Научный сотрудник

Не следует путать с Научный сотрудник (звание).

Нау́чный сотру́дник — общее наименование ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в вузах, но не являющихся руководителями структурных подразделений, а также одна из конкретных должностей таких учёных в Российской Федерации.

Все научные сотрудники имеют высшее профессиональное образование, многие имеют учёные степени и звания. Нередко научные сотрудники вовлечены в педагогический процесс, однако основная их работа связана с проведением исследований. В России значительная часть контингента научных сотрудников сосредоточена в Москве (43,1 %), Санкт-Петербурге (8,7 %), Московской (6,6 %), Новосибирской (6,4 %) и Свердловской (2,6 %) областях.

Перечень должностей научных сотрудников в России

Ниже, в двух первых колонках таблицы, перечислены должности научных сотрудников в России (в скобках — принятые сокращения) и вариант перевода на английский язык. В последней колонке отмечен профессионально-квалификационный уровень, к которому отнесены должности, согласно приказу Минздравсоцразвития.

Название должности Английское название
должности
Квалификация Квал.
уровень
младший научный сотрудник (м.н.с.) junior researcher кандидат наук либо 3 года стажа I
научный сотрудник (н.с.) researcher кандидат наук либо 5 лет стажа I
старший научный сотрудник (с.н.с.) senior researcher кандидат наук либо 10 лет стажа II
ведущий научный сотрудник (в.н.с.) leading researcher доктор либо кандидат наук III
главный научный сотрудник (г.н.с.) principal researcher доктор наук IV

Под «стажем» во всех случаях имеется в виду стаж научной работы по соответствующей специальности.

Квалификационные требования и обязанности

Требования к претендентам на должности научных сотрудников изложены в квалификационном справочнике. Выше, в 3-й колонке, указаны необходимые учёные степени: кандидат или доктор наук и опыт работы. Например, чтобы стать с.н.с., нужны либо степень, либо 10 лет стажа. Кроме того, на всех ступенях выше м.н.с. одним из квалификационных требований выступает наличие научных публикаций или патентов.

Обязанности научных сотрудников включают разработку решений научных проблем, поиск оптимальных методов проведения исследований, внесение предложений к планам работ учреждения, координацию деятельности соисполнителей, определение сферы практического применения результатов, содействие специалистам более низкого звена в повышении их квалификации. Уровень и масштаб обязанностей естественным образом растут от младшего к главному научному сотруднику.

Особенности требований в системе РАН

В учреждениях Российской академии наук (РАН), ввиду определённой специфики их деятельности, по сравнению с отраслевыми НИИ, приняты несколько иные квалификационные требования. Так, например, в РАН должность в.н.с. кандидату наук даётся лишь в виде исключения и не ранее чем через пять лет после защиты диссертации.

Должность Квалификация (система РАН) Публикации
м.н.с. специалист с ВПО и опытом работы, в том числе в период обучения 1 за 5 лет
н.с. кандидат наук, либо выпускник аспирантуры, либо 3 года стажа 3 за 5 лет
с.н.с. кандидат наук; как исключение — специалист с ВПО и 5 лет стажа 5 за 5 лет
в.н.с. доктор наук; как исключение — кандидат и 5 лет стажа после защиты 7 за 5 лет
г.н.с. доктор наук 10 за 5 лет

Важным моментом для сотрудников РАН является обобщение результатов исследований в виде научных статей; этот показатель проверяется при периодических аттестациях. При этом, если в общем справочнике фигурирует требование просто наличия публикаций, то для научного сотрудника Академии предписано их минимально необходимое число за пять последних лет. В РАН действует и ряд других дополнительных требований, в том числе касающихся участия в научных проектах и подготовке кадров.

Учёные степени и звания научных сотрудников

В современной (2019 г.) России присуждаются учёные степени кандидата наук и доктора наук, учёные звания «доцент» и «профессор» (носители этих званий, однако, могут работать не только на одноимённых позициях). И звания, и степени присваиваются по определённым специальностям, указывающим на сферу деятельности обладателя.

Для занятия должности с.н.с. обычно требуется учёная степень кандидата, а должностей в.н.с., г.н.с. — доктора наук, но возможны и иные варианты. Стандартная карьера научного сотрудника в РФ предполагает — на каком-либо этапе — получение степени. Что касается учёных званий, то их имеют лишь те, кто задействован в педагогической работе; при этом право на занятие должности научного сотрудника любого уровня, будь то м.н.с. или даже г.н.с., не опосредовано наличием звания.

Сами наименования должностей научных сотрудников учёными званиями не являются. Но в прошлом термины «младший научный сотрудник» (1934—1989) и «старший научный сотрудник» (1934—2002) означали не только должности, но и звания. «Звание м.н.с.» было упразднено, а обладатели «звания с.н.с.» наделены правами доцентов.

Границы понятия «научный сотрудник»

В юридическом смысле, «научными сотрудниками» в России считаются только работники, занимающие одну из позиций, перечисленных в таблице.

Помимо термина «научный сотрудник», существует понятие «научный работник», хотя оно недостаточно четко определено даже в нормативных документах. Как следует из приказа Минздравсоцразвития, помимо научных сотрудников, к «научным работникам» относятся ещё только государственные эксперты разного ранга по интеллектуальной собственности. В то же время, как сказано в Федеральном законе, «научным работником… является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью»; под такую формулировку подпадает более широкий круг лиц.

Учёные в лаборатории

На практике, понятия «научный сотрудник», «научный работник», «учёный», «работник науки», «научный исследователь» часто отождествляют и трактуют шире официального значения термина «научный сотрудник». Подобный подход объясним, так как в научной деятельности реально участвуют и завлабы, и инженеры, и вспомогательный персонал.

Как наименование стороны трудовых отношений при заключении контрактов всегда используется термин «работник», а не «сотрудник». Применительно к научному сотруднику, возможна, скажем, формулировка: «работник, принятый/переведённый на должность н.с.».

Оплата труда научных сотрудников в России

Доход научного сотрудника в России формируется из оклада и дополнительных источников в виде грантов. В некоторых институтах ещё предусмотрены внутренние поощрительные выплаты.

До 2013 года всем носителям учёных степеней и званий отдельно выплачивались надбавки, но затем надбавка стала частью должностных окладов научных сотрудников. Были и частично подтвердились опасения, что такое изменение ущемит интересы работников со степенями, так как вместо автоматической выплаты многое стало зависеть от готовности работодателя назначить человека на ту или иную должность. Тем не менее, степень и звание всегда считаются важными факторами послужного списка при фиксации условий контракта.

Во времена СССР научный работник обычно имел весьма скромный доход, пока у него не было кандидатской степени, но после её получения сразу попадал в «средний класс». В ходе реформ 1990-х годов почти все научные сотрудники оказались среди бедных слоёв населения. Относительная нормализация оплаты произошла лишь спустя десятилетия. В I полугодии 2016 года доход научных сотрудников в Москве и области, Санкт-Петербурге, Новосибирской и Свердловской областях колебался в зоне 37-50 тыс. руб./мес., что сопоставимо со средними значениями по России в целом.

Согласно указам президента России В. В. Путина от 2012 года, средние зарплаты научных сотрудников к 2018 году должны были составлять 200% от средней зарплаты в конкретном регионе. В начале 2018 года (в преддверии новых президентских выборов) учёные действительно получили значительные суммы — 96 тыс. руб./мес. в среднем по стране. Однако, и непосредственно перед этим периодом, и сразу после него во многих институтах научных сотрудников стали массово принудительно переводить на долю ставки, чтобы номинальная зарплата числилась увеличенной, но реальные выплаты менялись мало.

Понятие «научный сотрудник» при международном общении

Наименования позиций, сопоставимых по уровню с должностями российских научных сотрудников, могут быть различными в разных странах и даже разных организациях. В частности, эквивалентами «старшего научного сотрудника» в тех или иных случаях считаются англ. senior scientific officer, senior fellow/associate и другие позиции. Единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей не создано.

Также нет утверждённых норм перевода названий российских должностей научных сотрудников на английский и другие языки. Один из вариантов предложен в таблице в начале статьи (он рекомендован, например, МАИК), но грамматически вполне допустимо заменять, например, «researcher» на «research scientist» и «research staff member», или «principal» на «main». При международном общении на любом языке нелишне пояснять, что в России для исследователей (не начальников) есть должностные ступени с пятой по первую, максимальную, и что обсуждаемое лицо занимает такую-то ступень, именуемую так-то — скажем, для в.н.с.: вторую ступень, англ. leading research scientist или нем. führender wissenschaftlicher Mitarbeiter и т. п..

Профессиональная деятельность научных сотрудников за рубежом, независимо от страны, учреждения и наименований должностей, качественно соответствует деятельности в России и включает исследования, участие в подготовке кадров, публикацию научных результатов и другие аспекты.

Примечания

  1. 1 2 А. Суслов. Кому добавки? Зарплаты научных сотрудников понемногу растут (недоступная ссылка). Газета «Поиск», № 39 (23 сентября 2016). Дата обращения 25 февраля 2017. Архивировано 25 февраля 2017 года.
  2. 1 2 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 г. № 305н. с изм. и доп. от 19.12.2008 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок». Система «Гарант». Дата обращения 11 февраля 2017.
  3. 1 2 3 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) (ред. от 12.02.2014). Портал «КонсультантПлюс». Дата обращения 11 февраля 2017.
  4. 1 2 Постановление Президиума РАН «Об утверждении Квалификационных характеристик по должностям научных работников научных учреждений, подведомственных Российской академии наук». Сайт РАН (25 марта 2008).
  5. Приказ Минобрнауки России от 27.05.2015 № 538 «Об утверждении Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников». Система «Гарант». Дата обращения 11 февраля 2017.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней». Российская газета (01.10.2013). Дата обращения 15 ноября 2016.
  7. 1 2 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139 г. Москва «О порядке присвоения ученых званий». Российская газета (12.12.2013).
  8. ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). Портал «КонсультантПлюс». Дата обращения 11 февраля 2017.
  9. Чем отличается сотрудник от работника?. Портал «TheDifference.ru» (20 ноября 2013).
  10. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.), п. 11 ст. 108 (2012).
  11. М. Товкайло, Г. Милов, П. Темерина. Доплаты за ученую степень и звание могут отменить. Ведомости (07.02.2013).
  12. Ю. Старостина, П. Звездина, И. Ткачёв. Зарплаты российских ученых впервые достигли почти 100 тыс. руб.. РБК (10 апреля 2018). Дата обращения 22 апреля 2019.
  13. Т. Вольтская. «Выдавливают из науки». Письмо учёных Путину. Радио «Свобода» (24 апреля 2018). Дата обращения 22 апреля 2019.
  14. Т. Бритская. Учёным предложили умножить себя на 0,5. Новая газета (15 февраля 2018). Дата обращения 22 апреля 2019.

Квалификации, степени, звания и должности в науке и образовании

Выпускники вузов

Учёные степени

  • Кандидат наук
  • Доктор наук
  • Доктор философии (PhD)
  • Хабилитированный доктор (Dr. habil.)

Учёные звания

  • Доцент
  • Профессор
  • Эмерит

СССР научный сотрудник (младший, старший) ассистент

Преподавательские
должности

Российская империя заслуженный профессор ординарный профессор экстраординарный профессор адъюнкт доцент приват-доцент

Младший научный сотрудник

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
(утвержден постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

Должностные обязанности. Под руководством ответственного исполнителя проводит научные исследования и разработки по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками. Участвует в выполнении экспериментов, проводит наблюдения и измерения, составляет их описание и формулирует выводы. Изучает научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике. Составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию). Участвует во внедрении результатов исследований и разработок.

Должен знать: цели и задачи проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам; современные методы и средства планирования и организации исследований и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации, в том числе с применением электронно-вычислительной техники; основы трудового законодательства и организации труда; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет. При наличии ученой степени, окончании аспирантуры и прохождении стажировки — без предъявления требований к стажу работы. При наличии рекомендаций советов высших учебных заведений (факультетов) на должность младшего научного сотрудника могут быть назначены в порядке исключения выпускники высших учебных заведений, получившие опыт работы в период обучения.

>Должностная инструкция главного научного сотрудника

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Должностная инструкция главного научного сотрудника <1>

(заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, лабораторией) института, заведующего (начальника) сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (отделения, лаборатории))

(профессиональный стандарт «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам»)

1. Общие положения

1.1. Главный научный сотрудник относится к категории руководителей.
1.2. На должность главного научного сотрудника принимается лицо:
1) имеющее высшее образование — специалитет, магистратура;
2) имеющее опыт работы не менее пяти лет в соответствующей области знаний.
1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо:
1) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) прошедшее инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;
3) имеющее ученую степень доктора наук;
4) имеющее крупные научные труды или дипломы на открытия;
5) имеющее авторские свидетельства на изобретения.
1.4. Главный научный сотрудник должен знать:
1) отечественную и международную нормативную базу в соответствующей области знаний;
2) научную проблематику соответствующей области знаний;
3) методы, средства и практику планирования, организации, проведения и внедрения научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
4) аналитические методы оценки потребности в кадрах высшей квалификации;
5) методические основы деятельности по подготовке и повышению квалификации кадров высшей квалификации в соответствующей области знаний;
6) основы экономики, организации производства, труда и управления организацией;
7) методы разработки информационных, объектных, документных моделей производственных организаций;
8) Правила внутреннего трудового распорядка организации;
9) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
10) ____________________________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Главный научный сотрудник должен уметь:
1) применять актуальную нормативную документацию в соответствующей области знаний;
2) анализировать новую научную проблематику соответствующей области знаний;
3) применять методы и средства планирования, организации, проведения и внедрения научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
4) проводить анализ целесообразности подготовки кадров высшей квалификации в соответствующей области знаний для выбранного направления исследований;
5) проводить анализ целесообразности повышения квалификации кадров высшей квалификации в соответствующей области знаний для выбранного направления исследований;
6) разрабатывать методическое обеспечение для подготовки и повышения квалификации кадров высшей квалификации в соответствующей области знаний;
7) анализировать научную проблематику соответствующей области знаний;
8) применять методы разработки информационных, объектных, документных моделей производственных предприятий;
9) __________________________________.
(другие навыки и умения)
1.6. Главный научный сотрудник в своей деятельности руководствуется:
1) __________________________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о

____________________________________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Главный научный сотрудник подчиняется непосредственно
___________________________________.
(наименование должности руководителя)
1.8. _______________________________.
(другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Осуществление научного руководства в соответствующей области знаний:
1) формирование новых направлений;
2) подготовка и повышение квалификации кадров высшей квалификации в соответствующей области знаний;
3) координация деятельности соисполнителей, участвующих в выполнении работ с другими организациями;
4) определение сферы применения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
2.2. _______________________________.
(другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Главный научный сотрудник исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит анализ новых направлений исследований в соответствующей области знаний;
2) обосновывает перспективы проведения исследований в соответствующей области знаний;
3) формирует программы проведения исследований в новых направлениях.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку перспективных планов подготовки кадров высшей квалификации в соответствующей области знаний;
2) осуществляет разработку перспективных планов повышения квалификации кадров высшей квалификации в соответствующей области знаний;
3) осуществляет методическое руководство программами подготовки и повышения квалификации кадров высшей квалификации в соответствующей области знаний.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит анализ результатов работ соисполнителей, участвующих в выполнении работ с другими организациями;
2) осуществляет разработку мероприятий по координации деятельности соисполнителей, участвующих в выполнении работ с другими организациями;
3) осуществляет контроль реализации планов мероприятий по координации деятельности соисполнителей, участвующих в выполнении работ с другими организациями;
4) осуществляет подготовку и представление руководству отчетов о реализации планов мероприятий по координации деятельности соисполнителей, участвующих в выполнении работ с другими организациями.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит анализ возможных областей применения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
2) осуществляет организацию внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
3) обеспечивает научное руководство практической реализацией результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ;
4) осуществляет контроль реализации внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
5) осуществляет подготовку и представление руководству отчета о практической реализации результатов научных исследований и опытно-конструкторских работ.
3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.6. _____________________________.
(другие обязанности)
3.2. В рамках выполнения своих трудовых функций главный научный сотрудник осуществляет деятельность, направленную на решение задач аналитического характера, предполагающих выбор и многообразие актуальных способов решения задач.
3.3. ________________________________.
(другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

4.1. Главный научный сотрудник имеет право:
4.1.1. Знакомиться с проектами решений директора организации.
4.1.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.1.3. Инициировать и проводить совещания по производственно-хозяйственным и финансово-экономическим вопросам.
4.1.4. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.
4.1.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.
4.1.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.1.7. Вносить на рассмотрение руководства организации представления о приеме, перемещении и увольнении работников, о поощрении отличившихся работников и о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающим трудовую и производственную дисциплину.
4.1.8. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.2. ________________________________.
(другие права)

5. Ответственность

5.1. Главный научный сотрудник привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _______________________________.
(другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.03.2014 N 121н, с учетом

_________________________________.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается

________________________________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления
с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _____________________________.
(другие заключительные положения)

———————————
Информация для сведения:
<1> В соответствии с Профессиональным стандартом «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.03.2014 N 121н, иное возможное наименование должности — «заведующий (начальник) научно-исследовательским отделом (отделением, лабораторией) института», «заведующий (начальник) сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (отделения, лаборатории) института».

>Каких работников можно отнести к научным работникам, научным сотрудникам и исследователям?

Вопрос

Наша организация является научным учреждением. Какие работники являются научными работниками, научными сотрудниками и исследователями? Сложность при отнесении работника к категории часто возникает при заполнении отчетов, т.к. в разных формах отчетности понятия «научный работник» и «научный сотрудник» иногда подменяют друг друга. Например, в некоторых формах отчетности необходимо указать численность научных работников, из них — численность научных сотрудников. В других формах — наоборот. Методические рекомендации по заполнению отчета часто отсутствуют.

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно ст. 4 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ О науке и государственной научно-технической политике научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Из указанной нормы можно сделать вывод, что понятия научного работника и исследователя – это синонимы.

Квалификационный справочник, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, содержит подраздел 1 «Должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций» раздела II. При этом в наименованиях некоторых должностей используется термин «научный сотрудник» («младший научный сотрудник», «главный научный сотрудник» и др.).

Также ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 03.07.2008 № 305н Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок (полный текст см. в материалах Системы Кадры) предусматривает должности научных работников.

Определения понятия научного сотрудника мы не обнаружили.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятия научного работника и исследователя являются синонимами. Понятие «научный сотрудник» используется только в наименованиях должностей научных работников.

В связи с отсутствием законодательных норм, устанавливающих соотношение понятий научного работника и научного сотрудника, необходимо уточнять порядок заполнения отчета у того органа или организации, для которых он заполняется.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база: Приказ Минздравсоцразвития России от 03.07.2008 № 305н

Приказ

Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч.I), ст.3; № 30, ст.3014, 3033; 2003, № 27 (ч.I), ст.2700; 2004, № 18, ст.1690; № 35, ст.3607; 2005, № 1 (ч.I), ст.27; № 19, ст.1752; 2006, № 27, ст.2878; № 52 (ч.I), ст.5498; 2007, № 1 (ч.I), ст.34; № 17, ст.1930; № 30, ст.3808; № 41, ст.4844; № 43, ст.5084; № 49, ст.6070; 2008, № 9, ст.812)
приказываю:
Утвердить прилагаемые профессиональные квалификационные группы должностей работников сферы научных исследований и разработок.

Министр
Т.Голикова

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
18 июля 2008 года,
регистрационный № 12001

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минздравсоцразвития России
от 3 июля 2008 года № 305н24

Профессиональные квалификационные группы должностей
работников сферы научных исследований и разработок

(с изменениями на 19 декабря 2008 года)

Профессиональная квалификационная группа должностей
научно-технических работников второго уровня

Квалификационные уровни Должности, отнесенные к квалификационным уровням
1 квалификационный уровень Техник-проектировщик; чертежник-конструктор
2 квалификационный уровень Техник-проектировщик II категории
3 квалификационный уровень Техник-проектировщик I категории
4 квалификационный уровень Лаборант-исследователь; стажер-исследователь

Профессиональная квалификационная группа должностей
научно-технических работников третьего уровня

Квалификационные уровни Должности, отнесенные к квалификационным уровням
1 квалификационный уровень Инженер-проектировщик; ландшафтный архитектор
2 квалификационный уровень Инженер-исследователь; инженер-проектировщик II категории; ландшафтный архитектор II категории; переводчик технической литературы
3 квалификационный уровень Инженер-проектировщик I категории; ландшафтный архитектор I категории
4 квалификационный уровень Главный: архитектор проекта, инженер проекта, конструктор проекта, ландшафтный архитектор проекта

Профессиональная квалификационная группа должностей научных
работников и руководителей структурных подразделений

(группа в редакции, введенной в действие с 10 февраля 2009 года
приказом Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2008 года № 740н, —
см. предыдущую редакцию)

Квалифи- Должности, отнесенные к квалификационным уровням
кационные уровни научные работники руководители структурных подразделений
1 квалифи-
кационный уровень
Государственный эксперт по интеллектуальной собственности, государственный эксперт по интеллектуальной собственности II категории, младший научный сотрудник, научный сотрудник Заведующий (начальник): техническим архивом, чертежно-копировальным бюро, лабораторией (компьютерного и фото-кинооборудования, оргтехники, средств связи)
2 квалифи-
кационный уровень
Государственный эксперт по интеллектуальной собственности I категории, старший научный сотрудник Заведующий (начальник): аспирантурой, отделом научно-технической информации, другим структурным подразделением*
3 квалифи-
кационный уровень
Ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности, ведущий научный сотрудник Заведующий (начальник) научно-исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (лаборатории, отделения): начальник (руководитель) бригады (группы)
4 квалифи-
кационный уровень
Главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности, главный научный сотрудник Заведующий (начальник) научно-исследовательским (конструкторским), экспертным отделом (лабораторией, отделением, сектором); ученый секретарь
5 квалифи-
кационный уровень
Начальник (заведующий) обособленного подразделения

* За исключением должностей руководителей структурных подразделений, отнесенных к 3-5 квалификационным уровням.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

эксперт Системы Кадры

Плюсы и минусы профессии научного работника

«Научный работник» – одна из наиболее емких по количеству своих вариаций профессия. Данная специальность может применяться в любой области знаний.

Для того чтобы посвятить свою жизнь науке, от человека требуется длительная подготовка и наличие аналитического склада ума. Перед тем как сделать выбор профессионального пути в этом направлении, следует предварительно изучить все достоинства и недостатки профессии для максимально осознанного принятия решения.

Научный работник – это лицо, имеющее необходимое образование и квалификацию для того, чтобы профессионально заниматься наукой. Должность предусмотрена в научно-исследовательских институтах, а также в прочих организациях, осуществляющих научные разработки. Нередко люди данной профессии осуществляют педагогическую деятельность в вузе. При этом их основная занятость – это исследовательская работа.

Требования к научному работнику

В квалификационном справочнике должностей сформулированы основные требования, которым должны соответствовать занимаемые их лица: наличие ученой степени и публикаций, стажа и опыта и т. п. .

Профессиональный стандарт научного работника

Профстандарт – это документ, содержащий сведения о том, что должен уметь работник и каким образом он должен достигать максимального результата в труде. Документ применяется при найме, аттестации работников и оценке эффективности их труда. В отличие от Единого квалификационного справочника, стандарт устанавливает требования к трудовым функциям, а не к занимаемой должности .

В любом случае в каком нормативном документе бы ни содержались требования к данным специалистам, они осуществляют научно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение и применение новых знаний.

Как правило, данные должности занимаются на конкурсной основе. Для того чтобы корректно оценить достижения соискателя, оформляется квалификационная характеристика. Документ содержит информацию о наличии ученой степени, стаже и опыте. Указываются основные достижения и выполняемые должностные обязанности. Немаловажным пунктом является наличие публикаций за последние пять лет.

Подготовка и проведение исследования требует грамотности, нацеленности на результат и высокого уровня ответственности. Если речь идет о людях, которые проводят исследования или же занимаются преподавательской деятельностью, то для них важны не только профессиональные качества, но и личные. В своей работе научный работник должен соблюдать этические принципы.

Разница между научными работниками и сотрудниками

Определения «сотрудник» и «работник» близки по своему значению, но не одинаковы.

Отличия:

  1. Правовая позиция. Термин «работник» относится к трудовому праву, обозначая субъект, с которым заключен трудовой договор. Понятие «сотрудник» относится к разговорному стилю, в правовых актах не закреплено;
  2. Объем. Понятие «сотрудник» включает в себя категорию «работник», т. о. оно более широкое по содержанию;
  3. Оплата. Труд работника всегда является оплачиваемым. При нарушении его прав на его работодателя может быть наложено дисциплинарное взыскание со стороны контролирующих органов. Результаты труда сотрудника могут быть как оплачиваемыми, так и осуществляться на безвозмездной основе.

Плюсы:

  • самореализация, повышение интеллектуального уровня, личный вклад в развитие науки;
  • возможность получения признания и высокого дохода, если удастся разработать нечто представляющее ценность для научного сообщества.

Минусы:

  • в среднем, как правило, довольно низкий уровень заработной платы, что способствует снижению трудовой мотивации;
  • большая конкуренция.

Когда празднуют День научного работника в России?

День научного работника отмечается 8 февраля.

История праздника началась еще при Петре Великом, когда в феврале 1724 года была создана Российская Академия наук. Официальный праздник был учрежден в 1999 году, в ознаменование 275-летия этого учреждения. Несмотря на официальный статус праздника, 8 февраля остается рабочим днем.

Традиционно в этот день организуются масштабные конференции и прочие мероприятия. По их окончании проводятся фуршеты, чтобы дать возможность обсудить профессиональные темы в неформальной обстановке. Нередко на эту дату стремятся назначить защиту диссертации, присвоение ученых званий и вручение наград за достижения.

Профессия научного работника является призванием, так же как врач или учитель. Начиная заниматься наукой, следует сразу определить для себя, готов ли человек посвятить всю свою жизнь этому делу. Это особенно важно, т. к., чтобы занимать многие должности, требуется потратить значительное время на получение ученых степеней и званий. Если наука – это действительно призвание, то каждый день будет приносить удовольствие от любимой работы, будет сохраняться высокая мотивация на достижения и на личный вклад в науку. В противном же случае, если выбор в пользу данной профессии совершен ошибочно, вскоре неминуемо придет разочарование и быстрое профессиональное выгорание.

  1. Единый квалификационный справочник
  2. Профстандарт «Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)» Версия от 31.08.2017


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *