Законодательная база Российской Федерации
отменен/утратил силу Редакция от 13.02.1995 Подробная информация
Наименование документ | «НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (Р3112199-0295-93)» (ред. от 13.02.95) (утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 26.08.93) |
Вид документа | порядок |
Принявший орган | минтранс рф |
Номер документа | Р3112199-0295-93 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 13.02.1995 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | отменен/утратил силу |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
«НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (Р3112199-0295-93)» (ред. от 13.02.95) (утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 26.08.93)
1. Линейные нормы расхода топлива
Линейные нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Линейные нормы являются технологическими нормами и включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав линейных норм не включается и устанавливается отдельно.
Используются три вида линейных норм: базовая норма на 100 км пробега автомобиля, норма на 100 тонно-километров (т. км) транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом) и норма на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.
Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
— работа в зимнее время: в южных районах страны — до 5 процентов, в северных районах страны — до 15 процентов, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера — до 20 процентов, в остальных районах страны — до 10 процентов (порядок увеличения линейных норм в зимнее время по регионам страны приведен в Приложении 1);
— работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:
от 500 до 1500 метров — на 5 процентов,
от 1501 до 2000 метров — на 10 процентов,
от 2001 до 3000 метров — на 15 процентов,
и свыше 3000 метров — на 20 процентов;
— работа в городах с населением свыше 1 миллиона человек — до 10 процентов;
— работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой (в среднем более чем одна остановка на один километр пробега — маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег и т.п.) — до 10 процентов;
— перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, требующая пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час), — до 10 процентов;
— при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии — до 10 процентов; при перегоне в спаренном или строенном состоянии — до 20 процентов;
— почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов — до 10 процентов;
— работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали) — до 20 процентов;
— работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов — до 35 процентов на срок не более одного месяца;
— при учебной езде — до 20 процентов.
Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:
— при работе на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии — до 15 процентов;
— при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах — до 10 процентов.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей после ремонта и др.) нормативный расход топлива не должен превышать 0,5 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием.
При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады т.п.), устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля.
Ниже приведены линейные нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля:
— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах;
— для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, в литрах сжиженного газа;
— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе — в нормальных метрах кубических (куб. м);
— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.
Значения норм расхода дизельного топлива отмечены индексом «д», проставленным после цифрового значения нормы (например, для автомобиля ЗИЛ-4331 — 25 д и т.д.). Соответственно нормы расхода сжиженного нефтяного газа отмечены индексом «гсн», а нормы расхода сжатого природного газа — индексом «спг». Для газовых автомобилей в скобках указана норма при работе на бензине, для газодизельных — на дизтопливе.
Нормы приведены в последовательности, регламентированной действующей системой классификации и обозначений марок автомобилей (Приложение 2), а также в алфавитном порядке.
1.1. Легковые автомобили
1.1. Легковые автомобили
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где
Qн — нормативный расход топлива, литры;
Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Марка, модель автомобиля | Базовая линейная норма |
ВАЗ-1111 | 6,5 |
ВАЗ-2101, -21011, -21013, -21016 | 8,5 |
ВАЗ-2102, -21021, -21023 | 8,5 |
ВАЗ-2103 | 9 |
ВАЗ-21033, -21035 | 8,5 |
ВАЗ-2104, -21043 | 8,5 |
ВАЗ-2105, -21051, -21053 | 8,5 |
ВАЗ-2106, -21061, -21063 | 9 |
ВАЗ-2107, -21072, -21074 | 8,5 |
ВАЗ-2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083 | 8 |
ВАЗ-2109 | 8 |
ВАЗ-2121, -21211 | 12 |
ГАЗ-13 | 20 |
ГАЗ-14 | 22 |
ГАЗ-М20, -М20В, -М20Г | 13,5 |
ГАЗ-21, -21А, -21Б, -21В, -21Г, -21ГЮ, -21И, -21К, -21Л, -21М, -21НЮ, -21П, -21Р, -21С, -21СЮ, -21Т, -21ТС, -21УС | 13 |
ГАЗ-22, -22Б, -22В, -22Г, -22Д, -22Е, -22ЕЮ, -22Н, -22НЮ | 13 |
ГАЗ-24 | 13 |
ГАЗ-24-01 | 13,5 |
ГАЗ-24-02 | 14 |
ГАЗ-24-03 | 13,5 |
ГАЗ-24-04 | 14 |
ГАЗ-24-07 | 16,5 гсн |
ГАЗ-24-10 | 13 |
ГАЗ-24-11 | 13,5 |
ГАЗ-24-12 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) | 13,5 |
ГАЗ-24-12 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) | 14 |
ГАЗ-24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) | 13,5 |
ГАЗ-24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) | 14 |
ГАЗ-24-14 | 13,5 |
ГАЗ-24-17 | 16,5 гсн |
ГАЗ-24-25 | 16,5 гсн |
ГАЗ-24-60 | 13 |
ГАЗ-24Т | 13,5 |
ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) | 13 |
ГАЗ-31029 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) | 13 |
ГАЗ-31029 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) | 13,5 |
ЗАЗ-965, -965А, -965Б, -965М, -965С | 7 |
ЗАЗ-966, -966В, -966ВГ, -966ВБГ | 7 |
ЗАЗ-968, -968А, -968АБ, -968АБ2, -968АБ4, -968Б, -968Б2 | 7 |
ЗАЗ-968М, -968МБ | 8 |
ЗАЗ-968МГ | 7 |
ЗАЗ-968МД, -968МР | 8 |
ЗАЗ-968Р | 7 |
ЗАЗ-969 | 8 |
ЗАЗ-970, -970В, -970Г | 8 |
ЗАЗ-1102 | 7 |
ЗИЛ-114 | 24 |
ЗИЛ-117 | 23 |
ЗИЛ-4104 | 26 |
ИЖ-2125, -21251 | 10 |
Москвич -403, -403Б, -403М, -403Т | 10 |
Москвич -407, -407Б, -407М, -407Т | 10 |
Москвич -408, -408Б, -408ИЭ, -408М,-408П, -408СЭ, -408Т, -408Э, -408Ю | 10 |
Москвич -412, -412ИПЭ, -412ИЭ, -412М,-412П, -412ПЮ, -412Э, -412Ю | 10 |
Москвич-423, -423Н, -423Т, -423Э | 10 |
Москвич-424, -424СЭ, -424Т, -424Э, -424Ю | 10 |
Москвич-426, -426ИЭ, -426Т | 10 |
Москвич-427, -427ИЭ | 10 |
Москвич-2136, -2137, -2138, -21381 | 10 |
Москвич-2140, -21401, -21403, -21406 | 10 |
Москвич-2141, -21412 | 10 |
ЛуАЗ-969А, -969М | 12 |
ЛуАЗ-1302 | 11 |
УАЗ-469, -469А, -469Б | 16 |
УАЗ-315100, -315101, -31512-01, -315201 | 16 |
1.2. Автобусы
1.2. Автобусы
(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)
Для автобусов нормируемое значение расхода топлива устанавливается аналогично легковым автомобилям.
В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T, где
Qн — нормативный расход топлива, литры или куб. метры;
Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км или куб. м/100 км;
S — пробег автобуса, км;
Нот — норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;
T — время работы автомобиля с включенным отопителем, час;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Марка, модель автомобиля | Базовая линейная норма |
ЗИЛ-155 | 41 |
ЗИЛ-158, -158А, -158В, -158ВА | 41 |
Ikarus-55 | 28 д |
Ikarus-556 | 38 д |
Ikarus-180 | 41 д |
Ikarus-250 | 31 д |
Ikarus-250.58, -250.59, -250.93, -250.95 | 34 д |
Ikarus-255 | 31 д |
Ikarus-256, -256.54, -256.59, -256.74, -256.75 | 34 д |
Ikarus-260, -260.01, -260.18, -260.27, -260.37, -260.50, -260.51, -260.52 | |
Ikarus-263 | 40 д |
Ikarus-280, -280.01, -280.33, -280.48, -280.63, — 280.64 | 43 д |
Ikarus-283.00 | 46 д |
Ikarus-350.00 | 37 д |
Ikarus-365.10, -365.11 | 34 д |
Ikarus-415.08 | 39 д |
Ikarus-435.01 | 46 д |
Ikarus-543.26 | 27 д |
КАвЗ-651, -651А | 26 |
КАвЗ-685, -685Б, -685Г, -685Ю | 30 |
КАвЗ-3270, -327001, -3271 | 30 |
ЛАЗ-695, -695Б, -695Е, -695Ж, -695М, -695Н | 41 |
ЛАЗ-695НГ | 43 спг (41) |
ЛАЗ-695П | 51 гсн |
ЛАЗ-695 (с двигателем ЗИЛ-375), -695Н (с двигателем ЗИЛ-375.01) | 44 |
ЛАЗ-697 (с двигателем ЗИЛ-375) | 43 |
ЛАЗ-697, -697Е, -697М, -697Н, -697Р | 40 |
ЛАЗ-699, -699А, -699Н, -699Р | 43 |
ЛАЗ-4202 | 35 д |
ЛАЗ-42021 | 33 д |
ЛиАЗ-158, -158В, -158ВА | 41 |
ЛиАЗ-677, -677А, -677Б, -677В | 54 |
ЛиАЗ-677Г | 67 гсн |
ЛиАЗ-677М, -677МБ, -677МС, -677П | 54 |
ЛиАЗ-5256, -52564 | 46 д |
Mercedes-Benz 0302 C V-8 | 32 д |
Nissan-Urvan E-24 | 10 д |
Nissan-Urvan Transporter | 14 |
Nusa-501M | 15 |
Nusa-521M | 15 |
Nusa-522M, -522-03 | 15 |
ПАЗ-651, -651А | 26 |
ПАЗ-652, -652Б 28 | 28 |
ПАЗ-672, -672А, -672Г, -672М, -672С, -672У, -672Ю | 34 |
ПАЗ-3201, -3201С, -320101 | 36 |
ПАЗ-3205, -32051 | 34 |
ПАЗ-3206 | 36 |
РАФ-08, -10 | 15 |
РАФ-977, -977Д, -977ДМ, -977Е, -977ЕМ, -977Н, -977НМ, -977К | 15 |
РАФ-2203, -220301 | 15 |
РАФ-220302 | 18 гсн |
РАФ-22031, -22031-01 | 15 |
РАф-22032 | 15 |
РАФ-22035-01 | 15 |
ТАМ 260А 119Т | 30 д |
УАЗ-452А, -452АС, -452В | 17 |
УАЗ-220601 | 17 |
УАЗ-220602 | 22 гсн |
УАЗ-396201 | 17 |
1.3. Бортовые грузовые автомобили
1.3. Бортовые грузовые автомобили
(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)
Для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x (Hsап x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), где
Qн — нормативный расход топлива, литры или куб. метры;
S — пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsап — линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда Hsап = Hs + Hg x Gпр, л/100 км или куб. м/100 км (где Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или куб. м/100 км; Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км или куб. м/100 т. км);
Hw — линейная норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км или куб. м/100 т. км;
W — объем транспортной работы, т. км (W = Gгр x Sгр, где Gгр — масса груза, Sгр — пробег с грузом);
Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, нормы на 100 т. км установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах: бензин — 2 л; дизельное топливо — 1,3 л; сжиженный нефтяной газ (ГСН) — 2,5 л; сжатый природный газ (СПГ) — 2 куб. м; при газодизельном питании — 1,2 куб. м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, линейная норма расхода топлива на пробег (л/100 км или куб. м/100 км) автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензина — 2 л; дизельного топлива — 1,3 л; сжиженного газа — 2,5 л; природного газа — 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя — 1,2 куб. м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
Марка, модель автомобиля | Базовая линейная норма |
Avia A-20H | 11 д |
Avia A-21K, -21N | 11 д |
Avia A-30N | 13 д |
Avia A-31L, -31N, -31P | 13 д |
ГАЗ-51, -51А, -51В | 21,5 |
ГАЗ-51Ж | 33 гсн |
ГАЗ-51Ж | 33 гсн |
ГАЗ-51Н, -51Р, -51С, -51Т, -51У, -51Ю | 21,5 |
ГАЗ-52, -52А, -52-01, -52-03, -52-04, -52-05 | 22 |
ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09 | 30 гсн |
ГАЗ-52-27, -52-28 | 21 спг (22) |
ГАЗ-52-54, -52-74 | 22 |
ГАЗ-53, -53А | 25 |
ГАЗ-53-07 | 37 гсн |
ГАЗ-53-12, -53-12-016, -53-12А | 25 |
ГАЗ-53-19 | 37 гсн |
ГАЗ-53-27 | 25,5 спг(25) |
ГАЗ-53-50, -53-70 | 25 |
ГАЗ-53Ф | 22 |
ГАЗ-63, -63А | 26 |
ГАЗ-66, -66А, -66АЭ, -66Э, -66-01, 66-02, 66-04, -66-05, -66-11 | 28 |
ГАЗ-3307 24,5 | 24,5 |
ЗИЛ-130, -130А1, -130Г, -130ГУ, -130С, -130-76, -130Г-76, -130ГУ-76, -130С-76, -130-80, -130Г-80, -130ГУ-80 | 31 |
ЗИЛ-131, -131А | 41 |
ЗИЛ-133Г, -133Г1, -133Г2, -133ГУ | 38 |
ЗИЛ-133ГЯ | 25 д |
ЗИЛ-138 | 42 гсн |
ЗИЛ-138А, -138АГ | 32 спг (31) |
ЗИЛ-150 | 31 |
ЗИЛ-151, -151А | 39 |
ЗИЛ-157, -157Г, -157К, -157КГ, -157КД, -157КЭ, -157КЮ, -157Э, -157Ю | 39 |
ЗИЛ-164, -164А, -164АД, -164АР, -164Р | 31 |
ЗИЛ-166А, -166В | 41 |
ЗИЛ-431410, -431411, -431412, -431416, -431417, -431450, -431510, -431516 | 31 |
ЗИЛ-431610 | 32 спг (31) |
ЗИЛ-431810 | 42 гсн |
ЗИЛ-431917 | 31 |
ЗИЛ-4331 | 25 д |
IFA W50L | 20 д |
КамАЗ-4310, 43105 | 31 д |
КамАЗ-5320 | 25 д |
КамАЗ-53202, -53212, -53213 | 25,5 д |
КамАЗ-53208 | 22,5 спг |
плюс 6,5 д | |
(26 д) | |
КамАЗ-53217 | 21,5 спг |
плюс 6,5 д | |
(26 д) | |
КамАЗ-53218 | 23 спг |
плюс 6,5 д | |
(26 д) | |
КамАЗ-53219 | 22 спг |
плюс 6,5 д | |
(26 д) | |
КрАЗ-214, -214Б | 54 д |
КрАЗ-219, -219Б | 47 д |
КрАЗ-255Б, -255Б1 | 42 д |
КрАЗ-257, -257Б1, -257БС, -257С | 38 д |
КрАЗ-260, -260Б1, -260М | 42,5 д |
МАЗ-200, -200Г, -200Д, -200П | 23 д |
МАЗ-500, -500А, -500АС, -500АТ, -500В | 23 д |
МАЗ-514 | 25 д |
МАЗ-516, -516Б | 26 д |
МАЗ-5334, -5335, -533501 | 23 д |
МАЗ-53352 | 24 д |
МАЗ-5337, -53371 | 23 д |
МАЗ-543 | 98 д |
МАЗ-7310, -7313 | 98 д |
Magirus 232 D 19L | 24 д |
Magirus 290 D 26L | 34 д |
Tatra 111R | 33 д |
Урал-355, -355М, -355МС | 30 |
Урал-375, -375АМ, -375Д, -375ДМ, -375ДЮ, -375К, -375Н, -375Т, -375Ю | 50 |
Урал-377, -377Н | 44 |
Урал-4320, -43202 | 32 д |
УАЗ-450, -450Д | 16 |
УАЗ-451, -451Д, -451ДМ, -451М | 14 |
УАЗ-452, -452Д, -452ДМ | 16 |
УАЗ-330301 | 16 |
УАЗ-33032, -33032-01 | 21,5 |
УАЗ-374101 | 16 |
ЯАЗ-210, -210А | 47 д |
1.4. Тягачи
1.4. Тягачи
(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)
Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.
Марка, модель автомобиля | Базовая линейная норма |
Avstro-Fiat CDN-130 | 26 д |
БелАЗ-537Л | 100 д |
БелАЗ-6411 | 95 д |
БелАЗ-7421 | 100 д |
Volvo F-8932 | 24 д |
Volvo-1033 | 22 д |
ГАЗ-51П | 21 |
ГАЗ-52-06 | 22 |
ГАЗ-63Д, -63П | 26 |
ЗИЛ-120Н | 31 |
ЗИЛ-130АН, -130В, -130В1, -130В1-70, -130В1-80 | 31 |
ЗИЛ-131В, -131НВ | 41 |
ЗИЛ-137, -137ДТ | 42 |
ЗИЛ-138В1 | 41 гсн |
ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ | 38,5 |
ЗИЛ-164АН, -164Н | 31 |
ЗИЛ-441510, -441516 | 31 |
ЗИЛ-441610 | 41 гсн |
ЗИЛ-ММЗ-4413 | 31 |
Iveco-190.33 | 25 д |
Iveco-190.42 | 27 д |
КАЗ-120ТЗ | 31 |
КАЗ-606, -606А | 31 |
КАЗ-608, -608В, -608В2 | 31 |
КамАЗ-5410, -54101, -54112 | 25 д |
КамАЗ-54118 | 23,5 спг |
плюс 6,5 д | |
(26 д) | |
КрАЗ-221, -221Б | 46,5 д |
КрАЗ-255В, -255В1 | 40 д |
КрАЗ-255Л, -255Л1, -255ЛС | 41,5 д |
КрАЗ-258, -258Б1 | 37 д |
КрАЗ-260В | 40 д |
КрАЗ-6443 | 40 д |
КрАЗ-6444 | 37 д |
КрАЗ-643701 | 41,5 д |
KNVF-12T Camacu-Nissan | 45 д |
КЗКТ-537Л | 100 д |
КЗКТ-7427, -7428 | 140 д |
ЛуАЗ-2403 | 10 |
МАЗ-200В, -200М, -200Р | 27,5 д |
МАЗ-504, -504А, -504Б, -504Г | 23 д |
МАЗ-504В | 31 д |
МАЗ-509, -509А | 36,5 д |
МАЗ-537, -537Т | 100 д |
МАЗ-5429, -5430 | 23 д |
МАЗ-5432 | 26 д |
МАЗ-54321 | 25 д |
МАЗ-54322, -543221 | 27 д |
МАЗ-54323, -54324 | 28 д |
МАЗ-54326 | 25 д |
МАЗ-5433, -54331 | 23 д |
МАЗ-6422 | 35 д |
МАЗ-642201 | 33,5 д |
МАЗ-64226, -64227, -642271, -64229 | 35 д |
МАЗ-7310, -73101, -7313 | 98 д |
МАЗ-7916 | 138 д |
Mercedes-Benz-1635S, -1926, -1928, 1935 | 23 д |
Mercedes-Benz-2232S | 27 д |
Mercedes-Benz-2235, -2236 | 28 д |
Mercedes-Benz-2628 | 42 д |
Mercedes-Benz-2632 | 34 д |
Praga ST2-W | 23 д |
Tatra-815TP | 48 д |
Урал-375С, -375СК, -375СК-1, -375СН | 49 |
Урал-377С, -377СК, -377СН | 44 |
Урал-4420, -44202 | 31 д |
Faun H-36-40/45 | 85 д |
Faun H-46-40/49 | 90 д |
Chepel D-450 | 22 д |
Chepel D-450.86 | 25 д |
Scoda-LIAS-100.42, -100.45 | 24 д |
Scoda-706PttN | 25 д |
1.5. Самосвалы
1.5. Самосвалы
(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)
Для автомобилей — самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hsапс x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z, где
Hsапс — линейная норма расхода топлива самосвального автопоезда Hsanc = Hs + Hw x (Gпр + 0,5 x q), л/100 км (где Hw — линейная норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км или куб. м/100 км; Gпр — собственная масса прицепа, полуприцепа, т; q — грузоподъемность прицепа, т);
Hs — базовая линейная норма расхода топлива автомобиля самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;
S — пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hz — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля — самосвала, л;
Z — количество ездок с грузом за смену;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Для автомобилей — самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки: — 0,25 л жидкого топлива (0,25 куб. м природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава; — 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей самосвалов БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере 1 л.
(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)
При работе автомобилей — самосвалов с самосвальными прицепами линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности: бензина — 2 литра, дизельного топлива — 1,3 литра, сжиженного газа — 2,5 литра, природного газа — 2 куб. м.
В случаях работы автомобилей — самосвалов с коэффициентом полезной работы значительно выше 0,5 допускается нормировать расход топлива также как и для бортовых автомобилей. При этом в качестве линейной нормы принимается норма для соответствующего базового бортового автомобиля, скорректированная исходя из разницы собственной массы этих автомобилей.
Марка, модель автомобиля | Базовая линейна норма |
Avia A-30KS | 15 д |
БелАЗ-540, -540А | 135 д |
БелАЗ-548А | 160 д |
БелАЗ-548ГД | 200 гсн |
БелАЗ-549, -7509 | 270 д |
БелАЗ-7510, -7522 | 135 д |
БелАЗ-7523, -7525 | 160 д |
БелАЗ-7526 | 135 д |
БелАЗ-7527 | 160 д |
БелАЗ-75401 | 150 д |
БелАЗ-7548 | 160 д |
ГАЗ-САЗ-53Б | 28 |
ГАЗ-93, -93А, -93АЭ, -93Б, -93В | 23 |
ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508 | 28 |
ГАЗ-САЗ-3509 | 27 спг (28) |
ГАЗ-САЗ-35101 | 28 |
ЗИЛ-ММЗ-554, -55413, -554М | 37 |
ЗИЛ-ММЗ-555, -555А, -555Г, -555ГА, -555К, -555Н, -555Э, -555-76, -555-80 | 37 |
ЗИЛ-ММЗ-585, -585Б, -585В, -585Д, -585Е, -585И, -585К, -585Л, -585М | 36 |
ЗИЛ-ММЗ-4502, 45021, -45022 | 37 |
ЗИЛ-ММЗ-45023 | 50 гсн |
ЗИЛ-ММЗ-4505 | 37 |
ЗИЛ-ММЗ-45054 | 37,5 спг |
ЗИЛ-ММЗ-138АБ | 37,5 спг |
(37) | |
IFA-W50/A | 19 д |
IFA-W50L/K | 24 д |
КАЗ-600, -600АВ, -600Б, -600В | 36 |
КАЗ-4540 | 28 д |
КамАЗ-55102 | 32 д |
КамАЗ-5511 | 34 д |
КамАЗ-55111 | 36,5 д |
КамАЗ-55118 | 31 спг плюс |
9,0 д | |
(35 д) | |
КрАЗ-222, -222Б | 50 д |
КрАЗ-256, -256Б, -256Б1, -256Б1С | 48 д |
КрАЗ-6505 | 50 д |
КрАЗ-6510 | 48 д |
Magirus-232D19R | 30 д |
Magirus-290D26R | 44 д |
МАЗ-205 | 33 д |
МАЗ-503, -503А, -503Б, -503В, -503Г | 28 д |
МАЗ-510, -510Б, -510В, -510Г | 28 д |
МАЗ-511, -512 | 28 д |
МАЗ-513, -513А | 28 д |
МАЗ-5549, -5551 | 28 д |
МоАЗ-75051 | 85 д |
САЗ-3502 | 28 |
САЗ-3503, -3504 | 26 |
Tatra-138S1, -138S3 | 36 д |
Tatra-148S1M, -148S3 | 36 д |
Tatra-T815C1, -T815C1A, -T815C3 | 42 д |
Урал-5557 | 34 д |
1.6. Фургоны
Для автомобилей — фургонов (специализированных автомобилей), выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям. Для фургонов, работающих с почасовой оплатой, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям, с учетом надбавки за работу с почасовой оплатой (10%).
Марка, модель автомобиля | Базовая линейная норма |
Avia A-20F | 11 д |
Avia A-30F, -30KSU, -31KSU | 13 д |
ГЗСА-731<1> | 29 |
ГЗСА-890А | 34 гсн |
ГЗСА-891 | 23 |
ГЗСА-891Б | 33 гсн |
ГЗСА-891В | 24 спг (23) |
ГЗСА-892 | 23 |
ГЗСА-893А | 23 |
ГЗСА-893АБ | 34 гсн |
ГЗСА-893Б | 24 спг (23) |
ГЗСА-947 | 29 |
ГЗСА-949 | 27 |
ГЗСА-950 | 27 |
ГЗСА-950А | 39 гсн |
ГЗСА-3702 | 23 |
ГЗСА-37021 | 34 гсн |
ГЗСА-37022 | 24 спг (23) |
ГЗСА-3704 | 23 |
ГЗСА-37041 | 34 гсн |
ГЗСА-37042 | 24 спг (23) |
ГЗСА (КМЗ)-3705<2> | 27 |
ГЗСА-3706 | 27 |
ГЗСА (КМЗ)-3711 | 27 |
ГЗСА (КМЗ)-37111, -37112 | 27 |
ГЗСА (КМЗ)-3712, -37121 | 23 |
ГЗСА (КМЗ)-37122 | 24 спг (23) |
ГЗСА-3713, -3714 | 29 |
ГЗСА (КМЗ)-3716 | 28 |
ГЗСА (КозМЗ)-3718<3> | 29 |
ГЗСА (КозМЗ)-3719 | 29 |
ГЗСА (КМЗ)-3721 | 27 |
ГЗСА (КМЗ)-37231 | 27 |
ГЗСА (КМЗ)-3726 | 27 |
ГЗСА-3944 | 27 |
ГЗСА-3742, -37421 | 29 |
ЕрАЗ-762, -762А, -762Б, -762В | 14 |
ЕрАЗ-37111 | 28 |
ЕрАЗ-37121 | 24 |
ЕрАЗ-3730, -37301, -37302, -37304, -37305 | 15 |
Guk A-03, A-06, A-07M | 14 |
Guk A-11, A-13, A-13M | 14 |
ИЖ-2715, -27151, -271501, -27151-01 | 11 |
ИЖ -2715011 | 15 гсн |
IFA-Robur LD 3000KF/STKo | 17 д |
КАвЗ-664 | 29 |
КАвЗ-49471 | 53 |
Кубань-Г1А1 | 28 |
Кубань-Г1А2 | 30 |
Кубанец-У1А | 18 |
ЛуМЗ-890, -890Б | 34 |
ЛуМЗ-945 | 10 |
ЛуМЗ-946 | 15 |
ЛуМЗ-948 | 10 |
ЛуМЗ-949 | 15 |
Мод. (КМЗ)-35101 | 27 |
Мод. (КМЗ)-3716 | 27 |
Мод. (КозМЗ)-3718 | 29 |
Мод. (КМЗ)-37211 | 27 |
Мод. (КМЗ)-37231 | 27 |
Мод. (КМЗ)-3726 | 27 |
Мод. (ГЗСА)-3767 | 28 спг (27) |
Мод. (КМЗ)-39011 | 24 |
Мод. (КозМЗ)-39021 | 29 |
Мод. (КозМЗ)-39031 | 29 |
Мод. (КозМЗ)-3944 | 27 |
Мод. (КМЗ)-53423 | 28 д |
Мод. (КозМЗ)-5703 | 28 д |
Москвич-2733, -2734 | 11 |
НЗАС-3964<4> | 29 |
НЗАС-4208 | 35 д |
НЗАС-4947 | 53 |
НЗАС-4951 | 34 д |
Nusa C-502-1 | 14 |
Nusa C-521C | 14 |
Nusa C-522C | 14 |
ПАЗ-3742 | 29 |
ПАЗ-37421 | 28 |
РАФ-22031-01 | 15 |
РАФ-22035, -22035-01 | 15 |
ТА-1А4 | 24 |
ТА-943А, -943Н | 22,5 |
ТА-949А | 24 |
УАЗ-450А | 17 |
УАЗ-451А | 17 |
УАЗ-374101 | 17 |
УАЗ-396201 | 17 |
УАЗ-396201 | 17 |
Урал-49472 | 53 |
<1> ГЗСА — Горьковский завод специализированных автомобилей
<2> КМЗ — Каспийский машиностроительный завод
<3> КозМЗ — Козельский машиностроительный завод
<4> НЗАС — Нефтекамский завод автосамосвалов
Методика исчисления расхода топлива
4.1. Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения
Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
-базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
-транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;
-автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
-самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
-транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».
Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.
Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
-для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива;
-для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) — в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22±0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан- бутановой смеси);
-для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ) — в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1±0,1 м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);
-для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в м3 с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).
Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.
1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% (включительно — и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов).
2. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
-
от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье);
-
от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье);
-
от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье);
-
свыше 3000 м — до 20% (высокогорье).
3. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий — до 30%.
4. Работа автотранспорта в городах с населением:
-
свыше 3 млн. человек — до 25%;
-
от 1 до 3 млн. человек — до 20%;
-
от 250 тыс. до1 млн. человек — до 15%;
-
от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;
-до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.
5. Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы- автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) — до 10%.
6. Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случая:
-с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20…40 км/ч — до 15%;
-с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.
7. При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта, (пробег определяется производителем техники) — до 10%.
8. При централизованном перегоне автомобилей:
-своим ходом в одиночном состоянии или колонной — до10%;
-при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии — до 15%;
-при перегоне-буксировке в строенном состоянии — до 20%.
9. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации:
-более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км- до 5%;
-более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км — до 10%.
10. При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия — до 10%.
11. При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.- до 20%.
12. При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:
-для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%;
-для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля — до 40%.
13. При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях:
-
для дорог I, II и III категорий — до 35%;
-
для дорог IV и V категорий — до 50%.
14. При учебной езде:
-
на дорогах общего пользования — до 20%;
-
на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом — до 40%.
15. При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля — до 7% от базовой нормы.
16. При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.
17. При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.
18. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.
19. Допускается на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации:
— на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);
— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;
— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:
— на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км — с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 м3/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе;
— при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.
Норма расхода топлив может снижаться.
1. При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) — до 15%.
2. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;
— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно разделу 4.3;
— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа,
— до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.
Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.
Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств — при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.
На период действия документа «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данных нормах расхода), руководители местных администраций регионов ипредприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
, (1)
гдеQh — нормативный расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля,
л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Пример. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 500 — 1500 м, совершил пробег 244 км.
Исходные данные:
— базовая норма для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляетHs = 13,0 л/100 км;
— надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 500 до 1500 м составляетD = 5%.
Нормируемый расход топлива составляет:
л.
ДЛЯ АВТОБУСОВ нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям. В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:
, (2)
гдеQh — нормативный расход топлива, в литрах или м3;
Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автобуса,
л/100 км или м /100 км;
S — пробег автобуса, км;
Нот — норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;
Т — время работы автомобиля с включеннымотопителем, час;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Пример. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км, при времени работы на линии 8 часов.
Исходные данные:
— базовая норма на пробег для городского автобуса Ikarus- 280.33 составляетHs = 43,0 л/100 км;
— надбавка за работу в зимнее время составляетD = 10%;
— норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Нот =3,5 л/час.
Нормируемый расход топлива составляет:
ДЛЯ БОРТОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИЛИ АВТОПОЕЗДОВ нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
,(3)
гдеQH — нормативный расход топлива, в литрах или м3;
S — пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hsaв- норма расхода топлива на пробег автопоезда,
Hsaв =Hs +Hg·Gгp, л/100 км или м /100 км,
Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или м/100 км;
Hsaв =Hs — для одиночного автомобиля, тягача, л/100 км или м3/100 км;
Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м /100 ткм);
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу,
л/100 ткм или м /100 ткм;
W — объем транспортной работы,W= Gгp• Sгp, т км;
Gsp — масса груза, т;
Sгp — пробег с грузом, км;
Gпp — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная
надбавка или снижение) к норме в процентах.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив:
-
для бензина — до 2 л;
-
дизельного топлива — до 1,3 л;
-
сжиженного нефтяного газа (СНГ) — до 2,64 л;
-
сжатого природного газа (СПГ) — до 2 м ;
-
при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:
-
бензина — до 2 л;
-
дизельного топлива — до 1,3 л;
-
сжиженного газа — до 2,64 л;
-
природного газа — до 2 м ;
Пример 1. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при общем пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 ткм в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или их снижения.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-43141 составляетHs = 31,0 л/100 км;
— норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляетHw = 2,0 л/100 ткм.
Нормируемый расход топлива составляет:
Пример 2. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 при общем пробеге 1000 км по маршруту Брянск-Москва-Брянск выполнил перевозку груза массой 3,5 тонны из Москвы в Брянск в зимних условиях эксплуатации.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 составляет Hs = 24,5 л/100 км;
— норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляетHw = 1,3 л/100 ткм.
— надбавки на работу в зимнее время в Брянской области D = 10 процентов.
Нормируемый расход топлива составляет:
Пример 3. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350, выполнил 6413 ткм транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте от 1501 до 2000 метров и совершил общий пробег 475 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляетHs = 25,0 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетHw = 1,3 л/100 ткм;
— норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляетHg = 1,3 л/100 ткм;
— надбавки на работу в зимнее времяD = 10%, на работу в горных условиях на высоте от 1501 до 2000 метров над уровнем моряD = 10 процентов, ∑D=10+10=20%;
— масса снаряженного прицепа ГКБ-8350Gnp = 3,5 тонны;
— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:
Hsaв =Hs +Hg·Gnp = 25 +1,3· 3,5 = 29,55 л/100 км.
Нормируемый расход топлива:
Пример 4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 с прицепом ГКБ-8350, при общем пробеге 2000 км по маршруту Киров- Москва-Киров выполнил перевозку груза массой 3,5 тонны из Москвы в Киров в зимних условиях на дорогах общего пользования II категории.
Исходные данные:
-базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 установлена приказом руководителя предприятия и составляет Hs = 24,5 л/100 км;
-норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетHw = 1,3 л/100 ткм;
-норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляетHg = 1,3 л/100 ткм;
-масса снаряженного прицепа ГКБ-8350Gnp = 3,5 тонны;
-надбавки на работу в зимнее время в Кировской области D = 12 %,
-снижение расхода топлива при работе на дороге общего пользования II категорииD = -8%. Итого ∑ D=12-8=4%;
— объем транспортной работы,W= Gгp·Sгp = 3,5·1000 =3500ткм;
-норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: автомобиль КамАЗ-53212 с прицепом ГКБ-8350 составляет:
Hsaв =Hs +Hg·Gnp = 24,5 +1,3 · 3,5 = 29,05 л/100 км.
Нормируемый расход топлива:
ДЛЯ СЕДЕЛЬНЫХ ТЯГАЧЕЙ нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.
Пример. Из путевого листа установлено, что автомобиль- тягач МАЗ-5429 с полуприцепом MA3-5205A выполнил 9520 ткм транспортной работы при пробеге 595 км по загородной дороге с усовершенствованным покрытием.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ- 5429 составляетHs = 23,0 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетHw = 1,3 л/100 ткм;
— норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа составляетHg = 1,3 л/100 ткм;
— масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gnp = 5,7 тонны;
— надбавка на работу в зимнее время D = 10%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15 %; Итого ∑ D=10-15= 5%;
— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А составляет:
Hsaв =Hs +Hg·Gnp = 23 +1,3· 5,7 = 30,41 л/100 км.
Нормируемый расход топлива:
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ И САМОСВАЛЬНЫХ АВТОПОЕЗДОВ нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
, (4)
гдеHсам — норма расхода топлива самосвального автопоезда,
Hсам=Hs+Hw· (Gnp+ 0,5·q),л/100 км;
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т км или м /100 т км;
Gnp -собственная масса прицепа, полуприцепа, т;
q — грузоподъемность прицепа, т;
Hs — базовая норма расхода топлива автомобиля самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;
S — пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hz — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л;
Z — количество ездок с грузом за смену;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5):
-
бензина — до 2 л;
-
дизельного топлива — до 1,3 л;
-
сжиженного газа — до 2,64 л;
-
природного газа — до 2 м .
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив(Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
-
до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;
-
до 0,2 м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей.
Пример 1. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-510 совершил пробег 165 км, выполнив при этом 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере на дороге IV категории.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-510 составляетHs = 28,0 л/100 км;
— норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляетHz = 0,25 л;
— надбавка на работу в зимнее времяD = 10%, на работу в карьере с грузом D = 30%. Итого ∑ D=10+30= 40%;
Нормируемый расход топлива:
Пример 2. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 тонн кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 тонн щебня. Общий пробег составил 240 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 составляетHs = 34,0 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетHw = 1,3 л/ ткм;
— работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;
— масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 Gnp = 4,5 тонны;
— учитывая, что коэффициент загрузки более 0,5, норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:
Hсам=Hs+Hw·Gnp=34,0 +1,3 · 4,5 = 39,85 л/100 км;
Нормируемый расход топлива:
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-ФУРГОНОВ (СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ), выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям.
Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.
Пример. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляетHs = 34,0 л/100 км;
— надбавка на работу, с почасовой оплатойD = 10 %, надбавка на работу с частыми технологическими остановками D = 8 %. Итого ∑ D=10+8=18%;
Нормируемый расход топлива:
ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МИКРОАВТОБУСОВ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично легковым автомобилям российского производства по формуле (1).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:
— автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);
— автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).
Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:
, (5)
гдеHsc — индивидуальная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (в случаях, когда специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы:H’sc =Hsc +Hw·W;
Нт — норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и др.);
S — пробег автомобиля;
Т — время работы оборудования, час или количество выполненных операций;
∑D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, процент (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях). Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих работу впроцессе передвижения, определяется следующим образом:
, (6)
гдеHsc — индивидуальная норма расхода топлива на пробег
спецавтомобиля, л/100 км;
S’ — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
Hs» — норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы по время передвижения, л/100 км;
S» — пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
Hsd — дополнительная норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси, л;
N — количество кузовов разбрасываемого песка или смеси за смену.
Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвижение) устанавливаются, исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.
Нормы расхода топлив для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова).
Пример. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для автомобильного крана КС-4571 составляетHsc = 52 л/100 км;
— норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Нт = 8,4 л/100 км;
— надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи км после капитального ремонтаD = 5 %.
Нормируемый расход топлива: