Содержание

Приложение 1 — О ПЕРЕЧНЕ ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 марта 2009 г. N 285

О ПЕРЕЧНЕ ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ

В соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемый перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

  2. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим Постановлением.

  3. В пункте 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 53 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 5, ст. 625), слова «от 29 октября 2002 г. N 777» заменить словами «от 31 марта 2009 г. N 285».

  4. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4390).

Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН

Утвержден

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 285

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ

1. Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации:

а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, а также линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

б) объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;

в) объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств;

г) объекты, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации;

д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:

  1. объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; природные объекты Байкальской природной территории.
  2. Объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
  3. Объекты, подлежащие федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с критериями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 640.
  4. Объекты, подлежащие государственному лесному контролю и надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394.
  5. Объекты, подлежащие государственному земельному контролю, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689.
  6. Объекты, подлежащие государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. N 293.
  7. Объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов.

Оглавление
От авторов
1.1 Добывание экологической информации
1.2 Обращения в государственные органы об экологических нарушениях
1.3 Участие в процессе оценки воздействия на окружающую среду
1.4 Общественные обсуждения и публичные слушания
1.5 Общественная экологическая экспертиза
1.6 Участие в государственной экологической экспертизе
1.7 Общественный экологический контроль и мониторинг
1.8 проведение массовых мероприятий
1.9 Сбор подписей
1.11 Работа с учеными и экспертами
1.12 Ведение судебных дел
1.13 Создание и охрана ООпТ
1.14 Влияние через международные финансовые организации и частные банки
1.15 Работа с законодательными и представительными органами власти
1.16 Мобилизация местного населения, активных групп и заинтересованных сторон
1.17 Сотрудничество с российскими и международными неправительственными организациями
2.1 Проект «Нулевой сброс» Кампания за прекращение загрязнения Охотского моря буровыми отходами
2.2 «Нет могильникам отходов!» Описание трех кампаний против размещения полигонов для захоронения отходов в экологически чувствительных местах
2.3 Кампания по сокращению загрязнения на нефтепромыслах «Роснефти»
2.4 Заказник «Восточный» Долгосрочная программа по защите последнего дикого уголка сахалинской природы
Приложение 1 — О ПЕРЕЧНЕ ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ
Приложение 2 — ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Приложение 3 — Заявление о регистрации общественной экологической экспертизы
Приложение 4 — Акт об отборе проб
Приложение 5 — Уведомление о проведении публичного мероприятия
Приложение 6 — Материалы судебного дела по заявлению РОО «Экологическая вахта Сахалина» к Управлению Ростехнадзора по Сахалинской области
Приложение 7 — КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ об оспаривании действий Управления по технологическому и экологическому надзору по Сахалинской области
Приложение 8 — ЗАЯВЛЕНИЕ в порядке гл.25 ГПК РФ и Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
Приложение 10 — РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о признании незаконными приказов управления природных ресурсов и охраны окружающей среды
Приложение 11 — КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ о признании незаконными приказов управления природных ресурсов и охраны окружающей среды
Приложение 12 — Заявление В порядке гл.25 ГПК РФ и закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
Приложение 13 — РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ признании недействительным заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы
Приложение 14 — КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ признании недействительным заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы
Приложение 15 — Исковое заявление о запрещении производственной деятельности в связи с опасностью причинения вреда в будущем
Приложение 16 — РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о запрещении производственной деятельности в связи с опасностью причинения вреда в будущем
Приложение 17 — ОПРЕДЕЛЕНИЕ о запрещении производственной деятельности в связи с опасностью причинения вреда в будущем

Материал в разделах:

  • Российская федерация
  • Теория

>Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2015 года N 903

Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

2. Подпункт «б» пункта 4 критериев, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2019 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 2015 года N 903

1. Объект размещается:

а) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в) в границах водно-болотного угодья международного значения;

г) в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

д) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российской части (российского сектора) Каспийского моря.

2. Объект используется в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства.

3. Объект является:

а) объектом федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

б) объектом земельных отношений, в отношении которого осуществляется государственный земельный надзор в рамках федерального государственного экологического надзора;

в) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации, допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более;

г) морским портом;

д) объектом трубопроводного транспорта, предназначенным для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральный и межпромысловый трубопровод);

е) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта;

ж) пунктом хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктом хранения, хранилищем радиоактивных отходов, пунктом захоронения радиоактивных отходов.

4. Объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4_2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», относится:

а) к объекту I категории;

б) к объекту II категории, на который выдано комплексное экологическое разрешение.

5. На объекте эксплуатируются:

а) ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

б) радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду.

6. На объекте осуществляется деятельность:

а) по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 м и более;

б) по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения;

в) по утилизации пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению;

г) по хранению и складированию нефти, продуктов переработки нефти с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более;

д) по хранению пестицидов и агрохимикатов с проектной вместимостью 50 тонн и более;

е) по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

ж) по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более;

з) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

7. На объекте осуществляется деятельность с использованием оборудования:

а) для графитизации или производства искусственного графита с проектной производительностью 24 тыс. тонн искусственного графита в год и более;

б) для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, других твердых топлив с номинальной проектной мощностью 20 МВт и более;

в) для производства обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

г) для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон, с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более;

д) для производства силикатного кирпича с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 02.09.2015,
N 0001201509020003

Экологический надзор и требования установки систем мониторинга

Какие объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет

Объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) признаются объекты капитального строительства, либо иные объекты, либо их совокупность, которые объединены единым назначением либо неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.

Начиная с 1 января 2017 года, все объекты НВОС, на которых юрилица или ИП осуществляют хозяйственную деятельность, в обязательном порядке должны быть поставлены на государственный учет. В противном случае их ожидает ответственность по статье 8.46 КоАП РФ в размере от 30 до 100 тыс. рублей за невыполнение или несвоевременное выполнение этой обязанности, либо за непредставление информации для актуализации учетных сведений. Также, с 1 января 2018 года статьей 8.47 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление хозяйственной деятельности на объектах НВОС без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, — в размере от 50 до 100 тыс. рублей.

При постановке объекта на госучет следует, в том числе, руководствоваться положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведениями, находящимися в Едином государственном реестре прав, и в лицензиях, выданных для осуществления определенных видов коммерческой деятельности на объекте НВОС. Правила (порядок) создания и ведения государственного реестра объектов НВОС приняты постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 года № 572, о государственном учете таких объектов отдельно сказано в статьях 69 и 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из понятия объекта НВОС, данного в Законе № 7-ФЗ, следует, что при его определении должен выполняться принцип географической связанности, а если он не выполняется, то каждый автономный объект, не связанный, например, транспортной или трубопроводной инфраструктурой, или расположенный одновременно на 2-х и более муниципальных (региональных) образованиях, должен заноситься в реестр отдельно. Один объект НВОС может включать целый ряд источников негативного воздействия. Но ни земельные участки сами по себе, ни отдельно взятое оборудование, которое числится в активах на балансе предприятия, не может рассматриваться в качестве отдельного объекта НВОС.

Как следует из разъяснений, данных в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354, строящиеся объекты ставятся на госучет только после их принятия в эксплуатацию. Однако, согласно уже письму Минприроды России от 28 октября 2016 года № 12-50/8692-ОГ, и на этом этапе необходимо соблюдение природоохранных требований, в том числе выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий, получение разрешений на обращение с отходами и на осуществление выбросов (сбросов) в окружающую среду и пр. В отсутствие разрешений плата за сброс начисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду.

Рис. 1. Принципиальная схема системы государственного экологического мониторинга на примере Краснодарского края

Какие объекты НВОС подлежат федеральному государственному экологическому надзору

Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору (ФГЭН), определяются по критериям, установленным в постановлении Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 903 (далее — критерии № 903). А объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), по критериям, утвержденным в постановлении Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029 (далее — критерии № 1029). В соответствии со статьей 4.2 Закона № 7-ФЗ, объекты НВОС разделены на 4 категории:

  • I категория — это порядка 30 видов хозяйственной деятельности, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Объекты с процессами добычи, переработки, обогащения, обработки, утилизации, захоронения и производства:

    • всех углеводородов, железных руд, угля и кокса;

    • черных и цветных металлов — в зависимости от объемов и типа производства (могут быть отнесены ко II категории);

    • любых минеральных удобрений;

    • любых фармацевтических субстанций;

    • ряда органических и неорганических химических веществ — в соответствии с приведенным списком и объемами;

    • целлюлозы — в любых объемах, и картона (бумаги) — в установленных количествах;

    • неметаллической минеральной продукции: стекла, керамики, цемента, извести, магнезии — в зависимости от объемов производства (могут быть отнесены ко II категории);

    • текстиля и кожи — свыше определенных объемов;

    • пищевой продукции, птицеводства и животноводства — свыше определенных объемов;

    • отходов и сточных вод — в зависимости от объемов и классов опасности;

    • энергообеспечения — свыше установленной электрической мощности.

  • II категория — умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Объекты, ведущие хозяйственную деятельность, в том числе, следующего характера:

    • водные и воздушные порты, объекты инфраструктуры ж/д транспорта;

    • нефте- и газопроводы, сжижение твердых топлив, сланцевая добыча;

    • складирование и хранение агрохимикатов и нефтепродуктов;

    • производство асбеста и бетона;

    • добыча на рассыпных месторождениях олова, титана, хрома и драгметаллов;

    • обрабатывающая металлургия и производство неметаллической минеральной продукции в пределах установленной производительности;

    • энергообеспечение электрической мощностью до 250 МВт (на жидком и твердом топливе) и до 500 МВт (на газообразном);

    • очистка сточных вод до 20 тыс. м3/сут.;

    • сбор, обработка и утилизация отходов — ниже установленных норм для определенных классов опасности;

    • эксплуатация радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ строго IV и V категорий радиационной опасности, а также атомных станций;

    • производство пищевой продукции, а также птицеводство и животноводство — в пределах установленных объемов и мест.

  • III категория (все объекты, не подпадающие под критерии других категорий плюс эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности) — незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Так, наличие сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади, использование вод не только для бытовых нужд, относит объект НВОС к данной категории, даже если в остальном он соответствует критериям IV категории.

  • IV категория (например, объекты НИОКР, энергоснабжения с тепловой мощностью до 2 Гкал/ч, многофункциональные комплексы) — минимальное негативное воздействие на экологическую обстановку. Для соответствия данной категории должны выполняться требования:

    • наличие стационарных источников загрязнения окружающей среды с выбросами в атмосферный воздух не более 10 тонн/год. (Перечень загрязняющих веществ установлен распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р);

    • отсутствие в составе выбросов веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. (Классы опасности определены в «ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»);

    • отсутствие производственных сбросов загрязняющих веществ в системы водоотведения и окружающую среду.

Если хозяйствующее лицо не подпадает ни под один из вышеперечисленных критериев, например, на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, то оно не признается объектом НВОС, а, следовательно, его постановка на госучет и внесение в госреестр не требуется, что вытекает из смысла статьи 69 Закона № 7-ФЗ. Если в процессе категорирования объекта НВОС его можно отнести одновременно к нескольким категориям, требуется выбирать категорию с максимальным негативным воздействием на окружающую среду.

Однако следует принимать во внимание, что российское экологическое законодательство находится в состоянии глубокого реформирования в сторону ужесточения требований к объектам хозяйственной деятельности, поэтому меры по обеспечению мониторинга и контроля окружающей среды имеет смысл планировать и предпринимать уже сегодня. Кроме того, в информационном письме от 21 февраля 2017 года № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» Росприроднадзор предупреждает, что при наличии у собственника (арендатора) нескольких объектов НВОС, отнесенных к одной из первых трех категорий, плата взимается по каждому из них, даже если в их числе есть объекты IV категории. Или, если у хозяйствующего лица в процессе его деятельности образуются отходы, отличные от твердых коммунальных отходов, то оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, — об этом говорится в абзаце 2 части 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и частях 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». И это при том, что объект не подлежит постановке на учет как НВОС и не вносится в госреестр. За твердые коммунальные отходы плату вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, действующие на основании лицензии. Их статус закреплен в статье 1 Закона № 89-ФЗ.

В вопросах постановки объектов НВОС на госучет важно учитывать положения следующих ведомственных приказов:

  • Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 554 (форма заявки о постановке на учет).

  • Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 553 (порядок формирования кодов объектов НВОС).

  • Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 755 (лица, ответственные за включение сведений в госреестр).

  • Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 756 (методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта НВОС на учет);

  • Распоряжение Росприроднадзора от 7 декабря 2016 года № 28-р (режимные объекты НВОС).

Федеральный или региональный уровень поднадзорности относится к объекту, а не к хозяйствующему лицу, и в первую очередь он определяется исходя из критериев № 903, которые имеют приоритет над критериями № 1029. Это означает, что если объект НВОС, даже IV категории, хотя бы по одному критерию подпадает под действие постановления Правительства № 903, то он считается объектом федерального экологического надзора и подлежит постановке на госучет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Одно хозяйствующее лицо может владеть несколькими объектами НВОС различной поднадзорности — федерального или регионального уровня.

Рис. 2. Функциональная схема системы контроля окружающей среды (СКОС)

Производственный экологический контроль, или Нужна ли СКОС на объекте НВОС?

Начиная с 2018 года, на объектах НВОС I категории выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, образующиеся при эксплуатации определенных Правительством РФ видов технических устройств и оборудования, в обязательном порядке подлежат автоматическому контролю системами мониторинга и контроля окружающей среды (СКОС), что определено в пункте 9 статьи 67 Закона № 7-ФЗ. Перечень стационарных источников загрязнения на объектах НВОС I категории, которые должны быть оснащены СКОС, определяется на основании Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля, которые, в свою очередь, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На объектах НВОС более низких категорий рекомендовано использование систем автоматического мониторинга и контроля окружающей среды.

Согласно положениям статьи 67 Закона № 7-ФЗ хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I, II и III категорий, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (программу ПЭК), осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, а также документировать и хранить информацию, полученную в процессе проведения ПЭК.

Программа ПЭК для объектов НВОС I категории, стационарные источники загрязнения на которых планируется оснастить системами автоматического контроля, должна включать программу организации системы автоматического контроля, разработанную на основании проектной документации. Под системой автоматического ПЭК понимаются:

  • автоматические средства измерения и учета показателей (объема/массы) выбросов (сбросов) и концентрации загрязняющих веществ;

  • технические средства фиксации и передачи информации о показателях выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в органы государственного надзора, в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Согласно пункту 3.1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ, в программу ПЭК включаются сведения об оснащении стационарных источников загрязнения объектов НВОС I категории автоматическими СКОС, а также места и сроки установки технических средств, перечень показателей выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, контролируемых автоматикой. Сроки создания СКОС на действующих объектах НВОС не могут превышать 4 года со дня получения комплексного экологического разрешения или его пересмотра.

С 1 июля 2017 года приказом Росстандарта от 15 декабря 2016 года № 1891 введен в действие межотраслевой информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям «ИТС 22.1-2016. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения», разработанный на основе российской и зарубежной практики ПЭК. В нем отражены:

  • подходы к организации ПЭК на отечественных промышленных предприятиях различных отраслей;

  • алгоритм отнесения методов ПЭК к наилучшим доступным;

  • принципы выбора наилучших доступных методов ПЭК;

  • требования к метрологическому обеспечению ПЭК;

  • методы анализа и интерпретации результатов ПЭК;

  • принципы принятия решений с учетом результатов ПЭК на примере организации работ по установке приборов непрерывного экологического контроля в Москве.

Справочник ИТС 22.1-2016 служит ориентиром для разработки программы организации системы автоматического контроля ПЭК, в частности, в нем выделяются основные принципы выбора наилучших подходов и методов для их включения в программы ПЭК, призывающие учитывать:

  • существенность показателя — для выполнения условий комплексного экологического разрешения и подтверждения соответствия установленным требованиям;

  • возможность контроля рисков возникновения тяжелых неблагоприятных последствий — при отклонении параметра от нормативного интервала значений;

  • технологические процессы с позиции их продолжительности;

  • специфику измерений в различных средах;

  • метрологические требования;

  • обязательность проведения непрерывных измерений;

  • период внедрения автоматической СКОС;

  • экономическая эффективность, в том числе, для передачи измерений на аутсорсинг.

При разработке программы организации системы автоматического контроля важно не забывать про нормативные правовые акты, регулирующие осуществление производственного экологического контроля (ПЭК) и мониторинга (ПЭМ), соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий государственного контроля (надзора). В первую очередь к ним относятся следующие национальные стандарты и положение:

  • «ГОСТ Р 56062-2014. Производственный экологический контроль. Общие положения»;

  • «ГОСТ Р 56061-2014. Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;

  • «ГОСТ Р 56059-2014. Производственный экологический мониторинг. Общие положения»;

  • «ГОСТ Р 56063-2014. Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга»;

  • Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Итак, несмотря на то, что осуществлять ПЭК средствами автоматики пока обязаны только хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I категории, владельцам и арендаторам объектов с более низкой категорией настоятельно рекомендуется «присмотреться» к системам автоматического контроля и мониторинга окружающей среды, и, по крайней мере, запланировать их внедрение на предприятии. СКОС могут быть интегрированы с другими автоматическими системами безопасности, а также контролировать экологическое состояние технологического оборудования и рабочих мест на производстве, облегчить взаимоотношения с экологической полицией и надзорными органами по охране труда.

Альянс «Комплексная безопасность» располагает всеми интеллектуальными и техническими ресурсами для проектирования и монтажа систем автоматического контроля и мониторинга окружающей среды (несанкционированного появления воды, температуры, влажности, концентрации газов и т.д.), а также богатым опытом их внедрения на различных предприятиях. Все работы выполняются в строгом соответствии с действующим законодательством. Выбираются решения, наиболее эффективные с позиций экономической целесообразности и выполнения условий комплексного экологического разрешения.

Проект Федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ» (текст по состоянию на 12.04.2017).

Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации утверждает 29 октября 2002 г. перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации являются:

  • а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи;
  • б)объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и наркотических средств;
  • в)объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в том числе землях лесного фонда Российской Федерации;
  • г)объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • д)объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:
    • -природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и

Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, государственные природные заповедники и иные природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

  • -редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв Российской Федерации, и леса;
  • -зоны произрастания или места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;
  • -природные объекты Байкальской природной территории.

Объектами, способствующими трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающими негативное воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации являются:

  • а)объекты для размещения более 10000 тонн в год отходов 1-го и 2-гокласса опасности;
  • б)объекты, имеющие более 15 млн. куб. метров годовых сбросов сточных вод или

относительно меньшие валовые, но более токсичные сбросы;

  • в)объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • г)объекты, расположенные на территории водосборных площадей трансграничных водных объектов, производящие сброс или удаление иным способом вредных (загрязняющих) веществ в поверхностные или подземные водные объекты;
  • д)объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации категории опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.

Официальные данные позволяют утверждать, что социально- экологическая ситуация в России продолжает ухудшаться, что характеризуется следующим:

отсутствием снижения в удельном потреблении природных и энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции;

ростом удельных выбросов и сбросов в окружающую среду, объемов образования отходов, несмотря на снижение производственных мощностей по сравнению с 1990 годом;

  • -старением основных производственных фондов, что приводит к росту числа техногенных аварий;
  • -крайне недостаточными темпами обновления или строительства новых объектов природоохранного назначения;
  • -увеличением степени и площади антропогенного воздействия на биосферу вообще и на окружающую среду в пределах населенных пунктов, в частности;
  • -сокращением биоразнообразия, разрушением природных экосистем и негативной трансформацией рекреационных территорий;
  • -введением в биологические циклы новых антропогенных веществ, соединений, микроорганизмов и материалов, воздействие (включая суммарное) которых на организм не изучено;
  • -положительной динамикой по заболеваемости и смертности населения, особенно проживающих на урбанизированных территориях, обусловленных влияниям экологически вредных факторов; и т.д.

При этом факторами, способствующими снижению качества окружающей среды являются:

  • -отсутствие экономической основы для реализации эффективной экологической политики (пробелы в правовом регулировании налогообложения, недостаточность объема выделения средств из бюджета на природоохранные цели, отсутствие стимулов в развитии экопредпринимательства и внедрении новых технологий и т.д.)
  • -декларативность, противоречия, недоработки действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере;
  • — разрушение системы государственного экологического контроля;
  • — неэффективность механизмов государственной экологической экспертизы,
  • — нормирования и лицензирования;
  • — недостаточная прозрачность процесса формирования и расходования финансовых средств, выделяемых на охрану окружающей среды;
  • — стабильное снижение имиджа природоохранной работы в общественном мнении;
  • — отторжение населения от участия в принятии экологически значимых решений, нарушения прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
  • — подавление государством правового института общественного экологического контроля;

фактическая централизация функций государственного экологического контроля при полном отсутствии ответственности государственных органов за состояние окружающей среды;

фактическое отсутствие у органов местного самоуправления необходимых полномочий по реализации целенаправленной экологической политики.

В этих условиях одной из эффективных мер может стать организация действенного, экономически подкрепленного, поддержанного населением экологического контроля

Европа давно поняла важность лозунга о соблюдении триединого приоритета «Человек, общество, природа» и Всемирная торговая организация, в которую входят ныне 145 стран-членов и 30 стран-наблюдателей, вывела вопрос безопасности продукции на первый план.

В Европейской комиссии действует 70 директив и 20 постановлений по безопасности продукции, в том числе директива «О комплексном контроле предотвращения загрязнений». 18% продукции в ЕС проходят через процедуру обязательной сертификации. При этом не допускается перемещение отходов из одной среды в другую, учитывается уровень загрязнения окружающей среды, снижение энергоемкости и материалоемкости при основном показателе наилучшей модели организации производства

Природопользование и охрана окружающей среды стали одной из новых сфер взаимодействия между Европейским Союзом и Россией.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1997 года указывается, что «Стороны признают, что важным условием укрепления экономических связей между Россией и Сообществом является аппроксимация законодательства. Россия будет стремиться сделать так, чтобы ее законодательство постепенно стало совместимым с законодательством Сообщества. Аппроксимация законов будет распространяться на следующие области, и в частности, … на охрану окружающей среды». А статья 69 Соглашения устанавливает, что «Стороны будут развивать и укреплять свое сотрудничество в сфере охраны окружающей среды и здоровья человека …Сотрудничество будет осуществляться, в частности, через:… совершенствование законов в направлении стандартов Сообщества».

В соответствии с Соглашением о Партнерстве и Сотрудничестве , стороны обязаны форсировать сотрудничество в области защиты окружающей среды и здоровья людей , для чего требуется гармонизация законодательной базы РФ со стандартами Европейского Сообщества. Данное намерение получило подтверждение Совета ЕС в Кельне 3-4 июня 1999 г., где в целях реализации Соглашения была принята Коллективная Стратегия ЕС по отношению к России, первоначально сроком на четыре года.

В связи с вступлением Росси в ВТО экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и рационального природопользования приобретает важнейшее значение в достижении устойчивого развития страны. При этом Россия в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» в скором времени обязалась перейти на европейские стандарты.

Итак, Россия в течение ближайших 5 лет должна закончить перестройку своей правовой системы, в том числе в вопросах охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с Директивой по комплексному контролю и предупреждению загрязнения окружающей среды (ККПЗ) и сопутствующими документами ЕС. Сроки очень жесткие, необходимо провести огромную работу по реконструкции экономики, поскольку ЕС не допустит , чтобы российская птица-тройка влетела на полном скаку в экономическое европейское пространство. В этом процесс наша страна будет использовать не галопирующий бег, а скорее тяжелой «рысью» приближаться к европейскому уровню.

Мы приближаемся к истечению второго года действия ФЗ «О техническом регулировании», но кроме нескольких процедурных ведомственных документов , ничего нового в национальном правовом поле по вопросам стандартов безопасности не появилось. Так , постановление Госстандарта России от 30 января 2004 года №4 «О национальных стандартах Российской Федерации», повторяя требования закона, лишь признает национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. А также устанавливает, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

Однако, административные методы управления природоохранной деятельностью сами по себе не обеспечат экологической безопасности. Экономический же механизм рационального природопользования и охраны окружающей среды пока слабо стимулирует природоохранную деятельность предприятий, природные ресурсы имеют слишком незначительную стоимость (или не имеет ее вообще, как атмосферный воздух) и экология все еще затратна.

Скорое вступление России в ВТО и введение в действие федерального закона «О техническом регулировании» поставило перед всеми субъектами федерации проблему обеспечения безопасности продукции и процессов ее производства, что требует принятия немедленных мер по внедрению стандартов ИСО-Р- 9000 по качеству продукции и ИСО-Р-14000 по созданию систем управления окружающей средой на всех предприятиях-природопользователях республики. В противном случае наши предприятия при вхождении России в европейскую экономику станут банкротами или будут поглощаться зарубежными фирмами. С учетом указанного требуется регламентировать внутренний экологический аудит на предприятиях и в кампаниях с созданием систем управления окружающей средой на предприятиях , установить принципы и формы взаимодействия производственного экологического контроля с другими видами экоконтроля, создавать системы добровольной экологической сертификации, вводить в действие знак соответствия «Экологически чистая продукция» и Положение о нем, реанимировать экологический аудит, интерес к которому у предприятий пропал ввиду некомпетентности и авантюрности действий ряда аудиторских фирм, а главное- создать регулируемый рынок работ и услуг природоохранного назначения.

Последней цели может служить законопроект РБ «О предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды», который даст правовую основу для формирования и развития экологических услуг и работ. Статья 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и иные федеральные законы предоставляют субъектам федерации право разработки и принятия такого закона, дающего правовые механизмы регулирования такого рынка. Республиканский закон может содержать прямо предусмотренные федеральным законом налоговые и иные льготы для экологически эффективной деятельности, порядок отнесения хозяйственной деятельности к разряду экологической, порядок проведения конкурсов на государственные заказы по правительственным и муниципальным программам, механизмы льготного кредитования, аренды помещений и земельных участков, ускоренной амортизации имущества и т.д. Особенного внимания требует сфера переработки и вторичного использования отходов производства и потребления, как наиболее быстро окупаемая. Признание в законе экологически эффективной деятельности как приоритета в экономической политике республики позволит создать в РБ тысячи новых рабочих мест, приобрести сотни новых налогоплательщиков- юридических лиц, а главное -будет иметь реальный и конкретный экологический эффект. В результате активизации экологического предпринимательства сократятся выбросы в атмосферу и в водоемы, площадь и объем свалок, отходы будут трансформироваться в доходы, будут созданы стимулы для повышения культуры производства и обеспечения экологической безопасности для населения.

Таким образом, именно новое законодательство может стать долговременным эффектом текущего Года окружающей среды и позволит достичь заметных успехов в деле сохранения природной среды и стабилизации экологически обусловленной заболеваемости населения республики, послужит образцом для внедрения новых форм экологической работы в регионах России.

Реализация конституционных прав человека на благоприятную окружающую среду, на получение экологической информации, на участие в принятии экологически значимых решений, на доступ к правосудию являются важнейшей государственной функцией в современных условиях и требуют высокого уровня экологического правосознания нашего общества. В условиях реально проявляющей себя глобальной экологической катастрофы государство должно максимально использовать все правовые механизмы для защиты населения от негативного влияния окружающей среды природных и техногенных катаклизмов, но сделать это без участия субъектов федерации будет попросту невозможно.

Отсутствие четкого взаимодействия по вопросам экологического контроля между центром и регионами (не говоря уже о муниципальном уровне) на сегодняшний день блокирует усилия государства в этом направлении.

Некую попытку разграничения полномочий в сфере экологического контроля между центром и регионами сделало Правительство РФ постановлением от 29 октября 2002 г №777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю».

Увы, и она стала примером некомпетентности в подготовке такого рода документов. В частности, можно сделать следующие замечания:

  • — указанный нормативный акт вопреки своему названию является перечнем критериев для определения объектов контроля, но не самих объектов;
  • -формулировки некоторых критериев довольно размыты и могут иметь двоякое толкование;
  • -отсутствует указание на обязанность МПР РФ с участием органов власти субъектов федерации разработать перечни конкретных объектов контроля, а также порядок составления и утверждения этих перечней;
  • -из сферы контроля выпадают такие объекты, как транснациональные компании, совместные предприятия, иностранные юридические лица и т.д.

Указанное постановление является полумерой и не решает проблему разграничения функций (или порядка совместной деятельности) в вопросах экологического нормирования, лицензирования природопользования и обращения с опасными отходами, экологической экспертизы, реализации природоохранных программ и иных мер экономического стимулирования охраны окружающей среды т.д.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ исключил из полномочий субъектов федерации право экологического контроля. Кстати Кодекс об административных правонарушениях РФ тоже не дает регионам право контроля за соблюдением водоохранного законодательства. Комитет по экологии Государственной Думы РФ считает, к примеру, что государственный экологический контроль в регионах будут осуществлять соответствующие федеральные органы, которые совместно с муниципальным экологическим контролем с одной стороны и квалифицированным общественным контролем с другой стороны при наличии службы по мониторингу окружающей среды и будут составлять систему управления природоохранной деятельностью в стране. Однако такая точка зрения представляется ошибочной не только потому , что статья 72 Конституции РФ прямо относит природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности к предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Отсутствие органа управления природоохранной деятельностью в регионах полностью затормозит выполнение местных природоохранных программ, а при крайней малочисленности федеральных органов и при массовости экологических правонарушений государственный контроль будет неэффективен. Причем уповать на результативность муниципального экологического контроля не приходится по причине слабости демократических институтов на местах и зависимости местных бюджетов от промышленных предприятий. Контроль со стороны общественных экологических организаций тоже проблематичен, поскольку таковых в настоящее время в районах и малых городах попросту нет в наличии в результате многолетней политики подавления государством активности граждан в этих вопросах. Кроме того, наивно предполагать, что статус федерального органа контроля может в значительной мере ограничить местнические влияния на этот контрольный орган.

К тому же Совет Государственной думы РФ 26 октября 2004 года принял решение о рассмотрении законопроекта по внесению изменений в ст. 23.29 КоаП РФ в части предоставления государственным инспекторам субъектов федерации полномочия по привлечению к ответственности за правонарушения в области использования и охраны водных объектов.

Поэтому, наиболее целесообразно иметь в регионах совместный орган государственного экологического контроля, который будет обладать полномочиями по координации всех других форм экологического контроля, осуществляя свою деятельность гласно и при поддержке общественности.

На основании подпункта 5.2.77 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6586; 2016, № 2, ст. 325;
‎№ 25, ст. 3811; № 28, ст. 4741; № 29, ст. 4816; № 38, ст. 5564; № 39, ст. 5658; № 49, ст. 6904, 2017, № 42, ст. 6163) Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды подготовлен проект приказа Минприроды России «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории города федерального значения Санкт-Петербург и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (далее — проект приказа Минприроды России).

В соответствии с пунктом 6 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002
‎№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев (далее — Перечни объектов).

Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (далее — Критерии).

— Реклама —

На основании предложений Росприроднадзора и Критериев сформирован перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территориях, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Проекты доступны для Иркутской и Курской областей, городов федерального значения Санкт-Петербург и Севастополь, Забайкальского края и Бурятии.

Документы

Объекты государственного экологического надзора

  • ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

    В результате изучения данной главы студент должен: знать – основные принципы и методы экологической экспертизы и государственного экологического надзора; – особенности и основные источники права, регламентирующие условия и порядок проведения экологической экспертизы и осуществления государственного…
    (Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов)

  • Государственный экологический надзор

    Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований экологического законодательства. Государственный экологический…
    (Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов)

  • Действие организационно-правового механизма обеспечения требований природоресурсного и природоохранного законодательства и провозглашение гарантий экологических прав будут неэффективными без осуществления постоянного регулярного разноуровневого надзора и контроля за использованием природных ресурсов…
    (Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды)
  • Разграничение объектов государственного экологического контроля

    Актуальной теоретической проблемой осуществления государственного экологического контроля становится проблема разграничения объектов этого контроля в условиях постоянно реформируемой федеративной системы. В федеративных и иных крупных государствах многоступенчатость экологического контроля обусловливает…
    (Актуальные проблемы экологического права)

  • В результате изучения данной главы студент должен: знать – основные принципы и методы экологической экспертизы и государственного экологического надзора; – особенности и основные источники права, регламентирующие условия и порядок проведения экологической экспертизы и осуществления государственного…
    (Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов)
  • Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований экологического законодательства. Государственный экологический…
    (Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов)
  • Действие организационно-правового механизма обеспечения требований природоресурсного и природоохранного законодательства и провозглашение гарантий экологических прав будут неэффективными без осуществления постоянного регулярного разноуровневого надзора и контроля за использованием природных ресурсов…
    (Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды)
  • Значение и осуществление государственного экологического контроля

    Действие организационно-правового механизма обеспечения требований экологического права и провозглашение гарантий экологических прав будут не эффективными без осуществления постоянного регулярного разноуровневого контроля над использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды всеми физическими…
    (Актуальные проблемы экологического права)

Объекты экологического контроля

Главная » » Объекты экологического контроля

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором


Вернуться назад на Экологический контроль
Экологический контроль представляет собой одну из основных функций государственного экологического управления. Его конечной целью является поддержание благоприятного качества окружающей природной среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей природной среды.
Исходя из задач экологического контроля, предусмотренных Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 68), можно определить его как совокупность государственных и общественных мероприятий по наблюдению за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке соблюдения экологических требований предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.
Объектами экологического контроля являются:
— природная среда, ее состояние и изменения;
— деятельность по выполнению обязательных планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды;
— соблюдение законодательства, правил и нормативов в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
В процессе осуществления экологического контроля применяются раз-нообразные методы: наблюдение за состоянием окружающей природной среды; сбор, анализ к обобщение информации; проверка выполнения экологических правил и норм; проведение экологической экспертизы; предупреждение и пресечение экологических правонарушений; принятие мер для возмещения экологического вреда, привлечения виновных лиц админист-ративной и уголовной ответственности и др.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации утверждает перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации являются:
а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам и связи;
б) объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, наркотических средств;
в) объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в том числе землях лесного фонда Российской Федерации;
г) объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, континентального шельфа Российской Федерации;
д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:
— природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, государственные природные заповедники и иные природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
— редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв Российской Федерации, и леса;
— зоны произрастания или места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;
— природные объекты Байкальской природной территории.
Объектами, способствующими трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающими негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации являются:
а) объекты для размещения более 10000 тонн в год отходов 1-го и 2-гокласса опасности;
б) объекты, имеющие более 15 млн. куб. метров годовых сбросов сточных вод или относительно меньшие валовые, но более токсичные сбросы;
в) объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
г) объекты, расположенные на территории водосборных площадей водные объекты;
д) объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации к природной среды.

Экологическая экспертиза
Экологические проблемы
Экологический кризис
Экологический мониторинг
Экологический фактор

| | Вверх


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *