Существует много разновидностей продукции, которая относится к категории «невосстанавливаемая». К ней относятся и стальные канаты. Как правильно производить их браковку, на что ориентироваться, по каким критериям и нормам браковки оценивать нецелесообразность (или невозможность) дальнейшего применения стальных канатов – тема данной статьи.

Периодичность, виды осмотров стальных канатов, их содержание, а также нормы браковки подробно расписаны в РД РОСЭК № 012 от 1997 года. Все величины и методики, указанные в этом документе, рекомендательные, и распространяются на грузоподъемные механизмы любого типа. Но первоисточником все-таки является инструкция на конкретное устройство. Если в ней нет раздела, описывающего методику браковки канатов, то нужно ориентироваться на положения и табличные данные РД № 012.

Число обрывов нитей (проволок) каната – лишь один из критериев браковки и оценки тех/состояния образца, хотя их довольно много. Далее будут рассмотрены особенности диагностики повреждений именно такого типа и браковки изделия.

Что определяется при осмотре каната

  • Число обрывов проволоки
  • Их характер.
  • Интенсивность возрастания подобных дефектов.
  • Участки с максимальным количеством обрывов.

Конкретные рекомендации по определению необходимого для браковки количества обрывов отражены в таблицах №№ 4 – 9, 11 и 12 РД (пункт 2.1. документа). При этом учитываются: ГОСТ на канат, группа механизма, тип свивки, ее диаметр и число проволочек несущих.

    • 1 торчащий кончик проволоки считается как 1 обрыв, независимо от того, просматривается второй или он скрыт свивкой.
    • Первоочередное внимание обращается на состояние концевых заделок на предмет наличия в них дефектов.
    • Количество допустимых обрывов для стальных канатов, с помощью которых перемещается продукция повышенной опасности (ядовитые вещества, расплавленный металл и тому подобное), уменьшается вдвое.
    • Наличие на одном участке пряди более 3-х оборванных проволок – аргумент для браковки. Такой канат эксплуатировать запрещается. Аналогично, если полностью оборвана хотя бы 1 из прядей.

Нормы браковки стропов из стальных канатов. Браковка грузозахватных приспособлений

Кто производит осмотр съемных грузозахватных приспособлений? Каковы сроки осмотра?

Инженерно-технический работник, на которого возложена эта обязан­ность, должен периодически производить осмотр съемных грузозах­ватных приспособлений в следующие сроки:

· осмотр стропов — каждые 10 дней;

· осмотр траверс, захватов и тары — каждый месяц;

· осмотр редко используемых грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений должен произво­диться по инструкции, разработанной специализированной организа­цией. Результаты осмотра заносятся в журнал. Выявленные в процес­се осмотра неисправные грузозахватные приспособления должны изы­маться из работы.

ВНИМАНИЕ! Стропальщик перед началом работы и перед каждым использованием обязан проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок.

Таблица 3.1. Число видимых обрывов проволок, при превышении которых канатные стропы подлежат выбраковке

Рис. 3.18. Признаки браковки стропов:

1 — надрыв; 2 — трещина; 3 — износ; 4 — деформация коуша; 5 — отсутствие замка; 6 — деформация крюка; 7 — выступающие концы проволок; 8 — перегиб; 9 — перекручивание; 10 — обрыв пряди; 11 — узел

Каковы признаки и нормы браковки стропов?

· отсутствие или повреждение маркировочной бирки;

· число видимых обрывов проволок канатной ветви превышает ука­занное в табл. 3.1;

· обрыв 10 пряди каната (рис. 3.18);

· деформации стальных канатов: перекручивание 9, заломы, пере­гибы 8, узлы 11, раздавливание и т.п.;

· надрывы 1, трещины 2 навесных звеньев и крюков;

· износ поверхности навесных звеньев 3, крюков или местные вмя­тины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения
на 10 %;

· отсутствие на крюках предохранительных замков 5;

· остаточные деформации 6, приводящие к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 % (крюк разогнут);

· деформации (выпадение) коушей 4 или их износ более чем на 15 %;

· выступающие концы проволок 7 заплетки;

· трещины на опрессованных втулках;

· признаки смещения каната в заплетке или втулке.

Рис. 3.19. Браковка стропа при наличии обрывов проволок:

1 — штангенциркуль; d K — диаметр каната

Как провести браковку канатного стропа при наличии обрывов проволок?

Необходимо знать диаметр каната, из которого изготовлен строп. Если диаметр каната неизвестен, то его можно измерить штангенцирку­лем 1 (рис. 3.19) по выступам прядей. Далее необходимо решить, на каком из нормируемых участков вы будете определять число обры­вов. На изображенном канате почти все обрывы умещаются на участ­ке длиной 3d K . Затем необходимо отметить мелом или другим спосо­бом участок длиной 3d K и посчитать число оборванных проволок. Число обрывов не следует путать с количеством торчащих концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. На изображенном канате мы обнаружили 6 обрывов. В соответствии с табл. 3.1 на участке длиной 3d K допускается 4 обрыва, следовательно, строп неисправен.

Каковы нормы браковки гибких элементов цепных стропов?

· наличие трещин 4, надрывов 3 (рис. 3.20), расслоения металла в
звеньях цепи;

· наличие погнутости 2 звеньев цепи;

· уменьшение диаметра звена вследствие износа 5 и других механических повреждений 1 более 10 %;

· удлинение (вытяжка) 6 звена цепи более 3 % от первоначального
размера.

В каких случаях бракуются текстильные стропы?

· отсутствие этикетки (бирки) или невозможность прочитать сведе­ния о стропе; узлы на стропе;

· поперечные порезы или разрывы ленты;

· разрыв шва у основания петли;

· сквозные повреждения или прожоги несущего слоя;

· повреждение более 10 % площади поперечного сечения ленты;

· расслоение нитей лент и т. п.

Рис. 3.20. Признаки браковки цепных стропов:

1 — повреждения; 2 — погнутость; 3 — надрыв; 4 — трещина; 5 — износ; 6 — удлинение

Производственная тара

Для каких грузов предназначены различные виды тары?

Тарой называют приспособления, предназначенные для перемещения штучных, тарно-штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.

Рис. 3.21. Виды тары:

а — поддон для кирпича; б- специализированный контейнер; в — плоский поддон; г — ящик для бетона; д — бункер для бетона

Средства пакетирования — поддоны (рис. 3.21, а, в) — предназначе­ны для перемещения штучных грузов. Конструкции и размеры под­донов стандартизированы. Наиболее распространенными являются плоские поддоны размером 800 х 1 200 мм.

Контейнеры — это многооборотные замкнутые приспособления вме­стимостью более 1 м 3 , предназначенные для штучных и тарно-штучных грузов. Контейнеры бывают универсальные, предназначенные для раз­личных грузов, и специализированные (рис. 3.21, б) — для перемеще­ния и хранения грузов с одинаковыми свойствами. В настоящее время основное количество грузов перемещается в универсальных круп­нотоннажных контейнерах массой брутто 20 и 30 т.

Бункеры, бадьи, ящики (рис. 3.21, г, д) применяют для сыпучих и по­лужидких грузов. В строительстве широко применяют бункеры спе­циальной конструкции для подачи бетонной смеси. Для транспорти­ровки бетонной смеси в небольших количествах применяют бадьи и ящики.

Бочки и цистерны применяют для жидких грузов.

Какие требования предъявляются к изготовлению и маркировке тары?

Тара должна изготавливаться в соответствии с технологическими кар­тами или индивидуальными чертежами.

После изготовления тара должна подвергаться техническому освиде­тельствованию (осмотру), испытанию контрольным грузом тара не подлежит.

Рис. 3.22. Маркировка тары

На таре (рис. 3.22), за исключением специальной технологической, должно быть указано:

· назначение тары;

· собственная масса;

· наибольшая масса груза, для транс­портировки которого она предназначена.

Как правильно заполнять тару?

Тара должна заполняться только тем материалом, для которого предназначена. Заполнение тары материалом с большей удельной массой может стать причиной перегрузки крана или разру­шения тары.

Сыпучие и мелкоштучные грузы долж­ны располагаться не выше 100 мм от уровня бортов (рис. 3.23). Для предотвращения перегрузки тары на ее борту должна быть нанесена черта заполнения.

Полужидкие и жидкие грузы дол­жны заполнять не более 3/4 объе­ма тары.

Рис. 3.23. Заполнение тары

В какие сроки должен произво­диться осмотр тары? По каким при­знакам выбраковывается тара?

Инженерно-технический работник, на которого возложена эта обязанность, должен производить осмотр тары каждый месяц.

Не допускается нахождение в местах производства работ немарки­рованной и поврежденной тары.

Признаки выбраковки тары:

· отсутствие маркировки;

· деформация бортов;

· трещины любых размеров (обычно возникают в сварных швах);

· неисправность запорных устройств;

· износ проушин более 10 % от первоначального размера.

ВНИМАНИЕ! Стропальщик должен перед началом работы и перед каж­дым использованием проверить исправность тары и наличие на ней маркировки.

размер шрифта

ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА В МОРСКИХ ПОРТАХ- ПОТ РО-152-31-82-03-96 (утв- Приказом Минтранса РФ от 09-01-96 2) (2017) Актуально в 2018 году

Приложение 5 НОРМЫ БРАКОВКИ СТРОПОВ ИЗ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

1. Браковка находившихся в работе стропов из стальных канатов (тросов) производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки. Браковка канатов, изготовленных из проволок одинакового диаметра, производится согласно данным табл. 1 и рисунка (здесь и далее рисунки не приводятся).

2. Шаг свивки каната определяют следующим образом. На поверхности какой-либо прядки (см. рисунок) наносят метку (точка А), от которой отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната (например, 6 в шестипрядном канате), и на следующей после отсчета пряди (в данном случае на седьмой) наносят вторую метку (точка Б). Расстояние между метками (точками А и Б) принимается за шаг свивки каната.

У многопрядных тросов (например, у каната 18 х 19 = 342 проволоки с одним органическим сердечником) имеется 6 прядей во внутреннем слое и 12 — в наружном. Шаг свивки в этом случае определяется по числу прядей в наружном слое.

3. Браковка каната, изготовленного из проволок различного диаметра, конструкции 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником производится согласно данным, приведенным в первой графе табл. 1, причем число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрыв тонкой проволоки принимается за 1, а обрыв толстой проволоки — за 1,7.

Например, если на длине одного шага свивки каната при первоначальном коэффициенте запаса прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составляет 6 х 1 + 5 х 1,7 = 14,5, т.е. более 12 (см. табл. 1), следовательно, канат бракуется.

4. Число обрывов проволок на длине одного шага свивки как критерий браковки каната, конструкция которого не указана в табл. 1, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок. Например, для каната конструкции 8 х 19 = 152 проволоки с одним органическим сердечником ближайшим по табл. 1 является канат 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником. Для определения признака браковки следует число обрывов на одном шаге свивки для каната 6 х 19 = 114 проволок с одним органическим сердечником умножить на коэффициент 96 / 72 = 1,33, где 96 и 72 — число проволок в наружных слоях прядей одного и другого канатов. Число проволок в наружных слоях прядей определяется по стандарту на соответствующий канат или путем подсчета.

Таблица 1

ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК НА ДЛИНЕ ОДНОГО ШАГА СВИВКИ КАНАТА, ПРИ КОТОРОМ КАНАТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБРАКОВАН

Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном Правилами отношении Конструкция каната
6 х 19 = 114 6 х 37 = 222 6 х 61 = 336 18 х 19 = 342
и один органический сердечник и один органический сердечник и один органический сердечник
Свивка каната
Крестовая Односторонняя Крестовая Односторонняя Крестовая Односторонняя Крестовая Односторонняя
До 6 12 6 22 11 36 18 36 18

Таблица 2

НОРМЫ
БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ

5. При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как критерий браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2. При износе (или коррозии), достигшем 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего достаточную точность. Для этого отгибается конец проволоки в месте обрыва на участке наибольшего износа. Замер оставшейся толщины проволоки производится у отогнутого конца после предварительного удаления с него грязи и ржавчины.

6. При числе обрывов проволок на длине одного шага свивки меньше, чем указано в табл. 1 или чем определено указаниями в п. п. 3, 4, 5 настоящего Приложения, а также при наличии поверхностного износа проволок без обрыва, строп может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотра.

7. При обнаружении в стропе оборванной пряди канат к дальнейшей работе не допускается.

Примечание. Нормы браковки канатов грузоподъемных машин приведены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утв. Госгортехнадзором России 30.12.92.

Приложение 6
к настоящим Правилам

Грузоподъёмные работы относятся к категории опасных. Задействованный на перемещении грузов персонал: крановщики, стропальщики проходят специальное обучение, аттестуется, допуск осуществляется при наличии типового удостоверения. К грузоподъёмным приспособлениям предъявляются повышенные требования по эксплуатации, хранению, выбраковке.

Использование текстильных стропов

Правила эксплуатации текстильных грузоподъёмных чалочных приспособлений основываются на «РД 24-СКЗ-01-01 Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации «. Руководящий документ (РД) утверждён Госгортехнадзором РФ.

Использование текстильных строп в качестве грузозахватных приспособлений регламентируется следующими параметрами:

  • Тип (ленточные либо круглопрядные);
  • Конструкция;
  • Материал.

Область применения: промышленные, складские, транспортные организации. ТУ определяют вариативность климатических особенностей применения согласно ГОСТ 15150. Производство и реализация текстильных стропов разрешено только лицензированным предприятиям.

Стропы текстильные, типология

Разделение по типам проводится по принятым параметрам:

  1. Ветвевые петлевые – одна из петлей удерживает груз, другая навешивается на крюк грузоподъёмного механизма. Концевые элементы различаются по исполнению;
  2. Кольцевые (одно и многослойные) – обвязка груза производится непосредственно стропом с закреплением конечных петель (колец) на крюке крана;
  3. Составные (полотенца) – лента, состоящая из нескольких полос, соединённых общим для каждой из полос звеном по обеим сторонам. Допускается дополнительное соединение в нескольких местах, в том числе гибкими стежками. Применяется лента в 2 и более слоя. Таким путём получают стропы для многотонных конструкций.

Обеспечение безопасности

Грузозахватные приспособления съёмного типа проектируются и производятся специализированными лицензированными предприятиями и организациями с соблюдением обязательных условий:

  • Надёжность, безопасность использования, прочность;
  • Минимизация собственного веса, максимальная грузоподъёмность;
  • Удобство и простота обслуживания;
  • Конструктивная простота;
  • Универсальность применения.

Многоветвевые стропы рассчитаны на угол 90, если специально не оговорён их угол для конкретного груза. Изготовитель и эксплуатационник обязаны обеспечить натяжение каждой ветви с равным усилием. Коэффициент запаса прочности берётся не менее 7.

Каждый элемент конструкции имеет акт-сертификат поставщика-изготовителя. Испытания проводятся по утверждённой программе. Проверяются показатели:

  • Качество и длина сшивки;
  • Количество слоёв;
  • Соответствие применяемых материалов ТУ, ГОСТу;
  • Заявленную грузоподъёмность и запас прочности;
  • Маркировка;
  • Упаковка;
  • Документальное оформление.

Статические испытания, как гласит инструкция, проводятся плавным нагружением ветви (ленты) 125% заявленной грузоподъёмности на 3 мин. Коэффициент запаса прочности подтверждается выдерживанием 10 мин. семикратной заявленной грузоподъёмности. Испытания холодом проходят при –50 0 90 мин.

Сведения о выпущенных грузозахватных приспособлениях с перечнем необходимых данных фиксируется в журнале. Изделие снабжается паспортом, металлической биркой либо клеймом.

Условия хранения

Изготовителем гарантируется сохранение товарных качеств изделия при условии соблюдений правил хранения по ГОСТ 15150:

  • Хранить в чистом сухом проветриваемом помещении;
  • На стеллажах из нержавеющих материалов в свёрнутом либо сложенном состоянии без перекручивания;
  • В подвешенном виде, каждый комплект на отдельном крючке или вешалке;
  • Маркировка краской, бирки находятся снаружи, чтобы исключить возможность перепутывания.

Стропы из полимерных материалов не допускается хранить на полу, на поверхностях, подверженных коррозии, вблизи источников тепла и ультрафиолетового излучения. Контакт с плотными газами, химикатами недопустим. Исключается хранение забракованных строп совместно с пригодными, в свободном доступе.

Правила эксплуатации текстильных стропов

Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов ПБ 10-382-00 и внутрипроизводственные правила и инструкции регламентируют эксплуатацию грузоподъёмных приспособлений на предприятиях и в организациях.

Руководитель, ответственный за безопасное перемещение грузов назначает на участках работ ответственных за хранение и эксплуатацию текстильных строп.

Руководитель работ обязан регулярно отслеживать, чтобы в соответствии с инструкцией проводилась периодическая проверка состояния строп, не реже раза в декаду, включая и редко используемых. Не задействованные в производстве тестируются при получении. Результаты визуального осмотра заносятся в журнал за подписью должностного лица.

До крановщиков и стропальщиков доводится ведомственная инструкция о правилах хранения, использования, методика и очерёдность ревизионных приёмов осмотра и браковки приспособлений.

Редко используемая оснастка и с истекшим гарантийным сроком (12 месяцев) перед использованием подвергается 10-и минутному тестированию двойной нагрузкой. Ремонт и восстановление силами предприятия не проводится – испытания и аттестацию доверено проводит только специализированным предприятиям.

Оптимальный срок годности текстильного стропа равняется 3 месяцам при эксплуатации в 1 смену, если не будет выявлено дефектов раньше означенного срока.

Правила безопасного перемещения грузов

Лицо, ответственное за безопасное перемещение грузов на участке (организации) из числа инженерно-технических работников (ИТР) осуществляет проверку и надзор за надлежащей эксплуатацией грузоподъёмных механизмов и чалочных приспособлений, безопасным проведением работ.

Ответственный ИТР организует и проводит периодический осмотр с целью выявления непригодных к безопасной эксплуатации съёмных приспособлений для погрузочно-разгрузочных работ. Следит за ведением журнала учёта и осмотра текстильных ленточных стропов.

В сферу обязанностей входит недопущение к работе неаттестованного персонала, изъятие немаркированных, изношенных чалок в изолятор брака для утилизации. Для безопасного проведения работ привлекается плакатная продукция: графическое изображение безопасных приёмов зацепки и обвязки вывешивается на производственных площадках, выдаётся исполнителям работ.

Требования к чалочной оснастке при перемещении грузов на погрузочно-разгрузочных операциях:

  • Наличие бирки, где указан срок годности текстильных строп и грузоподъёмность;
  • Отсутствие видимых повреждений;
  • Соответствие массе и конфигурации груза;
  • Центровка груза, обеспечение равномерной нагрузки на ветви и стропы;
  • Межветвевой угол должен быть меньше 120 0 ;
  • Обеспечение надёжной фиксации стропа на крюке, оснащённом защёлкой;
  • Обвязка без узлов и перекруток строп.

Для каждого типа грузов разрабатываются схемы строповки, технологические карты. Перемещение материалов с острыми кромками требует наложение прокладок между стропом и грузом, применение защитных чехлов.

Длинномерные и габаритные грузы закрепляются не менее чем в 2 точках. Пакеты штучных грузов требуют обвязки во избежание падения. Свободные концы стропов обязательно фиксируются, чтобы избежать случайных зацепов.

Не допускается вытягивать краном стропы, зажатые грузом. Необходимо использовать инвентарные прокладки для предупреждения защемления. Повреждения стропа вследствие нарушений радиуса кривизны или острых кромок на поверхности крюка недопустимы.

Браковка текстильных строп. Правила и нормы

До каждого исполнителя и ИТР, прямо или косвенно задействованных в работе с крановым хозяйством, доводится производственная инструкция по безопасным приёмам работы и браковке ленточных строп.

Текстильные стропы подлежат выбраковке и уничтожению при следующих обстоятельствах:

  • Утрата паспорта изготовителя;
  • Отсутствие бирки либо нечитабельность информации;
  • Узлы на лентах стропов;
  • Единичные поперечные разрывы либо разрезы, превышающие 50 мм;
  • Множественные поперечные повреждения, равные общей длиной 1/10 ширины ленты.

Браковка ленточных стропов производится при расслоении ленты длиной 500 мм на 2 внутренних или 1 крайнем шве (разрыв прострочки). Или обнаружены множественные расслоения суммарно равные или большие 200 мм. Отслоение сшивки либо края ленты у петли на 1/10 длины заделки концов.

Обнаружение обрывов нитей верхнего слоя ленточных стропов, появившихся в результате воздействия сил трения и острых кромок груза. Суммарная длина наружных повреждений нити не должна превышать 1/10.

Нормы и правила браковки при обнаружении повреждений химически активными и нейтральными веществами:

  • При выявлении многочисленных повреждений агрессивными веществами кислой и щелочной среды, нефтепродуктами, составляющих 1/10 ширины либо длины. Или если лента имеет единичные повреждения по ширине 50 мм и более, стропы подлежат изъятию;
  • Стойкие загрязнение ½ длины химически пассивными веществами: красители, грунт, цементный раствор, клеи.

Единичные сквозные термические повреждения, занимающие 1/10 ширины или не менее 3 прожжённых отверстий любого размера, промежуток между которыми менее 1/10 ширины ленты, должны браковаться.

Это правило действует и в отношении отверстий, когда дефект получен механическим путём прижатием к остроугольным предметам либо в результате ударов.

Пристальное внимание уделяется металлическим элементам сборки и крепления конструкции. Выбраковка производится при обнаружении незначительных трещин.

Вмятин, механического износа, сокращающего поперечное сечение элемента на 1/10. Деформационные изменения, привёдшие к изменению физического размера элемента на 3%. Дефекты соединительных, крепёжных элементов, резьбовых соединений не допускаются. Выход нитей, расслоение в пограничных зонах – повод для дефектации и вывода из эксплуатации текстильных стропов.

Сквозные и поверхностные продольные разрывы и разрезы. Такое повреждение не должно превышать 1/10 на локальном участке длиной 1,5 м, имеющем наибольшие повреждения. Либо сумма повреждений, в том числе параллельных, 1/10 протяжённости ленточного стопа.

Списание стропов

Стропы, имеющие один из перечисленных дефектов, изымаются из обращения, изолируются. На основании записи в журнале учёта и осмотра текстильных ленточных стропов составляется акт на списание утверждённого на предприятии образца.

Для исключения возможности повторного вовлечения их в производственный процесс, текстильные ленточные стропы искусственно приводятся в полную негодность либо уничтожаются.

Кто производит осмотр съемных грузозахватных приспособлений? Каковы сроки осмотра?

Инженерно-технический работник, на которого возложена эта обязан­ность, должен периодически производить осмотр съемных грузозах­ватных приспособлений в следующие сроки:

    осмотр стропов — каждые 10 дней;

    осмотр траверс, захватов и тары — каждый месяц;

    осмотр редко используемых грузозахватных приспособлений — перед выдачей их в работу.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений должен произво­диться по инструкции, разработанной специализированной организа­цией. Результаты осмотра заносятся в журнал. Выявленные в процес­се осмотра неисправные грузозахватные приспособления должны изы­маться из работы.

ВНИМАНИЕ! Стропальщик перед началом работы и перед каждым использованием обязан проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок.

Таблица 3.1. Число видимых обрывов проволок, при превышении которых канатные стропы подлежат выбраковке

Рис. 3.18. Признаки браковки стропов:

1 — надрыв; 2 — трещина; 3 — износ; 4 — деформация коуша; 5 — отсутствие замка; 6 — деформация крюка; 7 — выступающие концы проволок; 8 — перегиб; 9 — перекручивание; 10 — обрыв пряди; 11 — узел

Каковы признаки и нормы браковки стропов?

    отсутствие или повреждение маркировочной бирки;

    число видимых обрывов проволок канатной ветви превышает ука­занное в табл. 3.1;

    обрыв 10 пряди каната (рис. 3.18);

    деформации стальных канатов: перекручивание 9, заломы, пере­гибы 8, узлы11, раздавливание и т.п.;

    надрывы 1, трещины2 навесных звеньев и крюков;

    износ поверхности навесных звеньев 3, крюков или местные вмя­тины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения на 10 %;

    отсутствие на крюках предохранительных замков 5;

    остаточные деформации 6, приводящие к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 % (крюк разогнут);

    деформации (выпадение) коушей 4 или их износ более чем на 15 %;

    выступающие концы проволок 7 заплетки;

    трещины на опрессованных втулках;

    признаки смещения каната в заплетке или втулке.

Рис. 3.19. Браковка стропа при наличии обрывов проволок:

1 — штангенциркуль; d K — диаметр каната

Как провести браковку канатного стропа при наличии обрывов проволок?

Необходимо знать диаметр каната, из которого изготовлен строп. Если диаметр каната неизвестен, то его можно измерить штангенцирку­лем 1 (рис. 3.19) по выступам прядей. Далее необходимо решить, на каком из нормируемых участков вы будете определять число обры­вов. На изображенном канате почти все обрывы умещаются на участ­ке длиной 3 d K . Затем необходимо отметить мелом или другим спосо­бом участок длиной 3 d K и посчитать число оборванных проволок. Число обрывов не следует путать с количеством торчащих концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. На изображенном канате мы обнаружили 6 обрывов. В соответствии с табл. 3.1 на участке длиной 3d K допускается 4 обрыва, следовательно, строп неисправен.

Каковы нормы браковки гибких элементов цепных стропов?

    наличие трещин 4, надрывов 3 (рис. 3.20), расслоения металла в звеньях цепи;

    наличие погнутости 2 звеньев цепи;

    уменьшение диаметра звена вследствие износа 5 и других механических повреждений 1 более 10 %;

    удлинение (вытяжка) 6 звена цепи более 3 % от первоначального размера.

В каких случаях бракуются текстильные стропы?

    отсутствие этикетки (бирки) или невозможность прочитать сведе­ния о стропе; узлы на стропе;

    поперечные порезы или разрывы ленты;

    разрыв шва у основания петли;

    сквозные повреждения или прожоги несущего слоя;

    повреждение более 10 % площади поперечного сечения ленты;

    расслоение нитей лент и т. п.

Рис. 3.20. Признаки браковки цепных стропов:

1 — повреждения; 2 — погнутость; 3 — надрыв; 4 — трещина; 5 — износ; 6 — удлинение

ВЫБРАКОВКА ТАЛЕВОГО КАНАТА

Перед началом работы канаты периодически осматривают, обращая внимание на то, чтобы на них не было петель и узлов, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного износа, порванных прядей или отдельных проволок.

Браковку канатов грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, проводят по следующим критериям:

v характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

v разрыв пряди;

v поверхностный и внутренний износ;

v поверхностная и внутренняя коррозия;

v местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

v уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

v деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

v повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Находящиеся в работе стальные канаты, изготовленные из одинаковых по диаметру проволок, бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки (рис.1) в соответствии с номерами, указанными в табл. 2. Канаты бракуют также по обрыву прядей, при наличии забоин и замятии, а также по износу и коррозии.

Рисунок 1 – Механические повреждения каната: а) залом каната; б) раздавливание каната; в) уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника; г) выдавливание проволок прядей; д) износ наружных проволок каната; е) обрыв наружных проволок каната.

Канат бракуют, если порвана или перебита прядь (рис.1).

Металлические тросы также бракуют при обрыве пряди каната; при выходе металлического или пенькового сердечника или прядей внутреннего слоя многослойного каната на поверхность каната; при появлении плоских участков, местного увеличения или уменьшения диаметра каната, волнистости, при которой ось каната принимает спиральную форму; при образовании петель, заломов и перекручиваний; при выгорании сердечника и изменении цвета проволок каната.


Поверхностный износ или коррозию проволок устанавливают по уменьшению диаметра каната, величину которого устанавливают при помощи микрометра или штангенциркуля. Если диаметр проволоки по сертификату 1 мм, а после замера установлено, что он равен 0,9, то поверхностный износ или потери от коррозии упрощенно определяют по приближенной формуле: (1 — 0,9)100=10 %.

Таблица 2 – Нормы браковки стальных канатов — по первоначальному коэффициенту запаса прочности — по числу проволок, оборванных на длине одного шага свивки каната (числитель – крестовой свивки, знаменатель – односторонней).

Годность каната, бывшего в употреблении, проверяют следующим образом: измеряют диаметр каната с погрешностью не более 0,1 мм, находят шаг свивки; на всей длине шага свивки определяют число оборванных проволок (допустим их было 11) и первоначальный коэффициент запаса прочности (в случае строповочных канатов он составляет более 6);

по табл. 2 находят, что при таком коэффициенте запаса прочности канат принятой конструкции должен быть забракован при 13 оборванных проволоках; следовательно, канат может быть допущен к работе в том случае, если на нем нет дополнительно признаков износа, коррозии и других дефектов.

Если кроме обрывов проволок канат имеет поверхностный износ или коррозию, а также забоины и замятины, то число обрывов проволок, при котором канат бракуют, снижается в соответствии с признаками (данными), приведенными в табл. 3.

Таблица 3 – Нормы браковки стальных канатов по числу обрывов проволок при поверхностном износе, коррозии или забоинах и замятинах.

Стальные канаты грузоподъемных машин, предназначенные для подъема людей, бракуют при числе обрывов проволок на одном шаге свивки вдвое меньшем, чем указано в табл. 2. При износе или коррозии, достигших 40 % и более, канат должен быть забракован. При осмотре канатов, изготовленных из проволок различного диаметра, обрыв тонкой проволоки условно принимают за 1, а толстой за 1,7. Если на длине одного шага свивки каната с первоначальным коэффициентом запаса прочности более 6 оборваны 4 тонкие проволоки и 5 толстых, условное число обрывов проволок каната составит 4×1+5×1,7=12,5, а браковочное число обрывов проволок 13. Следовательно, канат может быть использован при условии, что у него нет поверхностного износа или коррозии проволок.

Канаты, предназначенные для транспортирования расплавленного металла или раскаленных изделий, взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок на одном шаге свивки, чем указано в табл. 2, с учетом норм браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии.

Каждый стальной канат перед отправкой заказчику необходимо упаковать и маркировать — прикрепить бирку с указанием основных сведений о канате в соответствии с ГОСТ 3241-80, приложить копию сертификата (свидетельства об испытании) с указанием длины каната на барабане. Канаты, как правило, отправляют намотанными на барабаны. При этом применяют катушки (барабаны) диаметром, равным не менее 15 диаметров каната. Борт барабана должен выступать над наружным слоем намотанного каната диаметром до 25 мм на величину, равную 2 диаметрам каната, а при диаметре каната более 25 мм — не менее чем на 50 мм.

Выбраковка талевых канатов

Талевые канаты изготовляются для разнообразных конструкций, поэтому они могут быть различной длины и толщины. Обычно выбраковка нужна при продолжительном и неправильном использовании каната. Перед началом эксплуатации тросы часто оглядывают на предмет нарушений.

Параметры, которые свидетельствуют, что нужно проверить трос на брак:

  • присутствие разорванных частей изделия;
  • на канате возникают различные искривления;
  • появляются следы ржавчины;
  • есть признаки химического воздействия на изделие, типа окалин, изменения окраски и т.д.

Канаты из стали, которые созданы из одинаковых по толщине проволок, проверяют по числу разрывов проволок на продолжительности одного шага свивки. Выбраковку изделий производят также по разрывам прядей, при присутствии забоин, а также при разрушении и ржавчине.

Внешний износ либо ржавчину тросов определяют по уменьшению толщины изделия, величину которого определяют, используя специальные инструменты.

Выбраковку тросов также производят при разрывах части изделия, при возникновении плоских участков повышения либо уменьшения толщины троса, при разрушении сердечника.

В идеальном виде выбраковка осуществляется специальными инструментами, которые не постоянно дают хороший результат. Многие желают узнать формулу подсчета наработки троса. Существует много разной заграничной и российской литературы на эту тему, и для различных случаев нужно выбирать разную литературу.

Возьмем в качестве примера расчет нормы в стандартных условиях:

  • обычное использование каната – СПО;
  • спуск колонны — 1/2 х СПО;
  • отбор керна – 2хСПО;
  • работы, связанные с бурением — 3хСПО.

Как можно из этого понять, главным параметром здесь являются спуско-подъемные операции. Зависимо от трудности работы трос будет терять свои ценные способности и изнашиваться.

Дальше, согласно формуле, необходимо завести журнал измерений разрушения и выбраковки согласно стандартам безопасного выполнения работы. Сегодня есть компьютерные программы, которые позволяют удобно вести журнал выбраковки.

И хотя контроль способом ведения журнала и расчета формул удобный, ничто не заменит ручную проверку троса перед началом процесса эксплуатации. Часто условия сохранения и характеристики места положения троса есть основными параметрами, из-за которых нужно совершить дополнительную проверку изделия на выбраковку.

(к ст. 5.3.9)

Нормы браковки канатов грузоподъемных кранов-манипуляторов

1. Браковку канатов грузоподъемных кранов-манипуляторов, находящихся в эксплуатации,

проводят в соответствии с настоящим приложением.

Для оценки безопасности использования канатов используются следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 — 3), в том числе наличие обрывов проволок у

концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность

возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в)поверхностный и внутренний износ;

г)поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннег, сечения);

ж)деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т. п.;

з)повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, подлежат браковке при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

Таблица 1

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются

Число

Конструкции

Тип

ГОСТ

Группа

классификации (режима) механизма

несущих

канатов по

ИСО и

свивки

на

Ml, M2, М3

и М4

М5, М6

проволок в

государственным

стандартам

канат

крестовая

свивка

односторонняя

свивка

крестовая

свивка

односторонняя

свивка

наружных

на участке

длиной

прядях

6d

30d

6d

30d

6d

30d

6d

30d

n£50

6х7(6/1)

2

4

1

2

4

8

2

4

6х7(1+6)+1х7(1+6)

ЛК-О

3066-80

6х7(1+6)+1о.

с.

ЛК-О

3069-80

8х6(0+6)+9о.

с.

ЛК-О

3097-80

51£n£75

6х19(9/9/1)*

3

6

2

3

6

12

3

6

6х19(1+9+9)+1о.

с.

ЛК-О

3077-80

6х19(1+9+9)+7х

х7(1+6)*

ЛК-О

3081-80

76£n£100

18х7(1+6)+1о.

с.

ЛК-О

7681-80

4

8

2

4

8

16

4

8

101£n£l20

8х19(9/9/1)*

5

10

2

5

10

19

5

10

6х19(12/6/1)

6xl9(12/6+6F/l)

6x25FS(12/12/l)*

6х19(1+6+6/6)+7х

x7(l+6)

ЛК-Р

14954-80

6xl9(l+6+6/6)+lo.

ЛК-Р

2688-80

6х25(1+6;

6+12)+lo. c.

ЛК-З

7665-80

6х25(1+6;

6+12)+7х7(1+6)

ЛК-З

7667-80

121£n£l40

8х16(0+5+11)+9о.

с.

ТК

3097-80

6

11

3

6

11

22

6

11

141£n£160

8xl9(12/6+6F/l)

6

13

3

6

13

26

6

13

8х19(1+6+6/6)+lo.

ЛК-Р

7670-80

161£n£180

6х36(14/7+7/7/1)*

7

14

4

7

14

29

7

14

6х30(0+15+15)+7о.

с.

ЛК-О

3083-80

6х36(1+7+7/7+14)+

+lo. c.*

ЛК-РО

7668-80

6х36(1+7+7/7+14)+

+7х7(1+6)*

ЛК-РО

7669-80

181£n£200

6х31(1+6+6/6+12)+

+lo. c.

8

16

4

8

16

32

8

16

6x3l(l+6+6/6+12)+

+7х7(1+6)

6×37(l+6+15+l5)+

+lo. c.

ТЛК-О

3079-80

201£n£220

6х41(16/8+8/8/1)*

9

18

4

9

18

38

9

18

221£n£240

6х37(18/12/6/1)

18xl9(l+6+6/6)+lo.

ЛК-Р

3088-80

241£n£260

10

21

5

10

21

42

10

21

261£n£280

11

22

6

11

22

45

11

22

281£n£300

12

24

6

12

24

48

12

24

300£n

0,04n

0,08n

0,02n

0,04n

0,08n

0,16n

0,04n

0,08n

Примечания. 1. n — число несущих проволок в наружных прядях каната; d — диаметр каната, мм.

2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с

несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя.

В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя

прядь и не учитывается.

3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых

может быть в 2 раза больше.

4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях,

превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и

отмечен звездочкой.

5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или

из металла с синтетической футеровкой отмечается появление значительного числа

обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок

или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты

отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

6. Незаполненные строки в графе «Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам» означают отсутствие конструкций канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок более 300 число обрывов проволок, при котором канат бракуется, определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы, причем полученное значение округляется до целого в большую сторону.

Рис. 1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки

Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:

а — в канате крестовой свивки; б — в канате односторонней свивки

Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:

а — в нескольких прядях каната; б — в двух прядях в сочетании с местным износом

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 4) или коррозии (рис. 5) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятая, разрыва и т. п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6).

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с табл. 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате, износа (см.рис. 4,д) или коррозии (см. рис. 5,д) на 40% и более канат

бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа,указанной в табл. 2.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного каната.

Рис. 4. Износ наружных проволок каната крестовой

свивки:а — небольшие лыски на проволоках; б -увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в — удлинение лысок в

отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г -лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д — интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40 %)

Рис. 5. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:а — начальное окисление поверхности; б -общее окисление поверхности; в — заметное окисление; г — сильное окисление; д — интенсивная коррозия

Рис. 6.Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

Таблица 2

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного взноса или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

Число обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50

Рис. 7.Уменьшение площади поперечного сечения проволок

(интенсивная внутренняя коррозия)

Рис. 8.Волнистость каната (объяснение в тексте)

4. Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической

части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных

обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей

(рис.7), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации

при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и

более, канат бракуется.

5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей

работе не допускается.

6.Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис.8). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Hв и свивки каната Нк канат бракуется при dв³1,08dк, где dв ¾ диаметр спирали волнистости, dк ¾ номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв³4/3dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 dк.

7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис.9); выдавливания сердечника (рис.10); выдавливания или расслоения прядей (рис.11); местного увеличения диаметра каната (рис.12); местного уменьшения диаметра каната (см. рис.6); раздавленных участков (рис.13); перекручиваний (рис.14); заломов (рис.15); перегибов (рис.16);повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда,

Рис. 9. Корзинообразная деформация

Рис. 10. Выдавливание сердечника

Рис. 11. Выдавливание проволок прядей:а — в одной пряди; б — в

нескольких прядях

Рис. 12. Местное увеличение диаметра каната

Рис. 13. Раздавливание каната

Рис. 14. Перекручивание каната

Рис. 15. Залом каната

Рис. 16. Перегиб каната


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *