Повышение оригинальности

    ТЕСТЫ
    по физической культуре для аттестации студентов
    Тюменской государственной сельскохозяйственной академии
    Тема №1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
    1 курс, 1 семестр
    Первые Олимпийские игры были проведены:
    А) 1034 г. в США;
    Б) 776 г. до н.э. в Греции;
    В) 896 г. до н.э. в Риме;
    Г) 1428 г. в Праге.
    Первые Олимпийские игры современности были проведены:
    А) 1896 в Греции
    Б) 1734 в Риме
    В) 1928 в Москве
    Г) 1900 в Китае
    Московская Олимпиада была проведена:
    А) 1956 г.
    Б) 1938 г.
    В) 1972 г.
    Г) 1980 г.
    Дайте определение физической культуры:
    А) Физическая культура удовлетворяет биологические потребности;
    Б) Физическая культура – средство отдыха;
    В) Физическая культура – специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности;
    Г) Физическая культура – средство физической подготовки.
    Недостаток двигательной активности людей называется:
    А) Гипертонией
    Б) Гипердинамией
    В) Гиподинамией
    Г) Гипотонией
    Недельной нормой двигательной активности студентов являются занятия физическими упражнениями в объеме:
    А) 4-6 ч.
    Б) 5-7 ч.
    В) 16 ч.
    Г) 10-12 ч.
    Процесс психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности называется:
    А) профессиональная подготовка;
    Б) профессионально-прикладная подготовка;
    В) профессионально-прикладная физическая подготовка;
    Г) спортивно – техническая подготовка.
    Понятие, отражающее прикладную направленность физического воспитания:
    А) физическое воспитание;
    Б) физическое состояние;
    В) физическая подготовка;
    Г) физическая нагрузка.
    Контрольный тест по профессионально-прикладной физической подготовке независимо от пола:
    А) сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;
    Б) функциональная проба на задержке дыхания (проба Штанге);
    В) прыжок в длину с места;
    Г) подтягивание на перекладине хватом сверху.
    Общий объем часов на физическую культуру составляет:
    А) 400 часов;
    Б) 258 часов;
    В) 204 часа;
    Г) 408 часов.
    Тема № 2. Социально – биологические основы физической культуры
    1 курс, 1 семестр
    Костная система человека состоит:
    А) из 150 костей;
    Б) из 80 костей;
    В) из 200 костей;
    Г) из 250 костей
    Кости соединяются с помощью:
    А) мышц;
    Б) суставов;
    В) сухожилий;
    Г) жгутиков.
    Мышечная система включает около:
    А) 400 мышц;
    Б) 600;
    В) 500;
    Г) 300.
    4. Основным источником энергии для мышечного волокна являются:
    А) жиры;
    Б) углеводы;
    В) белки;
    Г) все вместе.
    Сердечно-сосудистая система состоит:
    А) из мышц;
    Б) из сердца и кровеносных сосудов;
    В) костей;
    Г) крови и лимфы.
    Общее количество крови у взрослого человека:
    А) 3-4 литра;
    Б) 4-5 литров;
    В) 2-3 литра;
    Г) 1-2 литра.
    Частота сердечных сокращений у взрослого в покое составляет в среднем:
    А) 70 ударов;
    Б) 60 ударов;
    В) 40 ударов;
    Г) 80 ударов.
    Артериальное давление измеряется:

    А) в килограммах;
    Б) сантиметрах;
    В) миллиметрах ртутного столба;
    Г) сантиметрах кубических.
    Жизненная емкость легких – это:
    А) количество воздуха, которое может вдохнуть человек;
    Б) количество воздуха, которое может выдохнуть человек после максимально глубокого вдоха;
    В) объем вдоха и выдоха;
    Г) разница между вдохом и выдохом.
    Специализированный отдел нервной системы, регулируемый корой больших полушарий – это:
    А) головной мозг;
    Б) спинной мозг;
    В) вегетативная нервная система;
    Г) мозжечок.
    Тема № 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья.
    1 курс, 1 семестр
    Понятие «здоровье» можно классифицировать следующим образом:
    А) здоровье – это отсутствие болезней;
    Б) «здоровье» и «норма» — понятия тождественные;
    В) здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций;
    Г) отсутствие вредных привычек у человека.
    Одним из важнейших условий качества рабочей силы является:
    А) уровень физической подготовленности;
    Б) уровень здоровья и физического развития;
    В) уровень теоретических знаний;
    Г) все вместе.
    Важнейшие компоненты неупорядоченности и хаотичности в организации жизнедеятельности студентов – это:
    А) несвоевременный прием пищи;
    Б) систематическое недосыпание;
    В) малое пребывание на свежем воздухе;
    Г) курение;
    Д) все вместе.
    4. Основными элементами здорового образа жизни студентов выступают:
    А) закаливающие процедуры;
    Б) соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна;
    В) отказ от вредных привычек;
    Г) организация целесообразного режима двигательной активности;
    Д) все вместе.
    5. Среди факторов риска для здоровья ставится на первое место:
    А) перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями;

Б) конфликты с окружающими;
В) злоупотребление алкоголем;
Г) все вместе.

    6. Обычной нормой ночного сна студента считается

А) 7 — 8 часов;
Б) 5-6 часов;
В) 3- 4 часа;
Г) 10-12 часов.

    7. Главное правило полноценного питания не менее

А) одного раза в день;
Б) 2 — 3 раза в день;
В) 3-4 раза в день;
Г) 4-5 раз в день.

    8. Оптимальным двигательным режимом для студентов является такой, при котором мужчины уделяют занятиям физической культурой

А) 3 — 4 часа в неделю;
Б) 8 — 12 часов в неделю;
В) 14 — 16 часов в неделю;
Г) 16 -18 часов в неделю.

    9. То же, но для женщин:

А) 6-10 часов;
Б) 8 — 12 часов;
В) 14 — 16 часов;
Г) 16-18 часов.

    10. Эффективное средство восстановления работоспособности -это:
    А) массаж, контрастный душ;
    Б) гигиена одежды и обуви;
    В) уход за полостью рта и зубами;
    Г) здоровый образ жизни.
    11.Личная гигиена включает:
    А) соблюдение распорядка дня;
    Б) уход за телом;
    В) использование одежды и обуви, не оказывающей вредного воздействия
    на организм;
    Г) все перечисленное.
    Тема № 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
    1 курс 1 семестр
    1. Учебное время студентов в среднем составляет:

А) 40 — 44 часа в неделю;
Б) 52 — 58 часов неделю;
В) 60 — 64 часа в неделю;
Г) 70-72 часа в неделю.

    2. В процессе умственного труда основная нагрузка приходится:
    А) на вегетативную нервную систему;
    Б) на дыхательную систему;
    В) на ЦНС, ее высший отдел — головной мозг;
    Г) на подкорку головного мозга.
    3. Работоспособность — это способность человека выполнять:
    А) конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности;
    Б) специальные умения, навыки, определенные психические, физиологические и физические особенности;
    В) ответственно, добросовестно выполнять работу, необходимую в конкретной деятельности;
    Г) быстро, качественно, целеустремленно выполнять заданную работу.
    4. Наиболее работоспособны студенты, отнесенные:
    А) к «утреннему» типу — «жаворонки»;
    Б) «вечернему» типу — «совы»;
    В) промежуточному типу между «жаворонками» и «совами»;
    Г) к добросовестным и исполнительным.
    5. Динамика умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле имеет периоды:
    А) врабатывания, устойчивой работоспособности и период ее снижения;
    Б) «конечного порыва», нервно-эмоционального напряжения;
    В) эмоционального переживания;
    Г) нервного расстройства.
    6. Основой организации отдыха при умственной деятельности является принцип:
    А) активного отдыха;
    Б) пассивного отдыха;
    В) психоэмоциональной разгрузки;
    Г) аутотренинг.
    7. «Зоной» оптимального воздействия между умственной и физической
    работоспособностью студентов являются занятия с режимом ЧСС:

А) 90 — 100 ударов / мин;
Б) 130 — 160 ударов мин;
В) 160 -1 80 ударов в мин;
Г) 180 – 210 ударов в мин.

    8. Формами физической активности в режиме учебного труда
    студентов являются:
    А) утренняя гимнастика;
    Б) психическая саморегуляция;
    В) кратковременные перерывы между занятиями;
    Г) «физкультурная минутка».
    9. Эффект занятий физическими упражнениями можно повысить, если
    будет:
    А) произвольный режим жизнедеятельности, где отсутствует элемент
    физической активности;
    Б) нормализованная двигательная активность;
    В) четкая организация сна, питания, пребывания на свежем воздухе,
    учебного труда и двигательная активность;
    Г) все перечисленное.
    10.Основной фактор утомления студентов — это:
    А) сама учебная деятельность;
    Б) полное отсутствие интереса, апатия:
    В) отсутствие реакции на новые раздражители;
    Г) снижение ЧСС.
    Тема № 5. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания
    1 курс 2 семестр
    1. Сознательность и активность, наглядность, доступность,
    систематичность, динамичность — это общие принципы:
    А) математики;
    Б) физической культуры;
    В) педагогики;
    Г) все дисциплин.
    2. Скоростно-силовые упражнения, упражнения на выносливость и
    силу мышечных групп характеризуют:
    А) физическую подготовленность студента;
    Б) физиологическую подготовленность студента;
    В) психическую подготовленность студента;

    Г) психо-физиологическую подготовленность студента.
    3. Регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха
    — это принцип:

А) доступности;
Б) динамичности;
В) систематичности;
Г) периодичности.

    4. К средствам физического воспитания относятся:

А) физические упражнения;
Б) двигательные действия;
В) трудовые действия;
Г) все перечисленное.

    5. Игровой, соревновательный методы относятся:

А) к методу спортивного воспитания;
Б) методу физического воспитания;
В) методу психического воспитания;
Г) методу физического развития.

    6. Проставьте этапы обучения движениям в определенной
    последовательности:
    А) формирование двигательного умения, углублённое детализированное2
    разучивание;
    Б) формирование двигательного навыка, достижение двигательного3
    мастерства;
    В) ознакомление, первоначальное разучивание движения.1
    Г) нет правильного ответа.
    7. Общая физическая подготовка (ОФП) — это:
    А) процесс нормальной жизнедеятельности человека;
    Б) процесс совершенствования двигательных физических качеств;
    В) процесс овладения умением расслабляться;
    Г) процесс оздоровления физической патологией.
    8. Спорт высших достижений и массовый спорт относятся:
    А) к спортивной подготовке;
    Б) физической подготовке;
    В) профессионально-прикладной физической подготовке;
    Г) к профессиональной подготовке.
    9. Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки характеризуется ЧСС:
    А) до 130 уд/мин.;
    Б) от 130 до 150 ударов в мин.;
    В) от 150 до 180 ударов в мин.;
    Г) от 180 до 200 ударов в мин.
    10. Уменьшение напряжения мышечных волокон, составляющих мышцу — это:

А) закрепощение мышц;
Б) расслабление мышц;
В) увеличение массы мышц;
Г) сокращение мышечных волокон.

    Тема № 6. Основные методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
    1 курс 2 семестр
    1. Гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня:

А) в обеденное время;
Б) утренние часы;
В) в конце рабочего дня;
Г) в свободное время.

    2. Гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления — это формы использования:

А) самостоятельных занятий;
Б) дополнительных занятий;
В) учебных занятий;
Г) отработки пропущенных занятий.

    3. Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий —
    это:
    А) бокс;
    Б) ходьба и бег;
    В) спортивная гимнастика;
    Г) единоборства.
    4. При планировании и проведении самостоятельных занятий надо
    учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов
    интенсивность и объем физических нагрузок следует:
    А) повышать:
    Б) снижать:
    В) оставить на старом уровне;
    Г) прекратить.
    5. Самоконтроль и учет при проведении самостоятельных занятий
    могут быть представлены в виде количественных показателей:

А) частота сердечных сокращений;
Б) результаты выполнения тестов;
В) тренировочные нагрузки;
Г) все вместе.

    6. Степень физической подготовленности студента можно контролировать с помощью определения величины максимального потребления кислорода по методу:

А) пробы Штанге;
Б) методу К.Купера;
В) пробы Генчи;
Г) методу Яроцкого.

    7. Минимальная интенсивность по ЧСС, которая дает тренировочный
    эффект для лиц от 17 до 25 лет:

А) 124 удара в минуту;
Б) 134 удара в минуту;
В) 118 ударов в минуту;
Г) 138 ударов в минуту.

    8. Аэробные реакции — это:
    А) основа биологической энергетики организма;
    Б) эффективность аэробных процессов;
    В) продукты распада, которые удаляются из организма;
    Г) безкислородный процесс.
    9. Суточная потребность «человека в воде составляет:

А) 5 литров;
Б) 3 литра;
В) 2,5 литра;
Г) 4 литра.

    10. К средствам восстановления организма после физического и умственного утомления относятся:
    А) паровая и суховоздушная бани:
    Б) солнечные ванны;
    В) смена нательного белья;
    Г) дискотека.
    Тема № 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
    2 курс 3 семестр
    1. Спорт-это:
    А) обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической
    культуры;
    Б) занятия, направленные на личное совершенствование безотносительно
    к достижениям других занимающихся;
    В) физическая культура в ее оздоровительном, рекреационном аспектах;
    Г) высокий спортивный результат.
    2. Структура спортивной классификации предусматривает:

А) присвоение спортивных разрядов и званий;
Б) занять определенное место на соревнованиях;
В) добиться определенного количества побед;
Г) участие в соревнованиях российского масштаба.

    3. Спортивные разряды присваиваются:
    А) региональными спортивными организациями на местах;
    Б) федерациями по видам спорта:
    В) преподавателем физического воспитания;
    Г) заведующим кафедрой физической культуры.
    4. Обязательным тестом по ОФП студентов является:
    А) бег на 100 м;
    и т.д……………..

Общие закономерности изменения работоспособность студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году

Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов, объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную Нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8—9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации.

Критический и сложный для студентов экзаменационный период — один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования.

Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний.

Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления. Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

Работоспособность и влияние на нее различных факторов

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характеpa — самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизмa обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.

Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме

Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. Студенты, отнесенные к «утреннему» так называемые жаворонки. Для них характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Это — тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.

Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом.

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник—четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения.

В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3—3,5 нед. (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11—13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями — работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается.

Типы изменений умственной работоспособности студентов

Исследования показывают, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.

По типу изменений работоспособности в учебном труде выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями. Так, к усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой.

Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период

Экзамены для студентов — это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация — это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены — определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма.

Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6—3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

Согласно данным у первокурсников наблюдается наиболее высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией.

8 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся

8.1 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю.

8.2 Общий бюджет времени при очной форме теоретического обучения определяется из расчета обязательной учебной нагрузки не менее 36 часов в неделю (при этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам и консультации). За полный учебный год объем учебного времени составляет не более 40 недель без учета времени на каникулы не менее 11 недель и на праздничные дни 1 неделя.

8.3 Общий бюджет времени, планируемый на обучение, учитывается при разработке структуры соответствующих образовательных учебных программ и учебных планов.

8.4 Для вечерней и заочнойформы обучения объем учебного времени обязательных учебных занятий составляет соответственно 70% и 30% от соответствующего объема учебного времени, предусмотренного для очной формы обучения.

8.5 При определении объема учебной нагрузки обучающихся организация образования имеет право:

— расширять и (или) углублять теоретическую и (или) практическую подготовку по специальности путем введения самостоятельных дисциплин и (или) дополнительных тем и разделов в учебные программы, и (или) увеличения объема учебного времени производственного обучения и профессиональной практики;

— изменять объем учебного времени выделенного в типовом учебном плане на изучение дисциплин цикла в пределах 15-25%, при сохранении объема учебного времени, отведенного на цикл с использованием современных технологий обучения;

— вводить дисциплины, направленные на удовлетворение потребностей работодателей в сфере профессиональных интересов (дисциплины, определяемые организацией образования до 10%).

9 Требования к профессиональному уровню подготовки обучающихся

9.1 Уровень освоения общеобразовательных дисциплин должен соответствовать основным требованиям государственных общеобязательных стандартов образования ГОСО РК 2.003-2002.

9.2 Уровень профессиональной подготовки обучающихся по профессии и специальности определяется комплексом компетенций в соответствии с квалификационными требованиями.

Комплекс компетенций включает способности обучающихся ставить и решать задачи определенного уровня в избранной профессиональной сфере деятельности.

9.3 Стандарт обеспечивает эквивалентность требований к качеству и уровню подготовки квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда в организациях образования Республики Казахстан.

9.4 Требования, предъявляемые к уровню подготовки обучающихся технического и профессионального образования:

по завершении соответствующих сроков обучения и прохождения промежуточной аттестации обучающимся- присваивается установленный уровень (разряд, класс, категория) или повышенный уровень профессиональной квалификации по конкретной специальности;

по завершении полного курса обучения и прохождения итоговой аттестации и сдачи квалификационного экзамена обучающимся- присваивается квалификация специалиста среднего звена.

9.5 В стандарте уровень профессиональной подготовки специалистов должен отражать требования к

образованности общей и по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин;

компетенциям (базовая, профессиональная, специальная).

9.6 Требования к базовым компетенциям излагаются как универсальные знания, умения и навыки, свойства и способности, обеспечиваю­щие профессиональную мобильность, конкурен­тоспособность и социальную защищенность в усло­виях рыночной экономики.

9.7 Требования к профессиональным компетенциям излагаютсякак подго­товленность работника к самостоятельному выполне­нию профессиональной деятельности, оценке ре­зультатов своего труда.

9.8 Требования к специальным компетенциям должны быть изложены в виде определенного объема знаний, умений, навыков и способности ставить и выполнять задачи конкретного уровня в профессиональной деятельности.

Приложение А

Обучение в вузе, учебная нагрузка студентов

Какова продолжительность учебного года?

Учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается с 1 сентября и заканчивается согласно рабочему плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Ученый совет высшего учебного заведения вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Кем определяется график прохождения и перечень учебных дисциплин и предметов?

Прохождение учебных дисциплин и предметов определяется государственным образовательным стандартом (основной профессиональной образовательной программой) высшего профессионального образования, утвержденным федеральным органом, учебным планом, утвержденным ученым советом вуза, и программой, утвержденной ректором вуза.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.5, п.2.)

Что предусматривается основной профессиональной образовательной программой?

Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования предусматривает изучение студентом следующих обязательных дисциплин:

— общих гуманитарных и социально-экономических;

— математических и общих естественно-научных;

-общепрофессиональных (для конкретного направления или специальности подготовки);

— специальных.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.5, п.5.)

Имеет ли право студент определять содержание своего образования?

Да. В соответствии с п.2. ст.16 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», студенты имеют право участвовать в формировании содержания своего образования в пределах требований, установленных государственным стандартом высшего профессионального образования (например, выбор факультативных дисциплин).

Что может повлиять на определение содержания подготовки специалиста?

Право студента в определении содержания своего образования может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом вуза и физическим или юридическим лицом, оказывающем ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве, согласованное с администрацией вуза.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

Обязан ли студент посещать факультативные и элективные курсы?

Студент вуза имеет право выбирать факультативные (необязательные) для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетами и кафедрами. Несмотря на факультативность данные виды курсов обязательны для посещения.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.2.1.)

Что такое целевая форма обучения?

В соответствии с постановлением правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942 » О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» целевая подготовка специалистов призвана удовлетворить потребности в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций, учреждений и, в первую очередь, тех из них, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Контингент студентов в рамках целевой контрактной подготовки формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Какой вид контракта лежит в основе целевой подготовки?

Целевая подготовка специалистов реализуется на основе двух контрактов: между студентом и вузом, а также между студентом и работодателем. Формы типовых контрактов утверждены совместным постановлением Министерства труда и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. № 73/7.

Что оговаривается в контрактах о целевой подготовке?

В контрактах оговариваются права, обязанности и виды ответственности договаривающихся сторон: студента, вуза и работодателя. Заключивший контракт студент, обязан освоить образовательную профессиональную программу по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным образовательным стандартом. Образовательная программа может быть скорректирована, либо дополнена с учетом договоренностей студента, работодателя и вуза.

Вуз в соответствии с контрактом обязан обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности; на основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществить подбор организаций для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента; в случае необходимости обеспечить корректировку основной образовательной программы в рамках государственного образовательного стандарта и изучение дополнительных дисциплин по согласованным предложениям студента и учебного заведения. Контракт обязывает высшее учебное заведение выплачивать студенту государственную стипендию. В нем оговариваются размеры и перечень дополнительных доплат к стипендии, пособий и льгот.

В обязанности работодателя входит оплата студенту (полностью или частично) проживания в общежитии, выплата надбавок к стипендии и заработной платы по фактически отработанному на рабочем месте времени в период прохождения производственной практики и стажировки студента. Работодатель обязан оплатить вузу затраты, связанные с реализацией дополнительной образовательной профессиональной программы, если такая потребуется.

(Постановление Министерства труда и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. № 73/7.)

Какая предельная нагрузка студентов всеми видами учебных занятий?

Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторных и вне аудиторных занятий.

При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме 160 часов в год.

(Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»).

Имеются ли ограничения по количеству аудиторных занятий?

Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и в среднем он составляет 27 часов в неделю, не учитывая факультативы.

При очно- заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме 160 часов в год.

(Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»).

Может ли студент осваивать дополнительные учебные дисциплины?

Студент высшего учебного заведения имеет право осваивать, с учетом личных интересов, помимо учебных дисциплин по избранным специальностям, любые другие учебные дисциплины в своем вузе (в порядке,

предусмотренном уставом), а также в других вузах (по согласованию между их руководителями).

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.16, п.2.3.)

Какова продолжительность каникул?

Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем 7 недель. Продолжительность зимних каникул устанавливается в пределах не менее двух недель.

(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст.16, п.3.)

Может ли быть студент отчислен, если он не приходил на занятия в течение первого месяца обучения без уважительной причины?

С формулировкой «как не приступивший к учебе» студент может быть отчислен, если в течение 10 дней после начала семестра он не приступил к занятиям, не имея на то уважительных причин.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка вуза).

Какие меры могут быть применены к студенту, если он не посещает занятия?

С формулировкой «как фактически прекративший учебу» студент может быть отчислен в случае отсутствия его на занятиях в течение месяца без уважительных причин.

(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка вуза).

>Тема 3. Психофизиологические особенности учебного труда студентов

3.1 Объективные и субъективные факторы обучения

Учебный труд студентов является достаточно напряженным. Загрузка учебной работой, включая самоподготовку, в различных вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинаковы и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин. Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 часов в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8-9 часам, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой и по выходным дням.

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (коммуникабельность, особенности характера, темперамент), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

В вузе, вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается естественной перестройкой психических и физиологических состояний. При этом адаптация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый коллектив – учебный, общежитие) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности на них). По этой причине период адаптации, связанный с изменением прежних стереотипов, может на первых порах привести к низкой успеваемости, трудностям в общении. У одних студентов выработка стереотипа происходит скачкообразно, у других — ровно.

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профес­сиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

  • противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;

  • между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

  • между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.

Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормального протекания их учебной деятельности.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.

К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности, дающие отрицательный эффект, который можно назвать неприспособленностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными становятся следующие:

  • резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;

  • отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, а стало быть, и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива;

  • ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, «вузовского»;

  • сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.) .

Академический час

Академический (учебный) час — отрезок времени (обычно продолжительностью 40—45 мин) для занятий в учебных заведениях, а также мера объёма материала, намечаемого к изучению в течение этого времени.

Академический час используется при составлении академического календаря при планировании и учёте пройденного учебного материала по неделям, а также при учёте работы преподавателей в вузах, учреждениях начального, среднего и среднего профессионального образования.

В вузах

До 2014 года размер академического часа в российских вузах устанавливался уставом вуза, но был ограничен в пределах 45—50 минут, а в настоящее время любой вуз вправе устанавливать продолжительность часа локальными документами.

Кроме того допускается применять не академические, а астрономические часы.

«Пара»

В российских вузах аудиторные занятия традиционно происходят в виде двух совмещённых академических часов, которые имеют разговорное название «учебная пара» («пара»). Законодательно это понятие не установлено.

В других странах

В университетах и колледжах за пределами России и СНГ (Германия, Швеция, Польша и др.) существует традиция разделять один учебный 60-минутный час на две части:

  • перерыв после предыдущего занятия размером 15 минут под названием «академическая четверть» (англ. academic quarter, нем. Akademisches Viertel, швед. akademisk kvart, польск. kwadrans akademicki).
  • собственно лекция или семинар длиной 45 минут, таким образом это соответствует российскому понятию академического часа;

Для обозначения «академической четверти» используется сокращение c. t. (лат. cum tempore — «со временем»). Таким образом, например, 9:00 c. t. в расписании означает, что занятие фактически начинается в 9:15. В случае точного указания времени используется сокращение s. t. (лат. sine tempore — «без времени»). Например, 9:00 s. t. означает, что занятие начинается точно в 9:00.

Также во многих университетах занятия происходят либо в виде «блоков» по 90 минут (иногда по системе: 45 минут плюс перерыв 5—15 минут плюс оставшиеся 45 минут), либо периодов в 50 или 75 минут.

В российских реалиях понятие «академической четверти» преобразовалось в понятие «академического опоздания» размером 15 минут.

В ссузах

Для всех видов аудиторных занятий в средних учебных заведениях (колледжах, техникумах, лицеях, ПТУ и т. п.) академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, а объём занятий — не более 36 академических часов в неделю.

В школах

В соответствии с санитарными нормами продолжительность академического часа в школах составляет:

  • Для уроков в первом классе (п. 10.10):
    • сентябрь—октябрь — по 3 урока в день по 35 минут каждый;
    • ноябрь—декабрь — по 4 урока по 35 минут каждый;
    • январь—май — по 4 урока по 45 минут каждый;
  • В остальных классах — не более 45 минут (п. 10.9).

В детских садах

Для дошкольных организаций установлена продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности в день (пп. 11.10 и 11.12):

  • для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут;
  • для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут;
  • для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут.

Образовательная деятельность может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.

Примечания

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ № 301.
  2. Учебный час // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е.
  3. Постановление от 14 февраля 2008 г. (ред. от 02.11.2013) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Российская газета. — 2014. — № 6328 (56) (12 марта).
  5. German University System / Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg.
  6. Academic system / Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf.
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» // Российская газета. — 2013. — № 6148 (172) (7 августа).
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“» // Российская газета. — 2011. — № 5430 (54) (16 марта).
  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 „Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций“» // Российская газета. — 2013. — № 6133 (157) (19 июня).

Ссылки

Это заготовка статьи об образовании. Вы можете помочь проекту, дополнив её.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *