Счетная палата: нарушения на госзакупках увеличились вдвое

Счетная палата проверила закупки Минэкономразвития и Минфина, работу ФАС, Госказначейства и ряда поднадзорных предприятий. Проверка проводилась по итогам их деятельности за 2017 год. Государство в 2017 году сэкономило 6,7% от выделенных на закупки средств, что на 3,2 % меньше, чем в 2016 году. Как отмечают аудиторы, существует тенденция роста закупок у малого бизнеса и некоммерческих организаций, но не за счет прямых закупок, а за счет их привлечения в качестве соисполнителей по госконтрактам.

Также в докладе отмечалась сложность юридического регулирования системы госзакупок. В 44 ФЗ с момента его принятия в 2013 году было внесено более 40 изменений, а для его исполнения было принято более 100 подзаконных актов. Это приводит к тому, что применять закон для участников закупок стало сложнее.

Законодательством о контрактной системе в сфере закупок на каждом этапе осуществления закупки предусмотрено формирование заказчиком значительного количества документов, что на практике приводит к дополнительным трудовым и материальным затратам не только заказчиков, но и участников закупки.

Максим Рохмистров, аудитор Счетной палаты

СП приводит сферу нормирования и планирования госзакупок. Ее регламентируют шесть постановлений правительства, что иногда приводит к параллельному регулированию. Например, это происходит при определении цены закупаемой мебели, принтеров и иных товаров. В докладе отмечены и отрицательные стороны законодательства о госзакупках. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях контроль закупок проводят разные органы. Для улучшения контроля докладчик предложил создать структуру, которая будет проверять закупки на региональном и муниципальном уровнях, что позволит повысить объективность контроля. Срок ответственности за нарушения законодательства о госзакупках составляет один год. Поэтому заказчики уходят от ответственности за нарушение порядка размещения информации о закупках в информационной системе, так как участники торгов обычно это не обжалуют. Чтобы устранить недостатки, Счетная палата предлагает разработать единый стандарт контроля за осуществлением закупок на этих уровнях.

Исследования Короли госзаказа: кто заработал на юридических тендерах в 2016–2017 годах

В 2017 году аудиторы выявили 2178 нарушений при проведении торгов на общую сумму 104,6 млрд руб. В 2016 году нарушений было 823 на общую сумму 48,8 млрд руб. Увеличение числа нарушений обусловлено двумя факторам: повышением прозрачности закупочных процедур и сформированной методикой их выявления. Наиболее часто встречается несоблюдение порядка приемки закупленных товаров и услуг требованиям госконтракта. Также госзаказчики часто нарушают порядок обоснования начальной цены контракта при закупке у единственного поставщика, не привлекают поставщиков к ответственности за нарушение условий договора и меняют условия контракта с нарушением закона. Например, Минпромторг по 15 заключенным контрактам не взыскал с недобросовестных поставщиков 143,6 млн руб. штрафа.

По 223 ФЗ в 2017 году аудиторы выявили 139 нарушений при корпоративных закупках на сумму 13,8 млрд руб. Основная часть нарушений состоит в том, что товары и услуги заказчики приобретают с нарушением собственных положений о закупке. В пример была приведена деятельность Федерального медицинского биофизического центра имени А. И. Бурназяна, который провел 345 закупок на общую сумму 197,8 млн руб., но положений о закупках у него не было.

Счетная палата предлагает внести в ст. 3 223-ФЗ изменения, предусматривающие обязанность заказчика устанавливать в положении о закупке исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядок обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, запрет на конфликт интересов закупочной комиссии заказчика и участников закупок.

  • Право.ru
  • Тендеры

Государство активно предпринимает действия, направленные на то, чтобы сократить возможные преступления, которые совершаются в сфере государственных закупок.

Одним из таких нововведений становится активное использование различных мероприятий, направленных на привлечение к ответственности ответственных должностных лиц госзаказчиков, если такие лица были замечены в совершении административных или уголовных правонарушений при проведении различных мероприятий в сфере государственных закупок.

Существующие виды ответственности за правонарушения в сфере госзакупок

С момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года активно стали предприниматься также и действия, которые повышают меры ответственности за совершение различных правонарушений.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Все правонарушения, совершаемые в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, до 4 мая 2018 года относились к ведению Кодекса об административных правонарушениях, а применяемые меры ответственности находились только в рамках этого нормативного акта.

С 4 мая 2018 года вступили в силу изменения в действующее законодательство, которые сформировали две новые статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации (200.4, 200.5). Данные статьи назначают меры ответственности как для самих должностных лиц государственного и муниципального заказчика, которые играют существенную роль в осуществлении госзакупок, так и для исполнителя, который осуществляет различные действия, направленные на рассмотрение результатов той или иной процедуры исключительно в своих интересах.

Таким образом, с мая 2018 года можно говорить о том, что на территории Российской Федерации за все совершаемые правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок, действуют два вида ответственности – уголовная и административная. Конкретный вид, к которой будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок, определяется исходя из тяжести совершенного нарушения законодательства, а также из того ущерба, который был причинен государству неправомерными действиями конкретного нарушителя.

Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц

Как уже говорилось выше, назначение мер уголовной ответственности для лиц, которые совершили нарушение действующего законодательства в сфере закупок, было введено относительно недавно. Использование данного спектра мер направлено, в первую очередь, на то, чтобы минимизировать количество такого рода нарушений, которые имеют своей целью получение конкретного результата при осуществлении различного рода закупок.

Среди основных нарушений, которые можно выделить в части проведения мероприятий, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, следует выделить:

  • действия, направленные на нецелевое расходование бюджетных средств, если такое расходование осуществляется на основании различных закупочных процедур (например, при установлении неоправданно завышенной начальной максимальной цены контракта, которая будет снижаться в конкурентной процедуре, но окажется выше, чем у других возможных участников);
  • необоснованное использование систем преференций и льгот, которое также ставит итоговой целью неправомерное и нецелевое расходование средств, выделенных из федерального или регионального уровней бюджета;
  • проведение закупочной процедуры с получением «нужного» итогового результата, если такие действия имеют под своей основой личную корыстную и другую заинтересованность тех лиц, которые принимают участие в той или иной закупке либо могут оказать влияние на итоговые результаты.

Применение мер ответственности уголовного характера в случае выявления такого рода нарушений могут быть осуществлены в отношении не только контрактных управляющих или сотрудников контрактной службы, которые принимают непосредственное участие в проведении закупочных процедур, но и в отношении других лиц, выступающих от имени государственного или муниципального заказчика, а именно:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • члены закупочных комиссий (в том числе те, кто проводит рассмотрение различного рода заявок и других документов, подаваемых потенциальными участниками закупочной процедуры);
  • члены экспертных и приемочных комиссий либо лица, которые осуществляют единоличный прием результатов исполненных контрактов;
  • уполномоченные должностные лица, которые не осуществляют непосредственное участие в государственных или муниципальных закупках, но имеют документально подтвержденное право на представление интересов заказчика при осуществлении различного вида закупок.

В том случае, если наличие злого умысла со стороны представителя заказчика или его должностного лица будет установлено, независимо от того, по каким причинам в его действиях такой умысел возник (из-за шантажа и угроз, из-за получения взятки либо по причине собственной заинтересованности), виновное лицо будет привлечено к установленным в рамках статьи 200.4 УК РФ мерам ответственности, а именно:

  • штраф с максимальным значением до одного миллиона рублей (диапазон от двухсот тысяч до одного миллиона рублей назначается в тех случаях, когда речь идет о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, либо если был причинен особо крупный ущерб государству);
  • штраф с возможностью установления его в размере дохода осужденного за период до трех лет (если нет возможности взыскать размер штрафа в конкретной финансовой величине);
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет (в качестве дополнительной меры наказания может быть использован запрет на занятие определенных должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок до трех лет, однако, такой запрет устанавливается только по решению суда и на его усмотрение);
  • лишение свободы с максимальным сроком действия наказания до семи лет (к данному наказанию также может быть присоединен дополнительный вид наказания в виде ограничения права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные должности на срок до трех лет).

Однако привлечь к уголовной ответственности по современному законодательству могут не только представителя заказчика, но и потенциального или действующего исполнителя по контракту, если выяснится, что он тоже нарушил действующие нормы права.

Уголовная ответственность исполнителя

Уголовная ответственность в отношении потенциального или действующего исполнителя по государственному или муниципальному контракту является реальной в случаях, если будет установлен факт осуществления подкупа или иного вида воздействия в отношении должностного лица, ответственного за проведение закупочных процедур или принятия их результатов.

Чаще всего в качестве воздействия на то или иное должностное лицо государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица рассматривается передача взятки в виде денежных средств, ценных бумаг или иных предметов или оказание какого-либо рода услуг имущественного характера, а также предоставление различного рода прав имущественного характера.

Именно в этом случае представитель исполнителя, который был уличен в совершении такого преступления (его состав предусмотрен статьей 200.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации), будет привлечен к ответственности.

Законодатель в указанной статье формирует возможные применяемые меры ответственности для наказания тех лиц, которые совершили те или иные преступления в части различных вариантов подкупа должностных лиц государственного или муниципального заказчика. При этом законодатель разделил преступления, которые совершаются в такой сфере в зависимости от размера ущерба, на крупный, особо крупный, а также на преступления, которые совершены единолично или группой лиц по предварительному сговору.

Если было установлено, что подкуп был совершен, то к ответственности будут привлекаться лица, чья вина доказана. К ним в зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие виды мер ответственности:

  • штраф в диапазоне от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
  • если в качестве штрафной санкции не может быть установлена конкретная сумма, то штраф назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
  • ограничение свободы с максимальным сроком до двух лет;
  • исправительные работы с максимальным сроком действия наказания до двух лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до двенадцати лет.

На решение суда выставляется также определение того, будут ли назначены дополнительные меры наказания в виде штрафа (размер устанавливается в кратном варианте сумме подкупа, но не менее десятикратного и не более пятидесятикратного размера), а также запрет заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные виды должностей на срок до семи лет.

Однако в том случае, если лицо, которое виновно в совершении такого преступления, активно участвовало в расследовании такого преступления, то оно полностью освобождается от уголовной ответственности за его совершение.

Административная ответственность за типичные нарушения

Административная ответственность за совершение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок была сформирована еще в момент вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в январе 2014 года. Однако на тот момент все меры ответственности не были полностью проработаны, и некоторые нарушения не оставались охвачены, а назначение наказания осуществлялось по аналогии.

На сегодняшний день все типичные нарушения при осуществлении госзакупок полностью охвачены мерами административного воздействия. Так, в частности, установлены меры воздействия за следующее:

  1. Нарушения в части планирования госзакупок, которые выливаются в неправильное формирование плана закупок и плана-графика. В частности, к таким нарушениям относятся нарушение сроков размещения всех документов в Единой информационной системе, нарушение сроков проведения общественного обсуждения (если проведение такого обсуждения предусмотрено правилами проведения самой закупки), неуказание или недостоверное указание информации, которая должна быть отражена в плановых документах, неуказание или указание необоснованной начальной максимальной цены контракта. Штрафные санкции за такие наказания находятся в диапазоне от пяти до пятидесяти тысяч рублей (устанавливаются меры ответственности в соответствии с положениями статьи 7.29 Кодекса об административных правонарушений). Такие же меры ответственности устанавливаются в случаях, если речь идет о неправомерном дроблении проводимой закупочной процедуры, например, для того, чтобы установленная НМЦК была меньше ста тысяч рублей для проведения закупки у единственного поставщика.
  2. Нарушения в части выбора способа проведения закупки наказываются штрафными санкциями в размере тридцати тысяч рублей для ответственного должностного лица, а в отношении самого заказчика сумма штрафа равняется пятидесяти тысячам рублей (санкции устанавливаются в соответствии со статьей 7.29 КоАП РФ).
  3. Нарушения в сфере собственно проведения закупок, например, за размещение документации в ЕИС с нарушением сроков публикации. Размер штрафа в этом случае будет находиться в диапазоне от трех до тридцати тысяч рублей (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  4. Нарушение действующего законодательства в части неразмещения информации о проводимой закупке в ЕИС. Штраф в этом случае равняется пятидесяти тысячам рублей на должностное лицо и 500 тысячам рублей на заказчика (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  5. Нарушение процедуры при заключении контракта и внесении изменений в его состав также относится к типичным нарушениям, которые нередко совершаются в сфере государственных закупок. Штрафные санкции в этом случае находятся в диапазоне от пяти до тридцати тысяч, но в процентном соотношении должны рассчитываться в размере одного процента от начальной максимальной цены контракта.
  6. Если должностное лицо и заказчик своими действиями или бездействием добились того, что контракт не был исполнен, то на них может быть наложен штраф в диапазоне от пяти до пятнадцати процентов от общей суммы, которая осталась в части неисполненных обязательств, но не менее тридцати тысяч рублей, а для заказчика как юридического лица – в размере не менее трехсот тысяч рублей и в диапазоне от однократного до трехкратного размера стоимости итоговых невыполненных обязательств.
  7. Нарушение правил и порядка ведения реестра контрактов, в том числе в части размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок также относится к типичным административным правонарушениям. Караются такие правонарушения штрафами в размере двадцати тысяч рублей на должностное лицо.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Участие в некоторых видах процедур по определению исполнителя по государственным или муниципальным контрактам требует внести средства в качестве обеспечения заявки на участие.

Нередки случаи, когда по каким-либо причинам обеспечение заявки не возвращается потенциальному исполнителю контракта в указанные законом сроки. Для таких случаев законодатель установил специальные меры ответственности, сформулированные в статье 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.

Если речь идет о невозврате средств, внесенных в качестве заявки, на срок не более трех дней, то на виновное должностное лицо налагается наказание в виде штрафа, размер которого равен пяти тысячам рублей, а на юридическое лицо, допустившее такую просрочку – в размере тридцати тысяч рублей. Если срок просрочки превышает три дня, то размер штрафа увеличивается на физическое лицо до пятнадцати тысяч рублей, а на должностное – до девяноста тысяч.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Типовые нарушения при осуществлении закупок

А. Павелин
Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2015

В этой статье автор приводит обзор наиболее часто встречающихся нарушений, связанных с выбором способа размещения заказа; с информационным обеспечением заказа, с составлением документации о размещении заказов и соблюдением процедуры размещения заказов; с заключением и исполнением контрактов, с соблюдением сроков представления в контрольный орган сведений (информации).

В силу ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется: ФАС, органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на проведение контроля в сфере закупок, органами местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, а также Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами. В ходе проведения проверок указанные органы выявляют различные нарушения, допускаемые бюджетными учреждениями при осуществлении процедур размещения заказов. Обзор наиболее часто встречающихся нарушений приведем в данной статье.

Нарушения, связанные с выбором способа размещения заказа

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.

Учреждение выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок путем запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.

Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Аукционный перечень).

В Аукционный перечень включены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включенные в группировку 45 «Работы строительные» (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб., муниципальных нужд – 50 млн руб.

Таким образом, заказчик обязан провести электронный аукцион в случае закупки любых строительных работ (код 45 ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002)), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002), если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн руб., муниципальных нужд – 50 млн руб.

Статьей 7.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность:

  • за выбор должностным лицом учреждения способа определения поставщиков с нарушением требований Закона о контрактной системе, что влечет наложение административного штрафа в размере 30 тыс. руб.;
  • за осуществление закупки каким-либо иным способом, если Законом о контрактной системе такая закупка должна осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. Данное нарушение влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб.;
  • за принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных Законом о контрактной системе, или нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования применения указанных способов определения поставщика, что влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб.

Довольно часто встречающимися нарушениями, отнесенными к данной группе, являются следующие:

  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика с превышением годового объема закупок, установленного п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика путем заключения разового договора на сумму, превышающую 100 тыс. и 400 тыс. руб., предусмотренных соответственно п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг с нарушением ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе путем проведения запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 500 тыс. руб.;
  • заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе без проведения конкурентных процедур при отсутствии правовых оснований;
  • заключение контракта с нарушением п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контрольным органом в сфере закупок, когда требуется такое согласование.

Нарушения, связанные с информационным обеспечением заказов

Закон о контрактной системе устанавливает требования к порядкам и срокам размещения информации о проведении закупок. Наиболее распространенными нарушениями, относящимися к данной группе, являются случаи неразмещения или нарушения сроков размещения на официальном сайте документации о закупке, протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, отчетов об исполнении контракта, иных документов, относящихся к закупке, размещение которых является обязательным.

Так, например, заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., и в случаях, предусмотренных ст. 76 Закона о контрактной системе, – не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока (ч. 1 ст. 74 Закона о контрактной системе). Исходя из смысла данной нормы срок подачи заявок участников закупки должен составлять:

  • не менее семи рабочих дней – для закупки на сумму, превышающую 250 тыс. руб.;
  • не менее четырех рабочих дней – для закупки на сумму менее 250 тыс. руб.

Несоблюдение названных сроков может повлечь привлечение учреждения к административной ответственности по ч. 1.2 и 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем следует учитывать, что установление в извещении меньших сроков, чем определено ч. 1 ст. 74 Закона о контрактной системе, составляет объективную сторону состава административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.

По общему правилу течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса. С учетом вышеизложенного датой начала срока подачи заявки является день, следующий за днем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. При этом если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Также следует учитывать, что согласно ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в данной организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Следовательно, дату истечения срока подачи заявок следует понимать как дату истечения срока представления котировочных заявок включительно.

Таким образом, срок, предусмотренный ст. 74 Закона о контрактной системе, начинается с первого рабочего дня после размещения извещения о проведении запроса котировок.

Извещение о проведении запроса котировок должно быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок без взимания платы.

Необходимо отметить, что нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов не более чем на два рабочих дня влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5 тыс. руб., а на юридических лиц – 15 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ). Напомним, что, например, извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

Кроме того, предусмотрена ответственность за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Законом о контрактной системе. Совершение этого правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб., а на юридических лиц – 500 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

К данной группе нарушений, в частности, можно отнести случаи:

  • неразмещения или нарушения сроков размещения на общероссийском официальном сайте планов-графиков закупки;
  • невнесения или нарушения сроков внесения изменений в планы-графики закупок при изменении потребности в товарах, работах, услугах;
  • неразмещения иных документов и информации, указанных в ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе.

Нарушения при заключении и исполнении контрактов

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

К нарушениям, связанным с заключением и исполнением контрактов, можно отнести:

  • нарушение сроков заключения контракта. Так, например, заключение контракта по итогам проведения конкурса и аукциона должно осуществляться не ранее чем через 10 дней с момента размещения соответствующих протоколов на официальном сайте, а по итогам запроса котировок – не ранее чем через семь дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок на официальном сайте;
  • заключение контракта без предоставления обеспечения исполнения контракта;
  • заключение контракта на условиях, отличных от условий, предусмотренных документацией о закупке, извещением о проведении запроса котировок, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемого товара, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований;
  • отсутствие в контрактах обязательных условий, предусмотренных Законом о контрактной системе. Закон о контрактной системе устанавливает перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт, которые установлены ч. 4 – 9, 11 – 13, 23, 26 – 28 ст. 34 Закона о контрактной системе. Перечень случаев, когда указанные требования могут не применяться, установлен ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе;
  • непроведение экспертизы поставленного товара на предмет соответствия условиям заключенного контракта в соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе. Напомним, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может осуществляться учреждением своими силами или для ее проведения могут привлекаться эксперты, экспертные организации;
  • нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • пролонгация действия контракта;
  • изменение условий заключенного контракта в ходе его исполнения, в том числе изменение предмета контракта, цены контракта, количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ и оказываемых услуг, изменение сроков исполнения контракта, иных его существенных условий при отсутствии правовых оснований, установленных ст. 95 Закона о контрактной системе.

Заметим, что административная ответственность за указанные нарушения установлена ст. 7.32 КоАП РФ.

Нарушения, связанные с составлением документации о размещении заказов и процедурой размещения заказов

С целью проведения закупки учреждение разрабатывает документацию о проведении закупки, которая должна содержать сведения, предусмотренные Законом о контрактной системе. В ходе проверок правильности составления такой документации, контрольными органами нередко устанавливаются случаи:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований, предусмотренных ст. 22 Закона о контрактной системе;
  • отсутствие в документации о закупке обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
  • установление в документации о закупке требований к объекту закупки, не соответствующих Закону о контрактной системе;
  • установление в документации о закупке требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не соответствующих Закону о контрактной системе;
  • установление в документации о закупке требований о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) информации и документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе;
  • включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

В ходе проверок правильности осуществления процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) встречаются случаи:

  • сокращения срока на подачу заявок на участие в закупках;
  • нарушения порядка приема заявок на участие в закупках;
  • нарушения порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки, установленного документацией о закупке;
  • нарушения срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;
  • непродления срока на подачу котировочных заявок в случаях, установленных Законом о контрактной системе.

Также встречаются и нарушения, связанные с отбором участников закупки и выбором победителя в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), к которым, в частности, можно отнести случаи:

  • отклонения заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, запросе котировок по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе;
  • признание заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
  • выбор победителя в проведении закупок с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Нарушение порядка направления сведений в реестр контрактов

В силу ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта обязаны направлять в Федеральное казначейство сведения о заключении контракта, его изменении, исполнении или расторжении, для включения этих сведений в реестр контрактов.

Необходимо отметить, что ненаправление, несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с Законом о контрактной системе или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 20 тыс. руб.

Также следует помнить, что включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб.

Нарушение сроков представления сведений (информации) в контрольный орган

К указанной группе нарушений относятся случаи непредставления либо нарушения сроков представления в контрольный орган сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным. Так, например, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Кроме того, бюджетные учреждения обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения (ч. 28 ст. 99 Закона о контрактной системе).

Непредставление информации или представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд влечет за собой в соответствии со ст. 19.7.2 КоАП РФ наложение на должностное лицо административного штрафа в размере 15 тыс. руб. Для юридических лиц размер штрафа составляет
10 тыс. руб.

Прочие нарушения

Кроме того, контрольными органами выявляются следующие нарушения:

  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства в объеме, не соответствующем требованиям ст. 30 Закона о контрактной системе;
  • принятие решения о создании комиссии по осуществлению закупки после размещения извещения об осуществлении такой закупки;
  • несоответствие количества членов комиссии по осуществлению закупок требованиям ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе;
  • неправомочное осуществление комиссией своих функций в случае присутствия на заседании менее 50% общего числа ее членов;
  • отсутствие в составе комиссии заказчика лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов;
  • закупка товаров, не отвечающих требованиям энергетической эффективности;
  • нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе осуществления закупки;
  • невыполнение требований предписаний контрольных органов;
  • непроведение претензионно-исковой работы.

* * *

В заключение отметим, что в силу ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность согласно законодательству РФ. Как мы могли убедиться, нарушения, допускаемые в том числе бюджетными учреждениями при проведении процедур размещения заказов, довольно многочисленны. Не менее многочисленны и основания для привлечения учреждений к административной ответственности. Надеемся, что наша статья поможет избежать учреждению финансовых потерь в случае его проверки контрольными органами.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *