Какой налог устанавливается для физических лиц?

Все владельцы земли признаются собственниками независимо от того, идет речь о гражданах или предприятиях. Налог на землю сельхозназначения в 2019 году высчитывается исходя из коэффициента 0,3 %. При этом производятся несложные расчеты путем умножения следующих показателей:

  • Коэффициент 0,3 %;
  • Площадь земельного участка;
  • Стоимость за 1 кв. метр от кадастровой стоимости.

Чтобы уточнить сумму, можно использовать онлайн-калькулятор или произвести расчеты самостоятельно. Если по каким-либо причинам ваши расчеты не совпадают с суммой налоговой инспекции, необходимо связаться с инспектором или направить письменный запрос об исправлении ситуации.

При этом физическим лицам не нужно производить расчеты самостоятельно. Всю работы проводит налоговая инспекция. Затем полученную сумму формируют в квитанцию с реквизитами с указанием точной суммы. Документ направляется собственнику по почте.

Коэффициент 0,3 % является общероссийским. В региональной налоговой службе данный показатель может меняться. Поэтому для уточнения информации лучше обратиться к инспектору.

Порядок оплаты

Органы муниципальной власти издают специальные указы, которые устанавливают сроки оплаты. По ним налогоплательщики должны перечислять положенные суммы налогов. Сотрудники налоговой службы направляют уведомления, которые могут содержать сведения не более, чем о 3-х налоговых периодах. Налогоплательщики получают уведомление не позже, чем за месяц до крайнего срока оплаты.

Так как расчеты производятся инспекцией, в случае их неправильного начисления физические лица не несут ответственность. Они могут обратиться в инспекцию для перерасчета суммы налога и получить новую квитанцию. Лучше сделать это до оплаты. Но можно оплатить имеющуюся квитанцию, а потом написать заявление на перерасчет суммы и возврат излишне уплаченных средств.

Если же неправильную сумму оплатил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, применяются штрафные санкции. Это связано с тем, что они обязаны самостоятельно рассчитывать и заполнять платежное поручение.

Налоги на землю оплачиваются с учетом кадастровой стоимости. Недопустимо использование другой налоговой базы. Сведения о ней содержатся в Росреестре и ФНС. Если сведения о кадастровой стоимости на участок отсутствуют, необходимо обратиться в БТИ.

Здесь заполняется заявление с просьбой выслать специалиста для проведения оценки. Вместе с ним представляется копия паспорта и правоустанавливающие документы на землю. Специалисты БТИ оформляют планы на недвижимость. По результатам оценки выдается кадастровый план со схемой и техническая документация.

Сведения о кадастровой стоимости необходимы не только для начисления налогов, но и для заключения любых сделок. Это касается продажи или дарения земли. Также она необходима для наложения обременения в случае оформления ипотеки или по другим причинам.

Сроки оплаты

У местных органов власти есть право устанавливать свои пограничные сроки оплаты налогов. Стандартный срок налоговых отчислений физическими лицами устанавливается до 1 декабря каждого года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, законодательство предусматривает необходимость платить налоги за владение земельным участком сельскохозяйственного назначения. Важно производить оплату в срок, чтобы не были начислены штрафы и пени.

Земельные участки облагаются земельным налогом в соответствии с положениями 31 главы Налогового кодекса и нормативными актами муниципальных образований, на территории которых расположена земля.

В соответствии с положениями пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и, в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства,

не могут превышать 0,3%.

В то же время, в отношении прочих земельных участков налоговая ставка устанавливается в размере 1.5%.

Учитывая тот факт, что налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земель, разница в сумме при применении пониженной ставки 0.3% и максимальной 1.5% получается весьма существенная.

При этом, применение пониженной ставки налога имеет свои нюансы – считать земельный налог исходя из категории земель и вида разрешенного использования, указанных в правоустанавливающих документах на участок весьма рискованно.

Применение пониженной ставки ставится в зависимость не только от категории земель, но и от фактического вида использования данных земель.

В нашей статье мы поговорим о том, как правильно определить ставку земельного налога и как важно уделить внимание фактическому использованию земли (в том числе — сдаваемой в аренду). Кроме того будут рассмотрены некоторые особенности налогообложения земель с видом разрешенного использования «для дачного строительства» и «для ведения личного подсобного хозяйства».

Земли сельскохозяйственного назначения

Статьей 77 Земельного кодекса регламентированы понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли:

  • находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно п.2 ст.77 ЗК РФ, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

  • сельскохозяйственные угодья,
  • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений,
  • водными объектами,
  • а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в соответствии с требованиями НК РФ, пониженная ставка земельного налога применяется при соблюдении следующих условий:

  • земля относится к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
  • земля фактически используется для сельскохозяйственного производства.

Соответственно, если земли приобретаются для последующей продажи и не используются по целевому назначению, пониженную ставку земельного налога применять нельзя.

В этом случае земельные участки облагаются у собственника по ставке, не превышающей 1.5%.

Не смотря на то, что в полномочия налоговых органов не входит контроль за целевым использованием земель, ИФНС не остается в неведении по этому вопросу. Информацию налоговые органы получают в рамках Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, заключенного в г. Москве 21.10.2013г.

Период, с которого доначисляются налоги при нецелевом использовании земель может быть определен с даты акта о совершении правонарушения. Такие разъяснения даны УФНС России по МО в Письме от 19.12.2012г. №18-28/68720@:

«При этом до исчерпывающего урегулирования вопроса о периоде, в течение которого начисление налога в отношении Участка необходимо осуществлять по повышенной ставке, полагаем, что такой период может определяться с даты совершения (а при отсутствии информации о дате совершения — с даты выявления совершения) налогоплательщиком правонарушения, подтверждающего неиспользование Участка для сельскохозяйственного производства, до даты вынесения уполномоченным органом госземнадзора решения, подтверждающего устранение указанного правонарушения.

При необходимости уточнения сведений о данном периоде (например, выяснении вопроса о дате совершения правонарушения в случае, если такая дата не указана в Постановлении, либо о дате устранения правонарушения) налоговым инспекциям целесообразно официально обращаться в соответствующие органы госземнадзора.

Также обращаем внимание, Перечень признаков неиспользования Участков для ведения сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 №369.»

Земля сдана в аренду

Согласно п.1 ст.41 ЗК РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков*.

*За исключением прав на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений.

Соответственно, если собственник владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения и предоставляет его в аренду для использования в целях соответствующих виду разрешенного использования земли, он может рассчитывать земельный налог по пониженным налоговым ставкам.

Однако, правомерность использования такой ставки налогоплательщику, возможно, придется доказывать в суде.

В Постановлении ФАС Московского округа от 05.02.2014г. №Ф05-15947/2012 по делу №А41-21890/12 суд поддержал налогоплательщика, указав, что из положений пп.1 п.1 ст.394 НК РФ*, применение пониженной ставки земельного налога по земельным участкам не ставится в зависимость от организационно-правовой формы юридического лица — собственника земельного участка.

Напротив, из этой нормы вытекает, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением

Правовой режим земельного участка не зависит от статуса его собственника и определяется содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о его целевом назначении и виде разрешенного использования.

*А также принятых нормативных актов органов местного самоуправления об установлении ставок земельного налога.

Таким образом, если налогоплательщик не готов судиться с налоговыми органами, в рассматриваемом случае так же следует использовать максимальную налоговую ставку по земельному налогу (в пределах 1.5%).

Виды разрешенного использования земель

В соответствии с пп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса, одним из основных принципов ЗК РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования* в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

*Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», действующим с 24.12.2014г.

При этом, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Соответственно, земля должна не просто использоваться для сельскохозяйственного производства, а еще и использоваться в соответствии с ее целевым назначением.

Таким образом, при определении возможности использования пониженной ставки земельного налога, вид разрешенного использования земельного участка имеет большое значение.

Одним из видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного является вид «для ведения сельскохозяйственного производства». Соответственно, если организация использует для сельскохозяйственного производства такой земельный участок, то применять пониженную ставку по налогу на землю можно совершенно спокойно.

Однако периодически в документах указываются такие виды разрешенного использования как «для дачного строительства» и «для ведения личного подсобного хозяйства».

Земли для дачного строительства

Напомним, что согласно п.1 ст.11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно п.2 ст.81 ЗК РФ, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии с п.1 ст.1 закона №66-ФЗ, дачный земельный участок это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Дачные хозяйства могут вести граждане в индивидуальном порядке либо путем создания ими дачного некоммерческого объединения.

Положениями действующего законодательство использование земельных участков для дачного строительства коммерческими организациями не предусмотрено.

Соответственно, при расчете земельного налога в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» коммерческой организацией, необходимо применять налоговую ставку в размере не более 1,5%, , установленную «для прочих земельных участков».

Такие рекомендации в очередной раз дал Минфин в своем Письме от 04.12.2013 №03-05-06-02/52781 со ссылкой на Определение ВАС от 22.03.2011г. №ВАС-2745/11:

«Из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель. Использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Данная правовая позиция находит свое отражение, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 и Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010.

Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства», принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.»

Аналогичной позиции ведомство придерживалось и в предыдущих Письмах (например – Письмо от 11.02.2013г. №03-05-04-02/3224 и пр.).

Кроме того, в «свежем» Определении ВАС РФ от 19.02.2014г. №ВАС-1310/14 по делу №А41-49641/12 указывается, что если земельные участки приобретены коммерческой фирмой и не используются по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства, применение пониженной налоговой ставки неправомерно:

«Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства» спорные земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, суды признали неправомерным применение обществом пониженной ставки земельного налога…

…Доводы заявителя о том, что установление разрешенного вида использования спорных земельных участков «для дачного строительства» позволяет в силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации применить пониженную ставку земельного налога в отношении принадлежащих заявителю участков, учитывались ранее судами и получили правовую оценку, отраженную в оспариваемых судебных актах.

Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признается:

  • некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,

тогда как заявитель к таким субъектам не относится, зарегистрированные за ним земельные участки не используются им по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства.»

Не смотря на тот факт, что в вышеуказанном Определении рассматривался случай, когда компания не использовала земельные участки для сельскохозяйственного производства, даже если предприятие будет использовать землю в таких целях, возможен спор с налоговыми органами.

Это связано с тем, что по мнению контролирующих органов, целью введения пониженной ставки было содействие учрежденным гражданами некоммерческим организациям в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. А значит, в случае, когда компания использует земельные участки в коммерческих целях, нет оснований считать, что земельный налог может уплачиваться по ставке 0,3%.

В связи с тем, что аналогичное мнение было неоднократно поддержано на уровне ВАС, то и в суде отстоять свою точку зрения будет проблематично.

Земли для ведения личного подсобного хозяйства

В соответствии с п.1 ст.78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Соответственно, из положений действующего законодательства вытекает, что для личного подсобного хозяйства земли могут использоваться только гражданами, а никак не коммерческими организациями.

Однако запрета на приобретение организацией у физического лица такого земельного участка законодательство так же не устанавливает. Таким образом, компания может оказаться владельцем земельного участка с вышеуказанным видом разрешенного использования.

По этому вопросу есть разъяснения Минфина, опубликованные на официальном сайте ФНС России.

В соответствии с данными разъяснениями (Письмо Минфина РФ от 20.03.2012г. №03-05-04-02/25), если организация использует такой земельный участок для сельскохозяйственного производства, то можно применять пониженную ставку земельного налога:

«..Таким образом, разрешенное использование земельного участка для личного подсобного хозяйства подразумевает использование земельного участка для сельскохозяйственного производства.»

«…Таким образом, с учетом вышеизложенного положения пп.1 п.1 ст.394 Налогового кодекса полагаем, что если земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, принадлежащий на праве собственности организации, отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости этого земельного участка.»

Обучающий курс от команды «Клерка» «Налоговые проверки. Тактика защиты» Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.

  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.

Записаться на курс за 5 500 руб.>Как рассчитать налог на земли сельскохозяйственного назначения и как варьируется размер ставки?

Законодательная база

Основные элементы налогообложения земельных участков установлены главой 31 Налогового кодекса РФ, в частности:

  1. лица, входящие в категорию плательщиков (статья 388);
  2. что является объектом налогообложения, и с каких земель не взимаются платежи (статья 389);
  3. как рассчитать сумму, с которой будет удерживаться налог (статья 391);
  4. какова налоговая ставка (статья 394);
  5. перечень лиц и ситуаций, когда можно не платить налог (статья 395);
  6. периодичность уплаты (статья 397).

Вместе с тем пунктом 1 статьи 387 НК РФ оговорено, что земельный налог действует на основе не только кодекса, но и решений местных депутатов или законов субъектов федерации (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Также пункт 2 статьи 387 НК РФ наделяет представительные органы местного самоуправления и законодательные органы власти городов федерального значения правом утверждать:

  • размеры налоговых ставок в пределах, обозначенных кодексом;
  • дополнительные преференции;
  • сроки перечисления налога предприятиями.

В каждом муниципальном образовании или городе федерального значения действует своё решение депутатов или закон города. Например, Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 года № 74, Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 года № 14/3.

От чего зависит размер?

Для того чтобы определить размер налогового платежа, необходимо установить все данные, влияющие на него.

  1. Площадь участка сельскохозяйственного назначения и его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость рассчитывается посредством проведения государственной оценки земель и фиксируется в Едином государственном реестре недвижимости. Чтобы узнать конкретное значение кадастровой стоимости, следует обратиться в МФЦ, кадастровую палату или посмотреть на сайте Росреестра. Необходимо обратить внимание на то, что сведения предоставляются на бесплатной основе.
  2. Местоположение сельхоз земли. Во-первых, властями каждого населённого пункта могут быть установлены свои значения налоговых ставок (в пределах, установленных законом). Во-вторых, пункт 2 статьи 394 позволяет местным органам дифференцировать ставки в зависимости от нахождения земли в пределах города (села, посёлка и т.д.).
  3. Наличие льгот и освобождений, применяемых в отношении налогоплательщика. Одной из льгот являются вычеты, закреплённые пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Размер вычета соответствует кадастровой стоимости 600 кв. м участка. Предоставляется таким социальным группам, как инвалиды, герои СССР и РФ, ветераны, участники боевых действий, ликвидаторы последствий аварии ЧАЭС, пенсионеры.

Показатель ставки в зависимости от региона

Плата за земли, используемые в сельскохозяйственных целях, взимается по налоговой ставке, оговоренной частью первой подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ. Предельное значение ставки составляет 0,3%.

При этом власти населённого пункта вправе уменьшить величину налоговой ставки или оставить её на максимальном уровне.

К примеру, наивысшая ставка, которая может применяться по земельному налогу, установлена в отношении прочих категорий земель и равна 1,5% (в 5 раз выше, чем для земель сельхоз назначения).

Учитывая, что размер ставки зависит от того, какое решение принимается местными советами депутатов (законодательными органами госвласти городов федерального значения), конкретные размеры ставок можно узнать в нормативных правовых актах, действующих на территории города или села.

Удобный сервис для поиска документов, регламентирующих ставки налога на землю, размещён на официальном сайте Федеральной налоговой службы России: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Приведём в следующей таблице ставки, применяемые в некоторых городах.

Город Ставка, %
Москва 0,3
Московская область:
Королёв 0,3
Балашиха 0,3
Подольск 0,1 для научно-опытных и экспериментальных сельхоз предприятий; 0,3 для остальных
Санкт-Петербург 0,3
Ленинградская область:
Выборг 0,3
Гатчина 0,3
Отрадное 0,3
Краснодарский край:
Краснодар 0,3
Сочи 0,03 для земель в составе зон сельхоз использования в населённых пунктах; 0,3
Геленджик 0,05; 0,3 (в зависимости от того, чем заняты земли)
Армавир 0,1
Новосибирская область:
Новосибирск 0,3
Куйбышев 0,3
Бердск 0,3
Обь 0,3
Республика Адыгея:
Майкоп 0,15
Адыгейск 0,3

Надо констатировать факт, что во многих населённых пунктах России предпочитают не уменьшать ставку, предусмотренную НК РФ, а оставлять на уровне 0,3%.

Если земли сельскохозяйственные земли используются не по назначению, то в их отношении будет применяться налоговая ставка на уровне 1,5%, как для прочих категорий земель (о том, что грозит за нецелевое использование земель или за неиспользование таких участков, говорится ). Многие официальные документы, принятые местными органами власти, это прямо оговаривают.

Как рассчитать платеж за земельный с/х участок?

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ физические лица не обязаны самостоятельно рассчитывать земельный налог. Это входит в обязанности налогового органа.

Однако гражданам следует знать, как рассчитывается налог, чтобы не допустить ошибки налоговиков.

Для расчёта налога на сельхоз земли необходимо руководствоваться формулой:

Н = (КС – В) * НС, где:

  • Н – сумма налога.
  • КС – кадастровая стоимость участка.
  • В – налоговый вычет.
  • НС – налоговая ставка.

Пример 1.

Гражданин Быков Л.И. распоряжается земельным участком сельхоз назначения в размере 0,5 га (или 5 000 кв. м), кадастровая стоимость которого на 1 января 2018 года составляет 800 тыс. руб. Быков Л.И. является пенсионером и имеет право на вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв. м (96 тыс. руб.). Налоговая ставка равна 0,3%. Рассчитаем сумму налога по формуле: (800 – 96) * 0,3% = 2,112 тыс. руб. Значит, за 2018 год гражданин обязан заплатить 2 112 рублей.

Пример 2.

Сосед Быкова также имеет сельскохозяйственные земли площадью 1 га. Кадастровая стоимость равна 1,3 млн руб. При этом соседу льготы по закону не полагаются. Объём налоговых платежей за год составит: 1,3 * 0,3% = 0,0039 млн руб. или 3 900 руб.

Если налоговый вычет выше стоимости земельного участка, то для расчёта налога применяется налоговая база в размере 0. Соответственно, сумма налога составит 0 руб.

Расчёт налога юридическими лицами происходит несколько сложнее. На основании пункта 2 статьи 397 НК РФ предприятия рассчитывают и уплачивают не только годовые платежи, но и авансовые 1 раз в квартал.

Формула расчёта авансовых платежей:

АП = КС * НС / 4, где:

  • АП – авансовый платёж.
  • КС – кадастровая стоимость сельхоз земли.
  • НС – ставка налога.

По данной формуле организации рассчитывают авансовые платежи за первый, второй и третий кварталы. По итогам года окончательный платёж определяется так:

Н = КС * НС – АП * 3, где:

  • Н – сумма налога.ю
  • КС – кадастровая стоимость.
  • НС – ставка.
  • АП * 3 – уплаченные в течение года авансовые платежи.

Пример 3.

ООО «Дружба» использует земли в сельскохозяйственных целях, кадастровая стоимость которых равна 5,8 млн руб. Земельная площадь облагается по ставке 0,3%. Рассчитаем авансовый платёж: 5,8 * 0,3% / 4 = 0,00435 млн руб. Значит, по 4 350 руб. ООО заплатит в первом, втором и третьем квартале. По итогам года нужно будет заплатить: 5,8 * 0,3% (0,00435 * 3) = 0,00435 млн руб. или 4 350 руб.

Сроки и порядок внесения денежных средств

Физическое лицо обязуется заплатить налог за земли сельхоз назначения до 1 декабря следующего года. Налог уплачивается 1 раз в год на основании уведомления, присылаемого налоговым органом.

Юридические лица в течение года перечисляют квартальные авансовые платежи. Срок внесения авансов определяется местными органами власти.

Например, в г. Москве установлены следующие периоды:

  1. за I квартал – до 30 апреля текущего года;
  2. за II квартал – до 31 июля;
  3. за III квартал – до 31 октября.

Годовой платёж также вносится в соответствии со сроками, оговоренными местными нормативными правовыми актами, но не раньше 1 февраля следующего года.

Следует помнить, что за неуплату или неполную уплату обязательных платежей налоговые органы на основании пунктов 1 и 3 статьи 122 НК РФ вправе наложить следующие взыскания:

  • штраф в размере 20% от неуплаченной суммы земельного налога;
  • штраф в размере 40% за умышленную неуплату.

Всем, кто интересуется землями сельскохозяйственного назначения, будет полезно знать не только о налогообложении таких участков, но и о том:

  • Каковы виды разрешенного использования таких земель и как их изменить?
  • Как проходит рекультивация данных участков?
  • Как приватизировать такую землю?
  • Как оформить аренду земли данной категории и заключить договор аренды?
  • Можно ли и как осуществить перевод таких земель в другую категорию?

Таким образом, как физические, так и юридические лица при наличии у них земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения обязаны платить налог. Расчёт налога осуществляется в соответствии с нормами главы 31 НК РФ, но в каждом регионе, городе, муниципальном образовании действуют свои правила. При этом местные депутаты не могут ужесточить нормы Налогового кодекса, а напротив, имеют право снизить ставки или предусмотреть дополнительные льготы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Физические лица и организации, имеющие в собственности землю, в соответствии с 31 главой Налогового кодекса уплачивают земельный налог, если объект налогообложения находится в муниципальном образовании, где введен такой сбор. Для некоторых разновидностей такой недвижимости ставка за пользование равна 0. А вот налог на землю сельхозназначения в 2017 году уплачивать придется, если не установлена какая-либо льгота в отношении плательщика. Не уплачивают такой сбор арендаторы и лица, владеющие землей на праве безвозмездного пользования.

Налог на земли сельскохозяйственного значения: условия

Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 394 главы 31 НК РФ рассчитывается исходя из налоговой ставки не выше 0,3%. Но земельная недвижимость для использования этой ставки должна отвечать следующим параметрам:

  1. Она относится к землям сельскохозяйственного назначения;
  2. Она используется для сельскохозяйственного производства (по целевому назначению).

Невыполнение хотя бы одного условия сделает невозможным использование пониженной ставки. Например, если предприниматель выращивал фрукты на собственной земле, имеющей производственное назначение, то использовать местную ставку на земельный налог земли сельхозназначения он не сможет – ставка налога будет иной. Чтобы применить пониженную ставку, ему необходимо сначала изменить вид разрешенного использования земли.

Если несколько лиц имеет в общей собственности землю, то сбор по ней они оплачивают в соответствии с долями. То есть, если одному принадлежит 40%, а другому 60%, то ровно столько же они должны уплатить от суммы рассчитанного земельного налога.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *