Содержание

Педагогическая нагрузка: только самое главное

Изучение официальных документов — не самая лёгкая и интересная задача. Из данной статьи вы узнаете, на что нужно обратить внимание в приказе Минобрнауки № 1601 об учебной нагрузке педагогических работников и получите ответы на часто возникающие вопросы.

На что нужно обратить внимание

Изучить приказ полностью можно на сайте Гарант. Ниже — самое главное.

  1. Учебная нагрузка педагогических работников должна быть закреплена в трудовом договоре.
  2. Приказ описывает, как её определить.

Важно! Речь идёт об астрономических часах. В некоторых случаях они учитывают перемены и динамические паузы.

  1. Объём определяется в начале учебного года и закрепляется локальным нормативным актом организации, при этом нужно учитывать мнение профсоюзной организации, если она есть.
  2. В текущем году руководитель не может уменьшить часы педагогической нагрузки учителю, если последний не согласен. Кроме случаев, когда:
  • снизилось общее число часов по учебным планам или графикам;
  • снизилось число учеников или классов.
  1. Любое корректирование объёма педагогической нагрузки, который утвержден в трудовом договоре, нужно согласовать с сотрудником. За исключением причин, указанных выше. В этом случае работодатель должен письменно предупредить учителя об изменениях не менее чем за 2 месяца.

Важно! Это распространяется и на педагогов, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком.

  1. Для штатных учителей нагрузка сохраняется в следующем учебном году. Также должна соблюдаться преемственность преподавания учебных предметов. Учителю выпускных классов даётся педагогическая нагрузка в тех классах, которые только начнут изучать преподаваемые им предметы.
  2. Верхнего лимита нагрузки для школьных педагогов нет, а для работников колледжей и техникумов есть. Например, 720 часов у преподавателей СПО и ОППО.
  3. Если не получается выделить учителю столько часов, сколько соответствует его ставке, зарплата гарантируется в полном объёме, если эти часы будут заполнены другой педагогической работой. Это актуально для преподавателей иностранных языков, музыки, физкультуры или ИЗО, которые работают в младших классах.

Вопросы, которые возникают у педагогов

При определении учебной нагрузки педагогических работников или её изменении часто возникают затруднения, решить которые самостоятельно не так просто. Ниже — примеры часто задаваемых вопросов и ответы на них.

— Может ли работодатель увеличить нагрузку, если уволился педагог и необходимо распределить его часы?

Может, но только при двустороннем согласии.

— Можно ли обосновать снижение педагогической нагрузки тем, что её часть выделена педагогу не по профилю? Например, если учитель биологии ведёт ещё и географию, а в учреждении появился новый учитель географии.

Нельзя, потому что это нарушение трудового законодательства.

— Что делать в случае, если работодатель не сообщил сотруднику о снижении часов педагогической нагрузки заранее?

В этом случае педагог должен получать заработную плату два месяца по ставке, которая действовала на момент уведомления.

— Может ли работодатель снизить нагрузку педагога, если в трудовом договоре, который составлялся до выхода приказа, её объём не был указан? Например, если увеличилось количество часов по учебному плану, и было принято решения взять ещё одного педагога и разделить общую нагрузку.

Да, это правомерно.

— Что делать педагогу дополнительного образования со ставкой педагогической нагрузки 18 часов (3,5 в день), если директор требует находиться на рабочем месте весь день?

В этом случае руководитель неправ, он не может такого требовать. Остальное время, например, проверка тетрадей, заполнение классных журналов, проведение мероприятий, должно оплачиваться отдельно.

Больше об общении с подчинёнными, о том, почему возникают споры и какими должны быть отношения между педагогом и его начальником, вы узнаете из статьи «Взаимодействие руководителя и подчинённого».

Рабочее время педагога

Оно состоит из преподавания (педагогическая нагрузка) и другой части педагогической работы, в которую входят практическая подготовка учеников, индивидуальная работа с ними, творческая или исследовательская деятельность и т. д. Если первая часть регулируется законодательство, то что регулирует вторую? Ответ даёт портал Директория-онлайн.

  1. Подготовка к проведению занятий, создание рабочих программ — самостоятельно.
  2. Ведение журнала или дневников детей, работа с родителями — правилами внутреннего распорядка.
  3. Индивидуальная работа с детьми, участие в работе педсоветов — локальными нормативными актами.
  4. Проведение работы, которая так или иначе связана с образовательной деятельностью (классное руководство, проверка тетрадей и письменных работ, заведование учебными кабинетами) — трудовым договором.

Подробнее о ЛНА вы узнаете из статьи «Локально-нормативные акты образовательной организации: понятие, виды, перечень».

В реальности же выполнение должностных обязанностей педагогом не всегда чётко прописано в локальных актах, графиках и т. д. Часто это служит причиной для конфликтов между сотрудником и руководителем по поводу оплаты рабочего времени. Чтобы этого избежать, работодателю необходимо изучить нормативные акты, которые регламентируют учёт времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, и внести необходимые изменения и поправки. Только так он сможет избежать споров с сотрудниками.

Стресс в работе педагога

Повышение учебной нагрузки или споры с руководством по поводу её изменения — это дополнительный стресс в работе педагога, которого и так хватает. Исследование National Foundation for Educational Research выявило, что каждый пятый педагог находится в стрессовом состоянии ежедневно. Другой результат этого же исследования — у учителей нарушен баланс между работой и личной жизнью.

Педагог, который испытывает хронический стресс, чаще берёт больничный, из-за этого проводит меньше со своими учениками

Какие шаги предпринять, чтобы помочь педагогам в вашей образовательной организации?

  1. Руководитель может улучшить условия труда. В первую очередь — это психологическая поддержка. Учителю нужна конструктивная обратная связь, чтобы комфортно чувствовать себя в своей профессии.
  2. Продвижение доброжелательных взаимодействий между педагогом и учеником. Речь идёт о методах и мероприятиях, которые вознаграждают положительное поведение детей. Это помогает снизить стресс и предотвратить синдром эмоционального выгорания. Учитель тоже может поработать над улучшением общения с учениками. Первым шагом будет соблюдение баланса 5:1 при похвале и критике.
  3. Работа над умением выявлять стресс и бороться с ним. Самыми действенными способами являются физические упражнения и йога, потому что они активируют гормоны, которые снижают стресс, улучшают концентрацию и повышают настроение.

Совет Федерации тоже решил поддержать педагогов в борьбе со стрессом, снизив количество отчётности в их работе. На портале «Вместе-РФ» организован опрос, в котором учителей просят ответить на вопросы о том, какие отчёты они считают излишними, а какие — необходимыми.

— Благородный труд школьного учителя в прямом смысле определяет будущее страны, — считает Ирина Рукавишникова, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. — Необходимо создать для педагогов творческое пространство, свободное от ненужной бюрократической нагрузки.

Другой актуальный для руководителя общеобразовательного учреждения вопрос — переход на новые стандарты среднего общего образования, который запланирован на 1 сентября 2020 года. Готовы ли ваши учителя? Созданы ли все необходимые условия внутри организации? Ответы и решения вы получите на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который состоится 23—26 июля 2019 года.

Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

<…> В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору. <…>

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

  • Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации
  • Менеджмент в образовании
  • Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО
  • Экономика в образовании
  • Эффективный руководитель образовательных организаций
  • Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса
  • Организация учёта сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также и получить консультации экспертов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время«

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Статья 333 ТК РФ. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

См. все связанные документы >>>

1. В соответствии с п. 88 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 для работников высшего учебного заведения, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 ч в неделю) и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 ч в учебном году.

2. Согласно п. 66 Постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников общеобразовательных учреждений определяется исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Определенный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и во втором учебных полугодиях.

Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

3. В соответствии с п. 52 Постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521 учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 академических часов.

4. Согласно п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543, учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 академических часов.

О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений см. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191.

О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, см. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724.

См. также Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69.

За успехи в учебной, методической, научной и воспитательной работе и другой уставной деятельности среднего специального учебного заведения для работников устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.

На работников учебных, учебно-производственных, производственных мастерских (цехов), полигонов, лесоучастков, учебно-опытных хозяйств и других подразделений средних специальных учебных заведений распространяются льготы и преимущества, устанавливаемые для работников соответствующих производств.

Увольнение преподавателей средних специальных учебных заведений по инициативе администрации, связанное с сокращением численности работников, допускается только после окончания учебного года.

5. Учебная нагрузка преподавателей структурных подразделений в соответствии с п. 28 Типового положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации, утв. Постановлением Госкомвуза России от 10 апреля 1996 г. N 2, устанавливается в зависимости от их квалификации и занимаемой должности и не может превышать 800 ч в 1 учебный год.

6. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 ч в неделю согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 ч в неделю — работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

30 ч в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

36 ч в неделю:

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;

руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) :

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1 — 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1 — 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца.

18 ч в неделю:

учителям 5 — 11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

преподавателям специальных дисциплин 1 — 11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3 — 5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 — 7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 — 4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

20 ч в неделю — учителям 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений;

24 ч в неделю — преподавателям 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 — 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 ч в год — преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

20 ч в неделю — учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

24 ч в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 ч в неделю — воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья;

30 ч в неделю — инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;

36 ч в неделю — воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

7. В письме Минобразования России от 8 мая 2003 г. N 20-1303/20-5 приведен комментарий к Постановлению Правительства РФ N 191.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» издано в целях реализации ст. 333 (ч. 3) ТК, в которой установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

Указанным Постановлением установлена продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку заработной платы) для всех педагогических работников во всех типах образовательных учреждений, но не более 36 ч в неделю.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 состоит из 3 пунктов:

в первом пункте речь идет о продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений, которым устанавливается оклад (работники из числа профессорско-преподавательского состава, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, старшие вожатые, инструкторы по труду, руководители физического воспитания, преподаватели — организаторы основ безопасности жизнедеятельности, методисты (старшие методисты), инструкторы-методисты (старшие инструкторы-методисты), старшие воспитатели);

во втором пункте речь идет о норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы (учителя, преподаватели, педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели (старшие тренеры-преподаватели)) которым ставка заработной платы выплачивается за 18 ч работы в неделю (720 ч в год). При этом ставки заработной платы учителей и других педработников устанавливаются исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах. Короткие перемены (перерывы), предусмотренные между уроками (занятиями), являются рабочим временем учителя (преподавателя, педагога дополнительного образования).

Продолжительность урока определяется образовательным учреждением. Как правило, продолжительность урока составляет 45 мин. Уменьшение образовательным учреждением продолжительности урока для учащихся не влечет за собой сокращения продолжительности рабочего времени учителя. Без изменения остается только количество уроков (занятий), установленных за ставку. Так, если учителю определена учебная нагрузка 25 ч преподавательской работы в неделю, то он проводит 25 уроков (занятий) по 35, 40, 45 мин (т.е. как будет определено образовательным учреждением), а остальное время падает на перемены с активным отдыхом учащихся. Таким образом, в указанном случае учитель должен отработать (вместе с переменами между уроками) 25 астрономических часов в неделю (а не 36 ч).

За дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей (например, проверка письменных работ, классное руководство, заведование учебным кабинетом и т.д.), учителю устанавливается доплата, размер которой определяется, согласно ст. 32 и ст. 54 Закона «Об образовании», образовательным учреждением самостоятельно.

В сноске 1 оговаривается, что различная педагогическая работа педагогических работников образовательных учреждений предусматривается должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке. Должностные обязанности педагогических работников определены тарифно-квалификационными характеристиками, согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46, а режим рабочего времени (т.е. время начала и окончания работы, время перерывов в работе, чередование рабочих и нерабочих дней и др.) в соответствии со ст. 100 ТК устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», изданным в целях реализации ст. 100 ТК, Минобразованием России в настоящее время подготовлен проект Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, который будет утвержден после согласования его в установленном порядке с Минтрудом России и Минюстом России;

в третьем пункте речь идет о норме часов педагогической работы (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, музыкальные руководители, концертмейстеры, инструкторы по физкультуре, воспитатели).

При подготовке проекта Постановления Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» предусматривалось снижение нормы часов за ставку заработной платы учителям начальных классов с 20 ч преподавательской работы в неделю до 18 ч в неделю, а воспитателям дошкольных образовательных учреждений общего назначения — с 36 ч педагогической работы в неделю до 30 ч в неделю. Однако при согласовании проекта постановления в установленном порядке Минтруд России и Минфин России не поддержали эти предложения из-за невозможности выделения дополнительных ассигнований на эти цели. В результате издано Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», в котором нормы часов за ставку заработной платы у учителей начальных классов и у воспитателей дошкольных образовательных учреждений общего назначения остались прежние, т.е. соответственно 20 ч преподавательской работы в неделю и 36 ч педагогической работы в неделю.

8. В письме Минобразования России от 1 октября 2003 г. N 20-51-2979/20-5 «О норме часов за ставку заработной платы учителей начальных классов» приводится следующая информация.

В целях реализации ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации Минобразованием России был подготовлен проект постановления Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», в котором предусматривалось снижение нормы часов за ставку заработной платы учителям начальных классов с 20 ч преподавательской работы в неделю до 18 ч в неделю. Однако при согласовании проекта постановления в установленном порядке Минтруд России и Минфин России не поддержали эти предложения из-за невозможности выделения дополнительных ассигнований на эти цели. В результате издано Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», в котором норма часов за ставку заработной платы у учителей начальных классов осталась прежняя, т.е. 20 ч преподавательской работы в неделю.

В настоящее время Минобразования России полагает необходимым вновь обратиться в Минтруд России и Минфин России с предложением о снижении нормы часов за ставку заработной платы учителям начальных классов после предварительного согласования с руководителями органов государственной исполнительной власти субъектов РФ вопроса о возможности принятия такого решения за счет средств субъектов РФ.

Кроме того, в целях улучшения качества преподавания таких предметов, как изобразительное искусство, физкультура, музыка и пение, на которые учебным планом в начальных классах отводится 4 ч, производится передача ведения этих уроков учителям-специалистам (предметникам). В результате учебная нагрузка у учителей начальных классов в таких случаях остается:

при 6-дневной учебной неделе — 18 — 21 ч;

при 5-дневной учебной неделе — 16 — 18 ч в неделю.

Для того чтобы учителям начальных классов выплачивать полную ставку заработной платы (т.е. за установленную норму часов педагогической работы в неделю — за 20 ч), они догружаются иной учебно-воспитательной оплачиваемой работой (воспитательной работой в группах продленного дня, кружковой работой и др.).

В связи с этим Минобразования России считает необходимым установить единую для всех учителей норму недельной учебной нагрузки за ставку заработной платы в объеме 18 ч в неделю, т.е. предусмотреть для учителей начальных (I — IV) классов норму часов преподавательской работы в неделю, за которую выплачивается ставка заработной платы, по аналогии с учителями V — XI (XII) классов.

Учитель, знай свои права! Учебная нагрузка педагогов и основания ее изменения

При тарификации на новый учебный год необходимо помнить о следующих базовых принципах:
• любые изменения педагогической нагрузки оформляются письменно дополнительными соглашениями к трудовому договору;
• уменьшение педагогической нагрузки без согласия педагога допускается только: а) при изменении учебных программ и б) при уменьшении количества обучающихся или классов;
• во всех остальных случаях изменение педагогической нагрузки допускается ТОЛЬКО по соглашению сторон трудового договора;
• преподавателям, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы и для которых установлена норма 18 часов в неделю на ставку, сохраняется объем нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных дисциплин.
Рассмотрим типовые ситуации, которые могут возникнуть при распределении нагрузки на новый учебный год.
Увеличение нагрузки
Увеличение учебной нагрузки возможно только по соглашению между учителем и администрацией. Ситуаций, когда возможно увеличить педагогическую нагрузку без согласия учителя по инициативе администрации, в Приказе №1601 НЕ предусмотрено. Оформляться оно ДОЛЖНО в письменной форме в виде дополнительного соглашения к трудовому договору.
В то же время НЕДОПУСТИМО произвольное увеличение нагрузки без согласия учителя, например, в случае увольнения другого педагога и необходимости перераспределения освободившихся часов.
Уменьшение нагрузки
По общему правилу уменьшение нагрузки на новый учебный год возможно только по соглашению сторон. Для учителей, нормируемая часть нагрузки которых составляет 18 часов в неделю и для которых данная школа является основным местом работы, действует дополнительная ГАРАНТИЯ сохранения объема нагрузки и преемственности преподавания предметов.
Есть две ситуации, когда уменьшение нагрузки возможно без согласия учителя:
• уменьшение часов по учебной программе;
• уменьшение количества обучающихся или учебных классов.
Учитель ДОЛЖЕН БЫТЬ уведомлен о предстоящем уменьшении учебной нагрузки не менее чем за 2 месяца до предстоящих изменений в письменном виде с указанием причин, повлекших данные изменения. Как уже было сказано выше, причин может быть две: изменение учебных программ или уменьшение количества классов. То, что администрация взяла на работу нового учителя, которому нужно дать педагогическую нагрузку, к причинам, по которым допускается уменьшение нагрузки данного преподавателя без его согласия, НЕ относится.
Возможна ситуация, когда уменьшение нагрузки учителя-специалиста обосновывается тем, что часть нагрузки выделена ему не по профилю преподаваемых дисциплин и на данные предметы был взят учитель с профильным образованием. Например, учитель, закончивший педагогический ВУЗ по специальности «учитель биологии» ведет биологию и географию. Администрация принимает на работу нового учителя географии и передает ему часы географии под предлогом того, что первый учитель является по диплому учителем биологии, а не географии. Данная ситуация является НАРУШЕНИЕМ трудового законодательства…
Особо следует обратить внимание на количество часов педагогической нагрузки, которое получит учитель после ее уменьшения. Если количество часов будет меньше, чем предусмотрено нормой на ставку, например, 17 часов в неделю вместо 18 часов, то в этом случае работа в текущем учебном году НЕ войдет в стаж, дающий право на получение пенсии по выслуге лет.
Учителям 1-4 классов при передаче преподавания иностранного языка, рисования физкультуры или музыки учителю-специалисту ДОЛЖНА БЫТЬ обеспечена догрузка до ставки другими видами педагогической работы (преподаванием в группе продленного дня, ведением кружков или факультативов и т.д.). Другие предметы, например, уроки труда можно передать другим учителям-специалистам только с согласия учителя.
Если же все-таки принято решение об уменьшении количества нормируемой части нагрузки учителя вследствие изменения учебных программ или количества классов, то администрация школы должна полностью следовать правилам статьи 74 Трудового Кодекса РФ. Помимо заблаговременного за 2 месяца ПИСЬМЕННОГО УВЕДОМЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ о предстоящем уменьшении учебной нагрузки необходимо получить ПИСЬМЕННОЕ СОГЛАСИЕ учителя на продолжение работы в новых условиях, а в случае отказа предложить другую имеющуюся в школе нагрузку. Нарушение администрацией школы данной процедуры может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в суд.
Несоблюдение двухмесячного срока уведомления об уменьшении нагрузки
В данном случае администрация в течение двух месяцев будет ОБЯЗАНА оплачивать работу учителя по ставке, действовавшей на момент до уведомления. Например, учителю сообщили в письменном виде об уменьшении нагрузки с 20 до 18 часов в неделю 28 августа. Таким образом, оплата работы педагога до 28 октября будет осуществляться из расчета 20 часов в неделю (хотя фактически он будет работать 18 часов в неделю). И только с 29 октября возможно осуществить оплату труда по новой ставке.
Распределение нагрузки учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком
Согласно Приказу №1601 нагрузка учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, определяется по общим правилам, а затем распределяется между другими педагогическими работниками. Следовательно, когда учитель выходит из отпуска по уходу за ребенком, за ним должна быть сохранена нагрузка в том объеме, в котором она была на момент его ухода в отпуск.
Таким образом, действующее законодательство защищает учителей от произвольного изменения учебной нагрузки на новый учебный год со стороны администрации образовательного учреждения. ЛЮБЫЕ изменения должны осуществляться С СОГЛАСИЯ учителя. Ситуации, когда изменения нагрузки допустимы по инициативе администрации, ограничены, и порядок их применения строго регламентирован.
Автор публикации: юрист Лаптев М.П. (сайт 911)

Как определяется учебная нагрузка педагогов

Публикуем Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Приложение № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ (НОРМЫ ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается: педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу <1>; <1> Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4381). старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; педагогам-психологам; социальным педагогам; педагогам-организаторам; мастерам производственного обучения; старшим вожатым; инструкторам по труду; педагогам-библиотекарям; методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность; тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования; преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности; инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям-дефектологам; учителям-логопедам.

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается: музыкальным руководителям; концертмейстерам.

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: инструкторам по физической культуре; воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным); преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта; педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования; тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта; логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания; учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций; преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

Примечания:

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3-2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5-2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *