Содержание
- Каким приказом МВД России утверждено Наставление об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка на улицах и иных общественных местах?
- Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации)
- Обязан ли сотрудник ГИБДД предъявлять маршрутный лист?
- Нормативная база
- Вас тут не стояло! (Карточка поста ГАИ)
- Формы организации ДПС
- Мобильные формы контроля дорожного движения
- Основные формы и порядок несения дорожно-патрульной службы
Каким приказом МВД России утверждено Наставление об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка на улицах и иных общественных местах?
Стр 1 из 2
Вариант 1
Каким приказом МВД России утверждено Наставление об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка на улицах и иных общественных местах?
1. Приказом МВД России №80-2008г.
2. Приказом МВД России №81-2008г.
3. Приказом МВД России №88дсп-2012г.
4. Приказом МВД России №825дсп-2013г.*
5. Приказом МВД России №609-2006г.
2. Протяженность маршрута патрулирования на автомобиле составляет:
1. До 5 км.
2. До 10 км.*
3. До 6 км.
4. До 7 км.
3. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол о задержании:
1. Протокол о задержании признается недействительным.
2. Сотрудник полиции может подписать протокол о задержании за задержанное лицо.
3. Сотрудник может подписать протокол о задержании за задержанное лицо в присутствии понятых.
4. В протоколе о задержании делается соответствующая запись.*
4. На какой срок применяется и оформляется план комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка по единой дислокации задействованных сил и средств?
1. На два года.*
2. На полугодие.
3. На один год.
4. На каждый день.
5. По мере необходимости.
5. В каких случаях проверяющий имеет право снять с маршрута (поста) полицейского, несущего службу?
1.При задержании лица, подозреваемого в совершении преступления.
2.При грубом нарушении требований Устава ППС.
3.При задержании лица, совершившего административное правонарушение.
4.При применении сотрудником полиции специальных средств.
Как часто проводятся совместные инструктажи всех заступающих нарядов территориального ОВД?
1. Раз в неделю.
2. Не реже одного раза в квартал.*
3. Раз в месяц.
4. Каждую декаду.
Что обозначает один продолжительный сигнал свистком?
1. Сообщение об окончании несения службы соседним нарядам.
2. Сообщение соседним нарядам о прибытии проверяющего.
3. Требование-обращение к лицу о прекращении им противоправных действий.
4. «На помощь, ко мне!».
5. «Задерживай!».*
В соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции» в каких случаях наряд полиции имеет право проверять документы у граждан и должностных лиц?
1. Данные лица подходят по ориентировке.
2. Данные лица подходят по фотороботу.
3. Если это иностранные граждане.
4. Если имеются достаточные данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления.*
5. Если данные лица одеты не по сезону, не по размеру или же у них на открытых участках тела видны раны или повязки.
В каких случаях сотрудник полиции имеет право беспрепятственно входить в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями?
1. Для задержания лица, совершившего административное правонарушение, с целью привлечения его к ответственности, в соответствии с действующим законодательством;
2. По заявлению граждан, проживающих в непосредственной близости от данного жилья, помещения или земельного участка.
3. На основании показаний свидетелей.
4. Для установления обстоятельств несчастного случая.*
10. Сотрудник полиции при обеспечении охраны общественного порядка обязан:
1. Проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении.
2. Знать законодательные и иные нормативные правовые акты, соблюдать законность, оказывать содействие сотрудникам других правоохранительных органов, Обеспечивать правопорядок в общественных местах, докладывать оперативному дежурному обо всех изменениях оперативной обстановки принимать от граждан находки и передавать их оперативному дежурному. *
3. Вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.
11. Сотрудники полиции при предупреждении и пресечении преступлений обязаны:
1. Контролировать на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений. *
2. Задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом.
3. Применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.
12. Массовое мероприятие – это:
1. Мероприятие, проводимое в целях реализации тех или иных чаяний людей с привлечением сотрудников милиции для охраны общественного порядка.
2. Большое скопление людей, объединенных общими интересами, и реализующими свои права в виде организованного собрания.
3. Организуемое разовое или периодическое мероприятие, проводимое на ограниченной территории с участием значительного количества граждан для удовлетворения их культурных и духовных потребностей или выражения политических и экономических взглядов. *
4. Организуемое мероприятие для реализации политических взглядов или же отдыха граждан.
5. Нет правильного ответа.
В каком из случаев, не терпящих отлагательств, сотрудник полиции не имеет право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям?
1. Для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств.
2. Для пресечения преступлений.
3. Преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении.
4. Для проезда к месту совершения административного правонарушения.
5. Для проезда к месту сбора личного состава полиции по тревоге. *
Какое из указанных оснований не дает сотруднику полиции права задержать лицо по подозрению в совершении преступления?
1. Когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.
2. Когда данное лицо подходит по описанию, указанному в ориентировке.*
3. Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление.
4. Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
В отношении кого сотрудникам полиции запрещается применять специальные средства?
1. Несовершеннолетних.
2. Малолетних. *
3. Женщин.
4. Лиц в наркотическом или алкогольном опьянении.
5. Иностранцев и лиц без гражданства.
В каких случаях сотруднику полиции разрешено применять огнестрельное оружие без предупреждения?
1. Когда промедление создает непосредственную угрозу жизни граждан и сотрудников полиции.
2. Когда промедление может повлечь за собой тяжкие последствия.
3. Когда промедление создает непосредственную угрозу здоровью граждан и сотрудников полиции.
4. Все перечисленные варианты ответов верны. *
17. Что понимается под вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением:
1. Сопротивление и нападение, осуществляемые с использованием оружия летального действия.
2. Сопротивление и нападение, совершаемые с использованием предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены телесные повреждения.
3. Сопротивление и нападение, угрожающее жизни и здоровью сотрудника полиции.
4. Сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.*
Кто из нижеуказанных лиц не входит в перечень лиц, против которых запрещено применять специальные средства?
1. Женщины с видимыми признаками беременности.
2. Малолетние.
3. Лица с явными признаками алкогольного или наркотического опьянения.*
4. Все вышеуказанные категории.
5. Лица с явными признаками инвалидности.
Вариант 2
1. Наряд цепочки делятся на:
1. Редкие, усиленные, частые.
2. Многорядные, усиленные, обычные, однорядные.
3. Редкие, средние, частые, нормальные.
4. Редкие, нормальные, усиленные, многорядные. *
5. Обычные, усиленные, многорядные.
Какая из указанных категорий граждан не указана в п. 7, ч. 1 ст.23 Федерального закона РФ «О полиции» оснований для применения огнестрельного оружия сотрудником полиции?
1. Лица, мерой пресечения которым избрано заключение под стражу.
2. Лица, осужденные к лишению свободы.
3. Лица, задержанные за административное правонарушение. *
4. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления.
13. Проверка несения службы нарядов, согласно Устава ППС может быть:
1. Скрытой и открытой.
2. Гласной и негласной.
3. Гласной и скрытной.*
4. Правильный ответ отсутствует.
Сотрудник полиции Кузьмин при личном досмотре лица обнаружил и изъял наркотическое средство. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Приглашенный на допрос в качестве свидетеля по делу Кузьмин, не имея реальную возможность быть на допросе, не явился. Каковы правовые последствия неявки Кузьмина на допрос к дознавателю?
1. Кузьмин подлежит только дисциплинарной ответственности.
2. Кузьмин не подлежит никакому виду ответственности.
3. Кузьмин подлежит административной ответственности в порядке ст. 17.7 КоАП РФ Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.*
19. Правовой основой составления протокола об административном правонарушении является:
1. Статья 28.2 КоАП РФ.*
2. Статья 27.3 КоАП РФ.
3. Статья 12 Федерального закона РФ «О полиции».
4. Пункт 216 Устава ППС.
5. Нет правильного ответа.
Вариант 1
Каким приказом МВД России утверждено Наставление об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка на улицах и иных общественных местах?
1. Приказом МВД России №80-2008г.
2. Приказом МВД России №81-2008г.
3. Приказом МВД России №88дсп-2012г.
4. Приказом МВД России №825дсп-2013г.*
5. Приказом МВД России №609-2006г.
2. Протяженность маршрута патрулирования на автомобиле составляет:
1. До 5 км.
2. До 10 км.*
3. До 6 км.
4. До 7 км.
3. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол о задержании:
1. Протокол о задержании признается недействительным.
2. Сотрудник полиции может подписать протокол о задержании за задержанное лицо.
3. Сотрудник может подписать протокол о задержании за задержанное лицо в присутствии понятых.
4. В протоколе о задержании делается соответствующая запись.*
4. На какой срок применяется и оформляется план комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка по единой дислокации задействованных сил и средств?
1. На два года.*
2. На полугодие.
3. На один год.
4. На каждый день.
5. По мере необходимости.
5. В каких случаях проверяющий имеет право снять с маршрута (поста) полицейского, несущего службу?
1.При задержании лица, подозреваемого в совершении преступления.
2.При грубом нарушении требований Устава ППС.
3.При задержании лица, совершившего административное правонарушение.
4.При применении сотрудником полиции специальных средств.
Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации)
В целях совершенствования организации комплексного использования сил и средств ОВД Российской Федерации при реализации ими на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования и в других общественных местах возложенных на полицию задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России определена организационная основа комплексного использования сил и средств ОВД Российской Федерации в обеспечении правопорядка.
Итак, этой основой является план комплексного использования сил и средств ОВД по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), который утверждается руководителями территориальных органов МВД России.
На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем территориального органа МВД России ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.
План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств ОВД в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.
В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим территориальным органом МВД России на районном уровне, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов, маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.
В плане единой дислокации отражаются особенности деятельности следующих нарядов.
- 1. Патруль — подвижный наряд ОВД, состоящий из двух и более сотрудников ОВД или военнослужащих внутренних войск МВД России (патрульных) и выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле (ПА), на мотоцикле (ПМ), на катере (ПКТ), на вертолетах (ВП), на конях (ПК), в пешем порядке (ПП), со служебными собаками (ПС).
- 2. Патрульная группа (ПГ) — наряд ОВД в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха. Основу ПГ должен составлять ПА, оборудованный радиостанцией, устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, специальной громкоговорящей установкой и иными техническими средствами с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, которому придаются ПП с носимыми радиостанциями и при необходимости — ПМ, ПК, ПС, ПКТ или используемый, как правило, для координации действий ВП.
- 3. Пост — наряд ОВД в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.
- 4. Стационарные посты полиции (СПП) — специально оборудованные технические средства управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещений, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, местах, наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удаленных от территориального органа МВД России, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.
- 5. Группы немедленного реагирования (ГНР) — наряд ОВД, создаваемый в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по «горячим следам» и участия в раскрытии преступлений, создаваемый как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке — временно.
При планировании использования сил и средств ОВД определяются обязательные минимальные нормы их ежесуточного выставления в общественных местах, необходимые для обеспечения правопорядка.
Планируемая в единой дислокации протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач, возложенных на основные силы обеспечения правопорядка в общественных местах (ППСП), должны с учетом условий конкретной местности и оперативной обстановки обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности.
Возложение на наряды комплексных сил, участвующих в единой дислокации, дополнительных обязанностей, не связанных с осуществлением своих должностных обязанностей и обязанностей по обеспечению правопорядка в общественных местах в соответствии с законодательством Российской Федерации о полиции, не допускается.
Подразделения полиции по охране общественного порядка обеспечивают общественную безопасность и ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями на улицах в иных общественных местах на всей территории Российской Федерации. Особенность данных подразделений состоит в том, что они наделены многочисленными задачами и функциями.
Состояние охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в решающей степени зависят от эффективности работы подразделений полиции по охране общественного порядка (ООП). Каждый гражданин Российской Федерации должен иметь возможность реализации всех своих конституционных прав, в том числе и права на свою защиту от преступных посягательств, права обращаться за помощью в полицию. Так, любой сотрудник подразделений полиции ООП при получении информации о противоправном деянии должен принимать все необходимые меры к пресечению правонарушения. Поэтому от сотрудника подразделений полиции ООП требуется высокий профессионализм, который выражается как в знаниях законодательства, умениях принимать эффективные решения, так и в наличии хороших физических данных, благодаря которым он может дать достойный отпор правонарушителям и защитить жизнь, здоровье, права и свободы граждан.
Такого результата можно достичь путем повышения качества подготовки кадров в подразделениях полиции ООП.
- Сокращенные наименования нарядов дополнительных и приданных сил в плане единой дислокации отображаются с учетом принадлежности к конкретнымподразделениям (например, ПА ДПС, ПП ОБО).
Обязан ли сотрудник ГИБДД предъявлять маршрутный лист?
Сегодня многих водителей интересует вопрос, можно ли требовать у сотрудника ГИБДД предъявления маршрутного листа. Ведь нередко бывают ситуации, когда у автомобилиста возникают сомнения по поводу законного нахождения патрульной машины ГАИ на конкретном участке дороги. Чтобы владеть достоверной информацией, каждый собственник ТС обязан знать свои права и обязанности при встрече с сотрудниками правопорядка. Все исчерпывающие ответы на вопросы содержатся в Приказе МВД РФ №664 от 23.08.2017 «Об утверждении Административного регламента», который начал действовать с 20 октября того же года.
Нормативная база
Приказ МВД РФ №664 пришел на смену ранее действовавшему нормативному документу под номером 185. Он призван регулировать и контролировать поведение работников ГИБДД на предмет соответствия должностному регламенту. Указанный нормативный акт должен неукоснительно соблюдаться всеми подчиненными вне зависимости от обстоятельств. Согласно Приказу №664, сотрудник правопорядка при общении с водителем остановленной по требованию машины должен обязательно представить себя и, в соответствии с просьбой водителя, показать лишь служебное удостоверение или номер жетона. Все!
Постовая ведомость и маршрутная карточка имеют гриф «ДСП» (для служебного пользования). Если сотрудник ГИБДД предоставит их на рассмотрение гражданскому лицу, ему грозит дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения, так как в этих документах указаны служебные сведения о патрульных маршрутах, размещении постов, возможных «засадах» и так далее. Поэтому в случае возникновения каких-либо сомнений относительно правомерности места дислокации патрульной машины либо действий инспектора, можно выбрать один из следующих вариантов:
- Обратиться в дежурную часть госинспекции;
- Совершить звонок на «горячую линию» МВД РФ — 8-800-222-74-47;
- Позвонить по номеру «02» и сделать запрос о приезде на место конфликта дежурного уполномоченного лица.
Маршрутный лист (карта маршрута патрулирования) относится к сугубо служебной документации, доступ к которой есть только у проверяющего несения службы. Данная карта содержит сведения о направлениях патрулирования в режиме ООП (Охрана Общественного Порядка). Согласно регламенту, в обязанности инспектора входит своевременное реагирование на возникшее на его участке правонарушение и оперативное принятие мер по их раскрытию.
Таким образом, сотрудник ГИБДД не обязан предъявлять маршрутный лист водителю по требованию. Данный документ доступен для просмотра только лишь вышестоящим начальником по несению внутренней службы. Все действия и соблюдение инструкций инспектором регулируются Приказом МВД РФ №664. При общении с водителем работник правопорядка обязан показать лишь номер жетона либо служебное удостоверение.
Советуем почитать: Проверка на дороге — что имеет право проверять инспектор ГИБДД 0/5 (0 голосов)
Вас тут не стояло! (Карточка поста ГАИ)
chelovek 11-07-2008 14:27
11. Подготовка и инструктаж нарядов
11.1. Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии с настоящим Наставлением и Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации. Инструктаж нарядов проводится, как правило, в специально оборудованном классе.
11.2. Лица, назначенные в наряд для несения ДПС, прибывают в подразделение или орган внутренних дел не менее чем за 15 мин. до начала инструктажа и докладывают о прибытии дежурному и своему командиру.
11.3. Инструктаж заступающего на службу наряда проводит командир строевого подразделения или его заместитель в присутствии старшего инспектора-дежурного (инспектора-дежурного), о чем делается запись в постовой ведомости.
В соответствии с утвержденным графиком на инструктажи приглашаются руководители или сотрудники других служб и подразделений органов внутренних дел.
Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.
11.4. Должностные лица при проведении инструктажа должны:
11.4.1. Убедиться в готовности инспекторского состава ДПС к несению службы и принять меры по устранению выявленных недостатков.
11.4.2. Выборочно проверить знание инспекторским составом ДПС своих прав и обязанностей, правил применения и использования оружия, специальных средств, мер обеспечения личной безопасности.
11.4.3. Информировать сотрудников ДПС о состоянии аварийности и оперативной обстановке на обслуживаемой территории.
11.4.4. Объявить посты и маршруты патрулирования.
11.4.5. Довести до сведения инспекторского состава ДПС результаты работы, а также обстоятельства нарушений законности и порядка несения службы за истекшие сутки.
11.4.6. Назначить старших нарядов.
11.5. В ходе инструктажа не рекомендуется проводить разбор нарушений, ранее допущенных заступающими в наряд сотрудниками ДПС.
11.6. Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку (приложение 8), служебное и водительское (если сотрудник имеет право на управление транспортными средствами) удостоверения, выписки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации, рулетку, служебную сумку или планшет.
11.7. Инструктаж завершается отдачей приказа о заступлении нарядов строевого подразделения на службу.
11.8. Запрещается выставлять для несения службы на стационарных постах, загородных дорогах и в темное время суток наряды в составе менее двух сотрудников ДПС.
11.9. Сотрудники ДПС, несущие службу на постах, расположенных на большом удалении от строевого подразделения, с разрешения его руководителей прибывают на инструктаж в определенные дни недели. О заступлении на службу инспекторы ДПС докладывают дежурному и получают от него необходимую информацию и указания. В период несения службы в городах и других населенных пунктах сотрудники ДПС информируют дежурного об оперативной обстановке один раз в час, а на загородных дорогах не менее одного раза в два часа.
http://www.antigibdd.ru/publikatsii/nastavlenie-po-rabote-dps.html
Формы организации ДПС
Совокупность форм организации контроля дорожного движения можно условно подразделить на две группы: мобильные и статичные. К первой из них относятся:
- 1. Пеший патруль (пост).
- 2. Автомобильный патруль (автопатруль).
- 3. Мотоциклетный патруль (мотопатруль).
- 4. Патруль с применением вертолетов и других летательных аппаратов (воздушный патруль).
Вторую группу составляют:
- 1. Стационарный пост ДПС.
- 2. Контрольный пост милиции (КПМ).
- 3. Контрольно-пропускной пункт (КПП).
- 4. Специальный пост ДПС.
- 5. Автоматические устройства контроля дорожного движения и фиксации правонарушений.
Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.
Мобильные формы контроля дорожного движения
Несмотря на очевидные недостатки (ограниченность зоны действия, зависимость от погодных условий, относительно высокую утомляемость патрульных и др.) простейшая форма ДПС- пешее патрулирование — находит широкое применение при ведении контроля за дорожным движением. Она экономична, оперативна, не связывает личный состав необходимостью обеспечения технической готовности и сохранности патрульных ТС и сложной специальной техники. Пешее патрулирование дает возможность выбора вида и типа ТС из потока транспорта для экстренного решения ряда служебных задач, таких как скрытое наблюдение за определенной категорией правонарушителей (в том числе при помощи участников дорожного движения), доставка пострадавших в лечебные учреждения, перегон (транспортировка) задержанных ТС и др.
Пеший патрульный может полностью сосредоточиться на наблюдении за дорожным движением и детально изучать особенности обслуживаемой территории, легко вступать в непосредственные контакты с участниками дорожного движения и населением, при необходимости контролировать действия правонарушителей путем размещения в точках, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для выполнения данной функции, а также в транспортных средствах (с согласия их водителей и владельцев). Находясь вне транспортных средств, пешие инспектора ДПС получают максимум информации об окружающей их обстановке как посредством собственных звуковых, тепловых, обонятельных и визуальных ощущений, так и в виде сообщений от окружающих их граждан. Как показывает практика, именно для пеших патрульных характерен наибольший индекс обращений с информацией о ДТП, правонарушениях, преступлениях, недостатках в ДИ и в организации дорожного движения. Аналогичное явление наблюдается и в других странах. В связи с этим в некоторых городах ФРГ, США, Франции, Австралии неоднократно принимались меры по увеличению численности пеших нарядов полиции за счет сокращения моторизованных патрулей.
Пешее патрулирование целесообразно использовать для контроля за дорожным движением в городах и других населенных пунктах на улицах с интенсивными транспортными и пешеходными потоками. В городах, имеющих многоэтажную застройку или сложный рельеф, зачастую затрудняется установление устойчивой радиосвязи с пешими нарядами вследствие маломощности носимых радиостанций. Поэтому при разработке плана дислокации постов и маршрутов патрулирования необходимо предпринять меры по определению зон стабильного радиообмена на каждом из них с последующим отражением этой информации на схеме связи нарядов с дежурными частями подразделений ДПС и ближайшими ГОРОВД.
Большое значение для эффективной работы пеших инспекторов ДПС имеет их физическое состояние. Продолжительное нахождение в статическом положении на улицах и дорогах вызывает застой крови в нижних конечностях, обморочное состояние от переохлаждения или перегрева тела, а также воздействия отработавших газов автомобильных двигателей. Поэтому пешие патрульные в первую очередь должны обеспечиваться соответствующим обмундированием, своевременно информироваться об условиях несения службы и о наиболее приемлемой форме одежды. Режим их работы следует корректировать с учетом погодных условий, наличия пунктов обогрева и питания, интенсивности выполняемых распорядительно-регулировочных действий непосредственно на улицах и дорогах. Например, при температуре атмосферного воздуха — 20° и ниже, а также + 35° и выше продолжительность непрерывной работы нарядов не должна превышать 2 ч.
В настоящее время пока еще нет возможности обеспечить пеших патрульных надежными портативными многофункциональными контрольно-измерительными приборами и специальной техникой. Как правило, им приходится принимать решения на основе оценки той или иной ситуации посредством собственных органов чувств либо с помощью простейших тестеров и приспособлений.
Например, определять техническое состояние ТС по шумам в ходовой части и трансмиссии, а затем при необходимости направлять их на более глубокую диагностику для решения вопроса о допуске к дальнейшей эксплуатации по условиям безопасности.
Вместе с тем для фиксации определенной категории статических и динамических правонарушений пешие инспектора ДПС могут эффективно применять легкие фотоаппараты типа «Поляроид», портативные видеокамеры, карманные источники ультрафиолетового излучения и диктофоны, позволяющие практически мгновенно обеспечить доказательственную базу конкретных административных проступков, а также существенно снизить традиционно высокую психологическую напряженность труда сотрудников данной службы.
Основные формы и порядок несения дорожно-патрульной службы
Основные формы несения дорожно-патрульной службы:
1. патрулирование на транспортных средствах и вертолетах;
2. пешее патрулирование;
3. несение службы на постах (в том числе стационарных);
4. сопровождение (эскортирование) транспортных средств;
5. осуществление общей и индивидуальной профилактики правонарушений.
Сотрудниками ДПС с использованием транспортных средств может осуществляться гласный, негласный и смешанный контроль выполнения участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения:
1. гласный контроль осуществляется сотрудниками ДПС на транспортных средствах оперативного назначения;
2. негласный контроль осуществляется сотрудниками ДПС на транспортных средствах обычной окраски без надписей и опознавательных знаков ГАИ. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее — лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность;
3. смешанный контроль организуется одновременно на транспортных средствах оперативного назначения и транспортных средствах, имеющих обычную окраску.
Решение об осуществлении негласного контроля принимает начальник (командир) строевого подразделения ДПС ГАИ или начальник ОГАИ, о чем делается соответствующая запись в книге постовых ведомостей.
Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи и (или) мобильной связи.
Выполнение обязанностей сотрудниками ДПС с использованием транспортных средств оперативного назначения осуществляется следующими методами:
1. движением в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений Правил дорожного движения);
2. движением впереди потока транспортных средств со скоростью, не превышающей установленную или со скоростью, обеспечивающей безопасность дорожного движения на данном участке дороги (для предупреждения превышения скоростных режимов движения);
3. расположением (остановкой) транспортных средств оперативного назначения у потенциально опасных, не обеспечивающих необходимый уровень безопасности дорожного движения мест (для пресечения нарушений Правил дорожного движения участниками дорожного движения);
4. расположением (остановкой) транспортного средства оперативного назначения в местах наилучшей его видимости и обзорности для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением сотрудника ДПС к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.
Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования дорожной и оперативной обстановкой.
Вертолетное патрулирование организуется преимущественно над автомобильными дорогами республиканского значения, имеющими высокую интенсивность движения. С помощью вертолетов осуществляется контроль за обеспечением безопасности в области дорожного движения, оказание скорой (неотложной) медицинской помощи пострадавшим при ДТП и доставление их в организации здравоохранения, сопровождение транспортных колонн, обеспечение безопасности дорожного движения при проведении массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств и граждан, розыск водителей, скрывшихся с мест ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.
Наряд для вертолетного патрулирования формируются из сотрудников строевых подразделений ДПС ГАИ. В состав наряда должен входить старший инспектор (старший наряда) и, по возможности, медицинский работник. Начальник (командир) подразделения дорожно-патрульной службы сообщает в ОДС подразделения ГАИ на каждые сутки порядок и часы работы патрульного вертолета, маршрут, место и время патрулирования. Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС, привлекаемых к вертолетному патрулированию.
Пешее патрулирование применяется для контроля за дорожным движением на небольших по протяженности (до 1 км), напряженных по интенсивности движения и опасных по обеспечению безопасности дорожного движения участках дорог и осуществляется путем перемещения сотрудника ДПС по краю тротуара (обочине дороги). Место несения службы выбирается с учетом обеспечения личной безопасности и максимальной видимости сотрудника ДПС участниками дорожного движения, возможности для своевременного пресечения им нарушений Правил дорожного движения.
Сотрудниками ДПС осуществляется сопровождение транспортных средств, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Республики Беларусь, либо по указанию Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, на основании заявки, подаваемой в порядке, определяемом нормативными правовыми актами МВД и других государственных органов, либо в соответствии с программами пребывания (визита) иностранных делегаций, проведения спортивных мероприятий, и другими документами, утвержденными (подписанными) Премьер-министром Республики Беларусь (его заместителями), Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь (его заместителями), Министром внутренних дел (его заместителями).
Основными методами несения службы на постах и маршрутах патрулирования являются:
— предостережение участников дорожного движения от совершения правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
— пресечение правонарушений;
— осуществление регулировочно-распорядительных действий.
Предостережение участников дорожного движения от совершения правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляет собой воздействие на их поведение присутствием (нахождением) сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем их предупреждения о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения Правил дорожного движения.
Пресечение правонарушений заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий, повреждения элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных законодательством Республики Беларусь мер воздействия.
Контроль за выполнением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения осуществляется путем визуального или с помощью технических средств наблюдения за их действиями.
При несении службы на посту, маршруте патрулирования, закрепленном участке сотрудник ДПС осуществляет мероприятия, направленные, в первую очередь, на предупреждение и пресечение правонарушений, которые являются основными причинами ДТП на этом участке дороги за истекший период с учетом сезона года.
Требование об остановке транспортного средства, водитель которого нарушил Правила дорожного движения, должно выражаться путем подачи сигнала жезлом, жестом руки или с помощью громкоговорящего устройства транспортного средства оперативного назначения, на котором может применяться световая и (или) звуковая сигнализация. В темное время суток вне населенного пункта использование транспортного средства оперативного назначения с включенным маячком обязательно.
Сигналы должны быть понятны водителю и поданы своевременно, чтобы их исполнение не создавало аварийной обстановки.
Сотруднику ДПС запрещается останавливать транспортные средства:
— на участках автомобильных дорог и улиц с ограниченной обзорностью;
— непосредственно перед или после вершин подъема;
— ближе 15 метров перед перекрестками, пешеходными переходами;
— ближе 50метров от железнодорожных переездов;
— на других опасных участках (за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам лиц, находящихся в данных транспортных средствах, или других лиц, интересам общества или государства).
Сотрудником ДПС принимаются меры к остановке транспортного средства в случаях:
— непосредственного обнаружения признаков правонарушения, совершаемого водителем или пассажирами;
— наличия сведений о совершении водителем или пассажирами правонарушения;
— непосредственного возникновения подозрений, либо получения информации по каналам связи, с использованием технических средств, от граждан, или должностных лип об управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, об эксплуатации транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр, и о других возможных правонарушениях;
— наличия сведений о нахождении транспортного средства в розыске, об использовании транспортного средства в противоправных целях, о наложенном на него аресте, сходства примет с разыскиваемым транспортным средством;
— необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, либо правонарушения, свидетелями которого они являются;
— выполнения решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или временном запрещении движения транспортных средств;
— необходимости привлечения водителя в качестве понятого, а также водителя и (или) транспортного средства для оказания помощи на месте совершения ДТП, доставления пострадавших, работников правоохранительных органов или организаций здравоохранения в случаях и порядке, установленных Правилами дорожного движения;
— необходимости проверки водительских удостоверений, регистрационных документов транспортных средств, а также документов на перевозимый груз и иных документов в период проведения специальных мероприятий.
Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально необходимое время и только после отъезда остановленного ранее транспортного средства. Запрещается одновременная остановка одним сотрудником ДПС более одного транспортного средства, если это не вызвано служебной необходимостью.
При приближении колонн транспортных средств или отдельных транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами оперативного назначения с включенной световой сигнализацией, сотрудник ДПС принимает меры к их безопасному и беспрепятственному проезду.
Транспортные средства оперативного назначения с включенной световой сигнализацией могут быть остановлены в случаях, когда имеются достоверные сведения о том, что указанные транспортные средства похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При выявлении признаков нарушения Правил дорожного движения водителями таких транспортных средств сотрудником ДПС составляется рапорт с указанием всех обстоятельств, который передается в ОДС.
Оформление материалов ДТП с участием транспортного средства оперативного назначения, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется на общих основаниях.
Отстранение водителя от управления транспортным средством, осмотр транспортного средства, доставление нарушителя в ОДС ОВД производится в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Физические лица, задержанные сотрудниками ДПС в установленных законодательством Республики Беларусь случаях и порядке на срок свыше трех часов, после оформления протокола административного задержания доставляются в ОДС ОВД.
Сотрудник ДПС вправе производить задержание транспортного средства и доставлять его в ОВД, либо на охраняемую стоянку (осуществлять принудительную отбуксировку при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения) в случае:
— если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 или 18.19 КоАП;
— наличия информации об угоне, хищении, нахождении в розыске, наложении компетентными органами ареста;
— отсутствия у водителя при себе регистрационных документов транспортного средства, либо выявления признаков их подделки и отсутствия возможности незамедлительной сверки идентификационного номера транспортного средства с компьютерной базой данных ГАИ;
— выявления признаков подделки идентификационного номера транспортного средства, либо несоответствия с записью в регистрационных документах;
— в иных предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Беларусь случаях.
При несении службы на посту, маршруте патрулирования, закрепленном участке сотрудником ДПС осуществляется контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог и улиц, исправностью технических средств организации дорожного движения, а также за производством работ на проезжей части. При обнаружении недостатков (неисправностей), угрожающих безопасности дорожного движения, он сообщает об этом в ОДС и, при необходимости, осуществляет регулирование дорожного движения путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, а также принимает иные меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Оставлять пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС имеет право только с разрешения или по указанию начальника ГАИ, начальника (командира) строевого подразделения ДПС ГАИ, его заместителя, либо лиц, их замещающих, и ОДС в случаях:
— принятия неотложных мер по устранению препятствий для дорожного движения либо иной опасности для движения;
— преследования, задержания и доставления в ОДС ОВД лиц, совершивших правонарушения;
— доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;
— оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам ОВД;
— оказания помощи пострадавшим в ДТП, при несчастных случаях и других чрезвычайных ситуациях;
— охраны места правонарушения;
— принятия мер к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— внезапного заболевания;
— принятия пищи в установленное время.
Во время несения службы на транспортных средствах оперативного назначения запрещается:
— перевозить посторонних лиц и грузы, за исключением задержанных лиц, лиц, доставляемых в организацию здравоохранения для оказания им скорой (неотложной) медицинской помощи, либо для освидетельствования;
— оставлять транспортное средство без принятия мер по предотвращению его угона;
— самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, отступать от требований Правил дорожного движения, в том числе указанных в пункте 25 Правил дорожного движения, если это не вызвано служебной необходимостью;
— передавать управление транспортным средством оперативного назначения посторонним лицам и сотрудникам ОВД, не закрепленным за ним;
— оставлять без присмотра в транспортном средстве задержанных лиц.