>Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации

Понятие «стратегические национальные приоритеты»

Определение 1

Стратегические национальные приоритеты – это наиболее важные направления обеспечения стратегической безопасности страны.

Национальные приоритеты РФ – это объективно значимые потребности нашего государства, общества и личности в обеспечении их устойчивого развития и защищенности.

Понятие «стратегических национальных приоритетов» неразрывно связано с понятием «национальные интересы страны». В России термин «национальные интересы страны» появился в конце XX века, когда страна стала утверждать себя как национальное государство.

В 1996 году термины «стратегические национальные приоритеты» и «национальные интересы России» получили нормативное закрепление, отображенное в Послании Президента РФ Федеральному Собранию. Стратегические национальные приоритеты изложены в документе — Указ «О стратегии национальной безопасности РФ» от 31 декабря 2015 года.

Основные национальные приоритеты РФ

К основным национальным приоритетам Российской Федерации относятся:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • обеспечение незыблемости суверенитета, конституционного строя, независимости, территориальной и государственной целостности России;
  • укрепление обороны страны;
  • развитие механизмов взаимодействия гражданского общества и государства, совершенствование демократических институтов;
  • укрепление социальной и политической стабильности, национального согласия и безопасности;
  • сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры;
  • укрепление здоровья населения, повышение качества жизни, обеспечение демографического развития;
  • повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  • закрепление за РФ статуса одной из крупнейших мировых государств, деятельность которого направлена на взаимовыгодные партнерские отношения и поддержание стратегической стабильности и безопасности в условиях полицентричного мира.

Национальные интересы страны обеспечиваются посредством реализации стратегических национальных приоритетов: оборона страны; экономический рост за счет развития национальной инновационной системы, вложения инвестиций в человеческий капитал; общественная и государственная безопасность; повышение качества жизни за счет высоких стандартов жизнеобеспечения, гарантии личной безопасности; здравоохранение; образование; наука и технологии; стратегия равноправного партнерства и стратегическая стабильность; рациональное природопользование и экология живых систем.

В Стратегии национальной безопасности РФ определены цели обеспечения военной безопасности, развития и совершенствования национальной обороны. Основная задача укрепления национальной обороны России является сохранение потенциала ядерных сил, переход к новому формату Вооруженных Сил. В документе рассмотрены основные источники угроз, стратегические цели, принципы реализации национальной безопасности в сфере общественной и государственной безопасности.

Обеспечить национальную безопасность в чрезвычайных ситуациях возможно за счет роста эффективности осуществления полномочий местного самоуправления, внедрения инновационных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания, обновление технологий производства и технологического оборудования на объектах жизнеобеспечения и потенциально опасных объектах, разработка и внедрение системы превентивных мер для уменьшения рисков террористических актов, уменьшению последствий ситуаций природного и техногенного характера.

>Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты

Российской Федерации до 2020 г. Общие положения стратегии национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. – официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внешней и внутренней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Под национальной безопасностью РФ понимается состояние защищенности личности, общества и государства РФ от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.

Национальные интересы РФ – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу:

  • развитие демократии и гражданского общества;
  • повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  • обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;
  • превращение РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности в условиях многополярного мира.

На обеспечение национальных интересов РФ могут оказать негативное влияние:

– рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях;

– угроза распространения оружия массового уничтожения, его попадание в руки террористов;

– совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях;

– усиление информационного противоборства;

– развитие националистических настроений, ксенофобия, сепаратизм, экстремизм, религиозный радикализм;

– обострение мировой демографической ситуации, проблем незаконной миграции, наркоторговля, торговля людьми, эпидемии, дефицит пресной воды;

– возрастание риска увеличения числа государств – обладателей ядерного оружия;

– критическое состояние физической сохранности потенциально опасных объектов в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией.

Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которой реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляется устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности.

Основные приоритеты национальной безопасности:

— национальная оборона;

— государственная и общественная безопасность.

Наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, Российская Федерация сосредотачивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

Повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности, а также повышения стандартов жизнеобеспечения;

Экономический рост (в том числе путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал);

Развитие науки, технологии, образования, здравоохранения и культуры, путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

Экология живых систем и рациональное природопользование, за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, путем активного участия РФ в развитии многополярной модели мироустройства.

>Стратегические интересы России

Стратегические интересы и стратегия развития России

Определение 1

Стратегические интересы России – это совокупность интересов внутренней и внешней политики государства в международной, внутриполитической, экономической, социальной, военной, информационной, экологической и иных сферах.

Стратегические интересы России отображены в стратегии развития России – национальной стратегии, главные положения которой указаны в документе «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ…», разработанной Правительством страны. Концепция – это совокупность идей и взглядов, дающих наиболее общее представление о перспективах развития экономики и общества в целом. За реализацию выбранной стратегии несет ответственность государство.

В Концепции органично переплелись взгляды разных научных школ, создав определенную предпосылку для динамичного и устойчивого развития и роста экономики России на долгосрочный период.

Устойчивое развитие РФ на современном этапе возможно только при качественном государственном регулировании, ориентированном на повышение инновационной и инвестиционной активности, в целом на модернизацию экономики. Важно преодолеть деиндустриализацию и сырьевую направленность, развитие экономики направить на создание наукоемких производств со значительной добавленной стоимостью.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Долгосрочные стратегические интересы России

Долгосрочные стратегические приоритеты развития России необходимы по ряду причин:

  1. Страны с развитой рыночной экономикой (США, Япония, Китай) для устойчивого развития выбрали долгосрочные стратегии развития. Такую же стратегию выбрали страны, стремящиеся занять лидирующее положение в своих регионах (Турция, Малайзия, Корея).
  2. Основная цель национальной стратегии – укрепление инновационной составляющей в силу объективных внешних и внутренних обстоятельств является необходимым условием позиционирования РФ.
  3. Для укрепления инновационной составляющей нужно модернизировать производственно-технологическую базу всей экономики страны; овладеть производством пятого технологического порядка, для которого характерно формирование глобального информационного пространства, генная инженерия, интеллектуализация орудий труда. Необходимо, в рамках неоиндустриализации (шестого технологического уклада) занять свою «нишу».
  4. Национальный человеческий потенциал (капитал) выступает важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие страны, поэтому необходимо решать задачи развития образования, здравоохранения, культуры. Правительство должно создать все условия для достойной жизни человека.
  5. Государство является рыночным субъектом, поэтому для осуществления инновационного перехода должно осуществлять активные усилия.

Долгосрочная стратегия развития является оптимальной моделью перехода экономики страны к неоиндустриальной экономике, которая способна решить масштабные исторические задачи. В этой экономике целевой функцией является высокотехнологическая модернизация, основной акцент которой направлен на структурную перестройку, обновление производственной базы, внедрение в национальное хозяйство инновационной составляющей.

Для осуществления стратегических интересов необходимо:

  • Перейти на государственное управление согласно приоритетам: вся деятельность правительства должна быть направлена на реализацию стратегических приоритетов, повседневная деятельность должна быть более ориентирована на использование цифровых технологий. Важно создать Центр эффективности государственного управления, деятельность которого будет нацелена на внедрение наиболее эффективных управленческих практик (включая такие моменты как зависимость зарплаты чиновника от эффективности его работы, умения совершенствовать свою профессиональную деятельность, принятие понятных для всех граждан решений.
  • Реализовать бюджетный маневр, заключающийся в переориентации государственного бюджета на развитие экономики и человека. Важно наращивать расходы на здравоохранение, образование и инфраструктуру (производительные расходы). Это позволит в недалеком будущем расходовать на перечисленные сферы средств в разы больше, чем сегодня.
  • Совершенствовать управление государственным сектором экономики (чуть меньше половины всей экономики). Государственные компании недостаточно эффективно справляются с поставленными перед ними задачами. Центр трансформации государственных корпораций позволит развивать практики управления в госсекторе экономики, уменьшит издержки на производство товаров и услуг, которые оказываются этими компаниями, поможет осуществить оптимальный переход к цифровой экономике. Товары и услуги должны стать на мировом рынке более конкурентоспособными и доступными для россиян.
  • Провести судебную реформу. Справедливый и независимый суд необходим для защиты прав всех граждан и развития предпринимательства. Судьи должны обладать принципиально новыми качествами. Это должны быть специалисты с многогранным опытом работы, которые прошли специальное обучение. Карьера «новых» судей должна зависеть в большей степени от судейского сообщества, чем от правоохранительных органов.
  • Создать условия, при которых макроэкономическая стабильность начала бы работать в интересах страны. Важно удерживать инфляцию на низких показателях, добиться устойчивого налогового режима и низких кредитных ставок. Необходимо, чтобы инфляция не превышала 4%. Граждане и предприниматели должны привыкнуть к низкой и устойчивой инфляции. Это будет способствовать тому, что кредитные ставки устремятся вниз. У бизнеса будет больше возможностей для инвестиций, у населения – для повышения своих расходов. Курс рубля должен быть плавающим, что поможет снизить риски при внешних шоках. Нужно гарантировать стабильность налоговой системы, завершить в нефтяной отрасли «налоговый маневр». При этом не стоит повышать налоги для граждан.

Важной задачей развития страны является обеспечение увеличения средней заработной платы, размера пособий и пенсий. Данное увеличение нужно рассматривать не как результат повышения внешнего валового продукта, а как его необходимое условие, так как нужно восстановить социально справедливое и экономически обусловленное соотношение между уровнем производительности труда и размером заработной платы.

К стратегическим приоритетам долгосрочного развития относится и хроническая диспропорциональность в отношении первичного и перераспределенного дохода. Основной вклад в увеличении совокупного чистого дохода в стране вносит природная рента (от использования недр, территории, земли страны, ее природных ресурсов, средств сообщения, магистральных трубопроводов, монопольного положения большинства производителей сырья и продукции, которые на внешнем рынке пользуются повышенным спросом.

Современные национальные и стратегические интересы РФ

К национальным интересам РФ на долгосрочную перспективу можно отнести:

  • обеспечение независимости, суверенитета, незыблемости конституционного строя, территориальной и государственной целостности страны;
  • укрепление обороны страны;
  • укрепление политической стабильности, национального согласия, социальной стабильности, развитие институтов демократии, совершенствование и разработка механизмов взаимодействия общества и государства;
  • повышение конкурентоспособности экономики страны;
  • обеспечение благоприятного демографического развития;
  • укрепление здоровья граждан;
  • повышение качества жизни;
  • развитие культуры, сохранение традиционных национальных культурных, духовных и нравственных ценностей;
  • закрепление за Россией статуса одного из государств-лидеров, деятельность которого ориентирована на поддержание партнерских отношений, стратегической стабильности в условиях многомерного полицентрического мира.

Реализация стратегических национальных приоритетов позволяет обеспечить национальные интересы страны, которые заключаются в: обеспечении государственной безопасности, общественной безопасности, в экономическом росте, в повышении качества жизни граждан РФ, обеспечении развития науки и техники, здравоохранения и культуры, реализации рационального природопользования и обеспечении нормального экологического состояния живых систем, обеспечении равноправного стратегического партнерства и стратегической стабильности.

Основная цель стратегических интересов в экономике – увеличение объемов производства благ, улучшения их качества, обеспечение более высокого уровня жизни. Экономический рост в своей основе должен иметь объективную реальность как в политической жизни страны, так и в экономике. Государство, являясь субъектом рынка, должно проводить политику, направленную на стимулирование экономической сферы, что выражается в повышении роста производства материальных благ для обеспечения развития национальной экономики. Политикам государства должна увязываться с промышленной, кредитной, бюджетно-налоговой политики.

Замечание 1

Механизмы экономического роста должны быть направлены на увеличение производства различных материальных благ с высокими характеристиками качества. Источниками финансирования роста в экономической сфере выступают ресурсы финансовых рынков (трастовых, кредитных, страховых компаний), а также хозяйствующих субъектов разных форм собственности и государства.

>Национальные интересы

Национальные интересы России

Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объекты национальной безопасности, задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов.

Национальный интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в настоящий момент общество. При этом этот процесс (формирование национального интереса) на уровне отдельной страны субъекты визируется теми социальными силами, которые располагают реальными возможностями и, следовательно, определенной властной субстанцией, позволяющими реализовать тот или иной интерес. Это потребности общества и государства в понимании действующих политиков. Другими словами, национальный интерес выступает как субъективная форма объективных потребностей общества и государства, сформулированная их элитой на основе ценностных предпочтений с учетом обстоятельств. И весь вопрос в данном случае заключается в том, насколько общество и государство взаимосвязаны в процессах воспроизводства своих функций. Другими словами, «интерес — это то, что сцепляет друг с другом членов гражданского общества».

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Национальные интересы, равно как и потребности, делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока:

  • фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним относят стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;
  • национальные ценности — национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;
  • текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Фундаментальные интересы и ценности образуют совокупность жизненно-важных интересов страны, связанных с ее выживанием и развитием. Текущие интересы формулируются политическим руководством страны, исходя из жизненно-важных интересов. Так. национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

  • в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  • обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Классификация и виды национальных интересов

Классификация национальных интересов может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость (табл.2.1).

Классификация интересов

По степени общности

  • индивидуальные
  • групповые
  • корпоративные
  • общественные
  • национальные
  • общечеловеческие

По субъектам

  • личности
  • общества
  • государства
  • коалиции государств
  • мирового сообщества

По сферам деятельности

  • экономические
  • внешнеполитические
  • внутриполитические
  • военные
  • информационные
  • духовные

По направленности

  • совпадающие
  • не совпадающие
  • конфронтационные
  • параллельные

По степени значимости

  • жизненно
  • важные
  • текущие

Интерес — функция положения субъекта по отношению к другим субъектам. Поэтому интересы страны или национальные интересы проявляются в ходе ее взаимодействия с другими странами. При этом к основным факторам, определяющим национальные интересы, относятся:

Объективные: геополитическое положение и национальные особенности; наличие ресурсов и соответствующего потенциала: значимость в системе международных отношений.

Субъективные: сложившаяся система принятия стратегических решений; международный и внутренний имидж политической и деловой элиты страны.

Функции интереса:

  • объяснительная (декларативная) — для объяснения собственных намерений и предпринимаемых действий;
  • оправдательная — для оправдания своих действий;
  • оценочная — для оценки каждой конкретной ситуации и поиска единомышленников — союзников, друзей, партнеров, прихлебателей:
  • побудительная — для формулирования своих дальнейших действий. Интерес побуждает к действиям и порождается той средой, в которой действует субъект (для страны — внутри- и внешнеполитический).

Таким образом, национальный интерес — это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в обобщенном виде выражаются через интересы государства.

Всякий расчет интересов может быть сделан лишь в рамках определенной системы ценностей, без которой невозможно понять, что есть «потеря», а что — «приобретение». Поэтому доктрина любой страны есть продукт ее стратегической культуры. Стратегическая культура — исторически сложившийся предпочтительный метод решения жизненно важных для страны проблем. Она обусловливается национальными традициями, пространственным, географическим положением, мировоззрением и мировосприятием, историческим опытом.

В широком смысле стратегическая культура включает в себя две части:

  • базовые положения о стратегической среде, природе противника, об угрозах, о месте и роли военной силы и ее эффективном применении;
  • положения на оперативном уровне, отвечающие на вопрос: какие стратегические решения являются более эффективными для борьбы с имеющимися вызовами и угрозами? На этом уровне стратегическая культура влияет на поведенческий выбор.

Стратегическая культура конкретного государства объясняет особенности его стратегии лучше, чем императивы международного окружения. При этом имеется в виду, что коллективно разделяемые идеи, верования и нормы не меняются с такой же скоростью, как влияющие на них внешние и внутренние обстоятельства. Стратегическая культура подвергается воздействию двух факторов: это собственная политическая культура, т.е. внутренний фактор, и внешние факторы, например, структурные изменения или воздействия внешних угроз и вызовов. В этом случае стратегическая культура определяет подход к решению внешних и внутренних проблем, сформировавшихся как реакция на изменение внешней или внутренней обстановки.

Эти подходы задаются такими «парами», как:

  • вовлеченность — изоляционизм;
  • опора на силу — опора на несиловые инструменты;
  • односторонность — вступление союзов и др.

Кроме того, стратегической культурой определяется и сам стиль поведения страны на международной арене (статус-кво — империализм), а также стиль руководства страной, мобилизации населения на защиту национальных интересов и т.д.

Идентификация национальных интересов производится на уровне восприятия собственных потребностей и возможностей. Именно на уровне восприятия формулируются доктрины и концепции национальной безопасности. При этом доктрина является теоретико- идеологическим обоснованием государственной политики. Ее главными составляющими выступают национальные интересы страны на данном этапе и образ врага, препятствующего удовлетворению этих интересов. Концепция же — совокупностью взглядов и рекомендаций по поводу того, какую политику государству целесообразнее проводить. Концепция носит более «прагматический», прикладной характер, нежели доктрина. Это как бы «теория» обеспечения национальной безопасности.

Любой официальный документ в области национальной безопасности, будь то стратегия, доктрина или концепция, является в первую очередь отражением культурного опыта данного общества в данной области. Стратегической культурой определяется также и то, что в одних странах национальная доктрина фиксируется на институциональном уровне в виде программных документов правительства (имеет законченную внутреннюю структуру, например «послания президента»), а в других четко сформулированные документы такого рода могут и отсутствовать. В этом случае отдельные их элементы могут быть разбросаны по текущим выступлениям официальных лиц государства, отражаться в теоретических работах в области безопасности, программах партий и политических движений и т.д. Тем не менее ни одно государство не обходится как без национальной доктрины, так и без концепции национальной безопасности.

Доктрина обеспечения национальной безопасности идеологически (на уровне эмоций и культурной самобытности), а концепция теоретически (на уровне алгоритмов и рекомендаций) задают основу для формулирования стратегических приоритетов (целей национальной безопасности) — того результата — уровня защищенности национальных интересов, — требующегося стране.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *