Содержание

Каким образом должна выполняться ориентация люльки в горизонтальном положении?

Люлька, установленная на подъёмнике, представляет собой устройство повышенной опасности. Поэтому к работе на данном устройстве предъявляются более высокие требования в области безопасности. При этом необходимо отметить, что работа на данном устройстве начинается с его правильной регулировки. В качестве последней предусматривается и ориентация люльки в положении горизонта. От такого показателя будет во многом зависеть безопасность работы людей выполняющих производственные задания на подъёмнике.
Следует обращать особое внимание на такие особенности. В связис этим надо отметить, что при ориентации люльки подъёмника относительно горизонтального положения следует обращать особое внимание на такие характеристики:
1. Так при проведении процедуры проворачивания колена стрелы на подъёмнике устройства необходимо обеспечивать «зеркальное» выполнения такого же движения и у люльки. При этом люлька должна выполнятданные действия в совершенно противоположном направлении. Именно от такой синхронной работы двух элементов подъёмника будет зависеть безопасность работников находящихся в люльке. Поэтому следует обращать внимание на систему слежения в устройстве. Если работник замечает малейшее отклонения от номинальных параметров работы данной системы, то он должен немедленно сообщить об этом ответственному лицу за безопасность работ на предприятии. Так же работник обязан, прекратить выполнения производственного задания или не приступать к нему, если нарушения в работе подъёмника были замечены на стадии подготовки.
2. Необходимо чтобы пол на люльке подъёмника всегда быль в положении параллельном горизонту. Таким образом, будет создаваться безопасное проведение работ по выполнению производственного задания работниками, находящимися в люльке. Если же данный показатель не обеспечивается, то необходимо немедленно прекратить выполнение работ до полного устранения неисправностей на устройстве. При этом согласно действующей нормативной документации в области безопасности проведения работ на подъёмниках допускается незначительное отклонение от данной нормы. Так при расхождении в горизонтальных показателях на величину не превышающую пять градусов работа устройства может быть продолжена. Данный показатель должен постоянно контролировать человек, который отвечает за безопасность проведения высотных работ на предприятии. При этом он должен пройти специальное обучение согласно действующей программе на специализированных курсах, в организациях, сертифицированных в государственных учреждениях.
3. Следует постоянно контролировать систему ориентации люльки. Такая система обычно состоит из канатоблочной составляющей, а так же системы звёздочек и устройства тягового типа на специальных рычагах. В ряде подъемников, где есть телескопические системы, применяют дополнительно и гидравлические цилиндры. При этом надо чтобы работу данных элементов отслеживали работники, которые находятся в люльке и машинист подъёмника. Если будут замечены хотя бы незначительные отклонения от номинальных показателей работы, то все работники должны предпринять меры для приостановки работы подъёмника до устранения неполадок в механизме.

Примеры экзаменационных билетов с ответами при проверке знаний рабочих для работы на подъемнике (стр. 4 )

Запрещается перевозка людей и грузов вне кабины.

Люльку и настилы перед движением необходимо очистить и освободить от посторонних предметов.

Проезд под контактными проводами городского транспорта разрешается, если расстояние от поверхности проезжей части до проводов не менее 3,5 м.

Проезд под проводами линии электропередачи допускается, если расстояние от провода до верхней точки стрелы не менее:

1,5 м при напряжении линии до 1 кВ,

2 м при напряжении линии от 1 до 20 кВ,

4 м при напряжении линии от 35 до 110 кВ,

5 м при напряжении линии от 150 до 220 кВ,

6 м при напряжении линии до 330 кВ,

9 м при напряжении линии от 500 до 750 кВ,

12 м при напряжении линии от 750 до 1150 кВ,

9 м при напряжении линии до 800 кВ постоянного тока.

Проезд вне дороги производится ближе к опоре, в месте наименьшего провисания проводов.

4. .Знаковая сигнализация на подъемнике

Приложение 7 к Правилам

Знаковая сигнализация, применяемая при работе подъемника

Билет №12

1. . Устройство ориентации люльки в горизонтальном положении. Назначение, устройство, регулировка.
У подъемников люлька должна поворачиваться на такой же угол на кокой повернулось колено стрелы, но в противоположную сторону. При этом пол люльки будет горизонтален поверхности земли. Допускается отклонение от горизонтали не более 5°. Система ориентации люльки включает в себя канатоблочную, цепную на звездочках или рычажно-тяговое устройство. На телескопических подъемниках применяется дополнительный гидроцилиндр

2. В каких случаях машинист должен опустить люльку с людьми и прекратить работу?
• при приближении грозы,
• при сильном ветре (скорость которого превышает указанного в паспорте);
• при недостаточной освещенности места работы, сильном снегопаде или тумане (машинист плохо различает люльку);
• при температуре ниже допустимой (указанной в паспорте).

3. Что указывается в вахтенном журнале рабочего люльки?

ФОРМА ВАХТЕННОГО ЖУРНАЛА ДЛЯ РАБОЧИХ ЛЮЛЬКИ, РАБОТАЮЩИХ НА ПОДЪЕМНИКЕ

Подъемник рег. № __________________

№ п/п

Дата

Смена

Фамилии и инициалы рабочих люльки, специальность

Инструктаж получил, подпись

Фамилия и инициалы проводившего инструктаж, должность

Подпись инженерно-технического работника, проводившего инструктаж

Примечания

4.Управление подъемника из люльки?

Подъемники с высотой подъема люльки до 12 м включительно допускается изготавливать с одним пультом управления, при этом в люльке должны быть устройства включения звукового сигнала и аварийной остановки двигателя.

Пульт управления в люльке (рабочей площадке), как правило, аналогичен пульту на платформе (рис. 168,6). Конструкция пультов подъемников с электрооборудованием имеет те же параметры, только в качестве приборов управления применяются кнопки, тумблеры и крестовые или реостатные переключатели. В более современных конструкциях подъемников с большой высотой подъема на пультах управления увеличено количество сигнальных ламп с целью получения информации о предельных положениях колен подъемника и люльки.

Билет №13

1. . Что называеться подьемником? Классификация подъмников по кострукции колен.
Подъемник – это грузоподъемная машина прерывного действия, предназначенная для перемещениялюдей с инструментом и материалами и производства работ в пределах зоны обслуживания. По конструкциям колен подъемники бывают: 1.Одноколенные 2.Двухколенные 3.Трехколенные 4.Телескопические 5.Коленно телескопические

2. Что должно быть предусмотрено в ППР (проект производства работ) при использовании подъемника в строительно-монтажных работах?
Строительно-монтажные работы должны выполняться по проектам производства работ, в которых должны предусматриваться:
• соответствие подъемников по грузоподъемности и высоте подъема;
• обеспечение безопасносных расстояний от линии электропередач, мест движения городского транспорта и пешеходов;
• условия установки подъемника вблизи откосов котлованов.
• условия безопасной работы нескольких подъемников

3.Число работающих в люльке?

Число рабочих люльки определяется грузоподъемностью подъемника и площадью пола люльки (не менее 0,5 мм * на человека). Если в люльке работает два или более рабочих — один из них должен быть назначен старшим

4. . Что запрещается рабочим люльки?
Рабочим, находящимся в люльке подъемника (вышке) запрещается:
• работать без средств защиты (каска, пояс);
• увеличивать зону обслуживания, устанавливать на пол ящики, ведра, лестницы;
• садиться, становиться на периллы или перевешиваться через них;
• сбрасывать с люльки находящейся на высоте какие либо предметы;
• работать с боковой нагрузкой на люльку, боковое усилие не должно превышать 40 кг.

Билет №14

1. Техническое освидетельствование подъемников. Цель, периодичность.
Находящиеся в работе подъемники должны подвергаться :
• частичному освидетельствованию — не реже одного раза в 12 месяцев;
• полному техническому освидетельствованию — не реже одного раза в 3 года;
• испытание ограничителя предельного груза не реже одного раза в 6 месяцев. Цель — убедиться в технической исправности подъемника.
При полном техническом освидетельствовании проводят:
а) осмотр и проверку работоспособности;
б) статические испытания;
в) динамические испытания.
При частичном освидетельствовании статические испытания не проводят. Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт подъемника. На подъемнике делается надпись с обозначением дата следующего полного или частичного технического освидетельствования.

2. Требования к люлькам подъемника.
• ограждение люльки должно быть не менее 1000мм;
• верхняя поверхность перил должна быть облицована малотеплопроводным материалом;
• по периметру настила должна быть непрерывная обшивка высотой не менее 10см;
• на высоте 500мм. между обшивкой и перилами должно быть дополнительное ограждение;
• вход в люльку должен быть защищен съемным ограждениям или запирающей дверью;
• площадь пола должна быть не менее 0,5 м кв на человека.

3. Требования к сигнализации на подъемниках, вышках?

Непрерывная связь между рабочими люльки и машинистом должна поддерживаться:

голосом — при подъеме люльки до 10 м;

знаковой сигнализацией — при подъеме более 10 м;

радио — и телефонной связью — при подъеме более 22 м.

4.Пожарная безопасность при работе подъемника?

Находясь в люльке, работникам не разрешается курить, пользоваться открытым огнем, накапливать в люльке горючие вещества (жирные масляные тряпки, опилки или стружки и отходы пластмасс). Их следует хранить в закрытых металлических контейнерах.

При работе в люльке в закрытых помещениях с использованием красок, мастик, клеев и других материалов, выделяющих взрывоопасные или вредные вещества, не допускаются действия с использованием открытого пламени или вызывающие искрообразование. Эти рабочие места должны проветриваться. Кроме того, должны быть приняты меры, предупреждающие возникновение и накопление зарядов статического электричества

следить, чтобы возле выхлопной трубы не было легковоспламеняющихся веществ и предметов;

устанавливать наблюдение и соблюдать меры предосторожности при проведении сварочных работ

Рабочие места, опасные во взрыво — или пожарном отношении, должны быть укомплектованы первичными средствами пожаротушения и средствами контроля и оперативного оповещения об угрожающей ситуации.

При возникновении на подъемнике пожара машинист и рабочие люльки обязаны немедленно приступить к его тушению, одновременно вызвав через рабочих или при помощи средств связи пожарную охрану. При пожаре на электрическом подъемнике прежде всего должен быть отключен рубильник, подающий напряжение.

При тушении пожара на подъемнике следует применять углекислотные или порошковые огнетушители, которыми должен быть оснащен подъемник.

Билет №15

1. . Что называется вышкой? Классификация вышек по виду привода.
Вышка – это грузоподъемная машина прерывного действия, предназначенная для перемещения людей с материалами и инструментами, и производства работ в вертикальном направлении (вверх, вниз).
По виду привода вышки делятся: — вышка механическая;
-вышка электрическая;
-вышка гидравлическая

2. Назначение, устройство и работа системы аварийного опускания люльки.
Для опускания рабочих в люльке при отказе гидронасоса, электропривода и т. д. на подъемниках могут быть установлены следующие устройства:
а) ручной насос (вставляется рычаг в насос, и машинист вручную нагнетает масло);
б) рычаг, который нужно повернуть или потянуть вследствие чего откроется клапан, и масло из цилиндра подъема направляется в бак, а люлька под собственным весом опускается в положение посадка

3.Обязанности рабочего люльки?

Работник обязан:

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве;

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) в установленные сроки, а также тестирование на профпригодность по установленной в отрасли методике;

соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные в организации;

выполнять требования режимов труда и отдыха, установленные в организации в соответствии с Законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей производства;

знать производственную инструкцию по безопасному производству работ.

4.Спецодежда рабочего люльки?

Лица, работающие с использованием подъемников, должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты. Выбор средств защиты в каждом отдельном случае осуществляется руководителем работ с учетом требований безопасности для данного процесса или вида работ.

К средствам индивидуальной защиты относятся:

изолирующие костюмы;

средства защиты органов дыхания;

специальная одежда (комбинезоны, полукомбинезоны, куртки, брюки, халаты, плащи, полушубки);

специальная обувь (сапоги, полусапоги, ботфорты, ботинки, полуботинки, туфли, галоши, боты, бахилы) с нескользящей подошвой;

средства защиты рук (рукавицы, перчатки);

средства защиты головы (каски, шлемы, подшлемники, шапки, береты);

средства защиты глаз (защитные очки);

средства защиты лица (защитные маски, защитные щитки);

средства защиты органов слуха (противошумные шлемы, противошумные наушники);

предохранительные приспособления (предохранительные пояса, диэлектрические коврики, ручные захваты, манипуляторы, наколенники, наплечники, налокотники);

средства защиты кожи (пасты, кремы, мази).

Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ работников должны соответствовать ГОСТ, ОСТ и техническим условиям на изготовление.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Системы безопасности подъемников и обеспечение безопасной работы с ними

Подъемники – это техника, эксплуатация которой может представлять для оператора, других работников, и даже людей вокруг определенную опасность. Как правило, данное оборудование предполагает выполнение работ на высоте, порой – в заведомо сложных и опасных условиях. Поэтому, а также и по ряду других причин, необходимо внимательно относиться к технике безопасности работы с таким оборудованием, и следовать нормам и правилам ПБ 10-96-258, соответствующим именно такой технике.

В рамках этого документа можно узнать, как сами правила безопасности подъемников и вышек, так и некоторые из особенностей данного оборудования, что поможет работать с ним правильно и грамотно. Все профессиональные работники, чья деятельность связана с подъемниками, должны знать эти правила практически наизусть – так, в частности, персонал нашей компании, которая может предложить не только такую услугу, как аренда подъемников, но и людей, которые смогут грамотно и правильно работать с техникой, знает все правила и нормы уверенно, имеют соответствующий допуск.

Однако, когда речь заходит об аренде подъемников без персонала, когда арендующая компания или лицо предпочитает самостоятельно нанять людей, знания таковых могут оказаться минимальными, или даже полностью отсутствующими. А между тем, на сегодняшний день мало кто сомневается в целесообразности обеспечения безопасного труда на любой площадке, ведь в случае какого-либо происшествия весь спрос будет именно с начальства.

И потому сотрудников, работающих с новым для них оборудованием, необходимо предварительно обучать, инструктировать, а затем и тестировать, чтобы стало очевидным, стоит ли допускать их к работе с такой техникой, или же этого делать еще не стоит. Хотя, разумеется, самым целесообразным методом все равно является наем профессионалов вместе с оборудованием, ведь тогда и ответственность за безопасность ложится на чужие плечи, и работы идут быстрее.

Что должны знать сотрудники?

Однако предлагая людям к ознакомлению правила безопасности подъемников и разнообразных автовышек, не каждый работодатель знает, что именно должны узнать и выучить сотрудники, и какие выводы они должны сделать после прочтения этого довольно объемистого документа. И потому стоит указать детально, что именно должны узнать люди, и на какие вопросы они должны отвечать после ознакомления с подобным материалом уверенно. На основе этих аспектов можно даже создать специальный тест, который позволит проверять уровень ознакомления людей с оборудованием и их готовность к началу выполнения работ при использовании подъемников. Они должны изучить не только приборы безопасности подъемника, но и уяснить для себя множество других важных моментов.

Приборы безопасности подъемника – это первое!

Однако начнем мы именно с приборов безопасности подъемников. Рассмотреть их перечень можно в уже указанном документе касаемо правил безопасности. Необходимо убедиться, что все они имеются в подъемнике, и оператор должен уверенно показывать каждый из них, объясняя его назначение.

Что же касается перечня этих элементов, то в него входят:

  • Устройства ограничения зоны проведения работ;
  • Ограничитель предельно допустимого груза;
  • Переговорное устройство при высоте более 23 м;
  • Анемометры, также от 22 м;
  • Блокиратор колена при невыставлении подъемника на опоры;
  • Ориентатор люльки в ровном положении относительно горизонта;
  • Определитель угла наклона;
  • Эвакуатор из люльки;
  • Кнопка аварийного выключения двигателя в самой люльке;
  • Блокиратор подъема опор вышки, когда стрела находится в выдвинутом положении;
  • Предохранитель опор;
  • Аварийное спускание рабочей платформы при проблемах с ведущими системами.

Также к ним можно отнести и систему освещения, в частности, фонари на люльке. Весь этот комплекс приборов безопасности подъемника позволяет эксплуатировать подобное оборудование с минимальным риском для работников. А еще стоит отметить, что при осуществлении аренды подъемников стоит внимательно оценить и состояние приборов безопасности подъемника, чтобы избавиться от риска различных происшествий на объекте. Однако перейдем к другим важным вопросам, ответы на которые должны знать работники, берущиеся за эксплуатацию подъемников.

Полный перечень для осведомленного сотрудника

Для допуска к работе с такой техникой человек должен в идеале отлично ориентироваться в следующих аспектах:

  • Детальные характеристики подъемника с учетом всех его особенностей – именно той модели, с которой ему предстоит работать;
  • Собственная должностная инструкция;
  • Запреты в работе и эксплуатации оборудования;
  • Установка подъемника и его подготовка к эксплуатации;
  • Приборы безопасности;
  • Как производится управление данной техникой из люльки;
  • Каким образом выбираются или выбраковываются стропы под груз;
  • Правила строповки;
  • Определение веса материала и общего веса всего, что загружено в люльку;
  • Собственные права, обязанности.

Таким образом, для того, чтобы работать с подобной техникой, действительно целесообразно проходить хотя бы небольшой курс обучения, и донести до человека все необходимое одними только лекциями будет совсем не просто, именно поэтому краткосрочная аренда подъемников практически всегда сопровождается наймом квалифицированного и опытного персонала. И это – кроме того, что сам оператор в любом случае должен иметь необходимую квалификацию!

Вопросам безопасности всегда отводится первое место, и потому при рассмотрении перечня знаний, которыми должен владеть квалифицированный сотрудник, затронем именно данные аспекты.

В чем опасность выполнения работ при использовании подъемника

Каждый сотрудник, работающий с таким оборудованием, должен понимать, что опасных факторов в работе может быть немало. Это и подвижные элементы, различные механизмы, а также порой и сами грузы. Это шумы и вибрации, а кроме того, к неприятностям могут привести и недостаток освещения, и значительная высота расположения рабочего места, а также технические неисправности оборудования, повышение показателей статического электричества, физические или психические перегрузки персонала, повышение напряжения в электроцепи. Все это – опасные факторы, которых следует избегать, создавая для себя безопасное рабочее место, или требуя таковое.

Когда подъемник нельзя допускать к работе

В ряде случаев с данным оборудованием запрещается работать, и такая ситуация может наступить, если, к примеру, обнаружены некоторые его технические неисправности или иные моменты. Среди таковых: отсутствие очередного технического осмотра, либо работа неаттестованного персонала. А что до технических аспектов – работать нельзя, если на металлоконструкциях заметны трещины или видимые деформации, если из гидросистемы течет масло, при проблемах с люлькой, а также и с ее ограждением. Также нельзя работать, если хотя бы один из элементов безопасности отказал или работает неисправно.

Как нужно работать в зоне ЛЭП

Подъемники нередко используют для работы с электрокабелями, и в частности, с ЛЭП, ведь они располагаются на значительной высоте, и доступ оказывается затрудненным. Работы в зоне ЛЭП относятся к категории особо опасных, они представляют особый риск, и потому выполнять их можно только с соблюдением особых правил безопасности.

При проведении работ за допуск, инструктаж отвечают: сам мастер и собственник вышки. Отмеченные в допуске условия безопасности должны соответствовать с госстандартами. Наряд-допуск не требуется, если работы проводятся в рамках линии с гибким кабелем.

Подъемник ставится не менее, чем за 30 метров от бокового кабеля. Работа сопровождается надзором лица, отвечающего за безопасность, и указывающего оператору место монтажа. Рассчитывая расстояние от стрелы подъемника и до линии электропередач, необходимо пользоваться специальными расчетами.

Безопасность рабочего в люльке

Для обеспечения безопасности рабочих в люльке нельзя допускать для погрузки в нее грузы с непроверенной массой, упаковки, из которых что-либо выпадает, карбид кальция, газовые баллоны, а также все, что не оговорено технологической картой. Материалы, которые расплескиваются и находятся в небольшой таре, грузить также нельзя.

Любые мелкие детали, приборы необходимо содержать в сумках, а сыпучие грузы или мелкоштучные элементы следует помещать в специальную тару. Все грузы, которые выходят за пределы люльки, следует фиксировать. Выпадение тары или груза должно быть исключено полностью. Общий вес людей (человека) и груза не должен превышать норму для данного оборудования.

Работник не должен перегибаться за поручень, все работы производятся стоя на полу рабочей платформы. Подставки для превышения досягаемой высоты ставить также нельзя.

Нельзя работать или выполнять поворот стрелы над людьми. Также нельзя выполнять в люльке работы, которые могли бы увеличить нагрузку на нее. При недогрузе люльки можно поднимать предметы весом не более 20 кг с земли, используя веревку, при соблюдении ТБ.

Важно, чтобы в зазор между платформой и стрелой не попали руки, одежда либо инструмент. Также нужно помнить, что расстояние от края люльки до объекта, или от головы рабочего до потолка (препятствия) должно быть не менее полуметра.

За работой людей на рабочей платформе и выполнением ими ТБ следит машинист, который постоянно должен присутствовать на рабочем месте и наблюдать также за работоспособностью и состоянием оборудования. При подъеме до 10 м машинист общается с рабочими посредством голоса, от 10 м – специальной сигнализацией, а при превышении отметки в 22 м – посредством телефонной связи.

Все эти и многие другие аспекты позволят работать с подъемниками без лишнего риска, и потому их стоит учесть. Безопасность – это очень важно, особенно – в условиях, когда неловкое движение может стоить работникам жизни.

Остались вопросы? Закажите обратный звонок!

Наш специалист перезвонит Вам в ближайшее время и ответит на них по телефону.

Книга: Обеспечение безопасной эксплуатации механизмов подъема грузоподъемных машин

Скрыть рекламу в статье Скрыть рекламу в статье

Главным назначением приборов и устройств безопасности является обеспечение безаварийной и надежной работы ГПМ, удобство их обслуживания и повышение производительности труда. Для обеспечения безопасности эксплуатации широко используются средства коллективной защиты: сигнализация, предохранительные ограничители и тормозные устройства, а также противопожарное оборудование и средства защиты от поражения электрическим током .

Основные требования, предъявляемые к приборам и устройствам безопасности:

· прочность, надежность и безотказность прибора в работе;

· простота ремонта и регулировки;

· небольшие габариты и масса;

· автоматическое выключение, а затем включение механизмов вне зависимости от продолжительности остановки ГПМ;

· отсутствие возможности в переключениях или специальной регулировке в связи с изменениями режима работы ГПМ или нагрузки;

· возможность применения приборов различных конструкций.

Для безопасной эксплуатации механизма подъема устанавливаются следующие приборы и устройства безопасности:

· Ограничители грузоподъемности (грузового момента) предназначены для обеспечения безопасности работы ГПМ в случаях поломок отдельных элементов и механизмов от перегруза. Они автоматически выключают механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы в случае подъема груза, масса которого превышает допустимую грузоподъемность (для данного вылета). Превышение грузоподъемности может быть не более чем на 10% для стреловых, башенных и железнодорожных кранов, на 15% для портальных кранов и на 25% для кранов мостового типа. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должна быть возможность опускания груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

Ограничители грузоподъемности бывают:

— Механического типа (ОГБ-2; ОГБ-3, ОНК-М). Они устанавливаются на кранах с неизменной длиной стрелы и состоят из датчика усилия, датчика угла; блока управления и панели сигнализации. Работа ограничителя основана на принципе сравнения усилия, измеряемого датчиком усилия, установленном в стрелоподъемном механизме, с предельно допустимой величиной усилия, задаваемой датчиком угла, который связан со стрелой. Если рабочее усилие превысит предельно допустимое для данного вылета, происходит срабатывание ограничителя, т.е на панели сигнализации загорается красная лампочка и подается команда на исполнительный механизм, который отключает механизмы подъема груза и опускания стрелы.

— Микропроцессорные. Обладают большими техническими и информационными возможностями. Эти приборы в комплексе позволяют выполнять несколько функций безопасности, таких как ограничение грузоподъемности, ограничение перемещений конструкций крана вблизи ЛЭП и различных препятствий, регистрировать в блоке памяти параметры работы ГПМ. Наибольшее распространение получили следующие типы приборов: ОНК-140; ОНК-160; ОГМ-240. Принцип действия ограничителя основан на последовательном опросе и преобразовании аналоговых сигналов с датчиков первичной информации в цифровой код, определение угла наклона и длины стрелы, расчете цифровыми методами вылета, высоты подъема и фактического веса груза с последующим сравнением с предельно допустимыми значениями, заложенными в память ограничителя в виде грузовых характеристик. Выбор грузовой (защитной) характеристики, т.е. соотношение между весом груза и вылетом, производится ограничителем в зависимости от режима работы и вида стрелового оборудования. При превышении допустимой нагрузки при данном вылете формируются исходные команды управления блокировочными устройствами.

— Указатели грузоподъемности. У кранов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета стрелы, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности. Это устройство содержит шкалу (табло) со стрелкой, по которой крановщик может определить допустимую массу груза при данном угле наклона стрелы. Указатель должен быть отчетливо виден с рабочего места крановщика. У современных ГПМ указатель грузоподъемности, как правило, входит в состав микропроцессорного ограничителя грузоподъемности.

· Концевые выключатели. Концевой выключатель представляет собой аппарат с электрическими контактами, при размыкании которых прерывается цепь электродвигателя и тормозного привода непосредственно или при помощи вспомогательной цепи управления. Концевые выключатели подразделяются на рычажные и шпиндельные. Рычажные выключатели обеспечивают одностороннее ограничение; для двустороннего ограничения требуется два выключателя. Выключатель срабатывает от прикосновения рычага с упором движущегося механизма. Шпиндельные выключатели соединяются с вращающимися валами механизмов и применяются для двустороннего ограничения.

Концевые выключатели устанавливаются на ГПМ для защиты перехода механизмов за предельные положения. Некоторые краны не могут начать движение на первой позиции (скорости) контроллера. Поэтому дальнейшее движение в том же направлении допускается для механизма передвижения мостового крана при подходе к посадочной площадке с наименьшей скоростью, допускаемой электрической схемой. В этом случае под наименьшей скоростью следует понимать минимальную скорость движения, допускаемую электрической схемой управления после трогания крана с места.

· Ограничитель механизма подъема груза или стрелы. Представляет собой концевой выключатель с ограничительной скобой (КВ), установленный не менее 200 мм от крайнего верхнего положения грузозахватного органа. При упоре крановой подвески в ограничительную скобу включается КВ и движение грузозахватного органа вверх прекращается. Механизм подъема грузозахватного органа будет работать только на опускание. Если при установке КВ на ГПМ будет уменьшено расстояние между крюковой подвеской и рычагом КВ, то при подъеме груза КВ, из-за инертности пружины может не сработать и канат подтянет крюковую подвеску до упора и может произойти обрыв и падение крюковой подвески (груза) в зоне работы.

Если по условиям эксплуатации требуется опускать груз ниже уровня указанного в паспорте, то в механизме подъема устанавливается ограничитель нижнего положения крюковойподвески (отключает механизм при условии намотки 1,5 витков каната на барабан).

· Другие устройства безопасности:

У ГПМ с электроприводом должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети. Такая защита обеспечивается, как правило, применением в механизмах тормозов нормально замкнутого типа, которые автоматически срабатывают при обрыве фаз или отключении электропитания. В наиболее ответственных случаях используется устройство защиты от обрыва фаз (УЗОФ).

У стреловых кранов с гибкой подвеской стрелы (с помощью стреловых канатов) должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы. Башенные краны должны быть оснащены такими устройствами в случае, если при минимальном вылете угол наклона стрелы превышает 70°.

Оградительные средствазащиты применяют для исключения доступа к легкодоступным, находящимся в движении или под напряжением электрического тока частям ГПМ. Ограждают все виды передач (зубчатые, цепные и т. п.), соединительные муфты и барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах, валы механизма передвижения кранов и других систем (если последние расположены в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персонала). Ограждению подлежат также открытые токоведущие части.

При эксплуатации ГПМ применяются, кроме того, системы сигнализации. Они могут быть двух типов. Это сигнальная окраска подвижных элементов грузоподъемного оборудования, габаритов транспортных проемов, перепадов в плоскости пола, ограждений, углов стен, люков, в полу, ступеней лестниц, а также звуковая предупредительная сигнализация на кранах, управляемых из кабин или с пульта.

Требования безопасности к электрооборудованию кранов. Электрооборудование ГПМ включает электродвигатели, механизмы и аппараты управления, системы освещения, отопительные приборы, а у кранов с электромагнитными грузозахватами – системы питания электромагнитов.

Подвод тока к электродвигателям может осуществляться при помощи троллеев, выполненных из стального проката или проволоки круглого сечения, гибких кабелей и кольцевых токоприемников (при питании вращающихся механизмов). Ограниченность применения гибких кабелей связана с тем, что их можно использовать лишь в машинах, перемещающихся на небольшие расстояния и с малой скоростью. Подача напряжения от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство, с помощью которого можно снять напряжение. Так как в результате пробоя изоляции возможно появление напряжения на элементах конструкции, не находящихся под напряжением, их обязательно заземляют.

Спецификой систем заземления является использование в качестве заземляющих устройств подкрановых путей (там, где они имеют место) и специальных цепных устройств, скользящих у кранов на автомобильном ходу по земле или по дорожному покрытию. При восстановлении напряжения сети после очередного отключения электропитания используют специальную (нулевую) защиту.

Противопожарное оборудование. Во всех помещениях, где размещаются, технически обслуживаются, ремонтируются ГПМ, а также в кабинах крановщиков должны быть установлены углекислотные огнетушители.

Приборы безопасности пломбируются после изготовления, ремонта, наладки ответственными специалистами в целях исключения доступа и вывода приборов из строя посторонними лицами.

Система аварийного спуска люльки

Различные устройства безопасности, которые отвечают за аварийный спуск, используются в ситуациях, когда нет возможности избежать внезапной блокировки при вывешенной люльке (когда в ней находятся люди). Причиной экстренной остановки может быть разрыв трубопровода, гидравлического шланга, приостановка двигателя или выход из строя самого насоса. Дабы предотвратить столь неприятные случаи на подъёмник устанавливают специальное устройство, используемое для аварийного опускания рабочей платформы на землю, что необходимо при эвакуации рабочих. Эти же устройства отвечают за складывание подъёмника, без которого нельзя транспортировать его к месту выполнения ремонтных работ.

Как происходит эвакуация рабочих из люльки

Представим, что произошла аварийная ситуация и необходимо эвакуировать из люльки арендованной автовышки нескольких людей. Для начала должен быть установлен ручной насос. Он в обязательном порядке оснащается длинными шлангами, которые закреплены при помощи полумуфт, связанных с соединительными муфтами. К последним крепятся приводы для поворота платформы, подъёма опор и опускания колен. Используя подкачивающий насос, который срабатывает достаточно медленно, верхнее колено опускается на безопасную высоту, подходящую для эвакуации рабочих. После этого потребуется специальный ключ, которым открывается гидравлический замок на цилиндрах, что позволяет опустить нижнее колено, а после – верхнее. Устанавливается аварийный вентиль, соединённый с поршневой частью цилиндра, отвечающего за подъём нижнего колена.

При открытии этого вентиля происходит медленное опускание колена. Появляющееся давление внутри гидравлической системы можно использовать при помощи рукояток. Благодаря этому получается сложить колена в транспортное положение и поднять выносные опоры, подвешивающие устройство автогидроподъёмника.

Звуковая и световая сигнализации

Во время перегрузок на люльке, либо при её возможном столкновении с препятствиями срабатывают как звуковая, так и световая сигнализации. К примеру, если грузоподъёмность автовышки составляет 350 кг, то при нагрузке люльки до 370 кг срабатывает автоматическая защита от перегрузок. Диспетчер в этот момент видит на пультах соответствующие индикаторы красного цвета. Кроме того, слышен звуковой сигнал, информирующий об опасности.

Во время нагрузки более 400 кг сигнальные индикаторы перестают мигать. Они начинают гореть постоянно. В то же время отключается звуковой сигнал, но автоматически останавливается и сама люлька. Когда рабочая платформа сталкивается с каким-то препятствием, то включается система защиты от столкновений. Опять же люлька останавливается, а на пультах загорается красный индикатор.

В процессе конструирования автогидроподъёмников электрическое оборудование делится на основное и вспомогательное. Основное оборудование предназначено для обеспечения безопасности во время эксплуатации люльки.

Вспомогательные приборы отвечают за работоспособность механизма. В его состав входят:

  • Основные и боковые отражатели.
  • Габаритные огни.
  • Световая и звуковая сигнализации.

Большинство арендованных в Москве автовышек оснащено системой двусторонней связи. Благодаря этому появляется возможность координировать действия рабочих в люльке и диспетчера в кабине управления подъёмным механизмом.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *