Содержание
- Приказ Минздрава РФ №290н о нормах времени амбулаторного приема
- Новые нормативы врачебного приема
- ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- V. Средние нормативы объема медицинской помощи
- Глава 6. Средние нормативы объема медицинской помощи (п.п. 39-41)
- Об утверждении норм нагрузки врачей-специалистов и порядка определения плановой функции врачебной должности
- Приложение N 2. Порядок определения плановой функции врачебной должности
- Читать всем.
- ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПО ДАННЫМ ОБРАЩАЕМОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
- Показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений
Приказ Минздрава РФ №290н о нормах времени амбулаторного приема
Зарегистрировано в Минюсте России 24 августа 2015 г. N 38647
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 июня 2015 г. N 290н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМ
ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЕЩЕНИЕМ
ОДНИМ ПАЦИЕНТОМ ВРАЧА-ПЕДИАТРА УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА
УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА),
ВРАЧА-НЕВРОЛОГА, ВРАЧА-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА,
ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА И ВРАЧА-АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА
В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583), и пунктом 19 плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 130; N 45, ст. 5863; 2014, N 19, ст. 2468), приказываю:
Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемые типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога.
Министр
В.И.СКВОРЦОВА
Утверждены
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 2 июня 2015 г. N 290н
ТИПОВЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ
ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЕЩЕНИЕМ
ОДНИМ ПАЦИЕНТОМ ВРАЧА-ПЕДИАТРА УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА
УЧАСТКОВОГО, ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОГО ВРАЧА),
ВРАЧА-НЕВРОЛОГА, ВРАЧА-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГА,
ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА И ВРАЧА-АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА
1. Типовые отраслевые нормы времени (далее — нормы времени) на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога (далее — врач-специалист), применяются при оказании первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе при посещении врачом-специалистом одного пациента на дому .
———————————
Пункт 2 части 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1425; N 14, ст. 2018).
2. Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
3. Нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации):
а) врача-педиатра участкового — 15 минут;
б) врача-терапевта участкового — 15 минут;
в) врача общей практики (семейного врача) — 18 минут;
г) врача-невролога — 22 минуты;
д) врача-оториноларинголога — 16 минут;
е) врача-офтальмолога — 14 минут;
ж) врача-акушера-гинеколога — 22 минуты.
4. Нормы времени на повторное посещение врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием устанавливаются в размере 70 — 80% от норм времени, связанных с первичным посещением врача-специалиста одним пациентом в связи с заболеванием.
5. Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени.
6. Нормы времени на посещение одним пациентом врача-специалиста с профилактической целью устанавливаются в размере 60 — 70% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, установленных в медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — медицинская организация), в соответствии с пунктами 3 и 6 настоящих норм времени.
7. В медицинских организациях, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, нормы времени, указанные в пунктах 3 и 6, устанавливаются с учетом плотности проживания и половозрастного состава населения, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости населения путем суммирования корректирующих коэффициентов норм времени.
При этом применяются следующие корректирующие коэффициенты:
а) плотность проживания прикрепленного населения выше 8 человек на кв. км: -0,05;
б) плотность проживания прикрепленного населения ниже 8 человек на кв. км (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей): +0,05;
в) уровень заболеваемости населения выше на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации: +0,05;
г) уровень заболеваемости населения ниже на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации: -0,05;
д) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения выше 30%: +0,05 (для врача-педиатра участкового — доля детей в возрасте до 1 года среди детей в возрасте до 14 лет выше 8%: +0,05);
е) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения ниже 30%: -0,05 (для врача-педиатра участкового — доля детей в возрасте до 1 года среди детей в возрасте до 14 лет ниже 8%: -0,05).
Новые нормативы врачебного приема
Еще весной прошлого года врачебное сообщество всколыхнула новость о том, что Минздрав вводит новые нормы приема. Предполагалось, что время непосредственного контакта пациента с врачом (опрос, осмотр) у педиатра и терапевта должно занимать 15 минут, у врача общей практики — 18 минут. В январе 2015 года проект приказа выставлен на общественное обсуждение.
Несколько лет назад Центр по контролю и профилактике болезней США провел опрос, насколько американцы удовлетворены записью и приемом врачей первичного звена (без учета стоматолога). Лишь в 41 проценте посещений прием продолжался более 15 минут. 11–15 минут врач тратил на каждого третьего пациента. До 10 минут — на каждого четвертого. При этом участники опроса жаловались на недостаток внимания со стороны врачей. Напомню, что в США вместе с врачом ведут прием еще 3-4 человека, например медсестры. И вала бумажной работы пациент при этом не видит.
В отечественном здравоохранении до настоящего времени последняя официальная норма была указана в приказе Минздрава СССР от 23.09.1981 № 1000 «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений». Но приказом Минздрава СССР от 22.07.1987 № 902 «Об отмене планирования и оценки работы амбулаторно-поликлинических учреждений по числу посещений» эти расчетные нормы были отменены.
С того момента по сегодняшний день руководителям учреждений здравоохранения предоставили право устанавливать индивидуальные нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) в зависимости от конкретных условий: демографического состава населения, заболеваемости и др. (п. 1.2 приказа).
И постепенно из общей продолжительности рабочего дня любого врача поликлиники исчезли такие пункты, как время, отведенное на работу по формированию здорового образа жизни населения (лекции, беседы), подготовка по гражданской обороне, организационно-методическая работа, работа с диспансерной группой больных, участие в производственных совещаниях и конференциях и т.д. Продолжительность рабочей смены поделилась на некий «норматив посещений», исходя из которой врачу выдавали план.
О, этот волшебный ПЛАН! Эти взятые с потолка в тысяча девятьсот мохнатом году цифры «функции врачебной должности»! Учитывая, что страховая медицина в России — это «всерьез и надолго», поликлиникам оплачивали все «нарисованные» посещения. На совещаниях главные врачи не уставали хвастаться врачами-героями, которые за день могут «сделать» 70–80 приемов, словно и не подозревая, что в этом случае у врача на общение с пациентом уйдет менее минуты — что уж говорить о качестве этих приемов.
«Уважающий себя» главный врач всегда находил способ выжать из врачей гигантское количество посещений, в том числе неправедными способами, поощряя приписки и фальсификации. И пусть в поликлинике останется единственный врач — план будет выполнен на 100 %. Постепенно страховые медицинские организации сообразили в чем дело… и прокуратуре нашлась новая работа. А в Минздраве запаниковали. Дефицит врачей в государственной медицине рос с ошеломляющей скоростью. В какой-то момент об этом стало просто неприлично говорить…
Да и поток жалоб в интернете и в СМИ на врачей-скорострелов, укладывающихся в милостливо отведенные на пациента 8 минут, тоже заставлял нервничать. Плюс начатые втихомолку некоторыми врачами «итальянские забастовки», когда приведенных администрацией «за ручку» ВИПов врачи, вместо того чтобы «поухаживать» по полной программе, осматривали ровно отведенное для этого время… Но в то же время росло количество кандидатских диссертаций и научных статей на тему «Как я сократил время приема пациентов еще на три минуты и достиг блестящих результатов».
Поэтому сегодня Минздрав выбрал самую испытанную тактику, которая в просторечии называется «и нашим и вашим». С одной стороны, будут жесткие нормативы приема, за неисполнение которых врачей снова начнут нещадно штрафовать. С другой — декларируется, что врач «должен осматривать пациента столько, сколько требует состояние его здоровья». А состояние здоровья и психологического дискомфорта у населения таково, что каждый второй пациент требует к себе «повышенного внимания и особого отношения». Опять же, если что-то не понравилось пациенту — штраф. Куда ни кинь — всюду клин.
Вы спросите, за что, собственно, врачам копья ломать? Ведь многие из них и без того совмещают работу в государственной и частной медицине. А в некоторых частных клиниках до сих пор сохранились нормы с восьмидесятых годов прошлого века. Да вот незадача: слишком много врачей вкусило уже счастье работать вдумчиво над пациентом, не оглядываясь поминутно на часы.
Тем более что и Минздрав откровенно признает, что нормы эти — не столько для «рядовых» врачей, а, скорее, для сведения главных врачей. Чтобы просто знали, для общего, так сказать, развития. Поэтому, скорее всего, ни для моих коллег, ни для пациентов ничего не поменяется.
Валентина Саратовская
ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Для оценки работы поликлиники используется целый ряд статистических показателей, основные из которых:
• показатель среднего числа посещений на 1 жителя;
• показатель удельного веса профилактических посещений в поликлинику;
• показатель полноты охвата населения диспансерным наблюдением;
• показатель доли больных, состоящих на диспансерном учете;
• показатель эффективности диспансеризации.
Наибольшую значимость в анализе деятельности поликлиники имеет показатель среднего числа посещений на 1 жителя,который, с одной стороны, характеризует обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью, с другой, напрямую связан с уровнем финансирования учреждения. Фактическое значение этого показателя за отчетный период сравнивается с показателем планового объема амбулаторно-поликлинической помощи, который ежегодно
утверждается как норматив в территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В 2008 г. значение этого показателя составляло 9,4 посещений на 1 жителя.
Для оценки уровня организации профилактической работы в поликлинике рассчитывают показатель удельного веса профилактических посещений в поликлинику,который должен составлять не менее 30% от числа всех врачебных посещений:
Диспансеризация представляет собой ведущее направление в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, включающее комплекс мер по ранней диагностике заболеваний, постановке на учет и лечению больных, предупреждению возникновения и распространения заболеваний, формированию здорового образа жизни. Показатель полноты охвата населения диспансерным наблюдениемдает общее представление об уровне организации динамического наблюдения за состоянием здоровья населения, и его значения колеблются в интервале 60-70? по отдельным субъектам Российской Федерации.
Более точно оценить организационный уровень работы по диспансеризации населения можно, рассчитав показатель доли больных,
состоящих на диспансерном учете,который представляет собой процентное отношение числа больных, состоящих на диспансерном учете по поводу конкретного заболевания, к общему числу зарегистрированных больных с данным заболеванием. Для больных, страдающих социально значимыми заболеваниями (сахарный диабет, злокачественные новообразования, психические расстройства и расстройства поведения, ВИЧ-инфекция, туберкулез и другие) этот показатель должен приближаться к 100%.
И, наконец, наиболее значимая качественная характеристика диспансерной работы — показатель эффективности диспансеризации,
который рассчитывается как отношение числа больных, состоящих на диспансерном учете, и у которых на конец отчетного года отмечался один из следующих возможных исходов: улучшение, без изменений, ухудшение (к общему числу больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания).
В работе детских поликлиник наряду с общими для всех ам-булаторно-поликлинических учреждений формами первичной учетной медицинской документации используются следующие специальные формы.
• История развития ребенка (ф. 112/у);
• Карта профилактических прививок (ф. 063/у);
• Журнал учета профилактических прививок (ф. 064/у);
• Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов (ф. 026/у-2000);
• Санаторно-курортная карта для детей (ф. 076/у-04) и др.
С 2007 г. в соответствии с Приказом МЗиСР № 102 на каждом врачебном участке должен заполняться «Паспорт врачебного участка (педиатрического)» ф. 030/у-пед.
Паспорт предназначен для получения информации о прикрепленном детском населении, половозрастном и социальном составе детей, структуре заболеваемости, наличии детей, имеющих право на получение набора социальных услуг, а также для учета обеспечения их необходимой бесплатной медицинской помощью, восстановительным лечением, комплексной реабилитацией, в том числе на санаторно-курортном этапе. Паспорт дает возможность анализировать обоснованность медицинских назначений, проведений лечебно-профилактических мероприятий, качества оказания медицинской помощи. Наличие в паспорте сведений о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети из групп социального риска, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, и другие) позволяет своевременно проводить медико-социальные мероприятия, в том числе с привлечением правоохранительных органов и органов социальной защиты населения. Включение в Паспорт таблицы по юношам допризывного возраста дает возможность оценить лечебно-оздоровительные мероприятия по их подготовке к военной службе. Анализ данных Паспорта позволяет планировать работу на врачебном (педиатрическом) участке и оценивать эффективность работы врача-педиатра участкового. Паспорт ведется на основании «Истории развития ребенка» (ф. 112/у) и других утвержденных форм медицинской документации. На основании данных Паспорта врач-педиатр участковый планирует ежемесячную, квартальную и годовую работу на врачебном участке и готовит пояснительную записку к отчету о проделанной работе.
Для оценки работы детской поликлиники применяется целый ряд статистических показателей, основные из которых:
• охват ранним врачебным наблюдением новорожденных;
• удельный вес детей, находящихся на грудном вскармливании от 0 до 3 мес (от 3 до 6; от 6 до 12 мес) жизни ребенка;
• общий показатель диспансеризации детского населения;
• полнота охвата детей профилактическими прививками;
• распределение детей по группам здоровья.
Охват ранним врачебным наблюдением новорожденныххарактеризует своевременность диспансерного наблюдения за новорожденными, и его значение должно приближаться к 100%.
Показатели удельного веса детей, находящихся на грудном вскармливании от 0 до 3 мес (от 3 до 6; от 6 до 12 мес) жизни ребенкахарактеризуют охват детей первого года жизни естественным вскармливанием. Рекомендуемые значения этих показателей для детей от 0 до 3 мес жизни — 80%, от 3 до 6 мес — 50%, от 6 до 12 мес — 30%.
Общий показатель диспансеризации детского населенияхарактеризует охват динамическим наблюдением здоровых и больных детей. Значение этого показателя должно приближаться к 1000?.
V. Средние нормативы объема медицинской помощи
Средние нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Программе рассчитываются в единицах объема на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования — на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и составляют:
для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2013 — 2015 годы — 0,318 вызова на 1 жителя;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2013 год — 2,44 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 2,04 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2014 год — 2,64 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 2,24 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год — 2,7 посещения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 2,3 посещения на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2013 год — 2,1 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 1,9 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2014 год — 2,15 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 1,95 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год — 2,2 обращения на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 2 обращения на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2013 год — 0,36 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2014 год — 0,46 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год — 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2013 год — 0,63 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,52 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, 2014 год — 0,665 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,55 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2015 год — 0,71 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,59 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в стационарных условиях на 2013 год — 2,558 койко-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 1,74 койко-дня на 1 застрахованное лицо, на 2014 год — 2,463 койко-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 1,66 койко-дня на 1 застрахованное лицо, на 2015 год — 2,35 койко-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 1,59 койко-дня на 1 застрахованное лицо;
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2013 год — 0,077 койко-дня на 1 жителя, на 2014 год — 0,092 койко-дня на 1 жителя, на 2015 год — 0,112 койко-дня на 1 жителя.
Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам Российской Федерации при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования), включается в средние нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления).
VI. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2013 год составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования — 1435,6 рубля;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее — соответствующие бюджеты) — 271 рубль, за счет средств обязательного медицинского страхования — 266,3 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов — 771,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования — 772,3 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования — 340,9 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов — 508,3 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения)) — 570 рублей;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования — 106253,9 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов — 1657 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования — 1756,2 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов — 1537,1 рубля.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, на 2014 и 2015 годы составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования 1507,4 рубля на 2014 год, 1582,8 рубля на 2015 год;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов 360 рублей на 2014 год, 448,9 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования 318,4 рубля на 2014 год, 348,4 рубля на 2015 год;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов 1044 рубля на 2014 год, 1256,9 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования 923,4 рубля на 2014 год, 1010,3 рубля на 2015 год;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования 407,6 рубля на 2014 год, 445,9 рубля на 2015 год;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов 559,4 рубля на 2014 год, 610,5 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения)) 590 рублей на 2014 год, 620 рублей на 2015 год;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования 113109 рублей на 2014 год, 119964,1 рубля на 2015 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов 1714,8 рубля на 2014 год, 2231,1 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования 2034,2 рубля на 2014 год, 2428,8 рубля на 2015 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов 1654,3 рубля на 2014 год, 2137 рублей на 2015 год.
Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.
Средние подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных разделом V Программы и настоящим разделом, с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:
в 2013 году — 9032,5 рубля, в 2014 году — 10294,4 рубля, в 2015 году — 12096,7 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году — 5942,5 рубля, в 2014 году — 6962,5 рубля, в 2015 году — 8481,5 рубля.
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления органом государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в указанных случаях осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации.
Стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и формируются в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи.
При реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи — за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
за единицу объема медицинской помощи — за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях;
при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:
за законченный случай лечения заболевания;
за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний);
при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, — за законченный случай лечения заболевания;
при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации):
по подушевому нормативу финансирования;
за вызов скорой медицинской помощи;
по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
Глава 6. Средние нормативы объема медицинской помощи (п.п. 39-41)
40. Средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по территориальной программе обязательного медицинского страхования — в расчете на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных настоящей программой, и на 2016 год составляют:
1) для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, в рамках территориальной программы ОМС — 0,353 вызова на 1 застрахованное лицо, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,300 вызова на 1 застрахованное лицо, сверх базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,053 вызова на 1 застрахованное лицо;
2) для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), в рамках территориальной программы ОМС — 2,892 посещения на 1 застрахованное лицо, в том числе в рамках базовой программы ОМС — 2,35 посещения на 1 застрахованное лицо, сверх базовой программы ОМС — 0,542 посещения на 1 застрахованное лицо;
3) для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, в рамках территориальной программы ОМС — 2,180 обращения на 1 застрахованное лицо, в том числе в рамках базовой программы ОМС — 1,98 обращения (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2) на 1 застрахованное лицо, сверх базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,2 обращения на 1 застрахованное лицо;
4) для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы ОМС — 0,56 посещения на 1 застрахованное лицо;
5) для медицинской помощи в условиях дневных стационаров в рамках территориальной программы ОМС — 0,0613 случая лечения на 1 застрахованное лицо, в том числе в рамках базовой программы ОМС — 0,06 случая лечения на 1 застрахованное лицо, сверх базовой программы ОМС — 0,0013 случая лечения на 1 застрахованное лицо;
6) для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в рамках территориальной программы ОМС — 0,18614 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе в рамках базовой программы ОМС — 0,17214 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, сверх базовой программы ОМС — 0,014 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, включая медицинскую реабилитацию в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Медицинская реабилитация», реабилитационных отделениях медицинских организаций в рамках территориальной программы ОМС — 0,078 койко-дня на 1 застрахованное лицо, из них в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,039 койко-дня на 1 застрахованное лицо, сверх базовой программы ОМС — также 0,039 случая лечения на 1 застрахованное лицо;
7) для паллиативной медицинской помощи сверх базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,056 койко-дня на 1 застрахованное лицо;
8) объем высокотехнологичной медицинской помощи в целом по территориальной программе ОМС в расчете на 1 застрахованное лицо составляет 0,0047 случая госпитализации в рамках базовой программы ОМС.
>Об утверждении норм нагрузки врачей-специалистов и порядка определения плановой функции врачебной должности (с изменениями на 17 августа 2018 года)
Об утверждении норм нагрузки врачей-специалистов и порядка определения плановой функции врачебной должности
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 25 июня 2018 года N 314
Об утверждении норм нагрузки врачей-специалистов и порядка определения плановой функции врачебной должности
(с изменениями на 17 августа 2018 года)
(в ред. приказа департамента здравоохранения Костромской области от 17.08.2018 N 429)
В целях единого подхода при планировании объемов медицинской помощи, осуществляемых в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области и контроля за правильностью установления плановой функции врачебной должности, в соответствии с Приказами Минздрава РФ от 02.06.2015 N 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача — акушера-гинеколога»; от 19.12.2016 N 973н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача — стоматолога-терапевта», приказываю:
1. Утвердить расчетные нормы времени, связанные с посещением одним пациентом врача-специалиста при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации), согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Порядок определения функции врачебной должности согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Признать утратившими силу:
1) приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31 июля 2009 года N 587 «Об утверждении расчетной нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинического приема»;
2) приказ департамента здравоохранения Костромской области от 5 мая 2010 года N 189 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31.07.2009 N 587»;
3) приказ департамента здравоохранения Костромской области от 11 августа 2010 года N 333 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31.07.2009 N 587»;
4) приказ департамента здравоохранения Костромской области от 16 сентября 2010 года N 371 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31.07.2009 N 587»;
5) приказ департамента здравоохранения Костромской области от 13 декабря 2011 года N 595 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31.07.2009 N 587»;
6) приказ департамента здравоохранения Костромской области от 22 мая 2014 года N 343 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31.07.2009 N 587»;
7) приказ департамента здравоохранения Костромской области от 17 июня 2014 года N 390 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31.07.2009 N 587»;
8) приказ департамента здравоохранения Костромской области от 29 сентября 2015 года N 585 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31.07.2009 N 587»;
9) приказ департамента здравоохранения Костромской области от 10 ноября 2015 года N 702 «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения Костромской области от 31.07.2009 N 587».
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента здравоохранения Костромской области Кравчук Е.В.
5. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.
Директор департамента
здравоохранения
Костромской области
Е.В.НЕЧАЕВ
Приложение N 1
к приказу
департамента
здравоохранения
Костромской области
от 25.06.2018 N 314
РАСЧЕТНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ, СВЯЗАННЫЕ С ПОСЕЩЕНИЕМ ОДНИМ ПАЦИЕНТОМ ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ (В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ НА ОФОРМЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ)
(в ред. приказа департамента здравоохранения Костромской области от 17.08.2018 N 429)
N п/п |
Наименование должности врача |
Норма времени на одно посещение, мин. |
||||
Посещение в поликлинике |
Посещение на дому |
Специализированная медпомощь (диспансеры и ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.») |
||||
в связи с заболеванием |
с профилактической целью (70% от первичного) |
|||||
первичное |
повторное (80% от первичного) |
|||||
Врач-педиатр участковый |
10,5 |
|||||
Врач-педиатр |
10,5 |
|||||
Врач-терапевт участковый |
10,5 |
|||||
Врач-терапевт |
10,5 |
|||||
Врач общей практики (семейный врач) |
||||||
Врач-терапевт подростковый |
10,5 |
|||||
Врач-невролог |
||||||
Врач-оториноларинголог |
||||||
Врач-офтальмолог |
||||||
Врач — акушер-гинеколог |
||||||
Врач-кардиолог |
||||||
Врач — детский кардиолог |
||||||
Врач-эндокринолог |
||||||
Врач — детский эндокринолог |
||||||
Врач — стоматолог-терапевт |
||||||
Врач-неонатолог |
||||||
Врач-гастроэнтеролог |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач-гематолог |
||||||
Врач-нефролог |
||||||
Врач-пульмонолог |
||||||
Врач-ревматолог |
||||||
Врач — аллерголог-иммунолог |
||||||
Врач-профпатолог |
||||||
Врач-хирург |
||||||
Врач — детский хирург |
||||||
Врач-колопроктолог |
||||||
Врач-нейрохирург |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач — сердечно-сосудистый хирург |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач — торакальный хирург |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач — травматолог-ортопед |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач-уролог |
||||||
Врач — детский уролог-андролог |
||||||
Врач — челюстно-лицевой хирург |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач-онколог |
||||||
Врач-инфекционист |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач-фтизиатр |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач-фтизиатр участковый |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач-дерматовенеролог |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач-рефлексотерапевт |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач мануальной терапии |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач — сурдолог-оториноларинголог |
||||||
Врач — сурдолог-протезист |
||||||
Врач-психиатр |
||||||
Врач-психиатр участковый |
||||||
Врач-психиатр детский |
||||||
Врач-психиатр детский участковый |
||||||
Врач-психиатр подростковый участковый |
||||||
Врач-психотерапевт |
||||||
дети |
||||||
Врач-психотерапевт: |
||||||
1) |
при групповом приеме |
7,5 |
||||
2) |
при индивидуальном приеме |
|||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач — психиатр-нарколог участковый |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач по лечебной физкультуре |
||||||
Врач по спортивной медицине |
||||||
Врач-физиотерапевт |
||||||
Врач-генетик |
||||||
Врач-стоматолог |
||||||
Врач — стоматолог-хирург |
||||||
взрослые |
||||||
дети |
||||||
Врач — стоматолог-ортопед |
||||||
Врач-ортодонт |
||||||
Врач-стоматолог детский |
||||||
Врач — судебно-психиатрический эксперт |
||||||
Логопед |
||||||
Врач-гериатр |
||||||
Врач-сексолог |
||||||
Врач-токсиколог |
||||||
Врачи различных специальностей ОГБУЗ «Центр специализированной помощи по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями» (диспансерный прием) |
||||||
Врач-психотерапевт ОГБУЗ «Костромской медицинский центр психотерапии и практической психологии», посещение |
1. Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста.
2. Количество посещений и норма времени посещения на дому врачом-специалистом (за исключением врачей участковых) определяется учреждением с учетом сложившегося выполнения объемов медицинской помощи в течение предыдущих лет.
3. Учет работы врача стоматологического профиля осуществляется в условных единицах трудоемкости (УЕТ), в соответствии с номенклатурой работ и услуг при оказании медицинской помощи.
Количество посещений и норма времени посещения врача стоматологического профиля определяется с учетом коэффициента пересчета УЕТ в посещение, 1 УЕТ соответствует 0,5 врачебных посещений из расчета 1 УЕТ — 10 мин.
(п. 3 введен приказом департамента здравоохранения Костромской области от 17.08.2018 N 429)
Приложение N 2. Порядок определения плановой функции врачебной должности
Приложение N 2
к приказу
департамента
здравоохранения
Костромской области
от 25.06.2018 N 314
Функция врачебной должности — плановое число посещений на одну врачебную должность в год.
Плановая функция врачебной должности (далее — ФВД) рассчитывается по формуле:
ФВД = Б x 60 / Тср.пос., где:
ФВД — плановая функция врачебной должности, посещений;
Б — годовая норма рабочего времени по производственному календарю на соответствующий год в зависимости от продолжительности рабочей недели, час.
Годовая норма времени определяется Порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.08.2009 N 588н «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю» и исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями исходя из продолжительности ежедневной работы;
60 — коэффициент, переводящий часы в минуты;
Тср.пос. — средневзвешенная норма времени на одно посещение пациентом врача-специалиста, необходимая для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (мин.), определяется по формуле:
Тср.пос. = tперв. x K1 + tповт. x K2 + tпроф. x K3, где:
tперв., tповт., tпроф. — нормы времени на первичное, повторное посещения по заболеванию и профилактическое посещение, мин. (приложение N 1 к настоящему приказу);
K1, K2, K3 — удельный вес первичных, повторных посещений по заболеванию и профилактических посещений в общем количестве посещений, определяется на основании годовой формы N 39/у-02 «Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических условиях», утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2002 N 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации» за предыдущий год.
В ФВД учитывается гарантированная медицинская помощь, т.е. помощь, оказываемая в рамках территориальной ПГГ (ОМС и бюджет); платные услуги не включаются.
Пример расчета ФВД по должности «врач-педиатр участковый».
1) Продолжительность рабочего времени в неделю — 39 часов.
2) Определяем годовую норму рабочего времени в минутах для осуществления врачом-педиатром участковым посещений в поликлинике и на дому.
Годовая норма рабочего времени в соответствии с производственным календарем на 2018 год — 247 рабочих дней; 1920,6 часа, 115 236 минут.
Данные сложившейся практики в области показывают следующую структуру рабочего времени врача-педиатра участкового: 0,45 рабочего времени врача отводятся посещениям в поликлинике; 0,55 рабочего времени — посещениям на дому.
Принимая эти данные в расчетах, в год 51856,2 минуты врач работает на рабочем месте в поликлинике, 63379,8 минуты осуществляет посещения на дому.
3) Определяем средневзвешенную норму времени на одно посещение пациента врачом-специалистом.
На основании формы N 39/у-02 в расчетах принята следующая структура посещений:
удельный вес первичных посещений по заболеванию — 0,35;
удельный вес повторных посещений по заболеванию — 0,29;
удельный вес профилактических посещений — 0,36.
Посещение в связи с заболеванием врача-педиатра участкового: первичное — 15 минут, повторное — 12 минут, с профилактической целью — 10,5 минут (приложение N 1 к настоящему приказу).
Средневзвешенная норма времени на одно посещение составляет:
Тср.пос. = 15 x 0,35 + 12 x 0,29 + 10,5 x 0,36 = 12,51 мин.
Норма времени посещения на дому — 30 минут.
4) Определяем плановую ФВД на год:
количество посещений на рабочем месте в поликлинике 51856,2 / 12,5 = 4149 посещений;
количество посещений на дому 63379,8 / 30 = 2113 посещений.
Годовая ФВД на год по должности врач-педиатр участковый составляет 6262 посещения. ФВД рассчитана на 12 месяцев. Среднемесячная ФВД составляет 522 посещения.
Читать всем.
Указанный документ есть в базе Консультанта+. Более 20 страниц. Подписан Т.А.Голиковой.
Значит это не опечатка.
Судя по ответам… всех устраивает существующая норма нагрузки…
Приложение 6
1.Методика планирования ресурсов для оказания стационарной медицинской помощи населению.
1.1. Определение абсолютного количества коек (К):
Nк/д x Н
К = —————, где:
1 000 x Д
Nк/д – число койко-дней на 1000 жителей (утвержденный норматив по территориальной программе государственных гарантий, равен произведению уровня госпитализации на 1000 жителей на средние сроки лечения 1-го больного в стационаре);
Н – численность населения;
Д – среднегодовая занятость койки.
С помощью данной методики можно определить абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы в целом, так и по профилям отделений больничных учреждений.
1.2. Определение фактической среднегодовой занятости койки (Д):
Д = 365 дней в году – tr – (to x F), где:
tr – среднее время простоя койки на ремонт (примерно 10 –15 дней в году), для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;
to – простой койки в связи с оборотом койки, т.е. время необходимое на санацию койки после выписки и приема больного и время ожидания госпитализации (1,0 для всех профилей; кроме: фтизиатрических – 3; акушерских, – 2,5 — 3; инфекционных – 3; коек для абортов – 0,5 и т.п.);
F – плановый оборот койки (число пролеченных больных на одной койке за год).
1.3. Определение планового оборота койки (F):
365 – tr
F = ———— , где
Т + to
Т – средние сроки лечения.
Пример: расчет необходимого числа коек терапевтического профиля.
Т = 14,6 дней; Н = 1 000 000 человек; tr = 10,0 дней; to = 1,0 день,
Nк/д =353,32 койко-дня на 1000 жителей.
365 – 10
F = —————- = 23
14,6 + 1
Д = 365 – 10 – (1 x 23) = 332 дня.
353,32 x 1 000 000
К = ————————— = 1 064 койки терапевтического профиля.
1000 x 332
2. Определение потребности в медицинском персонале.
2.1. Стационарная медицинская помощь.
Определение необходимого числа врачей и среднего медицинского персонала в больничных учреждениях рекомендуется проводить на основе показателей нагрузки на одну должность врача (среднего медицинского работника) (таблица 6.1).
Таблица 6.1
Рекомендуемое значение показателей нагрузки на одну должность врача
(среднего медицинского работника) в многопрофильной больнице
Профиль отделения Число коек на 1 врачебную должность Число коек на 1 пост медицинских сестер
Кардиология 10-12 15
Ревматология 10-12 15
Гастроэнтерология 10-12 15
Пульмонология 10-12 15
Эндокринология 10-12 15
Нефрология 10-12 15
Гематология 10 10
Аллергология 10-12 15
Сосудистая хирургия 10-12 15
Травматология 10-12 15
Ортопедия 10-12 15
Ожоговая травма 10-12 15
Урология 10-12 15
Нейрохирургия 10-12 15
Челюстно-лицевая травма 10-12 15
Торакальная хирургия 10-12 15
Онкология 10-12 15
Проктология 10-12 15
Общая хирургия 10-12 15
Патология беременности 10-12 15
Гинекология 10-12 15
Отоларингология 10-12 15
Офтальмология 10-12 15
Неврология 10-12 20
Педиатрия 10-12 15
Инфекционное 20 10
Акушерское 15 10
Кожно-венерологическое 30 25
Туберкулезно-легочное 30 20
Для определения количества медицинских работников, необходимого для оказания стационарной медицинской помощи по территориальной программе следует учитывать представленные выше нормативы, а также нормативные значения средних сроков лечения 1-го больного в стационаре и установленные нормативы объема койко-дней в разрезе профильных отделений больничных учреждений, дифференцированные по уровням оказания медицинской помощи.
2.2. Амбулаторная медицинская помощь.
Планирование числа врачей в амбулаторных учреждений рекомендуется осуществлять с использование следующей методики:
П х Н
В = ————-, где:
Ф
В – число врачебных должностей;
П – утвержденный норматив посещений на одного жителя в год;
Н – численность населения;
Ф – функция врачебной должности (плановое число посещений на 1 врачебную должность в год).
Число посещений на одного жителя в год (П) складывается из первичных и повторных посещений по поводу заболеваний, а также посещений с профилактической целью и по поводу диспансерного наблюдения.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПО ДАННЫМ ОБРАЩАЕМОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Чаще всего впервые по поводу заболевания больные обращаются в АПУ Амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом медицинской помощи. В АПУ ведется учет первичной и общей заболеваемости.
Под первичной заболеваемостью понимают совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном году зарегистрированных при обращении населения за медицинской помощью случаев заболеваний.
Показатель первичной заболеваемостирассчитывают по формуле:
Уровень первичной заболеваемости взрослого населения колеблется в пределах 500-600 . Уровень первичной заболеваемости детей значительно превышает аналогичные показатели у взрослых и находится в пределах 1800-1900%0.
Общая заболеваемость (равнозначно можно использовать термины распространенность, болезненность) представляет собой совокупность первичных в данном году случаев обращений населения за медицинской помощью по поводу заболеваний, выявленных как в данном, так и в предыдущие годы.
Показатель общей заболеваемостирассчитывают по формуле:
Общая заболеваемость взрослого населения составляет в среднем 1300-1400%о. Показатель общей заболеваемости детского населения также значительно превышает уровень заболеваемости взрослого населения и находится в пределах 2300-2400 . Последнее десятилетие сохраняется тенденция роста первичной и общей заболеваемости как взрослого, так и детского населения.
Показатели заболеваемости могут рассчитываться аналогичным образом по отдельным возрастно-половым группам, классам заболеваний, нозологическим формам. При этом в качестве явления берется не общее число всех заболеваний, а лишь число случаев по данному классу болезней, нозологической форме, возрастной или половой группе, а в качестве среды — либо среднегодовая численность населения (при расчете заболеваемости по классам болезней и нозологическим формам), либо среднегодовая численность населения в данной возрастно-половой группе.
Например, показатель первичной заболеваемости населения болезнями системы кровообращениярассчитывают по формуле:
Показатель первичной заболеваемости мужчин трудоспособного возраста болезнями системы кровообращениярассчитывают по формуле:
Учет заболеваемости по данным обращаемости населения за медицинской помощью в организации здравоохранения ведут на основании разработки «Талона амбулаторного пациента» (ф. 025-6(7)/у-89; 025-10/у-97; 025-11/у-02; 025-12/у) или «Единого талона амбулаторного пациента» (ф. 025-8/у-95). Талоны заполняют на все заболевания и травмы (кроме острых инфекционных заболеваний), во всех поликлиниках, амбулаториях, в городах и сельской местности.
В зависимости от системы организации работы в поликлинике талоны заполняют по окончании приема врачами или медицинскими сестрами по указанию врачей или централизованно статистиком учреждения по данным, переданных ему с приема «Медицинских карт амбулаторного больного», «Историй развития ребенка» и т.д. В настоящее время в организациях здравоохранения внедряется новая методика учета заболеваемости по законченному случаю обслуживания с автоматизированной обработкой первичной медицинской документации. В ее основе лежит «Талон амбулаторного пациента».
При учете заболеваний необходимо следовать следующим правилам. При регистрации первичной заболеваемости за единицу наблюдения принимают случай заболевания, зарегистрированный впервые в жизни у пациента в данном году. Диагнозы острых заболеваний регистрируют каждый раз при их новом возникновении в течение года, хронические заболевания учитывают только один раз в году, обострения хронических заболеваний не учитывают. Таким образом, для расчета показателя первичной заболеваемости берут все заболевания, возникшие у больного впервые в жизни и отмеченные в формах первичной учетной медицинской документации («Талон амбулаторного пациента» или «Единый талон амбулаторного пациента») знаком «+».
Для расчета показателя общей заболеваемости учитывают все случаи заболеваний, зарегистрированные со знаком «+» и знаком «-«.
Со знаком «+» регистрируют все заболевания, отнесенные к первичной заболеваемости. Со знаком «-» регистрируют первые в данном году обращения по поводу хронического заболевания, выявленного в предыдущие годы.
Важное значение для оценки состояния здоровья населения играют не только уровни показателей заболеваемости, но и их структура по отдельным классам заболеваний, нозологическим формам и возрастно-половым группам. Структура заболеваемости, являясь экстенсивным показателем, рассчитывается путем составления обычной пропорции, где все заболевания принимаются за 100%, а число заболеваний отдельного класса (нозологической формы) — за х%. Рассчитав удельный вес отдельных классов (нозологических форм) заболеваний, получают структуру заболеваемости.
Рис. 3.1.Структура общей заболеваемости взрослого населения Российской Федерации (2009 г.)
Первое место в структуре первичной заболеваемости взрослого населения занимают болезни органов дыхания (28,7%), второе — травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (15,0%), третье — болезни мочеполовой системы (8,9%). Ранговая структура первичной заболеваемости детей отличается от таковой у взрослых. В структуре первичной заболеваемости детского населения болезни органов дыхания имеют значительно больший удельный вес (62,6%), второе место в этой возрастной группе принадлежит травмам и отравлениям (5,5%), на третьем месте находятся болезни кожи и подкожной клетчатки (4,7%).
На первом месте в структуре общей заболеваемости взрослого населения находятся болезни системы кровообращения (18,8%), на втором — болезни органов дыхания (15,5%), на третьем — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (9,4%) (рис. 3.1).
В структуре общей заболеваемости детского населения на первом месте находятся болезни органов дыхания (53,3%), на втором — болезни органов пищеварения (6,1%), на третьем — болезни глаза и его придаточного аппарата (4,7%) (рис. 3.2).
Данные об обращаемости населения в АПУ в настоящее время остаются единственным источником для расчета показателей первичной и общей заболеваемости. В то же время в диагностике наиболее сложных случаев заболеваний важная роль принадлежит стационарам. Изучение диагнозов, установленных в больничных
Рис. 3.2.Структура общей заболеваемости детского населения Российской Федерации (2009 г.)
учреждениях, дает углубленную информацию о частоте отдельных наиболее тяжелых заболеваний, совпадении или расхождении клинических и патолого-анатомических диагнозов, преемственности в лечении больных в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях. Преимущество госпитальных диагнозов состоит в том, что они позволяют подтверждать, уточнять или исключать диагнозы, установленные на догоспитальном этапе. Кроме того, больничные учреждения являются ценным источником данных о тех заболеваниях, которые не были поводом для обращения населения в АПУ.
Таким образом, именно эти диагнозы необходимо учитывать как дополнительные к тем, которые установлены в АПУ, и включать в расчет показателей первичной и общей заболеваемости населения. Но это в сложившейся системе государственной статистики возможно только при формировании персонифицированных баз данных (ПБД). Последние годы такие базы стали формироваться в территориальных фондах обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организациях, анализ которых позволяет исключить дублирование госпитальных и амбулаторно-поликлинических диагнозов и получать таким образом более полные и корректные данные о заболеваемости населения. Новый импульс этой работе должен придать Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», ст. 43 и 44 которого предусматривают организацию персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования.
Однако, несмотря на всю важность этих данных, заболеваемость по обращаемости населения в организации здравоохранения не может дать исчерпывающую картину, позволяющую объективно оценить здоровье граждан. Это связано с рядом причин:
— субъективным отношением больного к своему заболеванию (25-30% населения с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья в течение года не обращаются за медицинской помощью);
— разным уровнем организации медицинской помощи на отдельных административных территориях (обеспеченность врачами, специализация медицинской помощи, квалификация врачей, величина радиуса врачебного обслуживания и доступность помощи, различный уровень профилактической работы);
— разным уровнем качества статистического учета врачебных диагнозов (один и тот же диагноз может быть поставлен разными врачами, например язвенная болезнь — терапевтом и хирургом, и учтен несколько раз, зарегистрирован различными учреждениями — поликлиникой, диспансером, медико-санитарной частью промышленного предприятия и др.).
Кроме того, на обращаемость влияют санитарная культура населения, состояние участковой медицинской службы, квалификация врачей, «мода» на диагнозы и многие другие факторы.
Поэтому для того чтобы дополнить данные заболеваемости по обращаемости, используют сведения, полученные в результате медицинских осмотров.
Показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений
ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПОЛИКЛИНИКЕ И НА ДОМУ
1. Показатель обеспеченности населения поликлинической помощью (в расчете на 1 жителя):
Число всех посещений врачей, сделанных лицами, проживающими в районе обслуживания поликлиники / число обслуживаемого населения.
2. Динамика посещений поликлиники:
(Число посещений поликлиники за год / число посещений поликлиники за предыдущий период) х 100%.
3. Удельный вес посещений сельских жителей в общем числе посещений поликлиники:
(Число посещений врачей поликлиники сельскими жителями /число всех посещений поликлиники) х 100%.
4. Распределение посещений поликлиники повиду обращений:
(Число посещений по поводу заболеваний (или профилактических осмотров) / общее число всех посещений поликлиники) х 100%.
5. Показатель структуры посещений поликлиники по врачебным специальностям:
(Число посещений в поликлинике врачей данной специальности / число посещений в поликлинике врачей всех специальностей) х 100%.
6. Показатель повторности амбулаторных посещений:
(Число повторных посещений врачей / число первичных
посещений этих же врачей) х 100%.
7. Средняя численность населения на участке:
Среднегодовая численность населения, проживающего на территории обслуживания поликлиники / число участков (терапевтических, педиатрических и др.).
8. Показатели нагрузки на врачебную должность (количество посещений на одну врачебную должность за день, час приема):
а) средняя дневная нагрузка врачей на приеме в поликлинике (на дому):
число посещений врачей, включая профилактические, в поликлинике (или на дому) за год (квартал, месяц) / (число занятых врачебных должностей на приеме (по помощи на дому) х число дней работы в году (квартал, месяц));
б) среднечасовая нагрузка врачей на приеме в поликлинике (на дому):
число посещений врачей в поликлинике (или на дому) за год (квартал, месяц) / число фактически отработанных врачами часов на приеме в поликлинике (или на дому) за год (квартал, месяц).
9. Показатели участковости:
а) участковость на приеме (для терапевтического отделения):
(число посещений жителями участка своего участкового врача / число посещений терапевтов жителями района обслуживания поликлиники) х 100%;
б) участковость на приеме (для участковых терапевтов):
(число посещений жителями участка своего участкового врача / общее число посещений участковых врачей) х 100%;
в) участковость на дому (для терапевтического отделения):
(число посещений участковыми врачами жителей своих участков на дому / число посещений терапевтами жителей района обслуживания поликлиники на дому) х 100%;
г) участковость на дому (для участковых терапевтов): (число посещений участковыми врачами жителей своих
участков на дому/общее число посещений участковыми врачами больных на дому) х 100%.
10. Объем помощи на дому:
(Число посещений терапевтами* больных на дому / общее число посещений жителями района терапевтов в поликлинике и на дому) х 100%.
* Аналогично рассчитываются показатели для врачей других специальностей.
11. Активность посещений на дому:
(Число посещений на дому, выполненных врачами активно / число всех посещений врачами на дому) х 100%.
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ВРАЧЕБНОЙ ДИАГНОСТИКИ*
1. Частота расхождения диагнозов поликлиники и стационара:
(Число случаев расхождения диагнозов поликлиники и
стационара / число больных, направленных на госпитализацию) х 100%,
2. Частота направления на госпитализацию больных без диагноза:
(Число больных, направленных на госпитализацию без диагноза (или с симптомом) заболевания / число больных, направленных на госпитализацию) х 100.
*Эти показатели следует рассчитывать по отдельным классам болезней, отдельным нозологическим формам.
ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Полнота охвата населения периодическими медицинскими осмотрами:
(Число осмотренных / число лиц, подлежащих осмотру) х 100%
2. Частота выявления заболеваний при периодических медицинских осмотрах:
(Число заболеваний, выявленных в результате осмотра / число осмотренных) х 100
3. Показатель охвата населения целевыми медицинскими осмотрами:
(Число лиц, осмотренных с целью выявления данного заболевания (туберкулез, новообразования и др.) / среднегодовая численность населения района обслуживания поликлиники) х 100%.
4. Частота выявления заболеваний при целевых медицинских осмотрах:
(Число выявленных в результате целевого осмотра больных с данным заболеванием / число лиц, осмотренных с целью выявления данного заболевания) х 100.
5. Показатель применения специальных методов обследования при медицинских осмотрах:
(Число лиц, обследованных с применением специальных методов (рентгена, флюорографии, туберкулиновых проб и т.д.) / число осмотренных) х 100%.
6. Показатель полноты охвата населения прививками против инфекционных заболеваний:
(Число лиц, привитых против инфекционных заболеваний / число лиц, подлежащих прививкам) х 100%.