Комментарии

  • Какие своды правил необходимо выполнять согласно статье 6 пункт 1 подпункт 2 123-ФЗ?

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие жидкие тепловые изоляции технологических трубопроводов для применения на ОПО

    Ответ эксперта

  • Разъяснение положений раздела «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»

    Ответ эксперта

  • По какому документу правильно называть разделы проектной документации: по постановлению № 87 или Градостроительному кодексу?

    Ответ эксперта

  • Выбор исполнения электромагнитного запорного клапана, установленного на газопроводе снаружи здания

    Ответ эксперта

  • Можно ли применять для запаса питьевой воды баки-аккумуляторы из пищевого полипропилена?

    Ответ эксперта

  • Приоритетность нормативных документов при проектировании насосной станции для перекачки керосина

    Ответ эксперта

  • Применение новых сводов правил, не входящих в обязательные или добровольные перечни к техническим регламентам

    Ответ эксперта

  • Каким документом регламентируются части КД при разработке устройства рельсового пути в промышленном здании?

    Ответ эксперта

  • Нормы и правила, устанавливающие требования к проектной документации, строительству и эксплуатации объектов обустройства нефтегазовых месторождений с высоким содержанием сернистого водорода

    Ответ эксперта

  • Требования к проектированию естественной вентиляции для проветривания производственных помещений категорий А и Б

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, применяемые при проектировании площадки перед входом в жилой многоквартирный дом

    Ответ эксперта

  • В какой раздел проектной документации включать проект санитарно-защитной зоны?

    Ответ эксперта

  • Правила выбора аппаратов защиты для электрощитков в жилых зданиях

    Ответ эксперта

  • Требования, предъявляемые к устройству локальных очистных сооружений на открытых наземных автостоянках

    Ответ эксперта

  • Правила оформления текстовой части проектной и рабочей документации

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы для определения степени и пределов огнестойкости этажерок и технологических кабельных эстакад

    Ответ эксперта

  • В чем разница между между «добровольным» и «обязательным» перечнями к 384-ФЗ?

    Ответ эксперта

  • Возможность прокладки рабочего и аварийного кабеля в одном коробе

    Ответ эксперта

  • Обязательность комплектации оконных блоков замками безопасности

    Ответ эксперта

  • Каким документом руководствоваться при проектировании мазутного хозяйства для нужд ТЭЦ на территории нефтеперерабатывающего завода?

    Ответ эксперта

  • Является ли СП 267.1325800.2016 обязательным при проектировании бизнес-центра высотой 69 м?

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, используемые при расчете зоны молниезащиты резервуаров для хранения ЛВЖ

    Ответ эксперта

  • Область применения сводов правил производства инженерно-геодезических изысканий

    Ответ эксперта

  • Условия отнесения надземного паропровода к объектам повышенного уровня ответственности

    Ответ эксперта

  • Правила указания наименований нормативно-правовых актов в проектной документации

    Ответ эксперта

  • Обязательные противопожарные требования к кровле пристроенной части жилого дома

    Ответ эксперта

  • Требования энергетической эффективности в проектной документации для трубопровода

    Ответ эксперта

  • Местонахождение проекта полосы отвода в составе разделов проектной документации на линейные объекты

    Ответ эксперта

  • Возможность применения клавишных выключателей для управления аварийным освещением технического помещения

    Ответ эксперта

  • Выбор варианта состава проектной документации на строительство двух разных объектов по одному заключению экспертизы

    Ответ эксперта

  • В чьей зоне ответственности находится разработка схемы эвакуации людей в случае возникновения пожара во вспомогательных помещениях производственного здания?

    Ответ эксперта

  • Правила установки пожарных кранов в помещении с трубопроводами газообразного топлива

    Ответ эксперта

  • Можно ли выделить состав проектной документации в отдельный документ?

    Ответ эксперта

  • Назначение ширины коридора офисного блока, встроенного в здание торгового центра

    Ответ эксперта

  • Требуется ли ограждение пандуса высотой менее 0,45 м, ограждение открытой лестницы входа в подъезд высотой до 0,45 м?

    Ответ эксперта

  • Требования к прокладке трубопроводов из полиэтилена в подвальных помещениях

    Ответ эксперта

  • Отнесение работ по замене и устройству опор ВЛ с их подключением к новой КТП к сетям инженерно-технического обеспечения зданий

    Ответ эксперта

  • Допускается ли раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» разделять на части и книги?

    Ответ эксперта

  • Порядок расчета количества машиномест для инвалидов на стоянках (парковках)

    Ответ эксперта

  • Расчёт расхода сточных вод при проектировании сливной станции на очистных сооружениях

    Ответ эксперта

  • Распространение статьи 48 Градостроительного кодекса на деятельность Министерства обороны

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие устройство ниш, пазов и борозд в строительных конструкциях с нормируемым пределом огнестойкости

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы для проектирования отдельно стоящих, пристроенных теплогенераторных установок

    Ответ эксперта

  • Возможность использования «Руководства по конструированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона»

    Ответ эксперта

  • Приоритетность применения нормативных документов в Российской Федерации

    Ответ эксперта

  • Требования к составу работ по капитальному ремонту линейной части газопроводов

    Ответ эксперта

  • Условия применения нормативов, не входящих ни в один из перечней стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение технических регламентов

    Ответ эксперта

  • Требования к устройству внутреннего противопожарного водопровода в помещениях котельной

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, определяющие необходимость установки газоанализаторов на нефтегазоперерабатывающих производствах

    Ответ эксперта

  • Документы, нормирующие расстояние консольного (горизонтального) выноса ограждения лестничных маршей

    Ответ эксперта

  • Какие нормативные документы жестко регламентируют покрытие внутриплощадочных дорог промышленных предприятий?

    Ответ эксперта

  • Определение отапливаемого объема здания

    Ответ эксперта

  • Обязательно ли прохождение государственной экспертизы проектной документации строительства пешеходного моста?

    Ответ эксперта

  • Расчёт на прогрессирующее обрушение зданий и сооружений разных уровней ответственности

    Ответ эксперта

  • Описание мероприятий по обеспечению транспортной безопасности при оформлении проектной документации

    Ответ эксперта

  • Противопожарные требования при проектировании проездов к резервуарам нефтехранилища

    Ответ эксперта

  • Технологические и маршрутные карты и требования безопасности труда при работе на высоте

    Ответ эксперта

  • Необходимость разработки раздела «Проект полосы отвода» в составе проектной документации газового месторождения

    Ответ эксперта

  • Где установлена и как использовать нормированную диаграмму растяжения согласно п. 12.4.3 СП 36.13330.2012?

    Ответ эксперта

  • Выбор метода демонтажа железобетонных конструкций для исключения динамических нагрузок и вибраций

    Ответ эксперта

  • Обеспечение доступности входов в здания для маломобильных групп населения

    Ответ эксперта

  • Определение класса функциональной пожарной опасности административно-хозяйственной части здания установки разделения воздуха

    Ответ эксперта

  • Правила оформления проектной документации на технологические трубопроводы в части защиты от статического электричества и молниезащиты

    Ответ эксперта

  • Требования по оборудованию оконных проёмов устройствами для предупреждения случайного выпадения людей в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести людей

    Ответ эксперта

  • О возможности обоснования расчетом пожарного риска лестницы со ступенями различной высоты и ширины

    Ответ эксперта

  • Требования к содержанию графической части проектной документации на теплосеть

    Ответ эксперта

  • Требования к ширине остановочной площадки и заездного кармана остановок в населенных пунктах

    Ответ эксперта

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802 г. Москва «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства»

    В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

    Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

    Председатель Правительства Российской Федерации

    В. Путин

    Правила проведения консервации объекта капитального строительства

    I. Общие положения

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее — объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — объект государственной собственности).

    2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

    3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее — строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

    4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

    5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

    а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

    б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

    в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее — техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

    г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее — подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

    6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

    7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

    а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

    б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

    о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

    о наличии сметной документации;

    о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

    8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

    9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

    а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

    б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

    в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

    г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

    д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

    е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

    10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

    11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

    12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

    а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

    б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

    13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

    II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

    14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

    15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее — проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

    16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

    Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

    17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

    >7. Пуск и остановка технологического оборудования

    Газовик — промышленное газовое оборудование

    Газовик — промышленное газовое оборудование Справочник ГОСТ, СНиП, ПБ Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы

    |

    7.1. Пуск и остановка технологического оборудования должны осуществляться с разрешения руководителя объекта СУГ по производственным инструкциям.

    Включение оборудования после перерыва в работе более одной смены должно осуществляться после осмотра резервуаров и газопроводов.

    7.2. Перед пуском технологического оборудования объектов СУГ (компрессоров, насосов, испарителей) следует:

    • за 15 минут до пуска оборудования включить приточно-вытяжную вентиляцию и проверить состояние воздушной среды в помещениях;
    • проверить исправность и герметичность оборудования, арматуры и газопроводов, предохранительных клапанов и контрольно-измерительных приборов, исправность пусковых и заземляющих устройств;
    • уточнить причины остановки оборудования (по журналу) и убедиться, что неисправность устранена;
    • проверить и при необходимости подтянуть анкерные болты (у компрессоров, насосов, испарителей, электродвигателей);
    • проверить исправность автоматики безопасности и блокировок.

    7.3. Перед пуском компрессора необходимо:

    • повернуть вручную коленчатый вал;
    • проверить наличие масла в картере;
    • пустить воду в охлаждающую рубашку;
    • убедиться, что вентили на всасывающих и нагнетательных патрубках компрессоров закрыты, после чего открыть запорные вентили на нагнетательном и всасывающем коллекторах;
    • удалить конденсат из отделителя жидкости на всасывающем патрубке компрессора в герметическую емкость.

    7.4. После включения электродвигателя компрессора необходимо:

    • убедиться в правильном вращении вала по стрелке на передней крышке картера;
    • при достижении номинального числа оборотов открыть вентиль на нагнетательном патрубке компрессора и постепенно открыть вентиль на всасывающем патрубке компрессора.

    7.5. При пуске компрессора следить за тем, чтобы во всасывающем газопроводе не было жидкой фазы СУГ (проверить работу конденсатосборника), наличие которой проявляется стуком в компрессоре или резким понижением температуры всасывания. В случае появления стука в компрессоре необходимо немедленно остановить компрессор и удалить конденсат газа из подводящего газопровода, после чего вновь запустить компрессор.

    7.6. Остановка компрессора должна выполняться в следующем порядке:

    • закрыть запорный вентиль на всасывающем патрубке компрессора;
    • остановить электродвигатель компрессора;
    • после прекращения вращения вала закрыть запорный вентиль на нагнетательном патрубке компрессора;
    • прекратить подачу воды;
    • закрыть линейные запорные вентили на магистральном всасывающем коллекторе;
    • при остановке на длительный период в компрессоре необходимо слить воду из охлаждающих рубашек.

    7.7. Перед пуском насосов необходимо:

    • проверить смазку в подшипниках;
    • провернуть ротор насоса (вручную);
    • открыть задвижку на всасывающем газопроводе (задвижка на нагнетательном газопроводе должна быть закрыта), залить насос жидкой фазой газа;
    • открыть вентиль на обводной линии;
    • включить электродвигатель;
    • открыть задвижку на нагнетательном газопроводе.

    7.8. При достижении требуемого напора на нагнетании закрыть вентиль на обводной линии.

    7.9. Во избежание кавитации давление жидкой фазы газа, перед насосом должно быть выше упругости паров СУГ. Не допускается оставлять без надзора работающие компрессоры и насосы.

    7.10. Остановку насосов следует осуществлять в порядке:

    • отключить электродвигатель;
    • открыть вентиль на обводной линии;
    • закрыть задвижки на нагнетательной и всасывающей линии насоса, а также все отключающие устройства на газопроводах.

    7.11. После остановки технологического оборудования насосы, компрессоры и испарители следует осмотреть с целью выявления неисправностей (утечек газа, ослабления затяжки болтов и др.).

    Все замеченные неисправности должны устраняться и регистрироваться в журнале.

    7.12. Пуск в эксплуатацию оборудования (компрессоры, насосы, испарители) после технического обслуживания и ремонта должен проводиться в соответствии с производственными инструкциями.

    7.13. Работа насосов и компрессоров с отключенной автоматикой, аварийной сигнализацией, а также блокировкой с вентиляторами вытяжных систем не допускается.

    Основные правила аварийной остановки производства

    Аварийная остановка производственной линии осуществляется в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанном на производстве и утвержденном заместителем Генерального директора по производству и техническим вопросам предприятия. В плане ликвидации аварий предусмотрены возможные случаи возникновения аварий в производственных помещениях и указаны меры по их устранению.

    В случае значительного разрыва трубопроводов и поступлений в производственные помещения большого количества горючих веществ, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси, а также при выходе из строя вентиляционных установок и накопления в воздухе паров этих веществ до опасных для людей концентраций или до концентраций нижнего предела взрываемости, работа в отделении прекращается.

    При возникновении аварии немедленно снимается напряжение в электрощитовых и ставится в известность начальник отделения, начальник ПТО-главный технолог, главный механик, главный энергетик, руководство предприятия, пожарная часть, медперсонал, диспетчер газоспасательной службы.

    В случае загазованности в электрощитовых напряжение снимается на подстанции, затем отключаются все электрощиты. При отсутствии очага пожара вновь подается напряжение, чтобы можно было включить вентиляцию.

    Администрация предприятия обязана проинформировать о возникшей аварии на производстве органы государственной власти:

    — Администрацию Московского района города Твери;

    — Администрацию города Твери;

    — Начальника штаба ГО Московского района;

    — Управление ГО ЧС города Твери;

    — Дирекцию ПиОС, ПЭиПБ ООО «СИБУР»;

    — Территориальный орган Ростехнадзора;

    — Органы Госанэпидемнадзора и Госатомнадзора.

    Работа в цехе возобновляется после тщательного обследования состояния всего оборудования и коммуникаций в месте аварий и связанных с ним участков. Это обследование дополняется лабораторными испытаниями воздуха на отсутствие взрывоопасных концентраций паров горючих жидкостей и концентраций вредных веществ, опасных для здоровья людей.

    Доступ лиц к месту аварии до ее ликвидации разрешается только начальником производства или его заместителем. Лица, допускаемые к месту аварии, обеспечиваются противогазами, специальной одеждой, резиновой обувью, безопасным инструментом.

    Основные правила пуска оборудования в эксплуатацию после остановки его на ремонт

    Что делать с неиспользуемым имуществом

    В практике предпринимательства нередки случаи, когда основные средства в какой-то период перестают использоваться для деятельности, которая приносит доход. Возможно, позже эти активы понадобятся снова, а может быть, стали ненужными навсегда.

    Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете? Как списывать его амортизацию, если по факту оно не изнашивается, поскольку не работает? Каким образом вновь вовлекать «законсервированные» ОС в оборот? Можно ли их реализовать? Рассуждаем в нижеприведенной статье.

    Что такое неиспользуемое имущество

    Неиспользуемым считается имущество, которое временно не участвует в основной деятельности организации. Причины, по которым это может иметь место, различны:

    • изменение объемов производства;
    • переход организации на другой вид деятельности;
    • попадание имущества в ремонт;
    • сезонная деятельность организации;
    • устаревание основного средства (моральный износ) и др.

    СПРАВКА! В качестве таких основных средств может выступать оборудование или (чаще) недвижимость.

    Если планируется через определенное время вновь пользоваться этим активом, это означает, что с точки зрения учета он «законсервирован». Можно сдать неиспользуемое ОС в аренду или продать – то есть так или иначе вновь вовлечь в хозяйственный оборот.

    Перевод неиспользуемого имущества на консервацию

    Консервация – это перевод активов в такое состояние, которое позволит сохранить их в пригодности к эксплуатации через установленное время. Консервации можно подвергать:

    • объекты незавершенного строительства – если нет средств на продолжение стройки или в данный момент вкладывать их нецелесообразно;
    • как технологические комплексы, так и части целого;
    • готовые основные средства – если их не планируется использовать в течение минимум 3 месяцев.

    ВАЖНО! Такую процедуру можно выполнять на основании п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 3 ст. 256 НК РФ.

    Процедура консервации

    Перевод на консервацию делается согласно решению руководства предприятия или, если имущество государственное, соответствующим постановлением министерства.

    Порядок процедуры консервации и расконсервации принимается внутренним решением руководства конкретной организации и фиксируется локальным нормативным актом. Должен быть составлен и подписан акт о переводе объекта основных средств на консервацию (типовой формы нет, ее нужно утвердить). Акт подписывается комиссией, которую руководство учредило приказом. В акте нужно в обязательном порядке отразить:

    • наименование неиспользуемого актива;
    • его инвентарный номер;
    • первоначальную стоимость, по которой ОС принято на баланс;
    • сумму амортизации, которую на него уже успели начислить;
    • причины консервации;
    • срок будущей расконсервации;
    • подписи членов комиссии.

    Бухучет законсервированного ОС

    Расходы на содержание неиспользуемых основных средств, в том числе и переведенных на консервацию, относятся к прочим, их следует отражать на счете 91 «Прочие расходы».

    Когда утрачивается амортизация

    На неиспользуемое имущество временно не нужно начислять амортизацию, если выполняется одно из условий:

    • если консервация оформлена более чем на 3 месяца;
    • ремонт (восстановление) рассчитано дольше чем на год;
    • модернизация (реконструкция) будет проводиться дольше чем 12 месяцев;
    • имущество передано по договору безвозмездного пользования (это уже не консервация).

    Если временный простой меньше, экономически не обоснован либо его не оформляют как консервацию, амортизация начисляется обычным порядком.

    При консервации срок полезной эксплуатации основного средства увеличивается на тот период, пока оно не использовалось.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если законсервировано было не все ОС, а только его часть, при этом остальные части продолжают принимать участие в деятельности предприятия, амортизация не начисляется на все ОС, хотя оно и значится на балансе как единое целое. Например, в эксплуатируемом здании закрывают один этаж под ремонт, остальные продолжают функционировать.

    Налоговый учет консервации

    Налоги платятся с тех средств, которые применяются для извлечения дохода. С одной стороны, ОС продолжают находиться на балансе и являться имуществом предприятия. С другой, вследствие простоя они прямо не применяются для извлечения экономической выгоды.

    Если на неиспользуемое основное средство продолжает начисляться амортизация, она может быть учтена для снижения налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ), поскольку эти расходы:

    • экономически обоснованы;
    • подтверждены документально;
    • направлены на будущее получение дохода (ведь актив позже будет расконсервирован).

    Как только расконсервирование произошло, амортизация должна начисляться так, как это делалось раньше, до начала простоя.

    Если не консервация, то что?

    Когда средство не планируют возвращать в эксплуатацию, консервировать его нет смысла. Практичнее все же получить с него определенный доход, а затем списать с баланса. Это можно сделать одним из способов:

    • передача неиспользуемого имущества в аренду (лизинг);
    • продажа основного средства.

    Как правило, условия для этих действий получаются льготными, выгодными для покупателя или арендополучателя. Часто реализация неиспользуемых объектов недвижимости происходит путем аукционов или другим способом организованных торгов.

    Вовлечение неиспользуемого имущества в оборот

    Государство особенно строго относится к неиспользуемому имуществу, находящемуся в коммунальной собственности. Перечень его утверждается правительством, а далее вовлекается в хозяйственный оборот согласно соответствующему указу. Основные пути вовлечения:

    • продажа на аукционе, где начальная цена будет базовой величиной, установленной законодательно;
    • передача в бесплатное пользование индивидуальным предпринимателям или частным юрлицам;
    • передача в безвозмездное пользование;
    • иное использование, не противоречащее закону.

    Безвозмездно, но не бесконтрольно

    Передача ненужных государству объектов частным инвесторам происходит не просто так, а на основании конкретного инвестиционного проекта. Если предприниматель готов вложить деньги в неиспользуемый объект (чаще всего это недвижимость), этот процесс строго регламентируется и контролируется. Инвестор должен доказать, что данному объекту будет действительно дано целевое применение, предоставив проект (бизнес-план). В случае удачи получится обоюдная выгода:

    • вместо пустующих зданий и сооружений появятся полезные функционирующие объекты;
    • на них будут востребованы новые рабочие места, которые принесут доходы и предпринимателю, и в бюджет;
    • при выполнении всех условий объект потом переходит в собственность вложившего в него средства инвестора.

    Продажа с аукциона

    Аукционные торги по неиспользуемому имуществу как средство вовлечения его в оборот применяются наиболее часто.

    С предметами и оборудованием все ясно – они просто переходят в собственность нового владельца, который планирует их использовать. Если же продается недвижимость, то земельный участок, на котором она расположена, чаще всего отдается в аренду. О торгах заранее объявляется в СМИ, на специализированных площадках и изданиях, подаются заявки на участие, и аукцион проводится среди заявителей.

    Если лот никто не приобрел, могут приниматься следующие меры:

    • стоимость снижается на 20%;
    • после вторых нерезультативных торгов – еще на 50%;
    • максимальное понижение – до 80% от начальной цены.

    Новый владелец должен внести деньги в установленный срок, иначе результаты торгов будут аннулированы.

    Если объект совершенно нерентабелен

    Если вновь ввести в оборот неиспользуемое имущество не представляется целесообразным, его следует утилизировать, чтобы хранение не занимало экономически неоправданные ресурсы.

    Если ОС не требуется ни инвестору, ни собственнику, нужно освободить место для нового. В отношении недвижимости это означает снос.

    В связи с экономическим кризисом многим компаниям приходится «замораживать» строящиеся объекты. При этом процесс консервации незавершенного строительства требует соблюдения определенных процедур и вызывает трудности в отражении расходов, связанных с приостановкой строительства. Решению данных вопросов посвящена наша статья. Алгоритм действий
    Учитывая, что в большинстве случаев строительство объектов происходит за счет инвестиционных средств, в строительном процессе, как правило, принимает участие множество участников (инвесторы, заказчики, застройщики, подрядчики, субподрядчики и т. д.). Но мы рассмотрим ситуацию лишь для двух субъектов: для заказчика-застройщика (далее — заказчик) и для подрядчика.
    РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА
    Если заказчик по тем или иным причинам примет решение о консервации объекта строительства, он должен письменно уведомить об этом подрядчиков.
    О каких обязанностях следует знать?
    Согласно статье 752 Гражданского кодекса РФ, при консервации строительства заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения указанных работ.
    При этом перевод объекта строительства на консервацию с позиций гражданского законодательства не связывается непременно с окончательным прекращением договорных отношений сторон. Во избежание спорных ситуаций целесообразно уточнить данный момент отдельно в договоре строительного подряда (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 октября 2006 г. № А-29-11601/2005-2э).
    Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
    РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОДРЯДЧИКА
    На практике все работы по переводу объекта строительства на консервацию обычно выполняет подрядчик.
    Поскольку сметой и договором строительного подряда расходы на консервацию не предусмотрены, при возникновении необходимости в приостановке работ и консервации незавершенного объекта нужно согласовать механизм действий сторон договора строительного подряда.
    Расходы по консервации строительного объекта должны быть оплачены заказчиком.
    Для этого нужно составить дополнительную смету на подготовительные, строительно-монтажные и иные работы, связанные с консервацией строительства. Состав работ и условия их осуществления следует определить в дополнительном соглашении к договору строительного подряда.
    На основании соглашения (либо отдельного договора на дополнительные работы) подрядчик будет выполнять СМР, которые будут в нем оговорены.
    В дополнительном соглашении устанавливают сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных объектов, оборудования и материалов.
    Кроме того, в нем могут быть указаны сроки, в которые заказчик возместит убытки, а также предусмотрена его обязанность возобновить (продолжить) договор с данным подрядчиком на прежних или других условиях. ЧТО ТАКОЕ КОНСЕРВАЦИЯ?
    Консервация строительства — приостановка строительства, которая предполагает возобновление инвестором строительных работ в будущем. После устранения причин, повлекших консервацию, работы на объекте продолжаются, поэтому договор строительного подряда не расторгается, а приостанавливается на неопределенный (или определенный) срок.
    Консервация объекта, а также охрана законсервированных объектов и их поддержание в надлежащем состоянии могут осуществляться силами подрядчика. ПРОВОДИМ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ
    При переводе объектов строительства на консервацию обязательно проводится инвентаризация.
    Порядок ее проведения по незавершенному строительству регулируется пунктами 3.32-3.34 Методических указаний… (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49) .
    В состав инвентаризационной комиссии, по мнению автора, целесообразно включить представителей всех сторон, которые участвуют в строительном процессе (заказчика, генерального подрядчика и др.).
    На незаконченные строительством объекты составляются инвентаризационные описи.
    В них указываются:
    — наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п.;
    — стоимость выполненных работ;
    — причины и основание для консервации.
    Для этого должны использоваться: соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
    Инвентаризация проводится путем проведения осмотров, контрольных обмеров и других необходимых мероприятий.
    При этом фактические объемы выполненных строительно-монтажных работ должны быть сопоставлены с данными локальных смет, а также данными учета соответствующих служб заказчика и подрядчика.
    Результаты инвентаризации незавершенного строительства оформляются с помощью унифицированных форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (№ ИНВ-1, № ИНВ-3 и др.).
    Однако, в отличие от обычной инвентаризации, которая проводится с целью выявления отклонений в учете, в данном случае цель инвентаризации — зафиксировать фактическое наличие и состояние недостроенного объекта (с учетом всех его составляющих) и находящихся на объекте (на строительной площадке) материально-производственных запасов и других ценностей.

    Оформленные в установленном порядке описи подрядчик (либо сводная инвентаризационная комиссия — в зависимости от того, кто проводит инвентаризацию, это решается по согласованию сторон) передает заказчику для обеспечения последним сохранности законсервированного объекта.
    ОФОРМЛЯЕМ ДОКУМЕНТЫ
    Кроме инвентаризационных ведомостей потребуются и другие документы.
    Остановка строительства (в целях консервации или прекращения строительства) оформляется актом о приостановлении строительства (форма № КС-17).
    Он составляется заказчиком при получении от инвестора решения о консервации.
    В шапке акта указываются участники строительства (инвестор, заказчик, подрядчик, субподрядчик), наименование и адрес стройки, основания для приостановления строительства.
    А в основной его части следующие данные:
    — наименование объектов, работ и затрат, приостановленных строительством;
    — полная сметная стоимость договора;
    — сметная стоимость выполненных работ;
    — фактические затраты на приостановку строительства;
    — средства, необходимые для расчетов с подрядчиком;
    — стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию объектов, и др.
    Документ составляется в необходимом количестве экземпляров по каждой стройке с указанием раздельно приостановленных строительством работ. Один экземпляр передается подрядчику, второй — заказчику. Третий представляется только по требованию инвестора.
    Акт заполняют на основании первичных документов по строительству, таких как общий журнал работ (форма № КС-6) и журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а).
    А вот сведения о затратах на консервацию заносятся в акт на основании дополнительно составленной сметы.
    Обратите внимание: в форме № КС-17 обязательны подписи руководителей, главных бухгалтеров заказчика-застройщика и подрядчика и печати обеих организаций.
    Акт хранится в бухгалтерии заказчика и подрядной организации. Он подтверждает приостановление строительства (консервацию или прекращение строительства) и используется для проведения расчетов, а кроме того, может служить основанием для истребования от инвестора дополнительных ассигнований.
    Передачу законсервированного объекта заказчику также нужно подтвердить документально.
    Поскольку, как мы уже сказали, заказчик обязан оплатить все выполненные на момент принятия решения о консервации объекта работы, сторонами договора в обязательном порядке оформляются и подписываются обычные для приемки выполненных работ документы: акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
    Однако здесь есть один нюанс: сами по себе эти формы о переходе права собственности и рисков гибели имущества не свидетельствуют (если договором не предусмотрена поэтапная сдача работ).
    Но здесь случай особый.
    Поэтому переход права собственности на результат всех принятых работ по незавершенному объекту необходимо подтвердить в дополнительном соглашении к договору. В противном случае (если договор не расторгается) вплоть до принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта риски гибели и случайного повреждения всего объекта или отдельных его частей будут лежать на подрядчике.

    Унифицированной формы акта приемки незавершенного объекта строительства нет, она существует только для законченного строительством объекта (форма № КС-11).

    Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

    Но можно воспользоваться ею для подтверждения факта передачи объекта. На ее основе организация вправе разработать и утвердить в учетной политике необходимую для данного случая форму, внеся соответствующие изменения.
    Учет у заказчика-застройщика
    Затраты по консервации объекта, а также все дальнейшие расходы по его содержанию (на охрану, освещение, водоснабжение и т. п.) несет заказчик (если договор не содержит иных условий).
    Однако в сметах их, как правило, не предусматривают.
    Ведь сводные сметные расчеты стоимости строительства зданий, сооружений и т. д. рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства объектов в соответствии с проектом. А в данном случае строительство фактически не ведется.
    Не предусмотрен учет таких расходов в стоимости строительства и Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), которая утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1.
    Поэтому затраты, связанные с консервацией объекта, и не должны учитываться в составе сводных сметных расчетов.
    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
    Указанный выше вывод подтверждает и пункт 3.1.7 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций.

    Положение утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160.

    В нем сказано, что затраты на консервацию строительства не предусматриваются в сводных сметных расчетах и они, соответственно, не включаются в стоимость строящегося объекта.
    Поэтому данное ПБУ рекомендует заказчику учитывать такие затраты обособленно от затрат на строительство объектов, включаемых в их стоимость. То есть на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открываемом к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», причем с дальнейшей их разбивкой на затраты, предусмотренные и не предусмотренные в сводных сметных расчетах.
    В то же время Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено отражение затрат на консервацию объекта и его содержание на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
    Решение этого вопроса, по мнению автора, зависит от характера строительства и от условий договора.
    Если строительство ведется за счет инвестиционных средств и инвестор возмещает заказчику затраты на консервацию и содержание законсервированных объектов строительства, то применяется порядок, предусмотренный ПБУ по учету долгосрочных инвестиций (затраты учитываются на счете 08).
    Если же строительство ведется не по инвестиционному договору, например объект строится компанией для собственных нужд, то данные затраты отражаются заказчиком на счете 91.
    ПРИМЕР 1
    Строительная компания ООО «Ника» (заказчик-застройщик) решила в связи с финансовыми трудностями законсервировать строительство своего нового офиса. Строительство вела фирма ООО «Лика» (подрядчик). Смета на дополнительные работы обошлась компании «Ника» в 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Стоимость работ по консервации объекта, выполненных подрядчиком по дополнительному соглашению, составила 590 000 руб. (в том числе НДС — 90 000 руб.).
    Предположим, на содержание законсервированного объекта ООО «Ника» ежемесячно тратит 62 200 руб. (заработная плата охранников с учетом ЕСН — 50 400 руб., освещение и т. п. — 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.).
    Указанные операции бухгалтер ООО «Ника» отразит так:
    ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
    — 100 000 руб. — учтена стоимость дополнительной сметы;
    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
    — 18 000 руб. — выделен предъявленный НДС по смете;
    ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60
    — 500 000 руб. — учтена стоимость дополнительных работ;
    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
    — 90 000 руб. — выделен НДС по дополнительным работам;
    ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 70 (69, 60…)
    — 62 200 руб. — начислена заработная плата охранникам с ЕСН (ежемесячно за время нахождения объекта на консервации), учтены коммунальные и другие расходы;
    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
    — 1800 руб. — выделен предъявленный НДС по коммунальным услугам;
    ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
    — 109 800 руб. (18 000 + 90 000 + 1800) — принят к вычету НДС;
    ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
    — 719 800 руб. (118 000 + 590 000 + 11 800) — оплачены счета проектной организации, подрядчика и коммунальных служб.
    НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
    Как было отмечено ранее, в соответствии с правилами бухгалтерского учета затраты на консервацию и содержание объекта незавершенного строительства, произведенные в периоде, когда строительство не осуществлялось, не могут рассматриваться как капитальные затраты по строительству объекта основных средств, формирующие его первоначальную стоимость.
    Данное утверждение применимо и для целей налогообложения: указанные затраты не должны формировать первоначальную стоимость объекта строительства.
    Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов включаются в состав внереализационных расходов (подп. 9 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).
    Необходимо отметить, что данный пункт распространяется на объекты, уже принятые в качестве основных средств, участвующие в производственном процессе. А объект незавершенного строительства не может рассматриваться как производственный объект, поэтому указанная норма в данной ситуации неприменима.
    В то же время расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Консервация незавершенного строительства предполагает лишь временное его приостановление, а не отказ от его дальнейшего использования в производственных целях.
    К тому же перечень внереализационных расходов в Налоговом кодексе РФ является открытым.
    Таким образом, по мнению автора, если организация в дальнейшем (после расконсервации и достройки) будет использовать данный объект в производственной деятельности, то расходы, связанные с его консервацией и сохранностью, могут быть признаны в целях налогообложения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
    Официальных разъяснений по этому поводу нет.
    УЧЕТ «ВХОДНОГО» НДС
    Предположим, объект незавершенного строительства является зданием производственного назначения, и, допустим, компания планирует использовать его только в облагаемой НДС деятельности. Следовательно, затраты на содержание имущества, предназначенного для будущей производственной деятельности, связаны с ведением деятельности, облагаемой НДС. А то, что они отнесены к внереализационным, данному утверждению не противоречит и не препятствует применению вычета.
    Таким образом, по мнению автора, «входной» НДС по работам (услугам), связанным с консервацией строительного объекта (при выполнении условий ст. 171 и 172 Налогового кодекса РФ), может быть правомерно принят к вычету. Вместе с тем необходимо отметить, что у организации могут возникнуть налоговые риски и такую позицию придется отстаивать в суде.
    Если организация решит не принимать «входной» НДС к вычету, то данную сумму она спишет за счет собственных средств, не учитывая ее при исчислении налога на прибыль:
    ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
    — списан «входной» НДС, не принимаемый к вычету по работам (услугам), связанным с консервацией объекта строительства.
    Учет у подрядчика
    Заказчик может привлечь подрядчика к выполнению работ по переводу объекта незавершенного строительства на консервацию (в соответствии с дополнительным соглашением к договору строительного подряда).
    Для подрядчика это будут работы в рамках обычной деятельности. Поступившая за них оплата подрядчиком признается выручкой от реализации в соответствии с нормами ПБУ 9/99 с учетом особенностей ПБУ 2/2008.

    ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008 утверждены приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н и от 24 октября 2008 г. № 116н соответвтенно.

    Учет по таким работам нужно вести отдельно. Согласно пункту 6 ПБУ 2/2008, в случае, когда при исполнении договора в техническую документацию вносятся дополнительные работы, для целей бухучета их выполнение должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
    а) дополнительный объект (работы) по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором;
    б) цена дополнительных работ определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
    Расходы будут относиться к расходам по договору согласно пункту 11 ПБУ 2/2008. Подрядчик отражает их на счетах учета затрат. Признаются они в том отчетном периоде, в котором понесены. При этом расходы, относящиеся к выполненным по договору работам, учитываются как затраты на производство (п. 16 ПБУ 2/2008).
    Вычет НДС по товарам, работам, приобретенным у сторонних организаций для осуществления операций, связанных с консервацией объекта, производится в общеустановленном порядке.
    Подрядчик также может рассчитывать на компенсацию (возмещение убытков) вследствие досрочного расторжения (приостановления) договора строительного подряда. Полученные средства будут признаны подрядной организацией в составе прочих доходов.
    Для целей налогообложения прибыли работы, связанные с переводом объекта на консервацию, у подрядчика будут признаны в составе выручки от реализации, а суммы компенсаций и штрафных санкций (если они предусмотрены в договоре) — в составе внереализационных доходов.
    ПРИМЕР 2
    Воспользуемся условиями предыдущего примера, дополнив их.
    Подрядчик (ООО «Лика») был письменно уведомлен о переводе объекта, на котором он выполнял строительные работы, на консервацию. Заказчик-застройщик заключил с ним дополнительное соглашение о проведении работ, связанных с консервацией объекта.
    Стоимость дополнительных работ по договору — 590 000 руб. (в том числе НДС — 90 000 руб.).
    Фактические затраты составили 468 000 руб., из них:
    — 118 000 руб. — материалы (в том числе НДС — 18 000 руб.);
    — 350 000 руб. (заработная плата с отчислениями).
    После окончания работ по консервации объекта договор строительного подряда был расторгнут, при этом подрядчик получил от заказчика-застройщика компенсацию в сумме 236 000 руб.
    Бухгалтерские записи в ООО «Ника» будут выглядеть так:
    ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
    — 100 000 руб. (118 000 — 18 000) — приобретены материалы для консервации объекта;
    ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
    — 18 000 руб. — выделен НДС по материалам;
    ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
    — 18 000 руб. — принят к вычету предъявленный НДС по материалам;
    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
    — 100 000 руб. — списаны материалы на выполнение работ по договору;
    ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
    — 118 000 руб. — оплачены материалы;
    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70 (69)
    — 350 000 руб. — начислена заработная плата (с отчислениями);
    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
    — 590 000 руб. — отражена выручка от выполнения работ, связанных с консервацией строительства;
    ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
    — 90 000 руб. (500 000 руб. 5 18%) — начислен НДС;
    ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 20
    — 450 000 руб. (100 000 + 350 000) — списана фактическая себестоимость выполненных работ;
    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
    — 590 000 руб. — получены денежные средства за выполненные работы;
    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
    — 236 000 руб. — получена от заказчика-застройщика компенсация;
    ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91
    — 236 000 руб. — учтена сумма компенсации в составе прочих доходов;
    ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
    — 36 000 руб. (236 000 руб. х 18/118) — начислен НДС.
    Налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров и др. (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ).
    Аналогичная точка зрения приведена в письмах Минфина России от 24 октября 2008 г. № 03-07-11/344, от 29 июня 2007 г. № 03-07-11/214 и др.


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *