Незаконный сбор денежных средств

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Горячая линия

Прокуратура Республики Карелия (814-2) 71-78-46
дежурный прокурор
Министерство внутренних дел по Республике Карелия 62
телефон доверия
Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по РК (814-2) 59-25-55
телефон приемной
Главное управление МЧС России по Республике Карелия (814-2) 79-99-99
телефон доверия
Управление федеральной службы безопасности России по Республике Карелия (814-2) 78-48-56
телефон доверия
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Карелия (814-2) 79-97-99
телефон доверия
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (814-2) 77-28-92
телефон доверия
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (Карельское УФАС России) (814-2) 78-44-30
телефон приемной
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (814-2) 76-82-01
телефон доверия
Управление Министерства юстиции РФ по Республике Карелия (814-2) 78-28-27
телефон доверия

Перечень бесплатных услуг

Перечень услуг, оказываемых гражданам бесплатно в рамках реализации общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС (на базовом и углублённом уровне)

Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными законодательством Российской Федерации, путём выполнения работ, оказания муниципальных услуг в сфере образования.

  1. Основным предметом деятельности Школы является осуществление государственной политики в области образования, реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в соответствии с правом граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов Общеобразовательные программы в общеобразовательном учреждении осваиваются в очной форме.
  2. Целью деятельности Школы является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования:
  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, непрерывного образования и самореализации обучающихся;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    формирование здорового образа жизни и экологической культуры.
  • Школа вправе осуществлять следующие иные виды деятельности, направленные на достижение целей, ради которых оно создано:
    • Разработка/корректировка учебных планов, программ, учебных пособий, методической, справочной литературы.
    • Организация семинаров, конкурсов, олимпиад, концертов, выставок.
    • Выявление обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически не посещающих занятия без уважительной причины, принимает меры по их воспитанию и получению ими образования в рамках реализуемых образовательных программ.
    • Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
    • Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, кружков и привлечение к участию в них обучающихся.
    • Обеспечение физического и эмоционального благополучия каждого ребенка.
    • Организация внеурочной работы.
    • Консультирование родителей (законных представителей), представителей общественности и иных заинтересованных лиц по вопросам обучения и воспитания детей.
    • Предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
    • Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости в образовательных учреждениях.
    • Зачисление в образовательное учреждение.
    • Организация и проведение элективных, предпрофильных и профильных курсов, обеспечение индивидуального маршрута обучения для учащихся старших классов.
    • Предоставление в бесплатное пользование библиотечно-информационных ресурсов библиотеки школы.

  • Школа выполняет муниципальное задание, установленное Учредителем.
  • Документы

    Приказ от 27 ноября «Об утверждении положения о возможности, порядке и условиях внесения физическими и (или) юридическими лицами добровольных пожертвований и целевых взносов».

    Положение о возможности, порядке и условиях внесения физическими и (или) юридическими лицами добровольных пожертвований и целевых взносов.

    Квалификация незаконного сбора начальником денежных средств с подчиненных (Борков В.Н.)

    В условиях оптимизации бюджетных расходов и сокращения государственных служащих актуальной является проблема квалификации незаконного требования и получения начальником денежных средств от подчиненных. Незаконный сбор различных сумм, которые, как правило, являются частью осуществляемых выплат, может быть организован для решения вопросов, связанных с функционированием организации, улучшением условий труда самих сотрудников, а также под другими реальными или надуманными предлогами. Типичными для данной ситуации вариантами квалификации действий руководителей, инициаторов поборов, являются превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и получение взятки (ст. 290 УК РФ). При совершении данных преступлений виновные совершают активные действия, выходящие за пределы их полномочий. Объективная сторона превышения должностных полномочий, как и преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, может состоять в получении от потерпевших ценностей материального характера.
    Как превышение должностных полномочий были квалифицированы действия военного прокурора, который требовал передавать ему часть денежных средств, получаемых подчиненными в качестве премий. Свои требования прокурор мотивировал необходимостью организации быта и отдыха членов комиссий, регулярно прибывающих с проверками, а также оплаты различных потребностей прокуратуры. За несколько лет руководитель незаконно получил от подчиненных 385 тыс. руб. <1>. Действительно, принуждение подчиненных к передаче денежных средств явно находится за пределами организационно-распорядительных полномочий прокурора. Такие действия никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
    ———————————
    <1> Доронина Н. В Хабаровске завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона, дислоцированной на острове Сахалин, полковника юстиции Дениса Герасимова // Российская газета. 2012. 12 декабря.
    Обязательными признаками превышения должностных полномочий не является корыстная или иная личная заинтересованность. Поэтому организация начальником сбора денег с подчиненных не может быть оправдана и благими, с его точки зрения, намерениями. Так, за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 286 УК РФ, осужден командир воинской части, который отдал своим подчиненным офицерам неправомерное указание о сборе и передаче ему денежных средств в размере 10% от полученных премий. Признав себя виновным, он заявил, что корыстной цели не преследовал, а желал собрать денежные средства на празднование 75-летнего юбилея воинской части <2>.
    ———————————
    <2> Командир воинской части ЧФ в Севастополе вымогал у подчиненных деньги. URL: http://sevastopolnews.info/2014/06/lenta/kriminal/069222677/ (дата обращения: 09.03.2015).
    Анализ судебной практики свидетельствует о том, что превышение должностных полномочий, даже если оно совершено без применения насилия, часто сопряжено с незаконным принуждением, которое становится возможным благодаря должностному положению виновного. По части 1 ст. 286 УК РФ квалифицированы действия военного комиссара Пермской области Д., который потребовал от подчиненных ему военных комиссаров районов внести материальный вклад в создание подарочного фонда. Со слов Д., передаваемые потерпевшими деньги и материальные ценности были предназначены для поздравления вышестоящего командования. Комиссары осознавали явную незаконность требования, но были вынуждены его выполнять <3>. В приведенных примерах квалификация судом действий командира части и военного комиссара как превышения должностных полномочий объясняется тем, что они лично не извлекали имущественной выгоды из передаваемых им подчиненными материальных средств <4>.
    ———————————
    <3> Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 19 февраля 2004 г. N 3-74/03 . Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
    <4> Пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Российская газета. 2013. 17 июля.
    В случаях когда начальник не принуждает подчиненных к передаче части выплат и подчиненные имеют собственную материальную заинтересованность, считать их потерпевшими от должностного превышения неверно. Видимо, поэтому действия командира части, который начислял трем офицерам и прапорщику повышенные премии «с условием последующей передачи ему некоторых сумм» были квалифицированны по ч. 1 ст. 285 УК РФ. Таким образом, полковник получил от подчиненных 2,65 млн руб. <5>. Преступление командира части состояло не в получении денежных средств от офицеров и прапорщика, а в необоснованном завышении премий, т.е. в злоупотреблении административно-хозяйственными полномочиями.
    ———————————
    <5> Петербургский офицер получил три года за вымогательство денег у подчиненных. URL: http://neva.today/news/7090/ (дата обращения: 09.03.2015).
    По смыслу разъяснений Пленума Верховного Суда РФ начисление необоснованно завышенных премий представляет собой хищение, выразившееся в фактическом изъятии должностным лицом бюджетных средств, путем использования административно-хозяйственных полномочий <6>, а действия командира следует квалифицировать по ч. 3 ст. 160 УК РФ. Высшая судебная инстанция последовательно рекомендует квалифицировать по ст. 160 УК РФ хищение имущества, которое находилось не только в правомерном владении лица, но и в его ведении, т.е. такого имущества, в отношении которого виновный осуществлял административно-хозяйственные полномочия <7>.
    ———————————
    <6> Пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий» // Российская газета. 2009. 30 октября.
    <7> Пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2. С. 5.
    Офицеры и прапорщик, если они получали заведомо для них необоснованно повышенные премии, передавая их часть командиру, т.е. принимали непосредственное участие в противоправном и т.п. изъятии бюджетных средств, должны в силу ч. 4 ст. 34 УК РФ нести ответственность за пособничество в совершении хищения, так как они не являются в исследуемой ситуации специальными субъектами ч. 3 ст. 160 УК РФ.
    Необходимость обеспечения полноты и точности квалификации предполагает конкретизацию способа хищения, совершенного командиром части. Полагаем, что часть сумм, начисленных виновным сверх допустимых размеров премий и переданных ему подчиненными, он похитил путем присвоения, а незаконно начисленные и оставшиеся у пособников денежные средства командиром были растрачены.
    Пленум Верховного Суда РФ предписывает действия должностного лица, которое перечислило вверенные ему средства в размере, значительно превышающем допустимый, получив за это незаконное вознаграждение, квалифицировать как хищение (ст. 160 УК РФ) и получение взятки (ст. 290 УК РФ) <8>. Однако вряд ли незаконно извлекаемую имущественную выгоду в ситуациях, подобных исследуемой, можно признать одновременно и предметом взятки, и предметом хищения <9>. В исследуемой ситуации командир части наряду с совершением хищения нарушает права других военнослужащих, которые добросовестно выполняли свои служебные обязанности, но не были премированы по причине незаконного увеличения выплат офицерам и прапорщику, вступившим в сговор с полковником. При установлении существенности вреда, причиненного таким злоупотреблением, нужно учитывать количество потерпевших и сумму причиненного им имущественного ущерба. При наличии оснований действия командира части следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 290, 160 и 285 УК РФ. Заметим, что злоупотребление должностными полномочиями в приведенной квалификации не характеризует способ хищения, а является самостоятельным преступлением.
    ———————————
    <8> Пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Российская газета. 2013. 17 июля.
    <9> Яни П.С. Получение должностным лицом доли от суммы договора — взятка или хищение? // Российская юстиция. 1995. N 12.
    В судебной практике нередки примеры, когда руководители требуют взятку под угрозой нарушения конкретных прав подчиненных. По данным следствия, в сентябре 2013 года начальник УГИБДД по Республике Мордовия потребовал от одного из подчиненных сотрудников передать ему взятку в размере 500 тыс. руб. за решение вопроса об оставлении в занимаемой должности в связи с выявленными недостатками в работе. О противоправных требованиях своего начальника потерпевший сообщил в УФСБ по Республике Мордовия, передача оговоренной суммы проходила под контролем оперативных сотрудников <10>. Таким образом, начальник УГИБДД получил взятку под угрозой нарушения прав подчиненного в крупном размере.
    ———————————
    <10> URL: http://sledcom.ru/news/item/531158/ (дата обращения: 02.03.2015).
    Как злоупотребление должностными полномочиями ошибочно, на наш взгляд, квалифицированы действия начальника одного из военных представительств Минобороны России, который при подписании приказов о материальном стимулировании подчиненных незаконно получил от трех офицеров по 30 тыс. руб. В случае отказа от передачи ему денежных средств начальник угрожал офицерам не включать их в приказ о поощрении <11>. В данном примере преступление состояло не в утверждении приказов о материальном стимулировании, а в получении денежных средств от подчиненных под угрозой нарушения их законного права, т.е. в получении взятки, совершенном с вымогательством (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ).
    ———————————
    <11> Московской городской военной прокуратурой вскрыты поборы денежных средств с офицеров в Подмосковье. URL: http://gvp.gov.ru/news/view/463/ (дата обращения: 09.03.2015).
    Часто угроза, под воздействием которой начальник осуществляет поборы, не является явной, а предполагаемые действия за полученные от подчиненных деньги не конкретизированы как по содержанию, так и по времени их совершения. В соответствии с ч. 1 ст. 290 УК РФ взятка может быть получена как за заранее определенное поведение, так и за общее попустительство или покровительств по службе, т.е. когда «…конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осознаются ими как вероятные, возможные в будущем» <12>. П.С. Яни на основании обобщения судебной практики к таким случаям относит, в частности, получение должностным лицом ценностей за конкретные и оговариваемые действия (бездействие), если их совершение осознается лишь как возможное <13>. Далее автор приводит примеры, когда в момент получения взятки трудно точно определить время и конкретное содержание служебного поведения, которое будет являться покровительством и попустительством. Но при этом взяткодатель, видимо не без оснований, прогнозирует возникновение в будущем ситуации, когда он будет нуждаться в конкретных действиях должностного лица.
    ———————————
    <12> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Российская газета. 2013. 17 июля.
    <13> Яни П. Новые вопросы квалификации взяточничества // Законность. 2014. N 9. С. 25.
    Предназначение такого признака, как «общее покровительство и попустительство по службе», не исчерпывается созданием предпосылок для квалификации по ст. 290 УК РФ случаев, когда виновный получает взятку за возможные в будущем действия (бездействие). Задача, которую ставил законодатель, состоит в расширении сферы уголовной репрессии. Образуемый посредством использования данного признака вид совершения преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, представляет собой получение виновным взятки в силу его должностного положения, обусловливающего его особые отношения с взяткодателем. Это могут быть отношения подчиненности, подконтрольности, поднадзорности. Специфическая связь между взяткодателем и взяткополучателем может также обуславливаться высокой долей вероятности попадания гражданина в сферу властных полномочий должностного лица.
    В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения» <14>.
    ———————————
    <14> Там же.
    Таким образом, попустительство и покровительство — это предполагаемое использование виновным своих должностных полномочий в интересах взяткодателя, предоставление ему необоснованных преимуществ, освобождение от надлежащей ответственности. При получении взятки за общее попустительство и покровительство по службе к подчиненному взяткодателю не применяется принуждение, и он действует, преследуя свои цели, которые могут быть как правомерными, так и противоречащими закону. Например, офицер отделения службы пограничного контроля отряда пограничного контроля «Адлер» получил взятку от прапорщика-кинолога за общее попустительство и покровительство по службе, которое выразилось в обещании «не сообщать командованию о получении прапорщиком при осуществлении досмотра транспортных средств денежного вознаграждения от водителей, пересекающих Государственную границу РФ, а также содействовать ему по служебной деятельности» <15>.
    ———————————
    <15> Приговор Сочинского гарнизонного военного суда (Краснодарский край). Уголовное дело N 1-23/2014.
    Административная зависимость от руководителя делает вполне реальной в случае отказа подчиненных от передачи денег возможность наступления для них неблагоприятных последствий по службе, а возможно, и незаконных ущемляющих их права организационно-распорядительных решений. Такие неблагоприятные последствия могут выражаться в постановке перед подчиненным трудоемких, а возможно, и заведомо невыполнимых задач, в неадекватной реакции руководителя на мелкие нарушения дисциплины, а также в решении не в пользу сотрудников любых вопросов, где допустимо усмотрение руководителя. Очевидно, трудности, связанные с установлением содержания угрозы, под воздействием которой начальник осуществляет поборы, не всегда позволяют следователям и судьям правильно квалифицировать действия корыстолюбивых руководителей.
    Так, в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, суд признал виновным начальника таможенного поста, который был лишен премии за дисциплинарный проступок и потребовал от подчиненных, получивших премию, «поделиться» и передать ему часть полученных денежных средств в сумме 14 200 руб. Опасаясь неблагоприятных последствий по службе, трое сотрудников согласились отдать требуемую сумму, при этом обратились в УФСБ. При получении денежных средств начальник поста был задержан <16>. Считаем, что начальник таможенного поста действовал с целью незаконного обогащения и получил три взятки. Содеянное виновным образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ.
    ———————————
    <16> В Республике Бурятия за поборы с подчиненных осужден начальник отдела бурятской таможни. URL: http://www.vstproc.ru/news/2013/06/07/3455/ (дата обращения: 09.03.2015).
    Ошибочно как превышение должностных полномочий квалифицированы действия начальника отдела полиции, который, «действуя из корыстной заинтересованности в целях личного обогащения… дал заведомо незаконное указание находящемуся в его подчинении заместителю начальника полиции (по охране общественного порядка) собрать в принудительном порядке с ряда сотрудников денежные средства в размере половины суммы, полученной ими в качестве премий и материальной помощи, под угрозой неблагоприятных последствий по службе» <17>. Так же, на наш взгляд, необоснованно за превышение должностных полномочий осужден начальник межрайонного отдела полиции, который обязал подчиненных сотрудников передать ему часть полученной заработной платы в сумме 3 тыс. руб. для возмещения ранее причиненного им ущерба бюджету. Ранее виновный незаконно издал приказ, согласно которому ему была выплачена премия в сумме 99 тыс. руб. Данный факт был выявлен, и начальнику было указано на необходимость возврата полученных средств. «Сотрудники полиции, опасаясь негативных последствий по службе, передавали своему начальнику требуемые денежные средства» <18>. В приведенных примерах полицейские руководители действовали в целях личного обогащения и получали взятки, а подчиненные эти взятки давали.
    ———————————
    <17> Постановление N 1-8/2014 от 14 января 2014 г. // Архив Мясниковского районного суда Ростовской области.
    <18> В Осинском районе осужден начальник полиции за поборы с подчиненных. URL: http://www.prokuror.perm.ru/news/2013/07/23/5240/ (дата обращения: 10.05.2015).
    Особенностью приведенных уголовных дел является то, что руководители требовали денежные средства под угрозой неблагоприятных последствий по службе, т.е. взятки ими фактически вымогались (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ). Начальники не обещали подчиненным в будущем каких-то необоснованных льгот и привилегий, а угрожали созданием невыносимых условий службы. Заметим, что санкции ч. 1 ст. 286 УК РФ и п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ существенно отличаются, за превышение должностных полномочий предусмотрено наказание в виде четырех лет лишения свободы, а за получение взятки с вымогательством от семи до двенадцати лет. Поэтому при расследовании подобных уголовных дел необходимо тщательно выяснять причину, по которой подчиненные отдавали свои денежные средства начальнику и содержание явной или подразумеваемой угрозы со стороны организатора поборов.
    Б.В. Волженкин отмечал, что при вымогательстве «…должностное лицо откровенно и недвусмысленно требует дать ему взятку, угрожая при этом совершить какие-либо действия, которые нарушают законные интересы лица, ставшего объектом этого вымогательства (незаконно привлечь к ответственности, незаконно уволить с работы и т.п.)» <19>. Изученная судебная практика свидетельствует о том, что поборы в большей степени распространены в Вооруженных Силах и правоохранительных органах. Объясняется это спецификой взаимоотношений в силовых структурах между командирами и подчиненными, обусловленных осуществляемыми данными организациями государственными функциями, единоначалием и дисциплиной. Военнослужащий, даже в случае своего несогласия, обязан сначала выполнить приказ начальника, а только затем его обжаловать. И такое правило следует признать верным с учетом выполняемых армией боевых задач. Однако подобная зависимость от командиров, которые правомочны единолично принимать, не побоимся такого определения, судьбоносные для подчиненных решения, делает любую угрозу, сопровождающую требование сбора денежных средств, вполне реальной.
    ———————————
    <19> Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб, 2005. С. 197.
    В последние годы государство проявляет заботу о людях в погонах: повышено денежное содержание и иное материальное обеспечение, регулярно выплачиваются премии и надбавки за особые условия службы. Поборы в армии и полиции дискредитируют государственную политику в сфере обеспечения обороны и внутренней безопасности, поэтому борьба с корыстолюбивыми командирами уголовно-правовыми средствами является особенно актуальной. Квалификация же поборов лишь как превышения должностных полномочий не только очевидно противоречит уголовному закону, но и неосновательно смягчает ответственность начальников-коррупционеров.
    В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 определен вектор общественной опасности взяточничества. Это преступление «посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц…». Взяткополучатель выражает готовность действовать в интересах взяткодателя, пренебрегая интересами всего общества и государства. Руководители, которые, прикрываясь «благовидными» предлогами (лишение их премии, наложение штрафа, обязанность возместить причиненный ущерб, погасить долговые обязательства и т.п.), получают от подчиненных взятки, разрушают отношения субординации в воинских частях и в правоохранительных органах. Общественная опасность данных преступлений состоит не только в нарушении отношений подчиненности, но и в ослаблении дисциплины и законности в деятельности воинских формирований и правоохранительных органов. У сотрудников, которые делают «подношения» начальникам, может сформироваться убежденность в допустимости недобросовестного исполнения своих функциональных обязанностей, ощущение вседозволенности и безнаказанности.
    Пристатейный библиографический список
    1. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005.
    2. Доронина Н. В Хабаровске завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона, дислоцированной на острове Сахалин, полковника юстиции Дениса Герасимова // Российская газета. 2012. 12 декабря.
    3. Командир воинской части ЧФ в Севастополе вымогал у подчиненных деньги. URL: http://sevastopolnews.info/2014/06/lenta/kriminal/069222677/ (дата обращения: 09.03.2015).
    4. Московской городской военной прокуратурой вскрыты поборы денежных средств с офицеров в Подмосковье. URL: http://gvp.gov.ru/news/view/463/ (дата обращения: 09.03.2015).
    5. Петербургский офицер получил три года за вымогательство денег у подчиненных. URL: http://neva.today/news/7090/ (дата обращения: 09.03.2015).
    6. Яни П. Новые вопросы квалификации взяточничества // Законность. 2014. N 9.
    7. Яни П.С. Получение должностным лицом доли от суммы договора — взятка или хищение? // Российская юстиция. 1995. N 12.

    Отмывание денег всегда представляло угрозу для государства любой страны.

    Все потому, что незаконная легализация денежных средств, полученных преступным путем, приводит к утечке валюты из страны, к негативному курсу валют, создается угроза для национальной и международной безопасности, снижаются налоговые доходы правительства, страна, в которой бизнесмены и политики отмывают деньги, теряет репутацию.

    Именно поэтому все государства борются с таким явлением, как отмывание денег. Для того чтобы остановить работу преступных группировок, нечестных на руку бизнесменов, правительство ввело ст. 174 УК РФ «Отмывание денег».

    За нарушение закона по части незаконного оборота денежных средств виновные будут нести суровое наказание.

    Последствия отмывания денег для страны и населения

    При таком негативном явлении, как отмывание денег могут наступить следующие последствия:

    • ухудшается инвестиционный климат;
    • воруется публичная собственность;
    • усугубляется такое негативное явление, как коррупция;
    • подрываются экономические стандарты;
    • наблюдается миграция населения из-за дестабилизации экономики;
    • происходит фальсификация выборов, подкупаются депутаты;
    • обедняется население.

    Самым прибыльным криминальным бизнесом является незаконный оборот наркотиков. Среди других видов преступной деятельности, связанной с отмыванием денег является:

    • торговля людьми;
    • мошеннические схемы с НДС;
    • оружие;
    • контрабанда.

    Для отмывания денег преступные группировки вкладывают средства в легальные секторы экономики, например, в бары, рестораны, ночные клубы, то есть, в те заведения, под прикрытием которых процветает проституция, торговля наркотиками.

    Преступные деньги в 2019 году чаще всего отмываются через различные системы банковских переводов, недвижимость, транспорт, строительство и др.

    Ответственность за отмывание денег по ст. 174 УК РФ

    В Уголовном кодексе четко прописана ответственность за совершение любых незаконных сделок с деньгами или другим имуществом, которое было приобретено другими лицами с целью придания имуществу правомерного вида владения:

    • штраф от 120 тыс. руб.;
    • штраф в размере зарплаты за период до 12 месяцев.

    Если те же действия были совершены в крупном размере (свыше 1,5 млн. руб.), тогда виновным может грозить одно из следующих видов наказаний:

    • штраф до 200 тыс. руб.;
    • штраф в размере зарплаты или другого дохода за период 1-2 года;
    • принудительные работы сроком до 24 месяцев;
    • лишение свободы сроком до 24 месяцев со штрафом (до 50 тыс. руб.) или без него.

    Если отмывание денег совершалось группой лиц по предварительному сговору либо одним лицом, который использовал свое служебное положение для незаконного оборота, обналичивания денежных средств, тогда предусмотрено такое наказание (суд назначает один вид наказания из списка):

    • принудительные работы сроком до 3 лет;
    • ограничение свободы сроком до 2 лет с лишением права занимать прежнюю должность;
    • лишение свободы сроком до 5 лет со штрафом (до 500 тыс. руб.) или без него.

    Как происходит процесс отмывания денег?

    Существует 3 этапа отмывания денег:

    1. Этап размещения – «грязные» деньги злоумышленники подмешивают к легальным счетам. Зачастую деньги зачисляются на банковский счет, зарегистрированный на анонимную компанию или на профессионального посредника. Как раз на этом этапе преступная схема может быть раскрыта, потому что появление большого количества денег из ниоткуда всегда вызывает подозрение.
    2. Этап сокрытия – проведение транзакций для сокрытия истории происхождения «грязных» денег. К примеру, деньги переводятся между счетами или злоумышленники покупают на них дорогостоящее имущество.
    3. Этап интеграции – возвращение денег в официальную экономику и к их изначальному владельцу. «Мытые» деньги злоумышленники инвестируют в легальный бизнес, при этом оплата производится на поддельные счета. Также нечестные на руку, хитрые преступники нередко подаются в благотворительность или назначают себя директорами с огромной зарплатой.

    Сегодня на борьбу с таким феноменом, как отмывание денег вступила ООН, правительства различных стран, а также некоммерческие организации.

    Примеры незаконных схем отмывания денег

    Существуют структуры (подставные организации), с помощью которых отмывателю денег обналичивают денежные средства.

    Происходит это так: злоумышленник со своего расчетного счета перечисляет деньги на расчетный счет какой-то странной организации за услуги или товар, который по факту он не покупал или не получал. За такую услугу посредник получал от 3 до 10 процентов премии.

    Знаменитый гангстер Аль Капоне под прикрытием мебельного бизнеса занимался отмыванием денег путем игорного бизнеса, сутенерства, благотворительности. Отследить источники его доходов власти не могли.

    Отмывание денег через оффшоры

    Оффшоры – это особые финансовые центры, которые привлекают капитал за счет налоговых льгот.

    В основном на территории оффшоров регистрируются представители среднего и крупного бизнеса.

    Для мелких предпринимателей регистрация и обслуживание обходится дорого, поэтому им проще и дешевле организовать бизнес в стране проживания. Компании используют оффшоры с одной целью – уменьшить налоги.

    Почему оффшорные компании пользуются популярностью у элиты, органов государственной власти? Потому что:

    1. Процесс регистрации новой оффшорной компании значительно упрощен. Владельцу компании необязательно «светиться».
    2. Нерезиденты страны оплачивают налог с прибыли по заниженной ставке.
    3. Государственный валютный контроль оффшорных компаний просто отсутствует.
    4. Деятельность оффшорных компаний является конфиденциальной, не разглашается никому.

    Именно через оффшоры многие политики, а также люди при власти отмывают деньги.

    Процесс отмывания денег может быть таким: организатор открывает счет в другой стране через посредника. Затем он начинает перечислять на этот счет деньги из разных источников, в том числе из своего оффшора.

    Через некоторое время эти деньги перечисляются в третью страну, где источник данных средств уже перестает рассматриваться, как подозрительный.

    Отмывание денег через биткоины

    Биткоин (и другие криптовалюты) сегодня являтся одним из способов отмывания денег. Почему? Потому что эта платежная система может быть использована для анонимного переноса денег за рубеж.

    Простая схема отмывания средств через биткоин такова: некая фирма открывает счет биткоин для получения денег за оказанные услуги.

    При этом эта же фирма может купить у себя товар (естественно фиктивно), она получит законный доход со своего бизнеса.

    Клиенту необязательно идентифицироваться по биткоин-протоколу.

    Также схема отмывания денег через биткоин может быть такой:

    • Клиент регистрируется в системе и создает одноразовые счет биткоин.
    • Затем он покупает биткоин через электронные платежные системы – Киви, Яндекс и др.
    • Далее эти деньги система переводит на «чистый» кошелек.

    Приведем еще один реальный пример: участники незаконной группировки вербовали людей из Украины и отправляли их работать в Россию.

    Люди жили там в арендованных квартирах, их задачей было – принятие от участников группировки наличных денег и дальнейший их перевод в биткоины.

    Происходила легализация денег через криптовалюты, после чего производился перевод средств в рубли или доллары. Далее эти деньги перенаправлялись назад в Украину, где распределялись между участниками группировки.

    Отмывание денег – популярная схема оборота «грязных» денег среди злоумышленников. Кстати, наиболее громкие дела отмывания денег связаны с крупными финансовыми корпорациями, а также с чиновниками.

    Отмывание денег через ИП

    Самая простая схема, которой пользуются частные предприниматели – обналичка денежных средств через ИП.

    Как это работает? Некий бизнесмен открывает ИП, фирму-однодневку, регистрирует ее не на себя, а на кого-то. Затем он проворачивает крупные сделки, после чего закрывает фирму, чтобы не вызывать подозрений у налоговиков.

    Затем он снова открывает ИП, но уже оформляет его на другого человека и проводит те же самые операции. Так будет длиться до тех пор, пока он не отмоет все незаконные деньги.

    Банк заблокировал счет по подозрению в отмывании денег: что делать?

    Такое может случиться тогда, когда денежные средства на карту зачисляются с электронных кошельков либо же переводятся одним и тем же лицом.

    Если банк заподозрит незаконный денежный оборот по карте, перевод денег в коррупционных целях, осуществление транзакций для ухода от налогов и так далее, тогда он действительно может заблокировать расчетный счет клиента.

    Банк разблокирует счет только в том случае, если клиент предоставит сведения о том, что это был законный денежный оборот по его счету.

    Для подтверждения проведения финансовых операций легальным путем клиенту нужно пойти в банк вместе с документами, которые подтверждают факт оплаты товара, предоставления услуг.

    Если все запрашиваемые банком документы будут предоставлены клиентом, тогда счет будет разблокирован в течение одного дня.

    Если клиент считает, что у банка не должно было быть оснований и подозрений насчет расчетного счета, то клиент может обратиться в службу по защите прав потребителей и миноритарных акционеров РФ.

    В крайнем случае он может обратиться в суд. Но зачастую ему достаточно просто прийти в банк, выяснить, почему его счет был заблокирован и решить эту проблему на месте.

    Отмывание денег – это процесс перехода денежных средств, полученных незаконным путем, в результате преступной деятельности.

    При этом владелец «грязных» денег перемещает их через финансовую систему так ловко, что создается впечатление, будто деньги он получил на законных основаниях.

    Между тем, в случае обнаружения прокуратурой и налоговой службой факта отмывания денег, злоумышленнику будет грозить уголовная ответственность по ст. 174 УК РФ, предусматривающая как штраф, так и более серьезное наказание – лишение свободы.

    Для участников преступной группы предусмотрены следующие виды наказаний:

    • штраф до 300000 рублей или в объеме доходов осужденного за двухлетний период;
    • до 360-х часов обязательных работ;
    • до 1-ого года исправительных работ;
    • до 5-ти лет принудительных работ;
    • до 1-ого года ограничения свободы;
    • до 5-ти лет лишения свободы.

    Если было похищено имущество в особо крупном размере, предельный срок лишения свободы возрастает до 10 лет, а максимальная сумма штрафа возрастает до 1000000 рублей или до размера доходов осужденного за период до 3 лет. Злоупотребление служебным положением Злоупотребление служебным положением — еще одно отягчающее обстоятельство.

    Статья 190. мошенничество

    Отличие состава преступления от других статей, схожих по действиям Незаконное завладение имуществом может осуществляться при различных обстоятельствах и определяться по уголовному кодексу в зависимости от вида совершенных действий, а также дальнейшей судьбы присвоенного имущества. Для того, чтобы классифицировать совершенное преступление по определенной статье УК, необходимо понимать отличие присвоения от растраты, отличие от мошенничества, которое также зачастую заключается в похожих действиях по незаконному завладению не принадлежащей лицу собственности, а также отличие от кражи, какая рассматривается совершенно другой статьей и, как следствие, определяет иные меры наказания, применяемые к осужденному лицу. В качестве основных критериев, разделяющих перечисленные преступления можно отметить:

    • Непосредственно отличие двух видов преступных, рассматриваемых 160 статьей.

    Бланковый индоссамент вообще не содержит указания на лицо, которому переданы имущественные права (ст. 146 ГК РФ). Именно документы, содержащие указания на имущественные права, включая их приобретение, нередко бывают предметом различных мошеннических операций. Причем с момента получения мошенником документа, на основании обладания которым он приобрел право на имущество, преступление признается оконченным, независимо от того, удалось ли ему получить по этому документу соответствующее имущество (в натуре или в денежном эквиваленте).

    Специфичность данного преступления заключается в том, что собственник как бы добровольно передает либо отчуждает иным образом свое имущество преступнику. Преступник действует таким образом, что создается видимость, что правообладание на имущество действительного собственника перешло к нему на вполне законных основаниях.
    Между тем следователям, прокурорам, осуществляющим надзор за расследованием дел данной категории, надлежит помнить, что в силу п. 2 ст. 209 ГК РФ отчуждение имущества может быть произведено только лишь с согласия и (или) по поручению собственника. А поскольку такого согласия и своего волеизъявления на отчуждение имущества собственник не давал, то преступник путем ли обмана или злоупотребления доверием фактически изымает это имущество у титульного (непосредственного) собственника. Именно эти два действия и составляют признаки объективной стороны мошенничества, однако законодатель не раскрывает этих понятий.

    На практике под обманом понимают умышленное искажение или сокрытие истины с целью ввести в заблуждение лицо, в ведении которого находится имущество, и таким образом добиться от него добровольной передачи имущества, а также сообщение с той же целью заведомо ложных сведений.

    Присвоение чужих денежных средств обманным путем статья ук

    УК, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 1 примеч. к ст. 201 УК (подробнее см. коммент. к ст. 159). Действия организаторов, подстрекателей и пособников мошенничества, присвоения или растраты, заведомо для них совершенных лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируются по соответствующей части ст. 33 УК и по ч. 3 ст. 159. 14. Присвоение или растрата, совершенные в крупном размере.
    Согласно примеч. 4 к ст. 158 УК таковым признается завладение чужим имуществом на сумму свыше 250 тыс. руб. (подробнее см. коммент. к ст. 158). 15. Следующим уровнем особой квалифицированности присвоения или растраты является завладение чужим имуществом: организованной группой; в особо крупном размере (ч. 4 комментируемой статьи). 16.
    Следовательно, основное различие определений, данных в указанных статьях УК РФ и УК РСФСР, состоит в терминологических словосочетаниях соответственно «хищение чужого имущества» и «завладение чужим имуществом». Однако хищение и завладение отнюдь не равнозначные понятия, ибо «завладение» не всегда может являться «хищением» в прямом смысле этого слова. Так, можно «завладеть» чужим имуществом (одолжить у приятеля, попользоваться вещью и т.п.) на определенное время, не имея при этом умысла и намерения похитить данное чужое имущество. Видимо, учитывая такое различие, законодатель счел необходимым подчеркнуть «хищение», а не «завладение». И с точки зрения юридической техники такая правовая конструкция уголовной нормы вполне оправданна, ибо сужается сфера, круг случаев привлечения лиц к уголовной ответственности.

    Уголовная ответственность за незаконное обналичивание денежных средств

    В ходе оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками ОБЭП УВД по САО была задержана с поличным администратор этого рынка — гражданка Каменская, которая осуществляла незаконный сбор наличных денежных средств за аренду в размере от 30 до 60 тысяч рублей в качестве индивидуальной платы. Уловка состояла в том, что в соответствии с договором аренды оплата не должна превышать 8-12 тысяч рублей в зависимости от размера и проходимости арендуемых павильонов. При это в замен собранных денег не выдавались никакие документы.

    Также в ходе оперативно-разыскных мероприятий было выявлено, что торговые павильоны, расположенные по адресу Москва, ул. Зеленогородская, д.15, устанавливаются и сдаются ООО «Белид» незаконно (разрешение на установку торговых павильонов по данному адресу управа района Ховрино не давала).
    Фиктивное банкротство

    • Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов
    • Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов
    • Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента
    • Статья 199.2.
      Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов
    • Статья 199.3. Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд
    • Статья 199.4.

    Незаконный сбор денежных средств ук рф

    Он отдает руководителю почти всю обналиченную сумму, при этом оставляет себе оговоренные ранее проценты. Вывод денег по схеме через ООО Получение нала можно совершить внутри собственной фирмы, не привлекая никаких посредников. Хотя такая схема немного сложнее по исполнению, но в этом случае руководитель получит все средства и ему не нужно будет ни с кем делиться.
    Внутри предприятия применяют такие схемы:

    • завышение валовых затрат, перечисление фирмам ИПать;
    • начислением дивидендов руководителю;
    • оформление руководителю займа на долгий срок;
    • через лиц, получающих деньги на под отчёт;
    • через дебетовые карты.

    Повышение расходов Например, для организации работы автотранспорта на предприятии закупается по безналу внушительная партия талонов на топливо для машин. Впоследствии продажа этих талонов осуществляется за наличный расчет.

    Статья УК России за незаконный вывод средств организациями в крупном размере или другие доступные махинации с отчетностью в налоговые органы с целью незаконного присвоения средств предусматривает сумму штрафа 100–300 тыс. рублей и помещение в тюрьму на два года. Вторая мера наказания может быть заменена принудительными работами или арестом на полгода. Вывод денег с целью обогащения в особо крупных суммах, когда не уплачено более половины полагающихся налогов, то по статье 199 кодекса РФ преступников ожидает наложение штрафа 200–500 тыс.

    рублей, работы в принудительном порядке на 5 лет, отбывание срока до 6 лет.


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *