Содержание

1. Общие положения

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Нормы проектирования объектов пожарной охраны

НПБ 101-95

МОСКВА 1997

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.*

Согласованы с Минстроем России (письмо от 14.12.1994 г. № 13/355).

Утверждены заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору.

Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 30.12.1994 г. № 36 взамен ВСН 1-91/СПАСР МВД России.

Дата введения в действие 01.01.1995 г.

* При подготовке норм использованы материалы ВИПТШ МВД России.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Нормы проектирования объектов пожарной охраны

Design standards of objects of fire field

НПБ 101-95

1.1. Настоящие нормы содержат основные требования к проектированию объектов пожарной охраны.

При проектировании объектов пожарной охраны следует также руководствоваться действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

В состав объектов пожарной охраны входят пожарные депо, производственные, складские, вспомогательные, общественные и другие здания и сооружения, перечень которых устанавливается заданием на проектирование, разрабатываемым заказчиком, с учетом положений настоящих норм.

1.2. Пожарные депо, в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей, подразделяются на типы:

Тип I — центральные пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для охраны городов.

Тип II — пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны городов.

Тип III — центральные пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для охраны предприятий.

Тип IV — пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны предприятий.

Тип V — пожарные депо на 2, 4 автомобиля для охраны населенных пунктов (кроме городов).

1.3. Тип пожарного депо для охраны объектов народного хозяйства определяется заказчиком.

1.4. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и других населенных пунктов определяется в соответствии с приложениями 1 и 7.

1.5. В зависимости от количества единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей и средств связи, находящихся на вооружении управлений (отделов) ГПС по охране городов и спецформирований ГПС, создаются подразделения технической службы:

производственно-технические центры — свыше 400 единиц;

отряды технической службы — от 200 до 400 единиц;

части технической службы, не входящие в состав ПТЦ и отрядов, — от 50 до 200 единиц;

отдельные посты технической службы — до 50 единиц.

2. Требования к земельным участкам и размещению зданий пожарных депо

2.1. Пожарные депо следует размещать на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения.

2.2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений — не менее 30 м.

2.3. Пожарные депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 м.

2.4. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется согласно приложению 2.

2.5. Состав и площади зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, определяются согласно приложению 3, при этом допускается увеличение площади земельного участка.

2.6. Территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны.

2.7. В производственной зоне следует размещать: здание пожарного депо, закрытую гараж-стоянку резервной техники и складские помещения.

2.8. В учебно-спортивной зоне пожарного депо следует размещать: учебную пожарную башню, стометровую полосу с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в приложении 3.

2.9. В жилой зоне размещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.

2.10. В соответствии с заданием на проектирование на территории пожарных депо I и III типов размещаются объекты пожарной охраны, рекомендуемые в приложении 8.

2.11. Площадь озеленения территории пожарного депо должна составлять не менее 15 % площади участка.

2.12. Территория пожарного депо, как правило, должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4,5 м.

2.13. Территория пожарного депо должна иметь ограждение высотой не менее 2 м.

2.14. Дороги и площадки на территории пожарного депо следует предусматривать с твердым покрытием.

2.15. Проезжая часть улицы и тротуар против выездной площади пожарного депо должны быть оборудованы светофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта связи части.

3. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий пожарных депо

3.1. Состав и площади помещений пожарных депо принимаются в соответствии с приложением 4, а центральных пожарных депо — приложением 5.

3.2. Пожарные депо следует проектировать не ниже II степени огнестойкости. Допускается при технико-экономическом обосновании для пожарных депо V типа проектировать одноэтажные здания III, IIIа, V степени огнестойкости. При этом в зданиях V степени огнестойкости поверхности деревянных стен, перегородок, потолков с внутренней стороны помещений должны быть оштукатурены.

3.3. Центральный вход в пожарное депо следует размещать со стороны главного фасада здания.

3.4. На путях движения личного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройство порогов, ступеней, а также устройство выступающих частей конструкций и оборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола.

3.5. Ширина коридоров на путях движения личного состава дежурной смены по тревоге должна быть не менее 1,4 м. При размещении дежурной смены на втором этаже здания, открывание всех дверей должно предусматриваться по направлению движения к местам расположения спусковых столбов в помещение пожарной техники.

3.6. Высота помещений пожарной техники и мойки определяется заданием на проектирование в зависимости от типа пожарной техники.

3.7. Производственные процессы в пожарном депо по санитарно-гигиеническим требованиям относятся к I группе.

3.8. Пункт связи в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей.

3.9. Ширина проходов для личного состава между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания в помещении пожарной техники принимается в соответствии с приложением 6. Глубина помещений пожарной техники, технического обслуживания и мойки в зданиях пожарных депо I — IV типов должна составлять 15 — 18 м, V типа — 12 — 15 м, а при размещении крупногабаритной автотехники — по заданию на проектирование.

3.10. Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30 % от всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размерами не менее 0,7 х 2 м.

3.11. Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми полосами шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуется табло погодных условий. На передней стене у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размерами не менее 1 х 0,4 м.

3.12. Планировочная отметка дорожного покрытия перед выездом из здания пожарного депо должна быть ниже отметки пола помещения пожарной техники на 0,15 м. Уровень пола помещения пожарной техники следует проектировать ниже уровня пола смежных помещений не менее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении пожарной техники должен быть в сторону трапов и лотков, предусматриваемых перед выездными воротами, панели стен облицовываются керамической плиткой.

3.13. В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобилей и саморазмыкаться в начале его движения.

3.14. Пост мойки в пожарных депо I — IV типов следует проектировать в отдельном боксе.

3.15. Посты технического обслуживания в пожарных депо II, IV, V типов допускается совмещать с помещением пожарной техники.

3.16. В помещениях поста технического обслуживания и пожарной техники устраиваются осмотровые канавы из расчета: 1 канава на 3 автомобиля. Осмотровые канавы должны иметь два спуска (один — по ступенчатой лестнице, другой — по скобам) и сверху закрываться съемной решеткой из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм. По периметру канавы оборудуется предохранительная реборда высотой не менее 80 мм, пол и стены канавы облицовываются керамической плиткой, на ее дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для светильников должны быть защищены от механических повреждений.

3.17. Пункт связи должен иметь естественное освещение и располагаться смежно с помещением пожарной техники. В разделяющей их перегородке следует предусматривать окно размерами 1,2 х 1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется приспособлением для передачи путевок. Выход из помещения пункта связи непосредственно в помещение пожарной техники не допускается.

3.18. Аккумуляторную пункта связи необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с пунктом связи. Вход в нее осуществляется через тамбур.

3.19. Помещение для технического обслуживания и хранения пожарных рукавов должно иметь естественное освещение.

3.20. Стены помещения мойки и сушки противогазов и аппаратов облицовываются керамической плиткой.

3.21. Помещение для отдыха дежурной смены должно быть расположено не выше второго этажа. Между помещениями для отдыха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать тамбур или коридор.

3.22. При размещении дежурной смены на втором этаже в междуэтажном перекрытии следует устраивать проемы 1,2 х 1,2 м с металлическими столбами диаметром 200 мм для спуска в помещение пожарной техники, из расчета 1 столб на 7 человек дежурной смены. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двустворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного открывания.

3.23. Учебный класс и кабинет начальника дежурной смены необходимо размещать рядом с помещениями дежурной смены.

3.24. Состав и площади помещений для региональных специализированных отрядов и специализированных частей, осуществляющих первоочередные аварийно-спасательные работы, определяются заданием на проектирование.

4. Инженерное оборудование

4.1. Здание пожарного депо должно оборудоваться канализацией, холодным и горячим водоснабжением, центральным отоплением, вентиляцией, автоматическими и слаботочными устройствами (радиофикация, часофикация, телефонизация) в соответствии с действующими нормами и правилами.

4.2. Система канализации помещения мойки автомашин должна присоединяться к внешним сетям через песконефтеуловитель.

4.3. Расчетная температура воздуха в помещении пожарной техники должна составлять плюс 16 °С.

В помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомашин следует предусматривать, как правило, водяную систему отопления.

Ворота помещений пожарной техники необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.

4.4. В помещении пожарной техники следует предусматривать размещение внутреннего пожарного крана.

4.5. Воздухообмен в помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомобилей следует принимать по принципу «сверху-вверх».

Приточно-вытяжную вентиляцию необходимо рассчитывать из условий одновременного выезда 50 % автомобилей.

4.6. Электроснабжение пожарных депо I — IV типов следует предусматривать по I категории надежности.

4.7. Здания пожарных депо I — IV типов оборудуются охранно-пожарной сигнализацией и административно-управленческой связью.

4.8. Помещения пункта связи, пожарной техники, дежурной смены и коридоры, соединяющие их, оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей и независимого стационарного источника питания.

4.9. Здание пожарного депо оборудуется сетью телефонной связи и спецлиниями «01», а помещения пожарной техники и дежурной смены — установками тревожной сигнализации.

4.10. Санитарные узлы должны быть предусмотрены на каждом этаже пожарного депо.

Приложение 1

Обязательное

Количество специальных пожарных автомобилей

Наименование

Число жителей в городе (населенном пункте), тыс. чел.

специальных автомобилей

До 50

Св. 50 до 100

Св. 100 до 350

Св. 350 до 700

Св. 700 до 1250

Св. 1250 до 2000

Св. 2000

Автолестницы и автоподъемники

1*

**

Автомобили газодымозащитной службы

Автомобили связи и освещения

* При наличии зданий высотой 4 этажа и более.

** Определяется по количеству административных районов из расчета: автолестница и автоподъемник на район.

Примечание. Количество специальных автомобилей, не указанных в настоящей таблице, определяется исходя из местных условий в каждом конкретном случае, с учетом наличия опорных пунктов тушения крупных пожаров.

Приложение 2

Рекомендуемое

Площадь земельного участка пожарного депо

Тип пожарного депо

Количество пожарных автомобилей в депо, шт.

Площадь земельного участка пожарного депо, га

2,2

1,95

1,75

1,6

1,2

0,8

1,7

1,6

1,5

1,3

1,2

0,8

0,85

0,55

Приложение 3

Рекомендуемое

Состав и площади помещений на территории пожарного депо

Площадь, м2

Наименование

Тип пожарного депо

сооружений

Количество автомобилей в депо, шт.

1. Учебно-тренировочный комплекс:

а) спортивный зал с подсобными помещениями

б) площадка для 100-метровой полосы с препятствиями

в) подземный резервуар объемом 50 м3 и пожарный гид-рант с площад-кой для стоянки автомобилей

г) площадка с учебной башней

д) баскетбольная и волейбольная площадки

2. Закрытая гараж-стоянка резервных автомобилей

3. Склады:

а) пожарного оборудования и хозяйственного инвентаря

б) огнетушащих средств (порошок, пенообразователь и т. д.)

в) автозаправочная станция с подъездной площадкой для автомобилей

Площадь определяется по действующим нормам и заданию на проектирование

4. Пункт связи:

а) диспетчерская

б) аппаратная

в) комната персонала

5. Рукавный участок

а) помещение для обслуживания и хранения рукавов

б) помещение для мойки и сушки спецодежды

6. Пост газодымозащитной службы (ГДЗС):

помещения для хранения и проверки противогазов

7. Служебные помещения:

а) кабинет начальника

б) кабинет зам. начальника

в) канцелярия (приемная)

г) помещение инспекторов

4 м2 на сотрудника, предусматривается на 100%-ную численность личного состава

д) комната для отдыха дежурной смены

4,5 м2 на сотрудника, из расчета 100%-ную численности дежурной смены

Приложение 4

Обязательное

Состав и площади помещений пожарных депо

Площадь помещений, м2

Наименование

Тип пожарного депо

помещений

Количество автомобилей в депо, шт

1. Помещения пожарной техники и техобслуживания:

а) помещения пожарной техники

б) пост техобслуживания с осмотровой канавой

в) мастерская

г) кладовая для инструмента и запасных частей

д) пост мойки

е) кабинет безопасности движения

ж) кабинет начальника дежурной смены

з) учебный класс

2,5 м2 на сотрудника, из расчета 100%-ной численности дежурной смены

и) комната инструктожа населения

2. Вспомогательные помещения:

а) восстановительный пункт и гардеробная спецобмундирования:

гардероб

4 м2 на сотрудника, из расчета 100%-ной численности личного состава

термокамера

душевые и уборные

Предусматриваются согласно действующим нормам

кабинет психологической разгрузки

б) комната приема пищи

1,4 м2 на сотрудника, из расчета 75%-ной численности личного состава дежурной смены

в) комната разогрева пищи

г) склад вещимущества с комнатой для коменданта

д) зал собраний

1,6 м2 на сотрудника, из расчета 100%-ной численности личного состава

е) комната при зале собраний

ж) спортивный зал

3. Служебные квартиры (количество)

а) однокомнатные

б) двухкомнатные

в) трехкомнатные

4. Общежитие для личного состава (количество комнат)

Примечания: 1. Расчетное количество сотрудников в дежурной смене на 1 пожарный автомобиль — 7 человек.

2. В центральных пожарных депо разрешается размещать: центр управления силами и средствами, отряд пожарной охраны, учебный пункт, базу газодымозащитной службы, рукавный пост, конференц-зал с кинопроекционной и фойе. Площади данных помещений следует определять согласно приложению 5.

3. В пожарном депо допускается размещать одну емкость до 2 м3 для хранения пенообразователя в отдельном отапливаемом помещении.

4. В здании пожарного депо спортивный зал не предусматривается, если он имеется в составе учебно-тренировочного комплекса.

Приложение 5

Обязательное

Состав и площади помещений центральных пожарных депо

Наименование помещений

Количество обслуживаемых пожарных депо

10 и более

4 и менее

1. Помещения отряда пожарной охраны

По 4 м2 на сотрудника, комнаты на 4-6 и 3-5 человек

2. Рукавный пост:

а) помещение для технического обслуживания пожарных рукавов

б) склад для хранения и выдачи рукавов

в) помещение для хранения подсобных материалов

г) помещение для сушки спецодежды

3. База газодымозащитной службы:

а) аппаратная

б) ремонтная мастерская кислородных изолирующих противогазов

в) кислородно- и воздухонаполнительная станция

г) помещение кислородных баллонов

д) помещение для хранения и зарядки регенеративных патронов

е) помещение мойки и сушки кислородных изолирующих противогазов

4. Центр управления силами и средствами пожарной охраны:

1) центральный пункт пожарной связи:

а) операционный зал

Примечание

б) машинный зал

Примечание

в) аппаратная и кроссовая

г) аккумуляторная с кислотной

д) агрегатная (АТС)

е) диспетчерская

ж) комната персонала

з) кабинет начальника

и) комната ремонта средств связи

к) кладовая

2) центральный пункт радиосвязи:

а) аппаратная

Примечание

б) диспетчерская

3) дежурная служба пожаротушения:

а) оперативно-информационный центр

б) рабочая комната

в) комната персонала

г) гардеробная

5. Конференц-зал с фойе и кинопроекционной

Принимается согласно нормам. Вместимость определяется заданием на проектирование

Примечание. При размещении в городе 4 и менее пожарных частей центральный пункт пожарной связи совмещается с пунктом связи одной из частей.

Приложение 6

Рекомендуемое

Ширина проходов в помещении пожарной техники

Расстояние между автомобилями и конструкциями в помещении пожарной техники, м

Между автомобилями, не менее

2,0

От крайнего правого (по выезду) автомобиля до стены, не менее

2,0

От крайнего левого (по выезду) автомобиля до стены, не менее

1,5

От автомобиля до граней колонны, не менее

1,0

От автомобиля до передней или задней стены:

а) в помещении на 1-2 автомобиля

2,0

б) в помещении на 4 и более автомобилей

3,0

Приказ 1100н по охране труда МЧС

Приказ 1100н по охране труда МЧС устанавливает ключевые нормы по организации работы государственной службы при борьбе с пожарами. На основе этого документа разрабатываются внутренние локальные документы с разграничением служебных обязанностей и ответственности работников.

Общие положения

1100н приказ МЧС регламентирует работу Министерства в сфере пожарной безопасности. В общих положениях даются объяснения назначения Правил. В частности, в них отмечается, что Правила ФПС необходимы прежде всего для организации работы личного состава федеральной службы. На основе Приказа 1100 должны готовиться различные инструкции трехступенчатого контроля предприятия.

Приказ 1100н

Контроль над исполнением инструкций и приказов возлагаются на руководителей:

  • подразделений;
  • региональных центров;
  • предприятий;
  • организаций;
  • караульных служб и ведущих управлений.

Требования охраны труда при эксплуатации рабочей зоны, вспомогательного оборудования и инструмента

Караульное помещение (помещение дежурной смены)

Согласно 1100н приказу по охране это пространство должно находиться рядом с гаражом и иметь удобный проходимый коридор. Входные двери должны защищать помещение от выхлопов газа.

Важно! Ни в коем случае в оформлении помещения не должны использоваться воспламеняемые и стеклянные материалы.

Мебель должна быть расположена так, чтобы не препятствовать мобильному перемещению бригады. Чтобы спуститься в гараж, в подразделении устанавливаются столбы, по которым бригада эвакуируется на вызов. Спуск должен быть безопасным, для этого внизу устраивается мягкое покрытие, чтобы обеспечить легкое приземление.

Общие положения

Помещения для приготовления и приема пищи

Отдельно расположена зона для приема пищи. Контроль за соблюдением правил эксплуатации этих помещений выполняет уполномоченное лицо. Высота потолков в комнатах не должна быть меньше 1,7 м. По 1100н Приказу МЧС кухонные пространства в ФПС оборудуются вытяжками, необходимыми предметами мебели и холодильными системами для хранения продуктов.

Центральные пункты пожарной связи, пункты связи пожарной части

Согласно требованиям охраны труда МЧС в стороне от гаража со специальными автомашинами располагается центральный пункт, который имеет окно. Здесь находится комната отдыха диспетчера, рабочие пространства, оборудованные компьютерами в безопасных условиях эксплуатации.

Требования охраны труда МЧС

Гараж

Пространство организуется так, чтобы можно было беспрепятственно передвигаться между специальными автомобилями. Для этого приказ 1100 н Минтруда устанавливаются определенные габариты помещений. Электрическое напряжение не должно превышать 220 В, а в особо опасных пространствах – не более 50 В. При этом применение люминесцентных приборов возможно при особых условиях. Электропроводка закрытая, лампы защищаются решеткой.

Расстояние и промежутки между предметами и стенами должны быть не менее одного метра, организуется отвод газации из гаража. Помещение снабжается прибором, показывающим подробную сводку о погоде. Изменение погодных показателей оперативно транслируется на прибор. Пожарные машины после эксплуатации чистятся и диагностируются на повреждения в специальных канавах. Реборды осмотровой канавы окрашиваются в предупредительный цвет.

Важно! 1100 н приказ МЧС указывает, что запрещается использовать в гаражах огонь, производить заправку автомобилей, заряжать аккумулятор, устанавливать преграды перед воротами и проходами, использовать воспламеняющиеся составы для чистки машин.

Помещение аккумуляторной

Пространство должно быть закрыто на ключ, химические вещества хранятся в стеклянных элементах, которые герметично закрываются. Опасные кислоты разливаются с помощью специальных устройств и перевозятся в деревянных или плетеных устройствах. Курение, открытый огонь, использование электроприборов запрещено. Помещение должно быть оборудовано вытяжкой, а на дверной панели устанавливается обозначающая табличка.

Рукавная база

Приказ 1100н регламентирует правила содержания базы, где производится тестирование и починка пожарных рукавов. Она размещена в отдельном или встроенном помещении. Испытание и обслуживание производится на специальном верстаке. Помещение должно регулярно проветриваться, исправные рукава раскладываются на полках для хранения в скрученном виде.

Испытания на базе, где проводится тестирование

Огневой полигон и огневая полоса психологической подготовки пожарных

Инструктаж и тренировки сотрудников ФПС проводит консультант. Он интересуется общим состоянием здоровья пожарных, проводит упражнения, демонстрирует сигнал оповещения, проверяет исправность всех рабочих систем.

Занятие на огневом полигоне ночью и допуск туда посторонних запрещаются. Он имеет специальное ограждение. Здесь производятся воспламенения и их тушение с помощью технического оборудования.

Важно! Пожарные преодолевают пространства, пораженные огнем, и учатся задержке дыхания. В процессе тренировок безопасность обеспечивается посредством водонапорных цистерн.

Учебная башня

Вид с вышки, расположенной во дворе учебной базы ГПС, охватывает всю вверенную территорию. У башни есть противопожарная дверь с отдельным входом, несколько окон. Правила устанавливают габариты здания и устройства подоконников и выступающих частей. Перед входом создается специальная территория определенных размеров.

Теплодымокамера

Она используется для тренировок в задымленном помещении. Имитация производится с помощью неядовитых составов. Запрещается использование в теплодымокамере полимерных изделий. Здесь есть минимум два выхода, а покрытие стен и пола – водостойкое. По окончании занятия помещение тщательно вентилируется.

Эксплуатация и техническое обслуживание пожарной техники в соответствии с приказом 1100н по охране труда

Автомобили подлежат учету, техническому тестированию согласно документации производителя. Осмотр проводит дежурный личный состав, все детали приводятся в надлежащее состояние. Водитель при пожарной ситуации соблюдает требования Правил.

Охрана труда при организации и осуществлении технологических процессов в МЧС

По прибытию к месту тушения огня автомобиль фиксируется с помощью тормозной системы. Нельзя ставить машину поперек дороги без включения сигнализации, оставлять открытыми двери.

Важно! Работа по тушению огня производится по команде начальника бригады. Подача воды запускается строго после выхода пожарных на исходные позиции.

Перечень веществ и материалов, при тушении которых опасно применять воду

Специалисты определяют ряд веществ, взаимодействие которых с водой может вызвать взрыв. Среди них – бромистый и боргидрированный алюминий, винилхлорид, различные гидриды металлов, металлоорганические соединения и сплавы, пентафториды. Кроме того, взрывоопасными веществами при соприкосновении с водой можно считать серную кислоту, составы с фосфором, цинком и щелочные металлы.

Важно! Полный перечень веществ можно найти в Приложении к Приказу Минтруда.

Таким образом, приказ 1100н регулирует работу пожарной службы. На основе этого документа разрабатываются внутренние норм эксплуатации приборов и помещений. Приказ регулирует охрану труда в пожарной части.

Проектирование пожарного депо

Для того чтобы грамотно осуществить проектирование сложных объектов, например, таких, как пожарное депо, обязательно требуется знание специфики их работы. Не менее важно учесть требования, которые выдвигаются к таким объектам с целью обеспечения максимальной их безопасности.

Требования к проектированию пожарных депо можно найти в Законодательстве РФ, а именно – в Федеральном законе, 1 части 32 статьи. Данный документ известен под номером 123-Ф3 и именуется техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (ПБ).

Проектирование пожарных депо: основные требования

Первое, что должен сделать проектировщик – отнести проектируемый объект к строго определенному классу по пожарной опасности. В зависимости от этого будут определяться правильные и безопасные для людей конструктивные и планировочные особенности здания и другие параметры.

Пожарное депо согласно Техрегламенту имеет класс функциональной пожароопасности Ф4.4.

Основными требованиями, выдвигаемыми к пожарным депо, являются следующие (статья регламента № 77):

  1. Размещать их следует на участках, которые имеют выезд на магистральные или общегородского значения дороги.
  2. Площадь депо определяется в задании на проектирование.
  3. Пожарное депо должно находиться не ближе, чем в 15-ти метрах от общественных учреждений либо жилых зданий, 30-ти метрах – от ДДУ, стационаров больниц, школ.
  4. Расположение депо должно проектироваться с учетом красной линии фронта выезда пожарных автомобилей (для депо разных типов расстояние составляет от 10 до 15 м).
  5. На территории депо продумывают 2 выезда с шириной ворот не меньше, чем 4,5 м.
  6. Все дорожки и площадки на территории депо проектируются с твердым асфальто- или цементнобетонным покрытием.
  7. Участок напротив площадки, с которой выезжают пожарные автомобили, оборудуется светофором со звуковым сигналом для предупреждения пешеходов и транспорта о начале движения охраны.
  8. Техническое задание, предоставленное заказчиком, должно определять какие здания (сооружения) и в каком количестве будут размещаться на территории депо.

Нормативы по пожарной безопасности зданий (сооружений), размещаемых на территории депо, на данный момент не регламентируются, поскольку документ, предписывающий нормы проектирования объектов пожарной охраны (НПБ № 101-95) не относится к стандартам.

Это значит, что проектировщику придется разрабатывать для объекта, так называемые, СТУ или специальные технические условия, т. е. раздел, в котором содержатся данные:

  • во-первых, отражающие специфику обеспечения ПБ на территории пожарного депо;
  • во-вторых, указывающие какие необходимо провести мероприятия (как организационного характера, так и инженерно-технические решения) для обеспечения должной ПБ объекта.

Разрабатываются специальные техусловия по определенной схеме, найти которую можно в приказе, разработанном Министерством регионального развития России (№ 36 от 01.04.2008 – о порядке разработки и согласования СТУ).

СТУ после разработки и утверждения заказчиком должны обязательно пройти экспертизу в уполномоченном органе исполнительной власти, затем вопрос рассматривает Министерство. Кроме этого, у заказчика на руках должно иметься положительное заключение МЧС РФ.

Особенности разработки СТУ

Подготовка специальных техусловий производится на основании таких нормативных правовых актов и документов:

  • действующих по ПБ, включая техрегламенты;
  • обязательного применения;
  • по ПБ, включая национальные стандарты и СП,

которые определенным образом касаются пожарных депо.

Ссылка и использование других методических документов либо не действующих в настоящий момент нормативов, в частности, норм проектирования объектов пожарной охраны, использовать при разработке СТУ не возбраняется.

НПБ 101-95 — «Нормы проектирования объектов пожарной охраны»

Нормы пожарной безопасности
НПБ 101-95
«Нормы проектирования объектов пожарной охраны»
(утв. заместителем Главного Государственного инспектора РФ
по пожарному надзору, введены в действие приказом ГУГПС МВД РФ
от 30 декабря 1994 г. N 36)

Дата введения 1 января 1995 г.

Взамен ВСН 1-91/СПАСР МВД РФ

1. Общие положения

2. Требования к земельным участкам и размещению зданий пожарных депо

3. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий пожарных депо

4. Инженерное оборудование

Приложение 1. Количество специальных пожарных автомобилей

Приложение 2. Площадь земельного участка пожарного депо

Приложение 3. Состав и площади помещений на территории пожарного депо

Приложение 4. Состав и площади помещений пожарного депо

Приложение 5. Состав и площади помещений центральных пожарных депо

Приложение 6. Ширина проходов в помещении пожарной техники

Приложение 7. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и населенных пунктов

Приложение 8. Здания и сооружения, размещаемые при пожарных депо I и III типов

1. Общие положения

1.1. Настоящие нормы содержат основные требования к проектированию объектов пожарной охраны.

1.2. Пожарные депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются:

тип I — центральные пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для

охраны городов;

тип II — пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны городов;

тип III — центральные пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для

охраны предприятий;

тип IV — пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны

предприятий;

тип V — пожарные депо на 2, 4 автомобиля для охраны населенных

пунктов (кроме городов).

1.3. Тип пожарного депо для охраны объектов народного хозяйства определяется заказчиком.

1.4. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и других населенных пунктов определяется в соответствии с прил.1 и 7.

1.5. В зависимости от количества единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей и средств связи, находящихся на вооружении управлений (отделов) ГПС по охране городов и спецформирований ГПС, создаются подразделения технической службы:

производственно-технические центры — свыше 400 единиц;

отряды технической службы — от 200 до 400 единиц;

части технической службы, не входящие в состав ПТЦ и отрядов, — от 50 до 200 единиц;

отдельные посты технической службы — до 50 единиц.

2. Требования к земельным участкам и размещению зданий пожарных депо

2.1. Пожарные депо следует размещать на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения.

2.2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений — не менее 30 м.

2.3. Пожарные депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 м.

2.4. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется по прил.2.

2.5. Состав и площади зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, определяются по прил.3, при этом допускается увеличение площади земельного участка.

2.6. Территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны.

2.7. В производственной зоне следует размещать здание пожарного депо, закрытый гараж-стоянку резервной техники и складские помещения.

2.8. В учебно-спортивной зоне пожарного депо следует размещать учебную пожарную башню, стометровую полосу с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в прил.3.

2.9. В жилой зоне размещаются жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.

2.10. В соответствии с заданием на проектирование на территории пожарных депо I и III типов размещаются объекты пожарной охраны, рекомендованные в прил.8.

2.11. Площадь озеленения территории пожарного депо должна составлять не менее 15% площади участка.

2.12. Территория пожарного депо, как правило, должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4,5 м.

2.13. Территория пожарного депо должна иметь ограждение высотой не менее 2,0 м.

2.14. Дороги и площадки на территории пожарного депо следует предусматривать с твердым покрытием.

2.15. Проезжая часть улицы и тротуар против выездной площади пожарного депо должны быть оборудованы светофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта связи части.

3. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий пожарных депо

3.1. Состав и площади помещений пожарных депо принимаются в соответствии с прил.4, а центральных пожарных депо — прил.5.

3.2. Пожарные депо следует проектировать не ниже II степени огнестойкости. Допускается при технико-экономическом обосновании для пожарных депо V типа проектировать одноэтажные здания III, Illa, V степеней огнестойкости. При этом в зданиях V степени огнестойкости поверхности деревянных стен, перегородок, потолков с внутренней стороны помещений должны быть оштукатурены.

3.3. Центральный вход в пожарное депо следует размещать со стороны главного фасада здания.

3.4. На путях движения личного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройство порогов, ступеней, а также устройство выступающих частей конструкций и оборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола.

3.5. Ширина коридоров на путях движения личного состава дежурной смены по тревоге должна быть не менее 1,4 м. При размещении дежурной смены на втором этаже здания открывание внутренних дверей должно предусматриваться по направлению движения к местам расположения спусковых столбов в помещение пожарной техники.

3.6. Высота помещений пожарной техники и мойки определяется заданием на проектирование в зависимости от типа пожарной техники.

3.7. Производственные процессы в пожарном депо по санитарно-гигиеническим требованиям относятся к I группе.

3.8. Пункт связи в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей.

3.9. Ширина проходов для личного состава между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания в помещении пожарной техники принимается в соответствии с прил.6. Глубина помещений пожарной техники, технического обслуживания и мойки в зданиях пожарных депо I — IV типов должна составлять 15 — 18 м, V типа — 12-15 м, а при размещении крупногабаритной автотехники — по заданию на проектирование.

3.10. Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30% всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размером не менее 0,7×2 м.

3.11. Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми полосами шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуется табло погодных условий. На передней стене у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 1,0×0,4 м.

3.12. Планировочная отметка дорожного покрытия перед выездом из здания пожарного депо должна быть ниже отметки пола помещения пожарной техники на 0,15 м. Уровень пола помещения пожарной техники следует проектировать ниже уровня пола смежных помещений не менее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении пожарной техники должен быть в сторону трапов и лотков, предусматриваемых перед выездными воротами, панели стен облицовываются керамической плиткой.

3.13. В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобиля и саморазмыкаться в начале его движения.

3.14. Пост мойки в пожарных депо I-IV типов следует проектировать в отдельном боксе.

3.15. Посты технического обслуживания в пожарных депо II, IV, V типов допускается совмещать с помещением пожарной техники.

3.16. В помещениях поста технического обслуживания и пожарной техники устраиваются осмотровые канавы из расчета: 1 канава на 3 автомобиля. Осмотровые канавы должны иметь два спуска (один — по ступенчатой лестнице, другой — по скобам) и сверху закрываться съемной решеткой из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм. По периметру канавы оборудуется предохранительная реборда высотой не менее 80 мм, пол и стены канавы облицовываются керамической плиткой, на ее дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для светильников должны быть защищены от механических повреждений.

3.17. Пункт связи должен иметь естественное освещение и располагаться смежно с помещением пожарной техники. В разделяющей их перегородке следует предусматривать окно размером 1,2 х 1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется приспособлением для передачи путевок. Выход из помещения пункта связи непосредственно в помещение пожарной техники не допускается.

3.18. Аккумуляторную пункта связи необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с пунктом связи. Вход в нее осуществляется через тамбур.

3.19. Помещение для технического обслуживания и хранения пожарных рукавов должно иметь естественное освещение.

3.20. Стены помещения мойки и сушки противогазов и аппаратов облицовываются керамической плиткой.

3.21. Помещение для отдыха дежурной смены должно быть расположено не выше второго этажа. Между помещениями для отдыха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать тамбур или коридор.

3.22. При размещении дежурной смены на втором этаже в междуэтажном перекрытии следует устраивать проем 1,2×1,2 м с металлическими столбами диаметром 200 мм для спуска в помещение пожарной техники из расчета 1 столб на 7 чел. дежурной смены. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двухстворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного открывания.

3.23. Учебный класс и кабинет начальника дежурной смены необходимо размещать рядом с помещениями дежурной смены.

3.24. Состав и площади помещений для региональных специализированных отрядов и специализированных частей, осуществляющих первоочередные аварийно-спасательные работы, определяются заданием на проектирование.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *