Содержание
- Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий
- Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий
- Организация и тактика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
- Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
- Вопрос 3. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, как основные категории в деятельности службы обеспечения общественного порядка.
- Охранно-конвойная служба полиции. План:
- Общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий: правовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Право»
Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий
Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятий составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.
Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.
Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:
- — большое количество людей;
- — организованность действий;
- — наличие цели.
Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.
По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на:
- 1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.
- 2. Культурно-зрелищные (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).
- 3. Спортивные (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).
- 4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)
- 5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).
- 6. Смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации: Сабантуй, Акатуй и др.).
Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:
- — по значимости — международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);
- — по периодичности проведения — разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);
- — по способу возникновения — организованные, спонтанные;
- — по возможности участия — общедоступные, ограниченные количеством участников.
К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении. Это организаторы массовых мероприятий — общественные организации, государственные органы, администрации спортивных, культурных зданий и сооружений, граждане, а также органы и организации, непосредственно обеспечивающие охрану общественного порядка и общественной безопасности (органы внутренних дел, государственной безопасности, подразделения внутренних войск МВД России, Армии и Флота, общественные формирования).
На органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи:
- — обеспечение успешного проведения массового мероприятия;
- — обеспечение личной безопасности граждан;
- — предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и общественной безопасности;
- — оказание помощи и содействия соответствующим должностным лицам и организаторам в установленных законом пределах в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;
- — оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;
- — обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.
Органы внутренних дел вправе приостановить или прекратить мероприятия в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, а также в других, предусмотренных законом случаях.
С определенной условностью деятельность органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий можно разделить на три периода (этапа), которые неразрывно связаны между собой и следуют один за другим в логической последовательности (подготовительный, исполнительный, заключительный).
В подготовительный период, который начинается с момента получения задачи на охрану общественного прядка и общественной безопасности и заканчивается выездом (выходом) нарядов на место проведения мероприятия. В этот период проводится следующая работа:
- — уточняются место, время и характер предстоящего массового мероприятия, количество и состав участников и зрителей;
- — проводится изучение местности, разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности и организуется взаимодействие всех привлекаемых сил;
- — проводятся встречи с организаторами общественно-политических мероприятий, на которых в качестве напоминания до них доводятся меры ответственности за неправомерное поведение участников и нарушение порядка проведения подобных мероприятий;
- — осуществляются дополнительные мероприятия по усилению борьбы с преступностью, пьянством, наркоманией и другими антиобщественными проявлениями;
- — организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы;
- — проводится противопожарное обследование, проверка обустройства мест проведения массового мероприятия и принимаются меры по устранению выявленных недостатков и дополнительному их оборудованию (обустройству);
- — проводится инструктаж, на котором разъясняются обязанности соответствующих должностных лиц;
- — организуется взаимодействие со штабами добровольных народных дружин и другими силами общественности.
Исполнительный период охватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания.
Данный период включает:
- — введение в зоне мероприятий ограничений в движении транспорта и пешеходов, в работе торговых и других предприятий;
- — удаление из зоны оцепления случайно оказавшихся там людей;
- — выставление нарядов по периметру зоны проведения массового мероприятия, а также на прилегающей к ней территории.
Как показывает практика, в день проведения мероприятия служебные наряды и наряды усиления прибывают к местам сбора за 1-1,5 часа.
Как показывает практика, важным обстоятельством обеспечения охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий выступает грамотное использование основных видов нарядов.
Посты выставляются там, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудника полиции. Для поста определяются его центр и границы. Центр поста определяется в таком месте, откуда наиболее удобно вести наблюдение и оперативно принимать меры к предупреждению и пресечению правонарушений.
Посты наблюдения (ПН) создают для получения своевременной информации о ходе проведения массового мероприятия и об изменениях обстановки. «ПН» выставляются в местах, обеспечивающих хороший обзор территории, и оснащаются необходимыми техническими средствами: транспортом, оптическими приборами, телефоном, переносными радиостанциями и т. п.
Патруль рекомендуется использовать для охраны общественного порядка в местах народных гуляний, карнавалов, а также в местах осуществления входа и выхода зрителей с мест проведения мероприятий и в других местах массового сосредоточения людей.
Патрульная группа — для освобождения зон оцепления от посторонних граждан, обеспечения общественного порядка по периметру зон оцепления и внутри самих зон и для несения службы в местах массового сосредоточения граждан, а также на прилегающей территории.
Группа сопровождения участников обеспечивает встречу колонн в назначенных пунктах, сопровождение и размещение их в отведенных местах.
Группа разъяснения законов — это наряды полиции, созданные для проведения разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.
Группа обеспечения связи — это наряды полиции, созданные для обеспечения надежного управления силами и средствами.
Группа оцепления — это наряды полиции, выставляемые для осуществления оцепления или блокирования периметра с целью ограничения доступа граждан, задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта.
Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий
Чаще всего особые условия деятельности ОВД возникают во время проведения массовых мероприятий. В условиях дальнейшего развития демократии все более повышается политическая активность граждан и общественных организаций. Миллионы граждан Российской Федерации принимают участие в различных общественно-политических, культурных, спортивных, религиозных и других массовых мероприятиях. Все чаще улицы, площади, парки и скверы используются для проведения различного рода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. В этих условиях органам внутренних дел приходится принимать дополнительные меры для поддержания на должном уровне обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Конституцией РФ (ст. 31) гражданам предоставлено право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования при условии предварительного уведомления органов власти. На полицию Законом РСФСР «О полиции» от 18 апреля 1991 г. возложена задача по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в том числе и при проведении массовых мероприятий.
Прежде всего, сотруднику органов внутренних дел необходимо иметь четкое представление, что такое массовое мероприятие, его характер, масштабность и особенности.
Массовое мероприятие – это совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.
Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие» можно выделить три основных признака:
— большое количество людей;
— организованность действий;
— наличие цели.
Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.
Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.
По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на:
— общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, встречи и проводы правительственных делегаций, съезды, конференции и др.);
— культурно-зрелищные (народные гулянья, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.);
— спортивные (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.);
— другие (религиозные праздники, похоронные процессы и др.).
По значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.).
По периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.).
По способу возникновения – организованные, спонтанные.
По возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.
К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечения безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении. Это организаторы массовых мероприятий – общественные организации, государственные органы, администрации спортивных, культурных зданий и сооружений, граждане, а также органы и организации, непосредственно обеспечивающие охрану общественного порядка и общественной безопасности (органы внутренних дел, государственной безопасности, подразделения ВВ МВД РФ, Армии и Флота, общественные формирования).
Проведение массовых мероприятий создает особую обстановку на данной территории, которая отличается следующими особенностями:
— нарушается обычный ритм жизни населения (ограничение дорожного движения, изменения распорядка работы предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.);
— наличие большого скопления людей на ограниченной территории, что создает повышенную опасность возникновения конфликтных ситуаций, групповых нарушений общественного порядка, а также угрозу жизни и здоровью граждан;
— возможность скоротечного осложнения оперативной обстановки, связанной со стихийным формированием неформальных группировок, отрицательно влияющих на состояние общественного порядка и безопасности.
К особенностям проведения крупномасштабных массовых мероприятий следует отнести и структурную перестройку работы служб и подразделений ОВД (создание специальных органов управления – оперативных штабов, пунктов управления, различных групп, необходимость решения дополнительных задач, возникающих в ходе подготовки и проведения массовых мероприятий). Для обеспечения общественного порядка и безопасности в этих случаях дополнительно привлекаются силы и средства, в т. ч. и других подразделений, нарушается режим работы личного состава и т. п.
На органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи:
— обеспечение личной безопасности граждан;
— предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и безопасности;
— оказание помощи и содействие соответствующим должностным лицам и организаторам в пределах, установленных Законом, в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;
— оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;
— обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.
Органы внутренних дел вправе приостановить или прекратить мероприятия в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, а также в других предусмотренных законом случаях.
Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий – это комплексная задача, решение которой зависит от хорошо продуманных, скоординированных действий государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, организаторов публичных мероприятий, которые в пределах своей компетенции несут ответственность за создание соответствующих условий для успешного проведения массового мероприятия.
Подготовкой проектов планов мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, как правило, занимаются службы охраны общественного порядка, ГИБДД, штабные подразделения и др.
В процессе подготовки плана мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности необходимо получить следующие данные:
— место и время проведения мероприятия;
— предполагаемое количество участников;
— маршруты движения;
— места наибольшего сосредоточения участников;
— организаторы и ответственные лица за проведение мероприятия;
— размещение медпунктов, торговых точек, автостоянок, остановок транспорта;
— погодные условия;
— противопожарное состояние объекта;
— техническое состояние объекта;
— другие данные, необходимые для выработки правильного решения и успешного проведения массового мероприятия.
Особое внимание при подготовке к проведению массового мероприятия следует обратить на вопросы установления деловых контактов и взаимодействия с инициаторами осуществления мероприятия, администрацией мест, где они проводятся, с другими правоохранительными органами, заинтересованными организациями и ведомствами.
При подготовке к проведению массового мероприятия существует определенная особенность расчетов сил и средств, необходимых для обеспечения общественного порядка и безопасности. Определенного норматива здесь не существует, поэтому следует исходить из реальной обстановки. Расчеты должны быть обоснованными и должны способствовать надежной охране общественного порядка и безопасности. Достигнуть этого можно лишь путем рекогносцировки местности, учета всех особенностей оперативной обстановки и глубокого анализа ранее проведенных мероприятий, что прямо предусмотрено главой 8 Устава патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности РФ.
В процессе рекогносцировки изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянок транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.
Управленческое решение об охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия оформляется в виде плана действий по охране общественного порядка и общественной безопасности, который при необходимости согласовывается с органами власти, командованием частей и подразделений ВВ МВД РФ, органами государственной безопасности и утверждается старшим оперативным начальником.
План может быть оформлен на карте или схеме с необходимыми пояснениями, расчетами и обоснованиями. Одним из самых важных требований, предъявляемых к плану, является правовое обеспечение. Каждое планируемое мероприятие должно соответствовать правовым нормам, чтобы не допустить нарушения законности и ущемления, законных прав и интересов граждан. Содержание и реализация плана должны соответствовать компетенции органа внутренних дел. В последнее время получило распространение составление типовых планов организационных и тактических мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий различных типов. Созданы и постоянно действующие оперативные штабы, что значительно облегчает подготовку и проведение подобного рода мероприятий.
В состав оперативного штаба входят:
— министр внутренних дел РФ, республики в составе РФ, начальник ГУВД, УВД края (области), горрайлиноргана внутренних дел – руководитель оперативного штаба;
— заместитель министра внутренних дел РФ, республики в составе РФ, начальника ГУВД, УВД края (области), горрайлиноргана внутренних дел – заместитель руководителя оперативного штаба;
— командир соединения, части ВВ МВД РФ – заместитель руководителя оперативного штаба;
— руководители управлений (отделов, отделений) – члены штаба.
В оперативный штаб по согласованию могут быть включены и представители других правоохранительных органов.
Основными задачами оперативного штаба являются:
— разработка и корректировка планов обеспечения охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, профилактике возможных правонарушений со стороны их организаторов и участников;
— организация и осуществление контроля за поддержанием готовности привлекаемых сил и средств, совершенствование системы оповещения и сбора личного состава по тревоге;
— обучение личного состава действиям по охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, а также при осложнении оперативной обстановки;
— управление силами и средствами при проведении массовых мероприятий;
— сбор, обобщение и анализ информации об оперативной обстановке, количестве задействованных сил и средств; разработка предложений о наиболее целесообразных формах их использования; подготовка решений; ведение оперативной карты, журнала действий ОВД;
— обеспечение бесперебойной связи со всеми подразделениями и нарядами;
— доведение до исполнителей, а также контроль за своевременным исполнением ими всех приказов и распоряжений начальников;
— постоянное информирование руководства штаба об оперативной обстановке и всех ее изменениях и др.
Исключительная важность охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий требует четкости и ясности каждого пункта плана, единообразного его понимания. После разработки и утверждения плана необходимо довести мероприятия до исполнителей. Обычно это происходит на инструктивных совещаниях, где разъясняются программа массового мероприятия, указываются зоны и участники охраны общественного порядка, границы секторов, маршруты движения участников шествий, манифестаций, размещение пунктов управления и связи, резерва, а также особенности, на которые следует обратить внимание при несении службы. При необходимости конкретным исполнителям направляются выписки из плана с указанием мероприятий и сроков их исполнения. Для уяснения задач, практической отработки приемов и навыков несения службы по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий проводятся репетиции и тренировки служебных нарядов, в ходе которых проверяется правильность принятых решений, вносятся корректировки в расстановку сил и средств, уточняется готовность и надежность системы связи и управления, определяются места расположения резерва и оперативного штаба, проверяется организация взаимодействия нарядов полиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооружен.
При проведении массовых мероприятий применяются следующие виды нарядов: цепочки, группы сопровождения, посты наблюдения, резерв, группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и другие.
Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно командиром специального сводного отряда.
Цепочка – выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей.
В состав цепочек могут входить работники полиции, военнослужащие, представители общественности.
Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные – при интервале 1 – 2 м, усиленные – при интервале менее 1 м, многорядные – в два и более рядов.
С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.
Группа сопровождения – обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.
Пост наблюдения – обеспечивает своевременную информацию о ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.
Резерв – предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие.
В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20 % всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств.
Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10 – 15 % сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений.
Группа патрулирования – формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий граждан территории.
Группа ограничения движения транспорта – формируется из работников дорожно-патрульной службы ГИБДД и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и внутренних войск, аварийно-спасательных служб.
Группа разъяснения законов – формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел, учебных заведений МВД России. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.
Группа обеспечения связи – формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.
Группа оцепления (блокирования) – формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения). Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.
Группа фиксации правонарушений – формируется из сотрудников подразделений криминальной полиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.
Для обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия должно привлекаться лишь реально необходимое количество сил и средств. Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а по миновании надобности немедленно снимаются и переводятся в резерв.
В день проведения массового мероприятия руководителями служб и подразделений проводится проверка личного состава и его экипировки, рабочий инструктаж старших самостоятельных групп, сообщается о возможных изменениях, о времени начала и порядке проведения планируемого мероприятия и других изменениях в оперативной обстановке, обеспечивается расстановка имеющихся сил и средств, устанавливается взаимодействие с организаторами мероприятия.
Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:
— знать и умело выполнять поставленную задачу;
— проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;
— находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;
— удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;
— в случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.
Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы – специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.
По миновании надобности, вводимые на период проведения массового мероприятия ограничения отменяются по решению начальника органа внутренних дел (руководителя штаба).
После окончания массового мероприятия осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, возобновление нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, учреждений, движения транспорта. Проводится проверка наличия личного состава, средств индивидуальной защиты и других технических средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий сотрудников основных и приданных служб и подразделений.
Рассмотрим некоторые тактические действия нарядов по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.
При проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ответственные за охрану общественного порядка или, как именуется в законе, представители органа внутренних дел и наряды полиции осуществляют надзор за соблюдением его участниками общественного порядка, безопасности и требований действующего законодательства, контролируют соответствие целей проводимого мероприятия указанным в уведомлении, а также место и сроки их проведения. Особое внимание уделяется выявлению у участников и организаторов оружия и других предметов, могущих использоваться против жизни и здоровья людей, причинения ущерба государственным и иным организациям, учреждениям и гражданам.
В случае нарушения участниками и организаторами установленного порядка проведения мероприятия органы внутренних дел в соответствии с законом вправе приостанавливать или запрещать дальнейшее ее проведение и при необходимости применить силу и специальные средства.
При этом не следует формально подходить к решению возникающих проблем. Руководитель органа внутренних дел должен помнить, что основная задача полиции – охрана общественного порядка и безопасности.
При групповых нарушениях общественного порядка во время проведения массовых мероприятий.
Из опыта известно, что действенными мерами при пресечении противоправного поведения участников конфликта в толпе являются своевременное и решительное реагирование нарядов полиции на складывающуюся ситуацию, захват инициативы и наступательность действий, активное проведение разъяснительной работы, задержание и удаление зачинщиков и активных участников беспорядков, ведение видео- и фотосъемки событий, оттеснение и рассеивание любопытных.
Если групповые нарушения общественного порядка грозят перейти в массовые беспорядки, полицией последовательно осуществляется ряд мероприятий. Прежде всего, в условленном месте сосредотачиваются личный состав и техника. Затем нарядами патрульно-постовой службы полиции, ОМОН, другими подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск блокируется и локализуется место конфликта.
Специальными группами выявляются зачинщики, подстрекатели и активные участники групповых нарушений и хулиганских действий, документируется их противоправная деятельность.
Совместно с представителями государственных органов власти и других правоохранительных органов проводится разъяснительно-профилактическая работа, предъявляются требования о прекращении нарушений общественного порядка.
Если разъяснительная работа возымела положительное воздействие и толпа начинается расходиться, наряды полиции не препятствуют этому, а лишь принимают меры к задержанию организаторов, подстрекателей и активных участников группового нарушения общественного порядка. При этом, если обстоятельства не позволяют задержать этих лиц в настоящий момент, необходимо ограничиться установлением их личности и задержать их в более удобной обстановке.
Если нарушители отказываются прекратить противоправные действий после неоднократного к ним обращения о противозаконности подобного поведения и силами правопорядка принимается решение по пресечению бесчинств. После принятия решения о пресечении группового нарушения общественного порядка наряды полиции и приданные к ним силы должны действовать решительно и без колебаний применять в пределах, предусмотренных законодательством, силу и специальные средства.
Основными тактическими приемами нарядов полиции в подобных случаях являются оцепление места группового нарушения общественного порядка, введение нарядов в зону оцепления и выполнение ими функций по рассечению толпы и задержанию зачинщиков и активных участников, документированию их противоправной деятельности, применению специальных средств.
Наряды, вводимые в очаги групповых нарушений общественного порядка, формируются за пределами их границ, экипируются защитными шлемами, бронежилетами, резиновыми палками, щитами, специальными средствами. Действия их по рассредоточению толпы, задержанию правонарушителей должны быть решительными и быстрыми, чтобы не дать возможности спровоцировать других участников массового мероприятия на противодействие полиции. Задержанные под усиленной охраной доставляются в специально отведенные места для разбирательства.
При принятии решений о применении силового воздействия к правонарушителям во время массовых мероприятий следует иметь в виду, что наряду со строгим соблюдением законности нарядам полиции необходимо проявлять гибкость. Если обстановка складывается не в пользу полиции, то лучше повременить с применением силы. Из опыта известно, что нередко прямолинейные действия полиции приводят к возникновению кризисных ситуаций. Нужно уметь находить контакт с публикой и применять лишь те меры, реакция на которые с ее стороны будет положительной. Чаще всего полиция вмешивается в конфликт когда обстановка обостряется и становится трудно управляемой. Поэтому принимать меры к предупреждению конфликта лучше всего на ранних стадиях его развития. Это потребует меньше эмоциональных и физических затрат и позволит свести к минимуму неблагоприятные последствия конфликта.
Организация и тактика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
Организация охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в зависимости от их уровня возлагается на МВД России, министерства внутренних дел субъектов Российской Федерации, их подразделения при взаимодействии с органами прокуратуры и ФСБ России. В Законе о полиции прямо указано, что полиция должна обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий. При организации обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массового мероприятия необходимо руководствоваться положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими приказами МВД России. Для осуществления мер безопасности при проведении массовых мероприятиях в центральных аппаратах Главного управления МВД России формируется структурное подразделение: «Отдел организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий».
Массовые мероприятия, как реализация конституционных прав и свобод граждан, являются популярной формой общественной активности и досуга населения страны. Таким образом, происходит гражданское участие в политической жизни, приобщение к культурным ценностям и спортивным зрелищам. Политическая жизнь проявляется в работе определенной части граждан в государственных органах, политических партиях и профсоюзном движении. Для привлечения к их деятельности широких масс и реализации принципов демократии наиболее доступны массовые мероприятия, проводимые на улицах, площадях, в общественных зданиях, концертных залах, на спортивнозрелищных сооружениях.
Можно выделить следующие виды массовых мероприятий общественно-политические, культурно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные обряды. Эти мероприятия отличаются по целям их организации, характеру и числу участников и зрителей, местам проведения, степени влияния на охраняемые общественные отношения и безопасность на определенной территории и в стране в целом, а также другими факторами.
При организации собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций на какой-либо территории субъекта Российской Федерации необходимо соблюдать определенные правила.
Предварительно, не менее чем за 10 дней, обратиться с письменным уведомлением в соответствующий орган исполнительной власти о проведении того или иного политического мероприятия. При этом лица, подписывающие заявление, должны достигнуть 18-летнего возраста и выступать от имени официально зарегистрированной партии, общественного движения или организации.
Получить письменное согласие соответствующего органа исполнительной власти (администрации) местного самоуправления на проведение мероприятия, указанного в заявлении.
Если официально получен мотивированный отказ соответствующего органа на проведение мероприятия, необходимо обращаться в вышестоящий орган исполнительной власти или суд. При получении разрешения, организаторы мероприятия, как правило, проводят его с хорошей организаторской, технической и финансовой поддержкой. Граждане, участвующие в общественно-политическом мероприятии, придерживаются близких идей, имеют общность интересов в достижении поставленных целей и достаточно лояльно относятся к законодательным требованиям общественного поведения, но могут быть и исключения. Исключения наиболее часто встречаются при шествиях и митингах, организованных непарламентской оппозицией.
Культурно-массовые мероприятия (выставки, вернисажи, концерты, театральные постановки, народные гулянья и т.д.), проведение различных праздничных мероприятий являются распространенным способом отдыха граждан. Состав участников на таких мероприятиях достаточно разнороден, но в целом поведение граждан, пришедших на мероприятие, не выходит за рамки принятых норм общественного поведения. Здесь следует выделить экзальтированные группы фанатов, которые при проявлении любви к своим кумирам могут совершать безответственные действия. Например, противоправные действия рок- фанатов, «подогретые» алкоголем, имеют групповой характер и при их пресечении могут возникнуть массовые беспорядки.
Посещение спортивных мероприятий является в нашей стране давней формой организации массового досуга. Здесь сложность для охраны общественного порядка представляют игровые виды спорта, такие как футбол и хоккей. Эти соревнования проводятся на стадионах, где неадекватным поведением отличаются так называемые фанатские трибуны, которые занимают определенный контингент спортивных болельщиков, принадлежащих к различным спортивным клубам. Ответственность за общественный порядок при проведении этих мероприятий несут организаторы соревнований. Требования по проведению таких спортивных мероприятий все время меняются, ужесточаются, на спортивные клубы налагаются штрафные и иные санкции. К наиболее значимым требованиям для обеспечения общественного порядка на спортивно-массовых мероприятиях относятся следующие запреты:
- ? на пронос огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых, ядовитых, легко воспламеняющихся, сильно пахнущих и наркотических веществ, а также колющих и режущих предметов, бейсбольных бит, фаеров, дымовых шашек, петард, чемоданов, больших портфелей и иных предметов, мешающих нормальному проведению мероприятия;
- ? бросать на поле и в спортсменов различные предметы, могущие причинить вред жизни и здоровью;
- ? выбегать на поле;
- ? ослеплять спортсменов лучами лазерных указок, особенно мощными зелеными лазерами;
- ? на распитие спиртных напитков или появление на стадионах в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.
Лица, не соблюдающие установленные правила на спортивном мероприятии, удаляются с просмотра соревнования. В зависимости от характера правонарушения они могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Религиозные мероприятия достаточно новый вид массовых собраний населения. Это связано с конституционным правом на свободу вероисповеданий и заполнением идеологического вакуума о целях и смысле жизни после падения советской идеологии. Массовые религиозные мероприятия проводятся во время церковных праздников, открытии новых храмов и реставрированных старых храмов. Здесь происходит скопление верующих и просто любопытствующих лиц, как правило, ведущих себя спокойно. Опасность часто представляют различные экстремистские секты и религиозные течения. Руководители этих сект, используя достижения современной психологии, подавляют и разрушают личность своих рядовых сторонников, толкают их на совершение преступлений и террористических актов якобы во имя веры. К таким антиобщественным религиозным организациям относятся «Аум Сенрике», «Белое братство», ваххабитское течение в исламе и т.п.
Деятельность таких религиозных организаций влияет на состояние общественного порядка в местах их деятельности, осложняет оперативную обстановку, что в свою очередь требует от ОВД принятия специальных мер по обеспечению общественного порядка и безопасности, умения работать в условиях религиозной нетерпимости, нейтрализовать возникающие специфические эксцессы.
С точки зрения охраны общественных отношений сложность представляют несанкционированные собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования. Данные правонарушения могут подпадать под действие административного и уголовного законодательства.
При осуществлении своего конституционного права граждане согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование. В п. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Игнорирование существующих правовых норм резко осложняет социальную ситуацию в стране и требует от правоохранительных органов надлежащего контроля проведения массовых мероприятий.
Для охраны общественного порядка во время массовых мероприятий привлекается личный состав территориальных ОВД, а также, если это необходимо, внутренние войска МВД России и курсанты учебных заведений МВД России. В зависимости от масштаба мероприятия и прогнозируемой ситуации может создаваться оперативный штаб по управлению привлекаемыми силами и средствами.
На основании данных, полученных от администрации и организаторов массового мероприятия, проводится планирование обеспечения безопасности проводимого мероприятия. Количество участников, вид мероприятия, место и время его проведения позволяет определить границы и зоны оцепления, численность и расположение привлекаемых сил. Определение маршрутов следования колонн и необходимость в выставлении соответствующих постов ДПС и других заслонов, а также распределение сил МЧС (пожарная техника и скорая медицинская помощь). На случай возникновения нештатной ситуации формируется резерв из подразделений ОМОНа.
Рекомендуется провести рекогносцировку на месте будущего массового мероприятия, определить техническое состояние маршрута массового мероприятия и пропускную способность самых узких мест, наметить места расстановки сил и средств, получить информацию о количестве и намерениях, идеологической позиции участников. Личный состав ОВД, выделяемый для обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий должен быть психологически готов и обучен навыкам работы с толпой. Особое внимание следует уделить наличию средств фото- и видеосъемки. В дальнейшем это окажет существенную помощь при разборе конфликтных ситуаций.
Эффективно выделение следующих сил для охраны общественного порядка; оцепления; постов охраны общественного порядка и наблюдения на подходах к месту проведения массовых мероприятий; групп быстрого реагирования и следственно-оперативных групп готовых к немедленному выезду на место происшествия; патрулей; групп документирования; постов регулирования дорожного движения; групп резерва.
Для выполнения второстепенных функций возможно привлечение подразделений ведомственной охраны, внутренних войск, курсантов учебных заведений МВД России.
Проведение оцепления силами полиции предусмотрено ст. 16 Закона о полиции.
При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, проведения следственных действий, охраны места происшествия, проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.
Действия по оцеплению (блокированию) могут проводиться также в отношении жилых помещений, иных строений, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения очевидной опасности для жизни и здоровья находящихся там лиц, которые не могут быть защищены каким-либо иным способом.
Оцепление в виде цепочек, выставляется по направлениям перемещения участников мероприятия. На месте проведения мероприятия может быть произведено построение крестом для выделения разграничительных квадратов в местах размещения участников мероприятия и зрителей. Выделяют следующие виды цепочек:
- ? редкие, расположение личного состава с интервалом более 2 м друг от друга;
- ? нормальные — интервал от 1 до 2 м;
- ? усиленные — интервал менее 1 м;
- ? многорядные — два и более ряда.
Для усиления оцепления могут использоваться специальные металлические барьеры, грузовые автомобили, автобусы, военная техника. Большой эффект при обеспечении общественного порядка в ходе массовых мероприятий может иметь организация конных патрульных групп. Использование конных патрульных групп позволяет патрулировать больший участок территории, оперативно реагировать на нарушения общественного порядка, эффективно проводить рассечение и направление толпы.
При возникновении нештатной ситуации и забрасывании сотрудников ОВД камнями, палками и другими подобными вещами, используется построение «черепаха». При данном построении передний ряд сотрудников опускает нижнии край защитных щитов на грунт, укрываясь за ними и осуществляя наблюдение за поведением толпы через смотровые отверстия в верхней части щитов. Сотрудники, находящиеся по краям других рядов, осуществляют аналогичные действия, защищая фланги. Остальные сотрудники поднимают щиты над головами, смыкают их для образования своеобразной крыши. Во время движения цепей полиции для вытеснения угрожающей общественной безопасности толпы в целях оказания психологического воздействия осуществляются синхронные удары резиновыми палками по поверхности щитов. Для защиты личного состава от возможного использования слезоточивых и раздражающих веществ необходимо предусмотреть оснащение сотрудников средствами защиты органов дыхания и глаз (противогазами).
При прохождении колон предусматриваются группы сопровождения, для проведения участников к месту сбора и прохождения постов заграждения. Для фиксации правонарушений организуются посты наблюдения, оборудованные средствами связи, кино-, фото-, видеоаппаратурой. Для организации оперативного взаимодействия, задействованных в охране правопорядка сил, формируется группа обеспечения связи. Сигналы оповещения и режим работы радиосредств определяются руководством и доводятся до личного состава на инструктаже перед заступлением на службу.
Об ограничениях движения транспорта и доступа граждан в места проведения массовых мероприятий, изменениях маршрутов общественного транспорта заблаговременно оповещают через средства массовых информаций. Доступ граждан, проживающих или работающих в местах ограничения перемещения, осуществляется по предъявлению документов с указанием регистрации или пропуска, исходя из возможности безопасного доступа к месту жительства или работы.
По мере завершения мероприятия и расхождения его участников последовательно снимаются посты заграждения и оцепление. Средства защиты сдаются на склад вооружений, техника возвращается на места стоянок. В заключении подводятся итоги несения службы личным составом, оцениваются действия сотрудников основных и приданных служб и подразделений.
Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
Прежде всего, необходимо уяснить, что для выполнения обозначенных задач и функций подразделений полиции ООП в первую очередь необходимы высококвалифицированные кадры, а также современные технические средства.
При этом необходимо также учитывать, что от правильной организации, расстановки и эффективного использования сил и средств, которыми располагают подразделения полиции ООП, будет зависеть успешная охрана общественного порядка и борьба с правонарушениями как в отдельно взятом регионе, так и в целом в России.
Остановимся на характеристике и классификации сил и средств подразделений полиции ООП.
Силы подразделений полиции ООП включают в себя личный состав подразделений, других служб и подразделений ОВД, а также лиц, которые в установленном порядке взаимодействуют с ними.
Особенности этих сил:
а) они являются наиболее многочисленными силами ОВД;
б) представляют собой вооруженный отряд, осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства, специальных уставов и положений;
в) обладают различными тактическими возможностями для обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью;
г) осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с общественными объединениями, участвующими в охране общественного порядка.
Все силы подразделений полиции ООП можно подразделить на следующие группы:
1) основные,
2) дополнительные,
3) приданные силы,
4) взаимодействующие.
Основные силывключают в себя личный состав подразделений полиции, непосредственной задачей которого является охрана общественного порядка. К ним относятся личный состав (территориальных и транспортных органов полиции), предназначенных для несения патрульно-постовой службы в границах района, города, железной дороги и т.д.
Дополнительные силы– это подразделения полиции, предназначенные для выполнения иных специальных задач, но участвующие и в обеспечении общественного порядка. К ним относятся: а) работники самих аппаратов МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам, УМВДТ (руководящий и инспекторский состав иных служб), периодически привлекающиеся к охране общественного порядка путем патрулирования или в иных формах; б) личный состав внутренних войск МВД России; в) личный состав слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России; г) личный состав подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД; д) внештатные сотрудники милиции; е) подразделения вневедомственной охраны полиции.
Приданные силы– это передаваемые на определенное время в органы внутренних дел с учетом сложившейся оперативной обстановки подразделения для усиления охраны общественного порядка. К ним могут быть отнесены: а) части, подразделения вооруженных сил Министерства обороны РФ; б) специальные части и подразделения МВД-УМВД (Спецназ внутренних войск, ОМОН).
Взаимодействующие силы– они, как правило, участвуют в обеспечении общественного порядка в соответствии с порядком, установленным нормативными актами, регламентирующими их деятельность. К ним относятся: а) ФСБ, ФТС и др.; б) народные дружины и иные общественные объединения; в) общественные пункты охраны порядка.
Таким образом, понятием «силы подразделений полиции ООП»охватывают личный состав подразделений полиции ООП, других служб и подразделений органов внутренних дел, а также других органов и лиц, которые в установленном порядке сотрудничают с ними в деятельности по охране правопорядка и борьбе с преступностью.
Используемые для охраны общественного порядка технические средствапозволяют повысить мобильность, маневренность и наступательность нарядов полиции, обеспечивают оперативное управление нарядами и подразделениями в процессе решения соответствующих задач, повышая эффективность их осуществления. Они подразделяются на: а) транспортные средства (патрульные автомашины, мотоциклы, катера, велосипеды, специальные автомобили и вертолеты, автотранспорт для перевозки личного состава и др.); б) средства радио, телевидения, проводной связи и сигнализации (радиопередающие и звукоусилительные устройства, телекамеры и телемониторы, телефоны, сигнализация различного назначения и т.д.); в) табельное вооружение, снаряжение, специальные средства и аппаратура (огнестрельное оружие, средства личной защиты, наблюдения и др.). Особую группу средств усиления составляют служебные животные – лошади и собаки, активно используемые в деятельности по обеспечению общественного порядка.
§ 4. Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации).
В целях совершенствования организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования и в других общественных местах возложенных на полицию задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, Приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» определена организационная основа комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении правопорядка. Итак, данной основой является план комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), который утверждается не менее чем один раз в два года приказом начальника отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальника линейного отдела (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Единая дислокация разрабатывается с учетом дислокаций постов и маршрутов патрулирования строевых подразделений дополнительных сил, в том числе не входящих в состав соответствующих горрайорганов внутренних дел, но выполняющих свои основные задачи на территории их ответственности, и согласовывается с руководством этих подразделений.
На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем горрайлиноргана внутренних дел ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.
План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств органов внутренних дел в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.
В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов, маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.
В Плане единой дислокации в обязательном порядке отражаются особенности деятельности следующих нарядов основных, дополнительных и приданных сил:
Патруля — подвижного наряда органов внутренних дел, состоящего из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России (патрульных) и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле (ПА), на мотоцикле (ПМ), на катере (ПКТ), на вертолетах (ВП), на конях (ПК), в пешем порядке (ПП), со служебными собаками (ПС).
Патрульной группы (ПГ) — наряда органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха. Основу ПГ должен составлять ПА, оборудованный радиостанцией, устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, специальной громкоговорящей установкой и иными техническими средствами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, которому придаются ПП с носимыми радиостанциями и при необходимости — ПМ, ПК, ПС, ПКТ или используемый, как правило, для координации действий ВП.
Поста- наряда органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.
Стационарных постов полиции (СПП) — специально оборудованных техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещений, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, местах, наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удаленных от территориального органа МВД России, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.
Групп немедленного реагирования (ГНР) — наряда органов внутренних дел, создаваемого в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке, — временно.
При планировании использования сил и средств органов внутренних дел определяются обязательные минимальные нормы их ежесуточного выставления в общественных местах, необходимые для обеспечения правопорядка.
Планируемая в единой дислокации протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач, возложенных на основные силы обеспечения правопорядка в общественных местах (ППСП), должны с учетом условий конкретной местности и оперативной обстановки обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности (как правило, не более чем в течение 5 — 7 минут) и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей. Протяженность маршрутов патрулирования нарядов строевых подразделений дополнительных сил определяется нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность этих подразделений.
В Плане единой дислокации в зависимости от решаемых задач могут предусматриваться особенности деятельности также следующих нарядов:
Группы задержания ОВО (ГЗ ОВО) — подвижного наряда полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации численностью не менее 2 сотрудников, осуществляющей патрулирование, оперативное реагирование на сигналы «тревога» с охраняемых объектов, поступающих на пункт централизованного наблюдения, и задержания лиц, совершивших противоправные действия в отношении охраняемого имущества;
нарядов органов внутренних дел для сопровождения в пути следования в целях охраны общественного порядка поезда, судна, самолета;
контрольно-пропускного пункта (КПП) — наряда органов внутренних дел, выставляемого для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств;
Стационарного поста ДПС (СПДПС) — наряда ДПС ГИБДД, выполняющего задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями;
Контрольного поста полиции (КПП) — наряда специальной заградительной системы, выставляемого для обеспечения эффективного взаимодействия между различными подразделениями полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыска преступников, выявлению и задержанию похищенного и используемого в преступных целях автомототранспорта и лиц, их совершивших, а также проведения контртеррористических и специальных операций;
Заслона (З) — наряда в составе группы (подразделения) сотрудников органов внутренних дел, выполняющего задачу по контролю за определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений;
Резерва (Р) — наряда органов внутренних дел, предназначенного для усиления сил и средств обеспечения правопорядка в общественных местах, в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены нарядов обеспечения правопорядка в общественных местах;
Передвижного пункта полиции (ППП) — наряда полиции, базирующегося на специально оборудованном транспорте и предназначенного для организации несения службы по охране общественного порядка в жилых массивах, зонах отдыха граждан, а также местах проведения мероприятий и другой территории, удаленной от базовых объектов (участковых пунктов полиции, дежурной части, СПП) горрайлиноргана внутренних дел, решающего задачи оперативного реагирования на сообщения о происшествиях и управления нарядами обеспечения правопорядка в общественных местах, как правило, в составе сотрудников полиции, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сотрудников подразделений полиции, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка, закрепленных за территорией, на которой действует ППП, а также сотрудников, обеспечивающих процессуальное оформление выявленных (пресеченных) административных правонарушений или преступлений, при необходимости — экспертов-криминалистов;
Подвижной полицейской группы (ППГ) — комбинированного наряда органов внутренних дел, состоящего из представителей нескольких подразделений, выполняющего задачи по задержанию преступников по «горячим следам» на значительном по протяженности маршруте либо удаленной от расположения горрайлиноргана внутренних дел территории;
Наряда скрытного патрулирования (НСП) — наряда органов внутренних дел, осуществляющего патрулирование по определенному маршруту, участку местности, состоящего из сотрудников подразделений полиции по охране общественного порядка, осуществляющих скрытное наблюдение за местами вероятного совершения преступлений и административных правонарушений на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
Возложение на наряды комплексных сил, участвующих в единой дислокации, дополнительных обязанностей, не связанных с осуществлением своих должностных обязанностей и обязанностей по обеспечению правопорядка в общественных местах в соответствии с законодательством Российской Федерации о полиции, не допускается.
Подразделения полиции по охране общественного порядка обеспечивают общественную безопасность и ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями на улицах в иных общественных местах на всей территории Российской Федерации. Особенность данных подразделений состоит в том, что они наделены многочисленными задачами и функциями.
Состояние охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в решающей степени зависит от эффективности работы подразделений полиции по охране общественного порядка (ООП). Каждый гражданин Российской Федерации должен иметь возможность реализации всех своих конституционных прав, в том числе и права на свою защиту от преступных посягательств, права обращаться за помощью в полицию. Так, любой сотрудник подразделений полиции ООП, при получении информации о противоправном деянии, должен принимать все необходимые меры к пресечению правонарушения. Поэтому от сотрудника подразделений полиции ООП требуется высокий профессионализм, который выражается как в знаниях законодательства, умениях принимать эффективные решения, так и в наличии хороших физических данных, благодаря которым он может дать достойный отпор правонарушителям и защитить жизнь, здоровье, права и свободы граждан.
Такого результата можно достичь, путем повышения качества подготовки кадров в подразделения полиции ООП.
Заключение
Подразделения полиции по охране общественного порядка обеспечивают общественную безопасность и ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями на улицах в иных общественных местах на всей территории Российской Федерации. Особенность данных подразделений состоит в том, что они наделены многочисленными задачами и функциями.
Состояние охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в решающей степени зависит от эффективности работы подразделений полиции по охране общественного порядка (ООП). Каждый гражданин Российской Федерации должен иметь возможность реализации всех своих конституционных прав, в том числе и права на свою защиту от преступных посягательств, права обращаться за помощью в полицию. Так, любой сотрудник подразделений полиции ООП, при получении информации о противоправном деянии, должен принимать все необходимые меры к пресечению правонарушения. Поэтому от сотрудника подразделений полиции ООП требуется высокий профессионализм, который выражается как в знаниях законодательства, умениях принимать эффективные решения, так и в наличии хороших физических данных, благодаря которым он может дать достойный отпор правонарушителям и защитить жизнь, здоровье, права и свободы граждан.
Такого результата можно достичь, путем повышения качества подготовки кадров в подразделения полиции ООП.
Вопрос 3. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, как основные категории в деятельности службы обеспечения общественного порядка.
Для уяснения определения понятия службы охраны общественного порядка важно четко представлять такие понятия, как «охрана общественного порядка», «обеспечение общественной безопасности» и их содержание.
Под охраной общественного прядка понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественностью комплекса мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов, защите интересов предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, по созданию спокойствия в населенных пунктах и условий для нормального функционирования государственных органов, общественных организаций.
Обеспечение общественной безопасности – это уже иные различные меры, имеющие цели предупреждения, предотвращения и устранения явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, имуществу граждан, предприятий, учреждений, организаций, и их последствий.
Следует уяснить, что в совокупности систему мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют:
а) Правовое регулирование отношений в указанных сферах, то есть издание компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах деятельности.
б) Их реализация, то есть претворение и воплощение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил, содержащихся в этих актах.
Тема 2.5 Патрульно-постовая служба полиции.
Охранно-конвойная служба полиции. План:
Вопрос 1. Организация патрульно-постовой службы полиции.
Вопрос 2. Виды нарядов патрульно-постовой службы полиции.
Вопрос 3. Организация охранно-конвойной службы полиции.
Вопрос 1. Организация патрульно-постовой службы милиции (ППСМ).
Задачи ППСМ:
Главными задачами ППСМ в соответствии с требованиями закона РФ «О милиции» и Устава ППСМ МОБ РФ являются:
1.обеспечение безопасности личности
2.обеспечение общественного порядка и общественной безопасности
3.предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений
4.участие в раскрытии преступлений и задержания преступников
5.защита любых форм собственности
6.оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах компетенции органов ППСМ.
С целью выполнения своих функций сотрудники ППСМ наделены правами и обязанностями, установленными Законом РФ «о милиции», КоАП РФ и другими нормативными актами.
Права ППСМ:
-
получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения и справки
-
задерживать и содержать под стражей подозреваемых в соответствии с законом
-
проверять документы, удостоверяющие личность, если имеются основания подозревать их
-
осуществлять оперотивно-розыскную деятельность
-
временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, недопускать граждан на отдельные участки местности и объекты.
Обязанности ППСМ:
-
предотвращать и пресекать преступления и правонарушения
-
оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений и правонарушений
-
выявлять и раскрывать преступления
-
обеспечивать охрану общественного порядка
-
проводить экспертизы по уголовным делам и административным правонарушениям
-
собирать материалы для возбуждения уголовного дела
-
охранять, контролировать и содержать задержанных лиц, заключенных под стражу
В соответствии с приказом МВД РФ № 166-93 г. Основной формой организации обеспечения общественного порядка в городах признается система патрульных участков в рамках единой дислокации. Опыт показывает, что эффективность борьбы с правонарушениями, совершенными на улицах или в других общественных местах, зависит не только от количества нарядов, несущих патрульно-постовую службу на определенной территории, но и от комплексного использования, целесообразной и рациональной расстановки сил ППСМ.
Комплексность использования сил и средств ППС – один из принципов охраны общественного порядка. Он является одновременно организационным и тактическим. Его организационное значение заключается в том, что этот принцип требует комплексной расстановки нарядов с учетом возможностей служб, включенных в единую дислокацию. Тактическая сторона состоит в том, что в процессе патрулирования личный состав всех служб наряду с выполнением своих функций (ДПС ГИБДД, ОВО) стремится выполнять общий комплекс задач единой дислокации.
План единой дислокации разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает в себя: схему района, города, патрульных участков, а также характеристику территорий с детализацией объектов, не отраженных на карте-схеме, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления личного состава, средства ППС с указанием средств связи, перечень маршрутов патрулирования.
Таким образом, единая дислокация позволяет более эффективно выполнять задачи, стоящие перед органами ППСМ по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений, а также охране общественного порядка.
Аппараты ППС – это ее структурные звенья, непосредственно входящие в состав соответствующих ОВД в качестве отделов, отделений этой службы и выполняющие функции организации, управления и координации деятельности подразделений ППС.
Подразделения ППС – это строевые и специальные подразделения милиции, непосредственно осуществляющие охрану общественного порядка и выполняющие административно – исполнительные функции этой службы.
Организационная связь между аппаратами и подразделениями ППС МОБ состоит в том, что указанные аппараты в соответствии с отраслевым распределением функций в органах внутренних дел осуществляют руководство находящимися в их оперативном подчинении подразделениями, контролируют их служебную деятельность, оказывают им практическую помощь в организации работы на местах.
Общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий: правовое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Право»
СПОРТИВНОЕ ПРАВО_
SPORTS LAW
УДК 351.855 ББК Х401.12
общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий: правовое обеспечение
В. Д. Иванов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
В современном обществе всё чаще возникает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан при проведении спортивных мероприятий. В статье проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение общественной безопасности и правопорядка в Российской Федерации.
Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, спортивные мероприятия, спорт, спортивные объекты.
В связи с тем, что в нашей стране одним из самых популярных и доступных форм проведения досуга является посещение спортивно-массовых мероприятий, рост количества проводимых в России спортивных соревнований, повышение угрозы терактов требуют качественного обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из основополагающих принципов назван принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий .
Спортивные мероприятия можно классифицировать по различным основаниям. Так, по степени значимости и масштабу выделяют международные, всероссийские, межрегиональные, областные, городские, районные. По характеру организации —открытые, закрытые, традиционные матчевые; а в зависимости от состава соревновательных действий спортивные мероприятия делят на соревнования по отдельным видам спорта (баскетболу, конькобежному спорту и др.) и комплексные (спартакиады, олимпиады и т. п.).
В России наиболее массовыми являются соревнования по хоккею и футболу. Обеспечение правопорядка на таких мероприятиях осложнено, так как их характерной чертой является особый контингент болельщиков — фанатов, причисляющих себя к определённым спортивным клубам, действия которых порой сравнимы с хулиганством. Охрана правопорядка на международных спортивных мероприятиях также представляет собой сложность из-за наплыва большого количества туристов-болельщиков. Проведение массовых спортивных мероприятий имеет ряд особенностей и факторов, которые влияют на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности .
К ним можно отнести: большое количество субъектов, помимо зрителей, которые принимают непосредственное участие в подготовке мероприятия и его проведении . Это и организаторы — государственные органы, общественные организации; граждане; а также органы, которые обеспечивают охрану, — органы внутренних дел, общественные формирования и др. . При проведении массовых спортивных мероприятий на территории проведения создаётся особая обстановка, имеющая следующие особенности:
— нарушается повседневный ритм жизнедеятельности населения (например, ограничивается дорожное движение, меняется режим работы торговых предприятий и т. п.);
— появляются большие скопления людей на ограниченной территории, что повышает возможность угрозы жизни и здоровью людей;
— структурные перестройки работы служб и подразделений отделов внутренних дел (могут дополнительно привлекаться силы и средства других подразделений и т.п.) .
Анализ федеральных нормативных правовых актов показывает, что на федеральном уровне законодательно урегулированы только единичные вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий. Так, можно выделить отдельные акты, составляющие правовую основу обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий в Российской Федерации. Одним из таких актов является Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Гл. XI Стратегии «Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организация работы с болельщиками и их объединениями» предусматривает разработку комплекса мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта . В свою очередь Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации приказом подготовило план мероприятий по реализации обозначенной Стратегии, в котором одним из мероприятий названа разработка проекта Федерального закона «Об обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых и иных зрелищных мероприятий в Российской Федерации» .
Итогом проведённой работы стало принятие Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее — ФЗ «О внесении изменений…»). Данным законом был принят ряд поправок в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» по
вопросам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на спортивных объектах.
При анализе ФЗ «О внесении изменений.» выделяются два направления совершенствования спортивного законодательства в сфере обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий:
— нормы, затрагивающие сами спортивные объекты, на которых осуществляются официальные физкультурно-спортивные мероприятия;
— нормы, осуществляющие регулирование обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на спортивных объектах во время проведения официальных физкультур-но-спортивных мероприятий .
Так, ст. 2 Федерального закона «О культуре и спорте в Российской Федерации» дополняется таким понятием: «место проведения официального спортивного соревнования—объект спорта, а также территории, специально подготовленные для проведения официального спортивного соревнования, в том числе участки автомобильных дорог, площадей, улиц, водных объектов» . Общеизвестно, что накануне проведения спортивного мероприятия администрация города (муниципального образования) совместно с проводящей соревнования организацией и территориальным органом управления по физической культуре и спорту должны подписать акт о готовности спортивного сооружения . Согласно ст. 20 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» место проведения официальных соревнований, не отвечающее требованиям правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, не может использоваться для проведения указанных соревнований .
Также вводится такое понятие, как «контролёр-распорядитель», закрепляются его права и обязанности. Это «физическое лицо, которое прошло специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и которое привлекается организатором официального спортивного соревнования и (или) собственником, пользователем объекта спорта на договорной основе для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при прове-
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, 4
дении официального спортивного соревнования» . За контролёром-распорядителем закрепляются следующие права:
— контроль за доступом зрителей в места проведения официальных спортивных соревнований, их размещением;
— встреча и сопровождение зрителей до мест, указанных в приобретённых входных билетах или документах, их заменяющих, а после окончания официальных спортивных соревнований до выхода из мест проведения таких соревнований;
— осуществление в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности совместно с сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел личного осмотра граждан и осмотра находящихся при них вещей при их входе в места проведения официальных спортивных соревнований с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе граждан подвергнуться личному осмотру недопущение их в места проведения таких соревнований и др. .
Помимо контролёров-распорядителей обеспечением правопорядка при проведении спортивных мероприятий занимается и полиция, причём обеспечение правопорядка в общественных местах является одним из направлений деятельности полиции (ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»). Федеральным законом на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах и в других общественных местах .
За нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий в Российской Федерации установлена юридическая ответственность.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Действующий КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 20.31 КоАП РФ) и нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 20.32 КоАП РФ). В первом случае устанавливается административный штраф в размере от 3 до 10 тыс. р. или обязательные работы на срок до 160 ч с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
на срок от 6 мес. до трёх лет либо без такового; во втором случае — административный штраф на должностных лиц в размере от 50 до 100 тыс. р.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридическо -го лица,—от 50 до 100 тыс. р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.; на юридических лиц—от 100 до 300 тыс. р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут. .
Список литературы
1. Алексеева, А. П. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных массовых мероприятий /
A. П. Алексеева // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Право. — 2012.- № 2 (13).- С. 436-441.
2. Зуев, В. Н. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта: (История и современность) / В. Н. Зуев,
B. А. Логинов.- М. : Совет. спорт, 2008.- С. 161-162.
3. Кобец, П. Н. Сравнительный анализ применения законодательных актов, регулирующих обеспечение безопасности при проведении массовых спортивных мероприятий, и основные меры предупреждения противоправного поведения футбольных фанатов / П. Н. Кобец // Наука. Мысль.- 2016.-№ 5-1. — С. 65-74.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 17.02.2016).
5. Михайлов, А. В. Организация обеспечения общественной безопасности проведения спортивных мероприятий / А. В. Михайлов // Интеллектуал. системы в производстве. — 2010.- № 2. — С. 227-235.
6. Приказ Минспорттуризма РФ от 14 октября 2009 г. № 905 «О Плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
8. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции».
10. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований».
Поступила в редакцию 1 апреля 2016 г.
Для цитирования: Иванов, В. Д. Общественный порядок и общественная безопасность при проведении спортивных мероприятий: правовое обеспечение / В. Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.- 2016.- Т. 1, № 4.- С. 85-89.
Сведения об авторе
Иванов Валентин Дмитриевич—кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 4, pp. 85-89.
Public Order and Public Safety during Sporting Events: Legal Support V. D. Ivanov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia vdy-55@mail.ru
Keywords: public safety, public order, sporting events, sports, sports facilities.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
9. Federal’nyy zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 13.07.2015, s izm. ot 14.12.2015) «O politsii» . (In Russ.).