Содержание

Большинство «первооткрывателей» воздушного пространства очень переживают перед первым полетом. Одних пугает высота, других скорость, третий «а вдруг упадет», четвертые переживают, что воздуха всем может не хватить. В общем, причин много. Основная, конечно же, это, все же, высота. По большому счету нет поводов для переживаний, потому как самолеты являются самым безопасным средством передвижения в мире.

В этой статье речь пойдет о том, на какой высоте летают пассажирские самолеты, мы предоставим также информацию для сравнения высот следования других воздушных судов, а также выясним, что подразумевает под собой фраза «идеальная высота».

Идеальная высота

Высота пассажирского самолета варьируется от 10 до 12 км

Большинство людей полагает, что высота воздушного судна – 10000 метров. Возможно, но на самом деле крупные пассажирские суда летают от 9 до 12 км над уровнем земли.

Выбор высоты, так называемой «идеальной», не является случайным или универсальным для всех. Для каждого самолета имеется именно свой определяющий уровень полета, где расход топлива сводится к минимуму, а сопротивление становится небольшим.

Важно! Чем выше поднимется лайнер, тем меньше плотность воздуха. Для каждого судна имеется свой коридор следования, и соотношение силы трения к количеству воздуха для сгорания является оптимальным.

Эффективная высота выбирается командиром корабля не случайно, а исключительно исходя из технических характеристик самолета, где выбирается середина между скоростью и потреблением топлива. Собственно, это и является ответом на вопрос, почему самолеты летают на высоте 10 км.

Скорость самолета и высота взаимосвязаны друг с другом

Следует отметить, что большое количество топлива расходуется именно в момент совершения взлета, собственно потому самолеты плавно и одновременно быстро поднимаются ввысь.

По достижении самолетом необходимых в воздушном пространстве значений, рекомендуемых диспетчером, на борту отключается лампочка ремня безопасности и с этого момента разрешается расстегивать ремни безопасности.

Определение высоты полета

Параметры наиболее подходящих маршрутов варьируются от погодных условий, дальности следования и технических характеристик самого самолета. Как уже ранее говорилось, высота пассажирского лайнера колеблется от 9 до 12 км. А вот идеальную высоту для воздушного судна выбирает диспетчер, исходя из метеоусловий.

Зачастую используется правило: воздушные суда, которые летят на восток, юго-восток, северо-восток – их коридор на высотах 9 и 11 тысяч метров над землей; самолеты, которые летят в сторону запада, юго-запада и северо-запада – их коридор 10 и 12 тысяч метров.

Исходя из этого, диспетчеры авиакомпаний определяют, какой коридор будет наиболее выгодным для лайнера и сообщают эшелон и уровень следования.

Все диспетчеры авиаперевозчиков работают в специально оборудованных штаб-квартирах и осуществляют контроль всех полетов от взлета до самого приземления.

На экранах радаров видно, где находится самолет, состояние его систем, коридор следования и атмосфера впереди. Более того, диспетчеры постоянно находятся на связи с бортом и при возникновении различных проблем стараются оперативно их решить.

Бытует мнение, что максимальная высота полета пассажирского самолета над землей – выше 12 км. Это не совсем верно. Редко, когда уровень 12 км над уровнем земли превышается. Если самолет взлетает выше данной отметки, он просто начнет сваливаться из-за слабой плотности воздуха. Также при завышенной высоте мощность двигателей спадает, а расход топлива начинает увеличиваться.

Небесные дороги

Как бы не звучало странно, но дороги в небе тоже существуют. И их прокладывают не только на определенных уровнях от земли, но и по самым удобным местом для перелетов. Иначе их еще называют «реактивными маршрутами».

Все страны выдают разрешение на пользование воздушным пространством, и в случае военных действий либо природных аномалий часть дороги перекрывается. Также эти данные используются при прокладывании маршрутов вместе с метеоинформацией, контролем движения и регулировки их следования.

Диспетчеры авиаперевозчиков работают в специально оборудованных штаб-квартирах

Стоит отметить, что в небе каждую секунду одновременно совершают полеты в разные стороны больше 5 тысяч воздушных судов, и всеми ими управляют диспетчеры. Допустим, если необходимо судну обойти грозу или турбулентность, он может гулять по эшелону, но самостоятельно пилоту коридор менять без согласия диспетчера категорически нельзя.

Стоит также отметить, что движение по коридорам между самолетами тоже имеется, оно должно быть не менее 10 тысяч метров – это так называемое боковое эшелонирование. Если это зона аэропорта – это одни коридоры, если речь ведется о маршрутах дальнего следования – другие.

Следует также знать, что скорость самолета и высота взаимосвязаны друг с другом. Как было ранее сказано, на разных высотах разная плотность воздуха, отсюда и изменение сопротивления.

Так как самолет – конструкция как таковая аэродинамическая, его движение происходит посредством взаимодействия с воздухом. На большой высоте плотность меньше, сопротивление потока ослабевает, а также подъемная сила становится меньше.

Если подключить нехитрые подсчеты, то будет картина более ясной. К примеру, если у самолета оптимальная скорость 900 км/ч, то ему выгодно с точки зрения расхода топлива летать на высоте 9-10 тысяч метров над уровнем земли. Финансовая экономия у компаний на первом месте, ну а безопасность пассажиров и метеоусловия уже второплановые.

Сравнение высот самолетов

  1. Высота реактивного самолета может достигать 25 км

    Итак, как было уже ранее сказано, пассажирские воздушные суда совершают полет высотой около 10-12 км. Выше они не поднимаются по причинам уже известным и понятным нам. Потому диспетчера с земли ведут контроль следования борта с учетом его показателя.

  2. Военные самолеты. В зависимости от их технических характеристик и специфики назначения, такие суда могут достигать значительной высоты. Некоторые перехватчики, разведчики могут подниматься на 25 тысяч метров над уровнем земли.
  3. Грузовые суда. У этих лайнеров такая же высота, как у пассажирских. Расчет высоты их полета исчисляется в максимальном сокращении издержек, собственно, как и в гражданской авиации.
  4. Ну, а совсем легкие самолеты совершают полет на уровне 2 тыс. метров над землей. У таких судов скорость не превышает 300 км/ч.

Движение в небе также интенсивно, как и на обычных дорогах. И если понаблюдать в ясную погоду, то можно увидеть как несколько самолетов одновременно летят на разной высоте. Это зрелище бесспорно завораживает. Остается только восхищаться точным расчетам диспетчеров и профессионализму пилотов.

Высота полета пассажирского самолета над землей: какая максимальная и минимальная

Глядя в иллюминатор из салона лайнера или высматривая с земли в небе маленький силуэт воздушного судна, многие задумываются о том, на какой высоте летают пассажирские самолеты. Точную цифру можно услышать в объявлении, которое по внутренней связи делает пилот, отыскать в справочнике или интернете.

Но гораздо интереснее разобраться в том, почему взята именно такая цифра и кто ответственен за выбор высоты в каждом конкретном случае.

… Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • Минимальная, максимальная и идеальная высота полета воздушного судна
  • Определение высоты полета
  • Что делают авиадиспетчеры
  • Загруженность воздушных коридоров
  • Мешают ли птицы полету самолета
  • Сравнение высот самолетов
  • Заключение

Минимальная, максимальная и идеальная высота полета воздушного судна

С точки зрения пассажира, расстояние от поверхности земли до лайнера – это и есть высота, на которой проходит полет. Но любой человек, связанный с авиацией, знает, что этот параметр для каждого воздушного судна предстает в трех ипостасях:

  1. Под минимальной границей высоты полета понимают границу, ниже которой атмосфера становится слишком плотной. Ниже этой высоты (9 км) лететь невыгодно: плотная атмосфера тормозит самолет, отбирает скорость, заставляет быстрее расходовать топливо, создает дополнительную нагрузку на двигатели.
  2. Максимальная высота (выше 12 км) представляет собой границу, подниматься выше которой также нецелесообразно. Воздух там разрежен. Подъемная сила, создаваемая потоками, идущими сверху и снизу крыла, будет слишком мала для того, чтобы удерживать громадный лайнер. Пространство между нижней и верхней границей – это коридор полетов. Оно оптимально для пассажирских воздушных судов.
  3. Термин «идеальная высота» описывает оптимальное значение этого параметра для совершения безопасного и экономичного полета.

Важно! У каждой профессии есть свой язык. В терминологии гражданской авиации высота полета называется эшелоном.

Таким образом, пассажирский лайнер старается занимать эшелон в 10000 метров на протяжении возможно большего периода полета. При необходимости пилот может поднять машину выше (до 2 км) или опуститься (не ниже чем на 1 км). Такое пилотирование обеспечивает минимальный расход топлива и износ двигателей, способствует быстрому и безопасному достижению цели полета.

Правила расчета идеальной высоты

Приведенные величины – это усредненные показатели. При этом у различных моделей воздушных кораблей показатели могут различаться. Чтобы понять, почему это происходит, нужно узнать, как самолет занимает тот или иной эшелон.

На каждый лайнер действуют разнонаправленные силы. Вес машины (вместе с топливом, пассажирами и багажом) тянет самолет вниз. Подъемная сила, создаваемая крылом, обеспечивает подъем. Чтобы крыло работало эффективно, полет должен проходить с достаточной для нахождения в эшелоне скоростью.

Важно! От аэродинамических качеств самолета зависит не только способность крыльев создавать подъемную силу, но и трение о воздух. Эта сила возникает как следствие аэродинамического сопротивления воздуха машине. Она зависит от скорости, с которой происходит полет, и аэродинамических качеств самолета.

Авиаконструкторы, разрабатывающие самолет, закладывают в конструкцию определенную мощность двигателя (следовательно, и скорость, развиваемую машиной), способность крыльев создавать подъемную силу, а также способность корпуса преодолевать сопротивление атмосферы. Поэтому каждая воздушная машина имеет собственный уникальный баланс сил, действующих на нее в полете в каждом эшелоне.

Главные факторы, влияющие на высоту

Высота полета воздушного судна определяется с учетом множества факторов:

  • конструкция самолета, которая рассчитывается в зависимости от назначения;
  • параметр грузоподъемности, количество пассажиров, топлива и грузов, реально находящихся на борту;
  • расход топлива, допустимый в процессе полета. Этот параметр рассчитывается с учетом вместимости топливных баков. Влияет и фактор экономической целесообразности: большой расход топлива делает перевозку пассажиров нерентабельной;
  • состояние атмосферы на маршруте. Степень разреженности может существенно меняться под влиянием погодных условий, рельефа местности, над которой происходит полет, и других факторов.

Влияют на выбор высоты и соображения безопасности: оценка риска обледенения, встречи со стаей птиц и т.д.

Еще одна причина, определяющая эшелон, в котором движется самолет, – это человеческий фактор. Каждый пассажирский самолет в полете ведут диспетчеры, передавая его друг другу. Диспетчер назначает борту эшелон, следуя правилам воздушного движения, ситуации в воздухе на текущий момент, а также требованиям момента.

Чтобы пилот мог контролировать высоту, необходимы надежные средства для ее измерения. На современном самолете применяют два способа измерения:

  1. Барометрический. Он основан на явлении падения атмосферного давления при подъеме в верхние слои атмосферы. Измеренное давление сравнивают со стандартным значением (760 мм рт. ст.). Разница показывает расстояние самолета от условного уровня. Такое измерение проводят с помощью альтиметра (по-русски этот прибор называют высотомером).
  2. Радиолокационный. Устройство измерения посылает вниз радиоволны (диапазон СВЧ). Сигнал отражается от поверхности земли и возвращается к приемнику. Время возвращения помогает определить расстояние от земли.

Применение двух методов позволяет достаточно точно определять положение воздушного судна во время полета.

Как определяется в конкретном случае

Чтобы измерить высоту, нужно иметь некоторую точку отсчета. Технически высота может измеряться от поверхности земли непосредственно под самолетом, от уровня моря, от высоты поверхности земли, на которой построен аэродром вылета. Но для достижения взаимопонимания между разными странами при управлении воздушным движением принято измерение от уровня, на котором давление составляет 760 мм рт. ст.

Как были установлены правила измерения

Правила полета, установленные в разных странах, могут отличаться. Так, в России (и ряде постсоветских стран) принято измерять высоту аэродрома по его давлению. Поэтому у стоящего на полосе самолета альтиметр показывает не «0», а высоту над уровнем моря.

Отличаются и единицы измерения. В основном применяют футы, но Китай и некоторые другие страны определяют высоту в метрах.

Важно! В авиации особенно жестко соблюдается правило: находясь на территории чужой страны, соблюдай ее законы. Поэтому при контакте с иностранным диспетчером пилот подстраивается под зарубежные стандарты.

Международные нормы движения в небе разрабатывает и видоизменяет Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Последние изменения вводились в 2006 году. В России правила полетов создает Федеральное агентство воздушного транспорта.

Что делают авиадиспетчеры

Авиадиспетчер – главный руководитель всех процессов, происходящих в воздушном пространстве. Сегодня небо (особенно над Европой и США) становится «тесным», в нем одновременно находятся тысячи воздушных судов различных классов.

Чтобы избежать столкновений и других катастроф, каждый пилот должен подчиняться приказам диспетчера, в том числе при определении максимальной высоты полета пассажирского самолета над землей.

При этом диспетчер обязан строго соблюдать международные и внутренние правила управления движением в воздухе, отслеживать множество летательных аппаратов единовременно, вносить данные о них в системы слежения и своевременно отдавать приказы на коррекцию курса или положения самолета в пространстве. Работа диспетчера очень ответственна и сложна.

Загруженность воздушных коридоров

Несмотря на огромные просторы в небе, загруженность разных участков воздушного пространства не одинакова. Поскольку полеты производятся от аэродрома и до аэродрома, а любое удлинение маршрута ведет к лишнему расходу топлива, вблизи крупных аэродромов могут находиться десятки воздушных судов, двигающихся на пересекающихся курсах.

Чтобы избежать столкновений, необходимо строгое соблюдение требований эшелонирования.

Почему самолеты, летящие по одному маршруту, не сталкиваются

Чтобы избежать столкновений, действуют десятки правил. Одно из них состоит в назначении разной высоты самолетам, летящим на восток и запад. На запад назначают четную высоту (10 км, 10 200 м, 10 400 м), на восток – нечетную (9 км, 10 300 м) и т.д.

Также диспетчер может перевести самолет из более загруженного эшелона в 10 км в менее выгодный коридор, но зато свободный.

Мешают ли птицы полету самолета

Еще одна причина, почему самолеты летают на высоте 10 км, – риск столкновения с птичьей стаей. Большинство столкновений происходит на высоте в 100-150 м (при взлетных и посадочных маневрах), однако риск попадания птицы в двигатель остается на высоте до 1 км. Коридор в 10 000 м практически свободен от пернатых.

Ряд самолетов известен своими рекордами в сфере высотности:

  • «Ту-154». Максимальная высота полета — 11 100 м;
  • «Боинг 737». Максимальная высота — 11 300 м;
  • «Аэробус А380». Рекорд высоты – 13 115 м.

Такие выдающиеся показатели – настоящий триумф конструкторской мысли.

Пассажирский самолет, как правило, совершает полет в эшелоне 10 км. При необходимости пилоты могут поднять лайнер до 12 км или опуститься до 9 км. Выход из этого коридора представляет собой нестандартную ситуацию, так как полет будет происходить в сложных условиях, с большой нагрузкой на двигатели и увеличенным расходом горючего.

Тем, кто имеет представление о самолетах только с позиции пассажира или обычного горожанина, наблюдающего летающие машины с земли, сложно сказать наверняка, на какой высоте летают самолеты. Также загадкой является то, кто принимает решение о следовании на определенном уровне над землей, и чем оно бывает продиктовано. Тем не менее высота — важнейший фактор успешности полета и избегания аварийных ситуаций в воздухе.

Понятие минимальной, максимальной и идеальной высоты полета воздушного судна

Набор высоты — один из самых важных этапов для успешного полета воздушного судна. Нередко внутри современных пассажирских лайнеров установлены табло, на которых производится демонстрация расстояния, отделяющего самолет от поверхности земли. Чем обусловлена высота полета пассажирского самолета? Как пилот понимает, на каком удалении от земли двигаться?

Все самолеты имеют перечень технических характеристик, который определяется назначением воздушного судна, его модификацией и моделью. Соотношение характеристик определяет для самолета его коридор следования, т. е. уровень воздушного пространства, оптимальный для перемещения.

Существуют различные высоты полета:
1. Истинная — от уровня точки, находящейся непосредственно под воздушным судном.
2. Относительная — от уровня порога ВПП, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа.
3. Абсолютная — от уровня моря.

Границы коридора определяются такими величинами, как максимальная высота и минимальная. В этих пределах самолет может осуществлять перемещение без угрозы утраты контроля над управлением и без повреждения систем машины. Для современных пассажирских самолетов доступные для перемещения уровни находятся в пределах от 9 до 12 км над землей.

Если максимальная высота полета пассажирского самолета определяется техническими возможностями судна и должна соблюдаться для безопасности полета, то и другая характеристика — идеальная — большей степени касается эргономики перемещения.

Идеальное значение также рассчитывается из характеристик конкретного воздушного судна. Это высота, при которой воздушное судно испытывает наименьшее сопротивление воздуха. В первую очередь, при снижении такого сопротивления снижается и расход топлива. Также испытывая минимальное трение о воздух, самолет дольше сохраняет невредимость корпуса и систем.

Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10000 метров?

Выбор высоты полета обусловлен тем, что на разных уровнях воздух имеет различную плотность. Чем выше от поверхности земли, тем плотность воздуха ниже. Соответственно, воздушное судно тратит меньше мощности на преодоление сопротивления воздуха и может развивать скорость выше при меньших энергозатратах. Вот почему самолеты в основном летают на высоте 10000 метров: здесь воздух гораздо реже, чем на ближайших к земле.

Но возникает резонный вопрос: почему самолет летает на высоте 10 км, а не еще выше, если это позволяет экономить расход топлива и ускоряет движение? Пассажирским самолетам важна устойчивость в воздушных потоках. Крылья удерживают самолет в воздухе, как бы опираясь на потоки ветра. При подъеме на выше 10 000 м крылья становятся бесполезны, т. к. они неспособны удерживать тело воздушного судна в условиях разреженной атмосферы.

С военными судами дело обстоит иначе. Они способны перемещаться и в условиях разреженного пространства, правда, пилот испытывает при этом перегрузки, аналогичные тем, что испытывает космонавт. Самые большие высоты покоряют беспилотные аппараты: экспериментальные модели NASA способны летать и на удалении 30 км от земли.

Правила расчета идеальной высоты лайнера

Высота полета — достаточно условное понятие. Фактический уровень полета несколько отличается от того, что показывает табло пилоту и что видит перед глазами диспетчер. Это связано с тем, что для расчета фактической показателя потребовалось бы постоянно вводить в расчеты давление, а оно в полете слишком часто меняется, из-за чего может происходить путаница.

Для упрощения расчетов введено такое понятие, как эшелон перехода. Это постоянная величина давления, выставленная на всех самолетах на высотометре в пределах одного воздушного пространства. Значение эшелона перехода сбрасывается только при взлете и при заходе на посадку, т. е. в ситуациях, когда необходимо знание фактической высоты. В разных странах эшелон перехода может отличаться: пилот меняет его по согласованию с диспетчером.

Вы боитесь летать на самолете на высоте 10000м ДаНет

Кроме того, то, на какой высоте летает пассажирский самолет, зависит от направления его движения. Во всех аэропортах мира действует негласное правило выделение «воздушных дорог» — уровень, на котором должен пролетать самолет, чтобы не пересечься с другими воздушными судами. Для самолетов, отправляющихся на восток (юго- и северо-восток), назначается нечетная высота (9 км, 11 км). Для самолетов, летящих на запад — четная.

Разумеется, назначение коридоров происходит с учетом модели самолета, его потенциальных возможностей, веса, мощности и других характеристик. Например, при необходимости самолетом может быть достигнута максимальная высота, если на его пути находится опасная зона турбулентности или грозовой фронт.

Кто определяет идеальную высоту?

Помимо того, что высота полета во многом определяется возможностями конкретной модели самолета, крейсерская высота для конкретного места задается такими факторами, как занятость воздушного коридора и погодные условия. Эти условия заблаговременно определяются диспетчерами.

В небе в каждый момент времени может находиться в среднем до пяти тысяч воздушных судов. В небе над крупными городами диспетчеры вынуждены планировать каждый рейс таким образом, что порой разница между одним и другим самолетом в высоте составляет всего пару десятков метров.

Однако когда самолет набирает высоту и выходит в горизонтальный полет, ситуация может измениться. Если погода резко меняется или на пути следования судна встает грозовой фронт, пилот должен сообщить диспетчеру о смене условий. Также при возникновении технических неполадок и других непредвиденных ситуаций пилот также может менять уровень движения, руководствуясь безопасностью пассажиров.

Таким образом, идеальная высота следования определяется авиаконструкторами, диспетчером и пилотом.

Что такое эшелон в авиации?

Эшелонирование воздушного пространства — это задача диспетчеров, которые планируют рассредоточение самолетов таким образом, чтобы не допустить их критического сближения и возникновения аварийных ситуаций. Выделяют вертикальное эшелонирование, продольное и боковое, которые соответствуют тому или иному положению воздушных судов относительно друг друга.

Эшелоны полета — это своеобразные схемы, которых придерживается пилот, чтобы сохранить безопасность пассажиров и не сбиться с заданного курса. Для начала движения по эшелону используется эшелон перехода, т. е. условное значение, по которому движутся самолеты в определенном воздушном пространстве (например, над территорией аэропорта).

Таблица эшелонов различается в разных странах, в зависимости от того, какая схема используется в гражданской авиации на конкретной территории. Пилоты и диспетчеры переходят с одной схемы на другую при совершении международных и, особенно, межконтинентальных рейсов.

Факторы безопасности, влияющие на оптимальную высоту полета

Высотный самолет отличается от стандартного тем, что перемещение на больших высотах не вредит его системам. Это зависит от материала корпуса, формы крыльев, грузоподъемности и множества других факторов, заданных при конструировании летательного аппарата с определенной целью. Основные факторы, которыми определяется максимальная высота полета самолета:

  • модель и назначение судна;
  • грузоподъемность и фактическая загруженность на момент полета;
  • максимально допустимая скорость;
  • загруженность воздушного коридора, по которому проходит маршрут;
  • допустимый расход топлива;
  • степень разреженности атмосферы в конкретной высотной точке.

Обычно самолеты движутся на уровне больше 9000 м от земли. Это связано с тем, что здесь двигателям не требуется дополнительного охлаждения (за бортом достаточно холодно), на такой высоте нет птиц (их попадание в турбины опасно для летательного средства), судно следует выше уровня облаков (а значит, видимость хорошая и погодные условия практически не влияют). Помимо прочего, чем выше летит самолет, тем больше времени у экипажа для решения непредвиденных ситуаций.

Человеческий фактор при выборе оптимальной высоты полета

Оптимальный уровень полета зависит не только от технических характеристик. Ранее уже упоминалось, что такие величины, как эшелон перехода могут различаться в аэропортах разных стран. Высота полета может различаться в зависимости от направления движения судна (быть четной или нечетной).

Однако набор высоты также может быть продиктован самим пилотом при возникновении непредвиденных ситуаций (например, столкновении с зоной сильной турбулентности). Такие ситуации в идеале должны быть предусмотрены диспетчерской службой, однако случаются природные явления, развивающиеся слишком стремительно, чтобы спланировать столкновение с ними заблаговременно. И тогда все зависит от человеческого фактора: быстроты принятия решений пилотом и мастерства экипажа.

Самые высотные пассажирские самолеты

Самые высотные самолеты среди гражданских строились не для того, чтобы кого-то удивить. Набор высоты позволяет этим самолетам избегать штормов и следовать по воздушным коридорам, недоступным другим моделям. Среди самых высотных моделей выделяют следующие:

  • Ту-154. Советский надежный пассажирский авиалайнер. Максимальная высота полета — 11 100 метров;
  • Боинг 737. Самый массовый пассажирский борт за всю историю. Максимальная крейсерская высота — 11 300 м;
  • А 380. Рекордсмен по максимальной высоте среди пассажирских воздушных судов: 13 115 м.

Таким образом, уровень следования пассажирских судов все равно значительно уступает техническим возможностям военных самолетов.

Рекорды высоты, достигаемые пассажирскими самолетами

Несмотря на то что высотные самолеты теоретически могут достигать больше 13 000 метров над землей, крейсерская высота пассажирских лайнеров практически никогда не превышает 12 000 метров. Это наиболее комфортный вариант для экипажа, пилота, пассажиров и самой техники: так она расходует наименьшее количество топлива и не подвергается преждевременному износу.

Ту-144

Однако авиастроение пыталось однажды «прыгнуть выше головы», выпустив сверхзвуковые пассажирские судна, способные побить рекорд высоты самолета гражданского назначения. Это были российский Ту-144 и французский Concorde. Они способны были перемещаться на уровне около 18 000 метров, а предельный показатель достигал 20 000 метров. Такие самолеты позволяли вдвое сократить время привычных воздушных маршрутов.

Однако эти машины были сняты с эксплуатации по ряду причин. Во-первых, они были сложны и дорого обходились в плане технического обслуживания. Во-вторых, в ходе использования этих машин случались инциденты, повлекшие за собой гибель многих людей. В связи с этим самолеты были признаны ненадежными и выведены из использования.

С какой высоты начинается невесомость?

Любители и профессионалы в сфере авиатехники наверняка знают, что при определенных условиях в самолете можно достичь невесомости. С какой высоты начинается невесомость? На какой высоте летает самолет, который способен на такое?

На самом деле, крейсерская высота не столь важна, когда речь идет о достижении невесомости. При определенных маневрах и обычный гражданский самолет может вызвать кратковременный эффект снижения гравитации, например, люди, которые часто летают самолетами, иногда могут заметить подобный эффект при заходе судна на посадку.

Длительный (до 40 секунд) эффект потери гравитации на самолете можно создать, если выполнить маневр по эллипсоидной траектории: резкий набор высоты, краткое выравнивание и затем резкий сброс. Такой маневр называется «провал в воздухе». С его помощью тренируются выдерживать перегрузки будущие космонавты.

Также есть специальные самолет, на которых выполняется по несколько сессий перегрузок за один полет. Они принадлежат космическим агентствам разных стран. Маневры на таких самолетах обычно находятся на высотах от 30 км.

На какой высоте летают истребители?

Крейсерская высота конкретного истребителя зависит не столько от его характеристик, сколько от поставленной военной задачи. Набор высоты происходит аналогично гражданским самолетам: эшелон перехода определяется согласно отправной точке, а затем меняется при пересечении границ воздушного пространства, чтобы избежать столкновения с другими судами в одном эшелоне.

Уровень полета истребителя зависит от его поколения. Сверхзвуковые воздушные судна, к которым относятся практически все современные истребители, обычно следуют на высоте 18–20 км. Однако высота полета может меняться, в зависимости от возможностей самолета. Например, в 1977 году был установлен мировой рекорд высоты, покоренной истребителем: Александр Федотов на МиГ-25 достиг отметки в 37650 метров.

На какой высоте летают самолеты

Любите узнавать все мелочи, связанные с путешествием по воздуху? Тогда вы зададитесь вопросом, какова высота полета самолета. Средняя цифра составляет 10 000 м, но на практике она варьируется под влиянием различных факторов. Что же ее определяет?

Главные факторы, влияющие на высоту полета

Показатель высоты полета бывает разных типов:

  • истинным называют значение, фактически отделяющее воздушное судно от поверхности земли или воды;
  • относительный показатель определяет, насколько самолет поднялся над точкой, принятой для условного отсчета (взлетно-посадочной полосой);
  • абсолютная высота означает расстояние от лайнера до уровня моря.

Высота, на которую поднимается авиатранспорт, обусловлена законами физики: чем дальше от поверхности Земли, тем разреженнее становится воздух. В результате воздушное судно, поднявшееся на 10 000 м, быстро двигается и тратит мало топлива. С этой особенностью связан термин «идеальная высота» — он означает, что лайнер находится на уровне, где обеспечивается лучшее соотношение скорости и расхода горючего.

Но почему самолеты не поднимаются выше? Роль играют технические моменты. Ведь излишняя разреженность атмосферы не полезна: воздушные потоки поддерживают самолет, как вода в океане — корабль. Если подняться выше 12 000 м, лайнер утратит устойчивость, поскольку его крылья окажутся бесполезны.

Правда, правило распространяется только на пассажирский авиатранспорт. Военные самолеты способны подниматься выше, но все рекорды бьют модели, построенные по разработкам NASA. Судно-беспилотник, названное «Гелиос», совершает перелеты на высоте 30 км.

Дуг Моррис, пилот на линиях Air Canada, объясняет: «Чем выше, тем лучше, ведь разреженность воздуха означает меньшее трение».

Что еще влияет на высоту полетов

То, на какой высоте летит самолет, определяется следующими нюансами:

  • моделью воздушного судна;
  • грузоподъемностью;
  • скоростью;
  • загруженностью воздушных коридоров;
  • допустимым расходом топлива;
  • количеством кислорода и разреженностью атмосферы.

Почему стандартный вариант для гражданской авиации — 10 000 м? На это влияет ряд факторов:

  • Реактивным двигателям требуется охлаждение. Если подняться на 10 000 м, температура за бортом составит – 50 ˚C.
  • Для нынешних самолетов не станет трагедией выход из строя 1 двигателя, но попадание птиц в турбины нежелательно. По этой причине судно поднимается на уровень, куда не долетают пернатые.
  • Если возникнет непредвиденная ситуация, у экипажа и диспетчеров будет больше времени на принятие решений.
  • На этом уровне лайнер оказывается выше облаков. Непогода будет влиять на него меньше.

Разработки компаний Airbus и Boeing позволяют лайнерам подниматься выше — на 13 000 м, поскольку их двигатели мощнее, чем у ТУ-154. Для последних предельно допустимая высота —12 100 м.

Пояснения также дает Джон Кокс — бывший капитан U. S. Airways, который вышел на пенсию и основал консалтинговую компанию в сфере безопасности авиалиний. В интервью для USA Today он ответил на ряд вопросов:

  • На сколько может подняться самолет, не получив повреждений? У каждой модели есть сертифицированная максимальная высота. Она определяется во время тестовых полетов, но затем значение немного снижают. Это необходимо, чтобы обеспечить безопасность экипажу и пассажирам.
  • Есть ли высота, где не существует турбулентности? Неприятное явление, которого боятся пассажиры, отсутствует там, где мало воздуха. Если подняться над уровнем моря на 15—16 км, турбулентности не возникнет. Но на обычных авиарейсах лайнеры летают ниже.
  • Что произойдет, если судно поднимется выше, чем разрешено сертификацией? Двигатели не смогут производить достаточно энергии для полета. Но разгерметизации салона или кабины не случится.

Определение высоты полета основано на комплексе данных, поэтому устанавливается индивидуально. Если хотите узнать точный показатель, прислушивайтесь к объявлениям, которые делает пилот.

Первый самолет, сконструированный братьями Райт, поднимался над землей всего лишь на 3 м. Когда конструкторам удалось достичь уровня верхушки Эйфелевой башни, они произвели сенсацию. А узнать подробнее, на какой высоте и как летают нынешние самолеты, вы сможете из видео:

На какой высоте летают самолеты: максимум и минимум

Высота также определяется в зависимости от типа судна: в гражданской авиации погоня за показателем не нужна, а истребителям раньше приходилось подниматься повыше. Но для нынешних военных самолетов важнее скорость, с которой они выполнят задание и вернутся на базу. Причиной этого стало развитие технологий, поскольку ракеты класса «воздух-воздух» сбивают истребители на любой высоте.

Но способность самолетов военной авиации подниматься выше, чем обычные, сохраняется. Некоторые модели знаменитого U-2 достигают показателя 27 км! В этом случае давление столь невысоко, что пилотам приходится надевать специальные костюмы. Разреженный воздух играет на руку разработчикам реактивных моделей: те развивают скорость.

Минимальная же высота полета у «кукурузников», выполняющих сельскохозяйственные работы. Они не поднимаются выше 5 км.

Небесные дороги: самолеты, летящие по одному маршруту, не столкнутся

Если самолеты летят приблизительно на одной высоте, не может ли судно, следующее рейсом «Москва—Париж» столкнуться с возвращающимся из Франции в столицу РФ? Ведь в воздухе одновременно оказываются 5 000 лайнеров (вы увидите в онлайн-режиме на специальном сайте). Не волнуйтесь: в гражданской авиации предвидены все сложные моменты. Нет причин гадать, сколько сейчас самолетов в воздухе и как им удается разминуться.

Лайнеры летают по определенным трассам, поэтому у каждого есть своя «воздушная дорога». А чтобы избежать лобовых столкновений, службы аэропортов разработали систему эшелонов (трасс по вертикали).

Это означает, что в направлении «Москва—Париж» лайнер наберет одну высоту, а при возвращении опустится немного ниже. Между судами останется минимум 300 м.

Кажется, что в одном направлении самолет летит быстрее? Это связано с тем, что его маршрут проходит через участок, где преобладает определенный ветер.

Кто определяет высоту в конкретном случае

Кто же устанавливает высоту полета для конкретного пассажирского самолета? Для ответа на вопрос придется вспомнить, что движение осуществляется по проложенным воздушным маршрутам. Лайнеры летят не прямо, а от одной установленной точки к другой. Траектория разрабатывается с учетом затрат топлива, и дальность должна быть минимальной.

Взглянув на изображение маршрутов, можно решить, что воздушные судна движутся по дуге. Ведь так отображается информация даже на мониторах в салоне! Но причина проста: Земля круглая, а карты или экраны плоские. Искажения при отображении данных не избежать, поэтому кажется, будто самолет движется по большой параболе.

Маршруты не всегда проходят по прямой. Моделям с 2 двигателями при перелетах через океан не разрешается удаляться от аэропортов, где можно совершить экстренную посадку.

Систему управления этим движением осуществляют не пилоты, а диспетчеры. Ведь капитан на борту не всегда видит близость других лайнеров. Даже если он заметит приближающийся «Боинг», до столкновения останется мало времени. Поэтому навигацию осуществляет диспетчерская служба.

Увидев, что к воздушному судну приближается другое, диспетчер дает команду изменить высоту. Также иногда вносятся корректировки в курс и скорость полета. Справиться с задачами помогает радиолокационная система, показывающая реальное расположение самолетов. Когда лайнеры оказываются слишком близко, она подает сигнал; реагирует она и на чрезмерное снижение самолетов. Меры обеспечивают полную безопасность для экипажа и пассажиров, поэтому вы можете спокойно отдыхать или делать фото пейзажей за иллюминатором.

Пилоту разрешается менять высоту, но в рамках выделенного эшелона.

Существует ли минимальный порог

С максимальной высотой полета пассажирского самолета все предельно ясно. Но существует ли минимальный допустимый порог?

Ограничения действительно были установлены международным законодательством. Наименьшая безопасная высота обозначается аббревиатурой LSALT. Чаще всего она применяется к частным самолетам, но правил должны придерживаться и авиакомпании.

Законы запрещают опускаться ниже, чем на 1000 футов (305 м) над жилыми постройками и на 50 футов (152,4 м) над человеком или транспортным средством. Ограничения связаны с рядом факторов, в числе которых шум и безопасность. Правила не распространяются на случаи, когда самолет идет на посадку или взлетает на международном воздушном коридоре.

Температура и погода за бортом

Если вы часто пользуетесь услугами авиаперевозчиков, то обращаете внимание: пилоты информируют пассажиров о температуре за бортом. Но летите ли вы зимой или летом, чаще всего слышите, что показатель составляет – 50 ˚C. Почему так происходит?

Пассажирские лайнеры конструируются с расчетом, что они поднимутся на высоту 10 000 м. На этом уровне температура воздуха мало меняется в зависимости от времени года. Небольшие колебания возможны из-за разных факторов, в том числе погоды на участке, над которым вы пролетаете.

Рекорды полетов

Какой же мировой рекорд высоты полета самолета? Он был поставлен в 1977 г., когда Александр Федотов и его сверхзвуковой МиГ-31 поднялись на 37 000 м. Достижение осталось рекордным для самолетов, которые поднимаются в воздух самостоятельно. Существуют также модели, доставляемые на других судах к определенной высоте и стартующие оттуда.

Пилоты же гражданской авиации управляют лайнерами на высоте максимум 13 000 м. Их задача — обеспечить безопасность пассажиров и максимально сэкономить топливо, а не стать рекордсменами. На текущий момент лучших показателей достигли модели Boeing и Airbus.

Расстояние от скоростного самолета до поверхности показывает специальный прибор — высотометр. Обычно оно достигает 10 000 м, но модели от известных авиакомпаний поднимаются на 12—13 000 м. Высота определяется при составлении воздушных маршрутов, поэтому пилот может менять ее лишь в рамках эшелона.

Введите свой маршрут и выберите наиболее доступный перелет от Aviasales.ru

На какой высоте летают самолеты пассажирские: максимальная, средняя и рекорд

Многих нынче интересует, на какой высоте летают самолеты пассажирские, например, Боинг. Конечно, ведь сегодня огромное число людей периодически куда-то летает, да и над домами некоторых иногда проносятся авиалайнеры. Высота полета самолета регламентирована, но при этом зависит от массы факторов.

На какой высоте Боинг от земли?

Принципы полетов

Конечно, пассажирский самолет летит на разных высотах. После взлета из аэропорта машина начинает резко подниматься. Набор высоты прекращается при достижении оптимума. В конце рейса идет относительно быстрое снижение и посадка, при соблюдении минимальной высоты полета относительно объектов окружающей среды.

Боинг 777

Но большую часть пути самолет летит на почти предельно высоком уровне. Но ключевое слово здесь – «почти». И как раз этот промежуток и должен в идеале соответствовать оптимальному воздушному коридору (термин обозначает лучшую высоту и вообще пространство для полета).

Максимальная высота полета самолета

Пассажирский самолет летает на высоте, которая нормируется, равно как и высота военных самолетов. Конечно, у них этот показатель различается в силу конструктивных особенностей и нюансов международного права.

На какую отметку поднимается лайнер

Ниже в таблице представлены нормы по высоте, на которой летают самолеты пассажирские и военные. Представлена именно идеальная (почти максимальная) высота полета в метрах, на которой расположен оптимальный воздушный коридор для того или иного типа техники.

Тип самолета Расстояние, м
Гражданские
Пассажирский лайнер От 9 000 до 12 000
Грузовой самолет От 9 000 до 12 000
Кукурузник Около 1000
Военные
Реактивный истребитель От 20 000
Бомбардировщики 15 000 (плюс-минус пара тысяч)

Идеальная высота, на которой летают аэробусы вроде «Боинг 777» и 747, А320 и А321 – 10000 метров.

На 9 тысячах метров плотность воздуха уже слишком высока, а на 11000 метров – слишком низко. Хотя все равно в диапазоне от 9 до 12 километров лежат приемлемые воздушные коридоры.

Подразумевается, что самолет летит с крейсерской скоростью (экономически оправданный максимум на протяжении долгого времени). Для аэробусов Boeing это чуть больше 900 км/ч. Конечно, требуется время для достижения таковой, после того как машина взлетает.

Гиганты неба

В первые минуты полета могут наиболее быстро набирать высоту военные одноместные экземпляры. Особенно сверхзвуковые. Конечно, скоростной частный самолет тоже превосходит в этом плане стандартный пассажирский лайнер или АН-124 «Руслан», но незначительно.

Пассажир на борту может узнать, на какой высоте летит воздушное судно, следующим образом:

  1. Услышать от пилота. Это практикуется нынче в пассажирских воздушных судах.
  2. Увидеть при полете на электронном табло в салоне, если таковое присутствует. Оно должно в идеале показывать этот параметр в единицах измерения, которые ни для кого не нужно переводить (в км). Иногда такое табло встречается прямо на креслах.
  3. Понять это по косвенным признакам, сопоставив прогноз погоды, форму облаков, визуальное расстояние до земли. Но даже опытный в этом плане человек рискует ошибиться на 1, 1.5 или 2 километра в ту или в другую сторону.

Режим невесомости

Это даст понимание при экстренной ситуации, возможен ли прыжок с парашютом. Таковой совершается с высоты примерно в 3,5–4 км. Если почему-то в самолете присутствует десантный парашют, возможен прыжок с 800 м.

Отсчет расстояния от земли в обязательном порядке ведется приборами воздушного судна. Если достигнут «потолок», системы немедленно об этом уведомят, причем еще до достижения максимума. Без такого описания ситуации пилот легко может лететь на километра 3–4 выше допустимого.

Конечно, для идеального воздушного коридора важна не только высота полета, но и другие факторы, в том числе ширина. Если для не очень большой машины эконом-класса будет достаточно узкого коридора, то вот лайнеру требуется крупный.

Схема

Мировой рекорд по высоте для самолета, конечно, был установлен на военной технике. Это был МиГ-25. Высота составила 37,65 км. Конечно, другие по типу военные самолеты, вроде летающей крепости ДВБ-302, не смогут показать такого рекорда.

Причины нормирования

Важно понимать, что нормы установлены не для галочки. Есть объективные причины, которые могут в итоге определять оптимальную высоту самолета. Таковых масса, и все требуется учесть, чтобы найти воздушный коридор, лучше подходящий для конкретной модели воздушного судна.

Boeing

Вот для чего соблюдается высота:

  1. Для безопасности судна, людей на борту, людей на земле и в других самолетах, всего вокруг. Ведь если машина упадет, может случиться и лесной пожар, и многие другие бедствия.
  2. Для экономии топлива. Ведь самолет летит в этом случае достаточно быстро, а потребляет меньше.
  3. Наконец, это нужно для того, чтобы просто не мешать тем, кто внизу, излишним шумом.

Это оправдывает ограничения. К тому же при нарушении рамок воздушное судно иногда просто не в силах нормально летать. Например, если верхний предел превышен.

Устройство

В стратосфере меньше кислорода, и потому сопротивления для полета практически нет. Однако нет и воздушных потоков, которые бы поддерживали крылья.

Потому, если воздушное судно выйдет на такое расстояние от земли (выше 12 километров), управлять им будет сложно, а местами – невозможно. Без крайней необходимости неприемлема и слишком низкая высота полета.

Ведь низко, у поверхности земли, больше сопротивление воздуха. Поскольку последний плотнее. К тому же не стоит забывать о более сильном радиационном воздействии солнечных лучей. Ведь защита от такого облучения меньше.

Как летает авиалайнер

Во-первых, это усиливает потребление топлива. Его запас жизненно важен, а не только в целях экономии. Во-вторых, машина менее маневренна из-за большей силы сопротивления воздушных масс.

Так что оптимальный вариант – следовать в воздушном коридоре, который подходит конкретной модели самолета при конкретных условиях. Это определяют и нормы, и пилот, ведь ситуации различаются.

Как определяется этот параметр в конкретном случае

Учитываются физические параметры воздушных судов. Также учитывают и условия, в которых летит транспортное средство, включая температуру в градусах. Основываясь на этих данных и сопоставляя таковые с уже имеющимся опытом, определяют оптимальную высоту полета в конкретном случае.

Около облаков

Под условиями окружающей среды подразумеваются не только погодные факторы, рельеф местности и другие естественные явления. Также учитывается и то, какие самолеты примерно в это же время пролетают в той же точке.

Важно, чтобы воздушные суда не приближались друг к другу на опасную дистанцию. Особенно если это крупные лайнеры, вроде Ил-596, который перестали разрабатывать.

Эскиз Боинга

К тому же в некоторых местах требуется соблюдать определенное расстояние от земли в силу антропогенных факторов, каковых масса.

Где-то это требуется из-за расположения чьей-то военной базы (если вообще разрешено пролетать над объектом), а где-то – из-за того, что внизу зона конфликта (опять же, если вообще разрешено там пролетать).

Очень важно, на какой высоте перелетает самолет такие территории.

Виды авиалайнеров

Вот ряд факторов, который в большинстве случаев определяет высоту самолета:

  • расход топлива;
  • модель самолета;
  • уровень разреженности кислорода и его количество в воздухе;
  • скорость.

Главная задача при определении расстояния от земли – найти оптимальный воздушный коридор для конкретной модели воздушного судна. То есть такую высоту полета, где будет максимально высокая скорость при минимальном расходе топлива. Максимум и минимум, конечно, не абсолютные, тут речь о балансе.

Как установили такие правила

На начальном этапе авиации все было не так. Самолеты быстро совершенствовались, и не были понятны пределы развития в этом направлении. Однако уже тогда неминуемо встал вопрос о том, как определить нормы расстояния от земли для полета.

Днем

И неудивительно, ведь легкомоторные винтовые воздушные суда первых лет новой отрасли не обладали закрытой кабиной. И это был огромный минус. И, конечно, высота полета не могла быть большой.

Не только по техническим причинам, но и потому, что иначе мог в итоге пострадать летчик. Ведь какой-то одежды, защищающей от всех негативных факторов вроде холода и радиации, тогда, разумеется, не было.

Чем дальше развивалась авиапромышленность и инженерная мысль, тем быстрее и мощнее становились воздушные суда. И уже в середине двадцатого века остро встал вопрос о нормировании сферы полетов. Ведь в полной мере уже функционировали гражданские рейсы.

Взлет с полосы

Путем физико-математических вычислений, а также опираясь на опыт (включая трагические ошибки и недоработки), установили среднюю оптимальную высоту для воздушных судов разных категорий.

Однако никакой единой нормы для машин даже одного класса установить не удалось. Только диапазон. Так и в России, и в мире в целом. Этим руководствуются и пилоты из «Аэрофлота».

Даже в одной категории воздушных судов требования по средней оптимальной высоте полета различаются, в том числе в силу следующего:

  • разной грузоподъемности;
  • различных особенностей аэродинамики;
  • разной загруженности одинаковых моделей.

Характеристики лайнера ТУ-144

К тому же приходится учитывать и параметры внешней среды. Вот поэтому и нормы довольно неточные. Хотя это не проблема, если пилот опытен и понимает, когда и какую высоту полета требуется выбрать. В конце концов, правилами невозможно прописать все, и ситуацию всегда приходится учитывать.

Несмотря на то что планета большая и по сравнению с площадью земной поверхности воздушное судно возможно принять за материальную точку, иногда возникают непростые ситуации. Сегодня в небе летает много техники. Особенно пассажирской. Конечно, это влияет и на диапазон расстояния от земли.

Военные истребители

Поскольку воздушные суда, что обычно используются, сконструированы примерно одинаково и рассчитаны примерно на ту же нагрузку, то и воздушные коридоры для них примерно те же. Получается, что в небе до сих пор много места, но только не на оптимальной высоте полета.

Многие маршруты пролегают в одних и тех же местах. Ради экономии топлива. Воздушным судам обычно не нужно ничего огибать, а потому пути идут прямо из пункта вылета в пункт назначения.

И за это время они, во-первых, пересекаются во многих точках с маршрутами воздушных судов из других точек, а во-вторых, по одному и тому же маршруту сегодня летает масса машин.

Истребитель СУ-30

Вот почему жизненно важно иногда перестроиться в другой воздушный коридор, пусть не такой хороший в плане аэродинамики и экономии, зато свободный. Это все равно не так затратно по сравнению с изменением маршрута на какой-нибудь окольный.

Перспективы

Современная авиация достигла некоего предела. Конечно, можно и дальше развивать самолеты, улучшать характеристики, и, возможно, даже увеличить в итоге скорость. Но пока что непонятно, зачем тратить огромные ресурсы на соответствующие исследования, разработки технологий и их внедрение в производство.

Винтовой лайнер

Пассажирские и другие самолеты, которые применяются нынче, отвечают задачам, для которых сделаны. Между тем перед человечеством встают глобальные проблемы. Например, накопившийся мусор из-за нерационального выпуска и потребления товаров.

Множество загрязнений в разных точках планеты угрожает всей экосистеме. И в таких условиях совершенствовать самолеты – сомнительное решение. Сложно представить, сколько на это ушло бы средств.

Скорее, будет развиваться космическая отрасль, направленная на поиск и освоение новых небесных тел для жизни людей. И она потребует такого количества ресурсов, что на совершенствование самолетов не останется средств. Даже если речь о военной технике.

Военный истребитель СУ-27

Соответственно, раз не будут никак меняться самолеты, не будут меняться и правила относительно высоты их полета. Разве что, если число самолетов резко возрастет, возможно, придется увеличить диапазон и прописать новые пункты в нормативных документах. Но принципиальных перемен через лет десять, скорее всего, не будет.

Однако не исключено, что количество воздушных судов еще увеличится. Например, если по тем или иным объективным экономическим причинам возрастет выпуск. При этом многие ныне действующие наземные варианты транспорта будут, напротив, сокращаться или вовсе исчезнут.

Конечно, этот вариант маловероятен. Тем более это резко негативно отразится на окружающей среде, ведь самолет – далеко не самый экологичный вид транспорта, поскольку сильно загрязняет атмосферу. По крайней мере, при современных технологиях.

Принцип полета

Тонкости

Если все-таки начнут выпускать больше машин, чем нынче, то и загруженность воздушных коридоров значительно возрастет. Особенно если это будут аппараты вроде «Боинг 737», «Боинг 757-200» или А320. Потребуется расширить диапазон высоты полетов.

Возможно, просто начнут выпускать самолеты, которые лучше приспособлены для полетов ниже нынешнего.

Однако это негативно скажется на уровне шума. Постоянно летающие воздушные суда будут мешать всем, кто внизу. Особенно в точках пересечения множества маршрутов. При этом вряд ли диапазон высот полетов для гражданской авиации расширится вверх. Ведь там такая техника плохо летает из-за отсутствия воздушных потоков.

Названия высот

В заключение стоит отметить, что высота, на которой летают самолеты, определяется правилами. Пилоты лишь могут иногда внести корректировку, если того требует ситуация, но только по уважительной причине. И вряд ли существующие нормы изменятся, пока не возникнут принципиально другие типы самолетов.

Большинство людей, которые впервые отправляются в путешествие воздушным транспортом, испытывают сильный дискомфорт во время полета. Незнание основных принципов авиации порождает различные страхи. Человек может бояться высоты, нехватки воздуха или возможной катастрофы. Однако статистика утверждает, что полет на воздушном лайнере является одним из самых безопасных и надежных способов путешествия. В данной статье мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, на какой высоте летают пассажирские самолеты и обсудить термин «идеальная высота».

Существуют общепринятые правила вычисления оптимальной высоты для каждого лайнера, которые зависят от физических данных машины и условий снаружи

Идеальная высота: суть понятия

Большинство людей считают, что пассажирские воздушные лайнеры летают на высоте в десять тысяч метров. Данное утверждение является верным лишь отчасти. Большинство крупных пассажирских лайнеров летают на высоте от девяти до двенадцати тысяч метров от уровня земли. Этот показатель является «идеальной» высотой для многих пассажирских лайнеров. Выбор данного параметра объясняется особенностью конструкции воздушного транспорта. Достижение нужного уровня высоты позволяет снизить расход топлива и минимизировать сопротивление воздуху. Следует обратить внимание, что плотность воздуха изменяется с каждым набранным километром. Перед полетом пилоты заранее составляют маршрут, рассчитывая соотношения количества воздуха и силы трения.

Для того чтобы выбрать оптимальную высоту для полета, пилотам нужно учитывать множество различных факторов. В первую очередь учитываются технические характеристики транспортного средства. На основе этого параметра определяется оптимальное соотношение скорости полета и количества потребляемого топлива.

В результате многолетних исследований в области авиации было выявлено, что высота в десять километров над землей является оптимальным значением для полетов.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что большая часть топлива, хранящегося в специальных баках, расходуется в процессе взлета. Главной задачей пилота является быстрый и плавный набор нужной высоты. Как правило, выбор высоты осуществляется с учетом метеорологического прогноза, поступившего от диспетчера. Многие люди, часто интересуются вопросом о том, как узнать, что самолет поднялся на нужную высоту. После того как воздушный лайнер выполнит все рекомендации диспетчера, пилоты отключают специальное табло, запрещающее расстегивание ремней безопасности.

Правила безопасности

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что параметр «идеальной высоты» зависит от множества различных факторов. Как правило, величина этого показателя варьируется от девяти до двенадцати тысяч метров над уровнем земли. Данный параметр выбран далеко не случайно, а продиктован правилами техники безопасности. Из данных правил необходимо выделить следующее:

  1. Достижение «идеального» значения рассматриваемого параметра позволяет запустить процесс естественного охлаждения двигателя. Температура воздуха на данной точке достигает отметки в минус пятьдесят градусов по Цельсию. Полет в данной точке воздушного пространства позволяет минимизировать риск перегрева двигателей, что препятствует возгоранию топлива. Такой подход позволяет исключить воздушную катастрофу.
  2. После того как лайнер достигнет отметки в восемь тысяч метров над уровнем земли, земная поверхность перестает оказывать на него воздействие. Это означает, что воздушный корабль поднимается над облаками, тучами, туманом и грозовым фронтом. Достижение нужной точки позволяет снизить силу зависимости от погодных явлений и сделать перелет безопасным, несмотря даже на ухудшающиеся погодные условия.
  3. Еще одной причиной выбора этого параметра является отсутствие насекомых и птиц на данной точке. Идеальный состав воздуха сводит до нуля риск попадания различных объектов в работающий двигатель воздушного судна.

Пассажирские самолеты летают на высоте 9–12 тысяч метров

Все вышеперечисленные факторы способствуют минимизации рисков, которые могут спровоцировать возгорание топлива и воздушную аварию. Помимо этого, необходимо учитывать человеческий фактор. «Идеальная» высота полета пассажирского самолета позволяет командиру воздушного лайнера получить драгоценные минуты на раздумья при возникновении нештатных ситуаций. Члены экипажа судна смогут выполнить все действия, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации, которая может окончиться катастрофой. По мнению специалистов в области авиации, самым опасным этапом полета является посадка воздушного транспорта. Любая неточность в действиях пилотов может привести к фатальным последствиям.

Достигнув нужной точки в воздушном пространстве, пилоты получают полный контроль над всей ситуацией. По словам экспертов, даже такую проблему, как поломка двигателя можно решить во время полета. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что понятие идеальной высоты тесно взаимосвязано с правилами безопасности полетов пассажирских лайнеров. Следует отметить, что каждый перевозчик несет ответственность за здоровье и жизнь людей, которые воспользовались его услугами.

Параметры, которые учитываются при выборе оптимальной высоты

Вылету самолета по намеченному рейсу предшествует тщательная проработка маршрута. Во время этого процесса учитываются технические характеристики транспортного средства, продолжительность рейса и погодные условия. Оптимальная высота для пассажирского воздушного корабля варьируется от девяти до двенадцати тысяч метров. Идеальную точку рассчитывают диспетчеры, основываясь на данных метеорологического прогноза. Помимо этого, в авиации существует ряд правил, регламентирующих порядок выбора воздушных коридоров. Самолеты, летящие в сторону востока, набирают высоту от девяти до одиннадцати километров. Те лайнеры, что следуют в западном направлении, летают на эшелоне варьирующимся от десяти до двенадцати километров.

Основываясь на вышеперечисленных показателях, диспетчерская служба разрабатывает маршрут и выбирает воздушный коридор. Каждая компания имеет собственную штаб-квартиру, оборудованную всей необходимой техникой для контроля полета. В обязанности диспетчера входит сопровождение полета на каждом из этапов начиная от взлета и заканчивая прибытием в конечный пункт. Контроль осуществляется при помощи системы радаров, отображающих местоположение воздушного судна и состояние его внутренних механизмов. Диспетчеры должны всегда находиться на связи с экипажем воздушного судна для того, чтобы оперативно разрешать возникающие проблемы.

Дополнительные обязанности диспетчеров

Практически у каждой страны есть собственная авиакомпания. Ежедневно в небо поднимаются сотни пассажирских лайнеров, которые следуют по различным маршрутам. Маршрут каждого самолета разрабатывается диспетчерской службой, которая рассчитывает идеальный эшелон для воздушного корабля. В дополнительные обязанности диспетчеров входит обработка запросов экипажа, отслеживание изменений погодных условий и изучение зон турбулентности.

Каждый диспетчер тщательно следит за тем, чтобы самолеты не отклонялись от запланированного маршрута и не выходили за рамки предоставленного им коридора. При разработке маршрута необходимо учитывать метеорологический прогноз, уровень атмосферного давления, различные природные явления и даже политическую ситуацию в зоне прилета. Как правило, самолет поднимается на высоту в девять километров над землей, что позволяет снизить земное притяжение на транспорт. Следует отметить, что лайнер не может выйти из предоставленного ему коридора без разрешения диспетчера. В противном случае, увеличивается риск столкновения с другими воздушными суднами.

Аэродинамическая конструкция лайнера предполагает взаимодействие с воздушными потоками при движении

Воздушные коридоры

Воздушные коридоры можно сравнить с автомобильными скоростными трассами. При их создании учитывается оптимальный маршрут для полета и рекомендуемая высота для пассажирских лайнеров. Каждая страна выдает авиакомпаниям разрешение на использование своего воздушного пространства. Здесь следует отметить, что часть коридора может быть перекрыта из-за воздушных аномалий или в результате военных действий. Информация о свободных воздушных коридорах учитывается диспетчерами и пилотами при создании маршрута. Эти сведения имеют столь же высокую ценность, как и информация о метеорологических условиях.

Согласно статистике, каждую секунду в небе пребывает более пяти тысяч авиалайнеров, которые управляются диспетчерской службой. Каждому пилоту разрешается самостоятельно регулировать высоту для того, чтобы обойти грозовое облако или зону турбулентности. Однако пилот не может покинуть выделенное пространство без согласия руководства. Между каждым коридором должно быть свободное пространство, величиной не менее десяти тысяч метров. Такое пространство называется боковым эшелонированием.

Воздушный лайнер является аэродинамической конструкцией, движение которого осуществляется благодаря взаимодействию с воздухом. Скорость полета напрямую связана с набранной высотой. Низкая плотность воздуха способствует снижению силы воздушного потока, что позволяет уменьшить подъёмную силу. Все вышеперечисленные показатели используются при составлении расчетов, посвященных расходу топлива. Набор оптимальной высоты позволяет снизить топливные расходы, что отражается на общих затратах авиакомпании.

На какой высоте летают разные самолеты

Выше мы уже отмечали тот факт, что оптимальный уровень эшелона рассчитывается на основе технических характеристик воздушного судна. Ниже мы предлагаем рассмотреть перечень различных видов лайнеров и узнать, на какой высоте они летают:

  1. Пассажирские воздушные лайнеры. Данная категория самолетов летает на эшелоне, варьирующимся от девяти до двенадцати километров. Подъем на более высокую точку может стать причиной повышенного расхода топлива.
  2. Военные воздушные судна. В данном случае нужно учитывать не только технические характеристики судна, но и его предназначение. Самолеты разведки и истребители могут подниматься на отметку в двадцать пять километров от уровня земной поверхности.
  3. Грузовые лайнеры. Данная категория самолетов летает на том же эшелоне, что и пассажирский транспорт. Расчет данного показателя строится с учетом максимального сокращения сопутствующих расходов.
  4. Легкие самолеты. Этот вид самолетов развивает скорость триста километров в час и летает в двух километрах над уровнем земной поверхности.

Самый большой расход топлива происходит на взлете, ведь чтобы поднять такую «махину» вверх быстро и плавно, требуется колоссальная энергия

В данной статье мы рассмотрели вопрос о том, какова максимальная высота полета самолета. Воздушный трафик столь же интенсивен, как и движение на автомобильном шоссе. Каждое воздушное судно должно придерживаться определенных правил и не выходить из рамок предоставленного коридора. Соблюдение данных правил является залогом безопасного полета.

Взлетали перехватчики, наоборот, с оглушительным ревом, сотрясая все вокруг, с огромным хвостом форсажного пламени позади, исчезая высоко в небе за какие-то секунды. Несмотря на обилие на аэродроме разнообразной военной техники – гигантских стратегических бомбардировщиков и транспортных самолетов, штурмовиков, фронтовых истребителей и вертолетов, все разговоры вертелись вокруг МиГ-25, уж больно необычен был самолет без следов заклепок на борту, с неправдоподобно тонкими крыльями, с двигательными соплами, куда свободно залезал человек. И уж совсем мифическим был тот факт, что это единственный самолет, с которого после посадки сливалось 200 л 40-градусного водно-спиртового раствора, слегка отдающего резиной и за всенародную аэродромную любовь прозванного «Массандрой». В ответ на вопрос, зачем в полете столько водки, пилоты перехватчиков, затянутые в противоперегрузочные высотные костюмы и сгибающиеся под тяжестью канистр с «Массандрой», загадочно хранили молчание. Может, они и в самом деле не знали. А вот мы теперь знаем.

Полет «Валькирий»

В конце 1954 года командующий стратегической авиацией ВВС США генерал Кертис Ли Мэй поднял вопрос о создании бомбардировщика, обладающего дальностью полета без дозаправки не менее 11 тыс. км при «максимально возможной» скорости. А спустя несколько лет в США развернулись интенсивные работы по супербомбардировщику B-70 «Валькирия».

Самолет должен был иметь крейсерскую скорость в 1,5-2 М, а максимальную до 3 М. Первое боевое авиакрыло было намечено сформировать уже к августу 1965 года. В 1960 году об этой сверхсекретной программе узнали в Советском Союзе и КБ Микояна начало разработку высокоскоростного перехватчика с невиданными характеристиками для перехвата американских «Валькирий». Вторгающаяся со стороны Северного полюса предполагаемая армада бомбардировщиков, со скоростью в 3 раза больше скорости звука, сильно давила на психику руководства СССР. Поэтому инициатива Микояна быстро нашла поддержку в правительстве (надо отметить, пока в правительстве сохранялись позиции родного брата Анастаса Микояна, практически все предложения Артема Микояна находили поддержку) и КБ было выдано задание на разработку проекта перехватчика Е-155 – будущего МиГ-25.

Задача оказалась невероятно сложной. Только самолеты преодолели звуковой барьер, как ставилась цель летать в 3 раза быстрее звука. К тому же предстояло преодолеть еще один барьер – тепловой.

Уже при полете МиГ-19 с числом М=1,3 при температуре 00С воздух в районе носового обтекателя нагревался до 720С. Аналогичный нагрев обтекателя МиГ-21 при М=2,05 достигал уже 1070С. Расчеты показывали, что при М=3 температура превысит 3000С. Оказалось, на таких скоростях плавился плексиглас остекления кабины пилота, разлагалась гидравлическая жидкость, все детали из резины, включая шины, теряли упругость. Но самое неприятное: основной авиационный материал – алюминиевые сплавы теряли свои прочностные свойства уже при 1300С. Казалось, на безальтернативной основе остался только титан, на котором и остановились американцы. Однако при традиционной клепке авиационных корпусов требовалась герметизация швов. Высокотемпературных герметиков, выдерживающих предполагаемые режимы полета перехватчика, в России не существовало. Титановые листы безуспешно пытались сваривать – материал растрескивался. Зато сваривать сталь в нашей стране умели великолепно. После долгих раздумий в КБ решили сваривать самолет из стали. Качественная сталь обладает прочностью в 3 раза выше, чем алюминиевые сплавы, но и весит в 3 раза больше. По меньшей мере это означало, что каждый элемент надо было делать в 3 раза тоньше, что требовало кардинального пересмотра традиционного подхода к проблемам сопротивления, устойчивости, вибрации и т. д. В итоге конечный самолет на 80% состоял из стали, на 8% – из титана и только на 11% – из жаропрочного алюминиевого сплава. В конструкции планера было 5 км сварных швов и 1,4 млн сварных точек. О качестве работ говорит тот факт, что за один год сварочных работ при общей длине швов в 450 км были обнаружены только две незначительные утечки топлива (незначительная капельная течь). Неожиданным побочным эффектом нового материала стала удивительная ремонтопригодность самолета – сварку можно было вести прямо на стоянке.

Совершенно необычным был двигатель перехватчика, представляющий собой развитие двигателя ТРД-15К для беспилотных аппаратов конструкции Микулина. После доработки компрессора, камеры сгорания и форсажной камеры получился почти прямоточный двигатель, с очень коротким компрессором, чрезвычайно прожорливый, но имеющий характеристики, сходные с ракетным двигателем. Он идеально подходил для однойединственной цели – практически мгновенно набирать огромную высоту и скорость. Но никогда и никому такие двигатели ставить на серийной самолет не разрешили бы: правительство всегда требовало универсальные машины. Микоян оказался исключением (не будем забывать, кто был его братом). По этой же причине Е-155 обзавелся поджарым, спринтерским планером, с огромными воздухозаборниками и тонкими лезвиями крыльев и оперения.

Отличало перехватчик от других самолетов и необычное по тем временам двухкилевое оперение. Легенда, бытующая в КБ, описывает его появление так. Разведчики принесли как-то в КБ фотографию разрабатывающегося в США новейшего скоростного разведчика SR-71.

Фотография была настолько мутной, что ничего рассмотреть на ней было нельзя, за исключением того, что килей было два. Решили подстраховаться, установив на Е-155 также два киля. Попутно выяснилось, что если их установить не совсем перпендикулярно к горизонту – это ощутимо снижает радиолокационную заметность. Собственно поэтому большинство современных боевых самолетов имеют два наклонных киля, а гражданские – традиционный один.

МиГ-25 – чемпион

Невероятно, но практически за два года основные проблемы были решены. Односторонний пуск на огромных скоростях подвешенной на внешних узлах подвески ракеты приводил к опасной асимметрии, которая была устранена цельно-поворотным дифференциальным стабилизатором. Самолет пронизывала целая система теплообменников, турбохолодильников для уменьшения температуры воздуха от 7000С на входе компрессора до необходимых 200С для нормального функционирования оборудования. Для радиоэлектронного оборудования была специально разработана мощная водно-спиртовая система охлаждения, заправляемая как раз теми загадочными 200 л «Массандры». На теплоотражающие стальные перегородки Госплан выделил по 5 кг серебра на самолет – и ни граммом больше. Тело и голова пилота охлаждались специальным потоком воздуха, но прикасаться голой рукой к стеклянной кабине было строжайше запрещено – все равно, что дотронуться до раскаленного железа. В итоге получился уникальный, не имеющий мировых аналогов самолет, как ничто в мире умеющий набирать высоту и скорость. Самолету было присвоено специальное «спортивное» название «Е-266», под которым он был зарегистрирован в Международной авиационной федерации ФАИ, и он начал расправляться с мировыми рекордами, установленными преимущественно американским суперразведчиком SR-71. Это было продолжением своеобразного психологического прессинга США, вдогонку космическим успехам СССР. До сих пор многие из рекордов Е-266 остаются непобитыми.

Таблица рекордов

Под стать планеру была и начинка перехватчика. Четыре новые ракеты «воздух – воздух» К-40 с титановым корпусом позволяли вести стрельбу на дальность до 50 км, развивая при этом невиданную скорость, превышающую число М=5. Бортовая радиоэлектронная аппаратура впервые позволяла выводить перехватчик на цель в полуавтоматическом режиме, что при ожидаемых скоростях сближения было просто необходимым: обычные человеческие рефлексы просто не успевали срабатывать. Проблемы начались там, где их не ждали, – у суперперехватчика исчез суперпротивник.

Бесцельный перехватчик

Появление в СССР первых дальних мобильных зенитных ракетных комплексов заставило американцев сделать вывод, что по уязвимости сверхзвуковой В-70 будет не намного лучше дозвукового В-52 при разнице в цене в десятки раз. В марте 1964 года, израсходовав более $1,3 млрд, США отказались от дальнейшей разработки «Валькирий», ограничившись постройкой двух 2-местных экспериментальных самолетов ХВ-70А без боевых систем. (Правда, в Советском Союзе до 1967 года эта машина считалась не экспериментальной, а боевой.) У еще не родившегося МиГ-25 исчезла цель, ведь он был предназначен для решения однойединственной задачи. Через полюс к нам летят неповоротливые, но удивительно быстрые «Валькирии». С заполярных аэродромов к ним навстречу поднимаются такие же неповоротливые, но такие же скоростные перехватчики и расстреливают B-70 прямо над полюсом. Как истребитель МиГ-25 никуда не годился: ближний и средний бой он вести не мог – радиус виража превышал 10 км. Правда, некоторая надежда на американцев у разработчиков все же была: долгое время советская разведка считала, что разрабатываемый создателем U-2 Кларенсом Джонсоном сверхскоростной разведчик A-11 (будущий SR-71) – на самом деле, бомбардировщик. В заблуждение ввела буква «A» в названии. Обычно ею в ВВС США обозначались самолеты, предназначенные для нанесения ударов по наземным целям (от слова «Attack»). У Джонсона же буква появилась от слова «Archangel» – U-2 в ходе разработки носил обозначение «Angel». Существует еще одна версия – «А» обозначает «Agency», ведь заказчиком нового самолета выступало ЦРУ.

Во все другие времена исчезновение цели автоматически привело бы к свертыванию программы. Но не для человека с фамилией Микоян. На Горьковском авиазаводе разворачивается все увеличивающийся выпуск чудо-машины: в 1967-1970 годах выпущено 79 машин, в 1971-1975-м – уже 343, в 1976-1980-м – 402 и в 1981-1985-м – 288. Всего на заводе построили 1112 (!) МиГ-25 всех модификаций.

Модификаций было действительно много, причем некоторые на грани анекдота. Чувствуя необходимость как-то обосновывать все возрастающий выпуск самолета, Микоян находил ему все новые и новые применения. Самое простое решение лежало на поверхности: если МиГ-25 летает выше и быстрее SR-71, то почему бы из него не сделать советский тактический разведчик. Сказано – сделано. У МиГ-25 изменили носовой обтекатель, в котором размещалось разведывательное оборудование; установили дополнительные антенны; для увеличения дальности кили были превращены в интегральные топливные баки (по 350 л в каждом); был разработан специальный подфюзеляжный топливный бак больших размеров (5300 л); было снято все вооружение. В 1969 году неуловимый российский разведчик МиГ-25Р пошел в серию.

Совсем уж невероятной кажется история создания стратосферного бомбардировщика на базе МиГ-25. Дело в том, что некоторые разведчики МиГ-25Р, предназначенные для фотосъемки в ночное и сумеречное время, для подсветки целей могли нести до 8 осветительных бомб калибра 100 или 250 кг – этакие сверхмощные фотовспышки. Эти самолеты довольно интенсивно применялись во время арабоизраильских конфликтов. А что если вместо фотобомб навешивать фугасные – такая идея пришла в микояновскую голову. В кратчайшие сроки была разработана сложнейшая аппаратура прицельного бомбометания из стратосферы на сверхзвуковой скорости (!) «Пеленг-2», была увеличена до 5 т бомбовая нагрузка, внедрена тандемная подвеска авиабомб. Есть данные, что 4 подобных самолета дважды (в 1971-м и 1973-м годах) направлялись в Египет, где активно вели разведывательные полеты, в том числе во время военных действий в октябре 1973 года. Далее источники противоречат сами себе: с одной стороны, утверждается, что бомбометание эти самолеты не вели, с другой – что система бомбометания в командировках была отработана. Можно предположить, что бросали, но не попали – попробуй попасть с 20 км на скорости несколько тысяч километров в час.

Не прошла только одна микояновская модификация МиГ-25 – административный самолет для высшего комсостава МиГ-25П. Видно, престарелое руководство просто боялось не выдержать перегрузки при полете в 7-местном раскаленном самолете со средней скоростью 2500 км/ч.

Продолжение следует

История имеет продолжение. В начале 70-х США приступили к разработке бомбардировщика B-1, оснащенного револьверными пусковыми барабанами, позволяющими в короткий срок выпустить 8 крылатых ракет, не залетая в зону действия советского ПВО. Для перехвата ракет была создана специальная модификация МиГ-25, получившая отдельное название – «МиГ-31». Самолет получил новые более экономичные двигатели, ракеты большой дальности (до 110 км) и совершенно уникальную бортовую аппаратуру. МиГ-31 предназначены для действий четверками, в которых ведущий самолет выполняет роль своеобразного сверхзвукового «Авакса», в автоматическом режиме распределяя цели и наводя на них 3 ведомых самолета. Самолеты в таком порядке находятся друг от друга на расстоянии 200 км, перекрывая своими радарами зону в 800-900 км. На сегодняшний день Нижегородским авиазаводом выпущено более 400 различных модификаций МиГ-31. У американцев в строю сейчас 93 B-1B. Так что с целями для «тридцать первого» все в порядке. Беда в том, что, судя по всему, лететь к нам через Северный полюс B-1B не собираются.

Мировые рекорды самолета Е-266 М/1

Эти 6 мировых рекордов (один из которых абсолютный), установленные более 15 лет назад, не побиты до сих пор

17 мая 1975 года

Время подъема на высоту 25 000 м – 2 мин 32,2 с (летчик А.В. Федотов)

17 мая 1975 года

Время подъема на высоту 30 000 м – 3 мин 9,85 с (летчик П.М. Остапенко)

17 мая 1975 года

Время подъема на высоту 35 000 м – 4 мин 11,7 с (летчик А.В. Федотов)

22 июля 1977 года

Рекорд высоты с полезной нагрузкой 1000 кг – 37 080 м (летчик А.В. Федотов). Рекорд высоты с полезной нагрузкой 2000 кг

31 августа 1977 года

Абсолютный рекорд высоты – 37 650 м (летчик А.В. Федотов)

P.S. Про спирт…

Про спирт … А я служил в группе РТР и РЭБ на МИГ 25 РБ двухгодичником и все фокусы со спиртом прошел от и до. По нашей линии было самое большее количество спирта в самолете — от РЛС бокового обзора, до станции постановки помех — 45 литров. Кстати у слонов (техников) чистяка было всего 6 литров от обледенителя лобовухи, ну и литров 150-200 массандры, как говорили для охлаждения генераторов при «разгоне» (когда самолет преодолевал сверхзвук), у радистов литров 20 спирта для охлаждения радиостанций. При применении нашей аппаратуры спирт охлаждал передатчики и выбрасывался в атмосферу (стакан в минуту). На этом и была построена примитивная математика списания. Распределение было такое (по убыванию). Основными потребителями спирта чистого, а не «массандры» или как ещё называли СВС — «жижки», были летуны. Так что это миф об их «чистоплотности». После полета они фиксировали в ЖПСе (журнал подготовки самолета) завышенное время (а иногда и вообще её не включали) работы радиоэлектронной аппаратуры и на разницу мы получали спирт на ГСМе, а потом канистры втихую забирал доверенный боец, как правило водитель комэски на уазике. Далее техническое руководство эскадрильи, остатки нам в группе (тоже по ранжиру) , ну и крохи кто попросит , но не всем. И все это происходило не каждые полеты, а когда применялась «спиртозависимая» аппаратура, а применялась она при сверхзвуке, т е при «разгоне». Вот тогда и тек рекой и спирт у спецов и жижка у технарей. Либо когда применялась станция постановки помех «Сирень» — это день назывался «Сиреневым», но всем было понятно что он значит. За летную смену списывалось по 60 и более литров чистого. За спирт в городке делалось всё! — это была вторая валюта. Пили конечно много, водка казалась компотом в сравнении с этим дерьмом, которое в конце службы уже не лезло. И одновременно с нашим дембелем умер один кадровый , уже не молодой техник от запоя — сердце не выдержало. После службы я подумал какой же я дурак, что лил в себя ЭТО пойло и слава богу что служил всего 2 года.

К слову, с самолета с нашей аппаратуры, мы спирт никогда не сливали — там всё чик-чик, всегда по уровню (вдруг проверка), и опломбировано. Во вторых зачем мучиться, эта процедура придумана там через жопу. Так что пили спирт никогда не бывавший в воздухе и о радиоактивности бортового спирта ничего пояснить не могу. Недочет однако …


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *