Штаб пожаротушения (оперативный штаб на месте пожара)

Оперативный штаб на месте пожара (штаб пожаротушения) – это временно формируемый, по решению руководителя тушения пожара (РТП), нештатный орган управления боевыми действиями по тушению пожаров на месте пожара. Штаб пожаротушения оснащается штабным столом.

Когда создается

Штаб пожаротушения

Оперативный штаб на месте пожара в обязательном порядке создается в следующих случаях:

  • привлечение для проведения боевых действий по тушению пожаров сил и средств подразделений пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара (№ 2 и выше);
  • организация на месте пожара трех и более боевых участков (БУ);
  • необходимость согласования с администрацией организаций проведения боевых действий по тушению пожаров.

Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.

Состав

В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:

  • заместитель начальника оперативного штаба;
  • начальник тыла;
  • начальник контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы (КПП ГДЗС);
  • ответственный за охрану труда (ОТ);
  • должностные лица оперативной группы (ОГ).

В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.

Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

По номеру (рангу) пожара № 1 (№ 1-«бис») РТП имеет право назначать должностных лиц, указанных в пункте 55 Боевого устава, без создания оперативного штаба на месте пожара.

Основные задачи

Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются:

  • сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте пожара, передача
  • необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);
  • определение потребности в силах и средствах подразделений пожарной охраны, подготовка предложений для РТП;
  • обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
  • организация подготовки и обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров;
  • ведение документации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5-7 к приказу МЧС России № 444 от 16.10.2017);
  • составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения боевых действий по тушению пожаров с использованием условных обозначений и допускаемых сокращений, приведенных в приложениях №№ 10–11 к приказу МЧС России № 444 от 16.10.2017;
  • создание при пожаре резерва сил и средств подразделений пожарной охраны;
  • обеспечение работы ГДЗС и связи при пожаре;
  • обеспечение мероприятий по охране труда участников боевых действий по тушению пожаров при пожаре;
  • реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров;
  • организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций, а также с вышестоящими органами управления.

В целях обеспечения деятельности оперативного штаба на месте пожара по управлению силами и средствами по решению РТП может привлекаться подвижный пункт управления.

Нештатные должности

Нештатные должности в составе оперативного штаба на месте пожара:

  • начальник оперативного штаба и его заместитель;
  • начальник тыла;
  • начальник контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы;
  • ответственный за соблюдением правил по охране труда;
  • должностные лица оперативной группы.

Дополнительно об оперативном штабе на месте ЧС и о том когда он создается: >>>

Источник: приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Условия, определяющие создания оперативного штаба на месте пожара. Состав оперативного штаба на месте пожара.

Оперативный штаб на месте пожара в обязательном порядке создается в следующих случаях:

— привлечение для проведения боевых действий по тушению пожаров сил и средств подразделений пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара (№ 2 и выше);

— организация на месте пожара трех и более БУ;

— необходимость согласования с администрацией организаций проведения боевых действий по тушению пожаров.

Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.

В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:

— заместитель начальника оперативного штаба; начальник тыла;

— начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;

— ответственный за охрану труда;

— должностные лица оперативной группы.

В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.

Основные задачи оперативного штаба на месте пожара. Определение водоотдачи водопроводной сети для тушения пожара.

Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются:

— сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте пожара, передача необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);

— определение потребности в силах и средствах подразделений пожарной охраны, подготовка предложений для РТП;

— обеспечение контроля за выполнением поставленных задач, организация подготовки и обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров;

— ведение документации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5 — 7 к Боевому уставу);

— составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения боевых действий по тушению пожаров с использованием условных обозначений и допускаемых сокращений, приведенных в приложениях №№ 10 — 11 к Боевому уставу;

— создание при пожаре резерва сил и средств подразделений пожарной охраны;

— обеспечение работы ГДЗС и связи при пожаре;

— обеспечение мероприятий по охране труда участников боевых действий по тушению пожаров при пожаре;

— реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров;

— организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций, а также с вышестоящими органами управления.

Обязанности и права начальника тыла на пожаре.

Начальник тыла подчиняется непосредственно начальнику штаба и несет персональную ответственность за организацию работы тыла на пожаре, включающего в себя силы и средства подразделений пожарной охраны, не выведенные на боевые позиции, а также резерв огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования. Для обеспечения работы тыла на крупных пожарах, по решению РТП назначаются помощники начальника тыла.

Начальник тыла:

-проводит разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;

-сосредоточивает резерв сил и средств, необходимый для проведения боевых действий по тушению пожаров;

-обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ, организует доставку к месту пожара специальных огнетушащих веществ и материалов;

-принимает меры к обеспечению участников боевых действий по тушению пожаров защитной одеждой и средствами защиты;

-организует своевременное обеспечение пожарной, аварийно-спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей тушения пожаров и проведения АСР, горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами;

-контролирует выполнение работ по защите рукавных линий;

-принимает меры по восстановлению (в случае выхода из строя) работоспособности пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей;

-принимает меры по обеспечению участников боевых действий по тушению пожаров питанием при тушении затяжных пожаров;

-обеспечивает ведение документации.

Начальник тыла имеет право:

-отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам боевых действий по тушению пожаров, задействованным в работе тыла;

-требовать от участников боевых действий по тушению пожаров и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, организаций, а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний оперативного штаба на месте пожара и собственных указаний;

вносить предложения РТП и оперативному штабу на месте пожара о необходимости создания резерва сил и средств для проведения боевых действий по тушению пожаров;

-отдавать, с согласия РТП (начальника штаба), указания диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) о доставке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Оперативный штаб на пожаре и его роль в управлении силами и средствами на пожаре

Оперативный штаб — это основной орган управления силами на крупных и сложных пожарах. Главная задача штаба— реализация решений, принимаемых РТП на тушение и проведение АСР. Его рекомендуется создавать:

— на всех крупных и сложных пожарах, в том числе, создающих угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций;

— при организации трех или более БУ, а также, если силы и средства привлечены по повышенному номеру вызова;

— при пожарах на объектах, когда действия по тушению необходимо детально согласовывать с инженерно-техническим персоналом объекта.

В состав штаба, как правило, входят: начальник штаба, начальник тыла, ответственный за охрану труда, начальник связи, помощники начальника штаба и т.п.

Основными задачами оперативного штаба являются:

— встреча и расстановка на участке прибывающих подразделений;

— проведение разведки пожара и сбор сведений об изменении обстановки;

— ведение документов штаба, согласно организационно-распорядительных документов;

— создание на пожаре резерва сил и средств;

— организация связи и взаимодействия;

— организация работы ГДЗС и связи на пожаре;

— организация питания личного состава при продолжительной работе;

— материально-техническое обеспечение подразделений, работающих на пожаре;

— обеспечение мер безопасности личного состава на пожаре;

— организация проведения специальных работ.

Оперативный штаб располагается в месте, определенном РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем—красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью—красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

Оперативный штаб, в соответствии с рекомендациями плана пожаротушения и с учетом складывающейся обстановки, через средства связи или связных отдает распоряжения подразделениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на водоисточник и направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжение какого участка на пожаре поступают подразделения. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип пожарного автомобиля и количество расчета на нем, а также участок на пожаре, где должно выполнять задачи это подразделение.

Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют. (Приложение 1).

Если подразделения получили распоряжение оперативного штаба по радио, командиры докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить о своем прибытии.

На оперативный штаб возлагаются сложные задачи. Среди них одно из первых мест по своему значению занимает поддержание постоянной готовности сил и средств и органов управления к выполнению поставленных задач.

Для ее решения штаб должен иметь четкие и проверенные данные об обстановке на пожаре, состоянии сил и средств, знать, в чем они нуждаются, что нужно сделать, чтобы повысить их готовность к применению.

Такие данные оперативный штаб получает путем личного наблюдения за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников оперативного штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках, из данных разведки.

Своевременно анализируя эти сведения, оперативный штаб в состоянии, не ожидая получения конкретной задачи, предусмотреть эффективные мероприятия, направленные на устранение тех недочетов, которые в той или иной мере снижают тактические возможности пожарных подразделений. Значительное внимание штаб уделяет поддержанию пункта управления в постоянной готовности, наличию связи, знании. Должностными лицами на пожаре установленных сигналов.

С получением задачи оперативный штаб выполняет значительную часть работы по планированию тактико-технических действий, обеспечивает доведение задач до исполнителей. Выполняя работы по планированию и организации тушения, готовит данные и расчеты, необходимые РТП для обоснования принимаемых решений, планирует и осуществляет основные мероприятия по всестороннему обеспечению тактико-технических действий; организует связь с подчиненными взаимодействующими службами и вышестоящим руководством; уточняет все вопросы, связанные с оснащением, размещением и перемещением оперативного штаба в ходе тушения пожара. Одновременно с этим сотрудники оперативного штаба организуют контроль за работой подчиненных на участках и позициях, за работой тыла на пожаре.

Для умелого управления силами и средствами на пожаре необходимо отчетливо знать истинную обстановку, в которой оказались подразделения при выполнении поставленной задачи. Учитывая, что обстановка быстро меняется, оперативный штаб непрерывно заботится о сборе, изучении и обобщении данных о развитии пожар, действиях подразделений, наличии опасных факторов пожара, возможности их возникновения на участках тушения.

На основе глубокого обобщения и анализа данных обстановка оперативный штаб готовит выводы и предложения по использованию имеющихся сил и средств и, в соответствии с решением РТП, осуществляет планированием тактико-технических действий; проводит намеченные мероприятия по организации тушения. Вместе с этим, должностные лица штаба своевременно, не ожидая запросов, а также при резких и неожиданных изменениях обстановки докладывают данные в вышестоящие органы, уполномоченные по решению задач ГО, ЧС и пожарной безопасности.

Своевременное получение данных и быстрое доведение задач до подразделений невозможно без устойчивой связи. Поэтому постоянной заботой оперативного штаба в любых условиях остается умелая организация связи.

В период подготовки и ведения тактико-технических действий одной их задач оперативного штаба является учет личного состава и пожарной техники, прибывающей к месту вызова и остающейся в резерве.

Являясь основным органом управления силами и средствами на крупных и сложных пожарах, оперативный штаб обеспечивает согласованную работу всех подразделений и взаимодействующих служб, направляя их усилия на выполнение решений РТП.

Успешное выполнение должностными лицами оперативного штаба на пожаре своих задач зависит от их профессиональной подготовленности, опыта, деловой сработанности с РТП и другими должностными лицами органов управления. Что касается их подготовленности и личных качеств, то здесь на первый план выдвигается высокая принципиальность, способность руководствоваться в своих действиях профессиональными интересами, требовательность к себе, правильное понимание критики и самокритики. В той же мере сотрудникам оперативного штаба должны быть присущи дисциплинированность, исполнительность, способность проявлять самостоятельность и творчество. Исключительно велика в этом роль начальника оперативного штаба, являющегося, по сути, заместителем РТП, модель деятельности которого представлена на рис. 16.2.

Рис. 16. 2. Модель деятельности начальника оперативного штаба на пожаре

Он доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мер по организации и обеспечению деятельности на пожаре. В свою очередь, они докладывают начальнику оперативного штаба все основные данные о положении и состоянии подчиненных, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара. Только при условии самой тесной и согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре создаются нормальные условия для функционирования системы управления.

Поэтому начальник оперативного штаба выступает в роли организатора работы всей системы управления. От его подготовленности, опыта, умения направить работу подчиненных зависит слаженная и согласованная работа всех органов управления и тем более оперативного штаба. Личная организованность, способность найти в каждый момент то звено цепи, которое решает успех дела, мобилизовать все силы на достижение основной цели характеризует начальника оперативного штаба как руководителя коллектива.

Только начальнику оперативного штаба предоставляется право отдавать от имени РТП распоряжения всем лицам, подчиненным РТП, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно вносить изменения в принятые решения. Такое право обязывает начальника оперативного штаба ко многому и, в первую очередь, к обстоятельному знанию не только решений РТП, но и его предположений, наметок действий на случай возможных изменений обстановки. Правильные взаимоотношения РТП и начальника оперативного штаба, их сработанность, понимание друг друга — важнейшее условие организованной работы всех подразделений, участвующих в тушении пожара.

РТП должен доверять начальнику оперативного штаба, поскольку он не просто исполнитель, а самый близкий помощник РТП.

Высокое положение, которое занимает начальник оперативного штаба на пожаре, обязывает его всегда знать задачи, поставленные подразделению РТП, положение, состояние и тактические возможности подразделений, обстановку на пожаре, необходимое количество сил и средств; быть готовым в любое время сделать выводы по оценке обстановки, дать предположения по решению, определить мероприятия по обеспечению тактико-технических действий и организации управления.

Наряду с этим, важнейшей обязанностью начальника оперативного штаба является руководство подчиненными должностными лицами. Он направляет их работу, помогает им, учит, как нужно выполнять свои задачи, следит за своевременным предоставлением ими донесений и различных отчетов о деятельности на пожаре.

Несмотря на свою большую организаторскую работу, он сам выполняет наиболее сложные задачи. В процессе планирования начальник оперативного штаба непосредственно работает вместе с РТП по принятию решений, производит расчет времени на организацию тактико-технических действий, разрабатывает оперативные документы.

Но каким бы подготовленным ни был начальник оперативного штаба, он один не в состоянии вовремя выполнить все задачи штаба. Поэтому в некоторых случаях он назначает помощников. От степени их подготовленности к выполнению своих обязанностей зависит успех работы оперативного штаба в целом. Отсюда важнейшей задачей является обучение и воспитание сотрудников оперативного штаба, совершенствование методов их работы, повышение слаженности сотрудников как основного органа управления.

Успешное выполнение обязанностей и задач всеми органами управления во многом зависти от их организованности и четкости в работе, умения в любой обстановке сохранять спокойствие, выдержку и вместе с тем проявлять принципиальность и требовательность к личному составу подразделений. Вся их работа в современных условиях должна проходить в высоком темпе, с затратой минимального времени на выполнение каждой поставленной задачи.

Успешное выполнение задач управления возможно только при обеспечении самой тесной взаимосвязи в деятельности всех должностных лиц и органов управления. Качество управления зависит не только от работы РТП и штаба, но и всех руководителей, возглавляющих пожарные подразделения или вызванных на место пожара для оказания помощи. Важнейшим показателем умелой деятельности органов управления является выполнение всех работ с высоким уровнем штабной культуры. В это понятие обычно входит система требований к уровню подготовки органов управления, к качеству выполняемых ими работ по управлению силами и средствами, которое отвечает характеру тушения пожара. В содержание штабной культуры входит не только грамотная и аккуратная разработка документов, но и глубокое знание сотрудниками оперативного штаба процессов тушения, высокий уровень их профессиональной подготовленности, умение изыскивать новые методы работы, обеспечивающие эффективное использование в тушении имеющихся сил и средств.

В любых условиях, в том числе и при внедрении автоматизированных систем управления, ни в коей мере не уменьшится роль РТП и штаба в руководстве силами и средствами. Новейшие технические средства окажут им неоценимую помощь, но не заменят человека, его творческую мысль, волю, логический анализ обстановки; по-прежнему РТП останется центральной фигурой в системе управления, а оперативный штаб—основным органом управления силами и средствами на пожаре.

Задачи материально-технического обеспечения операций по тушению пожара решает начальник тыла (НТ), который входит в состав оперативного штаба и непосредственно подчиняется НШ.

Основными задачами на пожаре являются:

— бесперебойная подача воды и других огнетушащих веществ на пожаре, доставка к месту пожара специальных огнетушащих средств;

— охрана рукавных линий о повреждений;

— обеспечение пожарной техники горючими и смазочными материалами;

— защита имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожара;

— обеспечение работоспособности рукавов, стволов, разветвлений, техники в холодное время;

— обеспечение при длительной работе состава питьем, питьевой водой, сухой одеждой, а также отогревание личного состава при работе в условиях низких температур.

Модель деятельности начальника тыла на основе его обязанностей представлены на рис. 16. 3.

Для успешной работы тыла на пожаре ему придаются рукавные и водозащитные автомобили, топливозаправщики, авторемонтные мастерские, легковые и грузовые автомобили. В каждом гарнизоне необходимо иметь запас рукавов и пожарной техники, ГСМ. Весь резерв средств должен храниться на создаваемых опорных пунктах тушения крупных пожаров.

В ходе тушения пожара НТ составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники и готовит необходимые сведения начальнику оперативного штаба для заполнения карточки действий пожарных подразделений на пожаре. Начальник тыла наносит на схему расстановку сил и средств до разветвлений.

В случаях прибытия и развертывания подразделений на пожаре с различных направлений; подвоза и перекачки воды от отдаленных водоисточников; организации тушения пожара на объектах хранения и переработки ЛВЖ и ГЖ и др., РТП должен выделить в помощь НТ одного- трех человек начальствующего состава, а также транспорт и средства связи.

В состав оперативного штаба пожаротушения также включается ответственный за правила охраны труда и технику безопасности, назначаемый из числа руководящего состава гарнизона. Он подчиняется РТП и начальнику оперативного штаба. В его обязанности входит контроль соблюдения личным составом правил охраны труда при проведении спасательных работ, при работе на высотах, при работе в составе звеньев ГДЗС, а также напоминание этих правил участникам тушения пожара.

​Права и обязанности Начальник оперативного штаба пожаротушения

1. Начальник оперативного штаба пожаротушения (далее — НШ) подчиняется непосредственно РТП. В непосредственном подчинении НШ находятся должностные лица оперативного штаба пожаротушения. НШ, по согласованию с РТП, назначает своего заместителя и помощников, распределяя между ними обязанности по решению задач в соответствии с требованиями настоящего Порядка и делегируя им часть своих полномочий.

2. НШ руководит работой оперативного штаба пожаротушения, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных пунктом 3.10 настоящего Порядка, в том числе:

  • готовит и своевременно доводит до РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара и проведения АСР, информации диспетчера и других сведений предложения по организации тушения пожара и проведении АСР, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;
  • организовывает доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара и проведения АСР, обеспечивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение регламентных документов оперативного штаба пожаротушения;
  • организовывает расстановку сил и средств подразделений;
  • докладывает РТП и сообщает диспетчеру оперативную информацию об обстановке на пожаре;
  • организовывает взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями.

пункт 3.10. Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:

  • сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации руководителю тушения пожара и диспетчеру;
  • определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара;
  • обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
  • организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР;
  • ведение документации, рекомендуемые образцы;
  • составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений на различных этапах тушения пожара и проведения АСР;
  • создание на пожаре резерва сил и средств подразделений;
  • обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;
  • обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава подразделений на пожаре;
  • реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;
  • организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов).

3. НШ имеет право:

  • отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, должностным лицам служб жизнеобеспечения населения, организации (объекта), на территории которых осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР, а также другим должностным лицам, прибывшим на место пожара;
  • отдавать от лица РТП указания участникам тушения пожара и проведения АСР, с последующим обязательным докладом о них РТП;
  • требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения, организаций (объектов), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;
  • отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятность обрушения конструкций, взрыва и других изменений обстановки на пожаре, требующих принятия безотлагательных решений)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *