>Как рассчитать численность службы охраны труда в организации и какими правами обладает специалист по охране труда?

Вопрос

Подскажите, со ссылками на конкретные нормативные акты, ответы на вопросы касательно создания службы охраны труда: 1) Как рассчитать численность службы охраны труда в организации. 2) Какой средний объем работ считается нормальным для одного специалиста по охране труда (как например, средний объем работы на одного специалиста по кадрам, -это 150 работников). 3) Какими правами обладает специалист по охране труда. 4) Является ли обязательным использование профессионального стандарта для специалиста по охране труда. 5) Является ли обязательным использование тарифно-квалификационного справочка для специалиста по охране труда (при организации штатной единицы).

Ответ

1) Как рассчитать численность службы охраны труда в организации?

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

В Системе есть расчетчик.

2) Какой средний объем работ считается нормальным для одного специалиста по охране труда (как например, средний объем работы на одного специалиста по кадрам, это 150 работников)?

Средний объем работ не может исчисляться количеством работников. Для определения необходимого количества сотрудников в службе охраны труда есть методика расчета (см. ответ к первому вопросу). От количества сотрудников в целом по предприятию рассчитывается необходимое количество специалистов по охране труда.

3) Какими правами обладает специалист по охране труда?

Служба охраны труда выполняет следующие задачи:

  • контролирует, как работники выполняют требования охраны труда;
  • занимается профилактикой производственного травматизма и профзаболеваний;
  • консультирует и проводит обучение сотрудников по охране труда;
  • ведет учет и анализ производственного травматизма;
  • организует и участвует в проведении спецоценки условий труда;
  • контролирует состояние зданий, механизмов, средств коллективной и индивидуальной защиты и т. д.;
  • организует расследование несчастных случаев на производстве;
  • разрабатывает локальные нормативные акты.

Ознакомиться с полным перечнем задач службы можно в разделах II и III Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Права работников службы охраны труда

Работники службы охраны труда в организации имеют право:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
  • предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
  • требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению определенного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, инструктаж по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
  • направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;
  • запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
  • привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;
  • представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;
  • представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

Ответственность работников службы охраны труда

Работники службы охраны труда несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных Положением о службе охраны труда и должностными инструкциями. За деятельность всей службы отвечает руководитель. Ответственность за охрану труда в организации в целом лежит на работодателе. Как работники службы, так и руководитель могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности.

Руководитель организации совместно с кадровой службой определяет функции службы охраны труда. При этом они руководствуются требованиями Трудового кодекса РФ, ЕТКС, ЕКС и иными нормативными актами.

Функции службы охраны труда закрепляются приказом руководителя организации или утвержденным Положением о службе охраны труда (в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 (далее – Рекомендации)).

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы охраны труда (п. 3 Рекомендаций).

Должностные обязанности и квалификационные характеристики специалистов по охране труда и руководителя службы охраны труда приводятся в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н.

Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 утвержден Порядок применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

Раздел «Должностные обязанности» квалификационных характеристик содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

Должностные обязанности отражаются в трудовом договоре и должностных инструкциях. Должностная инструкция является локальным нормативным актом организации. Единых требований к структуре и содержанию должностной инструкции в настоящее время на законодательном уровне не установлено.

В соответствии с действующим законодательством работодатель наделен правом принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ст. 8 ТК РФ).

Работодатель определяет структуру и содержание должностной инструкции самостоятельно с учетом требований трудового законодательства.

Таким образом:

 должностные обязанности руководителя службы охраны труда и специалистов по охране труда, зафиксированные в трудовых договорах и должностных инструкциях, должны соответствовать должностным обязанностям, приведенным в соответствующем разделе ЕКС;

 функции службы ОТ напрямую вытекают из должностных обязанностей руководителя службы охраны труда и специалистов по охране труда.

4) Является ли обязательным использование профессионального стандарта для специалиста по охране труда?

Да, обязателен. В статье 217 Трудового кодекса РФ указано, что специалист по охране труда должен иметь «соответствующую подготовку или опыт работы в этой области». То есть в законодательстве прямо прописаны квалификационные требования, а значит, работник, претендующий на должность «Специалист по охране труда», должен им соответствовать. Таким образом, все организации обязаны применять профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н.

Документ установил к работникам следующие квалификационные требования

Наименование требований Описание требований
Требования к образованию и обучению

Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность»

или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности

либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда

либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда

Требования к опыту практической работы Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет
Особые условия допуска к работе При наличии у работодателя опасных производственных объектов — соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности

5) Является ли обязательным использование тарифно-квалификационного справочника для специалиста по охране труда (при организации штатной единицы)?

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее – ОКПДТР) является официальным изданием, утв. постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367 «О принятии и введении в действие общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94».

Второй раздел ОКПДТР «Должности служащих» разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике (см. раздел «Введение» к ОК 016-94).

Анастасия Бакулина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

В соответствии с ОКПДТР должность правильно называется «Инженер по охране труда»:

Код КЧ Наименование профессии Код категории Код по ОКЗ
22659 1 Инженер по охране труда 2 2149

Дата введения ОКПДТР – 1 января 1996 г., последняя редакция – 19 июня 2012 г.

Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» взамен исключенных должностей «Начальник отдела охраны труда» и «Инженер по охране труда» ввел должности «Руководитель службы охраны труда» и «Специалист по охране труда».

К сожалению, на сегодняшний день соответствующие поправки в ОКПДТР не внесены. Таким образом, два подзаконных нормативных акта одну и ту же должность называют по-разному:

  • ОКПДТР – «Инженер по охране труда».
  • ЕКС – «Специалист по охране труда».

В такой неоднозначной ситуации следует обратиться к ТК РФ, поскольку согласно ст. 5 ТК РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Согласно ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

То есть, как следует из вышеизложенного, нормы, устанавливаемые ОКПДТР (в части наименования должности «Инженер по охране труда») противоречат ТК РФ.

Наименование должности специалиста, осуществляющего работу в области охраны труда, должно осуществляться в соответствии с требованиями ТК РФ и государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в иных федеральных законах и нормативных актах, не противоречащих ТК РФ.

То есть в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н должность должна называться «Специалист по охране труда».

  • Инструкция: как оформить обучение по охране труда
  • Охрана труда на предприятии: с чего начать 2018

РАСЧЕТ НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

При создании отдела охраны труда работодателю необходимо руководствоваться «Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации», утвержденными Постановлением Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 г. (далее – Рекомендации).

Чтобы отдел охраны труда мог качественно выполнять свои функции, работодателю необходимо подобрать оптимальное количество работников этого отдела. Оно определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, общей численности работников предприятия и «Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (далее – Нормативы), утвержденных Постановлением Минтруда РФ № 10 от 22.01.2001 г. .

Нормативы предусматривают условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел). В пункте 3.1.1 Нормативов говорится, что в организациях с численностью работников более 700 создается бюро охраны труда (3-5 человек) или отдел (от шести человек).

Нормативы охватывают следующие направления деятельности работников службы ОТ в организации (п. 1.3) :

1) управление охраной труда;

2) организация работы:

— по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

— по проведению аттестации рабочих мест;

— по приведению рабочих мест в соответствие требованиям к условиям и охране труда;

— по проведению инструктажей, обучению, проверке знаний сотрудников предприятия в области требований охраны труда;

— по планированию мероприятий по охране труда, составлению статистической отчетности по установленным формам, ведению соответствующей отчетности;

3) оперативный контроль за состоянием охраны труда, соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда в организации и ее структурных подразделениях;

4) участие в реконструкции производства и проведении мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников предприятия;

5) расследование и учет несчастных случаев.

Нормативы определены только в отношении легко поддающихся учету факторов:

— среднесписочной численности работников организации;

— численности рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах;

— количества самостоятельных структурных подразделений;

— среднемесячной численности вновь принимаемых работников;

— количества несчастных случаев за год.

В то же время в межотраслевых нормативах не учтены (это было невозможно сделать) такие факторы, существенно влияющие на состав и объем работы службы, как:

— отраслевые особенности производства;

— состояние оборудования;

— климатические особенности и экологическое состояние данной местности;

— половозрастной состав работников и т.д.

В нормативах приведены все показатели численности работников службы охраны труда в зависимости от перечисленных факторов. Для определения нормативной численности сотрудников службы охраны труда (Чн) необходимо суммировать показатели численности по таблицам соответственно обстановке в организации.

Общая формула расчета списочной численности работников службы (Чсп) такова:

Чcп = Чн Кн,

где Чсп – списочная численность работников службы; Чн – нормативная численность работников службы охраны труда; Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.

Данный коэффициент также определяется по следующей формуле:

Кн = 1 + (Н / 100),

где Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.; Н – процент планируемых невыходов.

Процент планируемых невыходов работников определяется по данным бухгалтерского учета.

Штатная численность работников службы ОТ в организации (Чшт) и будет соответствовать рассчитанной по формуле списочной численности:

Чшт = Чсп.

Отдельное внимание следует уделить предприятиям с обособленными производственными структурами. Это предприятия, цеха, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

В тех случаях, когда такие подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, численность сотрудников службы охраны труда, рассчитанную по нормативам, следует умножить на коэффициент 1,2. А если отдельная структура находится на расстоянии от 1,5 км и более, то применяется коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и более количество работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА (вариант 31)

Необходимо рассчитать нормативную численность работников службы охраны труда предприятия, определить условия формирования организационной структуры службы ОТ (специалист, бюро, отдел).

Исходные данные для расчета нормативной численности

работников службы охраны труда по табл. 2 (прил.)

Среднесписочная численность работников организации 1002 чел.
Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах 145 чел.
Количество самостоятельных структурных подразделений 38 ед.
Среднемесячная численность вновь принимаемых работников 20 чел.
Количество несчастных случаев за год

Алгоритм действий

1.Для определения нормативной численности работников службы охраны труда по наименованию «Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний» по табл. 4 (прил.) определяется заданная среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. (строка 4). На пересечении строки с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах, при заданном параметре в 145 чел. (диапазон от 101 до 350) устанавливается значение норматива численности – 0,21.

2. Для установления нормативной численности работников службы ОТ по «Организации работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда» по табл. 5 (прил.) находим заданное по условию число структурных подразделений (38) в диапазоне от 21 до 50; по строке 29 определяется среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. На пересечении строки с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах (145 чел.; диапазон от 101 до 350) устанавливается значение норматива численности – 0,39.

3. По табл. 6 (прил.) определяется норматив численности по «Организации пропаганды по охране труда». Для этого на пересечении диапазона структурных подразделений (от 21 до 50) при заданном параметре 38 и среднесписочной численности работников организации 1002 чел. (строка 4) находится значение норматива, равное 0,40.

4. По табл. 7 (прил.) устанавливается норматив численности по «Организации проведения инструктажей, обучения, проверки знаний работников организации». Для этого на пересечении значения среднемесячной численности вновь принимаемых работников (до 20), при заданном параметре 20 и среднесписочной численности работников организации 1002 чел. (строка 4) определяется значение норматива, равное 0,55.

5. Для выставления нормативной численности работников службы охраны труда по «Планированию мероприятий по охране труда, составлению отчетности по установленным формам и ведению документации по охране труда» по табл. 8 (прил.) находится заданная среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. (строка 4) и заданное количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (столбец от 21 до 50). На пересечении заданных параметров находится норматив численности, равный 0,33.

6. Для вычисления нормативной численности работников службы охраны труда по «Оперативному контролю за состоянием охраны труда в организации и её структурных подразделениях» по табл. 9 (прил.) находится диапазон структурных подразделений от 21 до 50 (так как заданное количество равно 38); на строке 29 располагается среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. На пересечении с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах (145 чел.; диапазон от 101 до 350) – устанавливается значение норматива численности – 0,79.

7. Для установления нормативной численности работников службы охраны труда по «Контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда» по табл. 10 (прил.) находится заданная среднесписочная численность работников организации – 1002 чел. (строка 4). На пересечении с численностью рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах (145 чел.; диапазон от 101 до 350) – устанавливается значение норматива численности – 0,12.

8. По табл. 11 (прил.) вычисляется норматив численности по «Участию в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации». Для этого на пересечении диапазона структурных подразделений (от 21 до 50) при заданном параметре (38) и среднесписочной численности работников организации (1002 чел.) (строка 4) находится значение норматива, равное 0,42.

9. Для выставления норматива численности по «Расследованию и учету несчастных случаев в организации» необходимо рассчитать время расследования, затрачиваемое на расследование произошедших несчастных случаев. Для этого необходимо норму времени расследования одного несчастного случая (24 ч) умножить на количество несчастных случаев, произошедших за год, то есть

24 5 = 120 ч.

Далее полученную величину необходимо разделить на 2000 (норма рабочего времени одного работника на планируемый год, ч):

120 / 2000 = 0,06.

Таким образом, норматив численности равен 0,06.

Далее все показатели нормативной численности суммируются. Итоговое значение нормативной численности по заданному варианту равно 3,27.

Вывод: при среднесписочной численности работников организации 1002 чел. нормативная численность сотрудников службы охраны труда составляет 3 чел., что позволяет говорить о создании бюро по охране труда.

Правила оформления расчета представлены в табл. 3 (прил.)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каким образом в Трудовом кодексе РФ определяется термин «охрана труда»?

2. Какова цель системы охраны труда, и какие задачи необходимо решить для её достижения?

3. Что понимается под термином «управление системой охраны труда»?

4. Что является объектом управления охраны труда?

5. Перечислите основные принципы управления охраной труда.

6. Какие группы направлений работ включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в организации по обеспечению требований охраны труда?

7. Перечислите три уровня системы охраны труда в организации.

8. В соответствии с какими нормативными документами создаётся служба охраны труда в организации, каким нормативным документом регламентируется её работа?

9. Перечислите основные задачи службы охраны труда.

10. Назовите основные функции службы охраны труда.

11. Какие документы должны иметься в службе охраны труда, отделе или у специалиста по охране труда?

12. Какие квалификационные требования предъявляются к сотрудникам службы охраны труда?

13. На основании какого документа устанавливается оптимальное количество работников службы охраны труда?

14. Какие направления деятельности службы охраны труда учитывают нормативы численности работников этого подразделения в организациях, а что в них не включено?

15. Каковы особенности исчисления сотрудников службы охраны труда на предприятиях с обособленными производственными структурами?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования. – М.: Изд-во стандартов, 2007.

2. Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях: постановление Минтруда РФ № 10 от 22.01.2001 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2001. – №2, № 4.

3. Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда: постановление Минтруда РФ № 7 от 17.01.2001 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2001. – №2.

4. Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации: постановление Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2001. – №2, № 3.

5. Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 413 от 29.05.2006//Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. – 2006. – № 6.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ № 197 от 30.12.2001 (с изм.) // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

7. Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 342н от 26.04.2011 // Российская газета. –
2011. – 24 июня.

8. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих / Режим доступа : http : // www.aup.ru/docs/d2/, свободный.

9. Об утверждении Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда: постановление Министерства труда РФ № 11 от 27.02.95. / Режим доступа: http : // www.tuk.ru/ohrana-truda/ohrana-truda.pdf, свободный.

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Основы управления охраной труда в организациях ………………4

2. Органы управления охраной труда в организациях……………….10

Охрана труда: что важно знать работодателю?

Ануш Согомонян

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в ст. 212 Трудового кодекса. К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу ГАРАНТ.РУ за информацией по вопросам применения отдельных положений ТК РФ, в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) (п. 3.1.1 Нормативов численности работников, Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2017 г. N 15-2/ООГ-2693).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ).

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право»
Оставить заявку

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (ч. 4 ст. 217 ТК РФ), предлагаем пошаговую инструкцию:

1

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

2

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

3

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

4

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

5

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (абз. 2 преамбулы Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (п. 5.2 Методических рекомендаций). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля, постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – типовая инструкция по охране труда для повара.
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»);
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, абз. 5 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.2, п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций);
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. 3 п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты);
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными (приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н).
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Методика проведения спецоценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.№ 33н. По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( ч. 2 ст. 3 , ч. 1-2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете (ч. 5-6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Также согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Перечень вредных или опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок до 3 лет или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 ТК РФ).

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб (ч. 3-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»
  • Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»
  • Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»
  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *