Содержание
Медкнижка для работников пассажирского транспорта
(бортроводники, стюарды/стюардессы, проводники ж/д транспорта)
Для того чтобы устроиться на работу кем-либо в сферу пассажирского транспорта, будь то поезд, автобус или самолет, необходимо обязательно пройти врачебную комиссию и сдать все соответствующие анализы. Например, медицинская книжка для бортпроводника оформляется согласно требований приказа Минздрава Российской Федерации № 229 от 29.06.2000 года, что подразумевает письменное заключение специалистов о состоянии здоровья человека на основании результатов пройденных анализов. Законом предусмотрено оформление санкнижки при приеме на работу и регулярное ее подтверждение как минимум, один раз в год.
Ответственность за контроль о состоянии здоровья персонала несет работодатель. В случае отсутствия подтверждающего документа, руководителю грозит административное наказание в виде штрафа. При ухудшении эпидемической обстановки, работодатель вправе направить персонал на прохождение внепланового обследования.
Какие документы необходимы для оформления медицинской книжки?
Медицинская книжка для бортпроводника гражданской авиации или кондуктора троллейбуса оформляется при наличии следующего перечня необходимых документов:
- паспорт или документ, подтверждающий личность работника;
- бланк личной санитарной книжки;
- 2 фотографии 3*4;
- данные флюорографии и онкоосмотра;
- индивидуальная карта прививок;
- результаты обследований;
- заключения всех необходимых врачей.
Сбор соответствующих документов и, особенно, прохождение специалистов и сдача необходимых анализов в обычных лечебных учреждениях, занимает очень много времени из-за изнурительных очередей и врачебных графиков работы. Ситуация совершенно другая в центре медицинского осмотра № 1 СПб по улице Оптиков 34/1. Здесь медицинскую книжку работнику пассажирского транспорта оформят в течение 1-2 дней, абсолютно легально и в соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации.
Какие обследования нужны для оформления медкнижки работнику общественного транспорта?
Медицинская книжка для проводника РЖД предусматривает комплексное обследование. В перечень обязательных анализов входят следующие мероприятия:
- клинические исследования крови и мочи;
- специфический анализ крови на сифилис;
- мазки из носоглотки на предмет наличия бактерий (стафилококк, пневмококк, стрептококк);
- мазки из половых органов и уретры на наличие венерических и грибковых заболеваний;
- соскобы на кишечную группу патологий;
- наявность гельминтов и их яиц в кале;
- рентгенологическое обследование, исключающее туберкулезное поражение.
На основании результатов данных обследований, специалисты делают выводы о состоянии здоровья человека и возможности его трудоустройства в сферу общественного транспорта. Большинство из перечня необходимых анализов можно пройти в медицинском центре № 1 по цене, утвержденной государственными учреждениями. Стоимость услуг в центре носит достаточно демократичный характер, но качество обслуживания на порядок выше.
Осмотр каких врачей необходим для оформления санкнижки?
Медицинская книжка для стюардессы оформляется после заключения следующих специалистов:
- стоматолог;
- невропатолог;
- психиатр;
- нарколог;
- отоларинголог;
- инфекционист;
- дерматовенеролог;
- профпатолог (терапевт).
Медицинская книжка для стюарда оформляется за один день, поскольку в центре медицинского осмотра Санкт-Петербурга присутствуют все необходимые специалисты. Единственным задерживающим обстоятельством являются результаты анализов, на основании которых некоторые врачи делают заключения, что можно предупредить, позвонив заранее по телефонам +7(812) 702-57-80 или +7(812) 702-57-90, где администратор ответит на все вопросы и скоординирует ваши действия в правильном направлении. Обычно некоторые обследования проводятся немного раньше, чем оформляется санитарная книжка для работника пассажирского транспорта.
197374 СПб, ул Оптиков, д. 34, к. 1
Доброго времени суток! (письмо от имени родственника)
«Я работаю на РЖД 20 лет, сейчас по обстоятельствам — дежурным стрелочного поста.(основная специальность — помошник машиниста) В декабре проходил плановую мед.комиссию, и неожиданно для себя узнал что я здоровый как бык человек, оказался не пригоден для работы…(!!!) на стрелочном посту, у нас станция 5 класса 2 стрелки. Хирург нашей узловой жд поликлиники поставил диагноз варикоз 1-й стадии( самый незначительный) и сказал готовиться на операцию, тогда будет допуск к работе, а так ищи другую работу. Это дико не пускать на работу на стрелки по этому диагнозу, это любой здравый человек понимает. У меня эта вена 20 лет и никогда у комиссии претензий к ней небыло, даже когда работал на мотовозе. У меня опасения серьезные, что сделает операцию, а это риск(я консультировался) и пойдёт варикоз по 2 ногам и это будет задница. У меня нет показаний к операции, их делают если необходимо, а мне делают потому что приказ такой РЖД, и на работу я по нему не годен. Но мне ни надо риск развития варикои и его осложнений таких как тромбофлебит, на узи показало что вены проходимые, я ходил с этой веной в диагностику в 2008 году хирург мне показания к операции не назначил, а она не изменилась вот такие дела. Я стал копать, т.к. здоровую ногу в угоду каким то письменАм резать желания у меня нет.
1) Все мед.учреждения РЖД при плановых мед.комиссиях руководствуются вот этим приказом — «6Ц» http://rplbg.com/RegulatoryDocuments/Prikaz-6C
2) При возникновении медицинских противопоказаний у работника, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой( я — дежурный стрелочного поста попадаю под эту категорию) врач (любой) который проводит профосмотр, при установлении работнику РЖД диагноза и допуске его к работе, руководствуется уже этим нормативным актом «ПРИКАЗ 796» (я так понял у них этот довольно знаменитый документ, главная фишка в их мед. деятельности) — http://www.zakonprost.ru/content/base/88574
3) Далее рассмотрим внимательно этот документ «ПРИКАЗ 796».
Спускаемся ниже по таблице, находим маленький заголовочек — Класс IX. «Болезни системы кровообращения».
Далее, тут же под № 30 читаем графу «Болезни аорты, магистральных и периферических артерий и вен».
Мой непосредственный диагноз под буквой в) «с незначительным нарушением кровообращения и функций»
И ракрывается он тут же далее — «Облитерирующий эндартериит, тромбангиит, атеросклероз сосудов нижних конечностей I стадии; и т.д. «
И вот подходим к самому интересному. Нам надо выяснить каким группам работников РЖД, согласно «приказу 796» — диагноз ВАРИКОЗ 1 степени(стадии) противопоказан?
Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов РЖД состоит из 6-ти разделов . Вот они — http://w2l-g.ucoz.org/load/prikazy_i_rasporjazhenija/..
Я — дежурный по стрелкам, нахожусь в разделе №3 .
А теперь вернемся к таблице «Приказа 796» и смотрим в 4-й колонке таблицы которая называется «Группы профессий и должностей, работа в которых противопоказана» что напротив моего диагноза под №30 в).
Там стоят маленькие незаметные циферки 1.1.1. Вот казалось бы и ответ. С таким диагнозом как у меня недопускаются к работе только жд профессии из раздела 1 — Работники группы машинистов, водителей и их помощников — http://w2l-g.ucoz.org/load/prikazy_i_rasporjazhenija/.. Все остальные проходят ( и стрелочники) медкомиссию с диагнозом Варикоз 1 стадии на ура и приступают к работе без проблем. Я обрадовался, но как оказалось рано.
Все верно. Этот Приказ796 говорит о том, что с варикозом 1-й степени не допускаются машинисты и пр. из их состава. Но есть как оказалось еще дополнение, то бишь толкование этого приказа в более раскрытой форме, я на него и вышел случайно — http://docs.procspb.ru/content/part/334748 » ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К РАБОТАМ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫМ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ..»
В данном документе есть Подраздел III Б. «Частные противопоказания». И вот в одной из колонок этого подраздела (в шестой) есть Статья 63 — «Варикозное расширение вен нижних конечностей без выраженной хронической венозной недостаточности»
В первой колонке под пунктом 3.1. моя специальность — Дежурный стрелочного поста (включая старшего), сигналист.
А далее напротив в 10-й колонке — Допускаются ПОСЛЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ.
Когда я изучил этот документ, то я понял чем руководствовался хирург, основание вроде стало понятно, если я правильно понял, но здравый ум и подход тут явно отсутствует. Тут получается буква привыше человека и его здоровья. Даже глав. врач поликлиники готов подписать мне комиссию, но хирург уперся и не в какую. Мотивы мне его не понятны, т.к. он сам говорит что с этой веной я до 100-та лет без проблем доживу, но есть — нормативный акт, по которому он обязан меня «лечить» — резать.
И вот у меня вопрос к юристам —
1. что означает — «подраздел III Б. «Частные противопоказания» «ПЕРЕЧЕНЯ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К РАБОТАМ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫМ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ..» http://docs.procspb.ru/content/part/334748
2. И тут же — Допускаются ПОСЛЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ.. Что значит тут эфективное лечение , в моем случае варикоза 1 стадии? Это обязательна операция или на усмотрение врача хирурга?
Как мне выйти из этой абсурдной ситуации, что бы не резать ногу и остаться работать на своем месте? Есть ли выход?
С уважением, Степан.»
Сообщение отредактировал Наталлья — 24.12.2015, 9:43
Не окончательный диагноз
Проблемам медицинского обеспечения работников Дирекции тяги был посвящён специальный «круглый стол» в рамках 3-го слёта машинистов, который проходил в стенах Научно-клинического центра ОАО «РЖД». В нём участвовали представители департамента здравоохранения и ведущие специалисты центра.
Машинисты жаловались на долгие процедуры медкомиссий, непонятные направления на дополнительную диагностику, на отстранения от рейса при давлении и пульсе, завышенных всего на единицу. Всё это создаёт порой «синдром белого халата». Человек только переступает порог медицинского учреждения, а у него уже давление и пульс начинают зашкаливать.
Машинист-инструктор депо Чита Геннадий Полевой констатировал, что в последнее время медицинские требования ужесточились – пульс не должен быть больше 85 ударов, а давление – не выше 130 единиц. «Даже те, кому всего 20–25 лет, из-за этого вынуждены принимать таблетки, а они нередко вызывают сонливость. И вот в таком состоянии бригада ведёт поезд. Половина проездов запрещающих сигналов – из-за таблеток», – убеждён машинист-инструктор.
Может быть, требования к здоровью машинистов избыточны? Да, считают участники слёта. Один из них привёл такой пример: «В 2001 году у нас на Забайкальской дороге расформировали воинскую авиачасть. Военный лётчик хотел переквалифицироваться в машинисты, но не прошёл медицинскую комиссию в железнодорожной поликлинике. И долго потом удивлялся: как же так – летать на сверхзвуковом самолёте могу, а водить поезда – нет».
Причина такого положения – приказ 15-ЦЗ, который был принят в МПС России в 2001 году. Он отразил положения соответствующего документа Минздравсоцразвития, который определял очень жёсткие, причём одинаковые требования к здоровью огромной группы профессий – в частности, от машиниста электровоза до кочегара паровоза. При этом к работе, согласно приказу, не должны были допускаться люди с болезнями лёгких, например с бронхитом, сердечными патологиями и т.д. В ведомстве, недолго думая, заложили в этот документ всю международную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, сопроводив их указанием «не допускать!». И возражений не слушали. Вот поэтому военного лётчика и не взяли в машинисты.
Осознавая избыточность требований к здоровью локомотивных бригад, специалисты ОАО «РЖД» пытались убедить Минздравсоцразвития в необходимости их снизить. А пока суд да дело, с железнодорожного транспорта списывались опытные, высокопрофессиональные машинисты, которые могли ещё работать и работать.
«В 1991–1999 годах на 100 осмотров приходился всего один случай, когда состояние здоровья машиниста или помощника заставляло делать вывод о профнепригодности. Но с принятием приказа 15-ЦЗ количество таких случаев увеличилось», – сообщил начальник сектора департамента здравоохранения Артём Шашков.
Ситуацию удалось скорректировать лишь в 2006 году, когда вышел новый приказ № 796 Минздравсоцразвития РФ, действующий и поныне. Он несколько смягчил требования, но представители отраслевой медицины считают, что они всё равно остаются избыточными. Хотя статистика несомненно улучшилась. Сегодня на 100 профосмотров приходится лишь 0,8 случая, когда ставится вопрос о профпригодности. Но от «синдрома белого халата» это не излечило. Локомотивные бригады по-прежнему живут под вечным страхом – в один прекрасный момент оказаться вне профессии и остаться без работы.
Излишне жёсткие требования сказываются сегодня и при приёме на работу. Вице-президент ОАО «РЖД», начальник Дирекции тяги Алексей Воротилкин привёл характерный пример: «В Тайшете из ста человек, которые пришли устраиваться на работу в локомотивное депо, 34% не смогли пройти первичный профотбор, ещё 18% не прошли медкомиссию на помощника и машиниста. По сути, только 20–25 человек из 100 могут работать по этим специальностям».
Сегодня, как сообщил Артём Шашков, департамент здравоохранения ОАО «РЖД» активно ведёт работу, чтобы внести необходимые изменения в приказ № 796 с целью сокращения медицинских противопоказаний при допуске к работе лиц, связанных с движением поездов, в том числе машинистов, работающих без помощника. Необоснованные жёсткие ограничения к работе машинистом должны быть сняты. Из-за них компания несёт абсолютно неоправданные потери.
Сейчас, по данным Роспрофжела, на сети работают 123 тыс. членов локомотивных бригад. Каждый год от 0,7 до 1% помощников и машинистов списывается с транспорта по медицинским показаниям. То есть более тысячи человек высококвалифицированных, дефицитных кадров! Причём самое большое количество запретов находится в 1-й группе допуска: человек теряет допуск к работе после проведённого лечения. И объяснить это какими-то разумными доводами весьма сложно.
В этой связи очень характерно было соотнести наши нормы с европейскими рекомендациями по состоянию здоровья машиниста. В них много общего с 796-м приказом, но налицо и более мягкие позиции. Причем то, что в Европе имеет характер рекомендаций, у нас почему-то стало приказом.
Между тем и нам кое-что из европейских правил не грех взять на вооружение: там, если машинист, страдающий от гипертонии, имеет избыточный вес и курит, он обязан в течение полугода сбросить вес, привести давление в норму и бросить курить, в противном случае будет отстранён от работы. Впрочем, и у нас это правило уже действует: в прошлом году в редакцию жаловался помощник машиниста – он не смог сбросить вес и справиться с давлением, поэтому пришлось искать другую работу.
Ну а бросить курить, наверное, многих не заставит и угроза профнепригодности. «У нас 73% машинистов курят!» – привёл невесёлые данные Артём Шашков.
Очень трудно убедить людей расстаться с этой вредной привычкой. Увы, не способствует этому сегодняшний режим труда и отдыха локомотивных бригад. Машинисты рассказывают, что нередко их вызывают в рейс заранее и приходится часами ждать отправления поезда. Есть проблемы и с переотдыхом в пунктах оборота – причём на бумаге всё выходит гладко, а на деле – недосып, бессонница, нервотрёпка. Всё это, конечно же, отражается на здоровье. А когда появляются первые тревожные симптомы, далеко не все обращаются за помощью к врачам, боясь, что их просто спишут с транспорта.
«Обращайтесь к нам, не шутите со здоровьем, не твердите, как дети: «у меня ничего не болит», – призывают медики машинистов. И поясняют: мы в состоянии вернуть в строй до 60% работников при условии своевременного обращения.
Как известно, в компании существует мощная система здравоохранения. Так, медицинский контроль осуществляют более 200 врачебных комиссий, на сети работают 1500 кабинетов профосмотров, где проводится до 30 млн осмотров в год. Современные высокотехнологичные методы диагностики и лечения позволяют применять индивидуальный подход и добиваться скорейшего излечения. При этом у отраслевого здравоохранения своя специфика. Её определяют факторы, негативно сказывающиеся на состоянии здоровья. В частности, у машинистов это хорошо знакомые им шум и вибрация, магнитные поля в кабине локомотива.
Специалисты ищут способ компенсации опасных воздействий. В Научно-клиническом центре ОАО «РЖД» гостям показывали специальную камеру с искусственным магнитным полем. Рассказывали и о том, что проводятся эксперименты по защите кабины машиниста от вредного воздействия постоянного, а особенно переменного тока. Если удастся добиться эффекта – спасибо скажут многие.
Тот, кто побывал в Научно-клиническом центре, мог оценить всё то, что предпринимается для сохранения здоровья представителей ведущей профессии на железнодорожном транспорте. Мы видели там тренажёр ЭП1М – кабину новейшего электровоза, в которой изучается влияние различных факторов на параметры сердечного ритма, кровяного давления машиниста. Несомненно, это позволит выработать медицинские рекомендации – и для членов локомотивных бригад, и для конструкторов тяговой техники.
Ну а как быть тому машинисту с Урала, которого врачи записали в гипертоники? Как оказалось, приговор не окончательный. Его можно обжаловать в Центральной врачебно-экспертной комиссии. На плечи её председателя Виктора Котенко возложен груз ответственности за важное решение – можно ли отстранять от работы железнодорожника, которого линейные и региональные экспертные комиссии признали профнепригодным.
Разговор с «гипертоником» был короткий.
– А вы разве не хотите воспользоваться привилегией и уйти пораньше на пенсию? – пошутил врач.
– Я здоров, – гордо ответил машинист, – хочу работать и спокойно проходить медкомиссию.
– Приезжайте, я сниму этот диагноз, – прозвучало в ответ.
Никому не надо объяснять, что значит смена профессии для самого машиниста и его семьи. Это ломает человеку жизнь. И понятно, что риск такой ситуации надо свести к минимуму.
Артур Берзин,
спец. корр. «Гудка»
Помощники машиниста проходят медкомиссию
На Вас также лежит обязанность проходить указанные медобследования согласно ТК РФ:
Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 214 ТК РФ
— Обязанности работника в области охраны труда >>>
— Обязанности работника при несчастном случае на производстве >>>
Работник обязан:
соблюдать требования охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.