>Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации

Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 1993 года N 5090-1
Об основных направлениях государственной
молодежной политики в Российской Федерации

Придавая исключительно важное значение проведению целенаправленной государственной молодежной политики в период осуществления социальных и экономических преобразований в обществе и обсудив Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации.

2. Совету Министров — Правительству Российской Федерации:
подготовить до 1 января 1994 года предложения об изменении действующего законодательства в связи с одобрением Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации;
подготовить и внести в Верховный Совет Российской Федерации до 1 октября 1993 года проект федеральной программы «Молодежь России», предусматривающей осуществление комплекса мер по социальной защите, поддержке самостоятельной трудовой, творческой деятельности и развитию молодежи.

3. Рекомендовать Верховным Советам республик в составе Российской Федерации в соответствии с общими принципами и целями Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации принять по вопросам, относящимся к их компетенции, соответствующие законодательные акты и внести изменения и дополнения в действующее законодательство.

4. Рекомендовать Советам народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения, местным Советам народных депутатов осуществлять в пределах своей компетенции и за счет своих бюджетных средств меры по обеспечению дополнительных социально-экономических и правовых гарантий в области труда и занятости молодежи, предпринимательской деятельности молодых граждан, по предоставлению им социальных услуг, поддержке молодых семей, талантливой молодежи, по созданию условий для физического и духовного развития молодежи, для содействия деятельности молодежных и детских объединений.

5. Рекомендовать правительствам республик в составе Российской Федерации, главам администраций автономной области, автономных округов, краев и областей, мэрам городов федерального значения принять меры по организационному и финансовому укреплению органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти, а также содействовать осуществлению федеральных, республиканских, региональных программ и иных мероприятий при проведении государственной молодежной политики.

6. Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации по делам молодежи, спорта и физического воспитания населения:
совместно с Советом Министров — Правительством Российской Федерации вносить предложения о последующих изменениях и дополнениях Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации с учетом социально-экономической ситуации в Российской Федерации;
осуществлять контроль за ходом реализации настоящего постановления.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов

Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации

Настоящие Основные направления содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней государственной власти и управления. Реализация мер в области государственной молодежной политики в России осуществляется органами государственной власти и управления на основе принимаемых в развитие настоящих Основных направлений нормативных актов и программ в соответствии с компетенцией этих органов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
Государственная молодежная политика проводится в отношении:
граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет — в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;
молодых семей — семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
молодежных объединений.
Государственная молодежная политика осуществляется:
государственными органами и их должностными лицами;
молодежными объединениями, их ассоциациями;
молодыми гражданами.

Принципы государственной
молодежной политики

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества целом;
обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Цели государственной
молодежной политики

Целями государственной молодежной политики являются:
содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.
Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

2. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ

Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
обеспечение соблюдения прав молодежи;
обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
содействие предпринимательской деятельности молодежи;
государственная поддержка молодой семьи;
гарантированное предоставление социальных услуг;
поддержка талантливой молодежи;
формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
содействие молодежным международным обменам.

Обеспечение соблюдения
прав молодежи

1 Государственная молодежная политика основывается на признании за молодым человеком всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.
Соблюдение прав молодых граждан будет обеспечиваться через:
недопущение введения каких-либо ограничений прав и свобод молодых граждан в зависимости от возраста, а равно возложения на них дополнительных обязанностей в сравнении с обязанностями граждан иного возраста иначе, как в установленном законом порядке;
признание недействительными полностью или в соответствующей части с момента их принятия любых подзаконных актов, ограничивающих объем прав, предоставляемых законом молодым гражданам, с возмещением виновной стороной материального и морального ущерба, причиненного молодым гражданам;
проведение дознания, следствия и судопроизводства по делам несовершеннолетних с соблюдением обусловленных возрастными особенностями несовершеннолетних специальных требований к процедуре дознания и следствия, составу дознавателей и следователей, а также отправлению правосудия и составу суда;
осуществление мер, направленных на профилактику безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних, и создание в этих целях соответствующих структур по защите их прав в системе органов исполнительной власти всей уровней.

Обеспечение гарантий
в сфере труда и занятости
молодежи

Главной задачей государства в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие меры и средства:
учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;
использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;
установление для предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы, квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, нуждающихся в поддержке при поиске работы, и других;
законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот;
осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам.

Содействие
предпринимательской
деятельности молодежи

В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегчения стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения необходимо необходимо осуществить меры по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской (фермерской) деятельности молодых граждан, молодых семей, коллективов молодых граждан, а также организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объединений на селе, прежде всего в сфере производства товаров и услуг.
Система таких мер предполагает:
установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия;
предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска;
выдачу поручительств и гарантий;
финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов;
освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления;
предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.

Государственная
поддержка молодой семьи

Оказывая поддержку молодой семье, государство исходит из того, что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых условий жизни молодой семьи, от окружающей ее природной и культурной среды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и народов Российской Федерации, физическое и духовное здоровье новых поколений.
С этой целью предполагается:
предусмотреть для молодых семей льготы в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, при предоставлении долгосрочных кредитов на строительство и приобретение жилых домов (отдельных квартир), для уплаты вступительных паевых взносов в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, внесение платы за обучение (переподготовку) в учебных заведениях, действующих на коммерческой основе, и на другие цели;
законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи в зависимости от числа родившихся, усыновленных, взятых под опеку, на попечительство детей;
установить льготный порядок получения молодыми семьями земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также землепользования:
разработать и осуществить государственные программы поддержки молодых семей, предусматривающие меры по решению острых бытовых проблем таких семей, прежде всего в период строительства и приобретения собственного жилья, а также по расширению ассортимента оборудования (включая строительное, ремонтное, сельскохозяйственное), предметов домашнего обихода, спортивного и туристического снаряжения, предоставляемых молодым семьям по льготным ценам в порядке проката или лизинга.

Гарантированное
предоставление социальных
услуг

Деятельность в этой области в ближайшей перспективе будет сосредоточена на установлении системы социальных норм и нормативов, закрепляющих гарантированный минимальный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке.
В этих целях:
разрабатываются и осуществляются образовательные и культурно-просветительные программы;
формируются и эффективно эксплуатируются оздоровительные комплексы;
разрабатываются градостроительные решения, формирующие жизненную среду, отвечающую потребностям молодежи, а также меры, обеспечивающие доступность и удобство в пользовании спортивными, культурными и другими объектами;
создаются учреждения социальной службы, специально предназначенные для работы с несовершеннолетними и молодежью (социальная служба молодежи). Такая служба будет направлена на: содействие в удовлетворении информационных потребностей молодых людей; оказание психологической, педагогической, юридической и наркологической помощи; проведение реабилитационных мероприятий в отношении молодых инвалидов, демобилизованных военнослужащих, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма; патронажное обслуживание молодых семей и оказание других видов социальных услуг и помощи. При этом приоритет будет отдаваться программам и проектам в области социальной службы, выдвигаемым на конкурсной основе общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными и иными фондами, отдельными гражданами; будет поддерживаться гражданская добровольная служба молодежи, в том числе осуществляемая в порядке альтернативной (вневойсковой) службы лиц призывного возраста;
оказывается материальная поддержка юридическим лицам, осуществляющим деятельность по безвозмездному (льготному) обеспечению молодежи социальными услугами, в том числе путем установления льготного правового режима их деятельности; используются методы государственного экономического регулирования, стимулирующие направление инвестиций на создание условий для социального становления и развития молодежи.

Поддержка талантливой
молодежи

Государство исходит из особого общественного значения одаренной личности и стремится к тому, чтобы меры поддержки молодых талантов не вели к искажению естественных социокультурных процессов. Ключевым фактором при осуществлении мер по созданию более приемлемых условий для творческой деятельности молодежи является сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала общества.
Для решения этих задач предполагается:
стимулировать средствами экономического регулирования деятельность предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, отдельных граждан по поддержке молодых талантов;
устанавливать премии, стипендии, пособия для талантливых детей и молодежи;
поощрять создание творческих мастерских, школ, объединений при выдающихся деятелях науки, культуры и искусства, в том числе в форме частных пансионатов и учебных заведений;
участвовать через своих представителей в формировании попечительских советов учреждений, учебных заведений, деятельность которых направлена на поддержку и развитие одаренных детей и молодежи;
предоставлять молодежи для творческой и инновационной деятельности находящиеся в собственности государства средства, включая средства массовой информации, издательства, выставочные и концертные залы, на договорной основе;
предоставлять во временное пользование талантливой молодежи предметы и инструменты соответствующей творческой деятельности, в том числе имеющие историческое и культурное значение;
передавать в пользование молодежным объединениям культурно-исторические и научно-технические объекты при гарантировании их сохранности и функциональной связи с первоначальным назначением таких объектов, а также использования этих объектов для целей развития молодого поколения.

Формирование условий,
направленных на физическое
и духовное развитие
молодежи

Государство признает физическое и духовное развитие молодежи необходимой частью национального развития и высокой общественной ценностью. Оно исходит из комплексного характера деятельности по формированию должных условий физического и духовного развития молодежи.
В рамках данного направления деятельности государства содержание принимаемых мер заключается:
в обязательном выделении вопросов, затрагивающих физическое и духовное здоровье и развитие молодежи, при разработке и принятии федеральных, региональных, территориальных программ в области экологии, здравоохранения, образования, культуры, массовой информации и книгоиздательской деятельности, социальной защиты населения, физической культуры и спорта и в иных смежных областях;
в формировании специальных программ по оздоровлению экологической обстановки в городах и населенных пунктах с преимущественно молодежным составом населения, включающих меры по преодолению монопроизводства, реконструкции действующих предприятий, ликвидации или выводу в незаселенные зоны вредных производств, перепрофилированию предприятий на выпуск экологически чистой продукции, утилизации отходов производства и бытовых отходов, контролю за качеством питьевой воды, продуктов питания, воздуха, почвенного покрова и другие меры, направленные на экологическое оздоровление окружающей среды;
в поощрении общественных инициатив и проектов (включая международные), имеющих целью экологическое образование и воспитание молодежи, распространение среди молодых людей духовных ценностей отечественной и мировой культуры. Такие инициативы и проекты могут с согласия инициаторов включаться в состав или приниматься в качестве самостоятельных государственных программ, получая соответствующее материальное и финансовое обеспечение, при сохранении организаторской роли общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, выступивших с инициативой (проектом).

Поддержка деятельности
молодежных и детских
объединений

Государство намерено оказывать материальную и финансовую поддержку молодежным и детским объединениям, осуществляющим мероприятия в области государственной молодежной политики. В этих целях государство:
определяет правовой статус молодежных и детских общественных объединений;
реализует в отношении молодежных и детских объединений принцип приоритета при финансировании мероприятий (программ) в области государственной молодежной политики;
устанавливает по отношению к ним льготный налоговый режим;
предоставляет всем молодежным и детским объединениям равные возможности пользоваться государственной поддержкой;
гарантирует невмешательство в их деятельность при оказании такой поддержки;
предоставляет детским объединениям право пользоваться помещениями школ, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, спортивными и иными сооружениями бесплатно или на льготных условиях.

Содействие
международным
молодежным обменам

Государство будет оказывать содействие развитию международного молодежного сотрудничества (в том числе финансовое) путем заключения и реализации межправительственных соглашений о молодежных обменах, а также включению молодежи России в систему региональных, общеевропейских и других международных гуманитарных, образовательных, научно—технических молодежных программ.

3. МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ

Реализация государственной молодежной политики будет включать следующие меры:
принятие специальных законодательных и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления; внесение изменений и дополнений в действующее на территории Российской Федерации законодательство и иные правовые акты;
разработку и осуществление государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях;
создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;
выделение в федеральном и местном бюджетов отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики (финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, целевых молодежных фондов, программ социальной помощи отдельным категориям молодежи, социальных служб для молодежи, научных исследований по проблемам молодежи, обучения и подготовки соответствующих кадров, проведения спортивных, культурных и иных мероприятий);
создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.

Текст документа сверен по:
Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации,
N 25, 24.06.93.

Приоритетные направления молодёжной политики.

Существенной характеристикой молодёжной политики как целенаправленной и перспективно ориентированной деятельности является то, что она предполагает достижение долгосрочных результатов. Анализ сложившейся в Челябинске системы взаимодействий, соотношение положительных и отрицательных характеристик социокультурной ситуации, требуют в первую очередь серьёзного осмысления происходящих процессов и их последствий, пересмотра традиционных принципов отношения городского самоуправления к молодёжи. Это предусматривает определение приоритетов деятельности городской Думы и Администрации города, подразумевающих систему тактических шагов по решению выявленных противоречий. Именно конкретные долгосрочные программы и проекты, объединённые единой стратегической идеей, позволяет нейтрализовать негативные процессы в развитии молодёжи и обеспечить максимальную включенность данной социально-культурной группы в городское сообщество.

Проблемы молодёжи определяют основные приоритетные направления молодёжной политики это:

1. Формирование здорового образа жизни: Государство признает физическое и духовное развитие молодежи необходимой частью национального развития и высокой общественной ценностью. Оно исходит из комплексного характера деятельности по формированию должных условий физического и духовного развития молодежи. В рамках данного направления деятельности содержание принимаемых мер заключается в:

· развитие системы специального медицинского обслуживания и социально-психологической реабилитации молодых людей, страдающих наркоманией;

· проведение профилактических медицинских мероприятий, направленных на улучшение здоровья молодежи;

· содействие в организации оздоровительных акций для отдельных категорий детей и молодежи, нуждающихся в особой заботе;

· координация деятельности органов, осуществляющих регулирование в сфере образования, здравоохранения и спорта по развитию детско-юношеского массового спортивного движения, обеспечивающего массовость и доступность спортивных мероприятий;

· борьба с такими формами поведения молодежи как участие в криминальных группировках, употребление наркотиков, алкоголя;

· деятельность органов государственной власти области по пропаганде здорового образа жизни, создание новых образцов для подражания, стиля жизни, основанного на здоровье и физическом совершенствовании.

2. Развитие гражданской позиции и патриотизма: Молодежь всегда была в российской истории наиболее патриотической частью общества. В основе патриотизма — неотъемлемое право личности быть необходимым своей стране. Молодежь в нынешних условиях, как никогда, нужна России и должна занять активную жизненную позицию в борьбе за будущее своей страны — России. Будущее объективно принадлежит молодежи и каким оно станет — ответственность молодежи.

Во имя совместного и солидарного будущего молодежь должна объединиться в своем праве борьбы за будущее1. В этих целях предполагается:

· формирование уважительного отношения молодых людей к государственной символике, к истории России и историческим традициям;

· привлечение ветеранских организаций к воспитанию подрастающего поколения;

· проведение экспедиций и походов поисковых отрядов, увековечение памятников защитников Родины, организация оборонно-спортивных и военно-технических лагерей, проведение оборонно-спортивных мероприятий.

3. Поддержка талантливой молодежи: Государство исходит из особого общественного значения одаренной личности и стремится к тому, чтобы меры поддержки молодых талантов не вели к искажению естественных социокультурных процессов. Ключевым фактором при осуществлении мер по созданию более приемлемых условий для творческой деятельности молодежи является сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала общества2. Для решения этих задач предполагается:

· установление премий, стипендий, пособий для талантливой молодежи области;

· создание творческих мастерских, школ, объединений;

· предоставление молодежи для творческой деятельности выставочных и концертных залов;

· формирование специальных фондов для поддержки молодых талантов.

4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений: Государство намерено оказывать материальную и финансовую поддержку молодежным и детским объединениям, осуществляющим мероприятия в области государственной молодежной политики. В этих целях :

· органы государственной власти Челябинской области оказывают молодежным и детским объединениям финансовую и материальную поддержку в установленном законом порядке;

· молодежным и детским объединениям предоставляются субсидии за счет средств бюджета согласно Закону области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Челябинской области».

5. Система информационного, методического и кадрового обеспечения молодежной политики:

· Осуществление информационной поддержки молодежи в сферах труда, образования, культуры, здоровья, семьи, отдыха и спорта;

· создание информационных баз данных по молодежной проблематике для государственных и общественных организаций, работающих с молодежью;

· создание информационной базы данных, методической литературы, имеющей патриотическую направленность;

· создание системы кадровой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью;

· обучение актива детских и молодежных общественных организаций, действующих на территории Челябинской области;

· поддержка средств массовой информации, освещающих пути решения проблем молодежи, газет, издающихся детскими и молодежными общественными организациями, молодежных редакций теле- и радиокомпаний, действующих на территории области.

6. Социальная поддержка молодежи: Деятельность в этой области в ближайшей перспективе будет сосредоточена на установлении системы социальных норм и нормативов, закрепляющих гарантированный минимальный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке.

В этих целях:

· адресная социальная помощь наименее защищенным категориям молодежи;

· организация бесплатных или льготных посещений детьми и молодежью музеев, театров, кинотеатров и концертов;

· система мер по защите прав несовершеннолетних;

· система мер по обеспечению доступности получения специального и высшего образования молодежью из малообеспеченных семей;

· организация летнего отдыха, санаторно-курортного лечения для молодежи из малообеспеченных семей;

· организация лагерей для детей из малообеспеченных, неполных семей, семей безработных, подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел;

· организация центров для оказания юридической и социально-психологической помощи молодежи;

· система мер социальной помощи молодым инвалидам;

· создание приютов, детских домов семейного типа для детей-сирот;

· помощь молодым семьям в получении льготных мест для детей в дошкольных учреждениях;

· предоставление льготных кредитов для молодых семей, строящих себе жилье по системе МЖК (молодежно-жилищных кооперативов);

7. Гарантии в сфере труда и занятости молодежи: Главной задачей в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие меры:

· учет молодежных проблем при разработке и осуществлении программ занятости населения;

· предоставление налоговых льгот для организаций, предоставляющих рабочие места для молодежи;

· развитие системы государственных, областных и муниципальных заказов для организаций. принимающих на работу на постоянной основе молодых граждан;

· разработка и реализация программы временной занятости несовершеннолетних во внеурочное время и период школьных каникул;

· развитие деятельности специализированных организаций, предоставляющих услуги по занятости молодежи, информацию о свободных рабочих местах;

· трудоустройство и занятость подростков и молодежи в летний период;

· система мер по трудоустройству выпускников образовательных учреждений;

· восстановление деятельности студенческих отрядов;

· организация обучения и стажировка за рубежом выпускников образовательных учреждений;

· помощь в трудоустройстве молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы;

· проектирование новых форм занятости в системе непрерывного образования и досуга т.к. роль досуговой сферы в формировании ценностно-нормативных ориентациях молодёжи не менее важна, чем роль образования.

8. Поддержка молодежных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью: В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегчения стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения необходимо осуществить меры по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской (фермерской) деятельности молодых граждан, молодых семей, коллективов молодых граждан, а также организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объединений на селе, прежде всего в сфере производства товаров и услуг.Это:

· предоставление молодежным организациям льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства;

· содействие молодежным организациям в разработке учредительных документов;

· разработка условий по предоставлению одноразовых субсидий для поддержки проектов в интересах молодежных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.

9. Формирование социально активного типа личности. Современная культура требует изменение вектора развития личности от индифферентного типа к инициативному. В ситуации, когда личность выступает только как пассивный объект культурных, экономических, политических и иных влияний, невозможно обеспечить конкурентное развитие города. В городе должны быть созданы условия для формирования предпринимательского типа личности, способной к творческой самореализации своих сущностных сил в профессиональной деятельности, сфере досуга, семейных отношений.

10. Создание условий для самореализации молодых людей.

· Создание системы постоянной социальной ( производственной, досуговой, добровольческой и др.) практики молодых людей — общественных организаций, клубов, молодёжных акций и тп. Молодому человеку должен быть предоставлен максимально широкий спектр видов занятий, предполагающий тренинговое участие и осознанный выбор своего дела в последствии;

· Обеспечение общественного одобрения лидирующих в творческом и организационном-управленческом отношении отдельных личностей и групп, то есть удовлетворение одной из наиболее важных социальных потребностей — потребности в признании важности и позитивной значимости выбранного дела для городского сообщества;

11. Поддержание и развитие многоуровневой системы образования. Перспективы развития России в следующем столетии будут определяться динамикой нарастания ее интеллектуального и информационного потенциала. Необходимо в кратчайшие сроки выработать и начать реализацию чрезвычайной стратегии развития высшего и специального образования как предпосылки сохранения и умножения экономического ресурса страны. Российская молодежь — за реформу образования. Но такая реформа должна быть не самоцелью, а способом создания качественного человеческого капитала. 1

· Расширение спектра специальностей, что позволит, обеспечит подготовку необходимых городу специалистов в рамках собственных учебных заведений;

· Обеспечение регулярной переподготовки и повышения квалификации молодых специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требования информационного общества;

· Развитие принципиально нового направления в образовательной деятельности -системы тренингов по повышению социальной активности молодёжи, развитию её предпринимательских инициатив.

12. Привлечение на постоянное место жительства или в порядке культурного обмена молодёжи других городов, регионов, государств, чтобы преодолеть негативные демографические процессы, за счёт расширения возможностей профессиональной самореализации, создание приемлемых условий решения жилищных проблем, демонстрации реальных перспектив развития города, формирование городских традиций и внешнего имиджа города Челябинска.

13. Вовлечение молодёжи в управление городом.

· Вовлечение молодёжи в социально полезную и ответственную деятельность;

· Установление новых, более действенных оснований идентификации личности с городом;

· Формирование у молодёжи организационно-управленческого опыта, а в структурах городского управления — кадрового резерва.

Таким образом, молодёжная политика направлена на формирование здорового образа жизни, на развитие гражданской позиции и патриотизма, на поддержку талантливой молодёжи, на поддержку деятельности молодёжных и детских общественных объединений, на информационное, методическое и кадровое обеспечение, на социальную поддёржку молодёжи, на обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи и на поддержку молодёжных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Вложенные городом средства в образование молодёжи, будут компенсированы сохранением интеллектуального и трудового потенциала в самом городе. Открытость городского самоуправления для молодёжи, её участие в создании перспективных проектов и программ, будут теми факторами, которые должны предопределить качественно новую степень развития города. Введение молодёжи в систему организации городской жизни можно рассматривать как один из механизмов работающих на культурную преемственность поколений. Ориентация новых поколений на сохранение устойчивых, положительных черт городского жизнеустройства в сочетании с деятельностью по развитию городского сообщества — задача всех структур, занятых в сфере социализации молодёжи. Молодёжная политика предполагает формирование социальной ответственности молодёжи, то есть ответственности не только за себя и свою семью, но распространение ответственного отношения на старшее и младшее поколения, город, общество в целом. Становление социальной ответственности обеспечивается в данном случае совпадением личных и поколенческих интересов, потребностям отдельного человека и города.

Государственная молодежная политика РК

Сегодня, молодежь — это одна из самых организованных, социально-активных слоев населения, она объективно является генератором новых идей, жизненной силой и энергией общества. Молодежь не просто будущее страны, это ее настоящее.

Последние годы были знаковыми для молодежной политики Республики. Государственная молодежная политика является одним из приоритетных направлений в деятельности многих стран. Основным нормативным правовым документом, регулирующим сферу отношений государства и молодежи в Республике Казахстан, является Закон «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» № 581 от 7 июля 2004 года, в котором определены его цели, задачи, направления, а также механизмы государственной поддержки молодежи, ее социальные и политические права. Проведены заседания трех Конгрессов молодежи Казахстана при непосредственном участии Президента страны Н. Назарбаева. Сферу государственной молодежной политики в той или иной степени регулировали различные государственные и отраслевые программы: Программа молодежной политики на 2005-2007 годы, Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы, Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан и другие. Государственная молодежная политика в Республике Казахстан осуществляется в целях создания социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления физического развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в интересах всего общества.

Целью Закона «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», согласно ст. 3, является создание социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия её творческого потенциала в интересах всего общества. Действующее законодательство о государственной молодежной политике выделило также основные задачи, среди которых защита прав и законных интересов молодежи; предоставление помощи и социальных услуг молодежи; реализация социально-значимых инициатив молодежи.

В главе 2 Закона РК «О государственной молодежной политике» закреплены основные направления реализации молодежной политики в РК, а также гарантии в сфере труда и занятости, содействие в решении жилищных проблем, государственной поддержке предпринимательской деятельности молодежи.

Права молодежи, закрепленные в Законе РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», в статье шестой на сегодняшний день находят поддержку государства, среди них — бесплатное медицинское обслуживание, получение ежемесячной государственной стипендии для молодых людей, обучающихся на государственном образовательном гранте. Также предусматривается квота приема в количествах, установленных правительством РК, для граждан из числа сельской молодежи. Закреплена возможность получения социальных услуг в виде консультаций по правовым, психологическим и другим вопросам, волнующим молодежь. В данном нормативном правовом акте предусмотрена статья, предоставляющая возможность финансирования мероприятий в рамках реализации государственной молодежной политики в форме государственного социального заказа. Несомненно, данный инструмент государственной поддержки молодежи в Республике Казахстан обладает большим потенциалом для укрепления молодежных организаций.

Государственная молодежная политика в Республике Казахстан в сфере труда и занятости осуществляется посредством реализации программ занятости молодежи, развития общественных работ и обучения молодежи на курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Пример успешной реализации одной из задач государственной молодежной политики, в обеспечении занятости студентов вузов и выпускников профессионально-технических учреждений — проект «Молодежная практика». Ее целью является приобретение первоначального опыта работы, знаний и навыков, оказание содействия в трудоустройстве и повышение конкурентоспособности на рынке труда.

В целях обеспечения трудоустройства выпускников с 2009 года в регионах организуется стажировка и прохождение практики в соответствии с полученной специальностью на рабочем месте. За последние три года в рамках программы «Молодежная практика» трудоустроены на постоянные рабочие места около 50 000 выпускников.

В 2011 году молодежная практика реализована в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020» и Программ развития регионов, в ходе, которой было охвачено 15,6 тыс. человек, в том числе в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее – ДКБ) 9,6 тысяч.

Другим значимым проектом обеспечения занятости выпускников высших и профессионально-технических учебных заведений являлась общенациональная инициатива «Ауыл жастары».

Данный проект преследует несколько целей, но главной является поддержка и создание условий для развития сельской молодежи.

В рамках общенациональной инициативы «Ауыл жастары» реализуется новый молодежный проект «С дипломом в село». Его цель — донести до молодых граждан основные идеи государственной поддержки специалистов социальной сферы на селе. В проекте принимают участие не только выпускники учебных заведений, только что получившие дипломы, но и специалисты со стажем, которые приехали в село для работы и проживания в течение не менее пяти лет.

Всего за период реализации привлечено 16 134 специалиста социальной сферы, из них 12 187 или 76 % составляют педагоги, 3 132 человека (19%) – специалисты здравоохранения, 516 – культуры, 133 — социального обеспечения и 166 — спорта.

Общенациональная инициатива «Жасыл ел». Одной из основных задач в области охраны окружающей среды и природопользования является стабилизация и улучшение экологической ситуации в Республике.

По всей стране с 2005 года успешно реализовывается инициатива Главы государства по озеленению «Жасыл ел». Основные цели и задачи «Жасыл ел»: озеленение населенных пунктов, увеличение лесистости территорий с вовлечением молодежи в данные процессы. На современном этапе развития независимого Казахстана, реализация программы «Жасыл ел» занимает одну из важных мест в реализации государственной молодежной политики.

Проект «Молодежный кадровый резерв» направлен на формирование кадрового резерва Казахстана на конкурсной основе в количестве 100 человек из 2 000 участников со всех регионов Казахстана. Обучение и включение в социально-значимую деятельность по трем направлениям:

— государственная служба;

— общественно-политическая деятельность;

— бизнес-сообщество.

Основными направлениями государственной молодежной политики в Республике Казахстан является содействие предпринимательской деятельности молодежи.

Вовлечение молодежи в сферу предпринимательства является актуальным направлением развития малого и среднего бизнеса не только в Казахстане, но и по всему миру.

В последнее время вопросам молодежного предпринимательства не уделяется особого внимания. Работа в этом направлении в основном ограничивается обучением молодых людей, изъявивших желание начать свое дело.

Подводя итог, можно сделать вывод, что специальное национальное законодательство в области молодежной политики – общепринятая мировая практика, эффективный инструмент формирования государственной молодежной политики.

Основные направления Государственной молодежной политики

Основные направления Государственной молодежной политики

Основные направления Государственной молодежной политики определены в областном законе «О государственной молодежной политике в Томской области» от 05.12.2008 № 245-ОЗ.

Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, общественно полезных инициатив молодых людей

Государственная поддержка общественно полезных инициатив молодых людей в 2018 году реализована на разных уровнях:

В 2018 году более 17 000 человек стали участниками программ молодежных и детских общественных объединений, которые победили в областном конкурсе программ молодежных и детских общественных объединений. 4 организации — победителя получили субсидии на реализацию программ на общую сумму 2 690 086 рублей.

Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области ведется областной реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.

По состоянию на 01.07.2019 в реестре состоит 36 организаций: 9 детских общественных объединений и 27 молодежных.

Со 2 по 18 июля 2019 года был проведен областной конкурс программ молодежных и детских общественных объединений. Конкурс проводится в целях выявления и поддержки эффективных программ, направленных на реализацию государственной молодежной политики в Томской области, согласно Закону Томской области от 10 апреля 2006 года № 53-ОЗ «О государственной поддержке межрегиональных, региональных и местных молодежных и детских общественных объединений на территории Томской области», постановлению Администрации Томской области от 16.07.2014 № 270а «Об областном конкурсе программ молодежных и детских общественных объединений». : организаций получили поддержку на реализацию своих программ:

По направлению «Развитие молодежного и детского добровольчества (волонтерства)» победу одержала программа «Создание муниципального ресурсного центра добровольчества Томского района» Томской региональной общественной организации «ГОРОДСКОЙ ОТРЯД МОЛОДЕЖИ».

По направлению «Укрепление здоровья, формирование и пропаганду здорового образа жизни, создание условий для физического и духовного совершенствования детей
и молодежи» победителем признана программа «Коль здоровьем слаб, так и духом не герой» Региональной общественной организации «Ассоциация оборонно-спортивных клубов Томской области».

По направлению «Создание условий для получения информации и знаний в области экономики, ориентация детей и молодежи в современной экономической ситуации, развитие молодежного предпринимательства, организация профессиональной подготовки и переподготовки, трудоустройства молодых специалистов, создание условий для развития движения студенческих отрядов» победила программа: «СОзвездие» Томского регионального отделения Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды».

По направлению «Осуществление деятельности в области художественного и прикладного творчества детей и молодежи, художественной культуры» победа досталась программе «Создание художественного фильма «Как рождаются чемпионы» Томской Общественной организации спортивно-патриотического воспитания и досуга «Союз спортивной молодежи».

По направлению «Патриотическое воспитание детей и молодежи, знакомство с культурно-историческим наследием родного края, развитие краеведческой работы, сохранение и восстановление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» победила программа «Хранители памяти» Томского регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».

И в направлении «Решение социальных проблем детей и молодежи, создание психологических служб, систем адаптации и реабилитации отдельных категорий детей и молодежи в современном обществе, а также развитие движения милосердия в детской и молодежной среде» победу одержала программа «Школа агробизнеса» Региональной общественной организации помощи детям-сиротам, детям из приемных семей и кризисным семьям «Причал» (г.Асино).

В конкурсах, проводимых Федеральным агентством по делам молодёжи, 26 проектов Томской молодёжи получили в 2018 году финансовую поддержку на общую сумму 6 400 000 рублей.

Среди самых заметных проектов можно отметить:

— Степанов Михаил Сергеевич с проектом «Цикл документальных короткометражных мотивирующих фильмов «Тридцатка»»;

— Нестерков Никита Александрович с проектом Центр молодежного туризма «Томск tour»;

— Ганиев Даниил Олегович с проектом «Молодежный Совет при Администрации Томского района»;

— Журавлева Дарья Михайловна с проектом «Чистые озера»;

— Обухова Елизавета Юрьевна с проектом «Межрегиональный фестиваль «Казачья звонница»;

— Куклина Анастасия Юрьевна с Паблик-Арт проектом «Склады искусства»;

— Кириллина Мариника Сергеевна с проектом «Дни национальных культур»;

— Шерстобитов Александр Анатольевич с проектом «Капля Добра».

В конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2018 году 37 некоммерческих организаций из Томской области получили финансовую поддержку на общую сумму 53 438 573,01 рублей.

Среди них такие молодёжные проекты как:

— «Город добрых дел» Томской региональной общественной организации «Поисковый отряд «Патриот»;

— «Помня о будущем» Томского областного благотворительного общественного фонда «Сибирь-СПИД-помощь»;

— «Кризисный центр «Маленькая мама» Регионального благотворительного общественного фонда «Право на детство»;

— «Классный руководитель. Перезагрузка» Томской областной общественной организации «Хобби-центр»;

— «Движение в радость» Некоммерческой организации по социализации и адаптации семей, имеющих детей с отклонениями в развитии – «Фонд «Радость жизни».

Гражданское и патриотическое воспитание, воспитание толерантности

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи включает в себя:

— сотрудничество с поисковыми отрядами, военно — историческими и патриотическими организациями, клубами межнационального общения, объединениями казачьей молодежи;

— работу общественных объединений Томской области;

— участие в молодежных мероприятиях, проводимых на территории области (квесты «Пульс России в наших сердцах», «Сталинградская битва», «По страницам памяти» и др.);

— проведение ежегодно в рамках организации Дней единых действий в муниципальных районах (городских округах) Томской области совместно с региональным отделением Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» областных акций «Георгиевская ленточка», «Письмо Победы», «Рекорды Победы», «Свеча памяти». В мероприятиях принимают участие свыше 45 000 человек.

С каждым годом в Томской области набирают обороты Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» Томское региональное отделение Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Количество отрядов Юнармии в 2018 году выросло с 11 до 30, увеличилось и количество поисковых отрядов. На сегодняшний день Томская область занимает 1 место по числу поисковых отрядов в СФО.

Стоит отметить, что муниципальные образования уделяют патриотике самое пристальное внимание. Помимо традиционных мероприятий практически везде проходят мероприятия, посвящённые торжественной отправке призывников к месту службы. Команда Кожевниковского района Томской области приняла участие в финале Всероссийских военно-спортивных соревнований «Победа» в г.Москве, команда Первомайского района приняла участие финале Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница» в Волгограде и заняла 7 место из 22.

На территории Томской области действуют 222 патриотических объединения, не являющиеся юридическими лицами. В 2018 году в реестр молодежных и детских общественных объединений вошли 4 организации патриотической направленности, а в 2019 году – региональное отделение Юнармии.

С целью воспитания толерантности впервые в 2018 году в Томской области состоялось областное мероприятие «ЭтноМир». Мероприятие состояло из трех блоков: фотоконкурс «Этно-взгляд», «Этно-квиз» и «Этно-ночь» и было реализовано с целью воспитания толерантности в молодежной среде, формирования культурных и нравственных ценностей среди молодежи. В мероприятии приняли участие более 1 500 человек, в том числе дети и семьи с детьми

Поддержка талантливой, творческой молодежи

В 2018 году организованы и проведены «Музыкальный кубок «Юниор Лига КВН», «Осенняя школа «Юниор Лига КВН», областной фестиваль «Юниор Лига КВН». Ежегодное проведение мероприятий позволяет максимально включать муниципальные образования Томской области в развитие школьной лиги КВН.

В движение школьной лиги включены свыше 500 представителей молодёжи из 14 муниципальных образований Томской области.

По итогам организации областного этапа Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна» определена команда — победитель, которая приняла участие с региональной программой во Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна». Ежегодно Томская область возвращается с победами. Так, в 2018 году театр пластики «Магия рук», ТУСУР, заняли 1 место в направление «оригинальный жанр», дуэт Матюшина Александра и Неугодниковой Олеси, НИ ТГУ, — 3 место в музыкальном направлении, танцевальный коллектив «Flash», ТУСУР, — 2 место в танцевальном направлении, коллектив «Тэнгэри», НИ ТГУ, — 3 место в музыкальном направлении.

В 2019 году Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области проведен областной этап Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна», по итогам которого сформирована делегация Томской области в количестве 60 человек для участия во Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна», который проходил с 14 по 19 мая 2019 в Пермском крае.

По итогам участия представителей Томской области во Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна» Театр пластики «Магия рук» в оригинальном жанре занял I место; в танцевальном направлении II место занял танцевальный коллектив «Flash» и I место занял танцевальный коллектив ТГПУ.

В 20 муниципальных образованиях Томской области в 2018 году в две волны проходила флагманская программа — «Область творчества» — межмуниципальная молодежная программа, направленная на поддержку наиболее активных представителей творческой сферы, предоставления возможностей для развития. Основной задачей проекта стала возможность для молодых людей повысить свои компетенции, разработать свой уникальный проект, презентовать его в своем муниципальном образовании, а также продолжить его реализацию уже вне «Области творчества».

В 2019 году «Область творчества» стартовала в августе.

8 декабря 2018 года состоялось торжественное подведение итогов в сфере молодежной политики в Томской области в рамках областного молодежного форума «Поколение ТО!». Участие в мероприятии приняли 800 человек, в том числе, делегации молодых людей из 20 муниципальных образований Томской области. Лучшие представители молодёжи Томской области были отмечены наградами разных уровней (ФАДМ, благодарственные письма Губернатора Томской области, благодарственные письма Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области). Одной из главных наград стала Грамота Президента РФ к памятной медали «XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г.Сочи в 2017 году». 12 человек из Томской области вошли в ТОП-500 лучших волонтеров XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Поддержка общественно полезных инициатив молодых людей

Ежегодно в муниципальных образованиях Томской области реализуются флагманские программы, направленные на поддержку инновационной, предпринимательской, добровольческой деятельности, развитие гражданской активности и формирование здорового образа жизни в молодежной среде.

В 2018 году в 20 муниципальных образованиях были проведены мероприятия в рамках проектов:

— «Команда эффективных решений» — региональная молодежная программа, целью которой стало создание в муниципальных образованиях Томской области инициативного сообщества молодых людей, которые путем реализации социальных проектов улучшают условия для жизни в своем районе;

— «Территория добра» — межмуниципальный молодёжный проект, направленный на создание и развитие волонтерских организаций на территории Томской области. Мероприятия проходят в две волны;

— «Школа активного действия» — молодежный проект, направленный на обучение молодых людей из муниципальных образований Томской области, в возрасте от 14 до 30 лет, созданию и реализации социально-значимых для области проектов.

В 2019 году реализуются:

1. областная молодежная программа «Технология жизни» — программа реализуется с целью профилактики асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи. Задачи:

пропаганда здорового образа жизни;

профилактика социально опасных явлений в молодежной среде;

формирование основ правового сознания;

профориентация.

2. областная молодежная программа «Бумеранг добра» — целью которого является развитие волонтерского движения в муниципальных образованиях Томской области (общее количество участников – 1500 человек).

С целью поддержки молодежных инициатив в 2018 году организован областной конкурс проектов «Твоя идея», в котором приняли участие 137 представителей молодёжи муниципальных образований. Согласно новым правилам 7 победителей получили возможность в 2019 году реализовывать свои проекты при поддержке Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области.

4 проекта уже реализованы в первом полугодии 2019 года. Это:

1. «Молодежный микс», руководитель Филатова Юлия Сергеевна, с Кривошеино;

2. «Мой друг-робот», руководитель Литвинова Альбина Илдаровна, г.Томск;

3. «Friendship Voicks», руководитель Пшонко Арсений Александрович, Тегульдетский район;

4. «Созидай будущее», руководитель Ефимова Анна Владимировна, г.Северск.

Ежегодно в рамках государственной программы «Обеспечение безопасности населения Томской области» Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области проводит областной студенческий слет волонтеров. В рамках слета проводятся тренинги, беседы, круглые столы, направленные на пропаганду ЗОЖ и формирование культуры безопасности в молодежной среде.

​Развитие добровольчества (волонтерства)

2018 год Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом добровольца (волонтера) в России.

3 февраля 2018 года был официально открыт Год добровольца (волонтера) в Томской области. Впервые в Томске проведено волонтерское мероприятие Всероссийского уровня: областное мероприятие «Лаборатория добрых дел» в рамках форума молодых учёных U-NOVUS. На начало 2018 года в единой информационной системе «Добровольцы России» зарегистрировано 150 человек, на конец года число зарегистрированных добровольцев составило 572 человека. В рамках Года добровольца (волонтера) было проведено 285 мероприятий. В 18 из них участие приняли более 500 человек. За 2018 год силами добровольцев убрали 7000 кг. мусора, собрали свыше 1000 кг. макулатуры, посадили 18600 деревьев, раздали 45000 георгиевских ленточек.

На территории Томской области осуществляют свою деятельность свыше 50 организаций и объединений, занимающиеся реализацией волонтерской (добровольческой) деятельности – представители системы высшего и среднего профессионального образования, общеобразовательных организаций, молодежных и детских общественных объединений.

На территории города Томска существуют волонтерские центры образовательных организаций: Центр волонтерской и общественной деятельности НИ ТПУ, Центр социально – профессионального волонтерства НИ ТГУ, «Волонтерская лига» СПО Томской области. Центр волонтерской и общественной деятельности НИ ТПУ и «Волонтерская лига» СПО Томской области входят в состав Ассоциации волонтерских центров России.

С целью объединения волонтерских инициатив Департаментом проводятся конкурсы и мероприятия областного и всероссийского уровня: областной этап Всероссийского конкурса «Доброволец России», ежегодный областной слет волонтеров, межмуниципальный проект «Территория добра», обеспечение участия представителей Томской области в международных и всероссийских мероприятиях.

На сегодняшний день добровольческое (волонтерское) движение региона включает в себя более 21 000 человек, количество граждан, являющихся получателями услуг по реализации основных мероприятий добровольческих (волонтерских) инициатив — свыше 100000 человек.

Также регион вошел в число победителей Всероссийского конкурса лучших практик поддержки волонтерства «Регион добрых дел». В 2020 году Томская область получит из федерального бюджета 7 898,3 млн. рублей на создание «Ресурсного центра развития добровольчества Томской области «#БумерангДобра70».

Поддержка молодежи в сфере труда и занятости (Развитие системы студенческих отрядов)

2018 год стал юбилейным для движения студотрядов в Томской области, так как областной студенческий отряд отметил своё 55-летие.

Итогом работы 2018 года стали не только победы во всероссийских стройках, конкурсах, таких как ВСС «Мирный атом», «Север», «Мирный атом 2018, «Ялта», Всероссийский конкурс «В объективе РСО», Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Пара СОП», но и проведение различных областных мероприятий: II Всероссийская школа профессиональной подготовки мастеров Российских студенческих отрядов, Школа актива студенческих отрядов Томской области, Творческий фестиваль «СОбытие», патриотическая акция «Снежный десант», социальный конкурс «Снежная вахта» и многие другие.

В 2018 году на поддержку мероприятий ТРО МОО «РСО» из средств Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области выделено 1 313 916 рублей. Помимо этого студотряды стали победителями в Областном конкурсе программ (субсидия составила 800 000 рублей), а также получили грант от Федерального агентства по делам молодежи на организацию школы подготовки отрядов «Снежного десанта -2019» в размере 500 000 рублей.

В 2019 году Томское региональное отделение Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» получило субсидию в размере 500 000 рублей на реализацию программы «Созвездие» в рамках областного конкурса программ молодежных и детских общественных объединений.

Обеспечение участия представителей молодежи в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях в сфере государственной молодежной политики

Участниками Всероссийских, межрегиональных и международных мероприятий, включая форумную кампанию, в 2018 году стали 197 человек. Томичи приняли участие в Международном форуме X Международном молодежном управленческом форуме «Алтай. Точки роста-2018», Международном молодежном форуме «Байкал», Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме», Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида», Международном молодежном форуме «Территория инициативной молодежи «Бирюса».

В 2018 году 29 представителей поискового отряда «ПАТРИОТ» приняли участие в экспедиции в Республику Карелия, Калужскую и Новгородскую области, 2 человека участвовали в закрытии «Вахты Памяти» в г.Калуге. 5 представителей поисковых отрядов прошли обучение на звание «Инструктор детско-юношеского туризма» в г.Искитиме. 15 представителей Томской области – членов движения «Волонтеры Победы» и военно-патриотических клубов в обучающем семинаре Всероссийского проекта «Эстафета поколений» для регионов Сибирского федерального округа в г.Новосибирске.

2 представителя Томской области стали победителями Всероссийского конкурса «Послы Победы» и 9 мая 2018 года приняли участие в параде Победы в гг. Москве и Санкт-Петербурге в качестве волонтеров.

С участием общественных объединений в 2018 году организован областной этап Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница». В областном этапе приняли участие 180 человек. 7 победителей областного этапа приняли участие в финале в г.Волгограде.

За первые шесть месяцев 2019 года обеспечено участие 86 представителей молодежи Томской области в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях.

Информационное обеспечение молодежи и государственной молодежной политики

В течение всего года обеспечивается организация подготовки, размещения и обновления информации на Интернет-сайте www.depms.ru. В 2018 году официальный сайт Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области посетили 67 524 человека.

На сайтах иных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений размещается информация по патриотическому воспитанию граждан. Информация о мероприятиях, реализуемых в рамках государственной молодежной политики в 2018 году, была размещена на сайтах Администрации Томской области, сайте Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, на сайте Росмолодежи, а также на официальных страницах ведомств в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Одноклассники и Instagram.

Официальный сайт Департамента – https://dmpfs.tomsk.gov.ru/.

Помимо официального сайта, деятельность освещается в социальных сетях:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *