Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации»

21 июля 1994 года N 1-ФКЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой РФ 24 июня 1994 года Одобрен Советом Федерации РФ 12 июля 1994 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от 05.02.2007 N 2-ФКЗ, от 02.06.2009 N 2-ФКЗ, от 03.11.2010 N 7-ФКЗ, от 28.12.2010 N 8-ФКЗ, от 25.12.2012 N 5-ФКЗ, от 05.04.2013 N 1-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ, от 04.06.2014 N 9-ФКЗ, от 08.06.2015 N 5-ФКЗ, от 14.12.2015 N 7-ФКЗ, от 28.12.2016 N 11-ФКЗ, от 29.07.2018 N 1-ФКЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Раздел I. Организация Конституционного Суда Российской Федерации и статус судей
    • Глава I. Общие положения
      • Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля
      • Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации
      • Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
    • Глава II. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса
      • Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации
    • Глава III. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства
      • Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 22. Утратила силу
      • Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 25. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 26. Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 27. Утратила силу
      • Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации
  • Раздел II. Общие правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации
    • Глава IV. Принципы конституционного судопроизводства
      • Статья 29. Независимость
      • Статья 30. Коллегиальность
      • Статья 31. Гласность
      • Статья 32. Устность разбирательства
      • Статья 33. Язык конституционного судопроизводства
      • Статья 34. Непрерывность судебного заседания
      • Статья 35. Состязательность и равноправие сторон
    • Глава V. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
      • Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации
      • Статья 37. Общие требования к обращению
      • Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению
      • Статья 39. Государственная пошлина
    • Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
      • Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению
      • Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
      • Статья 44. Отзыв обращения
    • Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации
      • Статья 45. Созыв заседаний
      • Статья 46. Утратила силу
      • Статья 47. Назначение дел к слушанию
      • Статья 47.1. Разрешение дел без проведения слушания
      • Статья 48. Соединение дел
      • Статья 49. Подготовка дела к слушанию
      • Статья 50. Требования Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 52. Участники процесса
      • Статья 53. Стороны и их представители
      • Статья 54. Открытые заседания
      • Статья 55. Закрытое заседание
      • Статья 56. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела
      • Статья 57. Распорядок заседания
      • Статья 58. Председательствующий в заседании
      • Статья 59. Протоколирование
      • Статья 60. Порядок исследования вопросов
      • Статья 61. Отложение заседания
      • Статья 62. Объяснения сторон
      • Статья 63. Заключение эксперта
      • Статья 64. Показания свидетелей
      • Статья 65. Исследование документов
      • Статья 66. Заключительные выступления сторон
      • Статья 67. Возобновление рассмотрения вопроса
      • Статья 68. Прекращение производства по делу
      • Статья 69. Окончание слушания дела
      • Статья 70. Совещание судей по принятию итогового решения
    • Глава VIII. Решения Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 71. Виды решений
      • Статья 72. Принятие решения
      • Статья 73. Утратила силу
      • Статья 74. Требования, предъявляемые к решениям
      • Статья 75. Изложение решения
      • Статья 76. Особое мнение судьи
      • Статья 77. Провозглашение решения
      • Статья 78. Опубликование решения
      • Статья 79. Юридическая сила решения
      • Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 81. Последствия неисполнения решения
      • Статья 82. Исправление неточностей в решении
      • Статья 83. Разъяснение решения
  • Раздел III. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел
    • Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними
      • Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
      • Статья 85. Допустимость запроса
      • Статья 86. Пределы проверки
      • Статья 87. Итоговое решение по делу
    • Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
      • Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
      • Статья 89. Допустимость запроса
      • Статья 90. Пределы проверки
      • Статья 91. Итоговое решение по делу
    • Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
      • Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
      • Статья 93. Допустимость ходатайства
      • Статья 94. Пределы проверки
      • Статья 95. Итоговое решение по делу
    • Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
      • Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
      • Статья 97. Допустимость жалобы
      • Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
      • Статья 99. Пределы проверки
      • Статья 100. Итоговое решение по делу
    • Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
      • Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
      • Статья 102. Допустимость запроса
      • Статья 103. Последствия внесения запроса
      • Статья 104. Пределы проверки и варианты итоговых решений
    • Глава XIII.1. Рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека
      • Статья 104.1. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
      • Статья 104.2. Допустимость запроса
      • Статья 104.3. Пределы проверки
      • Статья 104.4. Итоговое решение по делу
    • Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации
      • Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
      • Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации
    • Глава XV. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
      • Статья 107. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
      • Статья 108. Допустимость запроса
      • Статья 109. Порядок направления запроса и дачи заключения
      • Статья 110. Заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
  • Раздел IV. Заключительные положения
    • Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации
    • Статья 112. Официальное издание Конституционного Суда Российской Федерации
    • Статья 114. Символы судебной власти Конституционного Суда Российской Федерации
    • Статья 115. Местопребывание Конституционного Суда Российской Федерации
  • Раздел V. Переходные положения
  • Раздел VI. Вступление настоящего Федерального Конституционного Закона в силу

Открыть полный текст документа

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. N 7-ФКЗ в статью 96 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

ГАРАНТ:

Об обжаловании статей 96, 97 настоящего Федерального конституционного закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 1998 г.

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Конституционный суд Российской Федерации

Конституционный суд
Российской Федерации


Герб Российской Федерации, представленный в большом зале
судебных заседаний

Вид

конституционный суд

Юрисдикция

Россия

Дата основания

12 июля 1991 года

Язык делопроизводства

русский

Состав

назначается Советом Федерации по представлению Президента

Срок службы

Срок статуса судьи
до достижения 70 лет; для Председателя — неограничен, для заместителя Председателя — 76 лет

Членов

15 (13—19)

Руководство

Председатель

Валерий Зорькин

Вступил в должность

21 марта 2003 года

Зал заседаний

Здание Сената

Местоположение

Санкт-Петербург

Адрес

Сенатская площадь, дом № 1

Координаты

59°56′07″ с. ш. 30°18′05″ в. д.HGЯOL

Сайт

Портал:Политика

Россия

Статья из серии
Политическая система
России

Конституцио́нный су́д Росси́йской Федера́ции (неофиц. сокр. КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

История

Запрос «Конституционный суд РСФСР» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью.

В СССР с 1989 года функции Конституционного суда были возложены на союзный Комитет конституционного надзора СССР. 12 июля 1991 года законом РСФСР «О конституционном суде» был создан республиканский Конституционный суд РСФСР, впервые избранный Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 года в составе 13 судей:

  • Зорькин, Валерий Дмитриевич — председатель
  • Кононов, Анатолий Леонидович
  • Эбзеев, Борис Сафарович
  • Лучин, Виктор Осипович
  • Олейник, Владимир Иванович
  • Гаджиев, Гадис Абдуллаевич
  • Витрук, Николай Васильевич
  • Селезнёв, Николай Васильевич
  • Ведерников, Николай Трофимович
  • Тиунов, Олег Иванович
  • Морщакова, Тамара Георгиевна
  • Аметистов, Эрнест Михайлович
  • Рудкин, Юрий Дмитриевич

В 1992—1993 годах Конституционный суд Российской Федерации активно участвовал в урегулировании конституционного кризиса. Его председатель Валерий Зорькин принимал участие в переговорах между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1992 года, что закончилось тогда подписанием соглашения между Ельциным и Хасбулатовым, согласно которому предусматривалась отсрочка вступления в силу поправок к Конституции, которые урезали полномочия президента, до проведения референдума в апреле 1993 года.

23 марта 1993 года Конституционный суд Российской Федерации признал телеобращение президента Ельцина к народу от 20 марта неконституционным, что послужило основанием для рассмотрения вопроса об отрешении президента от должности.

21 сентября 1993 года Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного совета. Конституционный суд Российской Федерации вынес Заключение № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», на основании которого Верховный Совет и Съезд отрешили Б. Н. Ельцина от должности Президента РФ.

После событий 3—4 октября 1993 года Б. Н. Ельцин приостановил деятельность Конституционного суда Российской Федерации, а в 1994 году был принят новый закон о Конституционном суде Российской Федерации. Согласно нему, суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в состав суда входило 19 судей, ранее избранные судьи сохраняли полномочия до истечения срока, на который они были назначены.

6 новых судей Конституционного Суда Российской Федерации были назначены Советом Федерации Российской Федерации в октябре 1994 — феврале 1995 года (по оценке судьи КС Г. Гаджиева, расширение состава КС было вызвано желанием президента Ельцина обеспечить себе перевес над 9 судьями, голосовавшими против него во время кризиса), его председателем был избран Владимир Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Зорькин.

За это время Конституционный суд Российской Федерации принял более 200 постановлений. Большая часть рассмотренных дел касалась проверки конституционности законов. Более 30 раз неконституционными признавались отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Структура

Главой Конституционного суда Российской Федерации является председатель. В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

  • Председатель Конституционного суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Председатель Конституционного суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда Российской Федерации.
  • Председатель и заместители председателя Конституционного суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Штатная численность на 2016 год составляет 233 ед.

Принятие решений и их нормативно-правовая база

Конституционный суд принял за время своего существования несколько тысяч постановлений и определений. Подавляющее большинство постановлений выносится по жалобам граждан и организаций. Реже выносятся постановления по запросам судов, и совсем редко — по запросам депутатов Госдумы и региональных парламентов. Например, в 2014 году Конституционный суд вынес 33 постановления, из которых 20 вынесено по жалобам граждан, 4 — по жалобам юридических лиц, 2 — по запросам судов, 2 — по запросам региональных парламентов, 1 — по запросу Президента РФ и только 1 — по запросам группы депутатов Госдумы. Конституционный суд часто соединяет касающиеся одного предмета жалобы и (или) запросы разных заявителей в одно дело. Потому в 2014 году также 1 постановление вынесено по соединенным в одно дело жалобам нескольких юридических лиц и запросу суда, 1 постановление вынесено по соединенным в одно дело запросу Уполномоченного по правам человека в РФ, жалобам нескольких граждан и одного юрлица, 1 постановление по жалобам нескольких граждан и одного юридического лица. При вынесении новых решений нормативно-правовой базой служит не только текст Конституции РФ, но и ранее принятые Конституционным судом постановления и определения. Также Конституционный суд иногда ссылается на нормы международных документов ООН и Совета Европы. Например, в Постановлении КС № 28-П от 11 ноября 2014 года упоминается Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятая Генеральной Ассамблей ООН 29 ноября 1985 года. Также Конституционный суд иногда видимо ориентируется на сложившуюся в России обстановку. Примером является следующий случай. Гражданин Н. В. Чеванин, которому штраф за получение взятки был заменен на 7 лет лишения свободы, обратился в этот орган, доказывая, что неконституционно заменять огромный штраф только лишением свободы, не учитывая, что осужденный не может его выплатить по объективным основаниям: возрасту, состоянию здоровья, а также из-за судебного запрета на работу. Однако Конституционный суд признал, что такая замена не противоречит Конституции России, со ссылкой на то, что «в настоящее время одной из системных угроз безопасности Российской Федерации признается коррупция (подпункт „а“ пункта 7 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460), включающая в себя дачу и получение взятки».

Правовые последствия решений

Решение Конституционного суда — нормативный акт прямого действия, который стоит выше любого федерального закона и не подлежит обжалованию. Правовые последствия вынесения Постановления Конституционного суда бывают следующие:

  1. Пересмотр ранее принятых по делу заявителя судебных решений. Обычно на это указывается в резолютивной части Постановления Конституционного суда. Такой пересмотр происходит путём подачи заявителем заявления в суд первой инстанции, рассматривавший его дело. При этом дело повторно может рассматривать тот же состав суда, что отказал заявителю при первоначальном рассмотрении дела. Пример. В 2013 году Конституционный суд по жалобам граждан (уволенных работников) К. М. Щербины, О. А. Курашкина и других признал частично неконституционными нормы Трудового кодекса, позволяющие расторгнуть договор с работником образовательной организации, имевшим судимость (Постановление № 19-П от 18.07.2013 года) и указал, что дела заявителей подлежат пересмотру. Заявитель К. М. Щербина воспользовался этим правом и был восстановлен на работе с оплатой вынужденного прогула (и частичной компенсацией издержек на госпошлину и представителя в Конституционном суде) тем же судьей, который ранее отказал ему в восстановлении на работе по этому же делу.
  2. Установление новых правовых норм и процедур. Конституционный суд иногда фактически вводит новые нормы права. Например, в Постановлении от 17 февраля 2015 года Конституционный суд установил, что не допускается проведение повторной прокурорской проверки в отношении некоммерческой организации по тем же фактам, что были в первоначальной проверке (кроме случаев проверки устранения нарушений законов, проводимой в разумный после их выявления срок).
  3. Отмена существующих норм права и обязание федерального законодателя в установленный срок внести изменения в правовые нормы. Иногда Конституционный суд предписывает власти изменить законы и порой жестко ограничивает срок устранения выявленных нарушений в законодательстве. Например, в Постановлении от 11 декабря 2014 года Конституционный суд обязал федерального законодателя в течение шести месяцев внести определенные изменения в статью 159.4 УК РФ. При этом суд установил, что «если по истечении шестимесячного срока со дня провозглашения настоящего Постановления федеральный законодатель не внесет в Уголовный кодекс Российской Федерации надлежащие изменения, статья 159.4 данного Кодекса утрачивает силу».

Пересмотр решения Конституционного суда Российской Федерации

Решение Конституционного суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.

Если на ранее проверенную норму права поступают новые жалобы, то Конституционный суд отказывается принимать их к рассмотрению со ссылкой на ранее вынесенное определение или постановление. Однако в 2015 году орган принял к рассмотрению жалобу С. В. Махина на статью 237 УПК РФ, указав следующее: «поставленный заявителем вопрос ранее уже затрагивался в жалобах, направляемых в Конституционный Суд Российской Федерации, по которым принимались решения, однако в связи с продолжающимся поступлением обращений о нарушении конституционных прав граждан указанными нормами, а также учитывая сложившуюся практику их применения Конституционный Суд Российской Федерации полагает возможным вернуться к вопросу об их конституционности и принять жалобу С. В. Махина к рассмотрению».

Конституционный суд Российской Федерации и ЕСПЧ

См. также: ЕСПЧ и Россия

ЕСПЧ не рассматривает жалобу в Конституционный суд Российской Федерации как эффективное средство правовой защиты. Поэтому перед подачей жалобы в ЕСПЧ заявитель может не обращаться в Конституционный суд Российской Федерации. Вместе с тем наличие поданной жалобы в ЕСПЧ не лишает заявителя права обратиться с жалобой по тому же вопросу в Конституционный суд Российской Федерации.

Вместе с тем в 2000-е годы обозначились ситуации, когда решение ЕСПЧ по делу заявителя противоречит решению Конституционного суда Российской Федерации, вынесенному по тому же делу того же заявителя.

12 апреля 2011 года ЕСПЧ вынес решение по делу «Республиканская партия России против России», в котором раскритиковал позицию Конституционного суда Российской Федерации по тому же делу (Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 1-П от 1 февраля 2005 года). Раскритикованная ЕСПЧ позиция Конституционного суда Российской Федерации была следующей:

в современных условиях, когда российское общество еще не приобрело прочный опыт демократического существования, при том, что имеют место серьезные вызовы со стороны сепаратистских, националистических, террористических сил, создание региональных политических партий — поскольку они стремились бы к отстаиванию преимущественно своих, сугубо региональных и местных, интересов — могло бы привести к нарушению государственной целостности и единства системы государственной власти как основ федеративного устройства России

В этом же решении ЕСПЧ фактически не согласился с позицией Конституционного суда Российской Федерации (Постановление № 11-П от 16 января 2007 года) о том, что федеральный законодатель вправе установить требования к численности партии и ее региональных отделений. В итоге решение ЕСПЧ было исполнено — Республиканская партия России была зарегистрирована, а минимальная численность членов, необходимых для регистрации партии в 2012 году законодательно снижена с 50 тыс. до 500 человек.

Вторым делом, где разошлись позиции Конституционного суда Российской Федерации и ЕСПЧ стало дело Константина Маркина. Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 15 января 2009 года указал, что отсутствие у военнослужащих-мужчин права отпуска по уходу за ребёнком до достижения им трехлетнего возраста (при наличии такого права у женщин) не нарушает положения Конституции России о равенстве вне зависимости от пола. ЕСПЧ признал это положение дискриминационным и присудил Маркину компенсацию в 200 евро (увеличена Большой палатой ЕСПЧ до 6150 евро).

Наиболее известные решения

  • 1993 год — Конституционный суд выносит заключение о неконституционности действий президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов.
  • 1995 год — Конституционный суд подтвердил конституционность большинства положений актов президента и правительства, направленных на восстановление конституционной законности в Чеченской Республике.
  • 1996 год — Конституционный суд признал неконституционными положения Устава Алтайского края, согласно которым законодательное собрание края обладало правом назначать на должность и освобождать от должности губернатора.
  • 1996 год — Конституционный суд Российской Федерации признал неконституционным ряд положений законов некоторых субъектов Российской Федерации (города Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области), ограничивающих свободу передвижения граждан.
  • 1998 год — Конституционный суд вынес определение, касающееся ограничения сроков занимаемой должности для Президента Российской Федерации. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает.
  • 2000 год — Конституционный суд признал неконституционными положения Конституции Республики Алтай, а впоследствии — ряда других российских республик, провозглашавшие суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации.
  • 2005 год — Конституционный суд подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента Российской Федерации закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательными органами по предложению президента России.
  • 2015 год — Конституционный суд установил порядок имплементации правовых позиций, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Процедура установлена следующая — после вынесения решения ЕСПЧ, в котором установлено, что определенное положение законодательства Российской Федерации, примененное в деле, нарушает права заявителя, последний подает в суд первой инстанции на пересмотр своего дела. Суд первой инстанции обязан приостановить производство по делу и обратиться с запросом в Конституционный суд для проверки на соответствие Конституции Российской Федерации спорного положения российского законодательства. Если же Конституционный суд Российской Федерации признает, что данное истолкование ЕСПЧ противоречит Конституции Российской Федерации, то это решение не подлежит исполнению.
  • 2016 год — Конституционный суд разрешил судам снижать компенсацию за нарушение исключительного авторского права ниже минимального установленного законом предела в 10 000 рублей (при нарушении одним действием прав на несколько объектов интеллектуальной собственности).
  • 2017 год — Конституционный суд впервые в истории Европы принял решение о запрете Правительству России выплачивать компенсацию по решению международного суда по Делу ЮКОСа. Исполнение решения ЕСПЧ о компенсации бывшим акционерам ЮКОСа в размере €1,8 млрд КС счёл невозможным, поскольку такая выплата нарушила бы конституционные принципы «социального государства, равенства и справедливости». В особом мнении судья КС Владимир Ярославцев выступил против рассмотрения дела: обратившийся в суд Минюст должен был подать апелляцию в международные инстанции, а не искать «упрощённый» выход в российском Конституционном суде.
  • 2018 год — Конституционный суд подтвердил конституционность Соглашения об установлении границ между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, подписанное главами этих регионов. Суд сделал вывод, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть установлены без проведения референдума и учета мнения населения муниципальных образований и признал Соглашение и Закон Республики Ингушетия о его утверждении подлежащими применению вопреки ранее принятому решению Конституционного Суда Республики Ингушетия.

Полномочия

Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

  • По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
  • Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  • По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
  • По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.
  • По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

Также Конституционный суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента Российской Федерации или Верховного Суда проверяет конституционность референдума Российской Федерации согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).

Состав

См. также: Судьи Конституционного Суда Российской Федерации

  • Зорькин, Валерий Дмитриевич — председатель
  • Маврин, Сергей Петрович — заместитель председателя
  • Арановский, Константин Викторович
  • Бойцов, Александр Ильич
  • Бондарь, Николай Семенович
  • Гаджиев, Гадис Абдуллаевич
  • Данилов, Юрий Михайлович
  • Жаркова, Людмила Михайловна
  • Казанцев, Сергей Михайлович
  • Князев, Сергей Дмитриевич
  • Кокотов, Александр Николаевич
  • Красавчикова, Лариса Октябриевна
  • Мельников, Николай Васильевич
  • Рудкин, Юрий Дмитриевич
  • Ярославцев, Владимир Григорьевич

Отставки судей в конце 2009 года

2 декабря 2009 года Совет судей России принял самоотвод судьи Конституционного суда Российской Федерации Владимира Ярославцева как члена Совета судей, который в августе этого года выступил с жесткими обвинениями в адрес руководства страны и созданной им вертикали власти. При этом В. Г. Ярославцев остался судьей Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Анатолий Кононов написал заявление об уходе со своей должности с 1 января 2010 года. Причина ухода — несогласие с нарушением принципа независимости судей со стороны исполнительной власти России.

Переезд из Москвы в Санкт-Петербург

Бывшее место пребывания Конституционного Суда, сейчас — представительство в МосквеНастоящее место пребывания Конституционного Суда — Санкт-Петербург, здание, где ранее находились Сенат и Синод (почтовая марка 2011 год.)

С предложением о переносе суда из Москвы в Санкт-Петербург выступил в октябре 2005 года Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

5 февраля 2007 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ об изменении места постоянного пребывания Конституционного суда с Москвы на Санкт-Петербург.

23 декабря 2007 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О месте постоянного пребывания Конституционного суда Российской Федерации», которым устанавливалось, что переезд Суда должен быть осуществлён в сроки с 1 февраля по 20 мая 2008 года.

Суд разместился в здании Сената.

См. также

  • Разделение властей
  • Судьи Конституционного суда Российской Федерации
  • Правовое государство
  • Конституционная экономика
  • О состоянии судебной системы в России Международная комиссия юристов, 2010
  • Таблица особых мнений судей Конституционного суда РФ

Примечания

  1. Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // КонсультантПлюс
  2. В текстах Конституции Российской Федерации и нормативных актов второе слово пишется с прописной буквы — Конституционный Суд; согласно Правилам русской орфографии и пунктуации — со строчной (полный академический справочник РАН, 2009)
  3. Заключение Конституционного Суда РФ от 23 марта 1993 г. N 1-З. garant.ru. Дата обращения 8 августа 2015.
  4. Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 N З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации“ и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года»
  5. Вишневский Б. Судья Гадис Гаджиев: «Мы собрались вечером, действительно, без мантий» Архивная копия от 20 июня 2011 на Wayback Machine «Новая газета» 16.06.2011.
  6. Справка о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов (центральных аппаратов министерств и ведомств) за 2016 год. www.gks.ru. Дата обращения 8 июля 2017.
  7. 1 2 Решения Конституционного Суда Российской Федерации
  8. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision178404.pdf
  9. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года. Режим доступа: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision177666.pdf
  10. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision135892.pdf
  11. Краснотуранский районный суд Красноярского края
  12. Краснотуранский районный суд Красноярского края
  13. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision187870.pdf
  14. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision181691.pdf
  15. Статья 79. Юридическая сила решения. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». КонсультантПлюс (10 июня 2019).
  16. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision202446.pdf
  17. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 75.
  18. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 93.
  19. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 93 — 94.
  20. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 94.
  21. 1 2 Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 95.
  22. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда Российской Федерации от 31.07.1995 N 10-П (гр. копия) страница 1 Архивировано 27 сентября 2007 года.
  23. https://web.archive.org/web/20070927224834/http://lib.ksrf.ru/doc.asp?ID=38562
  24. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.1996 № 9-П
  25. Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации». constitution.garant.ru. Дата обращения 19 декабря 2017.
  26. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 N 10-П (недоступная ссылка). Дата обращения 27 декабря 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  27. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2005 N 13-П
  28. http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision201896.pdf
  29. Постановление КС РФ от 13.12.2016 по делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края
  30. Определение ВС РФ от 25.04.2017 № 305-ЭС16-13233
  31. Яна Рождественская, Яна Рождественская. Неплатежное поручение // Газета «Коммерсантъ». — 2017-01-20. — Вып. 10. — С. 1.
  32. «Никто не может быть судьей в собственном деле». Судья КС выступил против рассмотрения дела «ЮКОСа» — Meduza (рус.), Meduza. Дата обращения 23 января 2017.
  33. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 44-П
  34. Постановление Конституционного Суда Республики Ингушетия от 30.10.2018 г. № 19-П
  35. 1 2 БиБиСи: «Судья КС России, критиковавший Кремль, уходит в отставку»
  36. Спикер СФ Миронов собирается перенести Конституционный суд в Санкт-Петербург//NEWSru.com, 6.10.2005
  37. Указ Президента Российской Федерации от 23.12.2007 № 1740 «О месте постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации» Архивная копия от 4 января 2012 на Wayback Machine

Литература

  • Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Авт. коллектив: В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин; Руководитель авт. коллектива С. М. Шахрай. — 2-е изд., перераб. и доп. В. А. Тумановым. — М.: Большая российская энциклопедия: Юристъ, 1997. — 319 с. — (Interpretationes). — ISBN 5-7357-0143-6.
  • Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. — М.: БЕК, 1998. — 505 с. — ISBN 5-85639-241-8.

Ссылки

  • Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Указ Президента РСФСР от 14.12.1991 N 284
  • Закон РСФСР от 6 мая 1991 года О Конституционном Суде РСФСР.
  • Астафьева Н. Нестрашный суд.
  • Баренбойм П. Д. Путешествие из Москвы в Петербург и судьба российского конституционализма: о переезде Конституционного Суда Российской Федерации. — М., Юстицинформ, 2006. ISBN 5-7205-0788-4.
  • Постановление Верховного Совета РСФСР от 06.07.1991 № 1549-I «О кандидатурах судей Конституционного Суда РСФСР»

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

VIAF: 163040295 · WorldCat VIAF: 163040295

  • Валерий Зорькин (1991—1993)
  • Николай Витрук (и. о.) (1993—1995)
  • Владимир Туманов (1995—1997)
  • Марат Баглай (1997—2003)
  • Валерий Зорькин (с 2003)

Страны Европы: Конституционный суд

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *