Содержание

Неправительственные организации: понятие и виды

С момента обретения независимости Республикой Казахстан, одним из показателейобщественных преобразований в стране является развитие неправительственного сектора, как одного из важных и непосредственных участников демократических процессов. Сейчас в стране активно идет процесс формирования Третьего сектора(в Республике Казахстан больше известный как неправительственный), необходимого для функционирования гражданского общества. Третий сектор способствуют росту гражданской активности общества, который применяет неполитические средства для оказания влияния на процесс принятия решений государственной властью.

В нашей стране неправительственный сектор представлен в виде общественных объединений, негосударственных фондов, некоммерческих учреждений, союзов (ассоциаций) юридических лиц, других организаций в целях решения общественно-полезных задач.

На сегодняшний день, реально действующие неправительственные организации (НПО), работают в различных сферах жизнедеятельности. В основном это такие социально значимые области, как защита прав человека, экология и окружающая среда, гендерные вопросы, защита интересов социально уязвимых слоев населения.

Задача гражданского общества – быть посредником между гражданами и государством, защищать интересы каждого индивида, представлять его интересы перед лицом власти и общества, осуществлять общественный контроль за деятельностью власти и формированием внутренней и внешней политики этого общества.

«Третий» сектор – это понятие обобщающее в себе весь спектр существующих некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для реализации инициатив некоммерческого характера и направленные как на самореализацию, так и на достижение социальных изменений, значимых для общества в целом. В одних странах их называют неправительственными, в других общественными, в третьих – добровольными, благотворительными или неприбыльными.

В целом суть деятельности третьего сектора это-принцип самоуправления, в результате активности граждан «снизу».

Вместе с тем, в Казахстане пока невозможно определить точное число НПО. Разные статистические данные обусловлены несколькими причинами:

— не определено все ли перечисленные Законом Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» организации включены в статистический учет, поскольку отдельные независимые исследовательские агентства исключают из третьего сектора государственные учреждения, коллегии адвокатов, потребительские кооперативы, нотариальные палаты и т.п. Естественно, что при таком учете количество организаций сокращается в 2 раза.

— большинство НПО являются бездействующими (то есть существуют лишь на бумаге), что усложняет подсчет реально функционирующих организаций и приводит к искажению статистики;

— некоторые прекращают свою деятельность (причем чаще фактически, чем юридически), в результате регистрируются новые организации.

В целом, в мировой практике нет четкого определения понятия неправительственной организации.В мировом юридическом и политическом лексиконе понятие «неправительственная организация»- это традиционная форма обобщения при ссылке на весьма неопределенный круг организаций.
То есть не существует универсального определения термина НПО, термина, который может охватывать широкий круг органов, чья деятельность осуществляется как на территории государств, так и в рамках межправительственных организаций.

Суть НПО отражается в том, что их создание и дальнейшая деятельность являются добровольными (имеется в виду возможность выбора для тех, кто создает их и входит в их состав, и, в случае не основанных на принципе членства организаций, тех, кому было поручено руководство ими), что они функционируют на основе самоуправления, а не находятся под руководством органов государственной власти, а также что их главной целью не является получение прибыли от осуществляемой ими деятельности.

НПО могут функционировать под разными названиями: ассоциации, благотворительные фонды, фонды, некоммерческие корпорации, общества и доверительные фонды.

Исходя из вышесказанного, можно составить общие признаки присущие НПО:

— получение прибыли не ставится основной целью деятельности;

— государственные органы не являются учредителями или участниками;

— организация создана на добровольной основе;

— подразумевается самоуправление на основе совместно определенной цели;

— организация не принимает непосредственное участие в политике с целью достижения власти;

— организация может работать как на неформальной, так и юридически закрепленной основе;

— организация не применяет и не пропагандирует насильственные методы;

— организация может быть как и национальной, так и международной по составу или масштабу деятельности.

Таким образом, исходя из признаков перечисленных выше, можно заключить, что неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне.

Касательно видов, в зависимости от поставленных целей и задач, способов и методов их достижения общественные организации делятся на несколько видов (в зависимости от принципа систематизации). Среди множества подходов к классификации общественных организаций следует выделить несколько критериев:

— по региону действия (международный, страновой, локальный);

— по организационной форме существования (общественная организация, общественный фонд и т.д.);

— по характеру целевых групп, т.е. групп населения, на которые направлена основная активность общественных организаций;

— по сфере деятельности общественного объединения;

— по типу финансирования: внутренние и внешние источники;

Такого типа классификации придерживаются не только многие специалисты по неправительственным организациям, но и такие межправительственные организации, как ООН и Совет Европы.

Главный специалист

отдела организации работы

по регистрации юридических лиц

Департамента юстиции

Северо-Казахстанской области

Нурмуканова Ж.У.

Законодательство о порядке получения среднего профессионального образования

Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:

  • Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и

  • Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).

Современное среднее профессиональное образование по своей сути — это несколько модернизированное среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно современной статистике:

  • из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;

  • приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;

  • еще 50% — это работники умственного труда, в том числе среднее звено работников бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование

Довольно часто на страницах интернета путают понятия:

  • начальное профессиональное образование и
  • среднее профессиональное образование.

Разберемся с чем это связано и в чем отличия этих понятий.

Понятие «Начальное профессиональное образование» использовалось до конца 2012 года в утратившем силу Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» — Статья 22 «Начальное профессиональное образование».

В соответствии с данной статьей:

  • начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

В утратившем силу Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» использовалось также понятие «Среднее профессиональное образование» — Статья 23 «Среднее профессиональное образование».

В соответствии с этой статьей:

  • среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;

  • подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования;

  • граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам;

  • среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

  • образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

В новом Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ понятие «Начальное профессиональное образование» было ИСКЛЮЧЕНО.

В действующем в настоящее время Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ законодательно закреплены только следующие понятия:

  • профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

п.12 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • среднее профессиональное образование – как один из 4-х уровней профессионального образования;

п.4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования — могут разрабатываться по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования (среднего профессионального образования);

п.5 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

п.3 ч.2а Статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • профессиональная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

п.2 ч.3 Статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • среднее профессиональное образование — направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Статья 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Также, чтобы лучше уяснить действующую в настоящее время терминологию в области профессионального образования, следует обратить внимание на следующие положения статьи 108 «Заключительные положения» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

  • образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:

    • начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

    • среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;

  • образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:

    • основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

    • основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом, использование в настоящее время понятия начального профессионального образования неправомерно. Современное законодательство об образовании предусматривает только уровень среднего профессионального образования.

Получение среднего профессионального образования

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

  • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

  • программы подготовки специалистов среднего звена.

Таким образом среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Его можно получить:

  • после 9-ти классов основного общего образования или

  • 10 — 11-ти классов среднего общего обязательного образования.

Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:

  • колледжи, техникумы, лицеи, другие образовательные учреждения и организации.

Для поступления в профессиональную образовательную организацию необходимо представить:

  • аттестат об основном общем образовании (9 классов) или

  • аттестат о среднем общем образовании (10 или 11 классов).

Если среднее профессиональное образование начинается после 9-ти классов основного общего образования:

  • то в образовательную программу включаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 10 — 11-х классов среднего общего образования,

  • а также образовательные стандарты получаемой профессии или специальности.

Обучение и поступление в профессиональные образовательные организации проходит на бюджетной основе, если:

  • учащийся поступил после основного общего образования;

  • когда количество поступающих превышает количество бюджетных мест, учитываются результаты поступающих по образовательной программе основного или среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств:

  • в некоторых образовательных организациях среднего профессионального образования проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности.

В соответствии с Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:

  • могут поступать в образовательные организации среднего профессионального образования только на общих основаниях (без льгот).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе:

  • не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:

  • обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего:

  • не является получением второго или последующего среднего профессионального образования ПОВТОРНО.

п. 5 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Обучающиеся по программе среднего профессионального образования имеют право:

  • сдать ЕГЭ, даже если ранее не получали среднего общего образования;

  • в случае успешной сдачи экзаменов учащемуся выдается аттестат о среднем общем образовании.

С перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования можно ознакомиться в Приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

Диплом о среднем профессиональном образовании

Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании. Диплом учитывается при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *