Содержание

>Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (с изменениями на 31 января 2016 года)

Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

(с изменениями на 31 января 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным конституционным законом от 16 октября 2006 года N 4-ФКЗ (Российская газета, N 233, 18.10.2006);
Федеральным конституционным законом от 10 июня 2008 года N 3-ФКЗ (Российская газета, N 128, 18.06.2008);
Федеральным конституционным законом от 28 декабря 2010 года N 8-ФКЗ (Российская газета, N 296, 30.12.2010) (вступил в силу с 15 января 2011 года);
Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 12 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ);
Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 года N 1-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090016);
Федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2015, N 0001201504070019);
Федеральным конституционным законом от 23 мая 2015 года N 4-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2015, N 0001201505230003);
Федеральным конституционным законом от 31 января 2016 года N 1-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.01.2016, N 0001201601310004).
____________________________________________________________________

Принят Государственной Думой
25 декабря 1996 года
Одобрен Советом Федерации
12 февраля 1997 года

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. Общие положения (статьи 1-5)

Статья 1

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Статья 3

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5

(Утратила силу с 18 апреля 2015 года — федеральный конституционный закон от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ.

Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

Статья 6

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 8

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 9

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести».

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 10

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 11

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

1_1. Уполномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(Пункт дополнительно включен с 18 апреля 2015 года федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ)

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 11_1

Уполномоченный обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
(Статья дополнительно включена с 3 июня 2015 года Федеральным законом от 23 мая 2015 года N 4-ФКЗ)

Статья 12

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Статья 13

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 14

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6-10 настоящего Федерального конституционного закона.

Глава III. Компетенция Уполномоченного (статьи 15-36_1)

Статья 15

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — заявители).

Статья 16

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Статья 17

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Статья 18

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2016 года Федеральным конституционным законом от 31 января 2016 года N 1-ФКЗ.

Статья 19

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 20

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Статья 21

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Статья 22

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2015 года федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Статья 23

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 года N 1-ФКЗ.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Статья 24

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих обязанностей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 года N 1-ФКЗ.

Статья 25

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Статья 26

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 27

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

Статья 28

1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

Статья 29

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 года N 1-ФКЗ.

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

2. Административное исковое заявление или ходатайство, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2016 года Федеральным конституционным законом от 31 января 2016 года N 1-ФКЗ.

Статья 30

1. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

Статья 31

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Статья 32

1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 октября 2006 года Федеральным конституционным законом от 16 октября 2006 года N 4-ФКЗ.

Статья 33

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 января 2011 года Федеральным конституционным законом от 28 декабря 2010 года N 8-ФКЗ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ.

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете», специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в «Российской газете» и в других изданиях.

Статья 34

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

2. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Статья 35

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Статья 36

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 36_1

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

2. Общественные наблюдательные комиссии, указанные в пункте 1 настоящей статьи, ежегодно направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

3. Общественная палата Российской Федерации информирует Уполномоченного о том, что в соответствующем субъекте Российской Федерации сформирована в правомочном составе общественная наблюдательная комиссия, а также об изменениях в ее составе.
(Статья дополнительно включена с 29 июня 2008 года Федеральным конституционным законом от 10 июня 2008 года N 3-ФКЗ)

Статья 36_2

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах Российской Федерации.

2. В целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации Уполномоченный вправе:

1) оказывать уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;

2) создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 18 апреля 2015 года федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ)

Глава IV. Аппарат Уполномоченного (статьи 37-41)

Статья 37

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

2. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

3. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Статья 38

1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.

2. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.

4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ.

Статья 39

1. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.

2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата.

3. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

Статья 40

1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.

2. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 41

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Глава V. Заключительные положения (статьи 42-44)

Статья 42

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

Статья 43

В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Федерального конституционного закона.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации


Должность занимает
Татьяна Николаевна Москалькова
с 22 апреля 2016 года

Кандидатура предлагается

Президентом Российской Федерации

Назначается

Государственной думой

Срок полномочий

5 лет

Должность появилась

1994 год

Должность восстановлена

1998 год

Первый в должности

Сергей Адамович Ковалёв

Сайт

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмена, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

История

22 ноября 1991 года Верховный совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, статья 40 которой предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, причем указывалось, что он «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Последовавший вскоре распад СССР привел к тому, что эту должность так и не ввели.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была введена Конституцией России 1993 года. Однако становление этого правозащитного института происходило в 1990-е годы с большим трудом. Первым Уполномоченным стал С. А. Ковалев, назначенный на эту должность Государственной думой 17 января 1994 года. Он одновременно возглавлял Комиссию по правам человека при президенте России, созданную указом президента России от 1 ноября 1993 года. Эта комиссия была наделена полномочиями по рассмотрению обращений жалоб на нарушение их прав на расследование этих фактов. В момент его назначения не было федерального конституционного закона, регулирующего деятельность омбудсмена. Поэтому деятельность Уполномоченного регламентировалась указом президента Российской Федерации от 4 августа 1994 года, который обязывал должностных лиц предоставлять омбудсмену информацию, необходимую для его деятельности, а также устанавливал, что до принятия соответствующего конституционного закона Уполномоченный должен осуществлять полномочия, предоставленные ему как председателю Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации.

Уже 10 марта 1995 года Государственная дума отменила решение о назначении Ковалева. После него более трех лет в России не было Уполномоченного по правам человека. В конце декабря 1996 года был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Лишь 20 мая 1998 года новым Уполномоченным был избран О. О. Миронов из фракции КПРФ, получивший 340 голосов депутатов. Его преемники (В. П. Лукин, Э. А. Памфилова и Т. Н. Москалькова) становились Уполномоченными по представлению президента России В. В. Путина.

Цели деятельности

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Требования к кандидатуре

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

Порядок рассмотрения жалоб

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает двухступенчатую систему рассмотрения жалоб, поступающих Уполномоченному:

  • В течение 10 суток после регистрации жалобу рассматривает работник аппарата Уполномоченного. Он проверяет соблюдение формальных критериев жалобы — не пропущен ли срок обращения к Уполномоченному, правильно ли оформлена жалоба;
  • После того, как жалоба признана приемлемой ее должен рассматривать лично Уполномоченный. Однако на практике подавляющее большинство жалоб, принятых к рассмотрению, по существу рассматривают и дают ответы сотрудники аппарата Уполномоченного. Согласно докладу Уполномоченного за 2016 год лично Уполномоченный рассмотрела только 2858 обращений из поступивших 42549.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

  1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

У федерального Уполномоченного есть свой рабочий аппарат, численность которого (по состоянию на 2016 год) — 200 человек. Все они имеют высшее образования, 65 % сотрудников аппарата имеют юридическое образование. Сотрудники аппарата не имеют полномочий, которые предоставлены Уполномоченному. По доверенности Уполномоченного сотрудники его аппарата имеют право участвовать в судебных заседаниях, парламентских слушаниях, а также проверках, проводимых совместно с другими государственными органами. Ни один сотрудник аппарата Уполномоченного не вправе (даже при наличии доверенности) запрашивать у государственных органов какую-либо информацию, знакомиться с материалами уголовных, гражданских и административных дел, участвовать в судебных заседаниях. Структурно в 2017 году аппарат Уполномоченного состоял из восьми управлений. Однако именно Аппарат рассматривает по существу большинство жалоб, поступающих Уполномоченному. В 2015 году из 28,6 тыс. поступивших к Уполномоченному обращений «самостоятельно» Уполномоченный Э. Памфилова рассмотрела лишь около 1,5 тыс. обращений. Уполномоченный также передает на рассмотрение в аппарат жалобы, которые передают ему лично. В июле 2017 года сотрудница аппарата Уполномоченного Л. М. Морозова, которой передали жалобу на необоснованное осуждение Данила Безбородова, сообщила его отцу, что «порвала» бы его сыну задний проход (она высказалась грубее). При этом сотрудница отметила, что в прошлом работала следователем.

Эффективность института Уполномоченного

Единых критериев эффективности Уполномоченного в российском законодательстве нет. Однако в докладах омбудсменов публикуют сведения о работе с жалобами граждан. При этом важнейшим показателем эффективности является доля жалоб, по которым Уполномоченному удалось восстановить права заявителя. Кроме того, значение имеет право подачи Уполномоченным жалобы в Конституционный суд в интересах заявителя. Это право дает (в случае удовлетворения жалобы) возможность признать неконституционными законов, примененных в деле заявителя, что позволяет осуществить пересмотр своих дел тем лицам, в деле которых признанный неконституционным закон применялся (даже если они не обращались к Уполномоченному).

Работа с жалобами на нарушение прав человека

В ежегодных докладах Уполномоченного содержится информация о количестве поступивших к нему жалоб и о результатах рассмотрения. Количество поступивших жалоб и иных обращений к омбудсмену составляет несколько десятков тысяч в год. Часть из них отклоняется как неприемлемые (в 2013 г. такими были признаны 7,8 % жалоб). Если при рассмотрении жалобы сочтут, что заявитель не исчерпал всех средств правовой защиты, то в этом случае заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования. В 2013 году по 65,1 % поступивших к Уполномоченному жалоб было направлено заявителям разъяснение порядка обжалования и только 25,2 % всех поступивших жалоб были приняты к рассмотрению.

  • В 2012 году омбудсмену удалось добиться полного восстановления прав заявителя по 7,7 % дел.
  • В 2013 году полного восстановления прав заявителя удалось достичь по 5,8 % дел.
  • В 2014 году сменился Уполномоченный по правам человека. Согласно докладу за 2014 год Уполномоченным были «приняты меры для восстановления нарушенных прав» по 78,1 % жалоб (25303 жалобам из поступивших всего за 2014 год омбудсмену 32382 жалоб). Таким образом за год эффективность повысилась более, чем в 13 раз. Что имеется в виду под «мерами для восстановлению» сказать трудно, так как в докладе за 2014 год не указана доля дел, по которым удалось добиться полного восстановления прав заявителей. В докладе за 2014 год, в отличие от доклада за 2013 год, также не указано какое количество жалоб было признано неприемлемыми и по какому количеству жалоб было направлено разъяснение. Скорее всего в данном случае имеет место явная приписка. Уполномоченный по правам человека в Ростовской области в 2016 году в интервью сообщил, что ему удается добиться положительного решения только по 12 % обращений. Он рассказал, что омбудсмен из Якутии ему сообщила, что ей удается добиться принятия положительного решения по 80 % обращений. Ростовский Уполномоченный (в прошлом прокурор Ростовской области) заметил, что столь высокой эффективности у омбудсмена быть не может и что до 80 % можно дотянуть, если записать в эффективность жалобы, по которым права заявителя не были восстановлены, но заявителю даны разъяснения и рекомендации;
  • В 2016 году вновь изменилась методика подсчета эффективности работы Уполномоченного по обращениям. Согласно докладу Уполномоченного Т. Н. Москальковой в 2016 году к омбудсмену поступило 42 549 обращений, по 89,1 % которых «приняты все входящие в компетенцию Уполномоченного возможные меры реагирования». При этом в докладе не поясняется какие конкретно «меры реагирования» приняли. Также в докладе за 2016 год не указана доля обращений, которые были признаны неприемлемыми и доля жалоб, по которым было отказано.

Уполномоченный и Конституционный суд

С 1999 года по 2014 годы по обращениями Уполномоченного Конституционный суд вынес 45 решений: 1 в 1999 году, 1 в 2001 году, 1 в 2002 году, 2 в 2003 году, 5 в 2004 году, 4 в 2005 году, 6 в 2006 году, 2 в 2007 году, 2 в 2008 году, 5 в 2009 году, 3 в 2010 году, 6 в 2011 году, 3 в 2012 году, 1 в 2013 году, 3 в 2014 году. Для сравнения — всего за 1999—2014 годы Конституционный суд вынес 19158 решений. Когда в 2014 году Уполномоченным по правам человека стала Памфилова, такая практика направления жалоб в интересах заявителей в Конституционный суд на определенное время прекратилась. Памфилова не отзывала жалоб, которые ее предшественник Лукин, успел подать в 2014 году до своей отставки. Однако ни одной жалобы в 2014 году она не подала в Конституционный суд. В 2015 году, впервые с 1999 года, Конституционный суд не вынес ни одного решения по жалобам Уполномоченного по правам человека в России. В 2015 году Памфилова направила три обращения в Конституционный суд: два заключения по запросу Конституционного суда и одну жалобу, решение по которой было принято Конституционным судом РФ в 2016 году. Заключение Уполномоченного для Конституционного суда может противоречить интересам заявителя. Например, в январе 2017 года в заседании Конституционного суда Российской Федерации была зачитана просьба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москальковой о сохранении статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за неоднократное нарушение порядка проведения митингов. Москалькова просила сохранить «с учетом запроса общества». Это выступление адвокат заявителя И. И. Дадина (единственного осужденного по данной статье) назвал «ножом в спину правам человека». В итоге Конституционный суд Российской Федерации статью 212.1 Уголовного кодекса сохранил, но ограничил ее применение, после чего осужденный Дадин был освобожден и полностью оправдан.

Уполномоченный и Верховный суд России

Уполномоченный по правам человека в интересах заявителей иногда подает в Верховный суд Российской Федерации жалобы и ходатайства на решения нижестоящих судов по административным, гражданским и уголовным делам (в том числе в поддержку уже находящейся на рассмотрении в Верховном суде жалобы). Например, за 2013 год от Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина в Верховный суд поступило (по данным официального сайта суда) 71 обращение, в том числе 37 обращений по уголовным делам, 32 по гражданским делам, 2 по административным делам. Его преемница обращалась в Верховный суд намного реже — за 2015 год она направила туда 49 обращений. В 2016 году от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в Верховный суд Российской Федерации поступило 92 обращение.

Уполномоченный и суды общей юрисдикции

Право Уполномоченного обращаться в суды общей юрисдикции на любой стадии рассмотрения дела было введено лишь в середине 2010-х годов. Этим правом Уполномоченный в 2016 году пользовалась редко — ее представители за 2016 год приняли участие в 42 заседаниях:

  • 31 заседание по гражданским делам;
  • 5 заседаний в связи с административным исковым заявлением;
  • 6 заседаний в порядке надзора.

> Часы приёма

  • По рабочим дням с 10:00 до 17:00.

Задержания в приёмной Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

22 июня 2018 года в приемную Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации пришел активист Андрей Киселев, который устроил у входа в нее одиночный пикет в поддержку арестованных фигурантов дела «Новое величие». Сотрудник аппарата Уполномоченного пригласил Киселева в офис в специальную комнату для написания заявления на имя омбудсмена. Активист вошел туда с двумя журналистами. Сотрудник дал Киселеву бумагу и вызвал полицию. Полицейский забрал Киселева прямо из офиса Уполномоченного и в присутствии журналистов доставил его в отделение полиции. Там на Киселева был составлен протокол по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за проведение несанкционированного одиночного пикета в период Чемпионата мира по футболу.

Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации

  1. Сергей Адамович Ковалёв (17 января 1994 года — 10 марта 1995 года),
  2. Олег Орестович Миронов (22 мая 1998 года — 13 февраля 2003 года),
  3. Владимир Петрович Лукин (13 февраля 2004 года — 18 марта 2014 года),
  4. Элла Александровна Памфилова (18 марта 2014 года — 25 марта 2016 года).
  5. Татьяна Николаевна Москалькова (с 22 апреля 2016 года).

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (региональные омбудсмены)

Основная статья: Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации

Должность регионального омбудсмена как отдельного государственного правозащитного органа появилась благодаря Совету Федерации. 17 апреля 1996 года Государственная дума Российской Федерации приняла федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Этот закон предусматривал право федерального Уполномоченного создавать на местах свои региональные представительства. Совет Федерации отклонил этот документ, предложив заменить это право на право региональных властей создавать у себя должности уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации, финансировать их за счет средств региональных бюджетов. После согласования Государственная дума одобрила новый проект закона, который вступил в силу в 1997 году. Статья 5 этого закона разрешила региональным властям вводить у себя должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Впрочем, еще до появления этого закона были приняты законы о региональном Уполномоченном в Башкирии и Свердловской области. Первый Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации появился в 1996 году в Башкирии. Таким образом, институт регионального омбудсмена в России как независимая инстанция от федерального Уполномоченного был создан Советом Федерации.

Хронология назначения в 1996—2000 годах первых региональных Уполномоченных по правам человека была следующей (в скобках указан первый Уполномоченный в регионе, назначенный или избранный на данную должность в этом году):

  • 1996 год — Башкирия (Ч. Б. Газитов);
  • 1997 год — Свердловская область (В. В. Машков);
  • 1998 год — Смоленская область (В. Н. Осин)
  • 1999 год — Саратовская область (А. С. Ландо) и Астраханская область (В. Н. Виноградов);
  • 2000 год — Волгоградская область (М. А. Таранцов) и Татарстан (Р. Г. Вагизов);

Из этих данных видно, что вплоть до 2001 года региональный омбудсмен оставался редкой должностью — подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не спешило вводить у себя этот пост. С 2001 года началось массовое введение в российских регионах должностей омбудсменов. Таким образом, до 2016 года Уполномоченные появились во всех регионах России, кроме Тувы и Чукотского автономного округа (в это регионе омбудсмен появился в 2016 году).

Хотя должность регионального Уполномоченного предполагает периодическое переизбрание, в некоторых российских регионах омбудсмены занимают свои посты по 3 — 4 срока. Старейшим омбудсменом (по сроку пребывания) является Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова, которая находится в этой должности с 2001 года. Другим примером является Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области Н. А. Волков, который находится в этой должности с 27 июня 2001 года.

В 2015—2016 годах была выстроена в России своего рода «вертикаль» Уполномоченных по правам человека с федеральным омбудсменом во главе. В 2015 году федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» была внесена статья 36.2, которая создала Совет уполномоченных по правам человека в России, в который включены по одному региональному омбудсмену от каждого федерального округа. С 2016 года региональные омбудсмены при назначении проходят согласование с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, который беседует с ними, а также изучает их резюме. Всего в 2016 году федеральный Уполномоченный согласовал кандидатуры омбудсменов в 24 субъектах Российской Федерации. Региональные омбудсмены часто обращаются к федеральному Уполномоченному, но, как правило, не для содействия в защите прав граждан. Например, из более, чем 1200 обращений региональных Уполномоченных к федеральному омбудсмену, поступивших в 2016 году, только 287 содержали просьбы о содействии в защите прав граждан. Наблюдается и обратный процесс — направление федеральным Уполномоченным и сотрудниками его аппарата обращений региональным коллегам. Подавляющее большинство этих обращений не касаются защиты прав граждан-заявителей. Например, из 900 обращений, направленных в 2016 году Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и работниками его аппарата региональным омбудсменам только 84 обращения содержали просьбу об оказании содействия по обращениям граждан.

> См. также

  • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка

Примечания

  1. Василенко А. В., Черных В. М. На страже прав человека // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 2. — С. 25.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  3. 1 2 3 Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. № 4-1 (56). — С. 84.
  4. 1 2 3 4 5 Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 5. — С. 35.
  5. 1 2 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 33.
  6. Татьяна Москалькова ставит важный вопрос о нехватке работников в аппаратах омбудсманов
  7. 1 2 3 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 219.
  8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 218—219.
  9. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 26, 33.
  10. 1 2 Правозащитница: подчиненная Москальковой захотела порвать задний проход фигуранту дела Чудновец
  11. 1 2 3 http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/appeals/doclad2013.pdf
  12. 1 2 http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/docs/appeals/doklad2014.pdf
  13. 1 2 3 Единство областных омбудсменов Ростова-на-Дону…
  14. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 28, 33.
  15. Решения Конституционного Суда Российской Федерации. www.ksrf.ru. Дата обращения 30 ноября 2015.
  16. 1 2 Решения Конституционного Суда Российской Федерации
  17. Сведения о поступивших в Конституционный Суд Российской Федерации обращениях (делах)
  18. Об обращениях Уполномоченного в Конституционный Суд в 2015 году. ombudsmanrf.org. Дата обращения 22 апреля 2016.
  19. Сведения о поступивших в Конституционный суд Российской Федерации обращениях (делах)
  20. 1 2 3 Чьи интересы отстаивает омбудсмен?
  21. Подсчет проведен по сайту Верховного суда: Справочная информация по жалобам Архивировано 30 марта 2016 года.
  22. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015 год. — М., 2016. — С. 183—183. Режим доступа: http://ombudsmanrf.org/content/doclad2015 Архивная копия от 10 апреля 2016 на Wayback Machine
  23. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 200.
  24. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 201.
  25. 1 2 3 4 5 6 Полиция задерживает гражданского активиста в приемной Федерального омбудсмена России за одиночный пикет
  26. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 5. — С. 35 — 36.
  27. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 марта 2014 года № 3939-6 ГД «О назначении Памфиловой Эллы Александровны на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» Архивировано 19 марта 2014 года.
  28. Госдума досрочно прекратила полномочия Эллы Памфиловой на посту уполномоченного по правам человека — Первый канал
  29. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 138.
  30. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 139.
  31. Вертикаль омбудсменов России получит новое развитие
  32. Клуб бывших, но всё ещё нужных
  33. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 207.
  34. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 208.
  35. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 209.

Ссылки

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации на карте

  • Яндекс.Карты — Россия, 107084, город Москва, Центральный административный округ, улица Мясницкая, дом 47
  • Карты Google — Россия, 107084, город Москва, Центральный административный округ, улица Мясницкая, дом 47

Другие официальные ссылки

  • официальный веб-сайт российского Уполномоченного
    • старая версия официального веб-сайта российского Уполномоченного
  • официальная страница российского Уполномоченного в социальной сети «Facebook»
  • страница пресс-службы Уполномоченного в социальной сети «Facebook»
  • Официальная страница российского Уполномоченного в социальной сети «В Контакте»
  • Российский Уполномоченный в сервисе микроблогинга «Twitter»
  • канал российского Уполномоченного в сервисе видеохостинга «YouTube»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *