Содержание
- Форма М-29. Отчет о расходе материалов в строительстве
- Образец заполнения формы М-29 на списание материалов
- Форма М-29 на списание материалов (образец заполнения)
- Общие положения
- Порядок заполнения отчета
- ГОСТ Р 50856-96. Измерители скорости движения транспортных средств радиолокационные. Общие технические требования. Методы испытаний
- 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
- 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- 4 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
- 5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
- 6 МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
- ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное). Рекомендуемый перечень контрольно-измерительной аппаратуры, применяемой при испытаниях измерителей скорости движения транспортных средств
Форма М-29. Отчет о расходе материалов в строительстве
Отчет о расходе материалов в строительстве по форме N М-29 служит основанием для списания материалов на себестоимость строительно — монтажных работ и сопоставления фактического расхода строительных материалов на выполненные строительные и монтажные работы с расходом, определенным по производственным нормам.
Отчет по форме N М-29 открывается отдельно на каждый объект строительства и ведется начальником участка (прорабом) в течение года с применением необходимого количества вкладных листов.
Объектом строительства является каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, радиофикации, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и другими работами и затратами), на строительство, реконструкцию или расширение которого должны быть составлены отдельный проект и смета.
В том случае, если на объекте работают несколько прорабов (мастеров), то отчет по форме N М-29 составляется старшим прорабом (начальником участка).
Отчет по форме М-29 состоит из двух разделов: I раздел «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ» и II раздел «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам». В I разделе приводятся данные об объемах строительно — монтажных работ и нормативной потребности основных строительных материалов, а во II разделе производится сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам.
При этом перечень основных материалов (конструкций и изделий), по которым показывается расход по нормам, разрабатывается строительной организацией и утверждается трестом или соответствующей вышестоящей организацией.
Данные раздела I о нормативной потребности в материалах заполняются производственно — техническим отделом (ПТО) строительной организации перед началом строительства объекта, данные I раздела о выполненных объемах работ и раздела II о расходе материалов заполняются прорабом.
Количество материалов, списываемых на себестоимость строительно — монтажных работ, указывается начальником или главным инженером строительной организации (СМУ, СУ, ПМК, ОКС, РСУ и т.п.).
Если прораб в отчетном месяце допустил перерасход материалов, то он вместе с отчетом представляет в ПТО объяснительную записку о причинах перерасхода по установленной форме.
Для проверки отчет ежемесячно представляется в ПТО и бухгалтерию строительной организации в установленные сроки.
При этом ПТО должен иметь дубликат отчета по форме N М-29 по каждому объекту, куда ежемесячно должны переноситься данные из отчетов прорабов о фактическом расходе и расходе, определенном по производственным нормам.
После проверки отчет по форме N М-29 за соответствующий месяц утверждается начальником строительной организации и не позднее чем через 3 — 4 дня возвращается прорабу для последующего заполнения.
Отчет по форме N М-29 составляется на основании:
1. Данных о выполненных объемах строительно — монтажных работ в натуральном выражении, взятых из формы первичного учета по капитальному строительству N КС-6 «Журнал учета выполненных работ».
2. Утвержденных производственных норм расхода материалов на единицу измерения объема конструктивного элемента или вида работ, подразделяющихся на:
- общие производственные нормы расхода материалов (ОПНРМ) в строительстве, которые рекомендованы Госстроем СССР для применения во всех министерствах и ведомствах, осуществляющих капитальное строительство;
- ведомственные производственные нормы расхода материалов, применяемые во всех или группе строительно — монтажных организаций данного министерства (ведомства) и не входящие в состав общих производственных норм;
- местные производственные нормы расхода материалов, используемые только в отдельной строительно — монтажной организации и не входящие в состав ведомственных и общих производственных норм.
3. Первичных документов по учету материалов: лимитно — заборных карт, товарно — транспортных накладных, требований и т.п.
Для контроля за поставкой материалов и конструкций на объекты строительства прораб (мастер) должен иметь экземпляр комплектовочной карты, которая составляется ПТО строительной организации на каждый объект в отдельности в трех экземплярах. Второй экземпляр карты передается управлению производственно — технологической комплектации (УПТК) или другой снабженческой организации и третий остается в ПТО.
В комплектовочной карте приводятся данные об общей потребности основных материалов, изделий и конструкций для строительства объекта, данные о поставке этих материалов и изделий по плану и фактически за год в целом и по месяцам и остаток на конец года (образец комплектовочной карты прилагается).
Комплектовочная карта заполняется по видам материалов (бетон и железобетонные изделия, стеновые материалы, столярные изделия, кровельные материалы и т.п.) и по видам работ (инженерные сети, фундаменты, кирпичная кладка, монтаж панелей, столярные, плотничные, отделочные работы и т.п.).
При этом отдельные виды материалов и изделий могут указываться дробью в двух единицах измерения. Например, сборные железобетонные конструкции и изделия — в кубических метрах и штуках.
Поставка материалов для строительства временных зданий и сооружений и работ, выполняемых за счет накладных расходов, оформляется отдельной комплектовочной картой, которая составляется ПТО строительной организации по заявке прораба в соответствии с проектом организации работ.
Графы об общей потребности основных видов материалов в комплектовочной карте заполняются на основании расчетов, сделанных ПТО строительной организации по рабочим чертежам проекта.
Количество фактически поступивших на объект материалов за месяц записывается в комплектовочную карту начальником участка (прорабом) на основании данных материального отчета по форме N М-19 и других первичных документов, а в экземпляре, находящемся в УПТК, — на основании отгрузочных документов.
Сверка данных о поставке материалов и изделий во всех трех экземплярах комплектовочной карты производится ежеквартально.
В случае, если нормативная потребность (лимит) материалов не обеспечивает по каким-либо причинам (переделка и ремонт некачественно выполненных работ, отклонения в связи с изменением в рабочих чертежах и т.п.) своевременного и качественного окончания работ и ввода объекта в эксплуатацию, дополнительная поставка материалов производится по объяснительной записке прораба.
При строительстве объектов очень важно учитывать количество материалов, которые расходуются в процессе стройки. Это помогает оценить реальную стоимость объекта, отклонения от запланированных норм.
Унифицированная форма М-29 — это отчет о расходе основных материалов в строительстве. Форма М-29 используется, когда проходит списание материалов в себестоимость. Унифицированная форма бланка утверждена Приказом ЦСУ СССР от 24.11.1982 №613.
Отчет является достаточно подробным, заполняется начальником участка (прорабом), который несет ответственность за этот строительный объект. Отчет ведется отдельно по каждому объекту, то есть по каждому сооружению отдельно (включая оборудование, которое задействовано на работах на этом объекте, инструмент, сети электрооборудования и пр.).
Ежемесячно отчет предоставляется для проверки в производственно-технический отдел и бухгалтерию. В ПТО должны находиться копии отчетов с каждого объекта; каждый месяц при поступлении отчета на проверку данные должны переноситься, таким образом, в отделе всегда хранится копия отчета. После того, как отчет был проверен ПТО и бухгалтерией, он должен быть утвержден начальником строительной компании и возвращен ответственному прорабу на участок для заполнения.
Отчет по форме М-29 на списание материалов составляется на основании журнала учета выполненных работ, утвержденных строительной компанией норм расхода материалов, первичных документов по учету материалов (товарно-транспортных накладных, требований и т.д.).
Образец заполнения формы М-29 на списание материалов
На титульном листе необходимо указать строительный объект, по которому составляется отчет. Также необходимо указать сроки, когда работы были начаты и окончены, либо срок, когда по объекту был открыт новый отчет.
Основная часть отчета состоит из 2 больших разделов. Первый раздел содержит сведения о работах, которые планируется проводить и материалах, которые понадобятся для выполнения этих работ исходя из нормативов.
Раздел содержит объемную таблицу, в которую нужно вносить следующие сведения:
- код строки;
- название планируемых работ и необходимых для этих работ материалов;
- код вида работ;
- единица измерения;
- обоснование норм расхода материала – указание параграфов, сборников норм, используемых в работе компанией;
- норма расхода материала на единицу измерения работ, согласно сборников норм;
- код нормы расхода материала;
- объем работ и потребность в материалах на объект;
- фактический объем выполненных работ на начало периода;
- колонки с 10 по 21 содержат объем выполненных работ и нормативный расход материалов помесячно.
Данные раздела I о нормативной потребности в материалах заполняются производственно-техническим отделом строительной компании перед началом строительных работ, данные этого же раздела об объемах работ, которые выполнены, заполняются ответственным за ведение отчета прорабом.
2 раздел содержит сведения о фактическом расходе материалов по сравнению с планируемым расходом, который был определен по норме. Данные раздела II о расходе материалов заполняются прорабом.
Раздел также состоит из объемной таблицы, которая включает в себя следующие графы:
- название материала, изделия;
- единицы, в которых измеряют данные материалы или изделия;
- расход, который предполагался из рассчитанных норм, на начало года;
- расход, который фактически получился на начало года;
- сведения об экономии материалов или, наоборот, перерасходе на начало года;
- сведения о списании на себестоимость на начало года.
Далее в таблице указывают помесячно следующую информацию:
- расход исходя из нормы за месяц;
- фактический расход за месяц;
- сведения об экономии или перерасходе;
- сведения о списании на себестоимость.
Если по итогам месяца получается перерасход материалов, то ответственный прораб вместе с отчетом по итогам месяца предоставляет записку по установленной форме с указанием причин, по которым возник перерасход.
Образец заполнения формы М-29 на списание материалов:
Форма М-29 на списание материалов (образец заполнения)
Обновление: 6 июня 2017 г.
В строительстве устанавливаются нормы расхода материалов по видам строительных работ и объектов. Для того, чтобы отслеживать расход материалов, на прораба возлагается обязанность представлять отчет по форме М-29 на списание материалов. Образец заполнения документа будет приведен в данной статье.
Общие положения
Форма указанного отчета и порядок его составления содержатся в Инструкции, закрепленной Приказом ЦСУ СССР от 24.11.1982 N 613.
Согласно данной Инструкции рассматриваемый отчет используется в целях:
- списания материалов на себестоимость СМР (строительно-монтажных работ);
- сопоставления фактического расхода стройматериалов с нормативным расходом, установленным для данных работ.
С помощью данного документа определяется себестоимость объекта строительства, а также выявляются перерасход материалов и его причины.
Форма М-29 ведется в течение года на каждый строительный объект.
Если на объекте осуществляют деятельность несколько прорабов, то отчет ведется начальником участка.
Документ ежемесячно должен представляться в ПТО (производственно-технический отдел) и бухгалтерию. В ПТО при этом должны находиться дубликаты отчетов по каждому объекту. В них ежемесячно из отчетов прорабов переносятся сведения о расходе материалов. По завершении проверки отчет направляется на утверждение руководителю строительной организации и в течение 3-4 дней возвращается прорабу. Если в отчетном месяце имел место перерасход, прораб вместе с отчетом должен представить объяснительную записку по установленной форме, раскрывающую его причины.
Отчет М-29 включает два раздела.
В первом разделе приводятся объем СМР и нормативная потребность в стройматериалах. При этом первая часть заполняется прорабом, а вторая — производственно-техническим отделом организации до начала строительства.
Во втором разделе осуществляется сопоставление фактически произведенного расхода основных материалов с нормативным расходом. Данный раздел заполняется прорабом.
Отчет формируется на основании:
- журнала учета выполненных работ КС-6;
- утвержденных норм расхода материалов (общих, ведомственных и местных);
- первичных документов по учету материалов (в том числе лимитно-заборных карт, накладных, требований и др.).
Порядок заполнения отчета
В таблицу раздела I заносятся следующие сведения:
- вид СМР (например, общестроительные работы), конструктивные элементы и необходимые материалы (например, раствор цементный);
- единицы измерения конструктивных элементов и необходимых материалов;
- реквизиты сборников производственных норм и указание на их конкретные структурные единицы, содержащие соответствующие нормы расхода;
- собственно нормы расхода материалов на основании указанных сборников;
- объем работ на весь объект, определенный на основании рабочих чертежей;
- нормативная потребность в материалах на весь объект, определяемая как произведение нормы расхода материала на объем работ;
- объем выполненных работ и расход материалов по месяцам – заносятся непосредственно во время выполнения работ за отчетный месяц.
По окончании месяца в итоговые строки первого раздела заносится общий нормативный расход. Он же переносится затем в раздел II.
В таблице второго раздела отражаются количество материалов, потраченных за каждый отчетный месяц, экономия (со знаком «минус») либо перерасход (со знаком «плюс»), а также количество материалов, которые могут быть списаны на себестоимость СМР.
Графа «Итого на начало года» заполняется, только если строительство ведется более года. Если идет только первый год строительства, в этой графе проставляются прочерки.
Прораб подписывает отчет и представляет его в ПТО и бухгалтерию для проверки. Проверяющие по результатам проверки также проставляют на отчете свои подписи. Руководитель организации, утверждая отчет, указывает в нем количество материалов, которое подлежит списанию на себестоимость СМР.
Исходя из данных второго раздела, утвержденных руководителем, строительной организацией ежеквартально подготавливается отчет по форме N 20-сн о расходе материалов и изделий в строительстве в сравнении с производственными нормами.
ГОСТ Р 50856-96. Измерители скорости движения транспортных средств радиолокационные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 50856-96
Группа П17
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИЗМЕРИТЕЛИ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ
Общие технические требования. Методы испытаний
Radar meters of the speed of vehicles. Basic technical requirements.
Methods of tests
ОКС 17.080
ОКСТУ 5216
Дата введения 1997-01-01
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Государственным предприятием «Всероссийский ордена Трудового Красного Знамени институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ГП «ВНИИФТРИ») Госстандарта России, Научно-исследовательским центром Госавтоинспекции МВД России (НИЦ ГАИ МВД России)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 05.02.96 N 52
3. Стандарт соответствует Рекомендации МОЗМ МР-91 «Измерение скорости транспортных средств радарными приборами» в части требований к основным метрологическим характеристикам
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к радиолокационным измерителям скорости движения транспортных средств (далее — измерители скорости), принцип действия которых основан на использовании эффекта Допплера, и методы их испытаний.
Стандарт распространяется на стационарные, перевозимые и носимые измерители скорости.
Обязательные требования к качеству измерителей скорости, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, а также охрану окружающей среды, изложены в разделе 5.
Стандарт пригоден для сертификации.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 8.513-84* (СТ СЭВ 4829-84) ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения
________________
* На территории РФ действуют ПР 50.2.006-94, здесь и далее по тексту. — Примечание «КОДЕКС».
ГОСТ 12.1.006-84 (СТ СЭВ 5801-86) ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля
ГОСТ 12.1.028-80* (СТ СЭВ 1413-78) ССБТ. Шум. Определение шумовых характеристик источников шума. Ориентировочный метод
________________
* На территории РФ действует ГОСТ Р 51402-99, здесь и далее по тексту. — Примечание «КОДЕКС».
ГОСТ 14.201-83 Обеспечение технологичности конструкции изделий. Общие требования
ГОСТ 26.003-80 (СТ СЭВ 2740-80) Система интерфейса для измерительных устройств с байтпоследовательным, битпараллельным обменом информацией. Требования к совместимости
ГОСТ 27.410-87 Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность
ГОСТ 11001-80* (СТ СЭВ 502-84, СТ СЭВ 4924-84) Приборы для измерения индустриальных радиопомех. Технические требования и методы испытаний
_______________
* На территории РФ действует ГОСТ Р 51319-99, здесь и далее по тексту. — Примечание «КОДЕКС».
ГОСТ 16842-82* Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний источников индустриальных радиопомех
_______________
* На территории РФ действует ГОСТ Р 51320-99, здесь и далее по тексту. — Примечание «КОДЕКС».
ГОСТ 17187-81 (СТ СЭВ 1351-78) Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 22261-94 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия
ГОСТ 26104-89* (СТ СЭВ 3768-82, МЭК 348-78) Средства измерений электронные. Технические требования в части безопасности. Методы испытаний
_______________
* На территории РФ действует ГОСТ Р 51350-99, здесь и далее по тексту. — Примечание «КОДЕКС».
ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования
ГОСТ 27518-87 Диагностирование изделий. Общие требования
ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50607-93 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи от электростатических разрядов. Требования и методы испытаний
ОСТ 37.001.017-70 Органы управления легковых автомобилей. Безопасность конструкции и расположения. Технические требования
Общесоюзные нормы допускаемых индустриальных радиопомех (Нормы 11-82, Нормы 11А-84), утвержденные Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ)
Временные санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами, N 2963-84, утвержденные Главным государственным санитарным врачом
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применены следующие термины:
3.1 Радиолокационный измеритель скорости движения транспортных средств — измеритель, показания которого пропорциональны скорости удаляющегося или приближающегося транспортного средства.
3.2 Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем .
3.3 Эффект Допплера — изменение (смещение) частоты радиосигнала, отраженного от движущегося объекта. Смещение частоты (доплеровская частота) связано с радиальной скоростью движущегося объекта соотношением:
,
Где — частота излученного сигнала, Гц;
— радиальная скорость объекта, км/ч;
— скорость света, км/ч.
4 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1 Общие требования
4.1.1 Измерители скорости разрабатывают и изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 22261, технических заданий и технических условий на измеритель скорости конкретного типа (далее — Т3*, ТУ).
________________
* Т3, утвержденные после 1997-01-01.
4.1.2 Метрологические характеристики измерителей скорости должны соответствовать требованиям ГОСТ 22261.
4.1.3 Измерители скорости должны быть обеспечены аттестованными методами и средствами поверки в процессе разработки, производства и эксплуатации.
4.1.4 По конструктивным особенностям измерители скорости подразделяют на стационарные, перевозимые и носимые.
4.2 Требования назначения
4.2.1 Устанавливают следующие метрологические характеристики измерителей скорости.
4.2.1.1 Рабочую частоту излучения (далее — частоту) устанавливают в Т3, ТУ по согласованию с Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ) при Министерстве связи Российской Федерации.
4.2.1.2 Нестабильность частоты излучаемых сигналов при неизменных внешних условиях и неизменном напряжении питания за любой 15-минутный интервал времени после установления рабочего режима при работе измерителя скорости в нормальных условиях — не более ±1·10.
4.2.1.3 Диапазон измеряемых скоростей устанавливают в Т3, ТУ, при этом нижнюю и верхнюю границы выбирают из диапазона 10…100 км/ч. При необходимости диапазон измерения скорости допускается разделять на поддиапазоны.
4.2.1.4 Основная погрешность измерения скорости движения транспортных средств во всем диапазоне измеряемых скоростей, рабочем диапазоне температур и питающих напряжений не должна превышать ±(1 км/ч + 1 ед. счета).
4.2.1.5 Дальность действия измерителя скорости устанавливают в Т3, ТУ, при этом нижнюю и верхнюю границы выбирают из диапазона дальностей 10…500 м.
4.2.1.6 Мощность передатчика (излучения) устанавливают в Т3, ТУ. Погрешность измерения мощности не должна превышать ±10%.
4.2.1.7 Значение селекции транспортных средств по направлению их движения (ослабление сигнала, отраженного от транспортных средств противоположного направления) устанавливают в Т3, ТУ. Погрешность определения селекции не должна превышать ±3 дБ.
4.2.1.8 Время единичного измерения скорости движения транспортных средств, находящихся на максимальной дальности, — не более 1 мс.
4.2.1.9 Дискретность установки пороговых значений скорости движения (шкала измерителя скорости) устанавливают в Т3, ТУ и выбирают из ряда: 1; 2; 5; 10 км/ч.
4.2.1.10 Измерители скорости должны обеспечивать селекцию транспортных средств по скорости их движения при разности скоростей не более 10 км/ч.
Случаи неправильной идентификации измеренной скорости конкретного транспортного средства должны быть исключены.
4.2.2 Время установления рабочего режима выбирают из ряда: 1; 5; 15; 30 мин. Продолжительность непрерывной работы измерителя скорости выбирают из ряда: 8; 16; 24 ч.
4.2.3 Управление измерителями скорости может быть ручным, автоматическим или комбинированным (ручным и автоматическим).
При ручном управлении должны быть выполнены установка режимов и параметров измерителей скорости, их визуальная регистрация без применения вспомогательных средств и устройств, не входящих в комплект измерителя скорости.
При автоматическом управлении должна быть установлена и выполнена без участия оператора программа измерителя скорости без применения или с применением средств и устройств, не входящих в комплект измерителя скорости.
При автоматическом управлении функции интерфейса для обеспечения работы измерителей скорости по каналу общего пользования (КОП) должны соответствовать требованиям ГОСТ 26.003.
При комбинированном управлении должны быть выполнены требования, предъявляемые к ручному и автоматическому управлению.
4.3 Требования надежности
4.3.1 Для измерителей скорости в ТЗ устанавливают показатели надежности в соответствии с требованиями ГОСТ 22261.
Показатели и их нормы выбирают по согласованию с заказчиком из следующих:
значение наработки на отказ выбирают из ряда: 5000; 6000; 7000; 8000; 9000; 10000 ч — далее через 2500 ч;
гамма-процентный ресурс выбирают из ряда: 10000; 15000; 20000; 25000; 30000 ч при значении доверительной вероятности , выбираемом из ряда: 90; 95; 98%;
среднее время восстановления — выбирают из ряда: 10; 15; 30; 60 мин; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0 ч;
гамма-процентный срок сохраняемости выбирают из ряда: 6; 8; 10 лет (для неотапливаемых помещений), 10; 12; 15 лет (для отапливаемых помещений) при значении доверительной вероятности , выбираемом из ряда: 90; 95; 98%;
гамма-процентный срок службы выбирают из ряда: 10; 15; 20; 25 лет при значении доверительной вероятности , выбираемом из ряда: 90; 95; 98%;
межповерочный интервал выбирают из ряда: 12; 18; 24; 36; 48 мес;
значение вероятности отсутствия скрытых отказов за межповерочный интервал выбирают из ряда: 0,9…0,99 через 0,01. Критерием отказа является выход значений параметров измерителя скорости за допустимые пределы, установленные в ТЗ, ТУ.
4.4 Требования радиоэлектронной защиты
4.4.1 Измерители скорости должны удовлетворять требованиям к электромагнитной совместимости по ГОСТ 29157, ГОСТ Р 50607.
4.4.2 Уровни индустриальных радиопомех, создаваемых измерителями скорости, не должны превышать значений, установленных в ТЗ, ТУ, в соответствии с требованиями Норм 11-82, Норм 11А-84, утвержденных ГКРЧ.
4.4.3 Уровень восприимчивости измерителей скорости к электромагнитным полям (помехам) должен быть не менее 10 В/м в диапазоне частот 10 кГц…300 МГц и 3 В/м — в диапазоне частот 300…1000 МГц.
Погрешность воспроизведения испытательных полей не должна превышать ±3 дБ.
4.5 Требования стойкости к внешним воздействиям и живучести
4.5.1 Требования стойкости измерителей скорости к внешним воздействиям и живучести устанавливают в ТЗ, ТУ в соответствии с требованиями ГОСТ 22261 (не ниже группы 5).
4.5.2 Требования устойчивости измерителей скорости к специальным воздействиям устанавливают в ТЗ, ТУ по согласованию с заказчиком.
4.6 Требования эргономики
4.6.1 Требования эргономики и технической эстетики устанавливают в ТЗ по согласованию с заказчиком.
4.6.2 На этапе эскизно-технического проектирования измеритель скорости должен пройти дизайнерскую проработку конструкции и иметь заключение соответствующего уровня.
4.7 Требования технического обслуживания и ремонта
4.7.1 Требования технического обслуживания и ремонта устанавливают в ТЗ по согласованию с заказчиком.
4.7.2 Должны быть предусмотрены режим самоконтроля и возможность диагностирования неисправностей измерителя скорости.
Параметры диагностирования устанавливают в ТЗ в соответствии с требованиями ГОСТ 26656, ГОСТ 27518.
4.7.3 Требования к условиям хранения измерителей скорости должны быть установлены в ТЗ в соответствии с требованиями ГОСТ 22261.
4.8 Требования экономного использования энергии
4.8.1 Требования экономного использования энергии измерителями скорости должны быть указаны в ТЗ, ТУ.
Значение мощности, потребляемой от сети (аккумулятора), не должно превышать 18 В·А. Мощность, потребляемую от сети измерителем скорости, предназначенным для стационарного применения, устанавливают по согласованию с заказчиком.
4.9 Требования транспортабельности
4.9.1 Требования транспортабельности измерителей скорости устанавливают в ТЗ в соответствии с требованиями ГОСТ 22261.
4.10 Требования технологичности
4.10.1 Требования к технологичности измерителей скорости (трудоемкости изготовления, комплексному показателю технологичности) устанавливают в ТЗ в соответствии с требованиями ГОСТ 14.201.
4.11 Требования стандартизации и унификации
4.11.1 Требования стандартизации и унификации устанавливают в ТЗ по согласованию с заказчиком. Конкретные значения коэффициента межпроектной унификации, коэффициента применяемости и коэффициента повторяемости устанавливают в ТУ.
4.12 Требования к конструкции
4.12.1 Требования к конструкции измерителей скорости устанавливают в ТЗ в соответствии с требованиями ГОСТ 22261.
4.12.2 Массу измерителя скорости (отдельных блоков) устанавливают в ТЗ. Значение массы измерителя скорости не должно превышать значения, выбираемого из ряда: 0,5; 1,0; 1,5; 3,0; 6,0; 9,0; 12,0; 15,0 кг.
Массу измерителя скорости, предназначенного для стационарного применения, устанавливают по согласованию с заказчиком.
4.12.3 Конструкция измерителя скорости должна позволять герметичное запечатывание или защиту другим способом тех его частей, изменения в которых могут привести к погрешностям измерений или к метрологически ненадежному функционированию.
5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1 Требования к безопасности при эксплуатации измерителей скорости устанавливают в ТЗ в соответствии с требованиями ГОСТ 22261, ГОСТ 26104.
5.2 Уровень акустических шумов — не более 60 дБ на расстоянии 1 м от измерителя скорости.
5.3 Предельно допустимый уровень электромагнитных излучений для лиц, профессионально связанных с изготовлением и эксплуатацией измерителей скорости, не должен превышать норм, приведенных в ГОСТ 12.1.006 (вне главного лепестка диаграммы направленности антенны).
5.4 Для лиц, профессионально не связанных с производством и эксплуатацией измерителей скорости, уровни предельно допустимых электромагнитных полей устанавливают в соответствии с требованиями Временных санитарных норм и правил защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами.
5.5 Форма составных частей измерителя скорости, установленных внутри салона автомобиля, должна соответствовать требованиям травмобезопасности по ОСТ 37.001.017, раздел 2, в случае удара о них водителя и пассажиров при резком замедлении движения или опрокидывании транспортного средства.
6 МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
6.1 Средства измерений
Перечень контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), применяемой при испытаниях измерителей скорости, устанавливают в ТУ.
Рекомендуемый перечень КИА приведен в приложении А. Метрологические характеристики КИА и средств испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТ 22261.
Соотношение допускаемых относительных погрешностей образцовых и рабочих средств измерений не должно быть более 1:3.
Средства измерений должны быть проверены в соответствии с ГОСТ 8.513.
6.2 Подготовка к испытаниям
Подготовка к испытаниям включает в себя проверку исправности аппаратуры и оборудования, обеспечение условий безопасности работы и условий, требуемых правилами эксплуатации применяемых средств измерений.
6.3 Проведение испытаний
6.3.1 Испытания измерителей скорости проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 22261, настоящего стандарта и ТУ.
Испытания измерителей скорости и измерение их технических характеристик, за исключением указанных в ТЗ, проводят в нормальных условиях:
Температура окружающей среды, °С |
20±5 |
|||
Относительная влажность воздуха, % |
||||
Атмосферное давление, мм рт. ст. |
||||
Напряжение питающей сети, В |
220±4,4 |
6.3.2 Частоту излучаемых колебаний (4.2.1.1) определяют с помощью электронно-счетного частотомера.
Измеритель скорости признают годным, если при проверке по 6.3.2 устанавливают, что выполнено условие
где — отклонение действительного значения рабочей частоты от номинального значения, полученное в результате измерения;
— допуск на значение рабочей частоты, указанный в ТЗ, ТУ.
6.3.3 Нестабильность частоты (4.2.1.2) определяют путем ее измерения за 15-минутный интервал с помощью частотомера. Нестабильность частоты вычисляют по формуле
,
где — наибольшее значение частоты, измеренное за 15 мин;
— наименьшее значение частоты, измеренное за 15 мин;
— номинальное значение частоты излучения измерителя скорости.
Результаты испытаний считают удовлетворительными, если значение — не превышает ±1·10.
6.3.4 Диапазон измеряемых скоростей (4.2.1.3), шкалу измерителя скорости (4.2.1.9) определяют на имитаторе скорости путем имитации доплеровского сдвига частоты, соответствующего началу и концу диапазона скоростей, а также оцифрованным значениям шкалы измерителя скорости, с помощью измерительных генераторов.
Измеритель скорости признают годным, если полученные в результате проверки по 6.3.4 значения скорости отличаются от теоретически рассчитанных по формуле
(1)
на значение погрешности измерения скорости движения. В формуле (1):
— частота Допплера, Гц;
— длина волны излучаемого сигнала, км;
— заданное значение скорости движения, км/ч;
— угол между осью радиолуча и направлением скорости , градус.
6.3.5 Основную погрешность измерения скорости движения (4.2.1.4) определяют одновременно с определением дальности действия (4.2.1.5). Для этого, используя имитатор скорости, имитируют доплеровский сдвиг частоты при уровне высокочастотного сигнала (на котором работает измеритель скорости движения), соответствующего максимальной дальности действия измерителя скорости в расчете на транспортное средство, указанное в ТЗ, ТУ.
Измеритель скорости признают годным, если полученные в результате проверки по 6.3.5 значения скоростей не превышают рассчитанных по формуле (1) на значение погрешности измерения скорости движения испытуемого измерителя скорости.
Погрешность определяют не менее чем в десяти точках диапазона измеряемых скоростей с охватом его нижнего и верхнего значений.
6.3.6 Мощность передатчика (излучателя) измерителя скорости (4.2.1.6) определяют путем ее измерения ваттметром СВЧ.
Измеритель скорости признают годным, если различие между номинальным и измеренным значениями мощности СВЧ не превышает ±10%. Допускается встроенный контроль мощности излучения путем имитации доплеровского сдвига частоты при уровнях сигнала СВЧ, соответствующих максимальной дальности измерения скорости.
6.3.7 Селекцию по направлению движения (4.2.1.7), селекцию по скорости (4.2.1.10), время единичного измерения скорости (4.2.1.8) определяют по методике, установленной в ТУ.
6.3.8 Время установления рабочего режима и продолжительность непрерывной работы (4.2.2) измерителя скорости определяют на имитаторе скорости, имитируя доплеровский сдвиг частоты, соответствующий средней скорости измерения по прошествии времени установления рабочего режима или продолжительности непрерывной работы.
6.3.9 Информационную совместимость измерителей скорости, имеющих выход на КОП (4.2.3), проверяют в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ 26.003.
6.3.10 Показатели надежности измерителей скорости (4.3.1) оценивают в соответствии с ГОСТ 22261, ГОСТ 27.410.
Виды испытаний (контрольные, определительные), а также стадии, на которых проводят испытания, устанавливают в ТУ.
6.3.11 Соответствие измерителей скорости требованиям электромагнитной совместимости (4.4.1) определяют по методике ГОСТ 29157, ГОСТ Р 50607.
6.3.12 Уровень индустриальных радиопомех, создаваемых измерителями скорости (4.4.2), проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ 16842, используя измерители радиопомех по ГОСТ 11001.
6.3.13 Уровень восприимчивости измерителя скорости к электромагнитным полям (помехам) (4.4.3) проверяют в соответствии с методикой, приведенной в ТУ. При этом используют источники (генераторы) электромагнитного поля с погрешностью воспроизведения напряженности электромагнитного поля ±3 дБ. Напряженность электромагнитного поля может быть измерена с помощью измерителя напряженности поля с погрешностью ±3 дБ.
Испытания проводят на одной из частот каждого диапазона: 10 кГц…30 МГц; 30…300 МГц; 300…1000 МГц. Для этого измерители скорости помещают в электромагнитное поле напряженностью 10 В/м в диапазоне 10 кГц…30 МГц и 30…300 МГц и напряженностью 3 В/м в диапазоне 300…1000 МГц и определяют основную погрешность измерителя скорости движения. Электромагнитное поле должно быть амплитудно-модулированным частотой, соответствующей измеряемой скорости 60 км/ч, с коэффициентом амплитудной модуляции не более 80%. Результаты проверки считают удовлетворительными, если погрешность измерения при этом изменяется (увеличивается) не более чем в два раза.
6.3.14 Требования к стойкости измерителей скорости к внешним воздействиям и живучести (4.5.1) проверяют в соответствии с ГОСТ 22261 и ТУ.
6.3.15 Требования к устойчивости измерителей скорости к специальным воздействиям (4.5.2) проверяют по методике, установленной в ТУ.
6.3.16 Требования эргономики и технической эстетики измерителей скорости (4.6.1), требования технического обслуживания и ремонта (4.7.1) и требования к условиям хранения (4.7.3) измерителей скорости проверяют в соответствии с ГОСТ 22261 и ТУ.
6.3.17 Требования самоконтроля и диагностирования измерителей скорости (4.7.2) проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ 26656, ГОСТ 27518.
6.3.18 Требования экономного использования энергии (4.8.1), требования транспортабельности (4.9.1) и требования технологичности (4.10.1) измерителей скорости проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ 22261, ГОСТ 14.201, ТУ.
6.3.19 Требования стандартизации и унификации измерителей скорости (4.11.1), требования к их конструкции (4.12.1, 4.12.3) и массе (4.12.2) проверяют в соответствии с методикой, установленной в ТУ.
6.3.20 Проверка требований безопасности
Требования безопасности при эксплуатации измерителей скорости (5.1) проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ 22261, ГОСТ 26104 и ТУ.
Уровень акустических шумов, создаваемых в процессе работы измерителей скорости (5.2), проверяют в нормальных условиях шумомером класса I или II по ГОСТ 17187 и методу, изложенному в ГОСТ 12.1.028, в заглушенной камере или в помещении с большим звукопоглощением.
Предельно допустимые нормы электромагнитного излучения измерителей скорости (5.3) проверяют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.006 для лиц, профессионально связанных с производством и эксплуатацией измерителей скорости.
Уровни предельно допустимых электромагнитных полей для лиц, профессионально не связанных с эксплуатацией измерителей скорости (5.4), проверяют в соответствии с требованиями Временных санитарных норм и правил защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами.
В обоих случаях необходимо использовать измерители плотности потока электромагнитной энергии типов ПЗ-18 — ПЗ-20.
Форму составных частей измерителей скорости (5.5) проверяют в соответствии с требованиями ОСТ 37.001.017.
6.4 Обработка результатов испытаний
Результаты испытаний оформляют протоколами испытаний в виде таблиц и графиков.
Результаты испытаний считают удовлетворительными, если значения параметров измерителей скорости соответствуют нормам, установленным в настоящем стандарте и ТУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное). Рекомендуемый перечень контрольно-измерительной аппаратуры, применяемой при испытаниях измерителей скорости движения транспортных средств
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Имитаторы скорости для поверки измерителей скорости с погрешностью не более погрешности поверяемого прибора.
Частотомеры с погрешностью 1·10.
Генераторы сигналов измерительные в диапазоне частот до 10 кГц.
Измерители радиопомех по ГОСТ 11001.
Измерители плотности потока электромагнитной энергии типов ПЗ-18 — ПЗ-20 в диапазоне частот 300…40000 МГц с погрешностью не более ±3 дБ.
Измерители напряженности поля с погрешностью ±3 дБ.
Шумомеры по ГОСТ 17187.
Аттенюаторы типов ДЗ-33А, ДЗ-34 — ДЗ-36А при частотах от 10 до 37,5 ГГц, ослаблением 60 дБ с погрешностью не более ±1 дБ.
Ваттметры СВЧ с погрешностью ±1 дБ.
Источники (генераторы) электромагнитного поля в диапазоне частот 10 кГц…1000 МГц с погрешностью воспроизведения электромагнитного поля ±3 дБ.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996