Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов

СТ 105 ЛК РФ Утратила силу с 1 июля 2019 года. — Федеральный закон от 27.12.2018 N 538-ФЗ.
1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

2. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В лесопарковых зонах запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

4. В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.

5. В зеленых зонах запрещаются:

1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства;

3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

5.1. В городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 — 5 части 3 настоящей статьи.

6. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

7. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к Ст. 105 ЛК РФ

Комментируемая статья устанавливает правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. К лесам, выполняющим функции природных и иных объектов, относятся:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Ограничения режима в указанных лесах включают в себя ограничения:

1) относительно рубок лесных насаждений;

2) относительно отдельных видов использования лесов;

3) относительно строительства.

Сплошные рубки в данных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 настоящего Кодекса, и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).

Выборочные рубки в данных лесах возможны только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, т.е. в рамках ухода за лесом (ст. 64 ЛК РФ).

Помимо вышеуказанных ограничений, для всех категорий лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов для такой их разновидности в категории, как зеленые зоны и лесопарки, существуют дополнительные ограничения, предусмотренные в п. 3 настоящей статьи, связанные с использованием лесов для целей охотничьего хозяйства, сельского хозяйства, разработки месторождений полезных ископаемых. Кроме того, ограничения связаны с использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, как и для лесов, расположенных в водоохранных зонах. А также установлен запрет на строительство капитальных объектов, кроме лесных троп и гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 86 Земельного кодекса РФ установлено, что зеленые зоны находятся в составе пригородных зон. Зеленые зоны выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В границах зеленых зон запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду. Сами же пригородные зоны находятся за пределами черты городских поселений, составляют с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входят в состав земель иных поселений. Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ. Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий запрещается (ст. 33 Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Лесопарки — это территориальные единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесопарки могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях обороны и безопасности, поселений, ООПТ, на которых расположены леса (ст. 23 ЛК РФ).

Это старая редакция документа

1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

2. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В лесопарковых зонах запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

4. В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.

5. В зеленых зонах запрещаются:

1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи;

2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства;

3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

5.1. В городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 — 5 части 3 настоящей статьи.

6. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

7. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесной кодекс Украины Статья 105. Ответственность за нарушение лесного законодательства

Нарушение лесного законодательства влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно закону.
Ответственность за нарушение лесного законодательства несут лица, виновные в:
1) незаконной вырубке и повреждении деревьев и кустарников;
2) уничтожении или повреждении леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, нарушении других требований пожарной безопасности в лесах;
3) уничтожении или повреждении леса вследствие его загрязнения химическими и радиоактивными веществами, производственными и бытовыми отходами, сточными водами, другими вредными веществами, подтопления, осушения и других видов вредного воздействия;
4) засорении лесов бытовыми и промышленными отходами;
5) нарушении сроков лесовосстановления и иных требований по ведению лесного хозяйства, установленных законодательством в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
6) уничтожении или повреждении лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также естественного подроста и самосева на землях, предназначенных для восстановления леса;
7) нарушении правил хранения, транспортировки и применения средств защиты леса, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов;
8) раскорчевки лесных участков и их использовании не по назначению, в том числе для сооружения жилых домов, производственных и других зданий и сооружений без надлежащего разрешения;
9) самовольной заготовке сена и выпасе скота на лесных участках;
10) нарушении правил заготовки лесной подстилки, лекарственных растений, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п.;
11) заготовки лесных ресурсов способами, отрицательно влияющих на состояние и воспроизводство лесов;
12) нарушении порядка заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы и использования иных лесных ресурсов;
13) невнесении платы за использование лесных ресурсов в установленные сроки;
14) уничтожении и повреждении отграничительных знаков в лесах;
15) введении в действие новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не обеспеченных оборудованием, предотвращающим вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов;
16) нарушении сроков возврата лесных участков, находящихся во временном пользовании, или неисполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
17) повреждении сенокосов, пастбищ и пашни на землях лесного фонда;
18) уничтожении или повреждении лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на лесных участках;

19) невыполнении предписаний государственной лесной охраны и органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;

20) нарушении требований по охране лесов, квазипралисив и природных лесов.

Законом может быть установлена ответственность и за другие нарушения лесного законодательства.

Комментарий к статье 105 ЛК РФ

1. К лесам, которым посвящена комментируемая статья, относятся леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, защитные полосы лесов, расположенные вдоль государственных железнодорожных путей и автомобильных дорог, зеленые зоны и лесопарки, городские леса, а также леса, расположенные в зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов (пункт 3 части 2 статьи 102 ЛК).

Статья 105 (часть 3) ЛК устанавливает запреты осуществления некоторых видов деятельности лишь для зеленых зон и лесопарков. Особенности же использования, охраны, защиты и воспроизводства иных лесов, выполняющих функции защиты объектов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 102 ЛК, а также определения местоположения таких лесов до их установления уполномоченным ФОИВ во исполнение части 4 статьи 105 ЛК требуют обращения к иным нормативным актам.

2. Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения во исполнение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года N 10. ЗСО подразделяются на три пояса и определяются в зависимости от того, является источник подземным или поверхностным.

Для подземных источников граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора — при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м — при использовании недостаточно защищенных подземных вод; границы второго и третьего поясов должна определяться гидродинамическими расчетами.

Для поверхностных источников границы первого пояса устанавливаются с учетом конкретных условий в следующих пределах:

а) для водотоков (реки, ручьи, каналы):

вверх по течению — не менее 200 м от водозабора;

вниз по течению — не менее 100 м от водозабора;

по прилегающему к водозабору берегу — не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени;

в направлении к противоположному от водозабора берегу при ширине реки или канала менее 100 м — вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды при летне-осенней межени, при ширине реки или канала более 100 м — полоса акватории шириной не менее 100 м;

б) для водоемов (водохранилища, озера) граница первого пояса должна устанавливаться в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий, но не менее 100 м во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне-осенней межени.

Граница второго пояса водотока ниже по течению составляет не менее 250 м от водозабора. Боковые границы второго пояса от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии:

а) при равнинном рельефе местности — не менее 500 м;

б) при гористом рельефе местности — до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.

Граница второго пояса на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км — при наличии нагонных ветров до 10% и 5 км — при наличии нагонных ветров более 10%.

На территории первого пояса зон санитарной охраны как подземных, так и поверхностных источников водоснабжения не допускаются посадка высокоствольных деревьев и все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений. На территории второго пояса подземных источников не допускается сплошная рубка, поверхностных источников — использование лесных угодий в пределах прибрежной полосы, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения.

3.1. В соответствии с ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» защитные полосы лесов вдоль железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта относятся к полосам отвода железных дорог.

Правила установления полос отвода железных дорог утверждены Постановлением Правительства от 12 октября 2006 года N 611. В соответствии с ними утвердить нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, и нормы расчета охранных зон железных дорог в 3-месячный срок обязывалось Министерство транспорта РФ. До настоящего времени действовали нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог, утвержденные указанием МПС России от 24 ноября 1997 года N С-1360-у; ОСТ 32.66-96, утвержденный указаниями МПС от 5 марта 1997 года, устанавливавший требования к защитным лесным насаждениям на полосах отвода железных дорог, а также ГОСТ 17.5.3.02-90 «Охрана природы. Земли. Нормы выделения на землях государственного лесного фонда защитных лесов вдоль железных и автомобильных дорог».

Организации железнодорожного транспорта в границах полосы отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям обязаны не допускать разрастание сорной древесно-кустарниковой растительности, а в местах прилегания к лесным массивам — скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. Обязательно отделение границы полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Земельные участки (их части), расположенные вдоль полосы отвода, могут быть включены в границы охранной зоны железных дорог (далее — охранная зона) в случае прохождения железнодорожных путей по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов, а также по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей. В границах охранных зон может быть запрещена или ограничена вырубка древесной и кустарниковой растительности.

3.2. Защитные полосы лесов вдоль автомобильных дорог должны относиться к полосам их отвода. Нормы отвода земель для автомобильных дорог утверждены Постановлением Госстроя СССР от 19 декабря 1974 года N 248, которые в РФ действуют и в настоящее время.

Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденные Постановлением Правительства от 1 декабря 1998 года N 1420, предусматривают такие полосы с каждой стороны дороги не менее 50 м (в зависимости от категории дороги). В соответствии с ними решения о предоставлении участков в пределах таких полос и рубка ДКР на них, необходимая для строительства, согласуются органами управления дорогой и ГИБДД.

4. В соответствии со статьей 86 ЗК зеленая зона — это часть пригородной зоны, которая выполняет санитарные, санитарно-защитные и рекреационные функции и в границах которой запрещается деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду. Границы и правовой режим пригородных (в том числе зеленых) зон должны утверждаться законами: для Москвы и Санкт-Петербурга — ФЗ, для других городов — законами субъектов РФ. Однако утверждение изменения границ Москвы и Санкт-Петербурга (что объективно влечет изменение их зеленых зон) осуществляется по решению Совета Федерации, то есть без принятия ФЗ Государственной Думой.

Еще 16 июня 1997 года было принято Постановление Правительства «О создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области». Оно поручало правительствам Москвы и Московской области утвердить положение о пригородных зеленых зонах г. Москвы и городов Московской области. Однако совместным Постановлением Правительств Москвы и Московской области от 18 мая 1999 года был одобрен лишь проект такого положения. Действующий же с ноября 2001 года ЗК требует установления таких зеленых зон ФЗ. Но ФЗ о пригородных зеленых зонах Москвы и Санкт-Петербурга до сих пор не только не принят, но и не числится среди внесенных в Государственную Думу. Не было принято аналогичного нормативного акта также ОГВ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Все это не могло не сказаться отрицательно на состоянии зеленых зон и способствовало застройке прилегающих к Москве и Санкт-Петербургу земель и вырубке лесов на них.

Вместе с тем пункт 6 статьи 86 ЗК в редакции статьи 33 Вводного закона запрещает перевод ЗЛФ, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки (если и те, и другие определены в установленном порядке), в земли иных категорий, что способствует их охране. Кроме того, в части, не противоречащей ЛК, может действовать Закон Московской области от 29 июля 2003 года (с последующими изменениями) «О пригородных зеленых зонах городов Московской области», поскольку он действует не в отношении Москвы (Москва — не город Московской области, а самостоятельный субъект РФ), а в отношении других городов на территории Московской области: Верея, Раменское, Руза, Серпухов и др.

Границы и правовой режим зеленых зон других городов России, в том числе столиц (административных центров) субъектов РФ, должны устанавливаться законами соответствующих субъектов РФ (пункт 3 статьи 86 ЗК), а не иными актами. Однако в настоящее время в РФ нет ни одного субъекта РФ, в котором зеленые зоны его городов были бы установлены законом. Законы субъектов РФ лишь упоминают об установлении зеленых зон, но непосредственно не устанавливают их.

Что касается лесопарков, то пункт 6 статьи 86 ЗК рассматривает их как разновидность ЗЛФ, а пункт 2 статьи 98 ЗК — как разновидность земель рекреационного назначения в составе другой категории земель — земель особо охраняемых территорий и объектов. Полагаем, что в связи с принятием нового ЛК лесопарки за пределами земель населенных пунктов следует рассматривать как находящиеся на ЗЛФ.

Возможно, в связи с неопределенностью статуса зеленых зон и лесопарков статья 105 (часть 3) ЛК непосредственно установила запрещенные в них виды деятельности, что не предусмотрено ею для других лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов:

1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2) ведение охотничьего хозяйства;

3) ведение сельского хозяйства;

4) разработка месторождений полезных ископаемых;

5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп и гидротехнических сооружений.

Пункт 5 части 3 статьи 105 ЛК запрещает размещение в зеленых зонах и лесопарках даже линейных объектов, необходимых городу (дорог, ЛЭП и др.). Но такой запрет действует в том случае, если граница зеленой зоны или лесопарка определена в установленном порядке, что, как показано выше, не сделано, и допускает размещение таких линейных объектов.

5. Городские леса — самостоятельная категория защитных лесов. Статьей 102 ЛК они отделены от зеленых зон и лесопарков. Городские леса могут располагаться только на землях городских населенных пунктов. Леса же зеленых зон и лесопарки находятся за границами городов. Городские леса должны относиться к зонам рекреационного назначения (пункт 9 статьи 85 ЗК, часть 11 статьи 35 ГСК). Исключение земельных участков из состава городских лесов и включение в состав городских лесов лесопригодных земель (обычно заросших ДКР) должно осуществляться городскими ОМС (см., например, Постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 30 января 2007 года «Об утверждении проекта городских лесов г. Ростова-на-Дону»).

Поскольку городские леса не могут находиться на ЗЛФ, на лесные участки в их составе допускается право собственности любого публичного образования (РФ, субъекта РФ, городского поселения) или лица (физического или юридического). В отношении городских лесов не установлены запреты, аналогичные установленным в отношении зеленых зон и лесопарков за пределами городов. Поэтому с принятием нового ЛК создаются условия для их вырубки и застройки. Ранее этому препятствовал ЛК-97, который допускал использование городских лесов лишь для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и сохранения экологической обстановки (статья 133). Указанные цели использования лесов означали недопустимость выделения из городских лесов отдельных участков и передачу их конкретным лицам под застройку для своих целей. Действующий же ЛК запрет на размещение в городском лесу объектов капитального строительства не установил и, распространив на занятые городскими лесами земли земельное законодательство, позволил распоряжаться участками городских лесов, на которые не разграничена государственная собственность, ОМС городских населенных пунктов, а в столицах субъектов РФ — органам исполнительной власти субъектов РФ (см. комментарий к статье 10 Вводного закона).

В Москве городские леса находятся под действием Закона Москвы «О защите зеленых насаждений», который распространяется на защиту не только городских лесов, но и отдельных деревьев и кустарников вне лесов.

6. Последней категорией защитных лесов (в перечислении в статье 102 ЛК) являются леса, расположенные в зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Использование и охрана лесов на таких зонах, являющихся разновидностью земель особо охраняемых территорий и объектов, регулируется ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и более подробно — Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства от 7 декабря 1996 года N 1425 (в редакции от 19 июля 2006 года).

Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными ОГВ субъектов РФ.

В пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат, в частности, леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции. Вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения, запрещается.

Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны — с внешними границами этих зон. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится лечебно-оздоровительная местность (курорт), и Минздравсоцразвития РФ. В случае, когда округ санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения распространяется на территории двух или более субъектов РФ, предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовываются с соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта РФ.

В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, — до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.

7. Во всех лесах, выполняющих функции защиты объектов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 102 ЛК, независимо от нормативных актов, приведенных в комментируемой статье, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 ЛК (см. комментарий к ней), и случаев установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.

Выборочные рубки лесных насаждений в таких лесах проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Дополнительные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов должны быть установлены уполномоченным ФОИВ (части 1, 2 и 4 статьи 105 ЛК).

Другой комментарий к статье 105 ЛК РФ

1. В ч.1 комментируемой статьи закреплены положения, касающиеся деятельности, которая запрещена в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Эта деятельность заключается в осуществлении сплошных рубок лесных насаждений. В то же время данная деятельность не касается случаев, когда сплошные рубки осуществляются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для:
1) осуществления работ по геологическому изучению недр;
2) разработки месторождений полезных ископаемых;
3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Также исключение составляют и случаи проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.

Следует отметить, что ч.1 комментируемой статьи в судебной практике являлась предметом судебных разбирательств (см. подробнее постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 мая 2011 года N Ф01-1916/11 по делу N А43-17015/2010).

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о выборочных рубках лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Порядок осуществления таких рубок должен устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако на сегодняшний день такой порядок не принят.

3. Частями 3-5.1 комментируемой статьи определены виды деятельности, осуществление которых запрещается на территории:
— лесопарковых зон;
— зеленых зон;
— городских лесов.

Все перечисленные в ч.3-5.1 комментируемой статьи виды деятельности по своему характеру могут причинить вред лесам, относящимся к этим видам. Исключение составляет лишь возведение ограждений на территориях лесопарковых зон в целях их охраны. Ограждение представляет собой конструктивный элемент, который возводится в целях недопущения осуществления в пределах лесопарковых зон деятельности, которая может причинить им вред.

Относительно запрета на осуществление видов деятельности, указанных в ч.3-5.1 комментируемой статьи судебная практика знает множество примеров. Рассмотрим более детально один из них.

Общество с ограниченной ответственностью «Средуралбизнес» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным и об отмене приказа Министерства управлению государственным имуществом Свердловской области (далее — Министерство).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 2 апреля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 августа 2012 года вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.

Суды установили, что приказом Министерства от 30 ноября 2007 года N 3043 расформирован земельный участок, категория — земли населенных пунктов, с кадастровым номером 66:41:0000000:0179, общей площадью 5488282 кв.м с разрешенным использованием — городские леса (особо охраняемые природные территории), обществу предварительно согласовано место размещения Российско-Китайского торгово-ярмарочного центра на земельном участке, категория земель — земли населенных пунктов, площадью 165135 кв.м.

Приказом Министерства от 30 декабря 2008 года N 3200 «О предоставлении земельного участка» обществу предоставлен в аренду сроком на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 66:41:0606001:21, площадью 179800 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, Дублер Сибирского тракта (категория земель — земли населенных пунктов), с разрешенным использованием — для размещения Российско-Китайского торгово-ярмарочного центра с гостиницей, с правом рубки лесных насаждений.

Приказом Министерства от 26 января 2009 года N 99 из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:179 (разрешенное использование — городские леса, местоположение: г.Екатеринбург, участок расположен в восточной части кадастрового района «Екатеринбургский», площадью 5487162 кв.м, находящегося в собственности Свердловской области на основании постановления Правительства Свердловской области «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области» от 17 января 2001 года N 41-ПП), образован путем раздела в том числе земельный участок с кадастровым номером 66:41:0606001:21, категория земель — земли населенных пунктов, местоположение: Свердловская область, г.Екатеринбург, Дублер Сибирского тракта, разрешенное использование — для размещения Российско-Китайского торгово-ярмарочного центра с гостиницей, площадью 179800 кв.м.

Приказом Министерства от 18 марта 2010 года N 350 изменено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 66:41:0606001:21 на «городские леса».

Оспариваемым приказом был признан утратившим силу (отменен) приказ министерства от 30 декабря 2008 года N 3200 «О предоставлении земельного участка».

С учетом вышеназванных правовых норм ВАС РФ сделал вывод о том, что использование спорного земельного участка, расположенного в городских лесах, для строительства хозяйственных объектов не допускается (см. подробнее определение ВАС РФ от 21 декабря 2012 года N ВАС-16602/12).

4. Часть 6 комментируемой статьи содержит норму, направленную на обеспечение сохранения размеров лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов. Эта норма представляет собой запрет на изменение границ таких лесов, которое может привести к уменьшению их площади, так как в этом случае, в свою очередь, изменение их границ может явиться причиной вырубки лесов, ранее относящихся к данным видам.

5. Часть 7 комментируемой статьи содержит норму бланкетного характера о функциональных зонах в лесопарковых зонах, их площади и границах лесопарковых зон, зеленых зон. Указанные зоны, площадь и границы определяются в соответствии с Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1007. Согласно данному Положению площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта РФ, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения.

Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов. Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

6. Часть 8 комментируемой статьи содержит бланкетную норму об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Согласно Особенностям использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденным приказом Федеральным агентством лесного хозяйства от 14 декабря 2010 года N 485, при выполнении работ по воспроизводству лесов в зеленых зонах, лесопарковых зонах и городских лесах уход за лесами, обработка почвы при лесовосстановлении, агротехнический уход за лесными культурами осуществляются без применения токсичных химических препаратов. При выполнении работ по лесовосстановлению в лесопарковых зонах и зеленых зонах, городских лесах используются древесные и кустарниковые породы, отличающиеся большой долговечностью, высокими эстетическими качествами, декоративностью, устойчивостью к неблагоприятным антропогенным и техногенным факторам, особенно к значительным рекреационным нагрузкам.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *