«Комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. n 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (постатейный) (Кузьмин В.А.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ
И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Принят
Государственной Думой
21 июня 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ,
от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 07.03.2005 N 15-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 25.10.2001 N 14-П)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Государство предъявляет особые требования к содержанию под стражей лиц, которые подозреваются либо обвиняются в совершении преступлений. Правовые основы таких действий установлены Федеральным законом N 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. (далее — ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). Основными задачами настоящего Федерального закона являются порядок и условия содержания тех, кому еще не вступил в законную силу приговор суда. Основной базой Закона служит Конституция РФ.
Поскольку права и свободы человека и гражданина в России определены согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции РФ), при разработке настоящего Федерального закона учитывалась Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/111 от 14 декабря 1990 г. В ней определены основные принципы обращения с заключенными:
все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей;
не допускается никакой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или по другому признаку;
желательно также уважать религиозные убеждения и культурные традиции той группы, к которой принадлежат заключенные, во всех случаях, когда этого требуют местные условия;
тюрьмы несут ответственность за содержание заключенных и защиту общества от правонарушений в соответствии с другими социальными целями какого-либо государства и его основополагающими обязанностями по содействию благосостоянию и развитию всех членов общества;
за исключением тех ограничений, необходимость которых явно обусловлена фактом заключения в тюрьму, все заключенные пользуются правами человека и фундаментальными свободами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативном протоколе к нему, а также такими другими правами, которые изложены в других пактах Организации Объединенных Наций;
все заключенные имеют право участвовать в культурной и образовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности;
следует прилагать и поощрять усилия по отмене одиночного содержания в качестве наказания или по ограничению его применения;
необходимо создавать условия, дающие заключенным возможность заниматься полезным вознаграждаемым трудом, что облегчит их реинтеграцию (воспоминание или восстановление того или иного опыта или события полностью с помощью переживания одного из его аспектов) на рынке рабочей силы их стран и позволит им оказывать финансовую помощь своим семьям и самим себе;
заключенные пользуются медицинским обслуживанием, имеющимся в данной стране, без дискриминации в связи с их юридическим положением;
с участием и при содействии общественности и социальных институтов и с должным учетом интересов потерпевших создаются благоприятные условия для реинтеграции бывших заключенных в общество в наиболее благоприятных условиях;
изложенные выше принципы применяются беспристрастно.
2. Статья 22 Конституции РФ гарантирует, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. При этом отметим, что положения Конституции РФ (ст. 22) и ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
В контексте предмета правового регулирования комментируемого Закона обратим внимание, что ст. 10 УПК РФ закрепляет, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований. Арест гражданина, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель, согласно ч. 2 ст. 10 УПК РФ, обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом.
В связи с этим важный момент зафиксирован в ч. 3 ст. 10 УПК РФ. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
Кроме того, условия содержания подозреваемых и обвиняемых регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом и положениями об изоляторах временного содержания и следственных изоляторах. Согласно этим подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом, постельными принадлежностями, постельным бельем, столовой посудой на время приема пищи.
Статья 2. Основные понятия
Комментарий к статье 2
1. Согласно уголовно-процессуальным нормам (ст. 46 УПК РФ) подозреваемым признается лицо, в отношении которого в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления возбуждено уголовное дело, либо которое задержано в соответствии с законом, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (ст. 91, 92, 100, 108 УПК РФ).
Подозреваемый является участником уголовного судопроизводства только на стадии предварительного расследования. В отношении его должно быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела либо об избрании меры пресечения до объявления обвинения, составлен протокол задержания.
Существуют конкретные сроки процессуального статуса подозреваемого. В случае задержания лицо может пробыть в этом качестве не более чем 48 часов, при избрании меры пресечения до объявления обвинения — не свыше 10 суток, в случае возбуждения уголовного дела — до предъявления обвинения. В том случае, когда расследование проводится в форме дознания, лицо является подозреваемым до составления обвинительного акта.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (за исключением случаев, когда место нахождения подозреваемого не установлено) и фактического его задержания.
В ряде случаев следователь обязан информировать близких родственников или родственников о задержании подозреваемого (ч. 3 ст. 46 УПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 11 и ч. 4 ст. 46 УПК РФ подозреваемому должны быть разъяснены его права. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Разъяснение подозреваемому является гарантией реального обеспечения прав личности, а также соблюдения законности.
2. При наличии достаточных доказательств против конкретного лица выдвигается обвинение и составляются необходимые процессуальные документы (ст. 171 УПК РФ). Таким образом, обвиняемым является лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого либо составлен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ). С этого момента у обвиняемого появляется статус участника уголовного процесса. В этой связи прокурор, следователь и суд имеют право на применение к нему мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. Они зависят от стадий уголовного процесса и судебного разбирательства. В отличие от подозреваемого обвиняемый может находиться под стражей длительное время: на предварительном следствии — до двух с половиной лет, а после поступления дела в суд — до разрешения дела (вынесения приговора или прекращения дела).
Согласно Конституции РФ обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется. Объем, содержание и характер обвинения дают ему возможность выработать линию поведения, избрать и способы, и средства защиты. Ч. 3 ст. 47 УПК РФ представляет обвиняемому необходимое время для подготовки к защите. В соответствии с ч. 1 ст. 172 УПК РФ в течение трех суток лицу, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, должно быть предъявлено обвинение. Такой же срок дается для извещения обвиняемого при изменении обвинения.
В соответствии с уголовно-процессуальным законом показания обвиняемого имеют юридическую силу и признаются допустимыми доказательствами, если они получены законным путем. Сам обвиняемый также может представлять доказательства.
Согласно праву на защиту администрация того места, где содержится обвиняемый под стражей, должна обеспечить возможность по окончании предварительного следствия знакомиться со всеми материалами уголовного дела. В том случае, если такая возможность не была предоставлена, это является существенным нарушением УПК РФ и влечет за собой отмену приговора.
С момента вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания обвиняемый становится подсудимым, а после момента подписания обвинительного приговора подсудимый становится осужденным.
Статья 3. Цели содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
Комментарий к статье 3
Необходимо отметить, что ни в одной из статей действующего УПК РФ прямо не указаны цели, которые преследуются при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. Такое указание существовало в Положении о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 29. Ст. 426).
Этот документ определял следующие цели для задержания: выяснение причастности задержанного к преступлению и разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. В настоящее время вышеуказанное Положение не имеет юридической силы, но указанные в нем цели задержания соответствуют истинному назначению данной меры принуждения.
Также в нашей стране придерживаются и международных целей задержания, которые указаны в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принцип 36, п. 2). Этот документ утвержден Резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.
Задержание — это неотложная мера принуждения, и поэтому законом четко регламентированы условия, основания и мотивы задержания, также сроки его применения. Такие гарантии исключают с помощью задержания достижение той или иной цели, при помощи этого процессуальной меры воздействия.
Закон гласит, что может быть задержано лицо, если оно подозревается в преступлении, за которое возможно назначение наказания в виде лишения свободы. В ч. 1 ст. 91 УПК РФ изложены основания, по которым может быть проведено задержание:
когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
когда потерпевшие или очевидцы прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Подобные процессуальные действия необходимы для достижения следующих целей — выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Они могут быть применены в тех случаях, когда причастность подозреваемого к совершению преступления очевидна, в т.ч. при совершении преступления или непосредственно после его совершения либо когда потерпевшие или очевидцы укажут на человека, совершившего преступление.
В законе цели отделены от мотивов. В ч. 2 ст. 91 УПК РФ указана мотивировка, при наличии которой появляется основание подозревать лицо в совершении преступления и оно может быть задержано. Мотивами задержания могут быть следующие факты:
подозреваемый пытается скрыться;
подозреваемый не имеет постоянного места жительства;
не установлена личность подозреваемого;
а также в том случае, когда прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Такие действия предпринимаются при наличии соответствующих оснований в том, что, оставаясь на свободе, подозреваемый скроется от следствия или суда, воспрепятствует установлению истины, будет заниматься преступной деятельностью.
О целях применения меры пресечения в виде заключения под стражу можно сделать вывод из тех оснований, которые установлены УПК РФ (ст. 97) для применения мер пресечения: наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия, суда, или может продолжить преступную деятельность, или может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Предотвращение перечисленных нежелательных последствий или хотя бы одного из них либо обеспечение исполнения приговора по существу и являются целями, для достижения которых применяется содержание обвиняемого под стражей. Заключение под стражу применяется лишь в тех случаях, когда достижение цели с помощью других мер пресечения маловероятно или невозможно.
Статья 4. Принципы содержания под стражей
Комментарий к статье 4
1. Принципом вообще признано считать основополагающие идеи, исходное начало. В комментируемом Федеральном законе принципы содержания под стражей являются не декларативными, а основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых. Четкое исполнение принципов оказывает воздействие на практику мест содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.
Основные принципы содержания под стражей устанавливает Конституция РФ. Она провозглашает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны (ст. 4 Конституции РФ). Основной документ страны провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны

Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ
И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Принят
Государственной Думой
21 июня 1995 года

  • Глава I. Общие положения
  • Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Основные понятия
  • Статья 3. Цели содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Статья 4. Принципы содержания под стражей
  • Статья 5. Основания содержания под стражей
  • Статья 6. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых
  • Статья 7. Места содержания под стражей
  • Статья 8. Следственные изоляторы
  • Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности
  • Статья 10. Использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
  • Статья 11. Использование гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
  • Статья 12. Сотрудники мест содержания под стражей
  • Статья 13. Основания перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания
  • Статья 14. Сроки содержания под стражей
  • Статья 15. Режим в местах содержания под стражей
  • Статья 16. Внутренний распорядок в местах содержания под стражей
  • Глава II. Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение
  • Статья 17. Права подозреваемых и обвиняемых
  • Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами
  • Статья 18.1. Проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии с подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей
  • Статья 19. Право на личную безопасность
  • Статья 20. Переписка
  • Статья 21. Направление предложений, заявлений и жалоб
  • Статья 22. Питание, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости
  • Статья 23. Материально-бытовое обеспечение
  • Статья 24. Медико-санитарное обеспечение
  • Статья 25. Получение посылок, передач и денежных переводов
  • Статья 26. Дополнительные платные услуги
  • Статья 27. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду
  • Статья 28. Обеспечение участия подозреваемых и обвиняемых в следственных действиях и судебных заседаниях
  • Статья 29. Участие подозреваемых и обвиняемых в гражданско-правовых сделках
  • Статья 30. Особенности содержания под стражей женщин
  • Статья 31. Особенности содержания под стражей несовершеннолетних
  • Глава III. Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей
  • Статья 32. Основные требования обеспечения изоляции
  • Статья 33. Раздельное размещение в камерах
  • Статья 34. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними
  • Статья 35. Обеспечение режимных требований на прилегающих к местам содержания под стражей территориях
  • Статья 36. Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых
  • Статья 37. Меры поощрения и порядок их применения
  • Статья 38. Меры взыскания
  • Статья 39. Порядок применения мер взыскания
  • Статья 40. Содержание в карцере
  • Статья 41. Материальная ответственность подозреваемых и обвиняемых
  • Статья 42. Меры, принимаемые при отказе от приема пищи
  • Статья 43. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей
  • Статья 44 — 47. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.12.2016 N 503-ФЗ.
  • Статья 48. Режим особых условий в местах содержания под стражей
  • Глава IV. Заключительные положения
  • Статья 49. Основания освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи
  • Статья 50. Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи
  • Статья 51. Прокурорский надзор
  • Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 53. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

15 июля 1995 года N 103-ФЗ

style=»text-align: center»>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ style=»text-align: center»>О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ
И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Принят Государственной Думой 21 июня 1995 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия

Статья 3. Цели содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Статья 4. Принципы содержания под стражей

Статья 5. Основания содержания под стражей

Статья 6. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых

Статья 7. Места содержания под стражей

Статья 8. Следственные изоляторы

Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности

Статья 10. Использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Статья 11. Использование гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Статья 12. Сотрудники мест содержания под стражей

Статья 13. Основания перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания

Статья 14. Сроки содержания под стражей

Статья 15. Режим в местах содержания под стражей

Статья 16. Внутренний распорядок в местах содержания под стражей

Глава II. Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение

Статья 17. Права подозреваемых и обвиняемых

Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами

Статья 18.1. Проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии с подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей

Статья 19. Право на личную безопасность

Статья 20. Переписка

Статья 21. Направление предложений, заявлений и жалоб

Статья 22. Питание, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости

Статья 23. Материально-бытовое обеспечение

Статья 24. Медико-санитарное обеспечение

Статья 25. Получение посылок, передач и денежных переводов

Статья 26. Дополнительные платные услуги

Статья 27. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду

Статья 28. Обеспечение участия подозреваемых и обвиняемых в следственных действиях и судебных заседаниях

Статья 29. Участие подозреваемых и обвиняемых в гражданско-правовых сделках

Статья 30. Особенности содержания под стражей женщин

Статья 31. Особенности содержания под стражей несовершеннолетних

Глава III. Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей

Статья 32. Основные требования обеспечения изоляции

Статья 33. Раздельное размещение в камерах

Статья 34. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними

Статья 35. Обеспечение режимных требований на прилегающих к местам содержания под стражей территориях

Статья 36. Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых

Статья 37. Меры поощрения и порядок их применения

Статья 38. Меры взыскания

Статья 39. Порядок применения мер взыскания

Статья 40. Содержание в карцере

Статья 41. Материальная ответственность подозреваемых и обвиняемых

Статья 42. Меры, принимаемые при отказе от приема пищи

Статья 43. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей

Статьи 44 — 47. Утратили силу

Статья 48. Режим особых условий в местах содержания под стражей

Глава IV. Заключительные положения

Статья 49. Основания освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи

Статья 50. Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи

Статья 51. Прокурорский надзор

Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 53. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

>Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 N 103-ФЗ ст 18 (ред. от 26.07.2019)

Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами

Подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается. Если в качестве защитника участвует иное лицо, то свидание с ним предоставляется по предъявлении соответствующего определения или постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность. Защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. На территорию места содержания под стражей защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей.

Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать. В случае попытки передачи защитником подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.

Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.

Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.

Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, предоставляются свидания с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека. Свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой воспрепятствование производству по уголовному делу. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников. Представителям подозреваемых и обвиняемых в Европейском Суде по правам человека и лицам, оказывающим им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека, запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. В случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с нотариусом в целях, указанных в пункте 3.1 части четвертой статьи 46 и пункте 9.1 части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Свидания предоставляются без ограничения их числа и продолжительности в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть участников свидания, но не слышать их. Свидания предоставляются по предъявлении нотариусом документов, подтверждающих его полномочия и удостоверяющих его личность. Нотариусу разрешается проносить на территорию места содержания под стражей только те предметы и документы, которые необходимы ему для удостоверения доверенности, в том числе технические средства (устройства), предназначенные для печати документов и снятия копий с документов.

Комментарий к федеральному закону от 15.07.1995 n 103-фз

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

«О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 15 марта 2009 года

Научные редакторы:

А.С. МИХЛИН и В.И. СЕЛИВЕРСТОВ

АВТОРЫ:

Агамов Г.Д. — ст. ст. 43 — 47, 49 — 51;

Алексеев В.И. — канд. юрид. наук, ст. науч. сотрудник — ст. ст. 12, 23 — 26, 34, 35, 42 (в соавторстве с А.В. Бриллиантовым);

Бриллиантов А.В. — докт. юрид. наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. ст. 12, 23 — 26, 34, 35, 42 (в соавторстве с В.И. Алексеевым);

Гуляев А.П. — докт. юрид. наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации — ст. ст. 2, 3, 5, 13, 14, 28, 29;

Казакова В.А., докт. юрид. наук, доцент — алфавитно-предметный указатель (не приводится);

┌───────────┐

│Михлин А.С.│ — докт. юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ —

└───────────┘ ст. ст. 1, 30 — 33, 37 — 41, 53;

Пономарев П.Г. — докт. юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации — ст. ст. 7 — 11, 27, 52;

Селиверстов В.И. — докт. юрид. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации — ст. ст. 4, 6, 15 — 22, 36.

Комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» посвящен толкованию основных положений реализации такой меры государственного принуждения, какой является содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей. Он содержит разъяснения общих положений и принципов содержания под стражей, организационно-правовых вопросов деятельности мест содержания под стражей, режима и внутреннего распорядка в них. Большое внимание в комментарии уделено разъяснению правового статуса подозреваемых и обвиняемых, а также гарантиям его обеспечения.

Ко многим статьям проанализированы международные стандарты обращения с заключенными под стражу. В приложении приведены образцы актов прокурорского надзора. Это расширяет востребованность данного издания, которое будет полезно как лицам, занимающимся вопросами обеспечения и защиты прав содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых на профессиональной основе (сотрудникам уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, следователям, адвокатам, правозащитникам, работникам дознания и прокуратуры), так и изучающим эту непростую область правоохранительной деятельности (студентам, аспирантам). Необходимые для себя сведения найдут в данной книге лица, заключенные под стражу, и их родственники.

В комментарии использованы законодательные акты по состоянию на 15 марта 2009 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вниманию читателей предлагается комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», впервые изданный в рамках серии «Библиотека Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». Он подготовлен авторским коллективом высококвалифицированных юристов, специализирующихся в областях уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и работающих в Аппарате или Экспертном совете Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Необходимость издания комментария обусловливается правозащитной практикой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный), который получает обращения подозреваемых и обвиняемых о нарушении их прав во время содержания под стражей. Особенностью правового статуса российского омбудсмена является то, что он не только констатирует нарушения прав человека, но принимает меры по восстановлению нарушенных прав граждан, в том числе и в местах принудительного содержания.

Однако наиболее важной стороной деятельности Уполномоченного является предупреждение нарушений прав человека, так как лучше предостеречь, а иногда и пресечь индивидуальные и массовые нарушения прав, чем затем предпринимать длительные и дорогостоящие меры по их восстановлению.

Настоящее издание комментария следует рассматривать в качестве необходимого элемента предупредительной практики Уполномоченного. Дело в том, что анализ поступающих обращений подозреваемых и обвиняемых и их родственников, сотрудников персонала, а также непосредственное ознакомление с положением дел в изоляторах временного содержания (ИВС) и следственных изоляторах (СИЗО) выявили слабое знание персоналом норм национального законодательства, не говоря уже о международных нормах и принципах обращения с содержащимися под стражей. В библиотеках СИЗО и в ИВС нет текстов Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (Женева, 1955 г.), Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка и т.д. Тем самым нарушается право подозреваемого или обвиняемого на получение информации о порядке и условиях содержания под стражей, о своих правах и обязанностях, базирующееся на международных стандартах и положениях Конституции Российской Федерации.

В целях обеспечения права находящихся под стражей на получение информации о своих правах и обязанностях, а также правового просвещения персонала мест лишения свободы Уполномоченным были подготовлены и изданы: Памятка для сотрудников исправительных учреждений, Памятка для подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. В серии «Библиотека Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» издан сборник нормативных правовых актов и официальных документов «Защита права человека в местах лишения свободы» (М.: Юриспруденция, 2003), Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (М.: Юриспруденция, 2003), которые направлены в следственные изоляторы и колонии. Настоящее издание комментария — очередной шаг по разъяснению положений действующего законодательства, норм международного права, определяющих правила обращения с лицами, содержащимися под стражей. К статьям Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» даются выдержки из международных конвенций, пактов, договоров, документов ООН и Совета Европы.

Публикуемый научно-практический комментарий должен оказать необходимую помощь в уяснении практическими работниками, адвокатами, правозащитниками, самими содержащимися под стражей международных стандартов обращения с заключенными и требований законодательства России, что будет способствовать сокращению нарушений прав человека в процессе содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Уполномоченный по правам человека

в Российской Федерации

доктор исторических наук, профессор,

В.П.Лукин

ВВЕДЕНИЕ

В 1995 г. был принят Федеральный закон «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений». За прошедшие годы он в целом показал свою эффективность, поскольку, будучи направленным на достижение задач уголовного правосудия, одновременно закрепил прогрессивные идеи обеспечения прав человека при реализации государственного принуждения, каковым является содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» пришел на смену ранее действовавшим общесоюзным Положению о предварительном заключении под стражу (Закон СССР от 11.07.1969) и Положению о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.07.1976). Он существенно отличается от них как по объему, так и по содержанию правового регулирования общественных отношений в сфере обращения с подозреваемыми и обвиняемыми под стражей.

Так, в своем большинстве нормы Федерального закона учитывают положения межгосударственных актов об обращении с заключенными, что имеет важное значение для соблюдения стандартов ООН и Совета Европы в подзаконном нормативном регулировании и правоприменительной практике мест содержания под стражей.

Детально регламентированы общие положения, принципы и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Многие из общих положений и принципов имеют конституционный характер и корреспондируют с соответствующими статьями Конституции Российской Федерации. Это касается равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции Российской Федерации), уважения человеческого достоинства, неприменения пыток, насилия, другого жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 21), соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 15). Конституционным является право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), а также право на судебную защиту и на обжалование действий должностных лиц в суд (ст. 46).

В комментируемом Федеральном законе закреплены виды мест содержания под стражей, регламентирована компетенция нормативных актов — Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» был принят после введения в действие Конституции Российской Федерации, которая провозгласила приоритет человека и гражданина. Поэтому целая глава посвящена правам подозреваемых и обвиняемых и их обеспечению. Некоторые из этих прав закреплены впервые, другие существенно расширены по сравнению с ранее действовавшим Положением о предварительном заключении под стражу. Отменены ограничения в переписке, в приобретении по безналичному расчету продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, расширено право на свидания с родственниками и иными лицами, на получение посылок, передач. Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ предоставлено право на телефонные переговоры.

Важное значение имеет существенное увеличение (с 2,5 до 4 кв. м) нормы санитарной площади в камере на одного человека. И хотя по объективным причинам эту норму до сих пор не удалось реализовать в полном объеме, она имеет существенное значение, так как обязывает Россию принимать соответствующие меры по сокращению применения ареста в качестве меры пресечения, строительству и реконструкции следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

Детально регламентированы меры по обеспечению изоляции и предотвращению правонарушений в местах содержания под стражей. Эти меры, с одной стороны, позволяют решать задачи, стоящие перед сотрудниками мест содержания под стражей, а с другой — четко регламентируют обязанности и охраняют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых.

При подготовке комментария авторский коллектив учел изменения, внесенные в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в 2001 — 2008 гг., другие законодательные акты, а также положения Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По каждой статье проанализированы международные стандарты обращения с заключенными под стражу. В приложении приведены образцы процессуальных документов. Это расширяет востребованность данного издания, которое будет полезно как лицам, занимающимся вопросами обеспечения и защиты прав содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых на профессиональной основе (сотрудникам уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, следователям, адвокатам, правозащитникам, работникам дознания и прокуратуры), так и изучающим эту непростую область правоохранительной деятельности (студентам, аспирантам). Необходимые для себя сведения найдут в данной книге лица, заключенные под стражу, и их родственники.

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор юридических наук, профессор

А.С.Михлин

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор юридических наук, профессор

В.И.Селиверстов

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

УК РФ — Уголовный кодекс РФ

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс РФ

УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс РФ

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации

КоАП РФ — Кодекс РФ об административных правонарушениях

ГК РФ — Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс РФ

ИУ — исправительное учреждение

ИК — исправительная колония

ВК — воспитательная колония

ИВС — изолятор временного содержания

СИЗО — следственный изолятор

15 июля 1995 года N 103-ФЗ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *