Что такое НМЦК, и для чего она требуется

НМЦК – это начальная максимальная цена контракта. Выше ее заказчик не сможет заключить контракт. Указанная цена фигурирует во всех ключевых документах по закупке: в извещении о закупке, документации по госконтракту и в предложениях, которые отправляются заказчиком для принятия участия в закрытой закупке.

Заказчику весьма важно корректно определить максимальную цену контракта. Ведь если она окажется заниженной, то это отпугнет потенциальных поставщиков и может привести к тому, что закупка будет несостоявшейся.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Завышенная стоимость, напротив, может привести к необоснованному росту бюджетных расходов и станет причиной претензий к заказчику со стороны контролирующих инстанций.

От определенной заказчиком цены контракта зависят некоторые ограничения в области госзакупок. В частности если заказчик использует запрос котировок для определения поставщика, то НМЦК по такой закупке не может превышать 500 тыс. р. (на основании ч. 2 ст. 72 44-ФЗ). Закупки среди субъектов малого бизнеса проводятся при цене контракта не более 20 млн р. (на основании ч. 1 ст. 30 44-ФЗ).

Также от НМЦК зависят шаг аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе и запросе котировок, размер обеспечения.

Методы расчета

Расчет начальной цены контракта осуществляется с учетом Приказа Минэкономразвития №567 от 2013 года.

Законодательство о контрактной системе указывает на пять базовых методов для расчета НМЦК, которые не являются исчерпывающими. Основным методом является метод анализа рынка (сопоставимых рыночных цен). Другими методами является проектно-сметный, нормативный, тарифный и затратный.

Метод сопоставимых рыночных цен применяется заказчиком при закупках у единственного поставщика через формирования цены на основании рыночных цен на аналогичные товары, работы и услуги. Указанному методу принадлежит приоритет.

Для применения данного метода анализируются информация о ценах товаров, работ и услуг по госконтрактам, сведения из каталогов, рекламных брошюр, данные информационно-ценовых агентств, информация о рыночных ценах, сведения о рыночных котировках и пр.

Тарифный метод используется для тех товаров, услуг и работ, цены на которые регулируются федеральными или муниципальными нормативно-правовыми актами.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Использование нормативного метода практикуется в отношении товаров, работ и услуг, прописанных в ст. 19 44-ФЗ. Указанный метод можно применять вместе с рыночным, главное, чтобы полученные цены не превышали нормативов по государственным контрактам. Использование нормативного метода должно опираться на данные о предельной стоимости в ЕИС.

Проектно-сметный метод определения стоимости практикуется с учетом действующих методик и нормативов в области строительных и ремонтных работ.

Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов. Он предполагает расчет стоимости суммы затрат с учетом нормы прибыли для отдельных видов деятельности, а также производственных затрат, транспортных расходов и расходов на хранение товаров и услуги.

В случае невозможности применения ни одного из указанных методов заказчик должен обосновать этот факт документально. Заказчик вправе применять иные методы расчета цены, которые не прописаны в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.

Согласно действующему законодательству, заказчик должен не только обосновать НМЦК, но и приложить справочную информацию, на основании чего был выполнен расчет. При этом названия поставщиков в открытом доступе не размещаются. Но оригиналы используемых документов подлежат хранению по нормам 44-ФЗ.

Форма для обоснования произвольная, но во избежание проблем с контролирующими инстанциями целесообразно использовать форму, которая содержится в Приложении к Методическим рекомендациям. В ней указываются:

  1. Объект закупки.
  2. Его характеристики.
  3. Выбранный метод обоснования НМЦК.
  4. Документы, на основании которых рассчитывалась НМЦК.
  5. Непосредственный расчет.
  6. Дата подготовки обоснования.

При нарушении процедуры обоснования НМЦК должностным лицам заказчика грозит административная ответственность. Она предусмотрена в КоАП в ст. 7.3. Штраф по указанной статье для должностных лиц составляет 15 тыс. р., юридических лиц – 50 тыс. р.

Калькуляторы

Использование специализированных инструментов (файлы Exel или калькуляторы на сайтах) для расчета НМЦК позволяет снизить временные затраты на расчет НМЦК, автоматизировать все вычисления и избежать арифметических и прочих ошибок.

Шаблоны Exel файлов для автоматического расчета цены методом сопоставимых рыночных цен скачайте по ссылкам: файл 1 и файл 2.

Онлайн-сервисы

Большая часть сервисов определяет цену на основании метода сопоставления рыночных цен, который является основным с учетом Методических рекомендаций Минэкономразвития от 2013 года №567. Процедура определения цены данным способом достаточно трудоемкая и многоэтапная, а калькуляторы позволяют провести все необходимые вычисления за несколько минут.

Работа онлайн-калькулятора НМЦК может осуществляться по различным принципам. Так, если заказчик регулярно закупает однородные товары, то он может воспользоваться для расчетов ценовой информацией из предыдущих периодов. Например, заказчик воспользовался стоимостью исполненного контракта за прошлый год. Калькулятор сможет пересчитать ее с использованием коэффициента от Росстата по п. 3.18 3 раздела Методических рекомендаций.

Такие калькуляторы способны не только привести цены к текущему периоду, но и скорректировать их в зависимости от способа закупки, которая стала источником информации о ней.

Некоторые онлайн-калькуляторы НМЦК позволяют просто определить цену контракта на основании трех введенных значений, полученных из различных источников. Например, путем запроса коммерческих предложений, прайсов или цен ранее подписанных госконтрактов на поставку аналогичной продукции.

Другие калькуляторы НМЦК обладают более широким спектром возможностей. Они автоматически анализируют реестр контрактов в ЕИС и цены на рынке на основании исходных данных, а затем определяют цену контракта и формируют файл с ее обоснованием. Заказчику нужно просто указать код товара по ОКПД2, количество товара и единицу измерения.

Пошагово алгоритм определения цены с использованием калькулятора выглядит так:

  1. Вводится наименование товара, работы или услуги. По нему калькулятор будет искать код ОКПД2.
  2. Открывается список поставщиков по данному коду с ценами исполненных ими контрактов.
  3. Заказчику нужно отметить галочками три контракта и нажать кнопку для расчета.
  4. НМЦК автоматически рассчитывается, также калькулятор проверит коэффициент вариации.
  5. Формируется обоснование цены в Excel.

Ссылки на онлайн-калькуляторы для расчета НМЦК можно найти ниже:

  • Эконом-Эксперт (данный калькулятор позволяет не только рассчитать начальную цену, но и автоматически сформирует ее обоснование);
  • Сайт Комитета государственного заказа Тамбовской области.

Таким образом, использование специальных инструментов способно автоматизировать и упростить расчеты НМЦК. Большинство калькуляторов настроены на определение цены на основании метода рыночных цен. Некоторые сервисы позволяют не только рассчитать цену, но и сформировать ее обоснование в автоматическом режиме.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК)

От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя. Например, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить запрос котировок.

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 3 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 3 млн рублей — не менее 7 дней.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 3 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не может превышать 1 рабочий день.

Одновременно с этим с июля НМЦК стала влиять и на обязанность госзаказчиков по установлению обеспечения заявок. Если НМЦК не превышает 1 млн руб., госзаказчик имеет право (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение (ст. 44). Эти выводы Минфин подтвердил в письме № 24-06-08/70718 от 02.10.2018.

Добавим, что поставщику нужно понимать, что определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, можно сделать выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

Методы обоснования

Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в законе (ст. 22 № 44-ФЗ) и уточнены в Методических рекомендациях Минэкономразвития.

26.02.2019 на официальном сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал уведомление о разработке новых Методических рекомендаций. Текста проекта приказа пока нет.

Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример и подробное описание этого способа вы можете прочитать в статье «Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен».

Мы также подготовили статьи и о других четырех способах, вы можете их найти по ссылкам ниже:

  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Одновременно с этим обоснование метода определения НМЦК может быть установлено дополнительными методическими рекомендациями. Полномочия по принятию такого рода документов принадлежат высшему исполнительному органу субъекта РФ. Например, Распоряжение Правительства Москвы № 242-РП, Распоряжение Правительства Сахалинской области № 117-р и др.

Таким образом, у заказчика появляется право действовать в рамках дополнительных рекомендаций при проведении закупки для нужд субъекта РФ.

Наглядно увидеть, как выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) можно, скачав файл по ссылке ниже.

>Пример обоснования цены контракта по 44-ФЗ

Как обосновать цену при закупках у единственного поставщика

Организация госзакупок – сложный процесс, который требует детального анализа нормативных актов, регулирующих его. Многие государственные и муниципальные учреждения и сами поставщики не хотят «связываться» с такими способами определения поставщика, как аукцион, конкурс и т.д., так как для этого необходимо оформить внушительный пакет документов, и сама процедура занимает достаточно много времени. К счастью, закон предусматривает более простой способ выбрать поставщика – заключение контракта с единственным поставщиком. Статья 93 закона 44-ФЗ регулирует вопросы, связанные с заключением подобного рода контрактов. В части 1 названной статьи указаны случаи, когда возможно заключить контракт с единственным поставщиком (далее по тексту – ЕП). Наиболее популярные среди заказчиков случаи, указанные в данной статье, – заключение контракта на сумму не более 100 и не более 400 тысяч рублей. Но даже для самых минимальных закупок требуются обоснование цены. О том, как это правильно сделать, поговорим в настоящей статье.

Какие методы для расчета цены использовать при заключении контракта с ЕП?

Закон выделяет следующие методы:

  1. Метод сопоставления рыночных цен или, по-другому, анализ рынка. Является приоритетным при расчете цены, когда речь идет о контрактных отношениях с ЕП. Остальные методы применяются только в тех случаях, которые предусмотрены в ст. 22 ФЗ 44 (ч.ч. 7-11). При использовании данного метода рекомендуется использовать не менее 3 цен, которые предлагают различные поставщики.
  2. Нормативный метод. Применяется в случае нормирования закупок (ст. 19 ФЗ 44).
  3. Тарифный метод. Применяется в тех случаях, когда цены на закупаемый товар (услугу, работу) устанавливаются государством.
  4. Проектно-сметный метод. Уместен, если закупаются услуги (работы) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или по сохранению объектов культурного наследия.
  5. Затратный метод. Применение данного метода возможно в тех случаях, когда нельзя применить ни один из перечисленных выше методов.

Если ни один из вышеперечисленных методов не подходит, то можно в качестве обоснования цены избрать и другой метод, но тогда потребуется обосновать, почему отсутствовала возможность применить методы, указанные в законе.

Более подробно рассмотрим такой метод определения цены как анализ рынка, так как он является приоритетным и наиболее востребован.

Под анализом рынка закон понимает получение информации о ценах на рынке, установленных для идентичных товаров, которые необходимо закупить, а если идентичные товары найти не представляется возможным, то для анализа применимы и однородные товары.

Как получить информацию для анализа рынка?

Закон предусматривает следующие способы для получения информации:

1. Сбор общедоступной информации о ценах на рынке на товары, которые необходимо закупить. В качестве общедоступной признается информация, которая содержится:

  • в контрактах на поставку подобных товаров, если по данным контрактам не было взыскания неустоек за неисполнение контракта. Подробная информация о том, как осуществить поиск информации в реестре контрактов, изложена в Приложении № 2 к рекомендациям Минэкономразвития;
  • в каталогах, рекламе, описаниях или иных предложениях, которые обращены к неопределенному кругу лиц и признаются публичной офертой;
  • в котировках на российских и иностранных биржах;
  • в котировках на электронных площадках;
  • в официальных источниках государственных и муниципальных органов, а также иностранных государств, международных организаций;
  • в государственной статистической отчетности;
  • в общедоступных результатах изучения рынка или полученных по заказу заказчика;
  • в отчете оценщика о рыночной стоимости объектов, которые подлежат оценке;
  • иные источники.

2. Направление запросов поставщикам на получение информации о ценах. Поставщики должны осуществлять поставки идентичных или однородных товаров. Минэкономразвития рекомендует направить запросы не менее чем 5 поставщикам, которые исполняли подобные контракты в течение последних 3 лет.

3. Размещение запросов цен на товары в ЕИС (до того как она будет введена, запросы необходимо размещать на сайте госзакупок).

>Калькулятор для расчета НМЦК с коэффициентом вариации

После того как вы получили коммерческие предложения от поставщиков, используйте наш калькулятор.

Как рассчитать цену?

В рекомендациях Минэкономразвития (п. 3.21) указана формула, по которой производится расчет цены:

где НМЦК рын – начальная максимальная цена контракта, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v – количество закупаемого товара;

n – количество значений, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации;

Цi – цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих условий поставок товаров, определяемых в соответствии с пунктом 3.17 рекомендаций.

Стоит учесть, что предпочтительно использовать для расчета приблизительно одинаковые цены, то есть однородные цены. Чтобы определить однородность цен, необходимо прибегнуть к формуле, указанной в п. 3.20 рекомендаций. Коэффициент по данной формуле не должен быть больше 33%.

Обратите внимание, что при использовании в расчетах цен, которые применялись более шести месяцев назад до расчета цены, придется корректировать данные цены с применением коэффициента, который рассчитывается в соответствии с п. 3.18 рекомендаций. Кроме того, при расчете цены необходимо ориентироваться на те коммерческие предложения, которые максимально сходны с условиями закупки, в противном случае придется применять коэффициенты и индексы для перерасчета цен с учетом различий (п. 3.17 рекомендаций).

Учитывая вышеизложенное, в качестве поиска информации по ценам целесообразным представляется направление запросов поставщикам. В этом случае поставщики будут указывать цены уже с учетом условий, которые подлежат включению в контракт.

Пример расчета:

ДОУ необходимо закупить 10 столов для письма. По запрошенной информации от поставщиков поступили следующие ценовые предложения по идентичным товарам (столам) с одинаковыми условиями поставки:

Поставщик 1 – 3500 рублей.

Поставщик 2 – 3650 рублей.

Поставщик 3 – 3860 рублей.

Расчет общей цены производится следующим образом: Общее количество закупаемого товара (10) делится на общее количество ценовых предложений (3) и умножается на общую сумму ценовых предложений.

10/3*(3500+3650+3860)=36700 рублей


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *