Автомобильный подвижной состав по назначению разделяется на грузовой, пассажирский и специальный:

  • к грузовому составу относятся бортовые автомобили, тягачи, самосвалы, прицепы и полуприцепы, различающиеся по грузоподъёмности и назначению,
  • к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы, различающиеся по вместимости и назначению,
  • к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения различных (нетранспортных) видов работ, транспортирующие специальное оборудование: рефрижераторы, пожарные автомобили, автокраны, коммунальная техника, техника нефтегазодобывающей отрасли и т.п..

Автомобильный подвижной состав классифицируется по степени приспособления к различным дорожным условиям:

  • дорожный, для работы по дорогам общей сети:
    • предназначенный для работы по дорогам с покрытием и без него,
    • повышенной и высокой проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и бездорожью. В зависимости от конструкции делятся на классы: колесные, колесно-гусеничные, полугусеничные, автомобили-амфибии и ТС на воздушной подушке.
  • внедорожный (карьерный) – для использования вне дорог общей сети в специфических условиях.

Для сертификации автомототехники, разработки стандартов, таможенных правил в РФ используется международная классификация на основе рекомендаций ЕЭК ООН.

Аналогичный принцип закреплён и в российском ГОСТ Р 52051‑2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

Согласно нее все автомобили, мотоциклы и прицепы разделены на 4 основные группы: L, M, N, O.

  • Категория М – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
  • Категория М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не бол. 8 мест для сидения.
  • Категория М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, бол. 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
  • Категория М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, бол. 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяют на:

  • класс I — городские автобусы – ТС, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров,
  • класс II- междугородные автобусы – ТС, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров,
  • класс III — туристские автобусы – транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.

Категория N – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.

  • Категория N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. (полную) массу не бол. 3,5 т.
  • Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. (полную) массу св. 3,5 т, но не бол. 12 т.
  • Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие макс. массу (полную массу) бол. 12 т.

Для седельных тягачей, входящих в категории N1, N2, N3, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство, а также в случае необходимости максимальной массы груза тягача.

Категория О – прицепы (включая полуприцепы).

  • Категория O1. Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
  • Категория О2. Прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
  • Категория О3. Прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
  • Категория О4. Прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых более 10 т.

Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.

Прицепы (полуприцепы) категорий О2, О3, O4 дополнительно классифицируют по типам:

  • полуприцеп – буксируемое АТС, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованное седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач. Одна или более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
  • прицеп – буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере двумя осями и тягово-сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней(их) оси(ей), но передает незначительную статическую нагрузку на тягач. Одна или более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
  • прицеп с центральной осью – буксируемое АТС, оборудованное тягово-сцепным устройством, которое не может двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10 кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу. Одна или более осей могут быть ведущими с приводом от тягача.

КАТЕГОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Автомобильный транспорт в настоящее время представляет собой широкий спе­ктр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и наз­начению. В целях упорядочения классификации транспортных средств принят ряд критериев, позволяющих разделить их на категории. На основании этих критериев транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.
1. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

1.1. Классификация транспортных средств по категориям

№ п/п Объекты технического регулирования Коды ОКП
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории:
M1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу пере­возимого одновременно с пассажирами груза;
N, если это условие не выполняется.
Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории M.
2. В случае полуприцепов и прицепов с центрально расположенной осью (осями) под технически допустимой максимальной массой принимается стати­ческая вертикальная нагрузка, передаваемая на грунт осью или осями мак­симально загруженного сцепленного с тягачом полуприцепа и прицепа с цент­рально расположенной осью (осями).
3. Для целей пункта 1.1 настоящего приложения оборудование и установки, находящиеся на специальных транспортных средствах (автокраны, транспорт­ные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэва­куаторы и т.п.), приравниваются к грузам.
1 Категория L — Мототранспортные средства,
в том числе:
1.1. Мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе:
Категория L1 — Двухколесные транспортные средства, макси­мальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощ­ностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L2 — Трехколесные транспортные средства с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — мак­симальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощ­ностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
45 2930
1.2. Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, в том числе:
Категория L3 — Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктив­ная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 — Трехколесные транспортные средства с коле­сами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двига­теля внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) макси­мальная конструктивная скорость (при любом двигателе) пре­вышает 50 км/ч.
Категория L5 — Трехколесные транспортные средства с коле­сами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
45 2840
45 2850
1.3. Квадрициклы, в том числе:
Категория L6 — Четырехколесные транспортные средства, мас­са которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного сред­ства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — мак­симальной эффективной мощностью двигателя, не превышаю­щей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощ­ностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превы­шающей 4 кВт.
Категория L7 — Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
45 2240
2 Категория M — Транспортные средства, имеющие не менее
четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
2.1. Категория M1 — Транспортные средства, используемые для пе­ревозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили. 45 1400
48 5365
2.2. Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория M2 — Транспортные средства, используемые для пе­ревозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая макси­мальная масса которых не превышает 5 т.
Категория M3 — Транспортные средства, используемые для пе­ревозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс A, предназначенные для перевозки стоящих и сидящих пассажиров, и класс B, предназначенные для перевозки толь­ко сидящих пассажиров.
Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью свы­ше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I, имеющие выделенную площадь для стоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II, пред­назначенные для перевозки преимущественно сидящих пасса­жиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пасса­жиров в проходе и (или) на площади, не превышающей пло­щадь двойного пассажирского сидения, и класс III, пред­назначенные для перевозки исключительно сидящих пассажи­ров.
45 1700
45 2230
48 5365
3. Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максима­льную массу не более 3,5 т.
Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максима­льную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максима­льную массу более 12 т.
36 6281
36 6282
36 6317
36 6610
36 6640
36 6654
36 9320
45 1100
45 2100
45 2200
45 2300
45 2550
45 2580
45 2620
45 2630
48 1113
48 1123
48 1133
48 2100
48 2312
48 2322
48 2624
48 2650
48 3120
48 3510
48 5134
48 5135
48 5136
48 5310
48 5320
48 5330
48 5350
48 5360
48 5618
48 5410
51 3190
51 3231
4. Категория O — Прицепы (полуприцепы) к транспортным средст­вам категорий L, M, N, в том числе: (замечание АСМАП).
Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максималь­ная масса которых не более 0,75 т.
Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максималь­ная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максималь­ная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максималь­ная масса которых более 10 т.
45 2500
45 2600
45 2940
51 3232
48 5135

1.2. Транспортные средства повышенной проходимости (категории G)

1.2.1. К транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M и N, если они удовлетво­ряют следующим требованиям:
1.2.1.1. Транспортные средства категории N1, технически допустимая макси­мальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории M1 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют:
1.2.1.1.1. Хотя бы одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;
1.2.1.1.2. Хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один меха­низм аналогичного действия, и
1.2.1.1.3. Если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодо­левать подъем 30%.
1.2.1.1.4. Они также должны удовлетворять хотя бы пять из шести приведенных ниже требований:
1.2.1.1.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.1.4.2. Угол съезда должен быть не менее 20°;
1.2.1.1.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°;
1.2.1.1.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм;
1.2.1.1.4.5. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм;
1.2.1.1.4.6. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.
1.2.1.2. Транспортные средства категории N1, технически допустимая макси­мальная масса которых свыше 2 т, или транспортные средства категорий N2, M2 или M3, технически допустимая максимальная масса которых не более 12 т, считают транспортными средствами повышенной проходимости, если их конструк­ция обеспечивает одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если они удов­летворяют следующим требованиям:
1.2.1.2.1. По меньшей мере, одна передняя и одна задняя оси имеют однов­ременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;
1.2.1.2.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифферен­циала или один механизм аналогичного действия;
1.2.1.2.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%.
1.2.1.3. Транспортные средства категории M3, технически допустимая макси­мальная масса которых свыше 12 т, и транспортные средства категории N3 (за исключением седельных тягачей) считают транспортными средствами повы­шенной проходимости, если они имеют одновременный привод всех колес, вклю­чая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если соблюдаются следующие требования:
1.2.1.3.1. По меньшей мере, половина осей имеет привод;
1.2.1.3.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифферен­циала или один механизм аналогичного действия;
1.2.1.3.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%;
1.2.1.3.4. Соблюдаются, по меньшей мере, четыре из шести следующих требо­ваний:
1.2.1.3.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.2. Угол съезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 250 мм;
1.2.1.3.4.5. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 300 мм;
1.2.1.3.4.6. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 250 мм.
1.2.2. Специальные и специализированные транспортные средства, изготовлен­ные на базе (шасси) транспортных средств категории G, относятся к категории G, если они удовлетворяют требования подпункта 1.2.1 выше.
1.2.3. При обозначении категории транспортных средств повышенной прохо­димости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).
ПРИМЕЧАНИЕ
1. При проведении проверки в целях отнесения транспортных средств к кате­гории G транспортные средства категории N1, технически допустимая макси­мальная масса которых не более 2 т, и транспортные средства категории M1 должны быть в снаряженном состоянии, т.е. заправлены охлаждающей жид­костью, смазкой, топливом, укомплектованы инструментом и запасным колесом, также должна быть учтена стандартная масса водителя, принимаемая равной 75 кг. Остальные транспортные средства должны быть загружены до технически допустимой максимальной массы, устанавливаемой изготовителем.
2. Способность транспортного средства преодолевать подъем установленного значения (25% или 30%) подтверждается расчетным методом; однако техни­ческие службы могут потребовать представления транспортного средства соот­ветствующего типа для проведения реального испытания.
3. При измерении угла въезда и угла съезда, а также продольного угла прохо­димости защитные устройства не учитывают.
4. Применяются следующие определения, касающиеся угла въезда и угла съез­да, а также продольного угла проходимости и дорожного просвета:
угол въезда — по стандарту ИСО 612, пункт 6.10 (см. рисунок 1);
угол съезда — по стандарту ИСО 612, пункт 6.11 (см. рисунок 2);
продольный угол проходимости — по стандарту ИСО 612, пункт 6.9 (см. рисунок 3);
межосевой дорожный просвет — кратчайшее расстояние между опорной плоскос­тью и самой нижней точкой транспортного средства, находящейся на его жестком элементе. Многоосные тележки рассматривают как одну ось (см. рисунок 4);
дорожный просвет под одной осью — расстояние между верхней точкой дуги окружности, проходящей через центры пятен контактов шин одной оси (в случае сдвоенных шин — шин внутренних колес оси) и касающейся самой нижней точки транспортного средства, жестко зафиксированной между колесами, и опорной плоскостью (см. рисунок 5). Ни одна жесткая часть транспортного средства не должна находиться, полностью или частично, в заштрихованной зоне (см. рисунок 5).

Рисунок 1. Угол въезда
Рисунок 2. Угол съезда
Рисунок 3. Продольный угол проходимости
Рисунок 4. Межосевой дорожный просвет
Рисунок 5. Дорожный просвет под одной осью

1.3. Специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности

№ п/п Объекты технического регулирования Коды ОКП
1. Автобетононасосы 48 2624
2. Автобетоносмесители 48 2650
3. Автогудронаторы 48 2150
4. Автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами 48 3510
5. Автолесовозы 48 5134
6. Автолестницы пожарные 48 5415
7. Автомобили скорой медицинской помощи 45 1485
45 1785
8. Автосамосвалы 45 1150
9. Автоцементовозы 48 2110
10. Автоэвакуаторы 45 2330
11. Медицинские комплексы на шасси транспортных средств 45 1120
45 1480
45 1785
12. Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции 45 1120
45 1400
45 1780
45 1400
45 1780
13. Транспортные средства для коммунального хозяйства и со­держания дорог 48 5330
14. Транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин 36 6600
15. Транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов 45 1120
16. Транспортные средства для перевозки детей 45 1700
45 2230
17. Транспортные средства для перевозки длинномерных грузов 45 2330
18. Транспортные средства для перевозки нефтепродуктов 45 2140
19. Транспортные средства для перевозки пищевых жидкостей 45 2140
20. Транспортные средства для перевозки сжиженных углево­дородных газов на давление до 1,8 МПа 45 2140
21. Транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей 45 1780
22. Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами 48 3710
48 3720
23. Транспортные средства пожарные 48 5410
24. Транспортные средства — фургоны для перевозки пищевых продуктов 45 2110
45 2580

3. Международная классификация (ЕЭК ООН)

Для целей сертификации автомототехники в Российской Федерации используется международная классификация, основанная на рекомендациях Европейской экономической комиссии Организации объединённых наций (ЕЭК ООН). Эта классификация применяется также при разработке общих стандартов, таможенных правил и в других подобных случаях.

В соответствии с классификацией, основанной на рекомендациях ЕЭК ООН, все автомобили, мотоциклы и прицепы предлагается разделить на следующие основные группы: L, M, N, O. Подобный принцип классификации закреплён в российском ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

1. Категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы.

1.1. Категория L1. Двухколесный мопед. Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3; — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

1.2. Категория L2. Трехколесный мопед. Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3;- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт; — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

3.1.3. Категория L3. Мотоцикл. Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

3.1.4. Категория L4. Мотоцикл с коляской (боковым прицепом). Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

3.1.5. Категория L5. Трицикл. Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

3.1.6. Категория L6. Легкий квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся: — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

3.1.7. Категория L7. Квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

3.2. Категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.

3.2.1. Категория М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

3.2.2. Категория М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.

3.2.3. Категория М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

3.3. Категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.

3.3.1. Категория N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) не более 3,5 т.- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3; — в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;

3.3.2. Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) свыше 3,5 т, но не более 12 т.

3.3.3. Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) более 12 т. 3.4. Категория О — прицепы (включая полуприцепы).

3.4.1. Категория O1. Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.

3.4.2. Категория О2. Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.

3.4.3. Категория О3. Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.

3.4.4. Категория О4. Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.

3.5. Транспортные средства специального назначения. Согласно ГОСТ Р 52051-2003 транспортные средства категорий М, N и О могут быть отнесены к транспортным средствам специального назначения, которые предназначены для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования. Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться символом «C». Например, транспортное средство медицинской помощи категории М2 должно иметь обозначение «М2С».

3.6. Категория G — транспортные средства повышенной проходимости. К транспортным средствам повышенной проходимости относят транспортные средства категорий М и N, удовлетворяющие определённым в ГОСТ Р 52051-2003 требованиям. К таким требованиям относятся, например, требования к приводам колёс, дорожному просвету (клиренсу), максимальному преодолеваемому подъёму, углам въезда и съезда, наличию механизмов блокировки дифференциалов и некоторые другие. При обозначении категории транспортного средства буквы М и N могут сочетаться с буквой G. Например, транспортное средство категории N1, которое отвечает требованиям к транспортным средствам повышенной проходимости, может обозначаться как N1G.

3.7. Категория T — сельскохозяйственные и лесохозяйствен-ные тракторы. Сельскохозяйственный и лесохозяйственный трактор — механическое транспортное средство на колесном или гусеничном ходу, имеющее не менее двух осей. Назначение такого трактора зависит в основном от его тягового усилия. Тракторы предназначены главным образом для буксировки, толкания, перевозки или приведения в действие определенных устройств, механизмов или прицепов, предназначенных для использования в сельском или лесном хозяйстве. Такой трактор может быть приспособлен для перевозки грузов и обслуживающего персонала.

Классификация автомобилей в соответствии с Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г.

В 1968 году в г. Вене (Австрия) была принята Европейская Конвенция о дорожном движении. Классификация, предусмотренная этой конвенцией, применяется для обозначения категорий транспортных средств, на которые выдаётся водительское удостоверение. Классификация в соответствии с Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г. включает в себя категории: A (мотоциклы и другая мототехника), B (автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми), C (автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг), D (автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя), E (составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории).

Категория E применяется только совместно с категориями B, C или D и даёт право её обладателю буксировать прицеп (полуприцеп). При этом водителю разрешено движение с прицепом (полуприцепом) без отметки в графе «E», если его разрешённая максимальная масса не превышает 750 кг. Для автопоезда, с тягачом, относящимся к категории B, также должно выполняться условие: общая разрешенная максимальная масса состава транспортных средств не превышает 3500 кг. В противном случае водитель должен иметь удостоверение с разрешающими отметками в графах «B» и «E».

Согласно выше написанному, седельный тягач и полуприцеп относятся к категории C и E соответственно.

Примерное соответствие категорий транспортных средств, указанных в Европейской Конвенции о дорожном движении, с категориями автомототехники, рекомендуемыми ЕЭК ООН, может быть представлено в виде таблицы 1.4.

Таблица 1.4 — Примерное соответствие категорий транспортных средств, указанных в Европейской Конвенции о дорожном движении, с категориями, рекомендуемыми ЕЭК ООН

L3, L4, L5, L7

Мотоциклы и другая мототехника

Легко­вые авто­мобили

Авто­бусы

Автобусы, в т.ч. соч­ленённые

Грузовые автомобили

Грузовые автомобили, специальные

Грузовые автомобили, тягачи

Прицепы, полуприцепы

А

В

D, D+E

2.2 Проверка на соответствие массы и габаритов

Государства-участники СНГ, стремясь к созданию условий для свободного перемещения товаров автомобильным транспортом и повышению эффективности межгосударственных перевозок по автомобильным дорогам, заключили Соглашение о массах и габаритах транспортных средств.

Максимальные габаритные параметры в соответствии с Соглашением приведены в таблице 2.2.1, предельные полные массы – в таблице 2.2.2, предельные осевые массы – в таблице 2.2.3.

Таблица 2.2.1 – Допустимые габариты ТС в странах СНГ, м

Габаритный параметр

Допустимая величина

Максимальная длина автопоезда

20,00

Максимальная ширина всех транспортных средств

2,55

Максимальная высота

4,00

Таблица 2.2.2 – Предельные полные массы ТС в странах СНГ, т

Наименование вида ТС

Максимальная масса

Сочлененные транспортные средства:

двухосный тягач с двухосным полуприцепом, при расстоянии между осями полуприцепа, превышающем 1,8 м

Таблица 2.2.3 – Предельные осевые массы ТС в странах СНГ, т

Расстояние между осями

Сумма осевых масс не более:

для сдвоенных осей прицепов (полуприцепов)

с двускатными колесами

1,8 м и более

18,0

Категории ТС по техническому регламенту

  • Категория A — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
  • Подкатегория A1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
  • Категория B — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.
  • Категория BE — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
  • Подкатегория B1 — трициклы и квадрициклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
  • Категория M — мопеды и легкие квадрициклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
  • Категория C — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны.
  • Категория CE — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.
  • Подкатегория C1 — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых 3,5 — 7,5 тонн.
  • Подкатегория C1E — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  • Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
  • Категория DE — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы.
  • Подкатегория D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от 8 до 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
  • Подкатегория D1E — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  • Категория E — в настоящее время отсутствует. Ранее обозначала любые автомобили с прицепом.
  • Категория Tm — трамваи.
  • Категория Tb — троллейбусы.

Расшифровка категорий транспортных средств в 2020 году

На сегодняшний день все автотранспортные средства, участвующие в дорожном движении, делятся на категории и подкатегории, количество которых возросло за последние несколько лет. По причине наличия такой классификации каждый водитель, управляющий транспортным средством, должен иметь соответствующие ему водительское удостоверение.

Запомните! Несоответствие ВУ гражданина типу автомобиля, которым он управляет, является наказуемым административным нарушением.

На текущий 2020 год, по всей территории России, как и прежде, действует технический регламент транспортных средств, определяющий их категории, разобраться в которых поможет их расшифровка. Знать, к какой группе относится автомобиль, необходимо при техосмотре, а также при получении водительских прав, а также выбирая скоростной режим и допустимые нагрузки на авто..

Правовое обоснование классификации транспортных средств по категориям

Согласно установленным законом нормам, распределению на виды и подвиды подлежит весь транспорт, участвующий в дорожном движении РФ.

Понятия технического регламента и категории ТС

Технический регламент – это нормативно-правовой документ, содержащий ряд требований, которым должны соответствовать автомобили. Таким образом, тех. регламент устанавливает стандарт качества для всего колесного транспорта, что в свою очередь повышает безопасность всех участников дорожного движения. Проверка на соответствие данным требованиям обязательно проводится во время техосмотра авто.

Категории транспортных средств

Согласно тех. регламенту, автомобили делятся на отдельные категории, которые до его принятия не использовались. Под понятием «категории ТС» подразумеваются виды автотранспорта, которые объединены в группы, согласно своим техническим характеристикам, весу и вместимости.

Законы, регулирующие классификацию ТС

Настоящий технический регламент, который регулирует безопасность ТС, был принят решением Комиссии Таможенного союза №877 в 2011 году. Согласно данному решению, все автотранспортные средства должны соответствовать установленным нормам качества, а также должны быть классифицированы в зависимости от их технических параметров, пассажировместимости и ряда других факторов.

Согласно Федеральному закону №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 1995 года, для возможности управлять автотранспортным средством водитель должен иметь водительское удостоверение той же категории, к которой относится и автомобиль. Это объясняется тем, что для каждого вида автотранспорта предусмотрена отдельная программа обучения. По этой причине водитель имеет право управлять лишь тем транспортом, на который он получил разрешение, сдав практический и теоретический экзамен.

Категории транспортных средств 2020 с расшифровкой

Количество категорий и подкатегорий, на которые делятся автомобили, с каждым годом увеличивается. На сегодняшний день на территории РФ в стране действует следующая классификация ТС по тех. регламенту:

Lx (мототранспортные средства):

  • L1 – 2-колесный транспорт, не способный разогнаться более, чем на 50 км/ч и с объемом двигателя менее 50 куб. см или мощностью в 4 кВт (для средств на электродвигателе);
  • L2 – средство передвижения с 3 колесами, с различными вариантами их расположения. Возможная скорость движения – 50 км/ч. Требования к объему двигателя совпадают с требованиями категории L1;
  • L3 – двухколесное средство передвижения с объемом двигателя от 50 куб. см, которое способно разогнаться более, чем на 50 км/ч;
  • L4 – транспорт с 3 ассиметричными к средней продольной полосе колесами, способный ехать быстрее 50 км/ч. При этом его объем двигателя превышает 50 см³;

    Категория L

  • L5 – транспорт с объемом двигателя от 50 куб. см, три из трех колес которого являются симметричными к центральной продольной плоскости автомобиля. Возможная скорость — от 50 км/ч.;
  • L6 – четырехколесное авто, вес которого, без учета массы аккумуляторов, находится в пределах 350 кг. Допустимая скорость – менее 50 км/ч. Объем или мощность двигателя находятся в пределах – 50 см³ или 4 кВт, в зависимости от его разновидности;
  • L7 – транспорт с 4 колесами, масса которого не превышает 400 кг или 550 кг в зависимости от их назначения. Мощность двигателя – до 15 кВт.

Мх (авто для пассажиров):

  • М1 – легковые авто, имеющие вместимость не более 8 человек, не считая водителя.
  • М2 – транспорт массой до 5 тонн, вмещающий более 8 человек, не считая водителя.
  • М3 – пассажирские авто, вес которых превышает 5 тонн, при количестве сидений более 8 шт., не считая места для водителя.

Nx (авто для грузовых перевозок):

  • N1 – автотранспорт, масса которого не превышает 3,5 тонны.
  • N2 – автомобили, с технически максимальным весом от 3,5 до 12 тонн.
  • N3 – грузовой транспорт, с технически допустимым весом более 12 тонн.

Ох (прицепы):

  • О1 – с допустимым весом до 0,75 тонн.
  • О2 – технический вес которых находится в пределах 0,75 – 3,5 тонн.
  • О3 – массой от 3,5 до 10 тонн.
  • О4 – с максимальным техническом весом начиная от 10 тонн.

Важно! При выборе транспорта стоит в обязательном порядке убедиться, походит ли имеющееся водительское удостоверение к нему.

Узнать категорию ВУ можно непосредственно на его обратной стороне. Но важно учитывать, что на территории страны действуют 2 классификации, одна из которых определяет категорию ВУ, а вторая – вид транспорта, и обозначения в этих классификациях существенно отличаются. По этой причине у водителей довольно часто возникают трудности при проверке соотношения вида ВУ к классу автомобиля.

В сравнительной таблице наглядно представлено соотношение видов водительских удостоверений к классификации ТС по техническому регламенту.

Распространенные вопросы

Есть права категории «В», можно ли с ними управлять скутером? В 2020 году скутером можно управлять при наличии любого действующего водительского удостоверения. Однако, если в 12 столбце ВУ удостоверения стоит отметка ML, управлять скутером запрещено, по причине наличия медицинских противопоказаний к езде на данном виде транспорта. В военном билете стоит категория «D», нужно ли сдавать экзамен на «В»? При открытии новой категории прав в обязательном порядке сдается теоретический и практический экзамен. Данное установленное законом правило не имеет исключений. Права получены еще в СССР и не использовались, при обмене останется та же категория? При обмене водительских прав советского образца их категория остается прежней. К тому же при замене ВУ, срок действия которого истек, не требуется сдавать экзамен.

Автопром не стоит на месте, с каждым годом количество автомобилей увеличивается в геометрической прогрессии. По этой причине Правительством страны было принято решение ввести классификацию транспорта согласно тех. регламенту Таможенного союза. Ее существование позволяет повысить уровень безопасности дорожного движения для всех его участников.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *