Нотариусы и наследство

Несмотря на то, что поле деятельности нотариусов достаточно обширно (нотариальное заверение сделок, удостоверение подлинности документов, хранение ценных бумаг и т.д.), самым часто занимаемым вопросом является оформление наследственных сделок (завещаний, договоров дарения). Как понять, за какие адреса (и решение вопросов наследства) отвечает тот или иной нотариус?

По Закону, между нотариальными специалистами принято закреплять ответственность за определенные участки. Как это делается, читайте далее:

  • Определяется участок адресов, который прикрепляется к конкретному нотариусу;

В случае смерти наследодателя на закрепленном участке, нотариус по умолчанию ведет процедуру наследства между его наследниками, даже если при жизни наследодатель не оформлял у него завещание или дарственную.

Если на участке имеется государственная нотариальная контора, то ведение участка определяет именно она. Если на участке отсутствует нотариальная контора государственного типа, то ведением участка занимается частная нотариальная контора.

  • Распределение ведения наследственных сделок по инициалам покойного;

Что это значит? Когда у нотариусов слишком большая занятость, то участки, за которые они отвечают, закрепляются по буквам инициалов покойного наследодателя;

  • По расположению большей части наследуемого имущества;

Пример: наследодатель оставил после себя три квартиры, две из которых находятся в Ленинском, а одна в Заводском районе. Ведением наследства будет заниматься тот нотариус, который отвечает за Ленинский район, так как большая часть наследства располагается там.

  • Если наследство покойного наследодателя входит в государственную программу «Наследство без границ», то его распределением может заняться нотариус из любого района, области или субъекта Российской Федерации;

Из вышесказанного следует, что распределением наследства должен заниматься тот нотариальный специалист, который отвечает за конкретный участок адресов. Как правило, этим участком является отдельный район города.

Жалоба на нотариуса: в каких случаях её нужно подавать?

После того, как наследодатель скончался, вопрос распределения оставленного им наследства переходит на долю конкретного нотариуса. На этой стадии могут возникнуть следующие «подводные камни»:

  • Наследника не устраивает манера работы нотариуса или сам нотариус;
  • Наследник и нотариус не могут договориться по поводу ключевых пунктов распределения наследства;

Например, нотариальный специалист требует от наследника предоставления больного перечня документов для подтверждения права на наследство, а это чревато серьезными финансовыми вложениями.

Информация!

Имейте в виду, что внушительный перечень документов при подтверждении права на наследство требуется в большинстве случае и на его упрощение нотариус никак не сможет повлиять.

Однако, если у вас есть подозрения, что действия нотариуса не совсем правомерны, то в соответствии с статьями 48, 49 и 33 «Основ законодательства РФ о нотариате», можно пожаловаться на специалиста, обратившись в суд или другую инстанцию, компетентную по решению данных вопросов (например, Федеральную нотариальную палату).

При подаче жалобы в одну из уполномоченных инстанций, наследник должен собрать дополнительные документы, которые подтвердят неправомерность действий нотариального специалиста.

Куда обратиться?

Если возможность сменить нотариального специалиста, работа которого вас не устраивает, нет, вы можете пожать жалобу на нотариуса, обратившись в одну из следующих инстанций:

  • ФНП (федеральная нотариальная палата), которая занимается контролем деятельности нотариальных работников;

По Закону, для осуществления законной деятельности каждый нотариальный специалист обязан встать на учет в ФНП.

При обращении в эту инстанцию, гражданин должен заполнить письменную жалобу установленной формы. Образец жалобы на нотариуса в ФНП вы можете скачать ниже или получить бланк для заполнения при обращении в палату.

Образец жалобы на нотариуса.doc

Заполненную жалобу нужно доставить в Нотариальную палату исключительно в ходе личной явки.

В жалобе на нотариуса необходимо указать причину, по который подается жалоба, а также свои требования — смена нотариуса на другого или проверка правомерности действий прежнего.

После подачи жалобы, она будет рассмотрена в течение тридцати суток, после чего её сотрудники известят заявителя о результатах проведенной проверки и вынесенного вследствие её решения. Итоговое решение Палаты будет зависеть от заявленных требований наследника и результатов проведенной внеплановой проверки.

  • Прокуратура;

Если наследник считает, что не все действия нотариуса являются правомерными, то он может подать заявление в указанный правоохранительный орган, который проведет проверку деятельности заявленного нотариального специалиста на основе российского законодательства и после сообщит о её результатах.

  • Судебная инстанция;

Если наследника не устроят результаты проведенной проверки Нотариальной палаты или прокуратуры, то следующей инстанцией обращения будет суд.

При обращении в судебную инстанцию заявитель, согласно статье 33 «Основ законодательства РФ о нотариате», может пожаловаться как на конкретные действия нотариуса, которые кажутся ему неправомерными, так и на отсутствие каких-то действий.

Итог: если у наследника имеются какие-то претензии к работе нотариуса, он может пожаловаться в одну из трех инстанций с требованием проверить правомерность его деятельности, смены одного специалиста на другого или отказаться от оказания его услуг.

О том, как правильно составить жалобу на нотариуса, читайте в следующем разделе.

Как правильно составить?

Жалоба на нотариуса должна составлять по определенным правилам и с соблюдением установленной структуры:

  • В «шапке» жалобы, которая располагается в правом верхнем углу страницы формата А4, нужно указать реквизиты инстанции обращения (Федеральной нотариальной палаты, прокуратуры или суда);

Точные реквизиты выбранной инстанции можно узнать, зайдя на их официальный сайт или обратившись туда лично.

  • После этого прописываются реквизиты заявителя (наследника), а именно его фамилия, имя и отчество;
  • Далее прописывается название документа. Оно зависит от того, по какой причине заявитель подает жалобу;

Так, если наследник подает жалобу по причине недовольства работой нотариуса ввиду её неправомерности, то документ будет назван к примеру так: «Отказ от услуг нотариуса из-за неправомерности его работы».

  • В основной части жалобы от заявителя требуется дать подробное, хронологически составленное, аргументированное описание сути подачи жалобы;

В описательной части документа должны отсутствовать выражения с резко экспрессивной окраской, а также нецензурные или бранные выражения.

В описании должны присутствовать точные числа, время, местоположение, в которых всё происходило.

Всё должно быть описано по факту, кратко и лаконично.

  • После описательной части прописывается перечень прилагаемых дополнительных материалов, подтверждающих описанное в жалобе;

К таким материалам могут относиться показания свидетелей, записи разговоров с диктофона, видеозаписи и т.д.

  • В самом конце проставляется личная подпись и дата составления жалобы;

Рекомендуется сделать несколько ксерокопий жалобы на нотариуса и прилагаемых материалов. В случае утери одного из них, вы сможете предоставить его копию.

Оригинал жалобы должен быть составлен в двух экземплярах. При этом один из них останется на руках у заявителя, а второй отправится в одну (или несколько) контролирующих инстанций.

Образец жалобы на нотариуса.doc

Вывод

Если нотариальный работник каким-то образом мешает вам вступить в наследство, то подача жалобы станет единственным выходом из сложившейся ситуации.

О том, как правильно оформить наследство у нотариуса, читайте .

Однако, вы должны быть готовы к тому, что процесс может заняться и обернуться дополнительными финансовыми потерями.

Об авторе

Владислав Ермихин

С отличием закончил юридический факультет. С 2006 года специализируется на спорных вопросах связанных с наследством и дарением.

Нотариальные услуги оказываются населению для подтверждения подлинности того или иного документа или законности сделки с имуществом. В одном случае клиент имеет право выбора нотариального органа, в другом – обязан обращаться к нотариусу по месту регистрации, как происходит при решении вопросов о судьбе наследства.

Когда речь идет о наследовании имущества, то посетить кабинет специалиста, открывающего наследственное дело, придется несколько раз на протяжении длительного периода. В таких обстоятельствах важную роль играют взаимоотношения между клиентом и нотариусом. Если возник конфликт, клиент должен знать, кому он вправе пожаловаться, и кто поможет в дальнейшем решении вопроса.

Чаще всего поводом обращения граждан в нотариальную контору является решение вопросов о наследстве. Такими делами занимаются нотариусы, за которыми закреплен соответствующий участок. Выбрать специалиста самостоятельно клиент не может, поэтому нужно знать, как происходит распределение участков. Существует несколько критериев, по которым дело отдается в ведение определенного нотариуса:

  • Адрес. Место регистрации собственника имущества, которое предстоит разделить между наследниками после его смерти. При этом не имеет значения наличие предварительно составленной дарственной или завещания у этого нотариуса.
  • Фамилия. Участки распределяются между нотариусами в алфавитном порядке по инициалам наследодателя.
  • Расположение недвижимости. При отсутствии данных о месте проживания наследодателя оформлением дел о наследстве занимается сотрудник нотариальной конторы, в ведении которой находится территория нахождения большей части наследственной массы.
  • Специальные условия. Государственная программа «Наследство без границ» позволяет расширить круг специалистов, которые могут открыть наследственное дело. Если недвижимость подпадает под действие этой программы, наследники вправе обратиться с заявлением в любую нотариальную контору города или области.

В каких случаях можно подать жалобу на нотариуса?

Нотариальные конторы осуществляют свою деятельность, опираясь на нормы российского законодательства. Пренебрегать законом или нарушать его нотариус не в праве, но даже при соблюдении всех правовых аспектов специалист, ведущий дело, может вызвать недовольство клиента.

Иногда недопонимание перерастает в серьезный конфликт. Самые распространенные причины неудовлетворенности работой нотариуса:

  • неправомерное затягивание срока рассмотрения вопроса и выполнения должностных обязанностей;
  • неоправданное требование о предоставлении дополнительных документальных свидетельств;
  • навязывание дополнительных платных услуг;
  • нарушение нотариальной конфиденциальности;
  • отказ специалиста в открытии дела о наследстве.

Некоторые граждане, не обладающие знаниями в области права, ошибочно усматривают нарушения в работе нотариуса, поэтому при смене специалиста по конкретному делу ситуация не меняется. Если неправота и ошибочность действий юриста не вызывают сомнений, клиент имеет право обратиться с жалобой в соответствующие инстанции.

Жалоба на нотариуса сопровождается дополнительными документами — доказательствами незаконности его действий. В случае отказа сотрудника нотариальной конторы от выдачи свидетельства о наследстве он обязан оформить свое решение письменно и разъяснить клиенту, куда и в какие сроки ему следует обратиться.

Куда нужно обращаться?

Если возникла необходимость подать заявление на действия нотариального сотрудника, жаловаться следует в:

  1. Федеральную нотариальную палату. Этот орган осуществляет контроль над профессиональной деятельностью нотариальных контор. Перед началом работы каждый нотариус становится на учет в ФНП. Здесь гражданин оформляет свою жалобу в письменной форме. Для удобства клиентов предоставляется образец заполнения бланка, который можно скачать или получить непосредственно в палате. Прием документов осуществляется только при личном обращении. В заявлении обязательно указывается основание подачи жалобы, а также излагаются требования о смене сотрудника, занимающегося конкретным вопросом, либо о проверке законности действий данного нотариуса. Заявление подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 30 суток. О результатах проверки заявителя уведомляют сотрудники ФНП.
  2. Прокуратуру, которая уполномочена проводить проверку действий нотариуса на основании заявления клиента. Если нарушение специалистом законодательных норм будет доказано, то гражданина уведомят о принятых мерах.
  3. Судебные органы. Когда решение двух предыдущих инстанций не удовлетворило заявителя, он составляет исковое заявление в суд. Подсудность определяется по месту расположения нотариальной конторы. Подать иск в суд вправе не только клиент, но и другое заинтересованное лицо, пострадавшее от действий некомпетентного сотрудника.

Жалоба в нотариальную палату

Первой инстанцией, куда следует подать заявление с претензией в случае отказа от выдачи свидетельства о наследстве, считается нотариальная палата субъекта РФ, на территории которого нотариус осуществляет свою деятельность. В заявлении нужно изложить все моменты, вызывающие сомнения в правомерности его действий. В подтверждение указанных фактов обязательно прилагаются документальные свидетельства. Заявление составляется по установленному образцу.

Заявитель самостоятельно предоставляет весь пакет документов в нотариальную палату, адрес которой можно узнать на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты. В течение 30 дней сотрудники предпринимают меры по проверке нарушений, указанных заявителем. В работе принимают участие специалисты Министерства юстиции. Далее проводится анализ полученных результатов и принимается решение.

В исключительных случаях срок рассмотрения заявления увеличивается, при этом гражданин получает письменное уведомление о ходе разбирательства и сроках его окончания. Если полученные в результате проверки доказательства подтверждают факт нарушения, то ФНП предпринимает меры в отношении нотариуса — делает ему замечание или выговор.

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура также уполномочена проводить проверки по факту поступления жалоб на нотариусов. Заявление составляется в районном отделении, в ведомстве которого находится территория расположения нотариальной конторы.

Прежде всего служащие выясняют, было ли рассмотрено данное дело в нижестоящих структурах. В течение 7 дней будет установлено, проводились ли такие проверки. Если не проводились — заявление передается в инстанции, осуществляющие непосредственный контроль за нотариальной конторой. Инициатора заявления информируют о передачи его жалобы в другие структуры.

Жалоба в суд

Суд — последняя инстанция, в которую гражданин имеет право заявить о незаконных действиях нотариуса. Обращение в судебные органы происходит в случае, когда предыдущие структуры не удовлетворили жалобу заявителя. Судебный иск подается не позднее 10 дней с момента фиксации нарушения или отказа нотариуса от выполнения обязанностей. Суд определяется по принципу территориальности — по расположению нотариальной конторы.

Заявление должно содержать данные о нотариусе, в отношении которого будет открыто дело, информацию о правонарушении или отсутствии действий со стороны должностного лица. К иску прикладываются документальные свидетельства изложенных фактов.

Открытое слушание дела по поступившему иску проходит в присутствии ответчика и истца, но в случае неявки одной из сторон заседание не переносится. Решение судьи в пользу истца влечет за собой аннулирование совершенного нотариального действия, которое обжалуется.

Отдельного внимания заслуживают случаи отказа от исполнения обязанностей представителем нотариальной конторы. Если нотариус по какой-либо причине отказывает в выдаче свидетельства о праве на наследство, он предоставляет клиенту письменный отказ. Срок рассмотрения искового заявления в суде — 2 месяца.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *