Содержание

Контрольная работа: Объекты федеральной собственности

Тема: Объекты федеральной собственности

Раздел: Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 142.71K | Скачано: 31 | Добавлен 14.03.16 в 09:09 | 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Липецк 2015

:

Введение 3

1. Понятие государственной собственности 4

1.1.Объекты, исключительно относящиеся к федеральной собственности..4

2.Механизмы управления государственной собственностью 7

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Введение

В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство (ст. 2 ГК РФ). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски.

В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ).

1. Понятие государственной собственности

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

1.1.Объекты, исключительно относящиеся к федеральной собственности

Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

  • Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.
  • Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
  • Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

  • Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).
  • Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
  • Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
  • Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
  • Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
  • Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.
  • Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
  • Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Объекты оборонного производства:

  • Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.
  • Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

  • Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).
  • Предприятия топливно-энергетического комплекса.
  • Предприятия и объекты электроэнергетики
  • Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.

Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

  • Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
  • Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

Прочие объекты:

  • Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.
  • Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

2. Механизмы управления государственной собственностью

Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.

При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом, должен быть задействован комплексный подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.

Причины управления государственной собственностью включают:

  • научность управления;
  • ответственность субъектов управления государственной собственности за результаты ее функционирования;
  • комплексное управление, обеспечивающее единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур;
  • постоянное совершенствование управления;
  • профессионализм управления;
  • эффективность управления.

Способы управления государственной собственностью:

а) на базе объектов управления:

  • посредством имеющегося законодательства;
  • через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;
  • через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации;

б) по управленческим действиям:

  • учетно-регистрационная деятельность государства;
  • порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);
  • управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;
  • решения о приватизации и национализации;
  • порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

в) в зависимости от временной направленности:

  • оперативное, или текущее, управление;
  • перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.

В процессе управления государственной собственностью осуществляется пять главных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль.

Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).

Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.

Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне.

Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач.

Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям.

Согласно Конституции государственная власть в РФ организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета.

При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти – отправление правосудия.

Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

В целях обеспечения управления государственной собственностью правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

Целями управления государственной собственностью является достижение конкретных целей, поставленных перед государственным аппаратом управления. Если, например, эта цель заключается в создании частной собственности, то управление государственной собственностью сводится к ее приватизации в установленные сроки и по установленным правилам. Если эта цель состоит в увеличении доходов государственного бюджета, то управление государственной собственностью должно быть направлено на увеличение ее прибыльности или, наоборот, распродажу по наиболее высоким ценам. Если цель – увеличение регулирования рынка, то управление государственной собственностью сосредотачивается на воздействии на рынок в заданном направлении и т.д.

Проблемы преобразования отношений и структуры собственности – одна из самых важных в любой стране.

В одних странах эти преобразования носит устойчивый системный характер, в других – осуществляются в ходе политических и экономических реформ.

Приватизация, как процедура перераспределения собственности, должна служить решением следующих задач:

  • повысить эффективность использования активов;
  • усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;
  • расширить доступ предприятия к капиталам;
  • обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;
  • сформировать новых владельцев, которые стали бы более эффективными собственниками;
  • увеличить поступление средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;
  • обеспечить более справедливое распределение прибыли.

В зависимости от конкретной ситуации государство может разными способами передавать свое имущество в частную собственность. Согласно действующему законодательству основными способами могут быть (рис.2):

  • преобразование государственных предприятий в акционерные общества (акционирование) с последующей процедурой отсуждения их акций в частную собственность;
  • продажа акций, находящихся в собственности государства, а также передача иных вкладов в уставный капитал частных юридических лиц;
  • продажа государственного имущества (зданий, сооружений, земельных угодий и т.п.) частным лицам;

Приватизация государственного имущества возвращение государственной собственности ее бывшим частным владельцам и др.

Приватизация, являясь процедурой распределения собственности (перераспределение между государственной и частной собственностью), в период создания акционерных обществ, как правило, основывается не на отсуждении имущества путем его купли – продажи или на безвозмездной основе, а опосредуются движением акций или переходом собственности на акции, и только затем может произойти изменение собственности непосредственно на вещное имущество. Существование акции означает, что в собственности государства имеется разных размеров портфель акций различных предприятий страны, отражающих динамику и состояние в каждый момент времени перераспределительных отношений собственности между государством и остальными собственниками.

Способы образования государственного портфеля акций в результате осуществления приватизации представлены на рис.4 Ими могут быть :

  • акционирование государственных предприятий (учреждение акционерных обществ на базе государственных предприятий) и нахождение их акций в собственности государства до момента продажи этих акций частным лицам;

Государственный портфель акций

незавершенность приватизации, выраженная в незавершенности перехода акций, находящихся в собственности государства в собственность частных лиц.

Акция – особое экономическое отношение между участниками рынка (эмитентом и инвестором), т.е. отношение по поводу капитала, наряду с многочисленными другими видами взаимоотношений между ними как участниками рынка по поводу капитала, как, например, отношений купли – продажи, отношений кредитования, отношений залога и т.д.

Акция есть связующее отношение между ее эмитентом и инвестором. Она соединяет участников рынка в целое, но при этом сохраняя обособленность каждого из участников.

Для инвестора как владельца акций данное отношение означает, что он отдает свой капитал эмитенту, а взамен получает (на время владения акций) доходы с них (в виде дивидендов) и право на управление эмитентом взамен права управления капиталом как таковым, которым теперь управляет уже непосредственно эмитент.

Акция

Для эмитента выпуск акций означает привлечение капитала в свой уставный капитал с передачей власти над собой акционерам и выплатой им части своих доходов в виде дивидендов.

В условиях рынка стратегический подход к управлению собственностью приобретает исключительно важное значение. Стратегический подход охватывает не только такие сферы деятельности предприятия, как финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению имуществом.

Управление имуществом – это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.

Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и функционированию этой операционной деятельности.

Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказала теория и практика оценок стоимости имущества. Понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки – получить значение конкретного вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она нужна для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако, неверно думать, что для управления имуществом нужна только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, — важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.

Заключение

Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда мы переживаем кризис бюджета и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.

Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами — распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности. В систему обязательно включаются средства связи и вычислительные средства, обеспечивающие эффективное решение информационных и аналитических задач в интересах принятия рациональных управленческих решений.

Для решения задач, стоящих перед системой управления государственной собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, учета внешней среды, иерархии целей, итерационности процесса обоснования, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, скользящего планирования.

Список использованной литературы

1. Атаманчук И.Г. Критерии социальной эффективности управления. // Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России”. Ростов н/Д, 2008

2. Игнатов В., Понеделков А. Эффективность государственной службы //Государственная служба: теория и организация, 2007, № 6.

3. Свайн Д., Уайт Д. Эффективность государственного управления.- М.: логос, 2008.

4. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник./ М.В. Баглай – М.: Норма, 2004. – 741 с.

5. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов./ Н.И. Глазунова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 256 с.

6. Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. – М.: Наука и экономика, 2009. 151 с.

7. Бояркин Д. Д. Теория собственности. – Новосибирск: «ЭКОР», 2009. 114 с.

8. Управление государственной собственностью: Учеб. / Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 496 с.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

0 Размер: 142.71K Скачано: 31 14.03.16 в 09:09valerik275

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Собственности

Объекты права государственной и муниципальной

Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в соответствии с законом.

Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а субъекты РФ – любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ. Данное положение не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота.

Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации. Субъект Федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.

Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

а) Объекты, составляющие основу национального богатства стран

Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской­ экономической зоны Российской Федерации.

Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

б) Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерств, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы контроля за состоянием и охраны окружающей среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.

в) Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители космические и летательные аппараты, военное снаряжение предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

г) Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением
добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

2. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.

3. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

4. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ

ñ предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг);

ñ крупнейшие предприятия народного хозяйства (численностью более 10 тысяч человек);

ñ предприятия атомного и энергетического машиностроения;

ñ предприятия рыбопромысловой промышленности;

ñ зверосовхозы;

ñ государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации;

ñ учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта;

ñ научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации;

ñ предприятия автомобильного транспорта;

ñ предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений;

ñ предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства;

ñ средние специальные и профессиональные учебные заведения;

ñ предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций;

ñ оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектаций, имеющие общереспубликанское значение;

ñ предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Русская Православная Церковь

(В ред. Постановления ВС РФ от 27.01.1993 N 4375-1, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П)

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации. (п. 8 введен Постановлением ВС РФ от 27.01.1993 N 4375-1)

III. Объекты оборонного производства:

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Пункт 2 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

Пункт 3 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности пункта 4 раздела IV см. определение Конституционного Суда РФ от 08.10.1999 N 172-О.

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в Приложение 3).

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты:

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

&nbsp Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

Приложение 1 к постановлению #3020-1

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны 1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации. 2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение). 3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач 1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды). 2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР. 3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров. 4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов. 5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений. 6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны. 7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
III. Объекты оборонного производства 1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов. 2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства 1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации). 2. Предприятия топливно-энергетического комплекса. 3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3. 4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в Приложение 3). 5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации. 6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры. 7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.
V. Прочие объекты 1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов. 2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность (с изменениями на 24 декабря 1993 года)

О разграничении государственной собственности в РФ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 1991 года N 3020-1
О разграничении государственной собственности
в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и муниципальную собственность

(с изменениями на 24 декабря 1993 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 мая 1992 года N 2824-1;
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 января 1993 года N 4375-1 (Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ N 6, 1993, ст. 191);

постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5475-1 (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
В настоящем постановлении также учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 сентября 1993 года.
____________________________________________________________________

Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

2. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

3. Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 — 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

4. Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административнотерриториальных образований, входящих в их состав.

5. Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

6. Передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постанновлением Правительства Российской Федерации. Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Решение о передаче в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга предприятий, занимающих доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местном рынке товаров (работ, услуг), принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

7. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом.

8. Если по истечении сроков, установленных в пунктах 6 и 7 настоящего Постановления, решения соответствующими органами не были приняты, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения.

9. Право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6, 7 или 8 настоящего Постановления.

10. Верховные Советы, Советы народных депутатов вправе передавать на договорных началах объекты (кроме указанных в Приложении 2 к настоящему Постановлению), находящиеся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальной собственности городов, районов, в административное управление министерствам, ведомствам Российской Федерации.
Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов регулирования деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Правительству Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Постановления до 1 января 1992 года разработать и утвердить Положение об определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.
При подготовке указанного Положения исходить из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.
Предложения Верховных Советов, советов народных депутатов о передаче объектов в государственную и муниципальную собственность национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований должны быть составлены в соответствии с требованиями указанного Положения.

12. Правительству Российской Федерации в I квартале 1992 года разработать и утвердить положение, определяющее порядок участия территориальных органов управления в регулировании деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, и центральных органов государственного управления — в регулировании деятельности предприятий и объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.

13. Республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города районы обязаны исполнять в отношении приватизации объектов, переданных в их собственность в соответствии с настоящим Постановлением, требования, устанавливаемые Государственной программой приватизации, другими актами Верховного Совета и Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления органами государственного управления (местной администрации) указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований отчетов об исполнении этих требований.

14. В случае неисполнения органами государственной власти и управления (местной администрации) национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований требований и особых условий приватизации, установленных указанными нормативными актами в отношении отдельных объектов или групп объектов, эти объекты (за исключением объектов,решения о приватизации которых вступили в законную силу) подлежат безусловному и безвозмездному изъятию в федеральную собственность в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункты 13 и 14 настоящего постановления были исключены подпунктом «а» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5475-1.
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 подпункт «а» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5475-1, исключавший пункты 13 и 14, признан недействующим.

15. Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:
заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений,
утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений,
заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5475-1

16. Порядок разграничения государственной собственности, установленный настоящим Постановлением, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов, в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; на объекты, ранее находившиеся в государственной и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.

17. Настоящее Постановление не распространяется на объекты интеллектуальной собственности, а также на объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, правовой режим которых определяется другими законодательными актами Российской Федерации и международными соглашениями.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов

Москва, Дом Советов России
27 декабря 1991 года
N 3020-1

Приложение 1. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

Приложение 1
к постановлению Верховного
Совета Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года
N 3020-1

(с изменениями на 10 сентября 1993 года)

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования
федеральных органов власти и управления
и решения общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 3 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 января 1993 года N 4375-1).

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность
народного хозяйства в целом и развитие
других отраслей народного хозяйства России

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 сентября 1993 года установлено, что пункт 2 раздела IV приложения N 1 к настоящему постановлению в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики не соответствующими частям второй и третьей статьи 11_1, пункту «г» части первой статьи 84_11 Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года и Федеративному договору.
____________________________________________________________________

3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 сентября 1993 года установлено, что пункт 3 раздела IV приложения N 1 к настоящему постановлению в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики не соответствующими частям второй и третьей статьи 11_1, пункту «г» части первой статьи 84_11 Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года и Федеративному договору.

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газофикации (кроме вошедших в Приложение 3).

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживющие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Приложение 2
к постановлению Верховного
Совета Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года
N 3020-1

Объекты, относящиеся к федеральной собственности,

которые могут передаваться в государственную
собственность республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга

1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг).

2. Крупнейшие предприятия народного хозяйства (со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 200 млн. рублей или численностью занятых более 10 тысяч человек).

3. Предприятия атомного и энергетического машиностроения.

4. Предприятия рыбопромысловой промышленности.

5. Зверосовхозы.

6. Государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации.

7. Учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме указанных в Приложении 3 (не входящие в состав имущества предприятий).

8. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений указанные объединения.

9. Предприятия автомобильного транспорта (за исключением указанных в Приложении 3).

10. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.

11. Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации.

12. Средние специальные и профессиональные учебные заведения.

13. Предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций.

14. Оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение.

15. Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Приложение 3. Объекты, относящиеся к муниципальной собственности

Приложение 3
к постановлению Верховного
Совета Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года
N 3020-1

(с изменениями на 23 мая 1992 года)

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов:
жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;
объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:
предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;
учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения) (пункт в реакции. постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 мая 1992 года N 2824-1.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
«КОДЕКС»

Госуда́рственная со́бственность — имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежащие государству полностью, либо на основе долевой или совместной собственности.

Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

В Российской империи использовалось понятие государственное имущество — в гражданском праве так называлось имущество, составляющее собственность государства как юридического лица.

В СССР государственная собственность считалась высшей формой собственности и входила в основу экономической системы социалистического государства, была основой командно-административной экономики.

Право государственной собственности в Российской Федерации закреплено статьёй № 214 ГК РФ.

Виды государственной собственности в России

Государственная собственность в Российской Федерации подразделяется на собственность федеральную и субъектов федерации.Согласно ст. 130 Конституции России муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. К федеральной собственности относятся:

  1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны (природные ресурсы, охраняемые или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности);
  2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (Государственная казна Российской Федерации, имущество вооруженных сил и различных войск, предприятия и т. д.);
  3. Объекты оборонного производства;
  4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;
  5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации

> См. также

  • Казна
  • Производство
  • Частная собственность
  • Приватизация
  • Национализация

Ссылки

  • Государственная Собственность — Современная энциклопедия. 2000.
  • Сайт смарткат.
  • Краус, Тамаш Перестройка и передел собственности в Советском Союзе: политические трактовки и исторические свидетельства.
  • Н. П. Огарев «Государственная собственность». Статья
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Свод законов Российской Империи
  • Закон о Собственности в СССР от 06.03.1990

Это заготовка статьи по экономике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4194082-9 · NDL: 00566476

> Право государственной собственности на природные ресурсы. Разграничение государственной собственности.

Право государственной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты.

Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки.

Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному.

Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8). Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 1.2).

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы:

  • территориальных вод;
  • континентального шельфа;
  • экономической зоны Российской Федерации.

Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту н) ст. 71 Конституции РФ.

Разграничение государственной собственности

В соответствии со ст. 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено:

  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (то есть основные правомочия собственника).

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Право государственной собственности на землю

Вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне. Так, Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов Российской Федерации (ст. 18).

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

  • занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;
  • предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
  • занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Что такое федеральная собственность?

Субъектами имущества наряду с обычными гражданами или юридическими лицами могут быть муниципальные образование или Российская Федерация.

Для выполнения важнейших стратегических и управленческих задач страна в лице Росимущества обладает на праве собственности многими ресурсами и объектами.

Государственная собственность в стране выступает в двух формах: федеральная и муниципальная собственность. Федеральная собственность – это то, чем владеет непосредственно страна в лице уполномоченных органов, экономические ресурсы, без которых немыслимо существование страны как объекта макроэкономики.

Федеральными ресурсами нужно эффективно управлять, они также, как и другие виды ресурсов, могут быть изъяты при наличии веских законных оснований.

Понятие и особенности федеральной собственности

В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.

Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.

Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.

Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.

Федеральная собственность принадлежит государственным органам власти, региональная – органам субъектов, муниципальная – местным властям.

Принадлежность в данном случае означает лишь процесс управления. Фактически же государственная собственность, будь то федеральная или муниципальная, принадлежит народу, проживающему в тех или иных областях или населенном пункте.

Остаётся понять, кто осуществляет управление федеральной собственностью в стране? Ведь без эффективного управлению ею страна может терпеть убытки, терять место на мировой арене. Управлением собственностью на федеральном уровне в стране занимается Росимущество.

Объекты федеральной собственности

Государство не отбирает все имущество у населения, оно владеет только тем, чем требуется эффективно управлять для развития страны, и что необходимо для защиты собственного суверенитета и обеспечения работы органов власти.

Фактически к федеральной собственности относятся:

  1. База национальных богатств страны.
  2. Имущество, необходимое для работы государственных органов и выполнения задач мирового значения.
  3. Имущество оборонного производства.
  4. Собственность, обеспечивающая жизнедеятельность и развитие народного хозяйства.
  5. Иные объекты.

К богатствам страны можно отнести важные ресурсы и природные объекты: заповедники, особо охраняемые зоны, а также историко-культурные объекты и строения.

К объектам для функционирования государственных структур и выполнения государственных задач относятся:

  • казна страны;
  • имущество ОВД и Вооруженных сил, которые финансируются из федерального бюджета;
  • НИИ, предприятия и ВУЗы;
  • ветеринарные, санитарно-эпидемиологические и иные службы;
  • исправительные учреждения;
  • лечебно-профилактические предприятия.

К объектам по развитию народного хозяйства относятся дороги, объекты энергетики, транспорт, радио и телесети, совхозы и особые хозяйства, предприятия добывающей промышленности.

Некоторые из объектов федеральной собственности могут быть переданы во владение регионам или муниципалитетам.

Земля федеральной собственности

Одним из основных ресурсов федерального значения является земля. Какие земли относятся к федеральной собственности? По ст. 3.1 ФЗ № 137 к федеральной собственности относятся следующие наделы:

  • земли, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, которые принадлежат РФ;
  • наделы органов власти и их представительств;
  • земли казенных и унитарных предприятий;
  • земли, которыми владеет Академия наук и сопряжённые с ней учреждения;
  • дороги, относящиеся к Росавтодорогам;
  • лесной и водный фонд;
  • заповедники;
  • земли обороны;
  • резервные земли;
  • закрытые города.

Те земли, которые находятся в ведении муниципалитетов или субъектов федерации, не являются федеральной собственностью.

Земли федеральной собственности можно узнать на сайте Росреестра по кадастровому номеру. Там указано, кто является владельцем той или иной территории.

Если земельный участок еще не имеет номера на государственной кадастровой карте, то он еще не разграничен с государственных земель.

Процедура разграничения земли

Понятие о разграничении земли возникло в 2001 году, в 2019 году оно осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса страны. Ст. 17 Земельного Кодекса определяет основания, по которым земля может быть в федеральной собственности. Земля может либо приобретаться государственными органами, либо становиться федеральной собственностью по результатам разграничения.

Порядок разграничения выглядит следующим образом:

  1. Разрабатывается проект закона о разграничении государственной земли в федеральную.
  2. Инициируется проведение кадастровых работ Постановлением.
  3. Определяются границы участка и присваивается кадастровый номер.
  4. Принимается закон, который определяет принадлежность участка к федеральной собственности.

В законе должна быть прописана категория земли вновь созданного участка, целевое назначение и нормы его эксплуатации.

Если Правительство принимает решение получить какой-то участок в свою собственность, оно поручает министерству земельных ресурсов составить схему будущего участка. Когда схема утверждена, она направляется в кадастровую службу для проведения геодезических работ на местности. Межевой план будущего участка направляется обратно в министерство, где его должны утвердить.

Передача земли в муниципальную собственность

Федеральные земли также могут передаваться в собственность местным властям или муниципалитетам. Такая передача возможна в ряде случаев:

  • при наличии на участке строений муниципальной собственности;
  • в рамках реализации местных или региональных программ;
  • при реализации плана застройки или развития территории.

Для получения участка в собственность муниципальные органы передают заявление в федеральные органы и ждут их решения. Направленное в федеральные органы заявление о передачи земли в муниципальную собственность рассматривается в течение 30 дней.

Если принимается положительное решение, сначала проводятся кадастровые работы по определению границ участка. Муниципальное право собственности на землю регистрируется в органах Росимущества.

Возникнуть федеральная собственность может через национализацию или изъятие земельных участков, принадлежащих частникам.

Изъятие земли

Выкуп федеральной земли в собственность регламентирован нормами Земельного Кодекса. Выкуп земли с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд возможен только в исключительных случаях. Изымается земля на основании специального распоряжения исполнительного органа власти, чем защищаются права граждан.

Решение о выкупе может быть принято в отношении федеральной собственности, региональной собственности соответствующими органами. Местные власти не имеют подобных полномочий. Им для этого приходится обращаться в вышестоящие инстанции.

Согласно статьям 279-281 ГК РФ, выкуп земли осуществляется в соответствии со следующими этапами:

  1. После того, как решение об изъятии земли для муниципальных или государственных нужд принято, государственные органы отправляют письменное уведомление владельцу земли в период 1 года до выкупа.
  2. Проводятся торги, при которых выкупается интересующая территория.

Если владелец земли посчитает данное изъятие незаконным, он вправе будет обратиться для защиты своих интересов в суд.

Основания для изъятия земли указаны в ст. 49 ЗК РФ:

  1. Земля нужна государству для решения проблем по исполнению своих обязательств.
  2. Для размещения государственных объектов при полном отсутствии другой такой альтернативной территории.

Не могут в федеральную собственность переводиться земли, которые расположены в особо охраняемых зонах. Так защищаются интересы охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.

Изыматься в федеральную собственность также могут сельскохозяйственные земли, которые эксплуатировались не по целевому назначению, земли, при использовании которых были выявлены нарушения собственником условий договора владения, при обеспечении нужд гражданской обороны.

Процесс изъятия земли государством при чрезвычайных ситуациях называется реквизицией. Такое изъятие носит временный характер и имеет своей целью защиту жизней граждан. На постоянной основе земли могут быть конфискованы у граждан при совершении последними уголовных преступлений и административных проступков.

Федеральная собственность представляет собой имущество, ресурсы и объекты, принадлежащие непосредственно Российской Федерации. Наличие такой собственности необходимо для нормального функционирования и развития страны.

Земли федеральной собственности могут быть переданы во владение муниципалитетам или регионам, получены государством от частных лиц посредством выкупа.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *