Наряды по охране общественного порядка и безопасности. Тактика действий нарядов при выполнении оперативно-служебных задач

⇐ Предыдущая1234

Основная нагрузка по непосредственной охране общественного порядка и безопасности лежит на патрульно-постовой службе (ППС). Личный состав полиции, участвующий в охране общественного порядка, организационно включается в наряды, подразделения и группы. Несение службы в населенных пунктах организуется по принципу деления территории на патрульные участки. Границы патрульного участка определяются с таким расчетом, чтобы при совершении правонарушения наряд прибыл на место происшествия в кротчайший срок 5 – 7 минут. Наряды, несущие службу на патрульном участке оперативно подчиняются дежурной части органа внутренних дел (начальнику органа внутренних дел), в границах которого расположен участок.

Наряд – наименьшая организационная структура, объединяющая сотрудников ОВД, назначенных для выполнения определённой оперативно-служебной задачи.

Состав наряда 2-3 человека. В зависимости от обстановки, по решению оперативного начальника, количественный состав наряда может быть увеличен до 10 человек.

Наряды подразделяются на оперативные и оперативно-войсковые. Оперативный наряд назначается от ОВД. Оперативно-войсковой наряд состоит из сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск.

Для руководства нарядом назначают старшего, из числа наиболее опытных сотрудников полиции, способных обеспечить руководство его деятельностью. Старшим (начальником) оперативно-войскового наряда назначается, как правило, сотрудник ОВД. Наряды могут выполнять задачи самостоятельно, т.е. действовать отдельно или являться составной частью группы (сил), выделяемой для выполнения специальных задач.

Назначение и виды нарядов патрульно-постовой службы полиции, определяются Уставом ППС полиции и другими нормативными актами МВД России.

Групповые наряды применяются при осложнении оперативной обстановки и для выполнения специальных задач.

Группа – это наименьшее тактическое подразделение, предназначенное для самостоятельного выполнения оперативно-служебных задач. Группы состоят из отдельных нарядов и могут насчитывать до 30 сотрудников.

К групповым нарядам ППС относятся патрульные группы полиции (ПГ), специализированные группы (СГ) – маневренные группы (МГ), контрольные посты полиции (КПП), контрольно-пропускные пункты (КПП) и другие виды нарядов, выработанные практикой и установленные нормативными правовыми актами МВД России. Такие наряды, как правило, объединяют несколько постов или патрулей ППС полиции, которые выполняют общие и специальные функции под единым руководством. В состав групповых нарядов включаются сотрудники подразделений ДПС ГИБДД, ОМОН, иных служб и подразделений полиции, представители таможни и других правоохранительных органов.

Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки. Основными видами патрульно-постовых нарядов являются пост и патруль. Данные наряды выполняют оперативно-служебные задачи, как в повседневной деятельности, так и при осложнении оперативной обстановки, при возникновении чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.

Пост – это наряд ОВД, выставляемый в определённом месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить присутствие сотрудников ОВД или военнослужащих ВВ МВД (постовых), с учётом обеспечения ими визуального контроля над территорией и расположенными на ней объектами.

Пост обеспечивает охрану общественного порядка на закрепленной территории (участке местности или объекте).

Посты могут быть одиночными, парными, групповыми, наружными (вне помещений) и внутренними (в помещениях), круглосуточными и временным.

Стационарный постпредназначен для обеспечения общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в местах с массовым пребыванием граждан, местах наиболее часто подверженным криминогенным проявлениям, а также в жилых микрорайонах и территориях, отдаленных от расположения органов внутренних дел.

Для поста определяются его центр и границы. Центр поста – это место, откуда наиболее удобно вести наблюдение и оперативно принимать меры к предупреждению и пресечению правонарушений. Удаление границ поста от центра поста не должно превышать 300 м.

Для охраны общественного порядка в жилых массивах, находящихся на значительном удалении от ОВД, улицах и площадях с массовым пребыванием граждан, где необходимо обеспечить постоянное нахождение сотрудников полиции, могут выставляться круглосуточные посты полиции. Для несения ими службы устанавливаются специальные павильоны полиции, обозначенные надписью «Пост полиции», оснащённые телефонной и радиосвязью, средствами видеонаблюдения, проблесковым маячком, ревуном, электрокамином, мебелью и служебной документацией.

Патруль– это подвижный наряд, состоящий из двух и более сотрудников ОВД или военнослужащих ВВ МВД России (патрульных) и выполняющий задачу по охране общественного порядка на маршруте патрулирования и прилегающей к нему территории. Сотрудник полиции, входящий в состав патруля, называется патрульным.

Патрули выставляются в местах, где требуется временное (периодическое) присутствие полиции.

Протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач должны определяться с учётом условий конкретной местности и оперативной обстановки, обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности в течение не более 5 – 7 минут и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей. Протяженность патрулирования нарядов строевых подразделений дополнительных сил определяется нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность этих подразделений. Скорость патрулирования на автомобиле не должна превышать 40 км/час и обеспечивать наблюдение за обстановкой.

Устав ППС определяет следующие виды патрулей:

патруль на автомобиле;

патруль полиции пеший;

патруль со служебной собакой;

патруль полиции на мотоцикле;

патруль на велосипеде;

патруль полиции конный;

патруль полиции на катере;

вертолётный патруль.

Патрульная группа (ПГ) – это наряд ОВД в составе двух или более патрулей, объединённых для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения, службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха.

К основным элементам тактики при выполнении оперативно-служебных задач в условиях массовых беспорядков относятся: сбор и анализ информации, прогнозирование развития событий и вариантов противоправных действий; принятие неотложных мер для нейтрализации активно действующих лидеров и группировок с использованием оперативных и режимных возможностей; концентрация сил и средств для создания материального (физического) и психологического превосходства над участниками беспорядков; удовлетворение законных требований граждан; использование всех возможностей для локализации конфликтов без применения силы, деморализации организаторов, подстрекателей и активных участников компрометирующей их информацией.

В то же время, если решение о проведении специальной операции принято, оно должно обеспечивать: реализацию принципа разумной достаточности силы, специальных средств, боевой и иной техники, оружия; решительное изъятие и изоляцию активных участников беспорядков; защиту жизни и здоровья личного состава, а также лиц, случайно оказавшихся в толпе.

При выборе тактических схем пресечения массовых беспорядков следует учитывать возможность их совершения одновременно в нескольких местах и, следовательно, создавать систему поддержки и взаимодействия сил и средств правопорядка, действующих в местах совершения таких преступлений, в том числе и на межрегиональном уровне. Для этого нужно задействовать специальные формирования органов внутренних дел и внутренних войск с задачей локализации конфликтов, недопущения кровопролития, защиты населения от погромов и убийств, задержания и изоляции преступников.

Тактические приемы пресечения массовых беспорядков в значительной мере зависят от конкретных условий (состава толпы, вооруженности участников беспорядков и других обстоятельств), но в любом случае силовые действия должны быть направлены прежде всего не на подавление толпы или перемещение ее с места на место, а на отделение (изоляцию) организаторов и наиболее активных участников массовых беспорядков. Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно условно разделить на контактные и неконтактные.

Неконтактные способы предполагают воздействие сил правопорядка на толпу на расстоянии – посредством использования специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газов, мыльной пены, звукоусиливающих установок, воздухоструйных приборов, резиновых пуль и др.). Применяя такие средства, силы правоохранительных органов постепенно перемещают толпу в заданном направлении, рассредоточивают и рассеивают ее участников. Одновременно ведутся документирование противозаконных действий, сбор доказательств, изобличающих виновных, а затем и задержание правонарушителей (как правило, после рассеивания и рассредоточения толпы).

Достоинством неконтактных способов является то, что конечный результат (прекращение массовых беспорядков) достигается с наименьшими потерями гражданского населения и сил правопорядка. Если при контактных способах неминуема рукопашная схватка, что приводит к возрастанию агрессивности толпы, к телесным повреждениям, то неконтактные способы по своей сути бескровны. Разумеется, в конкретных условиях должна использоваться комбинация приемов и способов в зависимости от складывающейся обстановки, характера и масштабов массовых беспорядков.

Отечественная практика идет по пути широкого использования контактных способов, главное в которых – введение специальных группировок сил правопорядка непосредственно в толпу с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания.

Разделение толпы производится в одном или нескольких направлениях на две, три части и более. Варианты выбираются в зависимости от обстановки, наличия сил и средств, состава, характера действий, агрессивности толпы и т.д.

При сосредоточении правонарушителей в «голове» толпы рекомендуется вводить группы разделения и рассредоточения (в колонну не менее чем по четыре человека) одновременно с двух сторон в направлении к центру головной части толпы. При сближении групп и “отделении” активных участников беспорядков от основной массы лиц, находящихся в толпе, одна часть колонн блокирует правонарушителей, другая — вытесняет пассивных участников толпы в близлежащие улицы и переулки. В образовавшиеся коридоры вводятся группы изъятия (и их прикрытия), которые задерживают правонарушителей в блокированной части толпы и передают их группам конвоирования для доставления на фильтрационные пункты.

Группы документирования фиксируют преступные действия участников массовых беспорядков, осуществляют сбор доказательств их вины.

Рассредоточение толпы и изъятие активных участников беспорядков должны производиться специальными формированиями внутренних войск и отрядов полиции особого назначения. Личный состав территориальных органов внутренних дел целесообразно использовать для оцепления, блокирования, фильтрации, документирования и расследования. Это, естественно, не исключает возможности его активных действий по рассредоточению толпы, но лишь тогда, когда другие силы отсутствуют, а обстоятельства вынуждают действовать немедленно – чаще всего в начальной стадии беспорядков, при малочисленной толпе.

Основные рекомендации по обеспечению выполнения служебных задач по охране общественного порядка и безопасности

1. Проверь вооружение, экипировку, связь и средства защиты перед выполнением служебно-боевых задач.

2. Практикуйся перезаряжать оружие: быстро, в движении, в темноте, (учись устранять задержки при стрельбе).

3. Помни: звуки и видимая глазами реальная обстановка (объекты) могут искажаться под влиянием стресса.

4. Используй фонарь для создания преимущества: свети сверху и прямо в глаза.

5. Носи дополнительный, спрятанный в надежном месте ключ от наручников.

6. Имей план действий, ориентируйся на здравый смысл.

7. Выполняй задачи, поставленные руководством на выполнение служебно-боевых задач, придерживайся схемы действий, разработанной совместно с партнером.

8. Помни, глаза требуют времени, чтобы привыкнуть к перемене освещения (приемы: оказавшись в темноте – часто моргай; в глаза ударяет свет – закрой один глаз).

9. Знай своего напарника.

10. Один сотрудник прикрывает – другой движется.

11. Не забывай посмотреть вверх.

12. Открой дверь полностью, прежде чем войти в помещение.

13. Держи ключ от автомобиля всегда при себе.

14. Практикуйся в определении своего места на территории (объекте). Знай не только вход, но и выход из помещения (объекта).

15. Не заглядывай за угол на уровне глаз.

16. В критической ситуации используй средства ОПС (охранно-пожарной сигнализации), стоящие близко от объекта.

17. Избегай шаблонного и предсказуемого поведения.

18. При угрозе не «застывай», соберись и действуй.

19. Уменьшай по возможности свои размеры в качестве мишени, избегай показывать свой силуэт.

20. Не кури в темноте во время операции.

21. Не теряй бдительность.

22. Не расслабляйся слишком быстро, берегись второй засады.

23. Сначала наручники – потом обыск.

24. Помни, что ключ к успеху – подготовка. В критической ситуации ты будешь вести себя так, как научился.

25. Никогда не выпускай оружия (специальных средств) из рук.

26. Лучше компромисс, чем гибель.

27. Предотвращенная схватка – выигранная схватка.

Действуйте уверенно, решительно и хладнокровно!

Меры личной безопасности при выезде на место происшествия

Общие меры предосторожности включают в себя следующие рекомендации и советы:

1. Заранее планируйте свои действия, для чего установите для себя:

— где, какое преступление совершено, и каким количеством участников;

— использовалось ли при совершении преступления оружие;

— в каком направлении, как скрылись преступники, их приметы;

— каков самый безопасный маршрут подъезда (подхода) к месту происшествия;

— кто и как сможет оказать помощь при осложнении обстановки;

— каковыми могут быть первоначальные действия на месте совершения преступления и как должны быть распределены роли между сотрудниками милиции.

2. Непосредственно перед выездом проверьте индивидуальные средства защиты, табельное оружие и средства связи.

3. Сохраняйте элемент внезапности и если ситуация позволяет, подъезжайте тихо. Оставляйте автомашину вне видимости лиц, находящихся на месте происшествия. Непосредственно перед вмешательством остановитесь, осмотритесь и прислушайтесь. Это позволит оценить обстановку и принять правильное решение.

4. Используйте безопасные пути подхода и избегайте наиболее очевидных. Соблюдайте при этом тишину, приглушите громкость радиостанций, следите за тем, чтобы не звякали ключи. Избегайте разговоров друг с другом. При подходе к месту происшествия отмечайте места возможного укрытия при внезапно возникшей перестрелке. Перемещайтесь по неосвещенной части пространства и не допускайте, чтобы свет позади вас освещал вас как мишень.

5. На месте происшествия контролируйте обстановку и не позволяйте ситуации выходить из-под контроля. Для этого:

— примите решительные меры и произведите задержание подозреваемых (если они имеются);

— разделите участников конфликта и не позволяйте им общаться между собой, следите за тем, чтобы они находились в конкретном месте и не могли воспользоваться посторонними предметами как оружием;

— будьте настороже по отношению к конфликтующим, возбуждение которых не проходит, а нарастает, одновременно с этим, не обманывайтесь их услужливостью и лояльностью;

— удалите посторонних и не позволяйте никому прикасаться к предметам на месте происшествия;

— не позволяйте участникам конфликта заходить вам за спину, подозрительно относитесь к любому, кто хочет подойти слишком близко, не позволяйте сделать это;

— постоянно следите за обстановкой на месте происшествия и будьте готовы немедленно отреагировать на любую возможную опасность (скрыться за прикрытием и быть готовым к применению табельного оружия либо применить физическую силу, боевые приемы борьбы, специальные средства, или, сразу же – огнестрельное оружие);

— при обострении ситуации немедленно вызывайте дополнительные силы, меняйте свою тактику или используйте иные меры, например, укрытие в помещениях);

— управляйте опросом участников конфликта, для чего изолируйте их друг от друга и не позволяйте мешать опросу каждого из них, твердо возвращайте говорящих к предмету обсуждения; используйте мягкую, успокаивающую манеру разговора, не спешите, больше слушайте, меньше говорите, проявляйте искреннюю заинтересованность произошедшим, избегайте нравоучений и замечаний в адрес собеседника.

6. Соблюдайте «технику безопасности» при задержании подозреваемого в совершении преступления (правонарушителя):

— действуйте решительно и не проявляйте неуверенности (если вы должны применить физическую силу, боевые приемы борьбы, будьте уверены в их правомерности);

— сначала надевайте наручники, а затем производите наружный осмотр, при этом руки задержанного должны находится за спиной, а наручники плотно прилегать к запястью и быть заперты на ключ;

— при обнаружении оружия не прекращайте осмотр до тех пор, пока задержанный не будет осмотрен полностью, осмотрите задержанного столько раз и так тщательно, чтобы была полная уверенность, что он «чист»;

— при осмотре изымите все предметы, которые можно использовать для причинения вреда сотрудникам или окружающим;

— при надевании наручников и наружном осмотре следует располагаться так, чтобы ваше табельное оружие находилось вне пределов досягаемости задержанного;

— соблюдайте правила посадки задержанного в автомобиль и правила его доставления в орган внутренних дел.

7. После разбора конфликтной ситуации не теряйте бдительности и во время отъезда в орган внутренних дел не позвольте соучастникам блокировать транспортное средство и отбить задержанного. Будьте начеку.

8. В органе внутренних дел проведите критический анализ своих действий. Подвергайте свои действия и действия своих коллег самой суровой критике и извлекайте лучшее из каждого случая угрозы вашей безопасности.

Вывод по вопросу

Эффективное решение задач охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий целиком зависит от согласованных действий всех субъектов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Совместные действия, направленные на обеспечение правопорядка при проведении массовых мероприятий, должны осуществляться на всех этапах их подготовки и проведения, невозможно предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в период их проведения.

Принципиальное значение имеет обеспечение готовности личного состава и руководителей к действиям в специфических условиях чрезвычайных ситуаций. Решение этой задачи достигается путем разъяснительной и воспитательной работы, отработки вводных на занятиях в системе служебной подготовки, инструктажей перед заступленном на службу и проведением специальной операции, тренировок на местности, организации командно-штабных игр с руководителями подразделений по предотвращению и пресечению экстремальных ситуаций.

Основная нагрузка по непосредственной охране общественного порядка и безопасности лежит на патрульно-постовой службе (ППС).

Деятельность подразделений ППС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

В своей деятельности подразделения ППС взаимодействуют с приданными силами – подразделениями дорожно-патрульной службы ГИБДД, вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а также с другими подразделениями отделов (управлений) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейных отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, отделов (управлений) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, воинскими частями внутренних войск МВД России.

На уровне МВД России организацию патрульно-постовой службы полиции осуществляет Департамент охраны общественного порядка МВД России.

На уровне МВД, ГУМВД, УМВД субъектов РФ создаются самостоятельные структурные строевые подразделения – полки, батальоны патрульно-постовой службы полиции (полки свыше 500 штатных единиц, батальон от 150 до 500).

На уровне территориальных органов создаются батальоны, роты, взводы, отделения патрульно-постовой службы (роты от 50 до 150 единиц, взводы от 25 до 50, отделения от 12 до 25).

Для организации работы ППС начальником ОВД принимается решение, которое оформляется:

на два года – планом единой дислокации;

на текущие сутки – постовой ведомостью;

на выполнение конкретной задачи – отдельным планом.

План единой дислокации включает в себя: схему района, оценку обстановки, нормы выставления личного состава, перечень постов и маршрутов, порядок взаимодействия и связи между нарядами. В соответствии с ним и учётом оперативной обстановки начальник территориального органа принимает решение на последующие сутки. Оно утверждается ежедневно к 18 часам.

Несение службы нарядами по планам единой дислокации в течение дежурной смены может осуществляться на одном или нескольких постах (маршрутах патрулирования), при этом расстановка личного состава должна обеспечивать максимально возможное перекрытие территории обслуживания и определение каждому наряду конкретной зоны ответственности (маршрута патрулирования) по месту и времени несения службы.

В решении определяется расчёт сил и средств, расстановка по сменам и местам несения службы, нормы выставления нарядов, вооружение и экипировка нарядов. Решение оформляется постовой ведомостью расстановки нарядов обеспечения правопорядка в общественных местах, в которой утверждается перечень постов и маршрутов патрулирования, нормы выставления нарядов и выделения автотранспорта, вооружение и экипировка личного состава.

Постовая ведомость является документацией дежурной части органа внутренних дел и ведётся в соответствии с требованиями нормативных; правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность дежурных частей органов внутренних дел.

Маршруты патрулирования нарядов основных и приданных сил не должны пересекаться и дублироваться другими нарядами комплексных сил за исключением нарядов, несущих службу на территории обслуживания нарядов дополнительных сил. В целях обеспечения полного и качественного реагирования на сигналы «тревога» с охраняемых объектов, в том числе сигналов систем их мониторинга, с учетом местных условий организуется взаимодействие ГЗ ОВО с другими нарядами комплексных сил и средств органа внутренних дел.

Время выставления нарядов комплексных сил определяется с таким расчетом, чтобы силы и средства полиции увеличивались в часы суток и в местах, где возрастает вероятность совершения правонарушений, преступлений и дорожно-транспортных происшествий.

Для решения особых задач, возникающих при резком осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных обстоятельств, проведении массовых мероприятий, рейдов и операций в зависимости от их значения и масштаба, разрабатываются специальные планы или издаются приказы.

Личный состав полиции, участвующий в охране общественного порядка, организационно включается в наряды, подразделения и группы.

Несение службы в населенных пунктах организуется по принципу деления территории на патрульные участки. Границы патрульного участка определяются с таким расчетом, чтобы при совершении правонарушения наряд прибыл на место происшествия в кротчайший срок 5 – 7 минут.

Наряды, несущие службу на патрульном участке оперативно подчиняются дежурной части органа внутренних дел (начальнику органа внутренних дел), в границах которого расположен участок.

Наряд – наименьшая организационная структура, объединяющая сотрудников ОВД, назначенных для выполнения определённой оперативно-служебной задачи.

Состав наряда 2-3 человека. В зависимости от обстановки, по решению оперативного начальника, количественный состав наряда может быть увеличен до 10 человек.

Наряды подразделяются на оперативные и оперативно-войсковые. Оперативный наряд назначается от ОВД. Оперативно-войсковой наряд состоит из сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск.

Для руководства нарядом назначают старшего, из числа наиболее опытных сотрудников полиции, способных обеспечить руководство его деятельностью. Старшим (начальником) оперативно-войскового наряда назначается, как правило, сотрудник ОВД. Наряды могут выполнять задачи самостоятельно, т.е. действовать отдельно или являться составной частью группы (сил), выделяемой для выполнения специальных задач.

Назначение и виды нарядов патрульно-постовой службы полиции, определяются Уставом ППС полиции и другими нормативными актами МВД России.

Групповые наряды применяются при осложнении оперативной обстановки и для выполнения специальных задач.

Группа – это наименьшее тактическое подразделение, предназначенное для самостоятельного выполнения оперативно-служебных задач. Группы состоят из отдельных нарядов и могут насчитывать до 30 сотрудников.

К групповым нарядам ППС относятся патрульные группы полиции (ПГ), специализированные группы (СГ) – маневренные группы (МГ), контрольные посты полиции (КПП), контрольно-пропускные пункты (КПП) и другие виды нарядов, выработанные практикой и установленные нормативными правовыми актами МВД России. Такие наряды, как правило, объединяют несколько постов или патрулей ППС полиции, которые выполняют общие и специальные функции под единым руководством. В состав групповых нарядов включаются сотрудники подразделений ДПС ГИБДД, ОМОН, иных служб и подразделений полиции, представители таможни и других правоохранительных органов.

Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки. Основными видами патрульно-постовых нарядов являются пост и патруль. Данные наряды выполняют оперативно-служебные задачи, как в повседневной деятельности, так и при осложнении оперативной обстановки, при возникновении чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.

Пост – это наряд ОВД, выставляемый в определённом месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить присутствие сотрудников ОВД или военнослужащих ВВ МВД (постовых), с учётом обеспечения ими визуального контроля над территорией и расположенными на ней объектами.

Пост обеспечивает охрану общественного порядка на закрепленной территории (участке местности или объекте).

Посты могут быть одиночными, парными, групповыми, наружными (вне помещений) и внутренними (в помещениях), круглосуточными и временным.

Стационарный постпредназначен для обеспечения общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в местах с массовым пребыванием граждан, местах наиболее часто подверженным криминогенным проявлениям, а также в жилых микрорайонах и территориях, отдаленных от расположения органов внутренних дел.

Для поста определяются его центр и границы. Центр поста – это место, откуда наиболее удобно вести наблюдение и оперативно принимать меры к предупреждению и пресечению правонарушений. Удаление границ поста от центра поста не должно превышать 300 м.

Для охраны общественного порядка в жилых массивах, находящихся на значительном удалении от ОВД, улицах и площадях с массовым пребыванием граждан, где необходимо обеспечить постоянное нахождение сотрудников полиции, могут выставляться круглосуточные посты полиции. Для несения ими службы устанавливаются специальные павильоны полиции, обозначенные надписью «Пост полиции», оснащённые телефонной и радиосвязью, средствами видеонаблюдения, проблесковым маячком, ревуном, электрокамином, мебелью и служебной документацией.

Патруль– это подвижный наряд, состоящий из двух и более сотрудников ОВД или военнослужащих ВВ МВД России (патрульных) и выполняющий задачу по охране общественного порядка на маршруте патрулирования и прилегающей к нему территории. Сотрудник полиции, входящий в состав патруля, называется патрульным.

Патрули выставляются в местах, где требуется временное (периодическое) присутствие полиции.

Протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач должны определяться с учётом условий конкретной местности и оперативной обстановки, обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности в течение не более 5 – 7 минут и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей. Протяженность патрулирования нарядов строевых подразделений дополнительных сил определяется нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность этих подразделений. Скорость патрулирования на автомобиле не должна превышать 40 км/час и обеспечивать наблюдение за обстановкой.

Устав ППС определяет следующие виды патрулей:

патруль на автомобиле;

патруль полиции пеший;

патруль со служебной собакой;

патруль полиции на мотоцикле;

патруль на велосипеде;

патруль полиции конный;

патруль полиции на катере;

вертолётный патруль.

Патрули на автомобилях и мотоциклах широко используются для охраны общественного порядка в городах и других населенных пунктах. Они предназначены для несения службы на маршрутах, преследования преступников и доставления в полицию лиц, задержанных за совершение преступлений и административных правонарушений. В случаях отсутствия специального транспорта авто– и мотопатрули могут доставлять в медицинские учреждения граждан, оказавшихся в беспомощном состоянии, а также лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим и себе. Транспортные средства должны быть оборудованы радиостанциями, громкоговорящими установками, звуковыми сигналами «Сирена», проблесковыми маяками и другими техническими средствами.

Конные патрули используются при несении патрульно-постовой службы на окраинах населенных пунктов, в лесопарковых зонах, при проведении спортивных, культурно-зрелищных и других массовых мероприятий.

Велосипеды используются для патрулирования в дачных и курортных местностях, где движение других видов транспорта затруднено или запрещено.

Служебные собаки используются для патрулирования, розыска и задержания преступников, пресечения хулиганских групповых действий, конвоирования арестованных и задержанных, охраны объектов собственников.

Патрульная группа (ПГ) – это наряд ОВД в составе двух или более патрулей, объединённых для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения, службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха.

Основу патрульной группы составляет патруль на специально оборудованном автомобиле. Автомобиль должен иметь радиостанцию, устройства для подачи специальных звуковых и световых сигналов, специальную громкоговорящую установку. На наружные поверхности автомобиля должны быть нанесены специальные светографические схемы, ясно свидетельствующие о принадлежности автомобиля к полиции.

В состав ПГ также входит несколько пеших патрулей и постов. При необходимости ПГ могут придаваться патрули на мотоциклах (ПМ), патрули на конях (ПК), патрули со служебными собаками (ПС), патрули на катерах (ПКТ), а также используемый для координации действий вертолётный патруль (ВП). Начальником (старшим) ПГ, как правило, назначается командир взвода ППС или его заместитель.

Патрульная группа может также использоваться в целях одновременной отработки определенной территории (2-4 квартала) за небольшой промежуток времени (15-30 минут). После обследования территории, закрепленной за каждым нарядом, патрульная группа собирается в определенном месте (у автопатруля, автобуса) и оперативно перемещается в другой сектор. Данный вид несения патрульно-постовой службы позволяет в течение смены массированно отработать 5-7 мест со сложной оперативной обстановкой.

Заступающие на службу в наряд должны быть одетыми в установленное форменное обмундирование по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение. При себе они должны иметь:

служебное удостоверение;

нагрудный знак «Патрульно-постовая служба» и жетон с личным номером;

служебную книжку, карточку маршрута, поста;

формализованные бланки рапортов;

табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами;

резиновую палку;

радиостанцию;

средства сковывания движения;

свисток.

В зависимости от характера выполняемых задач наряду патрульно-постовой службы полиции дополнительно выдаются:

электромегафон;

карманный электрический фонарь;

ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов;

средства индивидуальной защиты и активной обороны;

служебная сумка или планшет;

индивидуальный перевязочный пакет (аптечка);

средства индивидуальной защиты и активной обороны.

В целях повышения эффективности при несении патрульно-постовой службы используются следующие средства:

автотранспорт, специальные автомобили, мотоциклы, катера и другие транспортные средства;

средства радио- и проводной связи и специальной техники;

табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства (в зависимости от складывающейся оперативно-служебной обстановки и характера поставленных наряду задач);

служебные животные (собаки, лошади).

На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка, в которой указывается:

маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;

время несения службы;

объекты и зоны, требующие особого внимания;

порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;

особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при осложнении оперативной обстановки;

порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью ОВД, участковыми уполномоченными полиции и другими службами.

Центры постов и их границы, маршруты патрулей и пункты их остановок, особенности несения службы определяются в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке систематически уточняются на местности.

Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, другой выдается наряду перед заступлением на службу.

Для организованного и своевременного сосредоточения сил и средств полиции в местах, где сложилась наиболее напряженная оперативная обстановка, применяется маневр (изменение установленной дислокации) нарядами ППС.

В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр может осуществляться на период смены, дежурных суток или на более длительное время. Перестановка нарядов ППС при маневре отражается в постовой ведомости. При необходимости сосредоточения нарядов ППС в одном районе на определенный период времени, они, по распоряжению руководства территориального органа внутренних дел, прибывают к назначенному времени в указанный район (город) для несения патрульно-постовой службы.

По окончании работы в данном районе и по команде ответственного руководителя наряды ППС возвращаются на закрепленные за ними маршруты и посты. Маневр силами и средствами в условиях осложнения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайных обстоятельств осуществляется по специальному плану.

Глава IV. Обязанности патрульно-постовых нарядов милиции по обеспечению охраны общественного порядка

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

85. Патрульные и постовые наряды обеспечивают общественную безопасность и охрану общественного порядка на своих маршрутах, постах и прилегающей к ним территории, принимают своевременные меры по соблюдению гражданами законов и установленных правил поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Патрульные и постовые наряды обязаны:

    — знать законы и другие правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные правовые акты соответствующих республик, правовые акты органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов, органов местного самоуправления по вопросам обеспечения общественной безопасности и охране общественного порядка и требовать от граждан их неукоснительного исполнения;

    — — предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

    — оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

    — обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

    — помогать в пределах предоставленных прав народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

    — соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться на месте с нарушителями общественного порядка; при применении предусмотренных законом мер административного воздействия к правонарушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются;

    — докладывать дежурному по горрайлиноргану обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону;

    — принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их дежурному по горрайлиноргану с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку.

По предупреждению и пресечению преступлений

86. Патрульные и постовые наряды обязаны:

    — знать и обеспечивать в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений, возможного появления и укрытия преступников;

    — контролировать на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;

    — своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения;

    — при получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать начальнику и дежурному горрайлиноргана и принимать меры к его предотвращению;

    — при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному, начальнику горрайлиноргана, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;

    — при прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить дежурному;

    — выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового скопления граждан;

    — выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;

    — оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностям хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранение и сбытом наркотических веществ, совершивших другие преступления;

    — при установлении фактов сбыта фальшивых денежных знаков и ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика, выявлению свидетелей и докладывать об этом дежурному;

    — обращать внимание на транспорт, вывозящий из организаций и предприятий грузы, особенно в неурочное время, проверять при возникновении подозрений у водителей наличие и правильное заполнения путевых листов, товарных документов, сверить наличие грузов с документами и в случае отсутствия необходимых товарных документов, других нарушений доставлять водителей, транспорт для разбирательства в горрайлинорган;

    — по указанию начальника горрайлиноргана или его заместителей, начальника милиции общественной безопасности выполнять отдельные поручения следователей, дознавателей и сотрудников криминальной милиции по осуществлению действий, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в районе несения службы.

По предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних

87. Принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, патрульные и постовые наряды обязаны:

    — предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и в других общественных местах;

    — выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доставлять таких несовершеннолетних к месту жительства и передавать родителям или лицам, их заменяющим, либо в подразделение по делам несовершеннолетних, а в необходимых случаях — в дежурную часть горрайлиноргана;

    — принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участкового инспектора милиции и инспектора по делам несовершеннолетних;

    — знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний, осужденных к лишению свободы условно и с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, обо всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних;

    — выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, и докладывать о них дежурному, а также информировать работника уголовного розыска, участкового инспектора милиции и инспектора по делам несовершеннолетних.

По обеспечению безопасности дорожного движения

88. Патрульные и постовые наряды обязаны:

    — знать основные положения Правил дорожного движения и законодательства об ответственности за их нарушения;

    — предупреждать и пресекать нарушения Правил дорожного движения пешеходами;

    — в местах интенсивного движения транспорта и пешеходов обеспечивать порядок на остановках общественного транспорта, следить за соблюдением правил перехода дорог, перевозки людей, посадки и высадки пассажиров;

    — при дорожно-транспортном происшествии немедленно докладывать о случившемся дежурному или несущим службу нарядам дорожно-патрульной службы;

    — до прибытия следственно-оперативной группы или сотрудника ГАИ принимать меры по выявлению участников происшествия, задержанию водительских документов, сохранению обстановки места происшествия и следов транспортных средств, оказанию помощи пострадавшим, выявлять очевидцев, записывать их фамилии, адреса. В необходимых случаях организовать объезд места происшествия. Полученные данные сообщить работнику, прибывшему для осмотра места происшествия, и изложить их в рапорте;

    — при дорожно-транспортном происшествии с автомобилем, котором находятся лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, предложить водителю присутствовать при составлении материалов по данному происшествию. Если водитель или кто-либо из пассажиров не имеет возможности присутствовать при оформлении материалов, записать необходимые сведения об участнике происшествия и разрешить ему уехать. В протоколе осмотра места происшествия делается запись о причине отсутствия водителя, скрепляемая подписями составителя протокола и свидетелей.

Обязанности нарядов милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте

89. Патрульно-постовые наряды, несущие службу на объекта транспорта, должны знать расположение участка железной дороги, бассейна, аэропорта, вокзала, порта, дислокацию ближайший нарядов и схему связи с ними, правила перевозки пассажиров виды проездных документов, основные должностные обязанности работников транспорта, а также особенности совершения правонарушений на объектах транспорта, приемы маскировки преступников.

При несении службы на объектах транспорта они обязаны:

    — лично и с помощью работников транспорта принимать меры к поддержанию общественного порядка, предупреждению пресечению преступлений и административных правонарушений;

    — устанавливать и задерживать лиц, находящихся в розыске, а также пытающихся войти в доверие к пассажирам с целью совершения кражи вещей;

    — не допускать посадку и высадку пассажиров на ходу поезда, судна или с противоположной стороны от перрона, самовольный проезд в грузовых поездах, а также хождение граждан по железнодорожным путям в неустановленных местах;

    — предупреждать и пресекать подкладывание посторонних предметов на рельсы, повреждение сигнализации и связи;

    — при посадке в местные и пригородные поезда, особенно в ночное время, периодически проходить вдоль вагонов и обеспечивать общественный порядок;

    — не допускать хождения посторонних лиц по охраняемым территориям грузовых станций, контейнерных площадок, товарных парков, портов;

    — оказывать необходимую помощь работникам транспорта и охраны в предотвращении хищений грузов.

90. При сопровождении поездов, судов наряды милиции обязаны:

    — перед отправлением поезда, судна устанавливать связь с начальником (бригадиром) поезда, капитаном (старшим помощником капитана) судна и обеспечивать охрану общественного порядка при посадке пассажиров и отправлении поезда, судна;

    — поддерживать в пути следования постоянную связь с проводниками вагонов, с членами судовой команды и оказывать им содействие при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, когда граждане отказываются подчиняться их законным требованиям;

    — выявлять лиц, подозреваемых в совершении преступлений доставлять задержанных правонарушителей в ближайший орган внутренних дел или передавать со своим рапортом сотрудника милиции на ближайшей станции, пристани;

    — предупреждать и пресекать порчу вагонного (судового) оборудования;

    — выявлять факты злоупотреблений со стороны работников транспорта (провоз безбилетных пассажиров, запрещенного к перевозке груза и т. п.), информировать об этом начальника поезда, капитана судна и докладывать рапортом начальнику органа внутренних дел на транспорте;

    — при крушениях, авариях, стихийных бедствиях и пожарах немедленно докладывать об этом в ближайший орган внутренних дел, принимать меры к спасению людей, оказанию помощи пострадавшим, обеспечению охраны места происшествия и имущества;

    — по прибытии поезда, судна на конечную станцию, пристань, порт после высадки пассажиров и выгрузки багажа и груза совместно с работниками транспорта осматривать вагоны поезда, судовые помещения и принимать меры к сохранности забытых вещей, докладывать о прибытии в дежурную часть с пункта оборота.

Примечание: Обнаруженные при осмотре забытые или утерянные вещи оформляются должностными лицами поезда, судна, станции, вокзала в соответствии с правилами перевозок, действующими на железнодорожном и водном транспорте, а ценности и документы сдают по акту в дежурную часть органа внутренних дел.

Особые обязанности нарядов по сопровождению воздушных судов изложены в специальной инструкции.

По взаимодействию с общественными формированиями по охране правопорядка

91. Патрульные и постовые наряды обязаны:

    — постоянно взаимодействовать с общественными формированиями по охране правопорядка и оказывать содействие в осуществлении возложенных на них задач по обеспечению порядка на улицах и в общественных местах;

    — при совместном несении службы обучать представителей общественных формирований по охране правопорядка приемам и методам работы по предупреждению, выявлению и пресечению наиболее распространенных видов правонарушений, знакомить их с оперативной обстановкой на обслуживаемой территории;

    — оказывать помощь в задержании и доставлении в милицию или специально оборудованные помещения общественных формирований правонарушителей;

    — при получении информации о преступлении информировать представителей общественных формирований об обстоятельствах его совершения, приметах преступников, задействовать их в установлении свидетелей и очевидцев, охране места происшествия.

Обращение патрульных с гражданами

92. Сотрудник милиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятой форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь достоинство.

Патрульный (постовой) при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. В случае обращения граждан патрульный (постовой), выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать и принять меры по их заявлениям, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) обязан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

В разговоре с гражданами сотрудники милиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться неприязненными личными чувствами.

93. Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в милицию или возможности ограничиться замечанием. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали.

94. С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.

95. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документ вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Лица, предъявившие документы с явными признаками подделки или неправомерно владеющие ими, доставляются в милицию

96. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, при совершении правонарушений подлежат ответственности на общих основаниях, если они не пользуются дипломатическим иммунитетом. Неприкосновенность лица, пользующегося дипломатический иммунитетом, не исключает законной самообороны от его противоправных действий и применения соответствующих мер для пресечения совершаемых им преступлений, нарушений общественного порядка, а также установленных правил пребывания в Российской федерации.

Примечание: К лицам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, относятся иностранные граждане, имеющие дипломатические паспорта, а также дипломатические, консульские, служебные карточки и удостоверения.

97. При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой) обращает внимание на место и сроки действия регистрации заграничного паспорта, вида на жительство, наличие в документах (визе, свидетельстве о приглашении, виде на жительство) соответствующих отметок, подтверждающих законность их пребывания в данном населенном пункте. При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, проживающих без регистрации и прописки, а также по просроченным документам, патрульный (постовой) сообщает об этом дежурному и действует по его указанию.

98. В случае совершения правонарушения иностранными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, патрульный (постовой) обязан пресечь на месте противоправные действия иностранного гражданина и зафиксировать их в установленном порядке, записать фамилию правонарушителя, номер документа, подтверждающего его личную неприкосновенность, затем отпустить правонарушителя и о случившимся доложить рапортом начальнику соответствующего органа внутренних дел.

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *