1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

для организаций:

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

4.1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:

1) за налоговый период 2015 года — начиная с 1 мая 2017 года;

2) за налоговый период 2016 года — начиная с 1 июля 2018 года;

3) за налоговый период 2017 года — начиная с 1 июля 2019 года.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

для организаций:

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

4.1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:

1) за налоговый период 2015 года — начиная с 1 мая 2017 года;

2) за налоговый период 2016 года — начиная с 1 июля 2018 года;

3) за налоговый период 2017 года — начиная с 1 июля 2019 года.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Комментарий к Ст. 75 НК РФ

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В отличие от гражданского законодательства налоговое разделяет понятия пени и штрафа. Статья 330 Гражданского кодекса РФ объединяет эти понятия под общим термином «неустойка». При этом в гражданском законодательстве неустойка имеет двоякий характер: с одной стороны это способ обеспечения обязательств, а с другой — одна из мер ответственности за нарушение обязательств.

Налоговое законодательство не рассматривает пеню как санкцию за совершение налогового правонарушения, к таким санкциям относятся только штрафы, установленные гл. 16 и 18 НК РФ.

Согласно п. 2 комментируемой статьи пени уплачиваются независимо от применения других мер обеспечения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможность уменьшения размера пени, рассчитанного за несвоевременную уплату налога (сбора) (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 января 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6214 по делу N А73-845к А73-5149/2007-9, Постановление ФАС Московского округа от 26 августа 2011 г. N КГ-А40/9308-11 по делу N А40-33815/10-124-140).

Согласно п. 3 комментируемой статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Помимо того что пени начисляются на сумму неуплаченного налога (сбора), пени начисляются также и на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей по налогу.

Так, исходя из п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации» и согласно абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

На исчисленные (восстановленные) авансовые платежи по отчетным периодам и по налогу, исчисленному по налоговой декларации за налоговый период, пени должны быть рассчитаны в соответствии со ст. 75 НК РФ начиная со дня, следующего за днем, в который истек установленный Налоговым кодексом РФ срок уплаты авансовых платежей и налога (Письмо Минфина России от 28 декабря 2012 г. N 01-02-03/03-482 «О начислении пени по налогу на прибыль организаций»).

При этом следует учесть, что требование налогового органа об уплате должно содержать сведения об основаниях начисления пеней, о периоде, за который они начислены и т.п. В противном случае такое требование будет признано недействительным (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2008 г. N А19-13280/07-24-Ф02-451/08 по делу N А19-13280/07-24).

Пени на недоимку, которую налогоплательщик не погасил вследствие того, что были приостановлены его операции в банке или наложен арест на его имущество, не начисляются на весь период действия данных обстоятельств.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Таким образом, расчет пени можно представить в следующем виде:

Неуплаченная сумма Количество календарных 1/300 действующей

налога (сбора, дней просрочки исполнения ставки

Пени = авансового платежа x обязанности по уплате x рефинансирования

по налогу) налога(сбора, авансового Банка России

платежа по налогу)

Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, производится в судебном порядке.

Напомним, что в п. 2 ст. 45 НК РФ закреплено положение, устанавливающее судебный порядок взыскания налога:

с организации, которой открыт лицевой счет;

в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями) с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, и характера деятельности этого налогоплательщика.

В соответствии с п. 8 комментируемой статьи не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа).

При этом положение, предусмотренное п. 8 ст. 75 НК РФ, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, сообщенной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Отметим только, что в п. 8 ст. 75 НК РФ закреплено 3 принципиальных положения:

пеня не начисляется на сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения им письменных разъяснений;

разъяснение может быть адресовано не конкретному налогоплательщику, а неопределенному кругу лиц;

разъяснение должно по смыслу и содержанию относиться к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа.

Отметим, что согласно п. 8 ст. 75 НК РФ (в ред. Закона N 348-ФЗ, действующей с 1 января 2015 г.) пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Вышеуказанное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) (абз. 2 п. 8 ст. 75 НК РФ в редакции Закона N 348-ФЗ).

>
Ст. 75 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Статья 75 НК РФ: официальный текст

Скачать статью 75 НК РФ

Ст. 75 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 75 НК РФ посвящена пеням, представляющим собой платежи компенсационного характера, уплачиваемые в бюджет в том случае, если налогоплательщиком были несвоевременно исполнены обязательства по оплате налогов, сборов, а с 2017 года – и страховых взносов. Каков же порядок начисления, выставления и установления размера этих платежей?

Каковы основания для начисления пени?

Как рассчитывается размер пени?

Каков срок оплаты требования фискального органа по пеням?

Банк несвоевременно исполнил поручение о платеже — правомерна ли пеня?

Начисляется ли пеня, если недоимка возникла в результате письменных разъяснений налоговой?

Начисляется ли пеня налоговым агентам?

Итоги

Каковы основания для начисления пени?

Пеня — это не мера налоговой ответственности, а выплата компенсационного характера. Компенсационный характер пени вытекает из основания, которое служит для ее начисления: несвоевременная уплата налога, сбора, страхового взноса (пп. 1 и 7 ст. 75 НК РФ). Для каждого налогового платежа существуют сроки уплаты, которые прописаны в НК РФ. Соответственно, если в указанный срок платеж не был сделан, то есть основание для начисления пени.

Начисление пени производится, начиная со дня, который непосредственно следует за днем, установленным как крайний срок для уплаты налога, и завершается с момента погашения налоговой задолженности (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Разобраться в нюансах начисления пени по налогам поможет материал «Как правильно рассчитать пени по налогу (нюансы)?».

Субъекты РФ вправе установить возможность начисления с 01.05.2017 пени по налогу на имущество физлиц, начисляемому от кадастровой стоимости, рассчитанному за 2015 год (п. 4.1 ст. 75 НК РФ).

Как рассчитывается размер пени?

Каждый день просрочки уплаты налоговых обязательств обойдется в 1/300 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). Давайте для наглядности рассчитаем пени на конкретном примере.

ООО «Дел» не уплатило 26.09.2016 НДС за август 2016 года в размере 100 000 руб. Это значит, что с 27.09.2016 будут начисляться пени. За день их размер составит 100 000 * 10% / 300 = 33,33 руб.

С помощью материала «Онлайн-калькулятор по расчету пеней по налогам на 2015-2016 г.» вы сможете проверить правильность начисленной вам пени.

С 01.10.2017 для юрлиц сумма пеней за период, превышающий 30 календарных дней, будет рассчитываться как состоящая из 2-х частей (подп. «б» п. 12 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ):

  • за первые 30 календарных дней – по ставке 1/300;
  • за последующие дни – по ставке 1/150, т. е. исходя из ее величины, увеличенной в 2 раза.

Каков срок оплаты требования фискального органа по пеням?

Налогоплательщик обычно узнает о начисленных ему пенях из требований, которые направляет ему фискальный орган. Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ в таком требовании указывают сроки, когда должны быть погашены пени. Никаких нормативов по минимальным или максимальным срокам по погашению пеней законодательство не предусматривает.

Банк несвоевременно исполнил поручение о платеже — правомерна ли пеня?

Довольно часто просрочка налоговых платежей возникает именно по вине банковских учреждений, а не по вине плательщиков налогов. Выражается это в несвоевременном исполнении поручения на платеж банком, которое было ему выдано владельцем счета.

Пример. ООО «Креден» 25.08.2016 отправило платежное поручение в размере 65 788 руб. на оплату НДС за июль 2016 года по системе интернет-банкинга. Никаких ошибок при формировании поручения не было, денег на счете у компании также было достаточно для исполнения поручения. Но по какой-то причине банк исполнил поручение лишь 26.08.2016, в связи с чем ООО «Креден» была начислена пеня за 1 день просрочки в размере 23 руб. 03 коп.

В данной ситуации пеня начислена неправомерно, поскольку в соответствии с требованиями п. 2 ст. 45 НК РФ свою обязанность по своевременной уплате обязательств по налогам ООО «Креден» исполнило: платежное требование было направлено, денег достаточно, платеж не отклонялся банком и был передан ему в период времени, который регламентирован для приема поручений. В этой ситуации целесообразно обращаться в фискальный орган для перерасчета, а если будет отказ, то следует направить жалобу.

О том, какие реквизиты нужно указывать в платежных документах по страховым взносам в 2017 году, чтобы избежать ошибок в них, читайте в материале «Не ошибиться с уплатой взносов в 2017 году поможет таблица с КБК от налоговиков».

Начисляется ли пеня, если недоимка возникла в результате письменных разъяснений налоговой?

В п. 8 ст. 75 НК РФ сказано, что по недоимке, которая возникла на основании разъяснений (обязательно письменных) от налоговых, финансовых ведомств или прочих уполномоченных госструктур, пеня не начисляется. Перечень ведомств, которые наделены полномочиями давать разъяснения в сфере финансового или налогового законодательства, определен ст. 34.2 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 111 НК РФ такие разъяснения могут быть адресованы как непосредственно самому налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц. Во втором случае подразумеваются разъяснения, которые размещены в свободном доступе в СМИ, различных справочных и правовых системах, журналах, на официальных сайтах ведомств. Только в их применении нужно быть осторожными, поскольку часто они предусматривают конкретную ситуацию, которую вы ошибочно распространяете на себя. Если полной уверенности в идентичности ситуации нет, то лучше направить самостоятельный запрос и получить адресованный вам ответ.

Начисляется ли пеня налоговым агентам?

В п. 7 ст. 75 НК РФ сказано, что пеня может быть начислена и налоговым агентам. Очень часто это правило действует в отношении агентов по НДФЛ, когда налог не был ими удержан, соответственно, и не был уплачен. Но если с неуплатой НДФЛ при его неудержании агентом взыскания самого налога не возникает, то на пени это правило не распространяется. В соответствии с положениями ст. 46 и ст. 47 НК РФ пени с агента могут быть удержаны за счет имеющихся у него денежных средств или имущества.

Рассмотрим подобную ситуацию.

Пример. ООО «Паро» выплачивало Исакову И. Р. арендную плату за использование легкового авто, при этом не удерживало из этой платы НДФЛ. Исаков И. Р. самостоятельно уплатил НДФЛ, но фискальный орган предъявил пени ООО «Паро», поскольку налог был уплачен несвоевременно.

Подробнее об ответственности налогового агента по НДФЛ читайте в статье «Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК»..

Итоги

Несвоевременное исполнение обязательств по уплате налоговых платежей приводит к начислению со стороны фискального органа компенсационных выплат (пеней). Однако не всегда их начисление правомерно, и следует понимать, что в некоторых ситуациях можно отстоять свои права и вернуть удержанные налоговиками пени.

Статья 75.

Пеня

1. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения{45}

2. Судебная практика

1. Уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи. Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод. Следовательно, начисление пени в связи с неуплатой авансовых платежей является правомерным. Определение КС РФ от 04.07.2002г. N 200-О.

2. В силу ст.106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (ст.72 и 75). П.18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ».

3. По смыслу п.1 ст.75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.

В соответствии с положениями ст.52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, — отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

В силу п.1 ст.55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

При рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст.75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст.53 и 54 Кодекса. П.20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ».

3. Публикации{45}

Поделитесь на страничке

Следующая глава >


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *