Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636
(ред. от 14.09.2018)
«О структуре федеральных органов исполнительной власти»

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СТРУКТУРЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:

1 — 2. Утратили силу. — Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215.

3. Преобразовать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

Возложить координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования — на Министерство здравоохранения Российской Федерации.

4. Переименовать Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

5. Передать Федеральной службе по труду и занятости функции по надзору в сфере социальной защиты населения.

6. Установить, что в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство, в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации — Федеральная служба по труду и занятости.

7. Образовать Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Абзац утратил силу с 19 марта 2014 года. — Указ Президента РФ от 19.03.2014 N 154.

Установить, что Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие функции на территории Дальневосточного федерального округа: координирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда, участков недр и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации); контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Образовать Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, передав ему функции Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Абзацы второй — третий утратили силу с 1 ноября 2013 года. — Указ Президента РФ от 01.11.2013 N 819.

9. Утратил силу с 1 ноября 2013 года. — Указ Президента РФ от 01.11.2013 N 819.

10. Преобразовать Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации, передав его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профессиональных возможностей Министерству образования и науки Российской Федерации, а функции по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации — Министерству культуры Российской Федерации.

11. Утратил силу с 14 сентября 2018 года. — Указ Президента РФ от 14.09.2018 N 514.

12. Передать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами.

Установить, что Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

13. Установить, что:

Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации;

Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

14. Установить, что:

руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации;

руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

14.1. Установить, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

15. Установить, что федеральные министры вправе:

давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания;

приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

16. Установить, что на заместителя федерального министра могут одновременно возлагаться функции руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства, подведомственных соответствующему министерству, если это предусмотрено актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

17. Утратил силу. — Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215.

18. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

19. Правительству Российской Федерации:

обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

определить численность федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

определить федеральные органы исполнительной власти, которые обязаны принять не переданные в установленный срок обязательства и имущество преобразуемых федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом;

представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

20. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118; N 10, ст. 1091; N 13, ст. 1360; N 38, ст. 3975; N 43, ст. 4480; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; N 23, ст. 2752; N 32, ст. 4124; N 40, ст. 4712; N 50, ст. 6255; N 52, ст. 6424; 2008, N 9, ст. 825; N 17, ст. 1818; N 21, ст. 2430; N 25, ст. 2961; N 31, ст. 3701; N 49, ст. 5763; N 52, ст. 6363; 2009, N 16, ст. 1901; N 20, ст. 2445; N 34, ст. 4171; N 36, ст. 4312; N 52, ст. 6534; 2010, N 3, ст. 276; N 4, ст. 371; N 12, ст. 1314; N 15, ст. 1777; N 16, ст. 1874; 2011, N 5, ст. 711; N 48, ст. 6878; 2012, N 4, ст. 471; N 8, ст. 992; N 15, ст. 1731) и в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный этим Указом, следующие изменения:

а) пункт 4 Указа дополнить подпунктом «д.1» следующего содержания:

«д.1) на заместителя федерального министра возлагается исполнение функций руководителя (директора) федерального агентства;»;

б) раздел 5 Реестра после позиции:

«Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра юстиции Российской Федерации

05-1-1-001.2″

дополнить позициями следующего содержания:

«Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу

Заместитель федерального министра — руководитель (директор) федерального агентства

05-1-1-001.4″.

21. Признать утратившими силу:

пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 40, ст. 4717);

пункты 1 и 16 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2290);

подпункт «б» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. N 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2544);

пункт 2 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 37, ст. 4181);

подпункт «б» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. N 1445 «Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 41, ст. 4653);

Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2008 г. N 1476 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4788);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст. 5768);

подпункт «б» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6366);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 95);

подпункт «б» пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 11 сентября 2009 г. N 1033 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 37, ст. 4396);

подпункт «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 1107 «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст. 4731);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 4, ст. 369);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1057);

пункт 9 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 589 «Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 20, ст. 2435);

подпункт «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 г. N 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3445);

подпункт «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 1060 «О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4528);

подпункт «б» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 г. N 1074 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст. 4533);

подпункт «б» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 86 «О единой национальной системе аккредитации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст. 709);

подпункт «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 938);

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1341);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3155);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 17 января 2012 г. N 79 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 470).

22. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

21 мая 2012 года

N 636

Утверждена

Указом Президента

Российской Федерации

от 21 мая 2012 г. N 636

СТРУКТУРА

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Утратила силу. — Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215.

Судебная практика и законодательство — Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 14.09.2018) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

«ОК 006-2011. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления» (утв. Приказом Росстандарта от 26.04.2011 N 60-ст) (ред. от 29.05.2019) (Дата введения 01.01.2012)

Классификация органов государственной власти и местного самоуправления осуществлена на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», других указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законодательных актов Российской Федерации.

Приказ Минспорта России от 24.09.2012 N 252 (ред. от 13.07.2016) Об утверждении служебного распорядка Министерства спорта Российской Федерации

В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31, N 27, ст. 3866, N 29, ст. 4295, N 48, ст. 6730, N 49, ст. 7333, N 50, ст. 7337) и Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754, N 27, ст. 3674), с целью обеспечения организации служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих Министерства спорта Российской Федерации приказываю:

Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 607 (ред. от 28.08.2018) «О Министерстве спорта Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве спорта Российской Федерации»)

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о Министерстве спорта Российской Федерации;

Приказ Минздрава России от 20.06.2012 N 12н (ред. от 20.04.2016) Об утверждении Порядка сообщения субъектами обращения медицинских изделий обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий

В соответствии со статьей 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) и Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754) приказываю:

Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 664 (ред. от 20.04.2019) «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики» (вместе с «Положением о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики»)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Указ Президента РФ от 15.01.2013 N 30 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы»

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» постановляю:

1 — 5. Утратили силу с 7 июля 2016 года. — Указ Президента РФ от 07.07.2016 N 321.

Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 (ред. от 31.10.2015) «О вопросах Федеральной миграционной службы» (вместе с «Положением о Федеральной миграционной службе»)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной миграционной службе.

Приказ Минздрава России от 24.09.2012 N 218н Об утверждении Порядка организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения Российской Федерации

<1> Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754; N 27, ст. 3674).

Постановление Правительства РФ от 31.05.2012 N 534 (ред. от 31.08.2019) «Вопросы Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики»

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа следующие функции:

Приказ ФФОМС от 10.09.2012 N 184 О внесении изменений в приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 10 марта 2009 г. N 43 «О системе оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования

В целях приведения приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 10 марта 2009 г. N 43 «О системе оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2009 г., регистрационный N 13593) (с изменениями, внесенными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 5 июня 2009 г. N 129 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2009 г., регистрационный N 14226) в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754; N 27, ст. 3674) приказываю:

Структура федеральных органов исполнительной власти

Структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) — это форма взаимосвязи элементов (органов) систе­мы, образованная в целях успешной реализации функций и задач государственного управления по предметам ведения и в объеме полномочий. Неделимым элементом организационной структуры ФОИВ является должность федерального государ­ственного служащего.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных структур системы федеральных органов исполнительной вла­сти осуществляется после консультаций с органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации. Финансиро­вание этих органов в основном осуществляется из средств фе­дерального бюджета.

Создание структуры ФОИВ, их реорганизация и ликвида­ция осуществляется в соответствии с Конституцией РФ Прези­дентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Действующая структура ФОИВ утверждена указом Прези­дента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. указа Прези­дента РФ от 25.11. 2003 г. № 1389.

В структуру федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, а в указе Президента РФ «О систе­ме ФОИВ», Правительство РФ не входит в систему и структуру ФОИВ, так как в соответствии с ст. 10, 110 Конституции РФ Правительство РФ является органом исполнительной вла­сти, которая самостоятельна по предметам ведения и в объеме полномочий;

— 23 министерства РФ, из них 5 министерств подчинены непосредственно Президенту РФ;

— 7 Государственных комитетов РФ;

— 2 Федеральные комиссии;

— 10 Федеральных служб России, из них 5 подчинены не­посредственно Президенту РФ;

— 7 Российских агентств;

— 2 Федеральных надзора России.

Иные ФОИВ (структурные подразделения института прези­дентуры):

1) Главное управление специальных программ Президента РФ;*

2) Государственная техническая комиссия при Президенте РФ;*

3) Управление делами Президента Российской Федерации;*

4) Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами;*

5) Комитет РФ по финансовому мониторингу.*

6) Государственный комитет РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ*.

Наличие в администрации Президента РФ иных федераль­ных органов исполнительной власти, а также принимаемые указы и распоряжения Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (часть 3, ст. 90 Конституции РФ) — все это является своеобразным отличительным признаком исполнительной власти в России и создает сложности в определении места и роли института пре­зидентуры в основах конституционного строя России.

На практике существует как бы «второе» Правительство РФ, которое принимает большинство решений по реализации внутренних и внешних функций государственного управления, подобное дублирование не способствует повышению эффектив­ности государственного управления и, как следствие, не спо­собствует социально-экономическому развитию России.

В связи с этим необходимо внесение изменений в ФКЗ «О Правительстве РФ» с целью расширения правового статуса

Примечание — знак *) означает подчиненность ФОИВ Президенту РФ.

Правительства РФ как единственного полномочного органа, возглавляющего всю систему органов исполнительной власти. Необходимо также принять ФЗ «О целостной системе испол­нительной власти РФ» и ФЗ «О Президенте РФ» с целью упо­рядочения конституционного статуса Президента как главы государства и высшего должностного лица исполнительной власти, для снятия правовой коллизии ст. 10 и ст. 11 Консти­туции РФ по вопросу количества субъектов государственной власти. Необходимо также принятие следующих ФЗ: «Управ­ленческий кодекс РФ»; «Об административных процедурах»; «Основы административного судопроизводства»; «Админист­ративные суды» и др.

Президент РФ как глава государства осуществляет пред­ставительные функции и обеспечивает согласованное функци­онирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).

Орган исполнительной власти как целостная система уп­равления должен при этом иметь научно-обоснованную орга­низационную структуру и штаты. Должность федерального государственного служащего является основным элементом структуры органа исполнительной власти. Каждая организа­ционная структура имеет вертикальную связь между соподчи­ненными органами управления и горизонтальное построение отдельных подразделений.

Горизонтальное построение органа исполнительной власти включает в себя три составные части: руководство, коллеги­альный орган и аппарат управления. К руководству относятся руководитель, его первый заместитель и заместители. Распре­деление должностных обязанностей между руководителями закрепляется соответствующими правовыми актами. Коллегии, как совещательные органы при начальнике, создаются во всех министерствах, государственных комитетах и иных федераль­ных органах исполнительной власти.

Они вырабатывают про­екты решений по наиболее важным вопросам, отнесенным к их компетенции. Решения коллегий, как правило, имеют ре­комендательный характер, но, будучи объявленными прика­зом руководителя органа (например, приказом министра), они становятся обязательны для исполнения. К аппарату органа исполнительной власти относятся все его структурные подраз­деления и должностные лица, определенные правовым актом руководителя.

Штатное расписание — это правовой документ, в котором закреплено, кто персонально осуществляет функции и за что отвечает. Штатное расписание утверждается руководителем органа, предприятия, учреждения или организации.

Руководитель органа исполнительной власти утверждает штатное расписание, содержащее перечни структурных под­разделений, их наименование, должности и оклады.

Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 26.02.2019)

15 мая 2018 года

N 215

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 14.09.2018 N 514,

от 26.02.2019 N 78)

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:

1. Установить, что Председатель Правительства Российской Федерации имеет 10 заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

2. Преобразовать Министерство образования и науки Российской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Передать Министерству просвещения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Передать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

3. Установить, что руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи осуществляет Правительство Российской Федерации.

4. Упразднить:

а) Правительственную комиссию по координации деятельности открытого правительства;

б) Федеральное агентство научных организаций, передав его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.

5. Переименовать Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

6. Передать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации функции по осуществлению руководства деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, а также функции полномочного представителя Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации и закрепленного за Министерством экономического развития Российской Федерации на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования торговых представительств Российской Федерации.

7. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

8. Утвердить прилагаемую структуру федеральных органов исполнительной власти.

9. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

б) определить численность федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

в) уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

г) представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

д) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

10. Внести в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 173; 1996, N 52, ст. 5912; 1998, N 43, ст. 5337; 2007, N 23, ст. 2752; 2008, N 20, ст. 2290; N 43, ст. 4919; N 49, ст. 5763; 2011, N 4, ст. 572; 2012, N 29, ст. 4071; 2014, N 30, ст. 4286; 2015, N 11, ст. 1585; 2017, N 5, ст. 777), следующие изменения:

а) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

«Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации»;

б) абзацы четвертый — пятидесятый считать соответственно абзацами пятым — пятьдесят первым.

11. Внести в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 39, ст. 4589; 2010, N 27, ст. 3446; 2011, N 4, ст. 572; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670; N 49, ст. 6399; 2014, N 26, ст. 3518; 2015, N 11, ст. 1585; 2017, N 39, ст. 5682), изменение, дополнив подпункт «а» пункта 1 после слов «Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации,» словами «Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов Российской Федерации,».

12. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 742 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5043; 2015, N 11, ст. 1585) (приложение N 2) изменение, дополнив его после позиции:

«Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

97 221″

позицией следующего содержания:

«Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации

101 110″.

13. Признать утратившими силу:

пункты 1 и 2, пункт 10 в части, касающейся передачи функций по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профессиональных возможностей Министерству образования и науки Российской Федерации, пункт 11 в части, касающейся подведомственности Федерального агентства по делам молодежи Министерству образования и науки Российской Федерации, и пункт 17 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754);

пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. N 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4086);

Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 690 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4503);

Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 735 «О Федеральном агентстве научных организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 39, ст. 4969);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 44, ст. 5729);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 321 «О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 20, ст. 2496);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 612 «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 37, ст. 4934);

подпункт «б» пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 613 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 37, ст. 4935);

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2106);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 368 «Об упразднении Министерства Российской Федерации по делам Крыма и Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4479);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 30, ст. 4571);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N 666 «Об упразднении Федерального космического агентства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 203);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 3, ст. 473);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. N 40 «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 6, ст. 830);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 6, ст. 831);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 151 «О Федеральном архивном агентстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2069);

подпункт «б» пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2071);

пункт 21 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2072);

Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2016 г. N 556 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 43, ст. 6000);

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 2016 г. N 620 «О Федеральном агентстве по государственным резервам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 48, ст. 6753);

пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 727 «Об упразднении Федерального агентства специального строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 149);

подпункт «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. N 141 «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2161).

14. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

15 мая 2018 года

N 215

Утверждена

Указом Президента

Российской Федерации

от 15 мая 2018 г. N 215

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 14.09.2018 N 514,

от 26.02.2019 N 78)

I. Федеральные министерства, федеральные службы

и федеральные агентства, руководство деятельностью которых

осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные

службы и федеральные агентства, подведомственные этим

федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство

деятельностью которых осуществляет Правительство Российской

Федерации, федеральные службы и федеральные агентства,

подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство культуры Российской Федерации

Позиция исключена. — Указ Президента РФ от 14.09.2018 N 514

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

(в ред. Указа Президента РФ от 26.02.2019 N 78)

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

Министерство спорта Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное дорожное агентство

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Федеральная таможенная служба

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Федеральное агентство связи

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Федеральное агентство по туризму

(введено Указом Президента РФ от 14.09.2018 N 514)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства,

руководство деятельностью которых осуществляет

Правительство Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство по делам молодежи

Федеральное агентство по делам национальностей

>О структуре федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 28 октября 2019 года)

О системе органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 34

ББК 67 © А.П. Скворцова, Т.Я. Коняхина, С.Г. Гусева, 2018

Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

О СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анна Петровна Скворцова, заместитель начальника научно-исследовательского отдела, начальник Отделения планирования и координации научной деятельности Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: skvorzov2007@mail.ru

Татьяна Яковлевна Коняхина, научный сотрудник Отделения планирования и координации научной деятельности научно-исследовательского отдела Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: annadom765@mail.ru

Светлана Геннадьевна Гусева, старший научный сотрудник Отделения планирования и координации научной деятельности научно-исследовательского отдела Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: Sguseva9@mvd.ru

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства об органах исполнительной власти Российской Федерации обосновано несколько суждений: исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется государственными органами, представляющими взаимосвязанную систему; система государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации, устанавливается подзаконным нормативным правовым актом; ныне функционирующая система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон РФ, Федеральный конституционный закон РФ от 14 мая 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», исполнительная власть, государственный орган.

ON THE SYSTEM OF EXECUTIVE BODIES IN RUSSIAN FEDERATION

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Скворцова А.П., Коняхина Т.Я., Гусева С.Г. О системе органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):203—206.

Поводом к подготовке данной статьи послужило принятие Указа Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»1.

Предметом же данной статьи является система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, А.А. Степанова отметив, что система федеральных органов исполнительной власти определена в Конституции РФ лишь как предмет ведения Российской Федерации, высказала следующее обобщающее суждение: «Между тем эффективное функционирование единой системы невозможно без решения проблем, связанных с «перегруженностью федерального центра различными управленческими функциями; наличием громоздкого управленческого аппарата на всех уровнях власти; вмешательством федерального центра в компетенцию органов государственной власти субъектов Федерации»; отсутствие законодательно закрепленной взаимной ответственности (в законодательстве установлена ответственность субъекта Федерации) за неисполнение обязанностей также не способствует созданию и функционированию единой системы. Существование подобных проблем не может не сказаться на эффективности государственного управления в целом, предопределяет необходимость дальнейшего поиска оптимальных форм проведения административной реформы. Все это обусловливает необходимость принятия федерального закона либо нескольких федеральных законов, устанавливающих принципы организации исполнительной власти и критерии определения каждого вида органа исполнительной власти, определяющих назначение, цели и задачи, функции отдельных видов органов исполнительной власти»2.

Авторы единомышленники (М.А. Лапина, и Д.В. Карпухин), осуществив научно-методологический анализ проблемных аспектов систематизации функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, сформулировали несколько обобщающих выводов:

«1. В теории управления сущность «функция» — это указание на то, в какой области и что делает субъект управления — орган, его подразделения, служащие системы государственной службы. Вторым главным параметром управления является категория «полномочия субъекта управления» — указатель

того, каким образом и средствами, закрепленными законодательно, достигает субъект управления реализации своих функций.

2. В законодательной практике до настоящего времени отсутствуют четко сформировавшиеся категории «функция управления» и «полномочие управления».

3. Следствием обозначенной методологической проблемы является подмена понятия «функция» понятием «полномочие» в действующих нормативных правовых актах, определяющих правовой статус федеральных органов исполнительной власти; идентичная буквальная трактовка содержания понятий «функция» и «полномочие» — в нормативно-правовых актах.

4. Ключ к решению указанных проблем лежит в совершенствовании методологии классификации функций и полномочий государственного управления органов государственной исполнительной власти. Наиболее оптимальной представляется методология, которая рассматривает главные функции управленческих органов как виды воздействий на объекты управления. Они расчленяются на подфункции, действия и операции с разной степенью властности.

5. Данный подход был использован при разработке классификаций функций и полномочий органов государственной исполнительной власти на основе методов сегментации и типологизации»3.

К.М. Конджакулян удалось обнаружить существенные признаки исполнительной власти: «легальность — определяется функционированием исполнительной власти в рамках Конституции и законов; легитимность — выражается в соблюдении предусмотренного законодательством порядка формирования органов исполнительной власти; независимость — отсутствие подчиненности, при этом изначально независимость данной ветви власти ограничена законодательными рамками; самостоятельность — обосновывается тем, что никакие другие органы государственной власти не вправе принимать на себя функции исполнительной власти и вторгаться в ком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2981.

2 Степанова А.А. Вопросы организации исполнительной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 2.

3 Лапина М.А., Карпухин Д.В. Научно-методологический анализ проблемных аспектов систематизации функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2016. № 4. С. 316—329.

петенцию органов исполнительной власти; универсальность — заключается в непрерывности функционирования исполнительной власти на всей территории государства; принуждения — возможность использования принуждения по обеспечению и реализации основ конституционного строя; системность — функционирование исполнительной власти в виде системы органов государственной власти, а также совокупность государственных должностных лиц; подзаконность — разработка органами исполнительной власти нормативно-правовых актов в целях реализации законов, носящих как материальный, так и процессуальный характер; предметность — заключается в том, что нормативно-правовой акт органов исполнительной власти регулирует узкий круг правоотношений»4.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно системы государственных органов исполнительной ветви власти предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации5.

В первую очередь обращаем внимание на Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г.6. В ст. 10 Конституции РФ закреплено следующее принципиально важное положение: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Систему государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, организация и деятельность которого урегулированы в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному конституционному закону Российской Федерации7. Речь идет о Федеральном конституционном законе РФ от 14 мая 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»8. В ст. 1 Федерального конституционного закона РФ от 14 мая 1997 г. закреплено следующее положение: «Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации».

Сама же система государственных органов исполнительной ветви власти закрепляется в подзаконном нормативном правовом акте. Таковым, как правило, является указ Президента РФ. Ныне в Российской Федерация система государственных органов исполнительной ветви власти закреплена в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Анализ положений Указа Президента РФ от 15 мая 2018 г. позволяет выделить три группы государственных органов исполнительной ветви власти:

1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

2) федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

3) федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

В первую группу включены федеральные министерства: Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации (всего пять федеральных министерств).

4 Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной ветви власти и ее место в системе разделения властей // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 2—4.

5 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25 декабря 1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).

6 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98—102.

7 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30; Он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.

8 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; …; 2017. № 1 (ч. I). Ст. 3.

Во вторую группу включены иные федеральные министерства: Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока; Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа; Министерство сельского хозяйства Россий-

Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / ; под ред. И.А. Климова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 431 с.

Оперативно-

розыскная

деятельность J

УЧЕБНИК ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ т

Изложены базовые положения оперативно-разыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации. Приведены материалы, касающиеся оперативно-разыскной тактики, агентурного метода ОРД, финансового обеспечения, тактических особенностей деятельности различных субъектов ОРД по выявлению конкретных преступлений и других вопросов, составляющих государственную тайну.

В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с последующими изм. и доп.).

Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений системы правоохранительных органов РФ.

ской Федерации; Министерство спорта Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство энергетики Российской Федерации (всего 16 министерств).

Отдельные федеральные министерства состоят из федеральных служб. Представляется обоснованным критика названий тех федеральных служб, в названии которых использован термин «надзор» (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и др.), ибо таковой в Российской Федерации должна осуществлять исключительно прокуратура9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется государственными органами, организация и деятельность которых, как правило, регулируется подзаконными нормативными правовыми актами.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется государственными органами, представляющими взаимосвязанную систему.

Во-вторых, система государственных органов, осуществляющих исполнительную власть в Российской Федерации, устанавливается подзаконным нормативным правовым актом.

В-третьих, ныне функционирующая система государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации закреплена в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

9 Галузо В.Н. Правовое регулирование деятельности прокурора в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 4. С. 36, 37; Онже: Проблема институционализации власти прокурора в Российской Федерации // Закон и право. 2009. № 11. С. 21—23; Онже: Институт власти прокурора в России // Государство и право. 2011. № 2. С. 81—85; Онже: От надзора представителей «должности прокурора» в Российской Империи к многофункциональной деятельности прокуратуры в Российской Федерации // Закон и право. 2011. № 10. С. 43, 44.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *