Виды контроля в органах внутренних дел. Правовой контроль в системе управления органами внутренних дел

В настоящее время достаточно широко при организации и осуществлении управленческой деятельности в ОВД используется термин «правовой контроль».

Многие современные авторы утверждают, что смыслового аналога слову «controle» в русском языке нет. Тем не менее в переводе на русский оно, по их мнению, означает: 1) проверку кого-либо или чего-либо, чтобы удостовериться в соответствии чему-либо; 2) надзор, наблюдение в целях проверки; 3) испытание знаний, свойств для выяснения их пригодности к чему-либо. Суть контроля состоит в осуществлении наблюдения или проверки за каким-либо явлением.

В современной науке под контролем понимается совокупность процессов, отношений в социальной системе (обществе, группе, организации и т.п.), обеспечивающих следование определенным «образцам» деятельности, а также соблюдение в поведении различных субъектов ограничений, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании социальной системы (систем). Самое главное в контроле состоит в том, что в любой системе контроль обеспечивает существование обратных связей

Б.А. Аманжолова предлагает понимать контроль дифференцированно и выделяет три направления такого определения:

1) кибернетическое (контроль как форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и исполнении управленческих решений);

2) управленческое (понимание контроля как функции управления, особой стадии управленческой деятельности, метода и формы данной деятельности);

3) правовое (рассмотрение контроля как регулярной проверки соблюдения действующего законодательства и внутренних регламентов).

При определении контроля, по мнению Е.А. Кочерина, должны приниматься во внимание следующие его аспекты:

1) контроль представляет из себя систематическую и конструктивную деятельность руководителей, органов управления, одну из их основных управленческих функций;

2) контроль является завершающей стадией процесса управления, сердцевиной которой служит механизм обратной связи;

3) контроль — это неотъемлемая составляющая часть процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.

Как функция управления контроль предполагает реализацию следующих целей, а именно: 1) направление всякой деятельности на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степени реальности осуществления принятых решений; 2) совершенствование деятельности путем своевременного обнаружения и устранения возникших отклонений и их причин.

В Законе о полиции прямо указывается на осуществление государственного, общественного, судебного, прокурорского контроля за деятельностью полиции.

Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Общественный контроль за деятельностью полиции, в соответствии с законом, осуществляют граждане РФ, общественные объединения. Общественная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4.04.2005 № 2-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ либо в суд.

Наиболее полное определение контроля в ОВД, включающее его различные аспекты, дано В.Д. Малковым, который подчеркивает, что, будучи одним из эффективных средств улучшения всей организаторской работы, контроль является: методом воспитания кадров; способом обеспечения реального выполнения управленческих решений, наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования системы принятым законам, планам, правилам, установленным стандартам, изданным приказам и т.д.; формой обратной связи, позволяющей определить, насколько точно соблюдаются заданные системе параметры.

Как представляется, особенно важен для деятельности полиции и органов ОВД в целом правовой контроль. Авторы характеризуют правовой контроль как способ проверки законности, правильности и целенаправленности деятельности и выявления отклонений. При правовом контроле осуществление проверки фактического положения дел, анализа, оценки состояния и результатов реализации управленческих решений в органах ОВД происходит с точки зрения их соответствия действующему законодательству и ограничивается его рамками. Основной целью правового контроля является проверка в организационной системе осуществления режима законности.

Данное положение отражено в Приказе МВД России, утвердившем Наставление по организации правовой работы в системе МВД России, в котором указано, что «правовой контроль в этой системе осуществляется в целях обеспечения законности принимаемых правовых актов и соблюдения законодательства РФ при осуществлении правоприменительной деятельности».

Принимая любое управленческое решение, субъекты управления ОВД должны строго руководствоваться принципом законности.

Задачами правового контроля, осуществляемого в ОВД, являются:

1) создание и поддержание режима законности в органах внутренних дел, включающие оценку законности подготавливаемых правовых актов и заключаемых гражданско-правовых договоров; проверку на предмет законности принятых правовых актов и их приведение в соответствие с законодательством, если такое несоответствие выявлено; проверку на предмет законности принимаемых управленческих решений и деятельности по их реализации; оценку законности совершения соответствующими должностными лицами юридически значимых действий.

2) повышение качества правотворческой деятельности;

3) обеспечение механизма обратных связей;

4) ориентация субъектов и объектов управления на осуществление своей деятельности в соответствии с действующим законодательством;

5) предупреждение неправомерных действий объектов управления;

6) повышение правосознания и правовой культуры субъектов управления.

Субъекты правового контроля, осуществляемого в ОВД, так же многочисленны и разнообразны, как и его объекты. Среди них в первую очередь необходимо назвать подразделения, специализирующиеся на его осуществлении — правовые подразделения. В соответствии с вышеуказанным приказом МВД России от 05.01.2007 № 6 именно на них возложена реализация данной функции, они действуют на всех уровнях системы Министерства, начиная с уровня ОВД по району или иному приравненному к нему муниципальному образованию. Правовое положение данных субъектов в сфере осуществления правового контроля закреплены в правовых актах соответствующего уровня. Так, например, задачи, функции и полномочия Правового департамента МВД России определены в Приказе от 20.11.2004 № 755 «Вопросы Правового департамента МВД России и Центра правовой информации МВД России», на который возложена обязанность по обеспечению законности издаваемых в системе МВД России актов управления.

Субъектами правового контроля также выступают вышестоящие подразделения в отношении нижестоящих по соответствующим направлениям служебной деятельности. Можно говорить о том, что при осуществлении повседневной деятельности в отношении определения вопроса ее соответствия действующему законодательству каждое подразделение системы МВД России и его сотрудники являются субъектами правового контроля в отношении нижестоящих и подчиненных сотрудников. Так, начальник структурного подразделения выступает субъектом любого вида контроля, в том числе и правового, и несет персональную ответственность за его организацию и осуществление (п. 3 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России). Или, например, начальник отдела дознания ОВД осуществляет правовой контроль за законностью принимаемых подчиненными ему сотрудниками процессуальных решений. В данном случае он непосредственно выступает субъектом правового контроля. Однако в случае принятия им решения о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненного сотрудника он лишь ходатайствует перед начальником ОВД о подписании проекта правового акта о наложении дисциплинарного взыскания. И в том, и другом случаях субъектом правового контроля будет выступать начальник ОВД.

Вопрос определения объекта правового контроля, осуществляемого в органах внутренних дел, решается в зависимости от уровня системы, на котором он реализуется и направленности их деятельности. Это, в соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.2009 № 233 «О территориальных органах…», уровни: МВД, окружной, межрегиональный, региональный, районный.

Предметом правового контроля служат правотворческая и правоприменительная деятельность ОВД. В системе МВД России можно выделить следующие направления правового контроля:

1) оценка законности принятых ведомственных правовых актов, осуществляемая в целях приведения их в соответствие с законодательством РФ и правовыми актами МВД России, если такое несоответствие выявлено. Данное направление осуществляется правовыми подразделениями и вышестоящими подразделениями органов внутренних дел в отношении нижестоящих;

2) исследование разрабатываемых проектов ведомственных правовых актов системы МВД России с целью установления их соответствия действующему законодательству: Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ, а также правовым актам МВД России. Субъектами, реализующими данное направление правового контроля, являются правовые подразделения органов внутренних дел различного уровня;

3) проверка соблюдения законодательства, регулирующего служебную деятельность, направленная на укрепление законности при выполнении подразделениями и их сотрудниками возложенных на них задач. Основными субъектами, осуществляющими это направление, являются вышестоящие подразделения в отношении нижестоящих по соответствующим направлениям служебной деятельности, а также правовые подразделения в пределах своей компетенции (раздел 4 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России).

Правовому контролю присущи своеобразные формы и методы его осуществления. Основной формой осуществляемого в ОВД правового контроля, определяющей его специфику, является правовая экспертиза. Она включает в себя оценку на предмет законности разработанных в системе МВД России проектов правовых актов и принятых правовых актов системы МВД России (п. 41 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России).

И правовая экспертиза, и оценка законности принятых ведомственных правовых актов осуществляются методом оценочного сравнения. Он представляет собой сопоставление, сличение двух и более предметов (процессов) между собой и выделение одного из них. Обычно сравнение осуществляется по какому-то социально значимому основанию или его эквиваленту. При проведении правовой экспертизы в качестве такового выступают действующие нормы права. Результатом такого сравнения является оценка, которая представляет собой субъективное мнение об объективно существующем предмете или свойстве этого предмета, т.е. о его ценности. При этом ценность имеет объективный, а ее оценка — субъективный характер.

Для правовой экспертизы характерен также метод ведения, предполагающий осуществление жесткого контроля за исполнителями — разработчиками проекта правового акта и постоянное внесение поправок в их деятельность.

Формами выражения мнения (фиксированных оценок) при проведении правовой экспертизы являются: 1) визирование проекта, применяемое при согласии с ним; 2) изложение в письменной форме замечаний при несогласии с проектом в целом или с его отдельными частями и письменное заключение при оценке законности принятого ведомственного правового акта.

Формой правового контроля, осуществляемого в ОВД, также является выявление состояния соблюдения законодательства, регулирующего служебную деятельность. Данная форма реализуется в ходе текущей деятельности, инспектирования, контрольных проверок, целевых выездов.

Выявление состояния соблюдения законодательства, регулирующего служебную деятельность, осуществляется главным образом методом слежения, при котором обеспечивается достаточная самостоятельность исполнителей, а внимание руководителя сосредоточивается на законности функционирования всей системы. Указанная форма правового контроля осуществляется также с помощью метода сбора и обработки необходимой информации, источником которой являются письма, заявления и обращения граждан, публикации и сообщения в средствах массовой информации, обращения других органов (должностных лиц), материалы служебных проверок, а также вступившие в законную силу судебные решения (п. 44 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России).

Таким образом, для управления полицией большое значение имеет государственный, общественный, судебный, прокурорский контроль за ее деятельностью. Особое значение в управлении ОВД имеет правовой контроль, целью которого является проверка законности функционирования ОВД. Субъектами правового контроля являются не только руководители ОВД и вышестоящие подразделения в отношении нижестоящих, но и специально уполномоченные правовые подразделения. Строгое соблюдение законности в деятельности ОВД, пресечение нарушений дисциплины, проявлений бюрократизма и волокиты обеспечиваются как самим фактом существования правового контроля, оказывающим воздействие на поведение сотрудников, побуждая их придерживаться установленных правил, так и возможностью применения к ним по результатам правового контроля соответствующих санкций.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 5 января 2007 г. N 6 (Д) В целях повышения уровня правовой работы в органах внутренних дел Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> приказываю: ——————————— <1> Далее — «МВД России» или «Министерство». 1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <2>. ——————————— <2> Далее — «Наставление». 2. Главнокомандующему внутренними войсками МВД России, начальнику Следственного комитета при МВД России, начальникам департаментов МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальникам управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России: 2.1. Организовать изучение и обеспечить выполнение требований указанного Наставления. 2.2. В срок до 1 апреля 2007 года в развитие требований настоящего Наставления издать правовые акты. 3. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах: 3.1. Ввести до 1 июля 2007 года за счет перераспределения штатной численности должности юрисконсультов (создать подразделения правового обеспечения) в отделах (управлениях) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейных отделах (управлениях) внутренних дел на транспорте, отделах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах <1>, имеющих штатную численность 100 единиц и более. ——————————— <1> Далее — «горрайлинорганы». При необходимости должности юрисконсультов вводятся в горрайлинорганах, имеющих штатную численность менее 100 единиц. 3.2. Осуществлять правовое обеспечение деятельности в горрайлинорганах, в штатных расписаниях которых не предусмотрены должности юрисконсультов, силами подразделений правового обеспечения, имеющихся в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВДРО, увеличив их штатную численность. 4. ПД МВД России (В.В. Черникову) оказать необходимую организационно-методическую помощь органам и подразделениям системы МВД России при внедрении в практическую деятельность требований Наставления. 5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря — заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта милиции Н.А. Овчинникова. Министр, генерал армии Р.НУРГАЛИЕВ 5 января 2007 г. N 6 Приложение к Приказу МВД России от 5 января 2007 года N 6

Приказ Росгвардии от 08.12.2017 N 524 «Об утверждении …

2018) об утверждении наставления по правовой работе в войсках национальной гвардии российской федерацииприказ росгвардии от 08. 2017 n 524 об утверждении наставления по правовой работе в войсках национальной гвардии российской федерацииприказ росгвардии от 14 полные тексты документов 08. 2017 n 382 об утверждении порядка привлечения лиц, проходящих службу в 2017 524 наставления правовой работе войсках. Федеральная служба войск национальной гвардии российской федерации приказ от г. N 524 об утверждении наставления по правовой работе в войсках национальной гвардии российской федерации список изменяющих. 2018) об утверждении наставления по правовой работе в войсках национальной гвардии российской федерации. 2017 109 об утверждении перечня должностных лиц войск национальной гвардии российской федерации и соответствующих им прав по применению мер поощрения и наложению. 2018) об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих войск национальной гвардии российской федерации и предоставления им отдельных выплат. Управление федеральной службы войск национальной гвардии российской федерации по. 2018 n 389 о внесении изменений в наставление по правовой работе в войсках национальной гвардии российской федерации, утвержденное приказом федеральной службы войск национальной гвардии. 2017 n 1731-ст об утверждении национального стандарта российской федерации в действующей редакции. 2017 n 524 об утверждении наставления по правовой работе в войсках национальной гвардии российской федерацииприказ мвд рф от 16. 2012 n 514 об утверждении порядка оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел российской федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда. Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих войск национальной гвардии российской федерации и предоставления им отдельных выплат. 2018 660 контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплексаприказ росгвардии от 08. 2017 n 524 об утверждении наставления по правовой работе в войсках национальной гвардии российской федерации приказ росгвардии от 09. 2017 n 170приказ федеральной службы войск национальной гвардии российской федерации от 18. 2017 386о внесении изменений в постановления правительства кировской области от 09. 2013 224524уважаемый пользователь! Для входа в систему в вашем браузере должна быть включена поддержка cookies. Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществприказ мвд россии n 612, фсб россии n 460 от 08. 2017 n 72определение вс рф n 304-кг15-12005 от г. Таким образом, суды, руководствуясь положениями ста приказ мвд рф от г. 620 об учреждении медалей мвд россии 1 2 приказ гфс россии от г. 66документы на регистрации в минюсте рф (подборка подготовлена специалистами компании консультантплюс) от 17. 2018 представлены на государственную регистрацию в минюст россии. 2017) о товарных знаках компании metso corporation приказ росстандарта от 13. 2017 n 542-стприказ минобороны рф, мвд рф, мчс рф, фсб рф и фтс рф от г. N 386511348016742629 о внесении изменений в приказ министра обороны российской федерации, министерства внутренних дел российской федерации. 2017) о порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций. 2017 приказ мвд россии n 775, фсб россии n 508, фсо россии n 508, фтс россии n 1819, свр россии n 43, фсин россии n 534, фскн россии n 388, минобороны россии n 702 от 27. 2017 приказ мвд россии n 775, фсб россии n 508, фсо россии n 508, фтс россии n 1819, свр россии n 43, фсин россии n 534, фскн россии n 388, минобороны россии n 702 от 27. 2013приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рф от г. 783пр об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения. Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа. 283 о внесении изменений в правила пограничного режима, утвержденные приказом фсб россии от г. 454 (не вступил в силу) обзор документаприказ фнс россии от 28. 165 о внесении изменений в инструкцию о порядке отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии российской. 524-й учебно-резервный полк, вч 6622 (самарская обл. 2017) о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией публичное акционерное общество банк финансовая корпорация. Комиссия управления федеральной антимонопольной службы по республике мордовия (далее — комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18. О внесении изменений в приложение к указанию банка россии от г. Связи и массовых коммуникаций российской федерации от 31. 2017 n 453 о регламенте министерства связи и массовых. Учреждена приказом фссп россии от г. 426 о внесении изменений и дополнений в приказ федеральной службы судебных приставов от г. 2004 n 1009 об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (с изменениями и дополнениями)об установлении зон ограничения полетов (с изменениями на года) (утратил силу с 28. 2018 n 452)владимирское региональное отделение фонда социального страхования российской федерациираспоряжение правительства рф от 21. Об установлении квот на экспорт в 2005 году сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы. 2017) об утверждении эталонов единиц величин письмо фтс россии от 13. 2017 n 14-4011640 о внесении изменений в письмо фтс россии от 17. 2017 n 14-40014332 0 5 2017 имеется вас просто потрясающая которая. 6 farming simulator 2018 ты не поверишь последний выпуск 01 любом банке. 2018 приказ росгвардии 7 от 16 01 2 миассе картинки компьютерная инди-забава жанре. Приказ министерства спорта российской федерации от 20. 803 о внесении изменения в требования к спортивным судьям, предъявляемые для их допуска кприложение 3. 2017 n 991 об утверждении единой всероссийской спортивной классификации (военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта) (вместе с требованиями и условиями их. Были добавлены следующие документы (всего — 2634) налоговый кодекс российской федерации (часть вторая) от 05.

§ 3. Содержание правовой работы, проводимой в войсках

Правовая работа имеет место во всех сферах государственного управления нашей страны, поскольку одной из главных ее задач является обеспечение законности, без которой государственное управление (особенно в военной области) немыслимо. Содержание правовой работы, ее направленность, организационные формы и объем во многом определяются целями и задачами тех ведомства, организации, органа управления, в которых она осуществляется.

Как справедливо отмечал Ю.М. Аристарков, правовая работа не сводится к обеспечению соблюдения законности. Руководящие и иные должностные лица, решая производственно-хозяйственные задачи, не просто исполняют различные правовые предписания, а отыскивают, избирают те варианты решения, которые в наибольшей степени удовлетворяют экономические и иные интересы предприятия, поэтому задачами правовой работы он считал применение и активное использование юридических норм и правовых средств для достижения лучших хозяйственных результатов17.

Близкой точки зрения придерживаются и некоторые другие ученые. В частности, по мнению Б.И. Пугинского и О.Г. Неверова, в современных условиях содержание правовой работы образуют два (ведущих и определяющих все остальные) аспекта, через которые ими и определяется правовая работа как осуществляемая в организации система мер по исполнению законодательных предписаний и запретов и применению правовых средств для решения хозяйственных и иных задач18.

Представляет особый интерес и заслуживает повышенного внимания высказываемая по рассматриваемому вопросу некоторыми авторами точка зрения, согласно которой правовая работа по своему содержанию носит универсальный характер, так как охватывает собой все стороны деятельности организаций, пронизывает все сферы правовой действительности: нормотворчество и правореализацию, анализ практики применения текущего законодательства и правовое воспитание19. Данная точка зрения наиболее полно раскрывает содержательный элемент правовой работы.

В правовой работе следует поставить на первое место правовое воспитание, так как оно формирует и укрепляет правосознание субъектов правовой работы, на фундаменте которого осуществляются и нормотворчество, и правореализация, и анализ практики применения текущего законодательства в различных областях человеческой деятельности, а по сути, выстраивается вся правовая работа. Несмотря на некоторую разноплановость, следует отметить, что указанные подходы к определению содержания правовой работы взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже понять существо этого содержания, которое заключается в том, что правовоспитательная, нормотворческая, правоприменительная деятельность, а также анализ практики должны быть нацелены, сориентированы прежде всего на те специфические цели, ради которых существует и осуществляет всю свою главную деятельность та или иная организация. Именно на основании этих целей, способности их достижения должна анализироваться и при необходимости корректироваться, совершенствоваться правовая работа, лежащая в ее основе система правовых средств.

Огромное значение для любой организации, а в особенности для военной, имеет взаимодействие, взаимосвязь участников совместной деятельности по достижению общих целей организации. Единство действий участников организации есть непременный залог успеха ее деятельности, поэтому на первый план выдвигается задача по объединению всей, а в особенности правовой, деятельности организации в единую четко отлаженную систему.

Главное требование системного подхода в правовой сфере, по мнению Б.И. Пугинского и Д.Н. Сафиуллина, заключается в признании того факта, что все участники правовой деятельности находятся в состоянии своего рода систематической взаимозависимости друг с другом, причем конкретные формы таких связей могут существенно различаться. При этом законность следует понимать как некоторую характеристику правовой системы, достигаемую интеграцией, четким взаимодействием всех компонентов. Таким образом, приходят к заключению эти авторы, не закон, а создаваемая оптимальная связь элементов выступает императивом, обеспечивающим нормальное функционирование системы, поддержание законности20. Данный вывод представляется достаточно важным, поскольку указывает на высокую значимость именно связи элементов в системе и свидетельствует о необходимости постоянного поиска наиболее оптимальных связей для более эффективного и плодотворного функционирования системы, достижения целей организации. Эти выводы справедливы и для системы правовой работы, которая, очевидно, будет различаться в зависимости от целей и задач, стоящих перед соответствующими организациями и органами управления.

Применительно к военным организациям системы правовой работы должны выстраиваться с учетом систем правовой работы вышестоящих органов военного управления. Вместе с тем эти системы будут иметь и определенные различия, обусловленные отличиями целей и задач этих организаций, поскольку правовая работа должна быть направлена в первую очередь на обеспечение решения правовыми средствами главных задач организации, ради чего она, собственно, и создана, а следовательно, и система правовой работы должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить средствами, заложенными в праве, достижение главных целей организации. Правильная расстановка акцентов, распределение сил и средств при создании системы правовой работы организации, а также установление прочных связей между составляющими ее элементами является важным аспектом, обусловливающим успешное функционирование как самой организации, так и ее системы правовой работы.

Необходимость системного подхода в руководстве правовой работой обусловлена рядом факторов, главными из которых являются все возрастающий объем нормативных правовых актов (разобраться в котором без определенной системы становится все сложнее и сложнее) и человеческий фактор, суть которого состоит в том, что правовая работа представляет собой человеческую деятельность по упорядочению человеческой деятельности, охватить которую, учитывая, что возможности человека ограничены, крайне сложно, поэтому на первый план выступает организационный момент.

Объектом организации служит, по мнению Б.И. Пугинского и Д.Н. Сафиуллина, прежде всего человеческая деятельность. Организация предполагает придание ей некоторой упорядоченности, согласованности. Это заранее обдуманный и устроенный ход работы. Назначение же организации состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения организационно, что достигается созданием сети внутрисистемных связей, наиболее эффективного соотношения компонентов, целесообразного взаимодействия участников. Результатом организационного воздействия является сокращение или полное устранение задержек, перерывов между отдельными этапами и видами совершаемых действий. Хорошо организованная деятельность протекает слаженно, в оптимальном ритме, обеспечивая экономию общественно необходимого времени при достижении поставленной цели21.

Таким образом, одним из ключевых вопросов, наиболее существенно влияющих на реализацию правовых предписаний и целей правовой работы, является именно система организации правовой работы.

Систему правовой работы упрощенно можно представить в виде нескольких взаимосвязанных подсистем, представляющих собой систему целей и задач организации (а значит, и правовой работы), систему правовых средств, необходимых (и достаточных) для реализации этих целей и задач, систему субъектов правовой работы и их полномочий, а также систему принципов (организации и ведения) правовой работы. Однако главным, определяющим элементом системы правовой работы, который указывает и формулирует цели, вырабатывает и закрепляет правовые средства к их достижению, устанавливает круг субъектов, их обязанности и ответственность, позволяет правильно осуществить подбор и расстановку кадров (исходя из их способностей), прилагает усилия к надлежащему функционированию всей системы правовой работы, является правосознание субъектов правовой работы. Именно правосознание, являясь основой правовой работы, определяет качественное содержание всех остальных ее элементов и связывает их в единое целое, в живой, действующий организм.

А.И. Коваленко и Б.И. Пугинский отмечают, что правовые нормы вследствие своего идеального содержания не способны сами обеспечить возникновение реального результата. В качестве необходимого звена между нормой и результатом выступают действия, практические усилия людей22. На первый план содержания правовой работы, таким образом, выступают не столько правовые нормы, сколько сами действия людей по их созданию и претворению в жизнь, по обеспечению их неуклонного исполнения. В этой связи встает вопрос о том, что определяет действия людей в правовой области, каковы здесь наиболее значимые факторы и движущие силы.

Как свидетельствует вся военная история, нравственные, духовные и религиозные факторы оказывали и оказывают существенное влияние на правосознание и правовую культуру военнослужащих, а посредством этого и на их деятельность, на содержание осуществляемой ими правовой работы, в связи с чем не могут игнорироваться руководством военных организаций. Особенно важное значение эти факторы приобретают в армейской среде, поскольку они оказывают позитивное воздействие на воинскую дисциплину, являющуюся основой военной организации общества, снижают уровень неуставных взаимоотношений в войсках, наполняют глубоким содержанием существо воинского долга перед Отечеством и народом, освящают военную службу, вдохновляют воинов на ратные подвиги, мужественное перенесение тягот и лишений суровых армейских будней.

Таким образом, содержание правовой работы, помимо внешней, имеет также и внутреннюю составляющую. Если внешнее содержание правовой работы проявляется в основном в различных формах нормотворческой и правоприменительной деятельности, то внутреннее направлено на повышение уровня правосознания и правовой культуры личности и общества. По мере роста правосознания необходимо осуществлять переосмысление, уточнение, корректировку (а при необходимости и выработку новых) целей правовой работы, а также средств и методов, ведущих к осуществлению этих целей.

Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации как основная задача юридической службы

Для рационального построения органа управления важное значение имеет целевой подход, в соответствии с которым подразделения (структурные элементы) органа создаются с вполне определенной целью, которая является элементом системы целей, поставленных органу в целом, что, безусловно, относится и к юридической службе.

Содержание любой деятельности определяется целью, то есть конечным результатом, который предполагается достичь в результате ее осуществления. В свою очередь, поскольку цель определяет только самые общие, главные ориентиры, ее конкретизация происходит в задачах. Задача характеризует будущее состояние, конкретизирует определенную часть цели, представляет собой очередную ступень, этап в ее достижении, она показывает, что нужно сделать, чтобы достичь намеченной цели. Можно сказать, что задача соотносится с целью как частное с общим.

Следующий элемент деятельности — это функции, представляющие собой последовательность взаимосвязанных целенаправленных воздействий органа военного управления, обеспечивающих осуществление поставленных перед ним задач и достижение намеченных целей.

Основные функции, осуществляемые подразделениями юридической службы Вооруженных Сил РФ, изложены в п. 4 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах РФ. К ним относятся:

— правовая экспертиза проектов приказов и директив должностных лиц Министерства обороны РФ;

— правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы;

— проверка состояния правовой работы в войсках (силах) и органах военного управления;

— организация справочной работы по приказам, директивам и другим нормативным актам, ведение их контрольных экземпляров;

— консультации и справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления;

— участие в организации и работе нештатных юридических консультаций;

— участие в организации и проведении правового обучения;

— методическое руководство нижестоящими подразделениями юридической службы Вооруженных Сил РФ.

Кроме того, в юридической литературе отмечается, что, являясь элементом органа управления, юридическая служба участвует в управленческом процессе и в связи с этим наделена рядом управленческих функций, среди которых выделяют организационную, контрольную и функцию координации.

Подразделение юридической службы призвано активно участвовать в управленческом процессе, осуществляемом органом военного управления, в составе которого оно действует, широко и действенно применяя то позитивное, что заключено в праве как средстве управления, и таким образом воздействуя на объект с целью достижения необходимого предусмотренного законом результата.

Будучи на страже законов, юридическая служба фактически охраняет интересы государства в целом и осуществляет контроль за претворением в жизнь выраженной в законе его воли, имеющей вполне конкретные цели в области обороны страны, строительства ее Вооруженных Сил. Наделяя юридическую службу Вооруженных Сил РФ в лице ее начальника правом выступать в качестве главного специалиста по правовым вопросам, государство тем самым доверяет ему, и фактически уполномочивает его, представлять государственные интересы в ходе осуществления командирами (начальниками) управленческой деятельности.

Организационная функция управления, осуществляемая юридической службой, проявляется прежде всего в ведении ею правовой работы, в организации работы по обеспечению законности. Юридическая служба разрабатывает проекты и планы мероприятий по дальнейшему повышению уровня правовой работы в военных организациях, организует их своевременное, полное и надлежащее выполнение, принимает необходимые меры и докладывает руководству о мерах по надлежащему ведению правовой работы.

Контрольная функция относится к числу основных как по составу правомочий юридической службы, так и по своему удельному весу ее деятельности. Контрольные функции юридической службы в целом можно разделить на три основных направления по предметному признаку: во-первых, это контроль юридической службы за законностью нормотворческой деятельности органов военного управления; во-вторых, контроль, осуществляемый юридической службой в процессе договорной и претензионно-исковой работы военных организаций; в-третьих, контроль юридической службы за состоянием правовой работы в военных организациях.

В рамках каждого направления, в свою очередь, контрольные функции конкретизируются. Контроль юридической службы за законностью нормотворческой деятельности органов военного управления включает в себя: контроль за законностью (правовую экспертизу) проектов приказов, директив и проектов других правовых актов, издаваемых органами военного управления, в штат которых входит юридическая служба; контроль за законностью разрабатываемых в органе военного управления, в штат которого входит данное подразделение юридической службы, проектов приказов, директив и других правовых актов вышестоящих органов военного управления; контроль за соответствием законодательству проектов нормативных актов, поступивших для согласования в орган военного управления.

Контроль в процессе договорной и претензионно-исковой работы военных организаций можно подразделить на контроль в процессе заключения договоров и контроль в процессе их исполнения.

Контроль юридической службы за состоянием правовой работы в военных организациях можно подразделить на два направления: осуществляемый непосредственно в войсках, и проводимый в нижестоящих подразделениях юридической службы (в рамках методического руководства и руководства ими по специальным вопросам).

Контрольная деятельность юридической службы отличается определенной спецификой в зависимости от направлений ее деятельности, особенно в связи с тем, что юридическая служба, являясь структурным подразделением органа военного управления, основной объем своих контрольных полномочий осуществляет в его рамках. Это хорошо видно при рассмотрении форм контрольной деятельности юридической службы.

Формы контрольной деятельности принято определять как внешне устойчивые, обычно закрепленные нормами права признаки процесса контроля, его материализации, фактического проявления в действительности, и подразделяют их на две группы: формы выявления, изучения фактического состояния дел на объектах контроля и формы принятия мер по устранению вскрытых недостатков, реагирования по выявленным обстоятельствам и фактам.

Применительно к юридической службе, к формам контрольной деятельности первой группы можно отнести различные проверки (например, состояния правовой работы, законности проектов актов органов военного управления, договоров и др.); ко второй группе, т.е., к формам реагирования, можно отнести сообщения в виде заключений, докладов командованию о выявленных нарушениях для принятия конкретных мер воздействия.

Функция координации является также важной управленческой функцией и присуща юридической службе. Проявляется эта функция в основном в рамках осуществления методического руководства правовой работой, консультирования органов военного управления по различным правовым вопросам, возникающим в их управленческой деятельности, а также в рамках иной деятельности юридической службы, имеющей в сущности координирующий характер.

Кроме указанных существуют и другие классификации основных функций юридической службы Вооруженных Сил РФ. В частности, по мнению Золотухина Г.А. основным функциями юридической службы являются:

— содействие нормотворческой деятельности органов военного управления;

— содействие правоприменительной деятельности органов военного управления;

— содействие правоохранительной деятельности органов военного управления и участие в ней;

— осуществление правового информирования;

— оказание правовой помощи структурным подразделениям, органам военного управления, общественным организациям, действующим в системе этого органа;

— участие в организации и осуществлении изучения личным составом Вооруженных Сил РФ действующего законодательства РФ и норм международного гуманитарного права.

Отличительной особенностью подразделения юридической службы, выделяющей его по своему функциональному предназначению из ряда других подразделений военной организации, является то, что в своей деятельности оно носит всеобъемлющий характер.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *