Содержание

Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках



Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае непредъявления груза либо неиспользования поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности по исторически сложившейся традиции предусмотрены уставами и кодексами соответствующих видов транспорта, а также соглашением сторон.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя/грузополучателя за простой в соответствии с п. 4 ст. 35 Устава. В связи с чем можно привести следующие признаки простоя транспортных средств применительно к автомобильному транспорту и выделить необходимые основания ответственности за простой.
Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза.

В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.
В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель никаким образом не может стать ответственным лицом за простой.

Стоит отметить, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен.

Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним «задержка» транспортных средств.

А.Л. Маковский верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок.

Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за «вынужденное бездействие» средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой.

В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).

Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов определяют данную ответственность как гражданско-правовую. С.Ю. Морозов указывает, что установление ответственности за простой в виде штрафных санкций имеет больше административный, чем гражданско-правовой характер, что, на наш взгляд, является наиболее верным. В подтверждение автор отмечает, что гражданско-правовая ответственность всегда соразмерна допущенному нарушению, а исходя из разброса величин штрафов становится понятно, что ни о какой соразмерности речь идти не может.

Исходя из второго и третьего признака требуется выделить второе необходимое основание простоя, а именно выяснение точной продолжительности времени простоя транспортных средств для расчета суммы штрафа. Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки/выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

В судебно-арбитражной практике возник вопрос касательно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей/грузополучателей в простое (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-6281/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-16525/2010; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 N 09АП-13322/2011-ГК).

В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Отмечаем, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.

Так, ООО «Тасс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Уральский завод металлоконструкций», указывая, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена, содержит недостоверные данные и не относится к оправдательным документам хозяйственных операций (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1570/11-С5).

Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства, о марке автомобиля, его государственном регистрационном номере, фамилии водителя и маршруте следования, а также надлежаще подписан. Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза (Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 по сравнению с нынешним Уставом наиболее расширительно толковал основания возникновения простоя (ст. ст. 72, 146)). При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства. Например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17 Устава).

На наш взгляд, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, то есть при предъявлении груза для перевозки с опозданием (пп. 1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков.

Возникает вопрос: за какое именно нарушение перевозчик может привлечь к ответственности грузоотправителя, если перевозчик предъявляет транспортное средство под погрузку, а грузоотправитель не осуществляет загрузку груза, — за простой автомобильного транспорта или же за непредъявление груза к перевозке? В связи с тем что погрузка на автомобильном транспорте производится на складе грузоотправителя, перевозчик чаще всего не имеет возможности точно определить, долго ли происходит погрузка груза, или груз не полностью подготовлен и т.д.

Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок.

Получается, что перевозчик вправе самостоятельно выбрать санкции из двух предложенных, что является не совсем правильным. По логике Устава пп. 1 п. 4 ст. 10 не нужен и лишь создает двойственность и дублирование отношений по простою. Тем более простой и непредъявление груза к перевозке фактически относятся к одной группе нарушений — нарушения, связанные с подачей транспортного средства и груза к перевозке.

Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

Премирование рабочих за сокращение времени простоя транспортных, средств под погрузочно-разгрузочными операциями может вводиться при наличии утвержденных норм простоя транспортных, средств.  
Комплексное соревнование предусматривает увеличение объема грузопереработок по прямому варианту, объема перевозок грузов в контейнерах, обеспечение ритмичности перевозок грузов из транспортного узла во все дни недели и выполнение согласованного плана вывоза грузов, а также выполнение и перевыполнение плана погрузки, снижение норм простоя транспортных средств под грузовыми операциями, повышение статической нагрузки вагонов, обеспечение безопасности движения.  
НОРМЫ ПРОСТОЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ — время, в течение которого транспортные средства должны быть разгружены. Время простоя регламентируется Правилами перевозки (уставами) грузов различными видами транспорта. Время погрузки (выгрузки) механизированными средствами определяется исходя из следующего расчета началом срока погрузки (выгрузки) считается момент подачи подвижного состава под погрузку (выгрузку), окончанием срока — момент получения станцией уведомления грузополучателя о готовности к уборке всей одновременно поданной партии вагонов.  
Мощность погрузочно-выгрузочных устройств должна соответствовать предполагаемому грузопотоку с учетом неравномерности поступления и отправления грузов при обязательном условии соблюдения установленных норм простоя транспортных средств.  
Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, премируются в размере до 25% сдельного заработка за сокращение времени простоя транспортных средств при погрузочно-разгрузочных операциях против установленных норм, за выполнение и перевыполнение норм выработки в среднем за месяц, сохранность грузов и тары. При выполнении работ, опла-  
Порты несут ответственность за простои транспортных средств, за обработку сверх времени, рассчитанного согласно установленных норм на их погрузку, разгрузку и т.д. а также за несвоевременную разгрузку подвижного состава и судов, обрабатываемых без применения установленных норм погрузки, выгрузки и т.д., но прибывших в порт в пределах согласованных месячных планов.  
Издержки обращения снабженческих и сбытовых организаций определяются в процентах к обороту по реализации продукции, в к-рый входят суммы как складских, так и транзитных операций с участием в расчетах. Транзитные операции без участия в расчетах не увеличивают И. о. и поэтому при исчислении их уровня не включаются в оборот снабженческих и сбытовых организаций. Свыше 60% в издержках снабженческих и свыше 90% в издержках сбытовых организаций занимают расходы по завозу товаров, к к-рым относятся затраты на транспорт, погрузку и разгрузку, начисления и наценки, оплачиваемые поставщикам, и т. д. Снижение этих издержек достигается путем рациональной организации поставок, сокращения товаропроводящих путей, выбора кратчайших расстояний для перевозки товаров, использования более дешевых видов транспорта, ликвидации встречных перевозок и излишней перевалки товаров и т. п. Важное значение имеет механизация погрузочно-раз-грузочных работ, улучшение и удешевление работы собственного автотранспорта, сокращение простоя транспортных средств под погрузкой и разгрузкой. Крупным резервом для снижения издержек служит расширение транзитных поставок непосредственно потребителям, кольцевой доставки им товаров автотранспортом и организация маршрутных отправок грузов. В расходах на хранение, подработку и реализацию товаров наибольшее место занимает заработная плата штатных складских работников и временных рабочих с начислениями на социальное страхование. Сюда же относятся расходы на аренду и содержание зданий, сооружений и инвентаря, их текущий ремонт, хранение, сортировку, подборку и упаковку товаров, на тару, на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы баз и складов и т. д. Сокращение издержек на хранение, подработку и реализацию товаров достигается проведением строжайшего режима экономии, повышением производительности труда складских работников, развитием транзитных поставок и др. В издержках снабженческих и сбытовых организаций есть непроизводительные расходы, удельный вес к-рых относительно невелик. Сюда относятся естественная убыль товаров в пределах установленных норм, а также недостачи материалов и др. ценностей сверх этих норм. Для дальнейшего уменьшения этих издержек немаловажное значение имеет улучшение учета и контроля в процессе транспортировки и хранения материальных ценностей. Адм.-хоз. расходы включают затраты на содержание аппарата контор и вышестоящих хозрасчетных органов снабжения и сбыта, командировки, арендную плату, текущий ремонт и содержание административных зданий и инвентаря, канцелярские и почтово-телеграфные расходы. Эти расходы производятся в соответствии  
С этой целью складам должны устанавливаться графики отпуска материалов потребителям, сообщаться сроки и размеры поступления грузов на склад, нормы складских запасов, показатели простоя транспортных средств под погрузкой и выгрузкой и другие показатели, определяющие деятельность каждого склада.  
Расчет грузооборота, потребности в транспортных средствах и нормы их простоя. Основным показателем, характеризующим объем транспортной работы на предприятии, является грузооборот (табл. 7.10).  
РАСЧЕТ ГРУЗООБОРОТА, ПОТРЕБНОСТИ В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И НОРМЫ ИХ ПРОСТОЯ  
Организационное нормирование в организациях предусматривает большое количество нормативов, включающее качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты организации и др.) технологические (маршрутные и технологические карты и т. п.) эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта) трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования) финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка) нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет) материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т. д.) организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования в организации автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ, в информационно-вычислительном центре (ИВЦ).  
Должностные обязанности. Обеспечивает содержание автотранспортных средств в надлежащем состоянии. Организует выпуск подвижного состава на линию согласно утвержденному графику в технически исправном состоянии. Осуществляет контроль за соблюдением водителями правил технической эксплуатации автотранспортных средств и оказанием им необходимой технической помощи на линии. Разрабатывает и внедряет мероприятия, направленные на ликвидацию простоев, преждевременных возвратов автомобилей с линии из-за технических неисправностей. Анализирует причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений водителями правил дорожного движения. Обеспечивает текущий ремонт производственных зданий, сооружений и оборудования гаража, безопасные и здоровые условия труда, а также своевременное предоставление работающим льгот по условиям труда. Разрабатывает и внедряет мероприятия по благоустройству гаража, озеленению и уборке прилегающей территории. Осуществляет контроль за обеспечением горюче-смазочными материалами, за своевременным обслуживанием и правильным хранением подвижного состава. Принимает меры по подбору и расстановке кадров и их целесообразному использованию. Обеспечивает соблюдение работниками правил и норм охраны труда, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка. Представляет предложения о поощрении отличившихся работников, наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины, применении при необходимости мер материального воздействия.  
Важнейшей задачей разработки суточного плана-графика является такая организация работы подъездного пути, которая обеспечивает, с одной стороны, непрерывную работу промышленного предприятия, а с другой — минимальные межоперационные простои локомотивов, вагонов и технических средств подъездного пути. Межоперационные простои возникают, например, из-за невозможности подать вагоны, прибывающие в составе передачи, сразу ко всем грузовым пунктам, из-за разной продолжительности технологических норм и циклов как производственных, так и транспортных, оканчивающихся в разное время, через различные и меняющиеся промежутки, которые не кратны или не корректируются между собой, что создает многовариантность решения задачи и необходимость поиска экстремальных решений или ситуаций.  
Должностные обязанности. Обеспечивает содержание подвижного состава автотранспортных средств в надлежащем состоянии. Оказывает необходимую техническую помощь водителям автомобилей на линии. Организует выпуск на линию автотранспортных средств согласно-утвержденному графику в технически исправном состоянии. Осуществляет контроль за соблюдением водителями правил технической эксплуатации подвижного состава. Разрабатывает и внедряет мероприятия, направленные на ликвидацию простоев, преждевременные возвраты автомобилей с линии из-за технических неисправностей. Анализирует причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил движения. Обеспечивает текущий ремонт производственных зданий, сооружений и оборудования гаража. Разрабатывает и внедряет мероприятия по благоустройству, озеленению и уборке территории гаража. Осуществляет контроль за обеспечением горюче-смазочными материалами, за своевременным обслуживанием и правильным хранением подвижного состава. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, производственной санитарии и противопожарной защиты.  
В рамках подсистемы Материально-техническое снабжение и сбыт на предприятиях разрабатывают положения по оперативно-техническому учету и оперативно-статистической отчетности, в том числе по формам СН, а в подсистеме Бухгалтерский учет — положения по бухгалтерскому учету материалов. Бухгалтерская информация обязательно должна включать данные, необходимые для оперативного контроля фактических сумм частичного акцепта платежных требований поставщиков, сведения о соблюдении ими дисциплины цен, своевременности доставки грузов на предприятие, а также другие экономические показатели, например, продолжительность простоя транспортных средств в пределах и сверх норм под погрузочно-разгру-зочными работами, транспортные тарифы и суммы, подлежащие оплате за транспортные услуги, и т. п.  
ДОГОВОР НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПОДЪЕЗДНОГО ПУТИ (sidetra k agreement) — соглашение, регулирующее взаимоотношения владельца подъездного пути и железной дороги в части передачи вагонов с магистрали на подъездной путь и обратно, норм простоя, очистки вагонов, порядка выполнения маневровой работы и т д См также Подача (транспортных средств), Узловое соглашение, Международная ассоциация пользователей частных подъездных путей  

Раздел 1 Законодательные документы и теоретические основы транспортного экспедирования

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

Нормативно-правовые акты

В данном подразделе курсовой работы в краткой форме конспекта приводится основные нормативно-правовые акты, регулирующие транспортно-экспедиционную деятельность в Российской Федерации.

1.1.1 Гражданский Кодекс РФ-глава 41 Транспортная экспедиция

Договор транспортной экспедиции ,и его форма.

Ответственность по договору.

Документы экспедитора

1.1.2 Федеральный закон РФ №87ФЗ «О транспортной экспедиционной деятельности»

Предмет регулирования закона.

Права экспедитора и клиента.

Обязанности экспедитора и клиента.

Ответственность, претензии и

1.1.3 Правительство Российской Федерации Постановление от 8.09.2006г №554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности»

Перечень экспедиторских документов

Понятия правил

1.1.4. Кодексы и уставы различных видов транспорта.

Точное наименование документа, дата утверждения и основное назначение документов.

1.1.5 Официальные (тарифные) руководства внутреннего водного транспорта

Точное название документа, основное его назначение и краткая характеристика.

Раздел 2 Маршрут транспортного процесса доставки

На основе исходных данных курсовой работы в разделе определяется маршрут следования груза от пункта отправления до пункта перевалки, и до пункта назначения. До пункта перевалки груза на смежный речной транспорт, груз может доставляться двумя наземными видами транспорта: автомобильным и железнодорожным. В речном порту груз перегружается на внутренний водный транспорт, который доставляет его до конечного пункта назначения.

По каждому маршруту следования приводится его описания и определяется тарифное расстояние перевозки груза. Схемы маршрутов по каждому виду транспорта выполняются отдельно в соизмеримом масштабе с указанием на схемах прохождения крупных областных и краевых центров.

По каждому варианту маршрута доставки груза (автомобильному, железнодорожному, речному или морскому) для пунктов отправления, перевалки и назначения по тарифным руководствам различных видов транспорта (например: «Тарифное руководство»-4-Р для речного транспорта) производятся определения: пункта грузовой обработки (погрузка, перевалка, выгрузка), грузовые операции, которые выполняются в данных пунктах и группы груза, которые могут перегружаться в них (например: пункт перевалки — ОАО речной порт Осетрово, виды операций: §1,2,3,4, что означает — на причалах порта перегружаются грузы открытого и закрытого хранения, контейнеры).

В работе делается вывод о возможности перегрузки заданных грузов по каждому пункту.

Раздел 3 Транспортная характеристика груза

В соответствии с исходными данными курсовой работы в данном разделе дается полное описание транспортных характеристик груза.

К транспортным характеристикам относятся:

а) физико-механические и химические свойства (влажность, гигроскопичность, огнеопастность, сыпучесть, липкость, распыляемость, способность к сводообразованию и разжижению, скважистость, слеживаемость, смерзаемость, морозостойкость, токсичность, способность к инфекционному и радиационному воздействию, спекаемость, теплостойкость, самсогревание, самовозгорание, окисление, коррозия, дыхание, дозревание и т.д.) приводятся характеристики и их определения, например: гигроскопичность-способность вещества поглощать влагу из окружающей среды (обычно пары воды из воздуха);

б) объемно-массовые показатели (удельная масса, удельный погрузочный объем, плотность, угол естественного откоса, высота штабелирования, допускаемая нагрузка на пол склада, линейные размеры — длина, высота, ширина и т.д.);

в) характеристика и тип тары (мешок, ящик, бочка, коробка и т.д.), упаковки, материал изготовления (металл, дерево, стекло и т.д.), масса, объем и линейные размеры грузового места;

г) пакетирующие средства и характеристики пакета (тип пакета, тип пакетирующих средств — лента проволока) рисунок и размеры пакета;

д) контейнеры (универсальные и специализированные), их типы и характеристики;

е) основные правила перегрузки, хранение и перевозки груза.

В разделе 2 приводятся все необходимые описания свойств, необходимые рисунки, схемы, а также взаимовлияние и совместимость при хранении, перегрузки и перевозке.

Раздел 4 Подвижной состав транспорта

Перевозка груза по заданному маршруту следования осуществляется одним из сухопутных видов транспорта ( автомобильным или железнодорожным и внутренним водным), по транспортным характеристикам и массе партии груза, подбирается тип и характеристика подвижного состава:

Автомобильный транспорт

Подвижной состав (ПС) автомобильного транспорта подбирается в зависимости от транспортных характеристик заданного в курсовой работе груза. Выбор производится из российского и зарубежного подвижного состава.

4.1.1 Навалочные грузы — каменный уголь, гравий, песок, щебень перевозятся в автомобилях-самосвалах, перевозка таких грузов производится в основном в ПС марки «КАМАЗ», «МАЗ»(российского производства); FORD, MAN и др.(зарубежные марки)-различной грузоподъемность (от 10т и выше).

4.1.2 Штучные, тарно-упаковочные грузы отдельными местами и в пакетах доставляются бортовыми ПС автотранспорта.

4.1.3 Универсальные крупнотоннажные контейнеры перевозятся на специализированных авто платформах — контейнеровозах.

Выбор ПС автотранспорта для использования в курсовой работе производится по источникам и .

По выбранному типу ПС автотранспорта в курсовой работе приводятся следующие характеристики:

— марка и модель;

— страна производитель;

— мощность двигателя, л.с;

— грузоподъемность, т;

— грузовместимость, м3;

— габаритные размеры — длина, ширина, и высота, м;

— тип кузова (полуприцепа) и его размеры, мм;

Схема, рисунок и фотография автомобиля.

Железнодорожный транспорт

Подвижной состав железнодорожного транспорта для перевозки грузов — крытый вагон, полувагона, платформы, цистерны, рефрижераторные секции и т.д.

По заданному роду груза и его транспортным характеристикам в курсовой работе подбирается тип вагона и его характеристики:

— тип подвижного состава, модель;

— грузоподъемность вагона, т;

— грузовместимость, м3;

— длина рамы;

— ширина вагона.

Схема, рисунок и фотография вагона.

Речной транспорт

Для перевозок груза по речному участку пути подбирается в зависимости от транспортных характеристик груза и массы партии, тип судна и указывается следующие характеристики:

— тип судна — самоходное или несамоходное;

— номер проекта;

— грузоподъемность, т;

— мощность, л.с;

— габаритные размеры — длина, ширина, высота, м;

— осадка по грузу, м;

— скорость хода — в грузу и порожнем, км/ч;

— тип трюма и степень его раскрытия;

— специализация судна.

Приводится схема, рисунок и фотография судна.

Раздел 5 Нормы загрузки транспортных средств и виды отправок груза

Нормы загрузки

Грузовой подвижной состав различных видов транспорта осуществляет перевозки различных групп грузов, разделяющийся по транспортным характеристикам. Одним из показателей грузов является удельный погрузочный объем (м3/т). Транспортные средства характеризуются показателями:

грузоподъемностью, т;

грузовместимостью — м3.

Отношение показателей-. ωс = м3/т дает удельную грузовместимость (ωтс). По характеристике груза — удельный погрузочный к удельной грузовместимости, все грузы подразделяются на группы:

— «нормальные» (H), ωгр= ωс,

— «легкие» (Л),- ωгр >ωтс,

— «тяжелые» (Т),ωгр < ωтс

По первому варианту при загрузке транспортного средства полностью используются грузоподъемность и грузовместимость. По второму варианту грузоподъемность недоиспользуется, а грузовместимость — полностью. По третьему варианту грузоподъемность используется полностью, грузовместимость недоиспользуется. Данные соотношения особенно важны при перевозке грузов на морском и внутреннем водном транспорте.

Норма загрузки транспортного средства — это количество однородного груза, которое может быть размещено в грузовые помещения подвижного состава в зависимости от различных условий.

5.1.1 Автомобильный транспорт

Для подвижного состава автомобильного транспорта при загрузке штучных и тарно-упаковочных грузов техническую норму загрузки определяют исходя из класса груза (1, 2, 3, 4), который определяется по удельному погрузочному объему груза.

При перевозке грузов, имеющие специфические характеристики (труба, железобетонные изделия и т.д.), норма загрузки определяется перевозчиком.

В курсовой работе норму загрузки подвижного состава автомобильного транспорта целесообразно определять по и .

5.1.2 Внутренний водный транспорт

На внутреннем водном транспорте определяются следующие виды норм загрузки судов.

Для расчета провозных платежей при перевозке грузов судовыми отправками используется тарифная норма.

Тарифная норма загрузки речного судна определяется по наименованию груза, его группе и позиции в соответствии с алфавитным указателем к номенклатуре грузов и регистровой грузоподъемности судна.

, т

где Qmap – тарифная норма загрузки судна, т;

Qр – регистровая грузоподъемность судна, т;

U% — норма загрузки, %.

«Техническая» норма рассчитывается по индивидуальным транспортным характеристикам груза для конкретного речного судна, приводится данная норма в .

Норма «по осадке» судна определяется в том случае, когда гарантированная или фактическая глубина судового хода определенного участка водного пути является лимитирующим звеном. Норма «по осадке» определяется по выражению:

где Qос- норма загрузки «по осадке», т;

Qр- регистровая грузоподъемность судна, т;

см — максимальная возможна осадке судна, м;

hсх – гарантированная глубина судового хода, м;

hзп– запас воды под днищем судна, м;

Тгр – осадка судна при полной загрузке ,м, см;

То — осадка судна порожнем , м.

Норма загрузки по акцепту – когда грузоотправитель и перевозчик согласовывают количество погруженного груза в судно.

При обосновании рациональной загрузки, должно выполняться условие:

Qн = min(Qтар;QтехQакц, Qос), т

5.1.3 Железнодорожный транспорт

При перевозке грузов в универсальных вагонах железнодорожного транспорта устанавливаются технические нормы загрузки вагона в зависимости от транспортных характеристик груза, данная норма в прейскуранте 10-01 имеет название – минимальная весовая норма (МВН) загрузки универсального вагона.

Минимальная весовая норма зависит от рода груза, приводится в тоннах грузоподъемности. Она предназначена для определения провозных платежей за перевозки грузов железнодорожным транспортом и её значения приводятся в .

Пример:

Раздел 1. Продукция сельского хозяйства МНВ, т

011005 Пшеница — г/п

013000 Овес — 53

где г/п – грузоподъемность вагона;

53 — норма в тоннах.

Вид отправки груза

При перевозке грузов в транспортной системе существует показатель- вид отправки груза, характеризующий массу партии груза по транспортному документу и грузоподъемность (грузовместимость) подвижного состава.

5.2.1 Автомобильный транспорт

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом не приводят четкого разграничения массы груза по видам отправки. Различная грузоподъемность подвижного состава автомобильного транспорта, тип кузова и его конфигурация, приводит к определению двух видов отправок:

автомобильная – масса партии груза, загруженного в подвижной состав, достаточная до полной загрузки;

сборная – масса партии груза меньше нормы загрузки автомобиля, в кузов загружается различный груз, совместимый по транспортным характеристикам.

В курсовой работе для автомобилей грузоподъемностью

Qавт ≥10 т, масса партии груза менее двух тонн считается мелкой отправкой, и площадь которую занимает груз менее 1/3 кузова.

5.2.2 Внутренний водный транспорт

Перевозка грузов может осуществляться судовыми, сборными мелкими и контейнерными отправками.

Судовой отправкой считается партия одного наименования или однородного массового груза(уголь,, лес, гравий), предъявленного к перевозке по одной накладной в одном пункте отправления в один пункт назначения в количестве, достаточном для полной загрузки судна.

Сборной отправкой считается предъявленная к перевозке по одной накладной партия груза массой более 20т, но в недостаточном количестве для полной загрузки судна.

Мелкой отправкой считается партия груза, предъявленного к перевозке по одной накладной, массой менее 20тонн.

Контейнерной отправкой считается партия груза, загруженного в универсальный контейнер и оформленная одной накладной на контейнер.

5.2.3 Железнодорожный транспорт

В соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, применяются следующие виды отправок.

Повагонная — предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозке которой требуется предоставление отдельного вагона.

Контейнерная- предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозке которой требуется предоставление отдельного универсального контейнера.

Мелкая — предъявляется по одной накладной, ограниченная по массе и объему (от 0,02до 5 тонн и объемом не более 1/3 вместимости вагона), партия груза, для перевозке которой не требуется предоставления отдельного вагона или контейнера.

Сборной повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз разных наименований в адрес одного грузополучателя.

В курсовой работе в соответствии с исходными данными (род груза и его количество в тоннах), по выбранному типу подвижного состава (автомобиль, вагон, судна) его грузоподъемности, определяется вид отправки, которая влияет на определение провозной платы за перевозку.

Нормы времени на погрузку и разгрузку транспортных средств

Методические рекомендации по применению норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом устанавливаются Едиными нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР от 13.03.87 N 153/6.

Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом предназначены для расчета расценок на оплату услуг по перевозке грузов автотранспортными предприятиями, нормирования и оплаты труда водителей.
Эти нормы применяются в отношении перевозок грузов практически всеми видами грузового транспорта: бортовыми автомобилями и автомобилями-фургонами общего назначения, специализированными автомобилями — самосвалами, фургонами, цистернами, рефрижераторами, контейнеровозами и др., а также тягачами с прицепами и полуприцепами.

В основу разработки Единых норм времени положены:

  • технические расчеты и фотохронометражные наблюдения;
  • технические характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, автомобильных дорог и т.п., а также результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию.

Единые нормы времени разработаны с учетом:

  • рациональной организации перевозок грузов и производства погрузочно-разгрузочных работ;
  • применения средств механизации: экскаваторов с различной емкостью ковша, автомобильных, мостовых, портальных, козловых кранов, погрузчиков (автомобильных, аккумуляторных и тракторных), транспортеров, механических лопат и других погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;
  • особенностей перевозимых грузов — вида их упаковки, удельного веса, физического состояния и др.;
  • максимального использования грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава автомобильного транспорта и контейнеров;
  • различных дорожных условий эксплуатации автомобилей;
  • соблюдения Правил дорожного движения, Правил техники безопасности и Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.

Единые нормы времени предусматривают рациональную организацию транспортного процесса, которая обеспечивает:

  1. Сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы автомобилей; создания подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей, особенно автомобилей с прицепами, тягачей с несколькими прицепами или полуприцепами; предварительной подготовки грузов и т.д.
  2. Рациональную укладку грузов, применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава.
  3. Правильное размещение грузов в кузове, способствующее равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им.
  4. Оптимальные режимы движения автомобилей (автопоездов) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а также знания водителями основных технических характеристик и правил эксплуатации различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов. Перевозка грузов должна осуществляться по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях.
  5. Уплотнение режима работы автомобилей за счет организации бригадного метода работы водителей.

Единые нормы времени установлены:

  • при простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов 1-го класса (кроме контейнеров, а также наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса) — на одну тонну; для контейнеров на один контейнер; для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах — на полный эксплуатационный объем цистерны;
  • при перевозке грузов 1-го класса — на один тонно-километр.
  • Для грузов 2, 3 и 4-го классов нормы времени применяются со следующими поправочными коэффициентами:
    • для грузов 2-го класса — 1,25;
    • для грузов 3-го класса — 1,66;
    • для грузов 4-го класса — 2,00.
  • Поправочные коэффициенты рассчитаны исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности автомобиля:
    • для грузов 2-го класса — 0,8;
    • для грузов 3-го класса — 0,6;
    • для грузов 4-го класса — 0,5.

Классы грузов при перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами определяются в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов (см. раздел «Классификация грузов»).
При перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами грузов, не предусмотренных прилагаемой номенклатурой и классификацией, а также различных грузов на специализированных автомобилях (со специальными платформами), в фургонах, скотовозах, цистернах и т.п., поправочные коэффициенты определяют исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности бортового или специализированного автомобиля при условии полной загрузки его кузова по допускаемому габариту (объему). При этом поправочный коэффициент определяется путем деления единицы на коэффициент использования грузоподъемности.
В таком же порядке определяют поправочные коэффициенты по грузам 4-го класса, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности автомобиля ниже 0,5 при полной загрузке автомобиля с наращенными бортами по допускаемому габариту (объему).

Нормы времени, указанные в табл.1 и 2 приложения к настоящему разделу, увеличиваются:

а) на 10%, если погрузка или разгрузка грузов производится из автомобилей типа фургон;

б) на 25% — при погрузке и разгрузке промышленных и продовольственных грузов, требующих особой осторожности (стекло, фарфоровые и фаянсовые изделия, жидкость разная в стеклянной таре, музыкальные инструменты, телевизоры, радиотовары, приборы, мебель), а также мелкоштучных грузов, перевозимых навалом или в мелкой упаковке и требующих пересчета (белье, обувь, головные уборы, одежда, галантерея, трикотаж, ткани разные, писчебумажные принадлежности, книги, игрушки, мясо и мясопродукты, молочные продукты).

На погрузку и разгрузку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, требующих специальных устройств для их крепления, нормы времени устанавливаются в зависимости от конкретных условий по соглашению сторон.

При подаче автомобилей к нескольким секциям складов или отдельным складским помещениям по взаимному согласию сторон, подписывающих договор на централизованный завоз (вывоз) грузов, могут быть установлены средние комплексные нормы простоя автомобиля (автопоезда) под погрузкой или разгрузкой и выполнением дополнительных операций, с учетом установленных норм и фактического количества выполняемых дополнительных операций.

Время простоя автомобиля (автопоезда) под погрузкой или разгрузкой исчисляется с момента подачи автомобиля (автопоезда) к месту погрузки или разгрузки и вручения шофером транспортных документов на перевозку грузов до момента окончания погрузки или разгрузки и вручения шоферу надлежаще оформленных транспортных документов.

В нормы времени, указанные в табл. 1, 2, включено время, необходимое на погрузку (разгрузку) груза с подноской или отноской груза, на маневрирование автомобиля (автопоезда), увязывание и развязывание груза, покрытие груза брезентом и снятие брезента, открытие и закрытие бортов (дверей) автомобиля и прицепов, а также оформление документов на завоз (вывоз) грузов.
Работникам автотранспортных предприятий, занимающихся организацией перевозок, а также тем, кто отвечает за организацию труда водителей, необходимо в расчетах времени на перевозку учитывать новые Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспортных средств и складские работы, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2000 N 76.

Новые нормы времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской (Федерации. Они содержат нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы, выполняемые механизированным способом, а также вручную без применения или с применением простейших приспособлений на следующие категории грузов: тарно-упаковочные и штучные, мясные, хлебобулочные изделия, тяжеловесные грузы, металлы и металлические изделия, лесоматериалы, огнеупорные грузы, навалочные, зерновые и другие.

Указанные нормы времени предусматривают следующие варианты погрузочно-разгрузочных работ:

  • железнодорожный подвижной состав — склад, склад — железнодорожный подвижной состав;
  • железнодорожный подвижной состав — автотранспорт, автотранспорт — железнодорожный подвижной состав;
  • железнодорожный подвижной состав — железнодорожный подвижной состав;
  • автотранспорт — склад, склад — автотранспорт.

Нормы времени на погрузку или разгрузку автомобилей (автопоездов)

Грузоподъемность автомобиля (тонн)

Погрузка

Разгрузка

Грузы, перевозимые со счетом мест (штук)

Грузы, перевозимые без счета мест (навалом)

Грузы, перевозимые со счетом мест (штук)

Грузы, перевозимые без счета мест (навалом)

До 1,5 включительно

Свыше 1,5 до 2,5 включительно

Свыше 2,5 до 4 включительно

Свыше 4 до 7 включительно

Свыше 7 до 10 включительно

Свыше 10 до 15 включительно

Свыше 15 до 20 включительно

Примечание. Механизированной погрузкой или разгрузкой считается, когда укладка груза в кузов автомобиля или снятие его из кузова автомобиля производятся подъемно-транспортными машинами.

Нормы времени на немеханизированную погрузку и разгрузку автомобилей (в минутах)

Грузоподъемность автомобиля (тонн)

Погрузка

Разгрузка

Грузы, перевозимые со счетом мест (штук)

Грузы, перевозимые без счета мест (навалом)

Грузы, перевозимые со счетом мест (штук)

Грузы, перевозимые без счета мест (навалом)

До 1,5 включительно

Свыше 1,5 до 2,5 включительно

Свыше 2,5 до 4 включительно

Свыше 4 до 7 включительно

Свыше 7 до 10 включительно

Свыше 10 до 15 включительно

Свыше 15 до 20 включительно

Примечание. Немеханизированной погрузкой (разгрузкой) считается, когда укладка груза в кузов автомобиля или снятие его из кузова автомобиля производятся вручную.

Расчет времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ

Погрузочно-разгрузочные работы будем выполнять электропогрузчиком.

Норма времени на погрузочно-разгрузочные работы при перевозке пакетированных грузов для бортовых автомобилей, массой пакета mпн и разгрузке электропогрузчиком на 1 т груза представлена в табл. 3.5.9. . В случае, если масса перевозимого пакета составляет mпф, то для погрузки всего груза число циклов погрузчика будет отличаться от нормы в (mпн / mпф) раз, следовательно, норму времени необходимо пересчитать.

Н п(р)ф = Н п(р) · mпн / mпф , мин. (1)

Н п(р)ф = 7,1·0,7 / 0,46 = 10,8 мин.

С учетом этого время простоя автомобиля при загрузке (разгрузке) пакетированных грузов

t п(р) = (Nп · mпф · Н п(р)ф · К н + t оф) / 60 , (2)

где Nп — число перевозимых пакетов;

— норма времени простоя подвижного состава при погрузке

и разгрузке грузов пакетами на 1 т груза, мин (см. табл. 3.5.9);

Nп — число пакетов, загружаемых в автомобиль;

mпф — масса пакета, т.

Время на пересчет t п-р(пер) грузовых мест включим во время погрузки (выгрузки), время на оформление путевой и товарно-транспортной документации t п-р(оф) принимаем 5 мин.

Коэффициент неравномерности подачи подвижного состава под погрузку и выгрузку в данном расчете устанавливаем К н = 1,1.

t п(р) = (10,8· 0,46·11·1,1+ 5) / 60 = 1,1 часа

Общее время погрузки-разгрузки равняется:

t п-р = 2· t п(р) (3)

t п-р = 2·1,1 = 2,2 часа

Маршрутная карта перевозок грузов

Маятниковые маршруты: Маршрут 1: А1 — Б2 — А1 — 3 оборота

Рис. 3.1 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

Время, затрачиваемое на оборот, определяется по формуле

tоб = (lм / Vт) + n · tп-р,ч, (4) где lм — длина маршрута, км;

Vт — среднетехническая скорость, км / ч, принимаем Vт = 30 км/ч.;

n — количество гружёных ездок за оборот, ед.;

tп-р — время простоя под погрузкой и разгрузкой, ч.

t об = 6 / 30 + 1· 2,2 = 2,4 часа

Количество возможных оборотов за сутки по маршруту определяется по формуле

Zоб = / tоб,об, (5)

где Tн — время в наряде, ч/сут;

l01 — длина первого нулевого пробега, км;

l02 -длина второго нулевого пробега, км;

lх — длина порожней ездки, км;

Zоб = / 2,4 = 3 об.

Отсюда следует, что для перевозки грузов по маршруту А1 — Б2 — А1 необходим один автомобиль.

Маршрут 2: А1 — Б3 — А1 — 2 оборота

Рис. 3.2 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

t об = 12 / 30 + 2,2 = 2,6 часа

Время на маршруте определяем по формуле:

Тм = Tн — (l01+l02 ) / Vт ,ч. (6)

Тм = 8 — (5 + 4 ) / 30 = 7,7 ч.

Фактическое время в наряде на маршруте определяется по формуле

Tнф = Zоб · tоб + , ч (7)

По этому маршруту необходимо сделать всего 2 оборота, поэтому выделенный автомобиль имеет резерв свободного времени

Тр = Тм — 2 t об + t з , ч., (8)

где t з — время движения на холостой пробег от Б3 к А1 , которое не выполняется на последнем, втором обороте

Тр = 7,7 — 2·2,6 + 6 / 30 = 2,7 часа

Маршрут 3: А2 — Б5 — А2 — 4 оборота

Рис. 3.3 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

tоб = (lм/Vт) + tп-р = 6 /30 + 2,2 = 2,4 часа

Тм = Tн — (l01+l02) / Vт = 8 — (8+5) / 30 = 7,56 ч.

Zоб = Тм / tоб = 7,56 / 2,4 = 3 оборота

Маршрут 4: А3 — Б1 — А3 — 2 оборота

tоб = (lм/Vт) + tп-р = 12 / 30 + 2,2 = 2,6 часа

Тм = Tн — (l01+l02) / Vт = 8 — (2+7) / 30 = 7,7 часа

Тр = Тм — 2 t об + t з = 7,7 — 2·2,6 + 6 /30 = 2,7 часа

Рис. 3.4 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

Маршрут 5: А3 — Б3 — А3 — 8 оборотов

Рис. 3.5 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

tоб = (lм/Vт) + tп-р = 12 /30 + 2,2 = 2,6 часа

Тм = Tн — (l01+l02) / Vт = 8 — (2 + 4) / 30 =7,8 часа

Zоб = Тм / tоб = 7,8 / 2,6 = 3 оборота

Для выполнения объема перевозок по данному маршруту необходимо 3 автомобиля.

tоб = (lм/Vт) + tп-р = (2 / 30) + 2,2 = 2,26 часа

Тм = Tн — (l01+l02) / Vт = 8 — (2 + 3) / 30 = 7,83 часа

Zоб = Тм / tоб = 7,83 / 2,26 = 3 оборота

Рис. 3.6 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

Для выполнения объема перевозок по данному маршруту необходимо 2 автомобиля.

Рис. 3.7 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

tоб = (lм/Vт) +n· tп-р = 18 /30 + 2·2,2 = 5 часов

Тм = Tн — (l01+l02) / Vт = 8 — (2 + 7) / 30 = 7,7 часа Тр = Тм — t об + t з = 7,7 — 5,0 + 0,2 = 2,9 часа

Для вывоза всего объема груза по этому маршруту необходимо 2 автомобиля.

Кольцевой маршрут 8 : А3 — Б2 — А1 — Б3 — А3 — 2 оборота.

tоб = (lм/Vт) +n· tп-р = ( 26 / 30) + 2·2,2 = 5,26 часа

Тм = Tн — (l01+l02) / Vт = 8 — (2 + 4) / 30 = 7,8 часа

Тр = Тм — t об + t з = 7,8 — 5,26 + 0,2 = 2,74 часа

Рис. 3.8 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

Для вывоза всего объема груза по этому маршруту необходимо 2 автомобиля.

Для рационального использования автомобилей произведем компановку маршрутов с учетом резервов времени у автомобилей на маршрутах:

По одному обороту по маршруту 2: А1- Б3 выполним двумя автомобилями с кольцевого маршрута 7. Для снижения общего пробега по объединенному маршруту первой следует выполнять ездку по маршруту 2: А1- Б3.

Фактическое время в наряде Тн ф после объединения маршрутов А1-Б3 + А3-Б5-А2-Б1 составит:

Тн ф = tдв + n· tп-р (9)

где tдв — время в движении ,ч

tдв = (l01+l02) / Vт + ((lм1 — t з1 + lм2 — t з2) /Vт) + tпод , ч., (10)

где tпод — время подъезда с точки завершения работы на одном маршруте к точке погрузки на другом маршруте, ч.

Тн ф = 0,17 + 0,2 + 0,2 + 0,1 + 0,1 + 0,2 + 0,23 + 3·2,2 = 7,7 часа

Рис. 3.9 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

Для выполнения объема перевозок по объединенному маршруту необходимо 2 автомобиля.

По одному обороту по маршруту 4: А3- Б1- выполним двумя автомобилями с кольцевого маршрута 8. Для снижения общего пробега по объединенному маршруту первой следует выполнить ездку по маршруту 4: А3- Б1.

Рис. 3.8 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

Фактическое время в наряде Тн ф после объединения маршрутов составит:

Тн ф = 0,07 + 0,2 + 0,2 + 0,13 + 0,1 + 0,2 + 0,13 + 3·2,2 = 7,63 часа

Для выполнения объема перевозок по данному маршруту необходимо 2 автомобиля.

Недостающий 1 оборот по машруту 3: А2-Б5 целесообразно выполнить автомобилем с маршрута 5: А3-Б3. Для снижения общего пробега по объединенному маршруту первой следует выполнить ездку по маршруту 3: А2- Б5.

Рис. 3.10 Схема перевозок:

АТП — автопредприятие, A — грузоотправитель; Б — грузополучатель

Фактическое время в наряде Тн ф после объединения маршрутов составит:

Тн ф = 0,27 + 0,1 + 0,1+ 0,2 + 0,2 + 0,2+ 0,13 + 3·2,2 = 7,8 часа

В итоге получаем: для перевозки общего объема грузов по всем маршрутам необходимо 11 автомобилей.

Составим маршрутную карту согласно разработанны маршрутам

Таблица 12

Маршрутная карта

Номер маршрута

Грузоотправитель

Грузополучатель

Вид груза

Объем, т

гс

l0,

км

lге,

км

lх,

км

Тн,

ч.

t п,

ч.

t р,

ч.

Vт,

км / ч

А1

Б2

А2

Б5

А3

Б3

А3

Б4

А2

Б5

А3

Б3

А1

Б3

А3

Б5

А2

Б1

Б2

А1

Б5

А2

Б3

А3

Б4

А3

Б5

А3

Б3

А2

Б3

А3

Б5

А2

Б1

А1

Пиво

«Балтика 2»

«Балтика 7»

Пиво

«Балтика 2»

«Балтика 3»

Пиво

«Балтика 2»

«Балтика 3»

Пиво

«Балтика 2»

«Балтика 3»

«Балтика 7»

Пиво

«Балтика 2»

«Балтика 2»

«Балтика 7»

Пиво

«Балтика 2»

«Балтика 7»

«Балтика 3»

0,89

0,89

0,89

0,89

0,89

0,89

0,89

0,89

0,89

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

Продолжение таблицы 12

Маршрутная карта

Номер маршрута

Грузоотправитель

Грузополучатель

Вид груза

Объем, т

гс

l0,

км

lге,

км

lх,

км

Тн,

ч.

t п,

ч.

t р,

ч.

Vт,

км / ч

А3

Б1

А3

Б2

А1

Б3

Б1

А3

Б2

А1

Б3

А3

Пиво

«Балтика 2»

«Балтика 7»

«Балтика 3»

«Балтика 7»

0,89

0,89

0,89

0,89

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

Составим для примера маршрутный лист по объединенному маршруту: А1-Б3 + А3-Б5-А2-Б1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Маршрут: АО » Балтика» Пивзавод № 1 — Оптовая торговая база № 2

АО » Балтика» Пивзавод № 3 — ООО «Продснаб» ,

АО » Балтика» Пивзавод № 2 — Оптовая торговая база № 1

Таблица. Автомобиль (марка, номер) КамАЗ 333603 № С 149 КВ

Пункт отправления

Время отправления

Пункт назначения

Время прибытия

Наименование груза

Пробег

Число ездок

Объем перевозок, тонн

с грузом, км

Нулевой, холостой, км

АТП

АО » Балтика» Пивзавод № 1

Оптовая торговая база № 2

АО » Балтика» Пивзавод № 3

ООО «Продснаб»

АО » Балтика» Пивзавод № 2

Оптовая торговая база № 1

7 ч. 50 мин.

9 ч. 06 мин.

10 ч.24 мин.

11ч.42 мин.

12 ч.54 мин.

14 ч.06 мин.

15 ч. 24 мин.

АО » Балтика» Пивзавод № 1

Оптовая торговая база № 2

АО » Балтика» Пивзавод № 3

ООО «Продснаб»

АО » Балтика» Пивзавод № 2

Оптовая торговая база № 1

АТП

8 ч. 00 мин.

9 ч.18 мин.

10 ч. 36 мин.

11 ч.48 мин.

13 ч. 00 мин.

14 ч. 18 мин.

15 ч. 36 мин.

Пиво «Балтика № 2»

Пиво «Балтика № 7»

Пиво «Балтика № 3»

Определение норм простоя на погрузочно-разгрузочные операции.

Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов установлены в зависимости от способа их выполнения, типа и грузоподъемности подвижного состава автомобильного транспорта, рода грузов, а также вида применяемых погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

Методические рекомендации по применению норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом устанавливаются Едиными нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР от 13.03.87 № 153/6. Эти нормы применяются в отношении перевозок грузов практически всеми видами грузового транспорта.

Классы грузов при перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами определяются в соответствии с «Номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом», при этом коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства определяется в зависимости от класса груза (табл.1.1).

Таблица 1.1. Коэффициент использования грузоподъемности в зависимости от класса груза

Коэффициент использования грузоподъемности Средний коэффициент использования грузоподъемности Класс груза
0,91 и более 1 1
0,90 – 0,71 0,80 2
0,70 – 0,51 0,60 3
0,50 – 0,40 0,45 4

Нормы времени на каждое определение веса груза в автомобиле или прицепе (взвешивание порожнего и груженого автомобиля или прицепа) независимо от класса груза и грузоподъемности автомобиля устанавливается – 4 минуты.

Расчетные нормы пробега грузовых автомобилей определяются в зависимости от расчетной скорости V, км/ч.

Таблица 1.2. Расчетные нормы пробега грузовых автомобилей

Группа дорог Транспортная характеристика Расчетная норма пробега автомобиля V, км/ч
А Магистральные дороги скоростного движения 49
Б Магистральные дороги регулируемого движения 37
В Улицы и дороги местного значения 28

Простой автомобилей-цистерн при наливе и сливе наливных грузов опреде-ляется в зависимости от эксплуатационного объема цистерны, способа налива и слива груза и характеристик самого груза (табл. 1.3.). К светлым нефте-продуктам

относят керосин, дизельное топливо всех марок, бензины всех марок и др.;

к темным – мазут, моторное топливо, сырая нефть, гудрон, битум и др.

Таблица 1.3. Нормы времени простоя автомобилей-цистерн при наливе и сливе наливных грузов

Эксплуата-ционный объем цистерны, тыс. л или м³

Норма времени на эксплуатационный объем цистерны, мин

Налив и слив самотеком

Налив и слив при помощи насоса

Налив при помощи насоса, слив самотеком и наоборот

грузы пищевые и светлые нефте продукты темные нефте-продук-ты грузы пищевые и светлые нефте продукты темные нефте-продук-ты грузы пищевые и светлые нефте продукты темные нефте-продук- ты
До 1,5 14,0 19,0 13,0 16,0 13,5 17,5
Свыше 1,5 до 3,0 22.0 28,0 18,0 22,0 20,0 25,0
Свыше 3,0 до 5,0 30,0 37,0 24,0 30,0 27,0 33.5
Свыше 5,0 до 7,0 36,0 46,0 29,0 37,0 32,5 41,5
Свыше 7,0 до 10,0 44,0 56,0 36,0 45,0 40,0 50,5
Свыше 10.0 до 15,0 50,0 65,0 47,0 58,0 48,5 61,5
Свыше 15,0 до 20,0 58,0 74,0 52,0 67,0 55,0 70,5
Свыше 20,0 65,0 84,0 59,0 75,0 62,0 79,5

Нормы времени простоя автомобилей, перевозящих контейнеры, определяются в зависимости от способа погрузки-разгрузки контейнеров (механизированным или без снятия контейнеров с подвижного состава), а также массы брутто самого контейнера. Норма времени простоя под погрузкой или разгрузкой автомобиля определяется умножением нормы времени, установленной на один контейнер, на количество перевозимых контейнеров.

Таблица 1.4. Нормы времени простоя бортовых автомобилей и контейнеровозов при погрузке и разгрузке контейнеров кранами, погрузчиками и другими аналогичными механизмами

Масса брутто контейнера, тонн Норма времени простоя автомобиля, мин на один контейнер
0,63 4
1,25 4
2,5 – 3,0 7
5,0 7
10,0 10
20,0 10
25,0 12
30,0 12

Таблица 1.5. Нормы времени простоя бортовых автомобилей при погрузке или разгрузке вручную грузов в контейнер без снятия его с автомобиля.

Масса контейнера, т

Норма времени простоя автомобиля при погрузке или разгрузке грузов, мин

на первый контейнер на второй и каждый последующий контейнер в данной ездке
Свыше 0,5 до 1,25 15,0 10,0
Свыше 1,25 до 2,0 20,0 13,0
Свыше 2,0 до 3,0 25,0 20,0
Свыше 3,0 до 5,0 30,0 25,0
Свыше 5,0 до 10,0 50,0 40,0
Свыше 10,0 до 20,0 80,0
Свыше 20,0 112,0

Нормы времени простоя бортовых автомобилей (автопоездов) устанавливаются отдельно для пунктов погрузки и разгрузки и определяются по Прейскуранту № 13-01-01 «Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом» (табл. 1.6.).

Таблица 1.6. Нормы времени простоя под погрузкой и разгрузкой для автомобилей

Масса груза, погружаемого (выгружаемого) в автомобиль (автопоезд),

тонн

Норма времени на погрузку или разгрузку, мин

I II
До 1,0 тонны включительно 12 13
Свыше 1,0 тонны за каждую полную или неполную тонну добавляется 2 3

Бортовые автомобили (I).

Автомобили-фургоны, автомобили, прицепы и полуприцепы, оборудованные стандартными тентами, универсальные контейнеры, разгружаемые (загружаемые) без снятия с подвижного состава (II)

Нормы времени простоя автомобилей-самосвалов под погрузкой или разгрузкой насыпных грузов определяются в зависимости от рода груза, способа погрузки и грузоподъемности автомобиля, эти нормы распространяются также на автомобили-тягачи с полуприцепами-самосвалами.

Таблица 1.7. Нормы времени простоя автомобилей-самосвалов (мин на 1т груза)

при механизированной погрузке навалочных грузов, разгрузке их самосвалом

Наименова-ние груза

Способ погрузки

Емкость ковша, м³

Грузоподъемность автомобилей-самосвалов, т

свы- ше 4,0 до 5,0 свы-ше 5,0 до 6,0 свы-ше 6,0 до 7,0 свы-ше 7,0 до 9,0 свы-ше 9,0 до 10,0 свы-ше 10,0 до 12,0 свы-ше 12,0 до 15,0 свы-ше 15,0 до 20,0 свы-ше 20,0 до 25,0 свы-ше 25,0
Строительные и другие грузы, легко отделяющиеся от кузова (песок, земля, гравий и т.п.) Экскава-тором До 1,0 1,0 – 3,0 3,0 – 5,0 свыше 5,0 1,97 1,25 1,03 — 1,88 1,20 0,98 0,76 1,75 1,03 0,84 0,66 — 0,91 0,74 0,59 — 0,82 0,67 0,53 — 0,75 0,61 0,49 — 0,68 0,54 0,44 — 0,52 0,41 0,35 — 0,43 0,35 0,30 — 0,40 0,33 0,28
Вязкие и полувязкие (глина и т.п.), смерзшийся и слежавшийся грунт Экскава-тором До 1,0 1,0 – 3,0 3,0 – 5,0 свыше 5,0 2,25 1,61 1,26 — 2,14 1,54 1,20 1,05 2,10 1,32 1,05 0,91 — 1,16 0,95 0,80 — 1,05 0,90 0,75 — 0,96 0,83 0,69 — 0,86 0,75 0,65 — 0,70 0,60 0,55 — 0,62 0,53 0,49 — 0,60 0,52 0,48
Зерновые (рожь, пшеница и др.) Бункером зерно-погруз-чиком 1,43 1,36 1,21 1,07 0,97 0,89 0,83 0,78 0,64 0,61
Овощи (свек-ла, картофель и др.) Из бункера комбай- на 3,30 3,16 3,10 2,90 2,80 2,55 2,50 2,40 1,95 1,90
Гравий, уголь каменный, щебень и др. Бунке-ром транспор-тером 1,47 1,40 1,20 1,06 0,97 0,89 0,86 0,80 0,66 0,63
Растворы, строительные массы (бетон, цемент и др.) Бунке-ром смесите-лем — — 2,50 2,55 2,35 5,32 2.32 5,30 2,20 5,00 2,10 4,95 1,91 4,59 1,85 4,55 1,80 4,50 1,60 4,06 1,50 4,02
Мука злаковая и техническая Бунке-ром 3,20 3,06 3,02 2,80 2,70 2,50 2,25 1,80 1,48 1,45

Пример 1.. Установить нормы времени на погрузочно-разгрузочные операции за ездку, за время в наряде (9 часов) при следующих условиях: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111-13 перевозит песок по дороге категории Б на расстояние L= 50 км, погрузка производится экскаватором с емкостью ковша 2 м³.

Решение:

1. Определяется грузоподъемность самосвала КамАЗ-55111-13: qн = 13,0 т.

2. Определяется класс груза в соответствии с «Номенклатурой и классифи-кацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом» – класс груза I, γ = 1.

3. По табл. 1.7. определяется норма времени простоя на 1 т исходя из способа погрузки и грузоподъемности автомобиля — 0,68 мин; время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой t п/р за ездку определится:

t п/р = 0,68 × 13,0 = 8,84 мин или 0,147 ч.

4. По табл. 1.2. определяется расчетную норму пробега автомобиля в зависимости от категории дороги V= 37 км/ч и рассчитывается время движения автомобиля t дв = L / V = 50 /37=1,35 ч.

5. Определяется время ездки автомобиля:

t ез = 2 × t дв + t п/р = 2 × 1,35 + 0,147 = 2,85 ч.

6. Количество оборотов за время в наряде составит

N = Т / t ез = 9/2,85 = 3,16. Принимается наименьшее целое число N = 3.

7. За время в наряде автомобиль простоит под погрузочно-разгрузочными операциями: Т п/р = N × t п/р = 3 × 0,147 = 0,44 ч или 27 мин.

Пример 2. Установить нормы времени на налив и слив за ездку, за время в наряде (9 часов) при следующих условиях: автоцистерна 36133 на шасси ГАЗ-3309 перевозит дизельное топливо по дороге категории А на расстояние 35 км, налив осуществляется при помощи насоса, слив – самотеком. Взвешивание на автомобильных весах производится дважды.

Решение:

1. Определяется эксплуатационный объем цистерны: 4900 л.

2. По табл. 1.3. определяется норма времени простоя автомобиля t п/р для светлых нефтепродуктов при заданных условиях слива и налива – 27 мин = 0,45 ч.

3. Расчетная норма пробега автомобиля в зависимости от категории дороги V= 49 км/ч (табл. 1.2.)

4. Рассчитывается время движения автомобиля:

t дв = L / V = 35 /49 = 0,714 ч.

5. Определяется время ездки автомобиля:

t ез = 2 × t дв + t п/р + 2 × t вз = 2 × 0,714 + 0,45 + 2 × 0,067 = 2,01 ч,

где t вз. — норма времени на взвешивание автомобиля, составляет 4 мин = 0,067 ч.

6. Количество оборотов за время в наряде:

N = Т / t ез = 9/2,01 = 4,47. Принимаем N = 4.

7. За время в наряде автомобиль простоит под погрузочно-разгрузочными операциями (налив и слив): Т п/р = N × t п/р = 4 × 0,45 = 1,80 ч или 1 ч 48 мин.

Пример № 3

Установить нормы времени на погрузочно-разгрузочные операции за ездку, за время в наряде (9 часов) при следующих условиях: автомобиль-фургон 498000 на шасси ЗИЛ — 433362 перевозит яблоки в ящиках по дороге категории А на расстояние L= 25 км, Взвешивание осуществляется дважды, на оформление документов дополнительно выделяется время – 5 минут.

Решение:

1. Определяется грузоподъемность фургона: qн = 5,375 т.

2. Определяется класс груза (II, γ = 0,8) в соответствии с «Номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом».

3. Количество фактически перевозимого груза составит:

qф = qн × γ = 5,375× 0,8 = 4,3 т

4. По табл. 1.6. определяется норма времени простоя фургона за ездку:

t п/р = 13 + 4 × 3 = 25 мин = 0,417 ч.

5. Расчетная норма пробега автомобиля в зависимости от категории дороги V= 49 км/ч (табл. 1.2.), время движения автомобиля составляет

t дв = L / V = 25 /49 = 0,510 ч.

6. Определяется время ездки автомобиля, в котором д.б. учтены нормы времени на взвешивание t вз и оформление документов t оф:

t ез = 2 × t дв + 2 × t п/р + 2 × t вз + t оф

t ез = 2 × 0,51 +2 × 0,417 + 2 × 0,067 + 0,083 = 2,071 ч.

7. Количество оборотов за время в наряде:

N = Т / t ез = 9/2,071 = 4,35. Принимается N = 4.

8. За время в наряде автомобиль простоит под погрузочно-разгрузочными операциями Т п/р = N × t п/р = 4 × 2 × 0,417 = 3,34 ч или 3 час 20 мин.

Задание

Установить нормы времени на погрузочно-разгрузочные операции за ездку, за время в наряде для автомобилей, перевозящих грузы, согласно выданному варианту.

Указания к выполнению работы

1. Определить класс груза в соответствии с «Номенклатурой и классифи-кацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом».

2. По справочнику НИИАТ или Приложениям № 1, 2, 3 установить тип, грузоподъемность автомобиля, для автоцистерн — эксплуатационный объем.

3. Определить норму времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями за ездку, пользуясь таблицами.

4. Рассчитать время ездки автомобиля, при необходимости включить время взвешивания автомобиля на автомобильных весах и дополнительное время на оформление документов, если это определено заданием.

5. Определить количество ездок, которое может выполнить автомобиль за время в наряде.

7. Определить суммарное время простоя автомобиля под погрузочно-разгрузочными операциями за время в наряде.

  • Технические условия погрузки и крепления грузов на судах. Нормы загрузки судов

    В целях рационального использования грузоподъемности и грузовместимости судов, а также обеспечения безопасности их загрузки- разгрузки разрабатываются и утверждаются Федеральным органом исполнительной власти технические условия погрузки и крепления грузов на судах и технические нормы загрузки судов….
    (Коммерческая работа на внутреннем водном транспорте)

  • Судо — часовые нормы загрузки — разгрузки судов

    В целях исключения необоснованных простоев судов под обработкой в портах, погрузка грузов в суда и выгрузка их из судов должна осуществляться в течении ограниченных сроков. Основанием для расчета времени, в течение которого должна осуществляться погрузка или выгрузка грузов, являются судо-часовые нормы…
    (Коммерческая работа на внутреннем водном транспорте)

  • Технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов

    Технологический срок оборота вагонов Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов установлен приказом МПС России от 29.09.2003 г. № 67 . Технологические сроки оборота вагонов рассчитываются и устанавливаются перевозчиком по согласованию с владельцем или пользователем…
    (Транспортное право (железнодорожный транспорт))

  • (Транспортное право (железнодорожный транспорт))
  • Разновидности норм и их роль в урегулировании конфликтов

    Предвидеть развитие внутригруппового и межгруппового взаимодействия невозможно как без знания общих закономерностей существования и функционирования неформальных групп, так и без учета значимости групповых норм. Конфликт норм часто становится причиной неприятия нового члена в группе или раскола уже сложившейся…
    (Конфликтология)

  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ТРАНСПОРТЕ И ТРАНСПОРТНОМ ПРОЦЕССЕ

    Значение и роль автотранспорта Автомобильный транспорт (АТ) играет существенную роль в транспортном комплексе страны, регулярно обслуживая почти 3 млн предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимателей, а также население страны. В 2006 г. автомобильный…
    (Автомобильные перевозки)

  • Транспортный процесс перевозки грузов и его составные элементы

    Сущность транспортного процесса заключается в перемещении грузов или пассажиров с учетом всех подготовительных и заключительных операций. Таблица 4.1. Технико-эксплуатационные показатели автопредприятий Показатель Формула Содержание Ездка К — ^пог ^пер + ^раз + ^дв…
    (Автомобильные перевозки)

  • Договор транспортной экспедиции

    По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. Согласно гражданскому законодательству такими услугами могут быть организация перевозки груза транспортом и по…
    (Автомобильные перевозки)

  • Машины и механизмы для погрузки и выгрузки

    Краны относятся к механизмам прерывного действия. Цикл работы крана состоит из рабочего (захват груза, закрепление, подъем, перемещение, опускание и освобождение грузозахватных приспособлений) и подготовительного периодов (подъем грузозахватного приспособления, перемещение его и опускание в исходное…
    (Автомобильные перевозки)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *