Законодательная база Российской Федерации

отменен/утратил силу Редакция от 13.02.1995 Подробная информация

Наименование документ «НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (Р3112199-0295-93)» (ред. от 13.02.95) (утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 26.08.93)
Вид документа порядок
Принявший орган минтранс рф
Номер документа Р3112199-0295-93
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 13.02.1995
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
Навигатор Примечания

«НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (Р3112199-0295-93)» (ред. от 13.02.95) (утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 26.08.93)

1. Линейные нормы расхода топлива

Линейные нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Линейные нормы являются технологическими нормами и включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав линейных норм не включается и устанавливается отдельно.

Используются три вида линейных норм: базовая норма на 100 км пробега автомобиля, норма на 100 тонно-километров (т. км) транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом) и норма на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.

Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

— работа в зимнее время: в южных районах страны — до 5 процентов, в северных районах страны — до 15 процентов, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера — до 20 процентов, в остальных районах страны — до 10 процентов (порядок увеличения линейных норм в зимнее время по регионам страны приведен в Приложении 1);

— работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:

от 500 до 1500 метров — на 5 процентов,

от 1501 до 2000 метров — на 10 процентов,

от 2001 до 3000 метров — на 15 процентов,

и свыше 3000 метров — на 20 процентов;

— работа в городах с населением свыше 1 миллиона человек — до 10 процентов;

— работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой (в среднем более чем одна остановка на один километр пробега — маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег и т.п.) — до 10 процентов;

— перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, требующая пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/час), — до 10 процентов;

— при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии — до 10 процентов; при перегоне в спаренном или строенном состоянии — до 20 процентов;

— почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов — до 10 процентов;

— работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали) — до 20 процентов;

— работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов — до 35 процентов на срок не более одного месяца;

— при учебной езде — до 20 процентов.

Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:

— при работе на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии — до 15 процентов;

— при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах — до 10 процентов.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей после ремонта и др.) нормативный расход топлива не должен превышать 0,5 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием.

При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады т.п.), устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля.

Ниже приведены линейные нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля:

— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах;

— для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, в литрах сжиженного газа;

— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе — в нормальных метрах кубических (куб. м);

— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.

Значения норм расхода дизельного топлива отмечены индексом «д», проставленным после цифрового значения нормы (например, для автомобиля ЗИЛ-4331 — 25 д и т.д.). Соответственно нормы расхода сжиженного нефтяного газа отмечены индексом «гсн», а нормы расхода сжатого природного газа — индексом «спг». Для газовых автомобилей в скобках указана норма при работе на бензине, для газодизельных — на дизтопливе.

Нормы приведены в последовательности, регламентированной действующей системой классификации и обозначений марок автомобилей (Приложение 2), а также в алфавитном порядке.

1.1. Легковые автомобили

1.1. Легковые автомобили

Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), где

Qн — нормативный расход топлива, литры;

Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Марка, модель автомобиля Базовая
линейная норма
ВАЗ-1111 6,5
ВАЗ-2101, -21011, -21013, -21016 8,5
ВАЗ-2102, -21021, -21023 8,5
ВАЗ-2103 9
ВАЗ-21033, -21035 8,5
ВАЗ-2104, -21043 8,5
ВАЗ-2105, -21051, -21053 8,5
ВАЗ-2106, -21061, -21063 9
ВАЗ-2107, -21072, -21074 8,5
ВАЗ-2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083 8
ВАЗ-2109 8
ВАЗ-2121, -21211 12
ГАЗ-13 20
ГАЗ-14 22
ГАЗ-М20, -М20В, -М20Г 13,5
ГАЗ-21, -21А, -21Б, -21В, -21Г, -21ГЮ, -21И, -21К, -21Л, -21М, -21НЮ, -21П, -21Р, -21С, -21СЮ, -21Т, -21ТС, -21УС 13
ГАЗ-22, -22Б, -22В, -22Г, -22Д, -22Е, -22ЕЮ, -22Н, -22НЮ 13
ГАЗ-24 13
ГАЗ-24-01 13,5
ГАЗ-24-02 14
ГАЗ-24-03 13,5
ГАЗ-24-04 14
ГАЗ-24-07 16,5 гсн
ГАЗ-24-10 13
ГАЗ-24-11 13,5
ГАЗ-24-12 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) 13,5
ГАЗ-24-12 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) 14
ГАЗ-24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) 13,5
ГАЗ-24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) 14
ГАЗ-24-14 13,5
ГАЗ-24-17 16,5 гсн
ГАЗ-24-25 16,5 гсн
ГАЗ-24-60 13
ГАЗ-24Т 13,5
ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) 13
ГАЗ-31029 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) 13
ГАЗ-31029 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) 13,5
ЗАЗ-965, -965А, -965Б, -965М, -965С 7
ЗАЗ-966, -966В, -966ВГ, -966ВБГ 7
ЗАЗ-968, -968А, -968АБ, -968АБ2, -968АБ4, -968Б, -968Б2 7
ЗАЗ-968М, -968МБ 8
ЗАЗ-968МГ 7
ЗАЗ-968МД, -968МР 8
ЗАЗ-968Р 7
ЗАЗ-969 8
ЗАЗ-970, -970В, -970Г 8
ЗАЗ-1102 7
ЗИЛ-114 24
ЗИЛ-117 23
ЗИЛ-4104 26
ИЖ-2125, -21251 10
Москвич -403, -403Б, -403М, -403Т 10
Москвич -407, -407Б, -407М, -407Т 10
Москвич -408, -408Б, -408ИЭ, -408М,-408П, -408СЭ, -408Т, -408Э, -408Ю 10
Москвич -412, -412ИПЭ, -412ИЭ, -412М,-412П, -412ПЮ, -412Э, -412Ю 10
Москвич-423, -423Н, -423Т, -423Э 10
Москвич-424, -424СЭ, -424Т, -424Э, -424Ю 10
Москвич-426, -426ИЭ, -426Т 10
Москвич-427, -427ИЭ 10
Москвич-2136, -2137, -2138, -21381 10
Москвич-2140, -21401, -21403, -21406 10
Москвич-2141, -21412 10
ЛуАЗ-969А, -969М 12
ЛуАЗ-1302 11
УАЗ-469, -469А, -469Б 16
УАЗ-315100, -315101, -31512-01, -315201 16

1.2. Автобусы

1.2. Автобусы

(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)

Для автобусов нормируемое значение расхода топлива устанавливается аналогично легковым автомобилям.

В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T, где

Qн — нормативный расход топлива, литры или куб. метры;

Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км или куб. м/100 км;

S — пробег автобуса, км;

Нот — норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;

T — время работы автомобиля с включенным отопителем, час;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Марка, модель автомобиля Базовая линейная норма
ЗИЛ-155 41
ЗИЛ-158, -158А, -158В, -158ВА 41
Ikarus-55 28 д
Ikarus-556 38 д
Ikarus-180 41 д
Ikarus-250 31 д
Ikarus-250.58, -250.59, -250.93, -250.95 34 д
Ikarus-255 31 д
Ikarus-256, -256.54, -256.59, -256.74, -256.75 34 д
Ikarus-260, -260.01, -260.18, -260.27, -260.37, -260.50, -260.51, -260.52
Ikarus-263 40 д
Ikarus-280, -280.01, -280.33, -280.48, -280.63, — 280.64 43 д
Ikarus-283.00 46 д
Ikarus-350.00 37 д
Ikarus-365.10, -365.11 34 д
Ikarus-415.08 39 д
Ikarus-435.01 46 д
Ikarus-543.26 27 д
КАвЗ-651, -651А 26
КАвЗ-685, -685Б, -685Г, -685Ю 30
КАвЗ-3270, -327001, -3271 30
ЛАЗ-695, -695Б, -695Е, -695Ж, -695М, -695Н 41
ЛАЗ-695НГ 43 спг (41)
ЛАЗ-695П 51 гсн
ЛАЗ-695 (с двигателем ЗИЛ-375), -695Н (с двигателем ЗИЛ-375.01) 44
ЛАЗ-697 (с двигателем ЗИЛ-375) 43
ЛАЗ-697, -697Е, -697М, -697Н, -697Р 40
ЛАЗ-699, -699А, -699Н, -699Р 43
ЛАЗ-4202 35 д
ЛАЗ-42021 33 д
ЛиАЗ-158, -158В, -158ВА 41
ЛиАЗ-677, -677А, -677Б, -677В 54
ЛиАЗ-677Г 67 гсн
ЛиАЗ-677М, -677МБ, -677МС, -677П 54
ЛиАЗ-5256, -52564 46 д
Mercedes-Benz 0302 C V-8 32 д
Nissan-Urvan E-24 10 д
Nissan-Urvan Transporter 14
Nusa-501M 15
Nusa-521M 15
Nusa-522M, -522-03 15
ПАЗ-651, -651А 26
ПАЗ-652, -652Б 28 28
ПАЗ-672, -672А, -672Г, -672М, -672С, -672У, -672Ю 34
ПАЗ-3201, -3201С, -320101 36
ПАЗ-3205, -32051 34
ПАЗ-3206 36
РАФ-08, -10 15
РАФ-977, -977Д, -977ДМ, -977Е, -977ЕМ, -977Н, -977НМ, -977К 15
РАФ-2203, -220301 15
РАФ-220302 18 гсн
РАФ-22031, -22031-01 15
РАф-22032 15
РАФ-22035-01 15
ТАМ 260А 119Т 30 д
УАЗ-452А, -452АС, -452В 17
УАЗ-220601 17
УАЗ-220602 22 гсн
УАЗ-396201 17

1.3. Бортовые грузовые автомобили

1.3. Бортовые грузовые автомобили

(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)

Для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

Qн = 0,01 x (Hsап x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), где

Qн — нормативный расход топлива, литры или куб. метры;

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsап — линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда Hsап = Hs + Hg x Gпр, л/100 км или куб. м/100 км (где Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или куб. м/100 км; Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км или куб. м/100 т. км);

Hw — линейная норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км или куб. м/100 т. км;

W — объем транспортной работы, т. км (W = Gгр x Sгр, где Gгр — масса груза, Sгр — пробег с грузом);

Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, нормы на 100 т. км установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах: бензин — 2 л; дизельное топливо — 1,3 л; сжиженный нефтяной газ (ГСН) — 2,5 л; сжатый природный газ (СПГ) — 2 куб. м; при газодизельном питании — 1,2 куб. м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.

При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, линейная норма расхода топлива на пробег (л/100 км или куб. м/100 км) автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензина — 2 л; дизельного топлива — 1,3 л; сжиженного газа — 2,5 л; природного газа — 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя — 1,2 куб. м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.

Марка, модель автомобиля Базовая линейная норма
Avia A-20H 11 д
Avia A-21K, -21N 11 д
Avia A-30N 13 д
Avia A-31L, -31N, -31P 13 д
ГАЗ-51, -51А, -51В 21,5
ГАЗ-51Ж 33 гсн
ГАЗ-51Ж 33 гсн
ГАЗ-51Н, -51Р, -51С, -51Т, -51У, -51Ю 21,5
ГАЗ-52, -52А, -52-01, -52-03, -52-04, -52-05 22
ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09 30 гсн
ГАЗ-52-27, -52-28 21 спг (22)
ГАЗ-52-54, -52-74 22
ГАЗ-53, -53А 25
ГАЗ-53-07 37 гсн
ГАЗ-53-12, -53-12-016, -53-12А 25
ГАЗ-53-19 37 гсн
ГАЗ-53-27 25,5 спг(25)
ГАЗ-53-50, -53-70 25
ГАЗ-53Ф 22
ГАЗ-63, -63А 26
ГАЗ-66, -66А, -66АЭ, -66Э, -66-01, 66-02, 66-04, -66-05, -66-11 28
ГАЗ-3307 24,5 24,5
ЗИЛ-130, -130А1, -130Г, -130ГУ, -130С, -130-76, -130Г-76, -130ГУ-76, -130С-76, -130-80, -130Г-80, -130ГУ-80 31
ЗИЛ-131, -131А 41
ЗИЛ-133Г, -133Г1, -133Г2, -133ГУ 38
ЗИЛ-133ГЯ 25 д
ЗИЛ-138 42 гсн
ЗИЛ-138А, -138АГ 32 спг (31)
ЗИЛ-150 31
ЗИЛ-151, -151А 39
ЗИЛ-157, -157Г, -157К, -157КГ, -157КД, -157КЭ, -157КЮ, -157Э, -157Ю 39
ЗИЛ-164, -164А, -164АД, -164АР, -164Р 31
ЗИЛ-166А, -166В 41
ЗИЛ-431410, -431411, -431412, -431416, -431417, -431450, -431510, -431516 31
ЗИЛ-431610 32 спг (31)
ЗИЛ-431810 42 гсн
ЗИЛ-431917 31
ЗИЛ-4331 25 д
IFA W50L 20 д
КамАЗ-4310, 43105 31 д
КамАЗ-5320 25 д
КамАЗ-53202, -53212, -53213 25,5 д
КамАЗ-53208 22,5 спг
плюс 6,5 д
(26 д)
КамАЗ-53217 21,5 спг
плюс 6,5 д
(26 д)
КамАЗ-53218 23 спг
плюс 6,5 д
(26 д)
КамАЗ-53219 22 спг
плюс 6,5 д
(26 д)
КрАЗ-214, -214Б 54 д
КрАЗ-219, -219Б 47 д
КрАЗ-255Б, -255Б1 42 д
КрАЗ-257, -257Б1, -257БС, -257С 38 д
КрАЗ-260, -260Б1, -260М 42,5 д
МАЗ-200, -200Г, -200Д, -200П 23 д
МАЗ-500, -500А, -500АС, -500АТ, -500В 23 д
МАЗ-514 25 д
МАЗ-516, -516Б 26 д
МАЗ-5334, -5335, -533501 23 д
МАЗ-53352 24 д
МАЗ-5337, -53371 23 д
МАЗ-543 98 д
МАЗ-7310, -7313 98 д
Magirus 232 D 19L 24 д
Magirus 290 D 26L 34 д
Tatra 111R 33 д
Урал-355, -355М, -355МС 30
Урал-375, -375АМ, -375Д, -375ДМ, -375ДЮ, -375К, -375Н, -375Т, -375Ю 50
Урал-377, -377Н 44
Урал-4320, -43202 32 д
УАЗ-450, -450Д 16
УАЗ-451, -451Д, -451ДМ, -451М 14
УАЗ-452, -452Д, -452ДМ 16
УАЗ-330301 16
УАЗ-33032, -33032-01 21,5
УАЗ-374101 16
ЯАЗ-210, -210А 47 д

1.4. Тягачи

1.4. Тягачи

(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)

Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.

Марка, модель автомобиля Базовая линейная норма
Avstro-Fiat CDN-130 26 д
БелАЗ-537Л 100 д
БелАЗ-6411 95 д
БелАЗ-7421 100 д
Volvo F-8932 24 д
Volvo-1033 22 д
ГАЗ-51П 21
ГАЗ-52-06 22
ГАЗ-63Д, -63П 26
ЗИЛ-120Н 31
ЗИЛ-130АН, -130В, -130В1, -130В1-70, -130В1-80 31
ЗИЛ-131В, -131НВ 41
ЗИЛ-137, -137ДТ 42
ЗИЛ-138В1 41 гсн
ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ 38,5
ЗИЛ-164АН, -164Н 31
ЗИЛ-441510, -441516 31
ЗИЛ-441610 41 гсн
ЗИЛ-ММЗ-4413 31
Iveco-190.33 25 д
Iveco-190.42 27 д
КАЗ-120ТЗ 31
КАЗ-606, -606А 31
КАЗ-608, -608В, -608В2 31
КамАЗ-5410, -54101, -54112 25 д
КамАЗ-54118 23,5 спг
плюс 6,5 д
(26 д)
КрАЗ-221, -221Б 46,5 д
КрАЗ-255В, -255В1 40 д
КрАЗ-255Л, -255Л1, -255ЛС 41,5 д
КрАЗ-258, -258Б1 37 д
КрАЗ-260В 40 д
КрАЗ-6443 40 д
КрАЗ-6444 37 д
КрАЗ-643701 41,5 д
KNVF-12T Camacu-Nissan 45 д
КЗКТ-537Л 100 д
КЗКТ-7427, -7428 140 д
ЛуАЗ-2403 10
МАЗ-200В, -200М, -200Р 27,5 д
МАЗ-504, -504А, -504Б, -504Г 23 д
МАЗ-504В 31 д
МАЗ-509, -509А 36,5 д
МАЗ-537, -537Т 100 д
МАЗ-5429, -5430 23 д
МАЗ-5432 26 д
МАЗ-54321 25 д
МАЗ-54322, -543221 27 д
МАЗ-54323, -54324 28 д
МАЗ-54326 25 д
МАЗ-5433, -54331 23 д
МАЗ-6422 35 д
МАЗ-642201 33,5 д
МАЗ-64226, -64227, -642271, -64229 35 д
МАЗ-7310, -73101, -7313 98 д
МАЗ-7916 138 д
Mercedes-Benz-1635S, -1926, -1928, 1935 23 д
Mercedes-Benz-2232S 27 д
Mercedes-Benz-2235, -2236 28 д
Mercedes-Benz-2628 42 д
Mercedes-Benz-2632 34 д
Praga ST2-W 23 д
Tatra-815TP 48 д
Урал-375С, -375СК, -375СК-1, -375СН 49
Урал-377С, -377СК, -377СН 44
Урал-4420, -44202 31 д
Faun H-36-40/45 85 д
Faun H-46-40/49 90 д
Chepel D-450 22 д
Chepel D-450.86 25 д
Scoda-LIAS-100.42, -100.45 24 д
Scoda-706PttN 25 д

1.5. Самосвалы

1.5. Самосвалы

(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)

Для автомобилей — самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

Qн = 0,01 x Hsапс x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x Z, где

Hsапс — линейная норма расхода топлива самосвального автопоезда Hsanc = Hs + Hw x (Gпр + 0,5 x q), л/100 км (где Hw — линейная норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км или куб. м/100 км; Gпр — собственная масса прицепа, полуприцепа, т; q — грузоподъемность прицепа, т);

Hs — базовая линейная норма расхода топлива автомобиля самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hz — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля — самосвала, л;

Z — количество ездок с грузом за смену;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Для автомобилей — самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки: — 0,25 л жидкого топлива (0,25 куб. м природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава; — 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей самосвалов БелАЗ дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере 1 л.

(в ред. Инструктивного Письма Минтранса РФ от 13.02.95 N ЛШ-1/52)

При работе автомобилей — самосвалов с самосвальными прицепами линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности: бензина — 2 литра, дизельного топлива — 1,3 литра, сжиженного газа — 2,5 литра, природного газа — 2 куб. м.

В случаях работы автомобилей — самосвалов с коэффициентом полезной работы значительно выше 0,5 допускается нормировать расход топлива также как и для бортовых автомобилей. При этом в качестве линейной нормы принимается норма для соответствующего базового бортового автомобиля, скорректированная исходя из разницы собственной массы этих автомобилей.

Марка, модель автомобиля Базовая линейна норма
Avia A-30KS 15 д
БелАЗ-540, -540А 135 д
БелАЗ-548А 160 д
БелАЗ-548ГД 200 гсн
БелАЗ-549, -7509 270 д
БелАЗ-7510, -7522 135 д
БелАЗ-7523, -7525 160 д
БелАЗ-7526 135 д
БелАЗ-7527 160 д
БелАЗ-75401 150 д
БелАЗ-7548 160 д
ГАЗ-САЗ-53Б 28
ГАЗ-93, -93А, -93АЭ, -93Б, -93В 23
ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508 28
ГАЗ-САЗ-3509 27 спг (28)
ГАЗ-САЗ-35101 28
ЗИЛ-ММЗ-554, -55413, -554М 37
ЗИЛ-ММЗ-555, -555А, -555Г, -555ГА, -555К, -555Н, -555Э, -555-76, -555-80 37
ЗИЛ-ММЗ-585, -585Б, -585В, -585Д, -585Е, -585И, -585К, -585Л, -585М 36
ЗИЛ-ММЗ-4502, 45021, -45022 37
ЗИЛ-ММЗ-45023 50 гсн
ЗИЛ-ММЗ-4505 37
ЗИЛ-ММЗ-45054 37,5 спг
ЗИЛ-ММЗ-138АБ 37,5 спг
(37)
IFA-W50/A 19 д
IFA-W50L/K 24 д
КАЗ-600, -600АВ, -600Б, -600В 36
КАЗ-4540 28 д
КамАЗ-55102 32 д
КамАЗ-5511 34 д
КамАЗ-55111 36,5 д
КамАЗ-55118 31 спг плюс
9,0 д
(35 д)
КрАЗ-222, -222Б 50 д
КрАЗ-256, -256Б, -256Б1, -256Б1С 48 д
КрАЗ-6505 50 д
КрАЗ-6510 48 д
Magirus-232D19R 30 д
Magirus-290D26R 44 д
МАЗ-205 33 д
МАЗ-503, -503А, -503Б, -503В, -503Г 28 д
МАЗ-510, -510Б, -510В, -510Г 28 д
МАЗ-511, -512 28 д
МАЗ-513, -513А 28 д
МАЗ-5549, -5551 28 д
МоАЗ-75051 85 д
САЗ-3502 28
САЗ-3503, -3504 26
Tatra-138S1, -138S3 36 д
Tatra-148S1M, -148S3 36 д
Tatra-T815C1, -T815C1A, -T815C3 42 д
Урал-5557 34 д

1.6. Фургоны

Для автомобилей — фургонов (специализированных автомобилей), выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям. Для фургонов, работающих с почасовой оплатой, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям, с учетом надбавки за работу с почасовой оплатой (10%).

Марка, модель автомобиля Базовая линейная норма
Avia A-20F 11 д
Avia A-30F, -30KSU, -31KSU 13 д
ГЗСА-731<1> 29
ГЗСА-890А 34 гсн
ГЗСА-891 23
ГЗСА-891Б 33 гсн
ГЗСА-891В 24 спг (23)
ГЗСА-892 23
ГЗСА-893А 23
ГЗСА-893АБ 34 гсн
ГЗСА-893Б 24 спг (23)
ГЗСА-947 29
ГЗСА-949 27
ГЗСА-950 27
ГЗСА-950А 39 гсн
ГЗСА-3702 23
ГЗСА-37021 34 гсн
ГЗСА-37022 24 спг (23)
ГЗСА-3704 23
ГЗСА-37041 34 гсн
ГЗСА-37042 24 спг (23)
ГЗСА (КМЗ)-3705<2> 27
ГЗСА-3706 27
ГЗСА (КМЗ)-3711 27
ГЗСА (КМЗ)-37111, -37112 27
ГЗСА (КМЗ)-3712, -37121 23
ГЗСА (КМЗ)-37122 24 спг (23)
ГЗСА-3713, -3714 29
ГЗСА (КМЗ)-3716 28
ГЗСА (КозМЗ)-3718<3> 29
ГЗСА (КозМЗ)-3719 29
ГЗСА (КМЗ)-3721 27
ГЗСА (КМЗ)-37231 27
ГЗСА (КМЗ)-3726 27
ГЗСА-3944 27
ГЗСА-3742, -37421 29
ЕрАЗ-762, -762А, -762Б, -762В 14
ЕрАЗ-37111 28
ЕрАЗ-37121 24
ЕрАЗ-3730, -37301, -37302, -37304, -37305 15
Guk A-03, A-06, A-07M 14
Guk A-11, A-13, A-13M 14
ИЖ-2715, -27151, -271501, -27151-01 11
ИЖ -2715011 15 гсн
IFA-Robur LD 3000KF/STKo 17 д
КАвЗ-664 29
КАвЗ-49471 53
Кубань-Г1А1 28
Кубань-Г1А2 30
Кубанец-У1А 18
ЛуМЗ-890, -890Б 34
ЛуМЗ-945 10
ЛуМЗ-946 15
ЛуМЗ-948 10
ЛуМЗ-949 15
Мод. (КМЗ)-35101 27
Мод. (КМЗ)-3716 27
Мод. (КозМЗ)-3718 29
Мод. (КМЗ)-37211 27
Мод. (КМЗ)-37231 27
Мод. (КМЗ)-3726 27
Мод. (ГЗСА)-3767 28 спг (27)
Мод. (КМЗ)-39011 24
Мод. (КозМЗ)-39021 29
Мод. (КозМЗ)-39031 29
Мод. (КозМЗ)-3944 27
Мод. (КМЗ)-53423 28 д
Мод. (КозМЗ)-5703 28 д
Москвич-2733, -2734 11
НЗАС-3964<4> 29
НЗАС-4208 35 д
НЗАС-4947 53
НЗАС-4951 34 д
Nusa C-502-1 14
Nusa C-521C 14
Nusa C-522C 14
ПАЗ-3742 29
ПАЗ-37421 28
РАФ-22031-01 15
РАФ-22035, -22035-01 15
ТА-1А4 24
ТА-943А, -943Н 22,5
ТА-949А 24
УАЗ-450А 17
УАЗ-451А 17
УАЗ-374101 17
УАЗ-396201 17
УАЗ-396201 17
Урал-49472 53

<1> ГЗСА — Горьковский завод специализированных автомобилей

<2> КМЗ — Каспийский машиностроительный завод

<3> КозМЗ — Козельский машиностроительный завод

<4> НЗАС — Нефтекамский завод автосамосвалов

Методика исчисления расхода топлива

4.1. Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения

Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и ус­танавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

-базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

-транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы;

-автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

-самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

-транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

-для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива;

-для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) — в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22±0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан- бутановой смеси);

-для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ) — в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1±0,1 м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);

-для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в м3 с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.

1. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% (включительно — и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов).

2. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

  • от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье);

  • от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье);

  • от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье);

  • свыше 3000 м — до 20% (высокогорье).

3. Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий — до 30%.

4. Работа автотранспорта в городах с населением:

  • свыше 3 млн. человек — до 25%;

  • от 1 до 3 млн. человек — до 20%;

  • от 250 тыс. до1 млн. человек — до 15%;

  • от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;

-до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.

5. Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы- автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) — до 10%.

6. Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случая:

-с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20…40 км/ч — до 15%;

-с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.

7. При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта, (пробег определяется производителем техники) — до 10%.

8. При централизованном перегоне автомобилей:

-своим ходом в одиночном состоянии или колонной — до10%;

-при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии — до 15%;

-при перегоне-буксировке в строенном состоянии — до 20%.

9. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации:

-более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км- до 5%;

-более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км — до 10%.

10. При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия — до 10%.

11. При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.- до 20%.

12. При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

-для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%;

-для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля — до 40%.

13. При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях:

  • для дорог I, II и III категорий — до 35%;

  • для дорог IV и V категорий — до 50%.

14. При учебной езде:

  • на дорогах общего пользования — до 20%;

  • на специально отведенных учебных площадках, при ма­неврировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом — до 40%.

15. При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля — до 7% от базовой нормы.

16. При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

17. При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.

18. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

19. Допускается на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации:

— на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;

— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:

— на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км — с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 м3/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе;

— при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

Норма расхода топлив может снижаться.

1. При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) — до 15%.

2. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно разделу 4.3;

— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа,

— до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств — при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

На период действия документа «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данных нормах расхода), руководители местных администраций регионов ипредприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

, (1)

гдеQh — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля,

л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Пример. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 500 — 1500 м, совершил пробег 244 км.

Исходные данные:

— базовая норма для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляетHs = 13,0 л/100 км;

— надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 500 до 1500 м составляетD = 5%.

Нормируемый расход топлива составляет:

л.

ДЛЯ АВТОБУСОВ нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям. В случае использования на автобусе в зимнее время штатных независимых отопителей, расход топлива на работу отопителя учитывается в общем нормируемом расходе топлива следующим образом:

, (2)

гдеQh — нормативный расход топлива, в литрах или м3;

Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автобуса,

л/100 км или м /100 км;

S — пробег автобуса, км;

Нот — норма расхода топлива на работу отопителя или отопителей, л/час;

Т — время работы автомобиля с включеннымотопителем, час;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Пример. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км, при времени работы на линии 8 часов.

Исходные данные:

— базовая норма на пробег для городского автобуса Ikarus- 280.33 составляетHs = 43,0 л/100 км;

— надбавка за работу в зимнее время составляетD = 10%;

— норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Нот =3,5 л/час.

Нормируемый расход топлива составляет:

ДЛЯ БОРТОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ИЛИ АВТОПОЕЗДОВ нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

,(3)

гдеQH — нормативный расход топлива, в литрах или м3;

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsaв- норма расхода топлива на пробег автопоезда,

Hsaв =Hs +Hg·Gгp, л/100 км или м /100 км,

Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или м/100 км;

Hsaв =Hs — для одиночного автомобиля, тягача, л/100 км или м3/100 км;

Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м /100 ткм);

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу,

л/100 ткм или м /100 ткм;

W — объем транспортной работы,W= Gгp• Sгp, т км;

Gsp — масса груза, т;

Sгp — пробег с грузом, км;

Gпp — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная

надбавка или снижение) к норме в процентах.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив:

  • для бензина — до 2 л;

  • дизельного топлива — до 1,3 л;

  • сжиженного нефтяного газа (СНГ) — до 2,64 л;

  • сжатого природного газа (СПГ) — до 2 м ;

  • при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 м3 природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:

  • бензина — до 2 л;

  • дизельного топлива — до 1,3 л;

  • сжиженного газа — до 2,64 л;

  • природного газа — до 2 м ;

Пример 1. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при общем пробеге 217 км выполнил транспортную работу в размере 820 ткм в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или их снижения.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-43141 составляетHs = 31,0 л/100 км;

— норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляетHw = 2,0 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составляет:

Пример 2. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 при общем пробеге 1000 км по маршруту Брянск-Москва-Брянск выполнил перевозку груза массой 3,5 тонны из Москвы в Брянск в зимних условиях эксплуатации.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 составляет Hs = 24,5 л/100 км;

— норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляетHw = 1,3 л/100 ткм.

— надбавки на работу в зимнее время в Брянской области D = 10 процентов.

Нормируемый расход топлива составляет:

Пример 3. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350, выполнил 6413 ткм транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте от 1501 до 2000 метров и совершил общий пробег 475 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляетHs = 25,0 л/100 км;

— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетHw = 1,3 л/100 ткм;

— норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляетHg = 1,3 л/100 ткм;

— надбавки на работу в зимнее времяD = 10%, на работу в горных условиях на высоте от 1501 до 2000 метров над уровнем моряD = 10 процентов, ∑D=10+10=20%;

— масса снаряженного прицепа ГКБ-8350Gnp = 3,5 тонны;

— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

Hsaв =Hs +Hg·Gnp = 25 +1,3· 3,5 = 29,55 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

Пример 4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 с прицепом ГКБ-8350, при общем пробеге 2000 км по маршруту Киров- Москва-Киров выполнил перевозку груза массой 3,5 тонны из Москвы в Киров в зимних условиях на дорогах общего пользования II категории.

Исходные данные:

-базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-53215 с двигателем КамАЗ-740.11 установлена приказом руководителя предприятия и составляет Hs = 24,5 л/100 км;

-норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетHw = 1,3 л/100 ткм;

-норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляетHg = 1,3 л/100 ткм;

-масса снаряженного прицепа ГКБ-8350Gnp = 3,5 тонны;

-надбавки на работу в зимнее время в Кировской области D = 12 %,

-снижение расхода топлива при работе на дороге общего пользования II категорииD = -8%. Итого ∑ D=12-8=4%;

— объем транспортной работы,W= Gгp·Sгp = 3,5·1000 =3500ткм;

-норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: автомобиль КамАЗ-53212 с прицепом ГКБ-8350 составляет:

Hsaв =Hs +Hg·Gnp = 24,5 +1,3 · 3,5 = 29,05 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ СЕДЕЛЬНЫХ ТЯГАЧЕЙ нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.

Пример. Из путевого листа установлено, что автомобиль- тягач МАЗ-5429 с полуприцепом MA3-5205A выполнил 9520 ткм транспортной работы при пробеге 595 км по загородной дороге с усовершенствованным покрытием.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ- 5429 составляетHs = 23,0 л/100 км;

— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетHw = 1,3 л/100 ткм;

— норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа составляетHg = 1,3 л/100 ткм;

— масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gnp = 5,7 тонны;

— надбавка на работу в зимнее время D = 10%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15 %; Итого ∑ D=10-15= 5%;

— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе: тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А составляет:

Hsaв =Hs +Hg·Gnp = 23 +1,3· 5,7 = 30,41 л/100 км.

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ И САМОСВАЛЬНЫХ АВТОПОЕЗДОВ нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:

, (4)

гдеHсам — норма расхода топлива самосвального автопоезда,

Hсам=Hs+Hw· (Gnp+ 0,5·q),л/100 км;

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу автомобиля-самосвала и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т км или м /100 т км;

Gnp -собственная масса прицепа, полуприцепа, т;

q — грузоподъемность прицепа, т;

Hs — базовая норма расхода топлива автомобиля самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hz — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л;

Z — количество ездок с грузом за смену;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5):

  • бензина — до 2 л;

  • дизельного топлива — до 1,3 л;

  • сжиженного газа — до 2,64 л;

  • природного газа — до 2 м .

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив(Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:

  • до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;

  • до 0,2 м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей.

Пример 1. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-510 совершил пробег 165 км, выполнив при этом 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере на дороге IV категории.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-510 составляетHs = 28,0 л/100 км;

— норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляетHz = 0,25 л;

— надбавка на работу в зимнее времяD = 10%, на работу в карьере с грузом D = 30%. Итого ∑ D=10+30= 40%;

Нормируемый расход топлива:

Пример 2. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 тонн кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 тонн щебня. Общий пробег составил 240 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 составляетHs = 34,0 л/100 км;

— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляетHw = 1,3 л/ ткм;

— работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;

— масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 Gnp = 4,5 тонны;

— учитывая, что коэффициент загрузки более 0,5, норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиль КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:

Hсам=Hs+Hw·Gnp=34,0 +1,3 · 4,5 = 39,85 л/100 км;

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ-ФУРГОНОВ (СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ), выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям.

Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Пример. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляетHs = 34,0 л/100 км;

— надбавка на работу, с почасовой оплатойD = 10 %, надбавка на работу с частыми технологическими остановками D = 8 %. Итого ∑ D=10+8=18%;

Нормируемый расход топлива:

ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МИКРОАВТОБУСОВ ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично легковым автомобилям российского производства по формуле (1).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

— автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);

— автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).

Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:

, (5)

гдеHsc — индивидуальная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (в случаях, когда специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выпол­нения транспортной работы:H’sc =Hsc +Hw·W;

Нт — норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и др.);

S — пробег автомобиля;

Т — время работы оборудования, час или количество выполненных операций;

∑D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, процент (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях). Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих работу впроцессе передвижения, определяется следующим образом:

, (6)

гдеHsc — индивидуальная норма расхода топлива на пробег

спецавтомобиля, л/100 км;

S’ — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Hs» — норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы по время передвижения, л/100 км;

S» — пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

Hsd — дополнительная норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси, л;

N — количество кузовов разбрасываемого песка или смеси за смену.

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (на передвиже­ние) устанавливаются, исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Нормы расхода топлив для спецавтомобилей, выполняющих работы жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России (Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова).

Пример. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 часа.

Исходные данные:

— базовая норма расхода топлива на пробег для автомобильного крана КС-4571 составляетHsc = 52 л/100 км;

— норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Нт = 8,4 л/100 км;

— надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи км после капитального ремонтаD = 5 %.

Нормируемый расход топлива:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *