СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 1981 г. N 1145

О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ СОВМЕЩЕНИЯ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)

(в ред. Постановлений Совмина СССР от 19.02.87 N 222,

от 01.12.87 N 1367, от 05.02.88 N 153,

от 31.05.88 N 689, от 17.08.89 N 657)

(с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ

от 25.03.2003 N КАС 03-90, решением Верховного Суда РФ

от 20.10.2003 N ГКПИ 03-1072)

В целях усиления заинтересованности работников в ускорении роста производительности труда и выполнении установленного объема работ с меньшей численностью персонала, а также в связи с изданием Свода законов СССР Совет Министров СССР постановляет:

1. Руководители предприятий, учреждений и организаций имеют право разрешать по согласованию с комитетами профсоюзов рабочим, инженерно — техническим работникам и другим специалистам, служащим и младшему обслуживающему персоналу совмещение профессий (должностей), а также выполнение обязанностей временно отсутствующих работников в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Постановлением.

2. Установить, что совмещение профессий (должностей), то есть выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы допускаются на одном и том же предприятии, в учреждении, организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.

3. Совмещение профессий (должностей) разрешается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно — технические работники, служащие и другие). Совмещение профессий (должностей) работниками, относящимися к разным категориям персонала в производственных отраслях народного хозяйства, а также совмещение профессий (должностей) во всех случаях в непроизводственных отраслях народного хозяйства допускаются по перечням профессий и должностей, утверждаемым Советами Министров союзных республик (или в устанавливаемом ими порядке) и министерствами и ведомствами СССР по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

(в ред. Постановления Совмина СССР от 19.02.87 N 222)

4. Соглашение о совмещении профессий (должностей) может заключаться на определенный срок или без указания срока.

5. Установить, что порядок и условия совмещения профессий (должностей), предусмотренные пунктами 1 — 4 настоящего Постановления, применяются также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ.

6. При выполнении работ с меньшей численностью персонала устанавливаются доплаты в следующих размерах:

Подпункт «а» пункта 6 утратил силу в части предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. — Постановление Совмина СССР от 01.12.87 N 1367.

а) за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ:

рабочим и младшему обслуживающему персоналу в производственных отраслях народного хозяйства, а также рабочим, занятым на погрузочно — разгрузочных работах во всех отраслях народного хозяйства, — до 50 процентов тарифной ставки (оклада) по основной работе;

инженерно — техническим работникам и другим специалистам, а также служащим производственных отраслей и всем категориям работников непроизводственных отраслей народного хозяйства (за исключением работников, занимающих должности, указанные в пункте 15 настоящего Постановления) — до 30 процентов тарифной ставки (оклада) по основной работе;

Абзац 3 подпункта «а» и подпункт «б» пункта 6 утратили силу в части работников жилищно — коммунальных объединений, предприятий и организаций (непроизводственных подотраслей). — Постановление Совмина СССР от 05.02.88 N 153.

Абзац 3 подпункта «а» пункта 6 утратил силу в части предельного размера доплат среднему и младшему медицинскому персоналу, а также рабочим учреждений здравоохранения и социального обеспечения. — Постановление Совмина СССР от 31.05.88 N 689.

Абзац 3 подпункта «а» пункта 6 утратил силу в части воспитателей, обслуживающего персонала, среднего медицинского персонала и рабочих домов ребенка, детских домов и школ — интернатов для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — Постановление Совмина СССР от 17.08.89 N 657.

б) за выполнение рабочими — повременщиками и младшим обслуживающим персоналом наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников из числа этих же категорий персонала (в случае болезни, отпуска, командировки и по другим причинам) — до 50 процентов тарифной ставки (оклада) по основной работе. В исключительных случаях доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников могут производиться и другим категориям работников, перечни которых утверждаются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС по представлению заинтересованных министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик.

7. Конкретные размеры доплат в пределах, предусмотренных пунктом 6 настоящего Постановления, устанавливаются руководителями предприятий, учреждений и организаций по согласованию с комитетами профсоюзов каждому работнику дифференцировано в зависимости от сложности, характера, объема выполняемых работ, степени использования рабочего времени.

8. Установленные для отдельных категорий работников ранее принятыми решениями Правительства СССР более высокие размеры доплат за совмещение профессий (должностей), а также иные условия и порядок применения доплат за выполнение этих работ сохраняются.

Пункт 9 утратил силу в части предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. — Постановление Совмина СССР от 01.12.87 N 1367.

9. На установление доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ может быть использована вся экономия фонда заработной платы, полученная от высвобождения численности работников по сравнению с межотраслевыми и отраслевыми нормативами численности, штатами, утвержденными на основании типовых штатов, нормами обслуживания, нормами выработки (времени), а также нормативами (штатными нормативами) и нормами трудовых затрат, утвержденными вышестоящей организацией, а на вновь вводимых в действие предприятиях, объектах и в цехах — вся экономия фонда заработной платы, полученная в результате выполнения работ с меньшей численностью персонала по сравнению с проектной (с учетом нормативных сроков освоения мощностей).

В тех случаях, когда разработка типовых штатов с учетом отраслевых особенностей нецелесообразна, источником для установления доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ может служить экономия фонда заработной платы, полученная от высвобождения численности работников против штатного расписания, утвержденного вышестоящей организацией.

На предприятиях и в организациях производственных отраслей народного хозяйства при высвобождении численности работников по сравнению с нормативами, напряженность которых ниже межотраслевых или отраслевых, а также по сравнению с фактической численностью работников на тех работах, где нормативы еще не установлены, на доплаты может направляться до 70 процентов экономии фонда заработной платы.

Экономия фонда заработной платы, полученная в цехах и на участках, в отделах и службах в результате высвобождения численности работников, может использоваться на установление доплат, независимо от расходования фонда заработной платы по предприятию, учреждению или организации в целом.

10. На установление доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников может быть использовано не более 50 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, независимо от числа лиц, между которыми распределяются эти доплаты.

11. Доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников производятся работникам, занятым в производственных отраслях народного хозяйства, а также в торговле и общественном питании, материально — техническом снабжении, сбыте и заготовках, жилищно — коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения и некоторых других непроизводственных отраслях народного хозяйства, где они установлены отдельными решениями Правительства СССР, при условии, если на основную и дополнительную работы установлены межотраслевые, отраслевые и другие технически обоснованные нормы трудовых затрат (нормированные задания, нормы обслуживания, нормы времени, нормативы численности, штатные нормативы) или если эти работы выполняются по должностям, предусмотренным в штатах, утвержденных на основании типовых штатов.

12. Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение установленного объема работ могут быть уменьшены или полностью отменены при пересмотре норм в установленном порядке, а также при ухудшении качества работы. Об уменьшении или отмене доплат работник должен быть письменно предупрежден не позднее чем за месяц.

Если указанные мероприятия осуществляются на основе предложений работников, получающих доплаты, то эти доплаты сохраняются в течение 6 месяцев после введения новых нормативов трудовых затрат.

Доплаты за совмещение профессий (должностей) не устанавливаются в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью против действующих норм трудовых затрат по основной работе.

13. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик:

усилить работу по улучшению использования резервов роста производительности труда на подведомственных предприятиях и в организациях за счет более широкого и эффективного применения прогрессивных форм организации труда с меньшей численностью персонала и добиться на этой основе существенной экономии трудовых затрат;

обеспечить стабильность нормативов или плановых фондов заработной платы, устанавливаемых предприятиям и организациям в пятилетних планах (с распределением по годам).

14. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам осуществлять систематический контроль за качеством утверждаемых министерствами и ведомствами норм и нормативов трудовых затрат, а также за проведением работ по широкому распространению опыта выполнения плана с меньшей численностью персонала.

15. Настоящее Постановление не распространяется:

Подпункт «а» пункта 15 в части слов: «…главных специалистов…» признан недействующим со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 20.10.2003 N ГКПИ 03-1072.

Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании не соответствующим федеральному законодательству подпункта «а» пункта 15 в части, запрещающей совмещать профессии (должности) руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям, см. решение Верховного Суда РФ от 21.01.2003 N ГКПИ 02-1359.

Определением Верховного Суда РФ от 25.03.2003 N КАС 03-90 решение Верховного Суда РФ от 21.01.2003 N ГКПИ 02-1359 отменено и вынесено новое решение, которым подпункт «а» пункта 15 в части слов: «руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей» признан не действующим со дня вынесения определения.

а) на руководителей предприятий, учреждений и организаций, их заместителей и помощников; главных специалистов; руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей;

б) на научных, инженерно — технических работников и других специалистов и служащих научно — исследовательских учреждений, за исключением инженерно — технических работников и других специалистов и служащих, занятых в опытных (экспериментальных) производствах, цехах, мастерских, на участках и установках, в геологических, изыскательских, поисково — разведочных экспедициях и партиях указанных учреждений;

в) на инженерно — технических работников и других специалистов и служащих органов государственного и хозяйственного управления.

16. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам, Министерству финансов СССР и ЦСУ СССР докладывать ежегодно Совету Министров СССР о ходе реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением, и их эффективности.

17. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам разработать совместно с Министерством финансов СССР и ВЦСПС и утвердить инструкцию по применению настоящего Постановления.

18. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в решения Правительства СССР по вопросам совмещения профессий (должностей).

19. Признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому Перечню.

Председатель

Совета Министров СССР

Н.ТИХОНОВ

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

М.СМИРТЮКОВ

Утверждены

Постановлением Совета

Министров СССР

от 4 декабря 1981 г. N 1145

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В РЕШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР

ПО ВОПРОСАМ СОВМЕЩЕНИЯ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)

1. Подпункт «м» пункта 81 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731 (СП СССР, 1965, N N 19 — 20, ст. 155), изложить в следующей редакции:

«м) разрешать в установленном порядке совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема «выполняемых работ».

2. Подпункты «б» и «д» пункта 114 Положения о производственном объединении (комбинате), утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. N 212 (СП СССР, 1974, N 8, ст. 38), изложить в следующей редакции:

«б) разрешать в установленном порядке совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ»;

«д) производить в установленном порядке доплату рабочим — повременщикам и младшему обслуживающему персоналу за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников из числа этих же категорий персонала».

3. Подпункты «б» и «д» пункта 110 Положения о научно — производственном объединении, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1975 г. N 1062 (СП СССР, 1976, N 2, ст. 13), изложить в следующей редакции:

«б) разрешать в установленном порядке совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ»;

«д) производить в установленном порядке доплату рабочим — повременщикам и младшему обслуживающему персоналу за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников из числа этих же категорий персонала».

Утверждены

Постановлением Совета

Министров СССР

от 4 декабря 1981 г. N 1145

ПЕРЕЧЕНЬ

УТРАТИВШИХ СИЛУ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР ПО ВОПРОСАМ

СОВМЕЩЕНИЯ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)

1. Постановление Совета Министров СССР от 18 августа 1954 г. N 1740 «О премиальной оплате труда работников ведущих профессий инженерно — технических и руководящих работников эксплуатационных предприятий Министерства связи».

2. Подпункты «г» и «д» пункта 13 Постановления Совета Министров СССР от 11 августа 1960 г. N 896 «Об упорядочении заработной платы работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог».

3. Абзац второй пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 16 февраля 1961 г. N 150 «Об упорядочении заработной платы работников учреждений системы Госбанка СССР и Стройбанка СССР».

4. Подпункт «в» пункта 12 Постановления Совета Министров СССР от 8 июня 1961 г. N 525 «Об упорядочении заработной платы работников городского транспорта».

5. Постановление Совета Министров СССР от 27 декабря 1962 г. N 1293 «О доплатах к заработной плате грузчикам Главмосавтотранса за совмещение обязанностей агента (экспедитора)».

6. Пункт 14 Постановления Совета Министров СССР от 20 сентября 1965 г. N 708 «О введении новых условий оплаты труда творческих работников и административного персонала театров, концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов и цирков».

7. Подпункт «в» пункта 3 Постановления Совета Министров СССР от 9 августа 1966 г. N 623 «О переводе в виде опыта на новую систему планирования и экономического стимулирования отдельных предприятий Министерства гражданской авиации (СП СССР, 1966, N 17, ст. 153).

8. Подпункт «г» пункта 5 Постановления Совета Министров СССР от 20 октября 1966 г. N 834 «О введении в виде опыта нового порядка экономического стимулирования на ряде предприятий торговли и общественного питания г. г. Москвы и Ленинграда» (СП СССР, 1966, N 22, ст. 200).

9. Подпункт «в» пункта 5 Постановления Совета Министров СССР от 7 июня 1967 г. N 517 «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (СП СССР, 1967, N 14, ст. 96).

10. Абзацы третий и четвертый подпункта «б» пункта 5 Постановления Совета Министров СССР от 7 июля 1967 г. N 623 «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (СП СССР, 1967, N 16, ст. 108).

11. Подпункт «в» пункта 5 Постановления Совета Министров СССР от 7 июля 1967 г. N 624 «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (СП СССР, 1967, N 16, ст. 109).

12. Пункт 31 Постановления Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. N 641 «О дополнительном расширении прав министров СССР» (СП СССР, 1967, N 17, ст. 117).

13. Пункт 25 Постановления Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. N 642 «О передаче дополнительно на решение Советов Министров союзных республик вопросов хозяйственного и культурного строительства» (СП СССР, 1967, N 17, ст. 118).

14. Подпункт «д» пункта 25 Постановления Совета Министров СССР от 31 августа 1967 г. N 824 «О некоторых мерах по дальнейшему улучшению торговли» в части порядка и условий совмещения профессий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 Постановления Совета Министров СССР от 20 октября 1966 г. N 834.

15. Распоряжение Совета Министров СССР от 19 октября 1967 г. N 2479 в части порядка и условий совмещения профессий, предусмотренных пунктом 31 Постановления Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. N 641.

16. Распоряжение Совета Министров СССР от 12 января 1968 г. N 90 в части порядка и условий совмещения профессий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 Постановления Совета Министров СССР от 20 октября 1966 г. N 834.

17. Пункт 10 Постановления Совета Министров СССР от 8 июля 1968 г. N 520 «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно — технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (СП СССР, 1968, N 13, ст. 85).

18. Распоряжение Совета Министров СССР от 11 августа 1969 г. N 1697 в части порядка и условий совмещения профессий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 Постановления Совета Министров СССР от 20 октября 1966 г. N 834.

19. Пункт 2 Постановления Совета Министров СССР от 15 января 1970 г. N 50 «Об усилении заинтересованности рабочих в переходе на расширенную зону обслуживания оборудования электростанций и электрических и тепловых сетей».

20. Абзац второй подпункта «е» пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 апреля 1970 г. N 234 «О дальнейшем совершенствовании планирования, экономического стимулирования и управления в Главмосавтотрансе Мосгорисполкома» (СП СССР, 1970, N 7, ст. 55).

21. Подпункт «в» пункта 93 Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г. N 140 (СП СССР, 1973, N 7, ст. 32).

22. Распоряжение Совета Министров СССР от 3 июля 1973 г. N 1340 в части порядка использования экономии фонда заработной платы на установление доплат, предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

23. Пункт 12 Постановления Совета Министров СССР от 5 июля 1973 г. N 477 «О некоторых мерах по закреплению кадров на предприятиях Министерства легкой промышленности СССР» в части порядка использования экономии фонда заработной платы на установление доплат, предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

24. Абзац четвертый подпункта «б» пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 6 июля 1973 г. N 475 «О дополнительных мерах по улучшению использования грузового автомобильного транспорта» (СП СССР, 1973, N 16, ст. 88) в части порядка и условий совмещения профессий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 14 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 г. N 598.

25. Распоряжение Совета Министров СССР от 3 октября 1973 г. N 2105 в части порядка использования экономии фонда заработной платы на установление доплат, предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

26. Распоряжение Совета Министров СССР от 5 марта 1974 г. N 518 в части порядка использования экономии фонда заработной платы на установление доплат, предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. 842.

27. Пункт 2 распоряжения Совета Министров СССР от 20 апреля 1974 г. N 972.

28. Постановление Совета Министров СССР от 24 июля 1974 г. N 598 «О распространении на средний и младший медицинский персонал лечебно — профилактических и детских дошкольных учреждений г. Зеленограда условий оплаты труда, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 сентября 1973 г. N 697» в части распространения условий оплаты труда, предусмотренных пунктом 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 сентября 1973 г. N 697.

29. Пункт 1 Постановления Совета Министров СССР от 12 августа 1974 г. N 633 «О введении на предприятиях (в организациях) производственных отраслей народного хозяйства порядка материального поощрения работников за увеличение выпуска продукции с меньшей численностью занятого персонала» в части порядка использования экономии фонда заработной платы на установление доплат, предусмотренных подпунктом «а» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

30. Пункт 2 распоряжения Совета Министров СССР от 16 августа 1974 г. N 2119 в части установления доплат, предусмотренных подпунктами «а» и «г» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. 842.

31. Абзац первый распоряжения Совета Министров СССР от 26 сентября 1974 г. N 2466 в части распространения действия подпункта «в» пункта 93 Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г. N 140.

32. Пункт 2 Постановления Совета Министров СССР от 25 октября 1974 г. N 834 «Об условиях оплаты труда среднего и младшего медицинского персонала учреждений здравоохранения, расположенных в районах строительства Байкало — Амурской железнодорожной магистрали, второго пути железнодорожной линии Тайшет — Лена и железнодорожной линии Бам — Тында — Беркакит» в части распространения действия пункта 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 сентября 1973 г. N 697.

33. Распоряжение Совета Министров СССР от 10 декабря 1974 г. N 3028 в части условий оплаты труда, предусмотренных пунктом 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 сентября 1973 г. N 67.

34. Распоряжение Совета Министров СССР от 10 декабря 1974 г. N 3029 в части условий оплаты труда, предусмотренных подпунктом «б» пункта 6 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 29 декабря 1968 г. N 1045.

35. Пункт 7 Постановления Совета Министров СССР от 24 сентября 1975 г. N 834 «О заработной плате работников издательств».

36. Абзац первый пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 24 сентября 1975 г. N 835 «О заработной плате работников системы Телеграфного агентства Советского Союза при Совете Министров СССР» в части распространения действия подпунктов «а» и «г» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

37. Распоряжение Совета Министров СССР от 31 октября 1975 г. N 2425 в части условий оплаты труда, предусмотренных подпунктами «а» и «г» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

38. Пункт 3 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1975 г. N 1021 «Об организации Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР в г. Москве» в части условий оплаты труда, предусмотренных подпунктами «а» и «г» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

39. Постановление Совета Министров СССР от 18 марта 1976 г. N 193 «Об улучшении медицинского обслуживания больных в лечебно — профилактических учреждениях и в домах — интернатах для престарелых и инвалидов».

40. Абзац первый распоряжения Совета Министров СССР от 19 марта 1976 г. N 543 в части распространения действия подпункта «в» пункта 93 Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г. N 140.

41. Пункт 2 Постановления Совета Министров СССР от 15 апреля 1976 г. N 244 «Об оплате труда работников Онкологического научного центра Академии медицинских наук СССР» в части условий оплаты труда, предусмотренных подпунктами «а» и «г» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

42. Пункт 3 Постановления Совета Министров СССР от 15 апреля 1976 г. N 245 «О заработной плате работников системы Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию» в части условий оплаты труда, предусмотренных подпунктами «а» и «г» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

43. Пункт 18 Постановления Совета Министров СССР от 28 марта 1977 г. N 242 «О дополнительных мерах по развитию Подмосковного угольного бассейна» в части условий оплаты труда, предусмотренных подпунктами «а» и «г» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

44. Абзац первый пункта 14 Постановления Совета Министров СССР от 20 апреля 1978 г. N 312 «О совершенствовании управления межотраслевым промышленным железнодорожным транспортом и повышении эффективности его работы» в части условий оплаты труда, предусмотренных подпунктами «а» и «г» пункта 8 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842.

45. Распоряжение Совета Министров СССР от 26 апреля 1979 г. N 909 в части распространения действия подпункта «в» пункта 93 Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г. N 140.

Совмещение профессий, по сравнению с совместительством, явление более редкое. Однако, более «удобное» в плане оформления работника и правовых последствий для работодателя. Разберем вопросы, связанные с совмещением профессий (должностей).

В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Следовательно, совмещение — это выполнение дополнительной работы.

Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаРеформа ККТ. Финишная прямая Семинар для тех, кто хочет знать всё про онлайн-кассы Узнать больше

Чтобы считать работу дополнительной, она должна иметь следующие признаки:

  • Выполнение дополнительной работы наряду с основной;
  • Выполняемая работа не должна быть предусмотрена трудовым договором с работником;
  • Дополнительная работа выполняется исключительно в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени, а не за ее пределами.

При этом, также как и в случае совместительства, должность, работу по которой совмещает работник, должна быть предусмотрена штатным расписанием. Именно такой позиции придерживаются суды, как общей юрисдикции, так и арбитражные. Если должность отсутствует в штатном расписании, то работодателю необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, включив соответствующую профессию (должность).

Несмотря на то, что работник выполняет работу по указанной в штатном расписании должности, она за ним не закрепляется, т.к. эта работа дополнительная, которая не указывается в трудовом договоре.

Кроме того, в тех случаях, когда работодатель захочет сократить должность, по которой работнику поручено совмещение, работодатель не обязан предоставлять такому работнику гарантии, которые обычно предоставляются при сокращении. В таком случае работодатель должен будет издать приказ об отмене совмещения. Согласно законодательству, за работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, совмещающими профессии (должности) и выполняющими свою основную работу в полном объеме, сохраняются установленные льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания) независимо от того, установлены ли эти льготы по совмещенным профессиям (должностям).

Работникам, которым по основной профессии (должности) какие-либо льготы действующим законодательством РФ не предусмотрены, а по совмещаемой профессии (должности) предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

Порядок оформления совмещения, содержание соглашения

Для оформления совмещения работнику и работодателю необходимо заключить соглашение и издать приказ о совмещении профессии (должностей)/ о поручении дополнительной работы.

При этом соглашение о совмещении профессий не является аналогом дополнительного соглашения к трудовому договору, так как исходя из самого смысла работы, не предусмотренной договором, следует, что такая работа должна выходить за рамки трудового договора и, следовательно, не может отражаться в трудовом договоре (ведь дополнительное соглашение — это неотъемлемая часть трудового договора!), иначе такая работу уже будет предусмотрена трудовым договором.

В соглашении стороны оговаривают доплату за совмещение (совмещение профессий всегда должно оплачиваться, так как по факту является увеличением объемов работы) с учетом содержания и объема дополнительной работы.

Минимальных либо максимальных размеров оплаты трудовым законодательством не предусмотрено. Но не стоит забывать, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Соглашение должно позволять определить конкретный размер доплаты с учетом всех обстоятельств, при этом размер доплаты может быть определен как в процентах от оклада работника, так и в твердой сумме.

Стоит отметить, что если условие о размере доплаты не было согласовано сторонами, но факт выполнения дополнительной работы признан доказанным, суд может взыскать доплату в размере, указанном работником, если сочтет его соответствующим содержанию и объему дополнительной работы. Доплата за совмещение — это компенсационная выплата за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Она включается в состав заработной платы по основной должности.

Если по основной должности сотрудник отработал неполный месяц, то и доплата начисляется пропорционально отработанному времени по основной должности.

Приказ издается в произвольной форме. В приказе необходимо указать:

  • Вид дополнительной работы — совмещение профессий (должностей);
  • Содержание и объем выполняемой дополнительной работы;
  • Срок, в течение которого работником будет выполняться дополнительная работа.

На самом приказе необходимо, чтобы работник проставил отметку о своем согласии с поручаемой ему работой. Стоит заметить, что при совмещении дополнительное соглашением к трудовому договору не заключается. Как показывает судебная практика, несоблюдение письменной формы поручения дополнительной работы и согласия на ее выполнение не лишает работника права требовать доплаты, если он может доказать фактическое выполнение не предусмотренной договором работы с ведома работодателя.

Для оформления совмещения работником какие-либо документы работником не предоставляются, записи в трудовую книжку не вносятся.

В настоящее время каких-либо ограничений для совмещения и других видов дополнительной работы не установлено, поэтому совмещать должности, исполнять обязанности отсутствующего, а также осуществлять расширение зон обслуживания, увеличение объема работы могут все работники, в том числе совместители и сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Из указанного выше следует, что вопрос о количестве совмещаемых профессий (должностей), непосредственно объеме работы и самих должностях разрешаются по соглашению между работником и работодателем.

При совмещении испытательный срок работнику не устанавливается.

Время работы и время отдыха

Обязанности работник обязан выполнять в течение всего рабочего дня наряду с основными должностными обязанностями в соответствии с режимом работы и работодателя (в т.ч. время обеденного перерыва, а также иные перерывы для отдыха). Отдельного отпуска за выполнение дополнительных обязанностей не предоставляется. Отпуск оплачивается из среднего заработка, исчисленного с учетом оплаты за дополнительную работу.

Исчисление пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется также из заработка, получаемого по основной работе с учетом платы за дополнительную работу.

Порядок прекращения совмещения

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При досрочной отмене поручения работодатель издает приказ об отмене выполнения дополнительной работы с определенной даты.

Если выполнение дополнительной работы прекращается досрочно по инициативе работника, он подает на имя работодателя соответствующее заявление и по истечении срока предупреждения перестает исполнять дополнительные обязанности. Приказ в такой ситуации издавать не обязательно, так как совмещение прекратится либо с даты, указанной в заявлении, либо по истечении трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Издается соответствующий приказ в свободной форме, с которым работник знакомится пол роспись.

Если инициатива со стороны работника — работник подает на имя работодателя соответствующее заявление и по истечении срока предупреждения перестает выполнять доп.обязанности.

Если работодатель и работник в соглашении согласовали срок выполнения дополнительной работы и такой срок подходит к концу, то в таком случае стоны не обязаны предупреждать друг друга о прекращении совмещения, также не нужно и издавать соответствующий приказ.

Дисциплинарная ответственность

Статья 192 ТК РФ определяет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком, за совершение которого работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание.

Дополнительная работа (совмещение) не предусматривается в трудовом договоре, но так как поручена работнику с его письменного согласия и оформляется соответствующим приказом работодателя, то выполнение такой дополнительной работы входит в число трудовых обязанностей работника.

Соответственно, ненадлежащее выполнение дополнительной работы, порученной в порядке статьи 60.2 ТК РФ, дает работодателю право привлечь виновного в этом работника к дисциплинарной ответственности. Об этом же говорит и судебная практика: согласившись на дополнительную работу, работник должен добросовестно выполнять связанные с ней обязанности и нести ответственность в случае их неисполнения. Досрочная же отмена работодателем поручения о выполнении дополнительной работы не является дисциплинарным взысканием, следовательно, не должна рассматриваться как применение второго дисциплинарного взыскания за тот же дисциплинарный проступок.

По материалам журнала «Наша бухгалтерия»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *