Содержание
- Об открытии лицевых счетов для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (далее — лицевой счет неучастника бюджетного процесса)
- Для чего открывают?
- Как открыть счёт?
- Контроль и расходование денег
- Что нужно знать о комиссии?
- Для чего открывается казначейский счет
- Порядок открытия казначейского счета
- Особенности расходования средств с казначейского счета
- <Письмо> Казначейства России от 24.07.2017 N 07-04-05/05-601 «О разъяснении вопросов по открытию лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса»
- Что такое казначейский счет и как с ним работать
- Что собой представляет казначейский счет
- Бюджетный процесс
Внимание! Количество запрашиваемых СКЗИ не должно превышать количества сотрудников, наделенных правом подписи электронных документов и указанных в Карточке образцов подписей.
При приеме документов осуществляется контроль на:
а) Соответствие форм представленных документов требованиям нормативно — правовых актов (см. п.п. 1 – 5), а также их заполнение.
б) Совпадение наименования юридического лица и других реквизитов во всех представленных документах и его соответствие карточке образцов подписей.
в) Строгое соответствие подписей должностных лиц на представленных документах образцам подписей в Карточке образцов подписей к лицевым счетам,а также их полномочия. Если лицо, подписавшее представленные документы, не является руководителем юридического лица и действует на основании приказа, распоряжения, доверенности, то наличие копии данных документов, заверенных органом, его издавшим, строго обязательно.
Отследить статус обработки представленного пакета документов можно .
Конечные статусы:
— Принят — документы находятся на стадии рассмотрения.
— Исполнен — принято положительное решение, документы находятся в Едином окне.
— Возврат — принято отрицательное решение, документы находятся в Едином окне.
— Перечень отсутствует — отсутствует письменное обращение государственного заказчика (заказчика) о резервировании лицевого счета с перечнем головных исполнителей (исполнителей) по государственным контрактам (контрактам, договорам). При поступлении перечня будет произведено резервирование лицевого счета.
— Направлен запрос — направлен запрос Заказчику.
После открытия лицевого счета, подписания Договора об обмене электронными документами и Договора присоединения (Соглашения) к Регламенту (статус пакета «исполнено») получить в Едином окне (режим работы и местоположение ) уведомление об открытии лицевого счета, по одному экземпляру подписанных договоров, оптический носитель со средствами криптографической защиты информации.
Внимание! Получить оптический носитель с СКЗИ без доверенности при предъявлении документа, удостоверяющего личность, имеют право:
— руководитель юридического лица, подписавший Заявку на СКЗИ;
— физическое лицо, указанное руководителем юридического лица в Заявке на СКЗИ.
Все прочие физические лица могут получить оптический носитель с СКЗИ по доверенности в свободной форме.
II. Подключиться к электронному документообороту с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи посредством СУФД
Порядок подключения:
1. Подготовить рабочее место для работы в СУФД в соответствии с техническими требованиями, которые можно найти здесь.
2. Для создания защищенного канала связи:
а) Установить на рабочее место средство криптографической защиты информации КриптоПро CSP 4.0, в соответствии с Инструкцией по установке и настройке средств защиты информации для работы с Порталом СУФД, которую можно найти здесь.
б) Установить и настроить средства защиты информации Континент АП в соответствии с Инструкцией по установке и настройке средств защиты информации для работы с Порталом СУФД, которую можно найти здесь.
3. Для получения электронной подписи (далее – ЭП) необходимо:
– сформировать Запрос и Заявление на сертификат с помощьюИнструкции
Внимание! Для работы на портале «Формирование запросов на сертификаты» убедитесь, что на Вашем автоматизированном рабочем месте установлены:
– Интернет-браузер Internet Explorer версии 9.0 и выше
– Средство криптографической защиты информации «КриптоПро CSP» версии 4.0
– КриптоПро ЭЦП Browser Plugin версии 2.0
Внимание! С 01.02.2019 года выдача квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей будет осуществляться только по ГОСТ Р 34.10 – 2012.
– представить комплект документов и сведений для получения сертификата в Региональный центр регистрации (далее — РЦР) в соответствии с пунктом 5 Регламента УЦ ФК, утвержденного приказом Федерального казначейства от 14.09.2018 № 261. Талон электронной очереди «Онлайн подача ФЗС». Контакты и режим работы РЦР можно найти
4. Для получения логина и пароля, необходимо представить официальное письмо о готовности перехода на работу в СУФД-портале (Скачать бланк письма).
Оригинал письма передается в окно экспедиции по адресу: г. Москва, ул. 3-я Рощинская, д.3 стр.1 (главный вход, вторая дверь справа).
После сдачи письма в окно экспедиции, необходимо связаться с ответственным сотрудником Отдела технологического обеспечения для получения Логина и Пароля (внутренний телефон 7637, 7632).
III. Приступить к работе в СУФД
Для начала работы в СУФД необходимо:
а) Установить личный и корневой квалифицированные сертификаты ключей проверки ЭП в соответствии с инструкцией, которую можно найти здесь.
б) Открыть интернет браузер и в адресной строке ввести следующий адрес: http://sufd73.local:28081.
в) В открывшемся окне приветствия СУФД необходимо ввести полученные ранее логин и пароль пользователя портала, изменить пароль и начать работать с системой. Как начать работать с СУФД, можно узнать здесь, обучающие ролики можно найти .
Об открытии лицевых счетов для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (далее — лицевой счет неучастника бюджетного процесса)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 августа 2016 года N 09-01-09/48390
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
от 17 августа 2016 года N 07-04-05/05-640
ПИСЬМО
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в целях реализации положений части 2 статьи 8 Федерального закона N 158-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 158-ФЗ) и пункта 19.1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 N 690) (далее — Постановление N 1456) о казначейском сопровождении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях поддержки отраслей промышленности и сельского хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования указанных расходных обязательств субъектов Российской Федерации (далее — целевая субсидия), сообщают.
1. В соответствии с требованиями пункта 19.1 Постановления N 1456 юридическим лицам — получателям целевых субсидий, в случае если указанные средства перечисляются из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в порядке финансового обеспечения расходов указанных юридических лиц, в территориальных органах Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства) открываются лицевые счета для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (далее — лицевой счет неучастника бюджетного процесса) в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н, с учетом следующих особенностей.
Основанием для открытия лицевого счета неучастника бюджетного процесса являются представленные в орган Федерального казначейства:
— финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее — уполномоченный орган) — перечень юридических лиц — получателей целевых субсидий, предусмотренный условиями соглашения о предоставлении целевой субсидии, заключенного между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — Соглашение);
— юридическим лицом — получателем целевой субсидии — копия договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии, заключенного уполномоченным органом с юридическим лицом (далее — договор).
Договоры должны содержать следующие условия:
— о казначейском сопровождении договора в порядке, определенном Постановлением N 1456;
— об открытии юридическому лицу — получателю целевой субсидии лицевого счета неучастника бюджетного процесса в органах Федерального казначейства;
— о представлении юридическим лицом в орган Федерального казначейства для осуществления санкционирования его расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, документов, предусмотренных Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2015 N 213н (далее — Порядок N 213н);
— об указании в платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора Соглашения, порядок формирования которого устанавливает Федеральное казначейство;
— о запрете перечисления средств с лицевых счетов неучастников бюджетного процесса в случаях, предусмотренных положениями пункта 6 Порядка N 213н.
В случае отсутствия в представленных договорах указанных условий операции на открытых лицевых счетах осуществляются только после внесения в договоры соответствующих изменений и повторного представления их (представления дополнительных соглашений к договорам) в органы Федерального казначейства.
2. В соответствии с требованиями абзаца второго пункта 19.1 Постановления N 1456 оплата денежных обязательств по расходам юридических лиц — получателей целевых субсидий осуществляется после проведения органами Федерального казначейства санкционирования операций в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации при казначейском сопровождении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета юридическим лицам.
Положениями Порядка N 213н установлено, что санкционирование операций по расходам юридического лица — получателя целевой субсидии осуществляется, в том числе, в соответствии с представленными указанным юридическим лицом в орган Федерального казначейства Сведениями о направлениях расходования целевых средств (код формы по ОКУД 0501129) (далее — Сведения).
При этом в отношении расходов юридических лиц — получателей целевой субсидии Сведения утверждаются уполномоченным органом и оформляются с учетом следующих особенностей:
в поле «Утверждаю» по строке «Наименование главного распорядителя средств федерального бюджета/государственного заказчика/организации» указывается наименование уполномоченного органа, осуществляющего предоставление целевой субсидии;
— в кодовой зоне заголовочной части указываются:
в поле «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии» — идентификатор Соглашения, присвоенный в соответствии с Порядком формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденным приказом Федерального казначейства от 16.02.2016 N 4н;
в поле «Код по кооперации» — значение «00000».
В целях организации работы в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях) по обеспечению казначейского сопровождения договоров направляется план мероприятий («Дорожная карта») по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015 в части перечисления субсидий на поддержку отраслей промышленности и сельского хозяйства, предоставляемых из федерального бюджета, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на условиях софинансирования из федерального бюджета, на лицевые счета, открываемые юридическим лицам — получателям такой поддержки в органах Федерального казначейства.
Министерство финансов Российской Федерации просит финансовые органы субъектов Российской Федерации довести указанную информацию до соответствующих финансовых органов муниципальных образований.
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
A.M.Лавров
И.о. руководителя
Федерального казначейства
С.Е.Прокофьев
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ожидаемый результат |
Срок исполнения |
Исполнитель |
Представление в территориальный орган Федерального казначейства (далее — орган Федерального казначейства) финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее — финансовый орган) перечня юридических лиц — получателей субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку отраслей промышленности и сельского хозяйства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования указанных расходных обязательств субъектов Российской Федерации (далее соответственно — организация, целевая субсидия), сформированный в соответствии с условиями соглашения о предоставлении целевой субсидии |
Перечень представлен |
Устанавливается финансовым органом |
Финансовые органы |
|
Проведение совещания с организациями о порядке открытия в органах Федерального казначейства лицевых счетов, предназначенный для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося участником бюджетного процесса (далее — лицевой счет) и об учете операций на указанных лицевых счетах (обучение сотрудников организации) |
Обучение проведено |
Устанавливается финансовым органом по согласованию с органом Федерального казначейства |
Органы Федерального казначейства, финансовые органы |
|
Представление организацией в органы Федерального казначейства документов для открытия лицевых счетов: Заявления на открытие лицевого счета (код формы по КФД 0531752); карточки образцов подписей (код формы по КФД 0531753); копия договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии, заключенного финансовым органом с организацией (далее — договор) |
Договор представлен |
По мере представления документов |
Организации |
|
Открытие организациям на основании представленных ими документов лицевых счетов в органах Федерального казначейства |
Лицевые счета открыты |
В течение 3 рабочих дней после представления организацией документов |
Органы Федерального казначейства |
|
Внесение изменений в договоры в части дополнения их условиями, необходимыми для обеспечения казначейского сопровождения договора |
Изменения внесены |
Устанавливается финансовым органом |
Финансовые органы, организации |
|
Заключение между органом Федерального казначейства и организацией договора (соглашения) об обмене электронными документами |
Договор (соглашение) об обмене электронными документами заключен |
В течение 3 рабочих дней после представления организацией документов |
Органы Федерального казначейства, организации |
|
Выдача органом Федерального казначейства сертификатов ключей проверки электронных подписей сотрудникам организации в установленном порядке |
Сертификаты ключей проверки электронных подписей выданы |
После заключения договора (соглашения) об обмене электронными документами, в сроки, установленные правовыми актами Федерального казначейства |
Органы Федерального казначейства |
|
Установка (настройка) организации средств прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» (далее — ППО «СУФД») |
Акт выполненных работ по внедрению (сопровождению) ППО «СУФД» подписан |
После заключения договора (соглашения) об обмене электронными документами, в сроки, установленные правовыми актами Федерального казначейства |
Органы Федерального казначейства, организации |
|
Представление организацией в орган Федерального казначейства Сведений о направлениях расходования целевых средств |
Сведения представлены |
По мере представления документов |
Организации |
|
Представление организацией в орган Федерального казначейства платежных документов на оплату расходов организации и документов, подтверждающих возникновение указанного обязательства у организации, предусмотренных Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденным приказом Минфина России от 25.12.2015 N 213н |
Документы представлены |
По мере представления документов |
Организации |
|
Осуществление кассовых выплат и отражение операций со средствами организаций на лицевых счетах |
Операции отражены |
Не позднее рабочего дня, следующего за днем санкционирования |
Органы Федерального казначейства |
|
Представление органом Федерального казначейства финансовому органу, организации информации об операциях, отраженных на лицевых счетах, открываемых организациям |
Информация представлена |
В сроки, установленные правовыми актами Федерального казначейства |
Органы Федерального казначейства |
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный сайт
Министерства финансов
Российской Федерации
www.minfin.ru, 18.08.2016
Федеральное казначейство в связи с обращениями, поступающими от территориальных органов Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства), о разъяснении вопросов, возникающих при открытии лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса, сообщает следующее.
1. По вопросу формирования номера лицевого счета при открытии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса.
В соответствии с положениями пункта 8.5 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н (далее — Порядок № 21н), при открытии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса иному юридическому лицу (в случае отсутствия организации в Реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее — Сводный реестр)) номер лицевого счета присваивается органом Федерального казначейства в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета.
Поскольку основанием для открытия лицевого счета неучастнику бюджетного процесса является государственный контракт (контракт, договор, соглашение), может возникнуть необходимость открытия большого количества клиенту лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса.
Учитывая изложенное, при открытии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса иному юридическому лицу, в том числе включенному в Сводный реестр, органам Федерального казначейства необходимо присваивать номер лицевому счету в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета.
2. По вопросу указания в наименовании формы Карточки образцов подписей к лицевым счетам (далее — Карточка) значительного количества лицевых счетов, открытых неучастникам бюджетного процесса.
В соответствии с положениями пункта 18 Порядка № 21н при приеме Карточки орган Федерального казначейства в наименовании формы документа проставляет номера открытых клиенту лицевых счетов.
При этом если клиенту в установленном порядке уже открыт лицевой счет, представление в орган Федерального казначейства Карточки для открытия других лицевых счетов не требуется, в случае если лица, имеющие право подписывать документы, на основании которых осуществляются операции по вновь открываемым лицевым счетам, остаются прежними. В заголовочной части ранее представленной Карточки проставляются номера вновь открытых клиенту лицевых счетов.
Вместе с тем, учитывая, что номера лицевых счетов, открытых органами Федерального казначейства, указаны в Заявлениях на открытие лицевого счета, хранящихся в установленном порядке в деле клиента, Федеральное казначейство считает возможным в случае необходимости открытия значительного количества лицевых счетов клиенту формирование Карточки без заполнения в заголовочной части документа номеров лицевых счетов. При этом по строке «Особые отметки» приводится примечание об открытии лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса.
И.о. руководителя Федерального казначейства |
Д.С. Гришин |
Для чего открывают?
Создание этого реквизита необходимо для обеспечения контроля со стороны госорганов. Что именно контролируется? Соответствие использования денег заявленным целям.
Важно! Все проводимые операции подвержены строжайшему непрекращающемуся мониторингу. Контроль осуществляет непосредственно Федеральное казначейство России.
Основные задачи казначейства в данном контексте – контроль за:
- следованием контрактным договорённостям;
- соблюдением актуальных положений законодательства;
- целесообразно организованным применением бюджетных денег.
Теперь подробнее рассмотрим отдельные положения.
На что даются деньги?
Существуют следующие основания для предоставления денежных средств, расходование которых мониторит казначейство:
- Контракты, выставляемые государством. Речь идёт о суммах от 100 000 000 рублей и выше.
- Выдача субсидий и инвестиций бюджетного происхождения. Здесь всё определяет наличие договора.
- Соглашения, касающиеся взносов, отправляемых в уставной капитал.
- Регламентированные законодательно и нормативно акты, в которых есть указания на права касательно выдачи субсидий и порядок их получения.
- Госконтракты. Имеются в виду те, что оформляются в рамках взаимодействия с бюджетными и автономными субъектами. Цена – также больше суммы в 100 миллионов рублей.
- Соглашения любого рода, оформленные в контексте исполнения государственного контракта.
- Государственные заказы из сферы оборонной промышленности (комплекса).
Этот перечень отражает все обстоятельства, в связи с которыми те или иные юридические лица имею дело с бюджетными средствами и казначейским счётом. Указанные основания нужно рассматривать вкупе с тем, как работает казначейство.
Функции контролирующего органа
Для Казначейства Российской Федерации определены такие функции:
- Контроль выполнения обязательств. Конкретно речь идёт о соответствии реального объёма выполненного тем пунктам, что прописаны в документации.
- Контроль временного фактора. Здесь имеется в виду мониторинг оговоренных в контракте сроков выполнения работ.
- Осуществление проверочных мероприятий по фактической поставке товара.
- Мониторинг указанной и реальной цен товара. То и другое должно соответствовать друг другу.
Сопровождение, организуемое Казначейством, исполняется согласно положениям Постановления Правительства №1552 от 30.12.2016 г. Данный акт гласит: юрлица, получающие средства из государственного бюджета, обязаны создавать казначейский расчётный счёт. На него деньги начисляются, с него же они списываются.
Важно! Все нужды, имеющие место быть по контракту, обеспечиваются деньгами, поступающими из бюджета на казначейский счёт.
Теперь, когда мы немного разобрались с целями и обеспечением, перейдём к процессу открытия реквизита.
Как открыть счёт?
Весь процесс открытия казначейского счёта юридическому лицу предопределён положениями, разработанными Федеральным казначейством РФ. В частности регламент описан в приказе №21н от 17.10.2016 г. (последняя редакция – от 28.12.2017 г.).
Как водится в таких случаях, важный элемент открытия счёта – подготовка документации. Например, к таковой относятся заявка на открытие и карточка подписей (образцов). Есть и другие необходимые документы.
Ходатайство
При открытии РС для обособленно работающего филиала организации необходимо и ходатайство от головного офиса. В нём обозначается просьба о создании казначейского счёта. Форма составления бумаги – свободная.
Важно! Ходатайство должно заверяться у управляющего должностного лица организации и у главного бухгалтера основного офиса.
Документ нужен не всегда, но его предоставление, если в работе филиал компании, не менее важно, чем подача других бумаг.
Заявление
Заявление на открытие казначейского счёта составляется по определённой форме. Номер формы – 05311752. Какая информация есть в документе:
- наименование самого документа;
- день, месяц и год создания (в формате 22.11.2222);
- название организации, для работы которой нужно открыть реквизит в Казначействе;
- наименование иных получающих сторон;
- казначейское подразделение (отдел);
- просьба, в которой должна быть обозначена необходимость создания счёта;
- разные кодовые обозначения (реквизиты), такие как ИНН, КПП, ОКПО.
Эта бумага является, строго говоря, стартовой. С неё начинается процедура открытия казначейского счёта.
Карточка образцов подписей
Внесение данных в карточку образцов подписей – второй шаг процесса. Используется для документа форма за номером 05311753.
Чем вообще является карточка?
Она необходима для учёта в работе специалистами контролирующего органа (казначейства). Во-первых, с её помощью работники финансового учреждения извещаются о том, как выглядят оригинальные подписи главных должностных лиц компании.
Во-вторых, в бумаге содержится оттиск используемой в компании фирменной печати.
Важно! Государственные контракты подразумевают работу с крупными бюджетными суммами, по этой причине подписи и оттиск печати – это важная мера предосторожности.
Примечание 2. Карточка в обязательном порядке проходит заверение в нотариальной конторе.
Дополнительные бумаги
Кроме описанных выше основных документов, есть и “бонусные”. Дополнительную документацию Казначейство России может запросить или нет. В любом случае, лучше всего предусмотреть запрос и заблаговременно собрать весь пакет бумаг. Это:
- копия госконтракта, для реализации которого и создаётся счёт в Федеральном казначействе;
- выписка из ЕГРЮЛ, свидетельствующая о регистрации юридического лица;
- копия Устава учреждения, которое будет реализовывать контракт;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учёт плательщика;
- справка из Фонда социального страхования Российской Федерации, которая подтверждает факт уплаты страховых взносов.
Все эти бумаги, как было отмечено, могут и не понадобиться, но подстраховка будет не лишней. Это сэкономит и средства, и, самое главное, время, если требование о предоставлении дополнительной документации всё же будет выдвинуто контролирующим органом.
Решение
На последнем этапе казначейские работники производят сверку фактически поданных документов с образцами, полученными от разных государственных структур.
На принятие решения по созданию расчётного счёта отводятся пять дней. По истечении срока в компанию, являющуюся потенциальным исполнителем госконтракта, приходит извещение.
Контроль и расходование денег
Что же происходит дальше – после того как реквизит уже открыт? Как им пользоваться?
На него начисляют денежные средства. Поступают они, как уже было отмечено, из бюджета. Сумма определяется условиями контракта.
Но даже на этом этапе, когда, казалось бы, одобрение всех госорганов уже есть, просто так начинать использовать деньги нельзя. Нужно направить в Федеральное казначейство документацию, которая подтверждает целевой расход. Какие это бумаги? Например, можно направить:
Нужны деньги в кредит? Заполните заявку прямо сейчас!
- платёжное поручение;
- собственно госконтракт;
- накладные и иные документы, свидетельствующие о фактических обязательствах.
Примечание 3. В платёжной документации обязательно указывается идентификатор госконтракта.
В большинстве случаев государственный контракт подразумевает очень большие суммы. Это обстоятельство определяет оправданность строгого контроля и особенных требований по части предоставления образцов подписей.
Важно! Чтобы применять по назначению деньги, все главные должностные лица компании оставляют собственные подписи на всех бумагах. Обязательно соответствие подписей тем образцам, что подавались ранее. То же касается и печати.
Клиенту могут отказать в расходовании денежных средств, если выявляется какое-то несоответствие в подписях и печати.
Какие могут фигурировать источники расходов:
- приобретение стройматериалов;
- покупка инструментов;
- начисление заработной платы работникам;
- наём стройбригады и т.д.
Какие действия недопустимы в отношении бюджетных денег:
- осуществление взноса в уставной капитал;
- покупка какой-либо собственности для удовлетворения нужд организации;
- перечисление средств на банковский реквизит подрядчика (хотя тут есть свои исключения).
Примечание 4. Перевод денег на счета подрядчиков и субподрядчиков – исключительное обстоятельство. Например, это может быть актуально в случае начисления зарплат и при оплате проделанной работы. Субподрядчикам деньги начисляются для оплаты ЖКХ и приобретения проездных.
Важно! Если средства переводятся в виде аванса, в Казначейство подаются соглашение и выставленный счёт.
Оплата осуществляется и при фактических расходах. Такая ситуация сопряжена с необходимостью подтвердить сам факт трат. Для этого могут применяться бумаги о поставке товара или о предоставлении услуг.
Как правило, казначейский счёт нужен для выполнения государственного заказа. Выделяемые средства используются исключительно для реализации целей, предусмотренных договором. При этом весь процесс сопровождается госконтролем со стороны компетентных органов.
>Изменились счета Управлений Федеральных казначейств в бюджетных платежах
Что нужно знать о комиссии?
- Комиссия за конвертацию для всех пакетов услуг, кроме ПУ «Корпоративный», составляет 5% при выдаче наличных денежных средств с текущего счета, экспресс-счета или со счета «Мой сейф» через банкомат или кассу Альфа-Банка.
- При выдаче наличных денежных средств через банкомат или пункт выдачи стороннего банка* комиссия составляет:
- 1,25% от суммы, включающей комиссию стороннего банка, min 150 руб. для ПУ «Базовый», «Он-Лайф» и «Эконом»;
- 1% от суммы, включающей комиссию стороннего банка, min 150 руб. для ПУ «Класс!», «Оптимум», «Стиль», «Комфорт», «Максимум» и «Статус»;
* Кроме ОАО «МДМ Банк», ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития», ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (МКБ), ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Балтийский банк», (ОАО «Промсвязьбанк», АКБ «РОСБАНК»- возможно снятие только в валюте рубли.). Клиенты Альфа-Банка — держатели карт Visa и MasterCard могут снимать наличные в банкоматах этих банков на тех же условиях, что и в банкоматах Альфа-Банка.
- Комиссия за конвертацию для зарплатных клиентов (ПУ «Корпоративный») устанавливается в индивидуальном порядке.
- При выдаче наличных денежных средств через банкомат или кассу Альфа-Банка со счета Кредитной карты комиссия составляет:
- Cirrus/Maestro: 4%, min. 500 руб.
- VISA Classic и MC Standard: 6,9%, min. 500 руб
- VISA Classic Unembossed: 7%, min. 500 руб
- VISA Gold и MC Gold: 6,9%, min. 500 руб
- VISA Platinum и MC Platinum: 6,9%, min. 500 руб
- World Signia MC: 2,5%, min. 500 руб
- Aeroflot MC: 6.9%, min 500 руб.
- 100 дней без % (Visa, MC): 6.9%, min 500 руб.
Сумма комиссий рассчитывается в процентах от суммы списанных денежных средств, выраженных в валюте счета.
Для чего открывается казначейский счет
Казначейский счет позволяет увеличить степень контроля над целевым расходованием бюджетных средств. Казначейство обеспечивает полную проверку этих аспектов использования денег:
- Соответствие положениям контракта.
- Соответствие законам.
- Целесообразность, рациональное использование.
Казначейство контролирует расходование бюджетных средств, которые предоставляются по следующим основаниям:
- Государственные контракты стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
- Договоры о выдаче субсидий и бюджетных инвестиций.
- Соглашения о взносах в уставной капитал.
- Нормативные акты, в которых указываются право на субсидии и порядок их выдачи.
- Государственные контракты, оформляемые с бюджетными или автономными субъектами, стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
- Любые соглашения, которые были оформлены в рамках реализации госконтракта.
- Госзаказы, касающиеся оборонного комплекса.
Казначейство выполняет эти функции:
- Проверка соответствия объема реально выполненных обязательств тому, что прописано в документах.
- Контроль над соблюдением сроков, указанных в контракте.
- Проверка фактической поставки товара.
- Соответствие указанной стоимости товара его реальной стоимости.
Казначейское сопровождение исполняется на основании положений Постановления Правительства №1552 от 30 декабря 2016 года. В этом нормативном акте указано, что получатели бюджетных средств должны открыть р/с в казначействе. Именно на этот счет будут зачисляться целевые средства. Оттуда же они будут списываться.
Порядок открытия казначейского счета
Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2016 года в редакции от 28 декабря 2017 года.
Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей. Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета. Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.
Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:
- Наименование документа.
- Дата составления.
- Наименование компании, которой нужно открыть счет.
- Наименование других получателей.
- Отдел Федерального казначейства.
- Просьба об открытии счета.
- Различные коды, относящиеся к компании: ИНН, КПП, ОКПО.
Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства. Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами. А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса.
Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:
- Копия государственного контракта, под который открывается казначейский счет.
- Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации ЮЛ.
- Копия Устава организации.
- Копия свидетельства о том, что плательщик поставлен на налоговый учет.
- Справка из ФСС, подтверждающая уплату страховых взносов.
Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.
Особенности расходования средств с казначейского счета
Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:
- Платежное поручение.
- Государственный контракт.
- Прочие бумаги, подтверждающие обязательства (к примеру, накладные).
ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.
Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах. Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь. Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.
Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:
- Закупка строительных материалов.
- Закупка инструментов.
- Выплата зарплаты сотрудникам.
- Найм строительной бригады и прочее.
Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:
- Внесение средств в уставной капитал.
- Приобретение собственности для нужд компании.
- Перевод денег на банковский счет подрядчика (за рядом исключений).
Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом. Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат. В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.
<Письмо> Казначейства России от 24.07.2017 N 07-04-05/05-601
«О разъяснении вопросов по открытию лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса»
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 24 июля 2017 г. N 07-04-05/05-601
О РАЗЪЯСНЕНИИ
ВОПРОСОВ ПО ОТКРЫТИЮ ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ ДЛЯ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ
НЕУЧАСТНИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Федеральное казначейство в связи с обращениями, поступающими от территориальных органов Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства), о разъяснении вопросов, возникающих при открытии лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса, сообщает следующее.
1. По вопросу формирования номера лицевого счета при открытии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса.
В соответствии с положениями пункта 8.5 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н (далее — Порядок N 21н), при открытии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса иному юридическому лицу (в случае отсутствия организации в Реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее — Сводный реестр)) номер лицевого счета присваивается органом Федерального казначейства в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета.
Поскольку основанием для открытия лицевого счета неучастнику бюджетного процесса является государственный контракт (контракт, договор, соглашение), может возникнуть необходимость открытия большого количества клиенту лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса.
Учитывая изложенное, при открытии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса иному юридическому лицу, в том числе включенному в Сводный реестр, органам Федерального казначейства необходимо присваивать номер лицевому счету в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета.
2. По вопросу указания в наименовании формы Карточки образцов подписей к лицевым счетам (далее — Карточка) значительного количества лицевых счетов, открытых неучастникам бюджетного процесса.
В соответствии с положениями пункта 18 Порядка N 21н при приеме Карточки орган Федерального казначейства в наименовании формы документа проставляет номера открытых клиенту лицевых счетов.
При этом если клиенту в установленном порядке уже открыт лицевой счет, представление в орган Федерального казначейства Карточки для открытия других лицевых счетов не требуется, в случае если лица, имеющие право подписывать документы, на основании которых осуществляются операции по вновь открываемым лицевым счетам, остаются прежними. В заголовочной части ранее представленной Карточки проставляются номера вновь открытых клиенту лицевых счетов.
Вместе с тем, учитывая, что номера лицевых счетов, открытых органами Федерального казначейства, указаны в Заявлениях на открытие лицевого счета, хранящихся в установленном порядке в деле клиента, Федеральное казначейство считает возможным в случае необходимости открытия значительного количества лицевых счетов клиенту формирование Карточки без заполнения в заголовочной части документа номеров лицевых счетов. При этом по строке «Особые отметки» приводится примечание об открытии лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса.
И.о. руководителя
Федерального казначейства
Д.С.ГРИШИН
Что такое казначейский счет и как с ним работать
Коммерческая компания может заключать государственные контракты. Последние представляют собой заказы, целью которых является удовлетворение государственных нужд. К примеру, госконтракты могут касаться строительства дорог, работы над оборонными сооружениями. Если компания получает такой контракт, ей выделяются бюджетные средства на исполнение заказа. Расходование этих средств подлежит особому контролю. Для обеспечения контроля над целевым использованием денег открываются казначейские счета.
Что собой представляет казначейский счет
Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.
Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.
ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.
Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:
- Платежное поручение.
- Государственный контракт.
- Прочие бумаги, подтверждающие обязательства (к примеру, накладные).
ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.
Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах. Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь. Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.
Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:
- Закупка строительных материалов.
- Закупка инструментов.
- Выплата зарплаты сотрудникам.
- Найм строительной бригады и прочее.
Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:
- Внесение средств в уставной капитал.
- Приобретение собственности для нужд компании.
- Перевод денег на банковский счет подрядчика (за рядом исключений).
Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом. Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат. В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.
Федеральное казначейство сообщает, что, начиная с 1 сентября 2019 года территориальным органам Федерального казначейства, являющимися центрами специализации по казначейскому сопровождению (далее — Центр специализации по казначейскому сопровождению) необходимо осуществлять резервирование, открытие «единых» лицевых счетов с кодом «71», предназначенных для учета операций неучастника бюджетного процесса (далее — лицевой счет с кодом «71»), головным исполнителям по вновь заключенным государственным контрактам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) (далее — государственный контракт), а также юридическим лицам, получающим из федерального бюджета субсидии и бюджетные инвестиции по вновь заключенным соглашениям (договорам) о предоставлении субсидий и договорам о предоставлении бюджетных инвестиций.
Резервирование, открытие лицевых счетов с кодом «71» (открытие разделов на лицевых счетах с кодом «71») осуществляется в соответствии с Порядком открытия лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденным приказом Федерального казначейства от 24 декабря 2018 г. № 42н, в модуле ведения лицевых счетов подсистемы ведения нормативной справочной информации государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
При обращении головного исполнителя по государственному контракту либо юридического лица, получающего из федерального бюджета субсидию или бюджетную инвестицию, в территориальный орган Федерального казначейства по месту своего нахождения (обращения), указанный территориальный орган Федерального казначейства осуществляет взаимодействие с Центром специализации по казначейскому сопровождению в соответствии с порядком, согласно Приложению № 1 к настоящему письму.
Федеральное казначейство обращает внимание на необходимость осуществления взаимодействия территориальных органов Федерального казначейства в рамках резервирования, открытия лицевых счетов с кодом «71» (открытия разделов на лицевых счетах с кодом «71») с Центрами специализации по казначейскому сопровождению в соответствии со схемой привязки территориальных органов Федерального казначейства к Центрам специализации по казначейскому сопровождению и закреплением за соответствующими Центрами специализации по обеспечению платежей, согласно приложению № 2 к настоящему письму.
В дополнение Федеральное казначейство сообщает, что в случае если головному исполнителю по государственному контракту, получателю субсидии (бюджетной инвестиции) по соглашению (договору) открыт лицевой счет с кодом «71», то исполнителям (соисполнителям) по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов, соглашений (договоров), также открываются лицевые счета с кодом «71».
Приложение: на 20 л. в 1 экз.
Р.Е. Артюхин |
Если коммерческая компания, которая не является участником бюджетного процесса, заключает договор в рамках государственного (муниципального) контракта, она обязана открыть казначейский счет. ОФК включает информацию о ней в Сводный реестр – реестр участников и не участников бюджетного процесса. На основании информации, представленной при открытии счета.
В государственном бюджете, главном финансовом документе страны, как и в любом локальном бюджете, отражаются все статьи доходов и расходов.
В бюджетном процессе участвуют те субъекты, относительно финансовых потребностей, которых и формируется схема движения бюджетных средств.
К ним относятся учреждения и организации, которые работают за счет государственных денег. В этих целях формируют специальный перечень (далее — Сводный реестр), в котором содержится информация обо всех получателях государственных средств. А получают бюджетные средства две категории субъектов. Это участники и неучастники бюджетного процесса. И те, и другие являются исполнителями заказов, целью которых является удовлетворение государственных нужд.
На основании положений Постановления Правительства №1552 от 30.12.2016 получатели бюджетных средств должны открыть счет в казначействе. Именно на этот счет будут зачисляться целевые средства. Оттуда же они будут списываться.
ОФК выполняет функции казначейского сопровождения:
Порядок открытия казначейского счета содержится в приказе Федерального казначейства № 21н от 17.10.2016.
В России функционирует ГИИС «Электронный бюджет». Ее концепция была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р. Регулирует порядок работы системы Постановление Правительства от 30.06.2015 № 658. Структура утверждена приказом Минфина РФ от 07.07.2016 № 110н.
Из системы «Электронный бюджет» можно узнать (бесплатно), является ли компания или учреждение участником бюджетного процесса или нет. Информация соответствует Сводному реестру, вводится только один раз, а потому не дублируется.
Ознакомиться с данным Письмом, вы можете на сайте журнала «Нормативные акты для бухгалтера».
>Участники бюджетного процесса и их полномочия
Бюджетный процесс
Заключительная часть (5 мин.).
1. подвести итоги;
2. задание на самоподготовку: изучить материал данной темы;
3. ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Участники бюджетного процесса и их полномочия
2. Составление проектов бюджетов
3. Рассмотрение и утверждение бюджетов
4. Исполнение бюджетов
Бюджетный процесс, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов государственной власти и органов , местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган выполняет свои собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.
Участниками бюджетного процесса являются:
• Президент РФ;
• органы законодательной (представительной) власти;
• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ. главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового контроля;
• государственные внебюджетные фонды;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
• иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса являются также бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Законодательные (представительные) органы власти имеют следующие полномочия:
• рассмотрение и утверждение бюджетов;
• рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;
• формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней;
• другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ. Органов власти.
Органы исполнительной власти осуществляют:
— составление проектов бюджетов;
— представление их на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органам власти вместе с необходимыми документамии материалами;
— исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;
— управление государственным, муниципальным долгом;
— осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;
— представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательным (представительным) органам власти; другие обязанности, установленные Бюджетным кодексом РФ.
Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Банк России имеет следующие полномочия:
• совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики;
• обслуживает счета бюджетов;
• осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Особо обратим внимание на то, что счета бюджета могут обслуживаться только Банком России, однако это правило имеет исключение, что следует из полномочий кредитных организаций.
На кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участников бюджетного процесса возложено выполнение двух задач: операции по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение отдельных функций Банка России там, где он их выполнять не может. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, которые обслуживают расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).
Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях, представительные органы местного самоуправления осуществляют:
• контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.
Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.
Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители включаются в ведомственную классификацию расходов бюджета. Необходимо отметить, что для федерального уровня таковым является орган государственной власти РФ, для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.
Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:
• определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
• утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
• составляет бюджетную роспись;
• распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
• осуществляет контроль над получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг; а также выполняет другие функции.
Распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям и осуществлять связанные с этим функции. Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен:
— Правительством РФ — представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
— органом исполнительной власти субъекта РФ — представлять его сторону в договорах о предоставлении средств бюджета субъекта РФ на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
— органом местного самоуправления представлять сторону муниципального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, определяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет; утверждающий сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями, а также выполняет другие функции.
Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В ней должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение наделено правом оперативного управления государственным или муниципальным имуществом.
Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение (или иная организация), имеющее право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на очередной финансовый год.
В соответствии с ролью Минфина России в осуществлении бюджетного процесса в Бюджетном кодексе РФ отдельно установлены его полномочия:
• составление проекта федерального бюджета и участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
• разработка прогноза консолидированного бюджета РФ;
• разработка программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;
• сотрудничество с международными финансовыми организациями;
• методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;
• регистрация эмиссии займов субъектов РФ, ценных бумаг муниципальных образований;
• управление государственным долгом РФ в порядке, установленном Правительством РФ;
• организация исполнения федерального бюджета;
• составление отчетов об исполнениях федерального и консолидированного бюджетов РФ;
• осуществление целого ряда других полномочий в соответствии Бюджетным кодексом РФ, иными законодательными актами бюджетного законодательства РФ;
• выполнение полномочий, возложенных на Минфин России Президентом РФ и Правительством РФ.
В Бюджетном кодексе РФ установлены также исключительные полномочия руководителя Минфина России, которые в основном касаются процесса исполнения федерального бюджета, например право разрешительной надписи, применение мер ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета и др.
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
• производит распределение доходов и иных поступлений между уровнями бюджетов по нормам, установленным действующим бюджетным законодательством, их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;
• открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;
• устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов;
• ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;
• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и предоставляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета;
• составляет на основании отчетности, предоставленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Минфин России;
• осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Такова краткая характеристика бюджетных полномочий основных участников бюджетного процесса.