Законы

Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы:

  • 1) федеральные конституционные законы;
  • 2) федеральные законы;
  • 3) законы субъектов Российской Федерации.

Особое место среди конституционных законов принадлежит Конституции Российской Федерации и Декларации прав и свобод человека и гражданина. Главенствующая роль этих актов среди всех других источников трудового права вызвана тем, что они обладают юридическим верховенством над всеми иными источниками трудового права, а также тем, что их содержание предусматривает фундаментальные трудовые права и свободы человека и гражданина, определяющие смысл, содержание и применение всего трудового права.

К числу важнейших федеральных законов о труде относится Трудовой кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. (ст. 420 ТК РФ).

Помимо Трудового кодекса, на уровне Российской Федерации действует ряд других федеральных законов, посвященных регулированию социально-трудовых отношений. За годы реформ были приняты новые законы, такие как:

  • — Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • — Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»;
  • — Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
  • — ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»;
  • — ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • — ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы»;
  • — ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
  • — ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;
  • — ФЗ «Об объединениях работодателей».

К числу законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в России, относятся и законы субъектов Российской Федерации. Но далеко не все регионы активны в области законотворчества, касающегося сферы социально-трудовых отношений, хотя есть и такие, которые приняли (например, Республика Башкортостан), свой Трудовой кодекс.

Указы Президента РФ. Следующую ступень в иерархии нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений занимают нормативные указы Президента Российской Федерации, которые после федеральных законов обладают высшей юридической силой среди всех нормативных актов. Примером таких источников трудового права могут служить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», который предусмотрел особые требования к содержанию трудового договора, заключаемого с руководителями федеральных государственных предприятий.

Подзаконные нормативные правовые акты. На всех остальных уровнях иерархии источников нормативного регулирования располагаются подзаконные нормативные правовые акты, высшей юридической силой среди которых обладают Постановления Правительства России. В качестве примеров такого рода актов можно привести Постановления Правительства:

  • — «О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»;
  • — «Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве» и многие другие.

Министерства, ведомства и комитеты Российской Федерации издают административные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, и, в частности, по вопросам регулирования отношений, относящихся к предмету трудового права. Эти акты обычно распространяются только на работников соответствующих отраслей. В то же время акты некоторых министерств и ведомств, например, таких как Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба занятости РФ, а в недавнем прошлом — Федеральная миграционная служба и Министерство труда и социальной защиты населения РФ, могут носить межотраслевой характер.

В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета.

Локальные нормативные акты занимают низшую ступень в системе нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений.

К числу локальных нормативных актов относятся правила внутреннего трудового распорядка конкретной организации, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы организации за год, о доплатах и надбавках, поощрительных и дополнительных отпусках, графики сменности, графики отпусков, должностные инструкции, тарифные характеристики и пр.

> ЛОКАЛЬНОЕ НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ

(Н. В. Черных)

Понятие локального нормативного регулирования и его роль на современном этапе развития трудового права

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, наряду с трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляется коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 5 ТК РФ).

Наличие в трудовом праве такого вида источника как локальные нормативные акты является его характерной чертой1.

Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит легального определения локального нормативного акта, принимаемого работодателем . Однако некоторые авторы, перефразируя положения ч. 1 ст. 8 ТК РФ, указывают, что «в ТК РФ впервые дано легальное определение локальных нормативных актов. Локальные нормативные акты — это акты, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (статья 8 ТК РФ)»1.

В учебной литературе локальный нормативный акт определяется как правовой акт внутрикорпоративного характера, издаваемый работодателем в пределах его компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами и соглашениями .

По мнению Г. А. Рогалевой, под локальными нормативными правовыми актами в трудовом праве следует понимать принятое в организации в установленном порядке и санкционированное государством правило общеобязательного поведения субъектов трудового правоотношения, регулирующее основные условия труда работников данной организации.

Кроме того, в юридической литературе можно найти попытки дать общеотраслевое понятие локального нормативного акта.

Так, Е. Ю. Калюжнов дает следующее определение: «локальные нормативные акты — имеющие регулятивное (абстрактно-неиндивидуальное) содержание внутренние (уровневые) документы юридических лиц и использующих наемный труд частнопрактикующих субъектов».

В соответствии со ст. 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Из приведенной нормы следует, что локальные нормативные акты носят односторонний характер, так как принимаются одной стороной трудового отношения, что позволяет отличать их коллективного договора, также принимаемого на локальном уровне. При этом следует согласиться с В. В. Коробченко и В. А. Сафоновым, которые полагают, что участие представительных органов работников не изменяет односторонний характер этих актов, так как субъектами локального нормотворчества являются работодатели.

Рассматривая вопрос о юридической природе локальных актов, некоторые авторы активно критикуют выработанный в советское время и поддерживаемый многими современными учеными подход, при котором локальное нормотворчество рассматривается как санкционированное или делегированное государством.

Так, А. М. Лушников и М. В. Лушникова указывают, что в современных условиях развития трудового права для такого подхода нет оснований, поэтому предлагают рассматривать право работодателя издавать локальные нормативные акты как «позитивное естественное право» работодателя, основанное не на воле государства, а на присущих самому работодателю свойствах1.

Занимая такую позицию, они, по сути, возвращаются к определению «хозяйской власти» работодателя, сформулированной Л. С. Талем. Такая власть основана на положении работодателя, являющегося главой предприятия, организатором производства и трудового процесса . Аналогичной точки зрения придерживается и А. Ф. Нуртдинова, отмечая при этом, что социально-экономической основой локального регулирования является способность работодателя (юридического лица) к самоорганизации и реально существующая потребность в такой самоорганизации.

В свою очередь, М. А. Драчук полагает, что локальные юридические нормы являются результатом санкционирования государством актов корпоративной саморегуляции. Г. А. Рогалева указывает, что без дозволения государства в лице его высших органов государственной власти и управления никакое локальное нормотворчество недопустимо.

Однако не все субъекты, являющиеся в силу закона работодателями, способны к самоорганизации и управлению трудовым процессом, что объясняется позицией законодателя, не предоставившего работодателю — физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, право принимать локальные нормативные акты.

А Ф. Нуртдинова выделяет несколько функций, которые выполняют локальные нормативные акты на современном этапе развития трудового права:

  • 1) определяют внутренний правопорядок у конкретного работодателя (установление определенного режима труда и отдыха, систем оплаты труда, должностных обязанностей работников);
  • 2) устанавливают дополнительные гарантии и льготы для работников;
  • 3) повышают уровень минимальных гарантий трудовых прав предусмотренных трудовым законодательством или иными нормативными правовыми актами1.

К указанным функциям следует добавить функцию непосредственного регулирования трудовых отношений в тех случаях, когда законодатель определил, что установление соответствующих норм должно быть произведено на локальном уровне (например, в случае, предусмотренном ст. 134 ТК РФ).

  • См.: Трудовое право России: учебник для бакалавров / под общ. ред. Е.Б . Хохлова, В. А. Сафонова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 178; Лушникова М. В.,Луитиков А. М. Очерки теории трудового права. СПб.: Юридический центр «Пресс»,2006.С. 476.
  • См.: Рогалева Г. А. Локальное регулирование условий труда и система источниковтрудового права: монография. М.: ООО «Интел-синтез АПР», 2003. С. 79.
  • Лушников А. М., Лушникова М. В. Курс трудового права: учебник в 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека.Общая часть. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. С. 611.
  • См.: Трудовое право России: учебник для бакалавров / под общ. ред. Е. Б. Хохлова,В. А. Сафонова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 178—179.
  • См.: Рогалева Г. А. Указ. соч. С. 79.
  • См.: Калюжнов Е. Ю. Теоретико-правовые основания правил техники локальногонормотворчества: дис…. канд. юрид. наук. Волгоград, 2015. С. 8.
  • См.: Трудовое право России: учебник для бакалавров / под общ. ред. Е. Б. Хохлова,В. А. Сафонова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 180.
  • СмЛушников А. М., Лушникова М. В. Указ. соч. С. 611—612.
  • См.: Таль Л. С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918. С. 28—29,30—31,49.
  • См.: Права работодателей в трудовых отношениях / Ин-т законодательства и сравн.правоведения при Правительстве Российской Федерации; под ред.: А. Ф. Нуртдиновой,Л. А. Чикановой. М.: Эксмо, 2010. С. 228.
  • См ..Драчук М. А. Субъекты трудового права: монография. Омск: Изд-во Ом. гос.ун-та, 2009. С. 238.
  • См.: Рогшева Г. А. Локальное регулирование условий труда и система источниковтрудового права. С. 87.
  • См.: Права работодателей в трудовых отношениях. С. 235.

Законы как основной вид правовых актов, регулирующих трудовые отношения

В теории государства и права принято классифицировать нормативно-правовые акты по юридической силе. В трудовом праве можно разделить их на следующие группы:

  • федеральный конституционный закон;
  • федеральный закон;
  • закон субъекта страны.

Естественно, особняком стоит Конституция России и Декларация прав и свобод человека и гражданина. Ведь, как известно, данные источники являются фундаментальными для всех отраслей права, и в них предусмотрены основные права и свободы человека и гражданина в области трудовых отношений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Немаловажную функцию выполняет Трудовой кодекс России. Он был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, а вступил в действие в феврале 2002 года.

Также важными являются следующие нормативно-правовые акты

  • закон «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • закон «О коллективных договорах и соглашениях»;
  • закон «Об объединениях работодателей» и другие.

В субъектах Российской Федерации предусмотрена возможность издавать законодательные акты, которые будут регулировать Трудовые отношения лишь на территории субъекта. На практике выходит так, что не каждый регион страны является активным в области законотворчества, но имеются и субъекты, на территории которых действуют Трудовой кодекс локального характера. В качестве примера можно указать на Республику Башкортостан.

Подзаконные акты

Замечание 2

Нормативно-правовые Указы Президента России выделяются своей высшей силой среди остальных актов. В качестве примера можно привести Указ Президента «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой». В данном Указе предусматриваются определённые требования, которые предъявляются к содержанию трудовых договоров с высшим руководством федеральных государственных организаций.

Постановления Правительства страны, а также постановления министерств и ведомств издаются по тем вопросам, которые относятся к компетенции данных органов. Постановления министерств комитетов и ведомств, как правило распространяется только на сотрудников соответствующей отрасли. Однако предусмотрена возможность межотраслевого характера таких постановлений (например, Министерство здравоохранения и Федеральная миграционная служба).

В сфере своей полномочий органы местного самоуправления и муниципалитеты могут принимать нормативные акты, которые будут содержать положения трудового права, но будут применяться лишь на территории данных органов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *