые меры, которые заключаются в том, что обеспечение контракта, предоставляемое победителем, должно быть увеличено в 1,5 раза от изначально запланированного. То есть, если в документации к электронному аукциону размер обеспечения указан в 10% от НМЦК (например 100000 рублей), то при снижении во время торгов цены на 25 и более процентов он увеличится до 15% от НМЦК (150000 рублей для примера выше).

Обеспечение в полуторакратном размере можно не осуществлять в том случае, если начальная цена контракта менее 15 миллионов рублей и участник закупки может предоставить сведения о своей добросовестности. Более подробно об этом вы можете прочитать .

Виды обеспечения контракта

Виды обеспечения исполнения контракта предусмотрены частью 3 вышеуказанной статьи, при этом их менять. Исполнение контракта может быть обеспечено:

А) Путем предоставления банковской гарантии, которая должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе: во-первых, банк, выдавший гарантию, должен быть включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (статья 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации); во-вторых, банковская гарантия должна быть безотзывной, и содержать следующие атрибуты:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в определенных случаях;

2) обязательства исполнителя, которые обеспечиваются данной гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента за каждый день пропуска сроков исполнения обязательств;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта является фактическое поступление средств на счет заказчика;

5) срок действия банковской гарантии;

6) отлагательное условие;

7) перечень документов, предоставляемых заказчиком банку.

Все БГ, выданные для обеспечения исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с 44-ФЗ должны быть включены в реестр банковских гарантий.

Читайте также: Как получить банковскую гарантию?

Б) В форме денежного залога – перечисление определенной суммы денежных средств на специальный счет заказчика. При этом размер обеспечения составляет от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ) или лота.

Обеспечение исполнения контракта не может быть ниже 30% в том случае, если НМЦ превышает 50000000 рублей. В том же случае, если контрактом предусмотрен авансовый платеж, то сумма обеспечения должна быть не меньше суммы авансового платежа.

Учтите, что если контракт должен быть заключен по цене, которая на 25 и более процентов ниже начальной — обеспечение потребуется предоставить в полуторократном размере от суммы, предусмотренной документацией о проведении электронного аукциона, таким образом оно может достигнуть 45% НМЦ. (Однако для тендеров начальная цена которых ниже 3 млн. существует возможность не предоставлять обеспечение больше в 1,5 раза – )

Сроки предоставления обеспечения исполнения контракта

Заключение контракта невозможно и прямо запрещено законом в том случае, если обеспечение исполнения контракта не представлено участником закупки, с которым заключается контракт. Обеспечение исполнения контракта должно быть представлено в срок, который установлен для заключения контракта. Поэтому вполне логично, что участник, не представивший обеспечение исполнения контракта в указанный срок, будет считаться уклонившимся от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями.

Необходимо учитывать, что при предоставлении обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Условия возврата / удержания обеспечения

В отличие от обеспечения заявки, закон не оговаривает условия и возможность полного или частичного удержания обеспечения исполнения контракта. Данный критерий оговаривается заказчиком в документации проведения торгов, а также в контракте. Контрактом может быть предусмотрена возможность использования денежных средств из суммы обеспечения (если избрано обеспечение в виде денежного залога), например, на погашение неустойки, вызванной пропуском сроков исполнения обязательств по контракту.

Срок возврата обеспечения

Согласно часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, условие о сроках возврата заказчиком обеспечения, должно содержаться в контракте.

Закон не предусматривает жестких требований к сроку возврата обеспечения, в связи, с чем многие заказчики ошибочно полагают, что к срокам возврата обеспечения можно применить положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в которой устанавливается срок предоставления банковской гарантии.

Таким образом, заказчик может самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого он обязан вернуть денежные средства, заблокированные с целью обеспечения исполнения контракта, но этот срок должен быть в обязательном порядке зафиксирован в контракте. Обычно он ограничивается сроком действия контракта, который в свою очередь действует до полного исполнения обязательств сторонами.

Важно

В ходе исполнения контракта размер обеспечения может быть уменьшен на размер уже выполненных обязательств (то есть если контрактом, например, предусмотрена поставка товара частями – участник размещения заказа имеет право попросить заказчика вернуть часть обеспечения), также эту операцию можно совместить с изменением способа обеспечения контракта.

Вышеперечисленные требования Закона о контрактной системе применяются во всех случаях кроме следующих:

  • заключения контракта с участником закупки, являющимся государственным либо муниципальным казенным учреждением;
  • приобретения кредитных услуг;
  • приобретения услуги по выдаче банковской гарантии для бюджетного учреждения.

>Каков порядок возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ

В какие сроки возвращается обеспечение контракта

Закон регламентирует срок возврата обеспечения только в одном случае — когда конкурс был признан несостоявшимся в связи с тем, что вы не смогли заключить контракт в течение 30 дней после выбора победителя из-за суда или обстоятельств непреодолимой силы. В такой ситуации вернуть денежные средства нужно в течение пяти дней с даты признания конкурса несостоявшимся. На это указано в ч. 9 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.

В остальных случаях верните денежные средства в срок, установленный в контракте (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Как правило, в контракте указывают, что обеспечение нужно вернуть после выполнения основных обязательств. Например, в контракте на поставку срок может быть привязан к дате поставке товара.

В некоторых случаях в контракте устанавливают, что обеспечение возвращается после истечения гарантийного срока.

Оба указанных выше условия правомерны, и вернуть обеспечение вы должны именно в эти сроки.

Об этом говорят и Минэкономразвития России в Письме от 21.03.2017 N Д28и-1666, и Верховный Суд РФ в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

Если вы расторгаете контракт по соглашению сторон и срок возврата обеспечения для этого случая в контракте не установлен, то рекомендуем вернуть обеспечение в срок, который вы установили для возврата обеспечения при исполнении контракта полностью. Этот срок нужно отсчитать от даты расторжения контракта.

Например, если в контракте срок возврата обеспечения составлял 10 дней с даты поставки товара, то в случае расторжения контракта отсчитайте эти 10 дней с даты расторжения контракта. Такой вывод подтверждается судебной практикой.

Обратите внимание, что за несвоевременный возврат денежных средств с заказчика могут взыскать неустойку, установленную в контракте (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.11.2017 по делу N А33-11359/2017).

В какой срок вернуть обеспечение, если в контракте этот срок не установлен

В этом случае вы должны вернуть денежные средства в семидневный срок со дня получения требования о возврате обеспечения от поставщика. Если поставщик такое требование не направил, то вернуть обеспечение нужно в разумный срок после исполнения контракта. Этот вывод следует из п. 2 ст. 314 ГК РФ.

Стоит отметить, что отсутствие в контракте срока возврата обеспечения контракта является нарушением ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, за которое должностных лиц заказчика могут привлечь к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Размер штрафа составит 3 тыс. руб.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *