Основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции.

Участковый уполномоченный полиции является сотрудником поли­ции, осуществляющим оперативно-служебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Участковый уполномоченный полиции при несении службы на за­крепленной части территории муниципального образования, обслуживае­мой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здо­ровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граж­дан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране об­щественного порядка, собственности и обеспечению общественной без­опасности.

В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федераль­ными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, норма­тивными правовыми актами Президента Российской Федерации, норма­тивными правовыми актами Правительства Российской Федерации, пра­вовыми актами МВД России, главным образом Наставлением по органи­зации деятельности участковых уполномоченных полиции. Все перечис­ленные выше нормативные акты составляют правовую основу деятельно­сти участкового уполномоченного полиции.

В своей деятельности участковый уполномоченный полиции также руководствуется законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасно­сти, изданными в пределах компетенции.

Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке:

1. Защита личности, общества, государства от противоправных пося­гательств.

2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

3. Выявление и раскрытие преступлений.

4. Производство по делам об административных правонарушениях.

Выполняя свои функциональные обязанности,участковый уполно­моченный полиции при несении службы на административном участке принимает участие в следующих мероприятиях:

— в обеспечении правопорядка в общественных местах;

— в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести, в идентификации лиц, ко­торые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут со­общи ть сведения о себе; в идентификации неопознанных трупов;

— в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающих­ся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушед­ших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недоброволь­ной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

— в контроле за соблюдением законодательства Российской Федера­ции в области оборота оружия;

— в обеспечении безопасности дорожного движения.

Многообразие мероприятий, в выполнении которых может участво­вать участковый уполномоченный полиции, свидетельствует об универ­сальном характере его статуса представителя территориального органа внутренних дел.

Участковый уполномоченный полиции при несении службы осу­ществляет взаимодействие с подразделениями территориальных органов МВД России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными орга­нами федеральных органов исполнительной власти, учреждениями, орга­низациями, общественными объединениями и гражданами. С учетом спе­цифики административного участка и оперативной обстановки решением начальника территориального органа МВД России на районном уровне может вводиться зональный принцип работы участковых уполномочен­ных полиции совместно с сотрудниками других подразделений террито­риальных органов МВД России.

По решению начальника территориального органа МВД России на районном уровне участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции также может привлекаться к выполнению сле­дующих обязанностей, при невозможности их выполнения иными сотруд­никами полиции:

— проведение проверок по заявлениям и сообщениям о происшестви­ях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах со­вершения дорожно-транспортных происшествий, а также содержащим признаки преступлений в сфере экономики, экологических преступлений;

— участие в охране общественного порядка и обеспечении обще­ственной безопасности, привлечение к проведению следственных меро­приятий вне территории закрепленных административных участков;

— привлечение для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов МВД России, а также в резерве для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, нахо­дящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняе­мых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административ­ному наказанию в виде административного ареста.

Участковый уполномоченный полиции назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа МВД России. На период отсутствия участкового уполномоченного полиции (в связи с вакансией, временной нетрудоспособностью, отпуском, учебой или по иным уважительным причинам) его обязанности на основании приказа начальника территориального органа МВД России исполняет участковый уполномоченный полиции, которому устанавливается допол­нительная выплата за совмещение обязанностей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В таких случаях изменения в приказ о закреплении за участковым уполномоченным полиции админи­стративного участка вносятся в течение 10 дней.

За участковым уполномоченным полиции приказом начальника тер­риториального органа МВД России на срок не менее одного года закреп­ляется административный участок: в городах — исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, в сельской местности — в границах одного гаи нескольких объеди­ненных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования — в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности. Данное положение свидетельствует о том, что в настоящее время нормативными актами не установлен верхний предел численности населения, обслуживаемого участковым уполномоченным полиции на территории административного участка.

Размеры и границы административного участка определяются и пе­ресматриваются начальником территориального органа МВД России с примерным учетом численности населения, в том числе сезонно прожи­вающего на территории садоводческих, огороднических или дачных не­коммерческих объединений граждан, а также в местах массового отдыха населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории, деления района, города и иного муниципального образования.

В случае расположения на административном участке образователь­ных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, организаций и предприятий при расчете штатной численности участковых уполномоченных полиции учитывается количество компактно проживающих в общежитиях студентов и иных ка­тегорий, обучающихся в образовательных учреждениях, профессорско-преподавательского состава и иных граждан.

Приказом начальника территориального органа МВД России может со­здаваться административный участок, с включением в него только общежи­тий, административных зданий образовательных учреждений, организаций, предприятий и прилегающих к ним территорий. Таким образом, функцио­нальные обязанности участкового уполномоченного полиции будут ограни­чены специфическими условиями, обусловленными обслуживанием только этих объектов, что в значительной степени будет отличаться от функцио­нальных обязанностей других участковых уполномоченных полиции.

Административному участку приказом начальника территориально­го органа МВД России присваивается порядковый номер.

На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.

В целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на административных участках, создания и обучения резерва участковых уполномоченных полиции в штатное распи­сание территориального органа МВД России начальником территориаль­ного органа МВД России на региональном уровне по представлению начальника территориального органа МВД России на районном уровне может вводиться должность помощника участкового уполномоченного полиции из расчета на одну должность старшего участкового уполномо­ченного полиции — одна должность помощника участкового уполномо­ченного полиции (в сельских поселениях и отдаленной, труднодоступной местности — на одну должность участкового уполномоченного полиции — одна должность помощника участкового уполномоченного полиции). Данное решение обусловлено резко возросшей нагрузкой на участкового уполномоченного полиции, значительной протяженностью обслуживае­мой территории в сельской местности и необходимостью постоянно иметь подготовленных сотрудников полиции в качестве резерва для назначения на должность участкового уполномоченного полиции. Помощник участ­кового уполномоченного полиции на должности младшего начальствую­щего состава закрепляется приказом начальника территориального органа МВД России за конкретным участковым уполномоченным полиции и дея­тельность осуществляет под его непосредственным руководством.

Организационное обеспечение деятельности участковых уполномо­ченных полиции, включая планирование, учетно-аналитическую работу, контроль за несением службы и оценку их деятельности, осуществляется отделами (отделениями, группами) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России, отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России.

Работу и прием граждан участковый уполномоченный полиции осу­ществляет в помещении на административном участке — участковом пункте полиции, который должен соответствовать предъявляемым требованиям.

Прием административного участка вновь назначенным участковым уполномоченным полиции производится с участием заместителя началь­ника полиции территориального органа МВД России (по охране обще­ственного порядка) или заместителя начальника отдела (отделения) поли­ции, начальника ОУУП, заместителя начальника отдела (отделения) поли­ции в составе территориального органа МВД России, в присутствии участкового уполномоченного полиции, сдающего административный участок, или без участия указанного сотрудника — при его отсутствии по уважительной причине. О приеме и передаче административного участка производится запись в паспорте на административный участок.

При перемещении участкового уполномоченного полиции по служ­бе, увольнении из органов внутренних дел служебная документация сда­ется в отдел (отделение, группу) делопроизводства и режима территори­ального органа МВД России.

Участковый уполномоченный полиции остается центральной фигу­рой территориального органа внутренних дел на районном уровне. Его статус определен многообразием возложенных на него функциональных обязанностей, осуществляемых по разным направлениям служебной дея­тельности. Деятельность участкового уполномоченного полиции регла­ментирована действующими нормативными правовыми актами. Настав­лением по организации деятельности участковых уполномоченных поли­ции определены порядок назначения их на должности, закрепление за ни­ми административных участков, организационное обеспечение выполне­ния ими своих функциональных обязанностей.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного являются:

(1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

(2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

(3) выявление и раскрытие преступлений;

(4) производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, в пределах своей компетенции участковый уполномоченный при несении службы на административном участке участвует:

(1) в обеспечении правопорядка в общественных местах;

(2) розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, а также пропавших без вести;

3) идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, и в идентификации неопознанных трупов;

(4) розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

(5) контроле за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;

(6) обеспечении безопасности дорожного движения на административном участке.

Основные формы несения службы участковым уполномоченным:

(1) проведение профилактического обхода административного участка

проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете.

Элементы организации деятельности участковых уполномоченных полиции на административном участке.

Согласно действующему нормативно-правовому обеспечению деятельности УУП, организацию его работы можно представить как совокупность следующих взаимосвязанных и логически последовательных элементов:

1. Деление территории, подпадающей под обслуживание территориальных органов МВД России на районном уровне, на административные участки, и закрепление за ними участковых уполномоченных полиции;

2. Прием вновь назначенным участковым уполномоченным полиции административного участка, документальное оформление приема участка;

3. Изучение особенностей принятого административного участка и оперативной обстановки на нем, ее анализ;

4. Индивидуальная профилактическая работа с отдельными категориями лиц, состоящими на учете;

5. Участие в раскрытии преступлений, выявление и пресечение административных правонарушений;

6. Организация взаимодействия с участковыми уполномоченными полиции соседних административных участков, работниками других служб территориальных органов МВД России и иных государственных органов, общественными организациями и формированиями;

7. Ведение служебной документации;

8. Контроль, проверка исполнения и руководство деятельностью участковых уполномоченных полиции;

Деление территории, подпадающей под обслуживание районных ОВД, на административные участки и порядок закрепления за ними участковых уполномоченных полиции.

Административный участок – это часть территории, обслуживаемая территориальным органом МВД России на районном уровне, которая закрепляется за участковым уполномоченным полиции.

Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России на районном уровне с учетом численности населения, в том числе сезонно проживающего на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также в местах массового отдыха населения, состояния оперативной обстановки, особенностей территории, деления района, города и иного муниципального образования. В случае расположения на административном участке профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, научных организаций и организаций дополнительного профессионального образования организаций и предприятий при расчете штатной численности участковых уполномоченных полиции учитывается количество компактно проживающих в общежитиях студентов и иных категорий обучающихся в образовательных организациях, профессорско-преподавательского состава и иных граждан. Приказом начальника территориального органа МВД России на районном уровне может создаваться административный участок, с включением в него только общежитий, административных зданий образовательных организаций, иных организаций, предприятий и прилегающих к ним территорий. Административному участку приказом начальника территориального органа МВД России на районном уровне присваивается порядковый номер.

УУП назначается на должность и освобождается от должности начальником территориального органа МВД России на районном уровне

Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции

Широта и разносторонность обязанностей и полномочий статуса участкового уполномоченного, его близость к населению дают основание утверждать, что участковый уполномоченный, являясь представителем полиции, олицетворяет ее на административном участке. Данный тезис находит подтверждение также и в том, что, выполняя свои служебные обязанности, участковый уполномоченный реализует практически все, за редкими исключениями, направления деятельности полиции, обозначенные в ст. 2 Федерального закона «О полиции».

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного являются:

  1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  3. выявление и раскрытие преступлений;
  • производство по делам об административных правонарушениях.
  • Кроме того, в пределах своей компетенции участковый уполномоченный при несении службы на административном участке участвует:

    1. в обеспечении правопорядка в общественных местах;
    2. розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, а также пропавших без вести;
    3. идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, и в идентификации неопознанных трупов;
    4. розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
    5. контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
    6. обеспечении безопасности дорожного движения на административном участке.

    Участковый уполномоченный анализирует оперативную обстановку на территории своего административного участка, отслеживает ее изменения и принимает меры к ее нормализации. Необходимо отметить важную роль профилактики преступлений и правонарушений, поскольку совершение преступлений и правонарушений на обслуживаемом участке означает осложнение оперативной обстановки и требует выработки и реализации дополнительных мер по ее нормализации. В то же время качественная профилактическая работа не только способствует снижению числа преступлений и правонарушений, но и создает необходимые условия для соблюдения прав и свобод граждан и обеспечения общественной безопасности.

    Одна из отмеченных особенностей правового статуса участкового уполномоченного — профилактический характер его деятельности. Выполняя свои служебные обязанности, участковый уполномоченный осуществляет различные профилактические мероприятия как общей, так и индивидуальной направленности. Основные формы несения службы участковым уполномоченным:

    1. проведение профилактического обхода административного участка, включающего в себя, прежде всего, посещение квартир граждан и проведение с ними бесед, направленных на предупреждение преступлений (квартирных краж, угонов и др.) и правонарушений, в том числе в семейно-бытовой сфере, а также на получение сведений о лицах, склонных к нарушениям общественного порядка, для проведения дальнейшей профилактической работы с этими лицами;
    2. проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, включающей в себя: проведение с ними профилактических бесед; наблюдение за их поведением, образом жизни, кругом общения; опросы их родственников, соседей и других лиц; применение мер административного принуждения к лицам, состоящим на профилактическом учете и нарушающим установленные правила поведения.

    Необходимо отметить, что проведение участковым уполномоченным индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, — это часть осуществляемых им специальных надзорных мероприятий в отношении определенных категорий лиц, т.е. часть специального административного надзора, осуществляемого им.

    Тема № 2: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

    1. Правовое положение и основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции.
    2. Права и обязанности участкового уполномоченного полиции.
    Заключение.

    Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О полиции», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

    Прежде всего, должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции должны знать положения Конституции Российской Федерации, поскольку она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Так, прямое действие имеет правило, закрепленное в статье 51: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

    Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Сотрудникам полиции, в том числе службы участковых уполномоченных, необходимо иметь представление о закрепленных в Конституции правах и свободах человека и гражданина, так как человек, его права и свободы провозглашаются в нашей стране высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина признается обязанностью государства. В свою очередь в системе государственных органов исполнительной власти в Российской Федерации, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, основным является полиция. Это закреплено в статье 2 Федерального Закона «О полиции». В ней определено, что деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

    1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств(ранее, в законе «О милиции» определялись задачи:»обеспечение безопасности личности»; «оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом»).

    2)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

    4) розыск лиц;

    5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

    6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

    7) обеспечение безопасности дорожного движения;

    8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

    9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

    10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

    11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

    12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

    Направления деятельности (функции) с 1 по 10 характерны, в том числе, для участковых уполномоченных полиции. Данный закон выделяется среди других нормативных правовых актов с точки зрения важности его положений для регламентации деятельности участковых уполномоченных. ФЗ «О полиции» определяет наряду с основными направлениями, принципы деятельности и организацию полиции; ее обязанности и права; основные положения о службе в полиции; гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения полиции в целом, так и участковых уполномоченных, в частности.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации можно назвать «настольными книгами», необходимыми для осуществления профессиональной деятельности должностных лиц подразделений УУП. Без знания указанных норм не представляется возможным профилактика участковыми уполномоченными преступлений, участие в их раскрытии, пресечение административных правонарушений.

    Поскольку участковый уполномоченный выполняет задачи и функции, относящиеся к компетенции практически всех подразделений полиции, это требует от него также знания нормативных актов, регламентирующих конкретные сферы деятельности: в области противодействия правонарушениям в области потребительского рынка2, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних3, контроля за соблюдением гражданами правил паспортно-регистрационной системы, по противодействию наркомании и т. д. В рамках данной лекции озвучить весь перечень даже основных нормативных актов по конкретным направлениям деятельности представляется нецелесообразным, их основные положения будут рассматриваться нами по плану на занятиях по темам № 3-10.

    Основным ведомственным нормативным актом, регламентирующим работу участковых уполномоченных Приказ МВД России от 31 декабря 2012 года №1166 «Вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции» Данный приказ предусматривает конкретные меры, направленные на совершенствование деятельности участковых уполномоченных, а также утверждает Наставление по организации их деятельности.

    Учитывая то, что в системе оценки деятельности участковых уполномоченных полиции первоочередное место занимает профилактика преступлений, это предопределяет необходимость изучения Приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

    Участковый уполномоченный полиции5 для выполнения возложенных на него обязанностей, при несении службы на административном участке пользуется правами, предусмотренными пунктами 1 – 5, 7, 8, 11, 13, 146, 16, 18, 207, 218, 34, 36, 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
    Для вызова в территориальный орган МВД России, участковый пункт полиции граждан в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции9, участковый уполномоченный полиции имеет право вручить гражданам и должностным лицам повестку (приложение № 5 к Наставлению).

    Права участкового уполномоченного полиции по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции)10.

    Наряду с правами, в Наставлении закрепленыобязанности участковых уполномоченных.

    Участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан:

    1. Знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции.

    2. Знать и использовать формы и методы профилактики преступлений и иных правонарушений, знать методику производства и порядок оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях.

    3. Владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России11, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции.

    4. Знать территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций, учреждений, предприятий независимо от форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, места массового отдыха граждан, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места стоянок автотранспорта и порядок их охраны.

    5. Владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6. Участвовать в инструктаже представителей общественных объединений правоохранительной направленности перед их выходом на мероприятия по охране общественного порядка на административном участке.

    7. При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан12:

    7.1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях13, незамедлительно передавать полученную информацию в дежурную часть территориального органа МВД России с использованием всех доступных средств связи, при прибытии на участковый пункт полиции либо в иное служебное помещение записывать полученную информацию в журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений (приложение № 4 к настоящему Наставлению).

    7.2. Осуществлять в пределах компетенции проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации14.

    7.3. Информировать в пределах компетенции заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, проверку по которым осуществляет участковый уполномоченный полиции, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации15.

    7.4. Информировать в пределах компетенции соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными участковому уполномоченному полиции фактах, требующих их оперативного реагирования16.

    7.5. При получении сведений о совершении противоправных деяний, сообщив о них в дежурную часть территориального органа
    МВД России, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать в пределах компетенции обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, происшествия, а до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы – сохранность следов преступления17.

    7.6. Незамедлительно докладывать оперативному дежурному при обнаружении лиц, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лиц, находящихся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, оказывать первую помощь, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует18.

    7.7. Выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, докладывать руководителю территориального органа
    МВД России о необходимости внесения руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений по принятию мер по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в пропаганде правовых знаний19.

    7.8. Взаимодействовать в пределах компетенции с внештатными сотрудниками полиции20, представителями общественных объединений и гражданами при осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и лицами, склонными к совершению противоправных действий.

    7.9. Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий21.

    7.10. Исполнять в пределах компетенции решения суда (судьи), по письменному поручению начальника территориального органа МВД России – письменные поручения следователя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений22.

    7.11. Пресекать административные правонарушения и осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях23.

    7.12. Оказывать в пределах компетенции содействие сотрудникам подразделений территориального органа МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в установлении на административном участке местонахождения лиц, находящихся в розыске; совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; уклоняющихся от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; уклоняющихся от принудительной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; пропавших без вести, а также розыске похищенного имущества; в идентификации неопознанных трупов, обнаруженных на административном участке24.

    7.13. Оказывать в пределах компетенции содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи; лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания25.

    7.14. Участвовать в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму26.

    7.15. Участвовать в пределах компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»27 запретов и ограничений28.

    37.16. Участвовать в пределах компетенции совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом принудительной госпитализации лиц в медицинские организации29.

    7.17. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, а также при наличии иных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам30.

    7.18. Осуществлять совместно с нарядами ППСП на маршрутах патрулирования обход мест возможного появления лиц, склонных к совершению противоправных действий, совместно с сотрудниками ППСП участвовать в пресечении преступлений и других правонарушений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

    7.20. Выявлять притоны для занятия проституцией, незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, устанавливать их организаторов либо содержателей. Принимать меры по пресечению их деятельности, в том числе незамедлительно информировать о деятельности притонов заинтересованные подразделения полиции.

    7.21. Выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. Принимать меры по пресечению деятельности указанных лиц, в том числе информировать о них заинтересованные подразделения полиции.

    7.22. Участвовать в пределах компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних31.

    7.23. Участвовать в пределах компетенции в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием32.

    7.24. Участвовать в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством. Принимать в пределах компетенции меры по пресечению их деятельности, в том числе информировать об указанных лицах заинтересованные подразделения полиции.

    7.23. Выявлять несовершеннолетних, проживающих в ненадлежащих условиях, информировать об этом подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России33.

    38. Обязанности участкового уполномоченного полиции по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции)34.

    Основными функциям участкового уполномоченного полиции признаются:

    1. Общая и индивидуальная профилактическая работа.

    В законодательстве отсутствует закрепленное понятие «профилактика правонарушений», за исключением такого ее вида, как профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В научной и учебной литературе под общей профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на неопределенный круг лиц с целью недопущения ими возможных правонарушений17.

    Так, организационная форма профилактического воздействия на формирование правосознания граждан осуществляется путем информационного воздействия на сознание через средства массовой информации. Большое значение имеют выступления участкового уполномоченного в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, на сходах и собраниях жителей по вопросам охраны общественного порядка, разъяснения текущего законодательства, оказание помощи в получении паспорта лицам, не имеющим места жительства, в трудоустройстве, в лечении от алкоголизма, наркомании и др.

    Под индивидуальной профилактикой понимается комплекс мероприятий, призванных воздействовать на сознание и поведение конкретных людей с целью предупреждения правонарушений с их стороны18. Индивидуальная профилактическая работа включает в себя выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, их учет, систематическое наблюдение за поведением таких людей и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений. В этой связи в поле зрения участкового уполномоченного полиции должны находиться лица, освобожденные из мест лишения свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, злоупотребляющие спиртными напитками, трудные подростки и родители, отрицательно влияющие на воспитание детей.

    2. Организация и осуществление охраны общественного порядка.

    Общественный порядок представляет собой систему отношений, складывающихся в результате соблюдения гражданами требований социальных норм (норм права, морали и т.д.), регулирующих поведение людей в общественных местах в целях обеспечения личной безопасности граждан, их прав и законных интересов.

    На практике участковый уполномоченный обеспечивает в основном не общественный порядок, а правопорядок, который является составной частью последнего и представляет собой систему отношений, складывающуюся в результате соблюдения требований норм права, регулирующих поведение людей в общественных местах в целях обеспечения безопасности личности, общественной безопасности, прав и законных интересов граждан.

    Участковый уполномоченный является основной фигурой организации охраны общественного порядка на закрепленной территории. Он должен взаимодействовать с патрульно-постовыми нарядами полиции, дружинами, иными силами общественности, осуществлять с ними регулярное патрулирование, обучать формам и методам работы, контролировать их деятельность, а также координировать усилия всех иных сил, которые участвуют в охране порядка на обслуживаемом участке.

    Участковый уполномоченный постоянно докладывает руководству и дежурному по ОВД об изменении криминогенной обстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульных нарядов милиции, при необходимости по согласованию с руководством, а в его отсутствие по согласованию с дежурным по ОВД, осуществляет маневрирование нарядами ППС на территории своего участка.

    Мероприятия по охране общественного порядка включают и другие функции:

    — контроль соблюдения гражданами и должностным лицами правил паспортно-регистрационной системы, а также соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России; посещение квартир и других мест пребывания граждан, если имеются достаточные основания полагать, что там проживают правонарушители;

    — контроль соблюдения правил приобретения, хранения, ношения и перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также соблюдение законодательства о негосударственной (частной) детективной и охранной деятельности; проверка объектов лицензионно-разрешительной системы не реже одного раза в квартал с составлением акта проверки, а граждан, имеющих огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, — не реже одного раза в год; не реже одного раза в год проверка кадрового состава и условий хранения огнестрельного оружия и специальных средств в частных охранных детективных предприятиях, а также в службах безопасности предприятий;

    — оказание содействия в осуществлении привода в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями, зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

    3. Участие в раскрытии и расследовании преступлений.

    В случае обнаружения на административном участке преступления по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, участковый уполномоченный самостоятельно проводит комплекс предусмотренных УПК неотложных следственных и оперативно-разыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

    По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, участковый уполномоченный обязан принять меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы, участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.

    4. Взаимодействие с общественностью.

    Осуществление данной функции, прежде всего, обусловлено тем, что одному, без опоры на население и общественность, участковому уполномоченному чрезвычайно сложно выполнять все свои обязанности. Подробно мы рассмотрим эту важную тему в разделе № 10 занятий по курсу дисциплины.

    Выделяются следующие особенности работы службы участковых уполномоченных, отличающие ее от работы других подразделений полиции:

    1. главная особенность подразделения участковых уполномоченных – комплексность и многофункциональность их деятельности, они работают практически по всем направлениям деятельности ОВД;

    2. при отсутствии в ОВД подразделений патрульно-постовой службы их объем работы выполняется участковыми уполномоченными;

    3. при отсутствии в ОВД должностей инспекторов лицензионно-разрешительной системы их обязанности, как правило, возлагаются на участковых уполномоченных;

    4. при отсутствии кабинетов профилактики пьянства и алкоголизма, формальном функционировании комиссий по борьбе с пьянством, их обязанности возлагают на участковых уполномоченных;

    5) в связи с реорганизацией службы профилактики процесс ее становления идет сложно, вопросы профилактики преступ­лений и правонарушений, взаимодействие ОВД с добровольными народными дружинами и другими негосударственными объединениями в основном возложены на участковых уполномоченных.

    Оценка деятельности участкового уполномоченного полиции.

    Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции).

    Раздел XVIII Наставления по организации деятельности участкового уполномоченного полиции «Основные показатели по направлениям дея­тельности участкового уполномоченного полиции» посвящен вопросам оценки деятельности участковых уполномоченных.

    Как уже отмечалось при рассмотрении особенностей правового статуса участкового уполномоченного, показатели и методика оценки деятельно­сти отдельного участкового уполномоченного определяются начальником территориального органа МВД России на региональном уровне.

    Наставление по организации деятельности участкового уполномоченно­го полиции ограничивается перечислением критериев оценки деятельности участкового уполномоченного, к которым относит следующие критерии.

    1). Оперативная обстановка на административном участке и принимае­мые меры по ее нормализации, в том числе:

    — по предупреждению и пресечению преступлений и административ­ных правонарушений;

    — по выявлению и раскрытию преступлений, а также участию в этой

    работе;

    — по проведению индивидуальной профилактической работы с лица­ми, состоящими на профилактическом учете;

    — по своевременности и полноте профилактического обхода;

    — по внесенным в органы государственной власти, местного самоу­правления, учреждения и организации представлениям (информаци­онным письмам) об устранении причин и условий, способствующих совершению на административном участке преступлений и админи­стративных правонарушений и реализации названных документов;

    — по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству и эффек­тивности их деятельности, поддержке гражданских инициатив в сфе­ре предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

    2). Общественное мнение о качестве работы, определяемое по резуль­татам проведения опроса населения, сообщениям в средствах массовой информации, а также по записям в книге отзывов и предложений граждан.

    3). Работа с поступающими письмами и обращениями граждан, в том числе:

    — наличие повторных жалоб и качество принятых по ним решений;

    — наличие подтвердившихся жалоб на незаконные действия при рас­смотрении обращений;

    — состояние законности, учетно-регистрационной, исполнительской служебной дисциплины в отчетном периоде;

    — организация взаимодействия с сотрудниками структурных под­разделений территориального органа МВД России, а также обще­ственными объединениями и гражданами, участвующими в охране общественного порядка на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Отметим, что проблема выработки критериев оценки деятельности территориальных органов МВД России, в целом, и участкового уполно­моченного полиции, в частности, связана не только с определением таких показателей, которые способны полно и всесторонне отразить содержа­ние учитываемой деятельности, но и с разработкой соответствующей ме­тодологии, позволяющей вскрыть объективную сущность оцениваемой деятельности. В конечном итоге ответственность участкового уполномо­ченного связана не столько с состоянием оперативной обстановки на его административном участке, сколько с тем, насколько активно и эффектив­но участковый принимает меры к ее нормализации.

    12. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Государственная система профилактики право­нарушений несовершеннолетних, являясь частью или видом социальных связей в обществе, есть урегулированная нормами права и морали сово­купность общественных отношений, складывающихся в сфере предупре­ждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

    Деятельность этой системы связана с функционированием многих специализированных и неспециализированных государственных и негосу­дарственных субъектов профилактики, направленных на соответствующие объекты предупредительного воздействия и социального контроля, иные факторы, детерминирующие безнадзорность и противоправное поведение лиц, не достигших восемнадцати лет.

    Итак, предупреждение правонарушений несовершеннолетних — гло­бальная комплексная проблема, в решении которой должны принимать участие не только органы внутренних дел, но и органы Министерства об­разования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Рос­сийской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, суды, органы местного самоуправле­ния, различные общественные формирования, научно-исследовательские институты.

    Обращаясь к классификации субъектов профилактической деятель­ности, подчеркнем, что признаки, лежащие в основе распределения субъ­ектов профилактики по блокам, секторам, ядрам, различны. Так, Г.И. Забрянский распределил государственные и общественные организации, выполняющие профилактические функции, по четырем уровням — ступеням. В основу предложенного им распределения положен принцип соотношения воспитательно-педагогических методов с «карательно-устрашающими». Он определяет систему профилактики как инфраструк­туру и дает следующее разделение ее «ядра».

    1. Институты общего социального предупреждения (в настоящее время в Российской Федерации действуют отделы по делам семьи и детей, органы управления образованием, комитеты по делам молодежи, службы занятости населения, государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения, учрежде­ния дополнительного образования, центры молодежного досуга, подрост­ковые клубы, молодежные биржи труда, объединения родителей детей, обучающихся в одной школе, центры содействия освобожденным из вос­питательных колоний и специальных воспитательных учреждений, цен­тры обучающих технологий), деятельность которых направлена на обес­печение адекватной социализации основной массы несовершеннолетних, реализацию их прав и законных интересов.

    2. Институты первичного специального предупреждения (в Россий­ской Федерации образованы центры социальной помощи семье и детям, специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы, социально-реабилитациониые центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, благотворительные органи­зации, работающие с безнадзорными и беспризорными детьми, подрост­ками, имеющими проблемы в связи с употреблением алкоголя и наркоти­ков, службы скорой психолого-педагогической помощи, объединения ро­дителей микрорайонов для защиты детей по принципу «соседский контроль»), оказывающие помощь социально дезадаптированным детям и де­тям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этот уровень системы профилактики работает с лицами, не достигшими восемнадцатилетия, имеющими повышенный риск совершения административных и иных правонарушений.

    3. Институты вторичного специального предупреждения (созданы специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, специ­альные воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центры временного содержания для несовершеннолетних правона­рушителей, подразделения по делам несовершеннолетних органов внут­ренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав приюты и пансионы, приюты-общины), которые должны осуществлять ресоциализацию, несовершеннолетних правонарушителей и детей, совер­шивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступле­ния административной и уголовной ответственности.

    4. Институты уголовно-правового и исполнительного предупрежде­ния (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, воспи­тательные колонии, попечительские советы при воспитательных колони­ях, родительские комитеты при отрядах колоний, объединения родителей осужденных несовершеннолетних, общественные юридические консуль­тации для осужденных), главной задачей которых является предупрежде­ние рецидивной преступности несовершеннолетних.

    Предложенная система, по мнению Г.И. Забрянского, должна дей­ствовать на основе принципа, согласно которому каждая последующая группа институтов воздействует на подростка только после безрезультат­ного воздействия предыдущей. Важно отметить, что Г.И. Забрянский в своих доктринальных изысканиях включает в каждую группу институтов инфраструктуры как государственные органы, так и общественные орга­низации. Их взаимодействие — основа функционирования предлагаемой системы. Представляется, что такая классификация не бесспорна и пред­полагает наличие уже досконально выверенного и полностью отлаженно­го механизма управления социальной профилактики.

    С позиции Р.В. Морозовой функцию социальной и правовой защиты прав несовершеннолетних осуществляют многочисленные субъекты, ста­тус которых разнообразен и отличается он по многим параметрам: по принадлежности к ветвям государственной власти, по масштабу деятель­ности, поэтому для понимания особенностей статуса этих субъектов важ­на доктрина «специального правового статуса». По ее мнению использо­вание данной доктрины выявило то, что для рассматриваемой системы функция защиты прав несовершеннолетних чаще является одной из задач соответствующего государственного органа, причем эта функция в ста­тутных законах обозначается в общем виде, получая детальную регламен­тацию в специальных нормативных актах, регулирующих вопросы право­вой защиты интересов несовершеннолетних. В системе субъектов защиты прав детей она выделяет крупный блок государственных органов, осу­ществляющих эту функцию с использованием юридических средств (су­ды, органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав, органы опеки и попечительства и др.).

    По другой, более общей классификации субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних их принято разделять на специали­зированные государственные и общественные органы и учреждения, ос­новной задачей которых является профилактика правонарушений несо­вершеннолетних и защита их прав, и органы, которые осуществляют про­филактическую деятельность наряду с иными функциями.

    К специальным субъектам профилактики правонарушений несовер­шеннолетних относятся:

    — правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и за­щите их прав;

    — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при ор­ганах исполнительной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации;

    — уполномоченный при Президенте Российской Федерации по пра­вам ребенка;

    — уполномоченные по правам ребенка в субъектах федерации;

    — подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые комплектуются инспекторами по делам несовершеннолетних;

    — центры временного содержания для несовершеннолетних правонару­шителей;

    — специализированные учебно-воспитательные учреждения несовер­шеннолетних с девиантным поведением (открытого и закрытого типа);

    — специализированные учреждения для несовершеннолетних, нужда­ющихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);

    — государственные и муниципальные учреждения по делам молоде­жи (центры социального обслуживания молодежи, центры социально­психологической помощи);

    — общественные формирования (общественные комиссии по делам несовершеннолетних, внештатные сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другие общественные формирования, основными задачами которых является профилактическая работа с детьми).

    Ко второй группе субъектов профилактики правонарушений несо­вершеннолетних можно отнести:

    — органы государственной власти и местного самоуправления общей компетенции, организующие программирование, планирование, ресурсное обеспечение этой деятельности, контроль за ее результатами, и призван­ные устранить правовой вакуум в сфере регламентации наименее урегу­лированных нормами права общественных отношений по профилактике правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия;

    — правоохранительные органы в целом, включая органы прокурату­ры и суда;

    — институты социального воспитания — семья, школа, трудовой кол­лектив, учреждения культуры, спорта и досуга;

    — учреждения здравоохранения и социального обслуживания;

    — государственная служба занятости;

    — негосударственные учреждения (общественные объединения, ре­лигиозные организации, ассоциации, фонды), которые в соответствии с их уставами осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудо­вое воспитание и обучение несовершеннолетних и способствуют утвер­ждению у них здорового образа жизни, содействуют их социальной реа­билитации и ресоциализации, взаимодействуют с государственными учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних.

    В указанных органах, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Феде­рации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функ­ции по профилактике безнадзорности и правонарушений, не достигших восемнадцатилетия лиц. Участие в данной деятельности других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и за­конодательством субъектов Российской Федерации.

    Таким образом, субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в широком смысле следует считать совокупность государственных и негосударственных организаций и учреждений, осу­ществляющих в качестве основной или одной из своих функций деятель­ность, направленную на формирование позитивной среды социализации молодежи, защиту и охрану их прав и свобод, коррекцию отклоняющего поведения, реагирование на правонарушения несовершеннолетних преду­смотренными законодательством мерами.

    На данном этапе деятельности государственной модели профилакти­ки социальных отклонений детей и подростков к субъектам профилактики законодательно отнесены: комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав; органы управления социальной защиты населения; органы управления образованием; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости и органы внутренних дел.

    Должностным лицом, координирующим комплексную деятельность в сфере надзора за соблюдением законных прав и интересов лиц, не до­стигших восемнадцатилетия, является уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Создание федерального инсти­тута уполномоченного по правам ребенка, вытекающее из целого ком­плекса международных обязательств России, давно обсуждали специали­сты, работающие с детьми и в интересах детей. К настоящему моменту жизнь потребовала его создания ввиду огромного количества вопросов, связанных с обеспечением прав детей, которые находятся на стыке разных ведомств и поэтому трудно решаются.

    Таким образом, с 1 сентября 2009 года в соответствии с Указом Пре­зидента Российской Федерации от № 986 в целях обеспечения эффектив­ной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

    В функции уполномоченного по правам ребенка по защите прав несовершеннолетних входит:

    — рассмотрение обращений несовершеннолетних правонарушителей;

    — проведение проверок в местах принудительного содержания несо­вершеннолетних правонарушителей;

    — мониторинг ситуации по обеспечению прав несовершеннолетних правонарушителей;

    — анализ нормативной правовой базы и правоприменительной прак­тики в субъекте в отношении несовершеннолетних правонарушителей;

    — инициирование нормативных правовых актов по закреплению допол­нительных гарантий защиты прав несовершеннолетних правонарушителей;

    — поддержка общественных инициатив по реализации проектов, направленных на защиту прав несовершеннолетних правонарушителей;

    — просветительская деятельность по проблемам защиты прав несо­вершеннолетних правонарушителей.

    Для выполнения возложенных на него обязанностей уполномочен­ный по правам ребенка имеет право:

    — запрашивать и получать в установленном порядке необходимые све­дения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

    — беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

    — проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными гос­ударственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, по­лучать от них соответствующие разъяснения;

    — направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы мест­ного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ре­бенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно воз­можных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

    — привлекать в установленном порядке для осуществления эксперт­ных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

    Президентом Российской Федерации рекомендовано органам госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации учредить на местах должность уполномоченного по правам ребенка.

    Немаловажная роль в процессе профилактики безнадзорности, адми­нистративных правонарушений и преступлений лиц, не достигших совер­шеннолетия, отводится органам внутренних дел в целом и инспекторам по делам несовершеннолетних в частности. Их основными задачами являются:

    — выявление дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, нуждающихся в социальной реабилитации, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;

    — выявление и пресечение деятельности лиц, негативно влияющих на поведение несовершеннолетних, жестоко обращающихся с детьми, вовле­кающих их в совершение антиобщественных и противоправных действий;

    — выявление и проведение индивидуальной профилактической рабо­ты с социально неблагополучными семьями;

    — выявление обстоятельств, способствующих совершению несовер­шеннолетними преступлений, административных правонарушений, и принятие мер к их устранению;

    — привлечение к профилактической работе общественных объедине­ний правоохранительной направленности и граждан.

    В соответствии с приказом МВД России от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразде­лений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» подразделения по делам несовершеннолетних проводят инди­видуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

    а) употребляющих наркотические средства или психотропные веще­ства без назначения врача либо употребляющих одурманивающие веще­ства, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, из­готавливаемые на его основе;

    б) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры ад­министративного взыскания;

    в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которо­го наступает административная ответственность;

    г) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирени­ем с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда при­знано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто пу­тем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

    д) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уго­ловной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психи­ческом развитии, не связанного с психическим расстройством;

    е) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключе­нием под стражу;

    ж) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, осво­божденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с поми­лованием;

    з) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку испол­нения приговора;

    и) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной систе­мы Федеральной службы исполнения наказаний, вернувшихся из специ­альных учебно-воспитательных учреждений закрытого тина, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения ре­жима, совершали противоправные деяния;

    к) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной систе­мы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений за­крытого типа, если после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и нуждаются в социальной помощи и реабилитации;

    л) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принуди­тельных мер воспитательного воздействия;

    м) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, ис­правительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лише­нием свободы.

    Индивидуальная профилактическая работа проводится подразделе­ниями по делам несовершеннолетних в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрица­тельно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

    Профилактическая функция органов внутренних дел — это не только их право, но и прямая обязанность, установленная законом. Например, в Феде­ральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (Принят Государственной Думой 28 января 2011 года, одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года) в ст. 2, в числе основных направ­лений деятельности полиции названы предупреждение и пресечение пре­ступлений и административных правонарушений», правда, безотносительно к категории правонарушителей. Ст. 12, где перечисляются обязанности поли­ции, предписывает полиции участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществлять розыск несовершенно­летних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несо­вершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспи­тательных учреждений закрытого типа органа управления образованием.

    Помимо этого, в ведомственных нормативных документах МВД России профилактика и предупреждение правонарушений органами внут­ренних дел детализируется и относится к числу приоритетных направле­ний их деятельности.

    Обладая специфическими возможностями по пресечению противо­правных действий, сотрудники полиции наделены правом применения це­лого комплекса самых разнообразных по правовой силе воздействия мер профилактики — от общепрофилактических мер убеждения до специаль­ных мер принуждения. Тем самым органы внутренних дел имеют возмож­ность активно воздействовать на множество негативных криминогенных факторов только им присущими методами.

    Подводя итог, выскажемся, что по нашему мнению, система превен­ции административных и иных правонарушений несовершеннолетних не может быть унифицировано-стандартизированной для всех субъектов России и должна, по возможности, максимально учитывать региональные особенности, их социальные, демографические, национальные и иные особенности, кадровый и экономический, потенциал.

    научная статья по теме
    ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ
    Государство и право. Юридические науки

    УДК 351.74 ББК 67.99(2)116.1

    ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ

    Александр Юрьевич ХАРЫБИН, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук E-mail: besser-57rus@yandex.ru

    Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

    Аннотация. В статье анализируются определенные аспекты оценки работы участкового уполномоченного полиции. Раскрываются подходы автора по вопросам оценки деятельности участкового уполномоченного полиции.

    Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, оценка работы, обеспечение прав, полиция, органы внутренних дел, общественное мнение, оперативная обстановка.

    Рецензент — В.С. Болотин, доцент кафедры административного и финансового права Орловского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук, доцент

    Участковый уполномоченный полиции на всех этапах развития является главным связующим звеном полиции с населением, гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств. На современном этапе участковый уполномоченный полиции — это представитель полиции, выполняющий возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленном за ним административном участке. Он состоит на должностях среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, в пределах своей компетенции выполняет обязанности и пользуется правами, предусмотренными Федеральным законом «О полиции»1.

    Среди организационно-правовых средств повышения эффективности работы участковых уполномоченных полиции большое значение принадлежит учету и оценке их деятельности. Они, в свою очередь, являются элементами контроля.

    Учет представляет собой деятельность по получению и обработке данных о результатах работы участковых уполномоченных полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью на территории административных участков.

    Оценка результатов работы участковых уполномоченных полиции, каждого участкового уполномоченного полиции представляет собой совокупность качественных и количественных показателей их деятельности. Производится она в целях определения качества выполнения задач и функций, возложенных на данную службу и ее сотрудников2.

    В соответствии с Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 показатели и методика оценки деятельности отдельного участкового уполномоченного полиции определяются начальником территориального органа МВД России на региональном уровне. При оценке результатов работы участкового уполномоченного полиции учитываются следующие критерии:

    1. Оперативная обстановка на административном участке и принимаемые меры по ее нормализации, в том числе:

    ■ по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

    ■ по выявлению и раскрытию преступлений, а также участию в этой работе;

    ЗАКОН И ПРАВО • 03-2015

    ■ по проведению индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете;

    ■ по своевременности и полноте профилактического обхода;

    ■ по внесенным в органы государственной власти, местного самоуправления, учреждения и организации представлениям (информационным письмам) об устранении причин и условий, способствующих совершению на административном участке преступлений и административных правонарушений и реализации названных документов;

    ■ по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству и эффективности их деятельности, поддержке гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка3.

    2. Общественное мнение о качестве работы, определяемое по результатам проведения опроса населения, сообщениям в средствах массовой информации, а также по записям в книге отзывов и предложений граждан.

    3. Работа с поступающими письмами и обращениями граждан, в том числе:

    ■ наличие повторных жалоб и качество принятых по ним решений;

    ■ наличие подтвердившихся жалоб на незаконные действия при рассмотрении обращений.

    4. Состояние законности, учетно-регистраци-онной, исполнительской служебной дисциплины в отчетном периоде.

    5. Организация взаимодействия с сотрудниками структурных подразделений территориального органа МВД России, а также общественными объединениями и гражданами, участвующими в охране общественного порядка на территории соответствующего субъекта Российской Федерации4.

    Следует согласиться также с точкой зрения многих авторов, что авторитет участкового уполномоченного полиции среди населения должен стать одним из основных критериев в оценке его деятельности. Профессионализм сотрудника определяется умением работать с людьми, правильным использованием знаний особенностей обслуживаемого оперативного участка, наличием опыта и специальной подготовки в предупреждении, раскрытии преступлений и профилактике правонарушений.

    Однако для измерения и оценки работы каждого участкового уполномоченного полиции в от-

    дельности и их подразделений перечня одних критериев недостаточно, поскольку критерии оценки — лишь признаки, свойства, которым должна соответствовать профессиональная деятельность.

    Для того чтобы ее оценить, важно прежде всего обобщить количественные и качественные данные о проделанной работе и на основе их преобразования получить общую оценку. Иными словами, необходимо сформировать систему оценки деятельности участковых уполномоченных полиции.

    Результаты деятельности участковых уполномоченных полиции зависят не только от трудолюбия, профессионального мастерства, дисциплины исполнителей, но также и от условий, в которых они служат: городская или сельская местность, размер административного участка, структура населения, насыщенность объектами охраны, массового отдыха, предприятиями торговли. Это влияет на объем работы и конечный результат5.

    Таким образом, ведущая роль в выполнении задач, поставленных перед органами внутренних дел России, принадлежит участковым уполномоченным полиции. Участковый уполномоченный полиции в связи со спецификой своего должностного положения, поставленных перед ним задач и возложенных функций находится в постоянном контакте с гражданами, которые проживают, работают или учатся на территории конкретного административного участка и обращаются к нему с заявлениями, жалобами и предложениями, в результате чего возможно сделать вывод о том, что по работе участкового полиции население страны во многом оценивает деятельность всех органов внутренних дел Российской Федерации в целом.

    Учет и оценка дают относительно объективную характеристику количества и качества работы службы участковых уполномоченных полиции, что позволяет начальствующему составу ОВД использовать средства воздействия, стимулирующие результативность ее деятельности.

    1 Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-Ф3 (в ред. Ф3 от 22.12.2014 г. № 431-Ф3) // СПС «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru

    2 Организация деятельности участковых уполномоченных милиции: Учеб. пособие / А.Н. Кокорев, М.С. Лаврентьева. М.: Кнорус. 2010 г. С. 230.

    3 Часть 3 ст. 10 Ф3 «О полиции».

    4 Приказ МВД России от 31.12.2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // СПС «Консультант Плюс»: http:// www.consultant.ru

    5 Организация деятельности участковых уполномоченных милиции: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / А.Н. Кокорев и др.; Под ред. Н.В. Румянцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 355.

    ЗАКОН И ПРАВО • 03-2015

    Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *