Критерии оценки работы классного руководителя

Критерии оценки работы классных руководителей.

№ п/п

Критерии.

Показатели.

Инструментарии.

Наличие и качество ведения документации.

1.План воспитательной работы.

2.Анализ воспитательной работы.

3.Документация, предусмотренная должностными обязанностями.

Не соответствует предъявляемым требованиям – 1 балл

Частично соответствует предъявляемым требованиям – 2 балла

В основном соответствует требованиям – 3 балла

Полностью соответствует требованиям, всегда разработан своевременно – 4 балла

Чёткий план, творческий подход к планированию в/р, способствует достижению результативности воспитания -5 баллов

Не владеет анализом – 1балл

Частично владеет анализом отдельных мероприятий – 2 балла

Владеет анализом отдельных мероприятий и частично всей в/работы – 3 балла

Умеет анализировать в/р – 4 балла

Критически осмысливает результаты анализа, вычленяет проблемы, намечает пути их решения, обеспечивает преемственность в в/р – 5 баллов

Необходимая документация отсутствует – 1 балл

Есть, но не полностью – 2балла

Располагает всей документацией, но она лишь частично соответствует предъявляемым требованиям – 3 балла

В основном соответствует предъявляемым требованиям – 4 балла

Полностью соответствует предъявляемым требованиям – 5 баллов

( см. Приложение №1 п.1).

15 баллов

Условия для развития личности.

1.Развитие ученического самоуправления

2.Уровень сформированности классного коллектива.

3.Вовлечение детей в объединения ДО.

4.Взаимный интерес и уважение кл.руководителя, воспитанников и родителей друг к другу.

До 5 баллов (см. Приложение №2 п.1)

0 – 29– 1 балл

30 – 50 –2 балла

51 – 75 – 4 баллов

76- 100 – 5 баллов

До 5 баллов (см. Приложение №2 п.2)

0-20 % — 1 балл,

20-40% — 2 балла,

40-60% — 3 балла,

60-80% — 4 балла,

80-100% — 5 баллов.

До 5 баллов (см. Приложение №2 п.3)

За каждый негативный ответ минус 1 балл. (по 1 методике)

Высокий — 5 баллов

Выше среднего – 4 балла

Средний – 3 балла

Ниже среднего – 1 балл

Низкий – 0 баллов (по 2 методике)

20 баллов

Личностный рост воспитанников.

Динамика успеваемости учащихся класса (с учётом реальных возможностей класса).

Анализ успеваемости:

ниже – 0 баллов,

прежний – 3 балла,

выше — 5 баллов.

5 баллов

Участие класса в общешкольных делах.

1.Участие в школьных делах, КТД.

2. Проведение классных мероприятий

За каждое мероприятие:

Участник -1 балл

Организатор-5 баллов

1 балл за мероприятие

20 баллов

Взаимодействие с родителями.

1.Эффективность проведения родительских собраний (периодичность, посещаемость, пед. просвещение).

2.Наличие родительского самоуправления и организация его работы.

3.Участие родителей в жизни класса, школы.

4.Индивидуальная работа с родителями ( отчет раз в четверть)

Посещение. ( протоколы родительских собраний, посещение администрацией, взаимопосещения)

30% — 1 балл

50 % — 2 балла

75%- 4 балла

100% — 8 баллов

Анкетирование родителей.(один раз в год)

От 30 до 50 % положительных результатов – 2 балла

От 50% до 75% — 4 балла

От 75% до 100% — 10 баллов

План работы родительского самоуправления) 5 баллов

Протоколы собраний ( 1 балл за каждое собрание)

27 баллов

Взаимодействие с педагогами.

1.Индивидуальная работа.

2.Посещение уроков.

3.Привлечение педагогов к участию в родительских собраниях.

До 3 баллов.

До 3 баллов.

6 баллов

Профессиональная компетентность классного руководителя.

1.Участие в семинарах:

— районных,

— городских

— краевых.

2.Наличие публикаций.

3.Участие в работе методического объединения классных руководителей:

— школьного (выступления, открытые классные часы),

— районного (выступления).

4.Наличие методических наработок.

5.Участие в профессиональных конкурсах.

6.Обобщение опыта.

7.Инициативность и активность классного руководителя.

3 балла.

4 балла.

5 баллов.

3 балла.

1 балл/ 2 балла.

3 балла.

3-5 баллов.

10 баллов.

3 балла.

До 3 баллов.

41 балл

Самое большее количество баллов — 130

100% — 80% — высокий показатель

80% — 60% — достаточный показатель

60% — 50% — средний показатель

ниже 50% — низкий показатель

Приложение №1 п.1

1.Проверка классного журнала.

  • Списки класса по предметам ( фамилия ученика, полное имя ).

  • Общие сведения об учащихся:

№ личного дела

сведения об учащихся

сведения о родителях

домашний адрес

телефон

  • Пропуски учащихся.

  • Сводная ведомость успеваемости.

  • Сведения о занятости учащихся (кружки, факультативы).

  • Лист здоровья.

2. Проверка журнала по охране труда:

  • Своевременность заполнения.

3.Проверка дневников учащихся.

  • Внешний вид дневника.

  • Точность заполнения (титульный лист, ФИО учителей, расписание уроков, расписание кружков, факультативов).

  • Запись домашних заданий.

  • Регулярность работы с дневниками классного руководителя.

  • Наличие подписей родителей: неделя/четверть.

  • Характер записей для родителей.

4.Проверка личных дел учащихся.

  • Список класса (по форме, рекомендованной администрацией школы).

  • Заявления от родителей.

  • Наличие копии свидетельства о рождении.

  • Копия паспорта одного из родителей.

  • Годовые оценки с печатью.

Приложение № 2 п. 1

Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Цель. Определить уровень развития детского самоуправления. Проведение. Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».

1. Считаешь ли ты, что у вас в классе есть общие цели, которые увлекают всех одноклассников?

2. Принимаешь ли ты участие в обсуждении проблем жизни класса, вносишь ли свои предложения?

3. Являешься ли ты организатором каких-либо дел, проводимых в твоем классе?

4. Участвуешь лм ты в подведении итогов работы класса, определении планов на ближайшее будущее?

5. Есть ли в твоей школе такие проблемы, в решении которых принимают участие все школьники или представители классов?

6. Принимают ли участие представители твоего класса (может быть, это ты) в организации общешкольных дел?

7. Можешь ли ты влиять на жизнь школы, внося свои предложения по организации различных дел?

8. Интересно ли тебе участвовать в делах школы, проводимых во внеучебное время?

9. Есть ли у вас в классе актив, который пользуется авторитетом у одноклассников?

10. Представляет ли актив класса больше интересы ребят, чем интересы учителей?

11. Всегда ли задуманное классом осуществляется?

12. Способен ли класс действовать сообща, если этого требуют поставленны классом цели?

13. Есть ли в твоей школе актив, который пользуется авторитетом у большинства учащихся?

14. Всегда ли представители классов отстаивают интересы своих коллективов в органах общешкольного самоуправления?

15. Проводятся ли в твоей школе дела, инициаторами которых выступают сами школьники?

16 . Хочешь ли ты быть организатором общешкольных дел?

17. Переживаешь ли ты за успехи или неудачи своего класса?

18. Осознаешь ли ты ответственность за работу своих товарищей, в выборах которых в актив ты участвовал?

19. Выполняешь ли ты своевременно и точно решения, принятые активом класса?

20. Отстаиваешь ли ты интересы своего класса в различных советах школы?

21. Осознаешь ли ты ответственность за свою школу?

22. Делаешь ли ты что-то, чтобы жизнь в школе стала лучше?

23. Поддерживает ли твой класс дружбу с другими классами?

24. Сочувствуешь ли ты успехам и неудачам общешкольного коллектива?

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) вовлеченность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4)

2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8)

3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9,10,11,12)

4) участие класса в управлении делами школы (предложения 13, 14, 15, 16)

5) взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17, 18, 19, 20)

6) осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21, 22, 23, 24).

Приложение №2 п.2.

Диагностика уровня развития классного коллектива (оценивает классный руководитель)

Цель: анализ и оценка результатов работы за учебный год, постановка конкретных воспитательных задач по формированию классного коллектива.

1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА

№ п/п

Морально-психологическая атмосфера в коллективе.

Оценка

Активность в творческих поисках и устремлениях.

Уровень духовных запросов и интересов членов коллектива.

Проявления честности, товарищества, дружбы, сопереживания.

Уровень уверенности коллектива в своих возможностях.

Уровень общей активности, учёт интересов более большого коллектива.

Уважение активистов, которые делают всё ради общего успеха.

Стремление членов коллектива к взаимному общению и обмену информацией.

Коллективное стремление сотрудничать с другими коллективами.

Желание членов коллектива трудиться и отдыхать вместе.

Роль актива в сплочении и организации общественно полезных дел.

Роль деловых качеств при выборе актива.

Уважение руководителей, поддержка их требований, оказание помощи.

Средний балл

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА

Скорость решения коллективом вопросов и задач.

Взаимопонимание при решении общих задач.

Способность коллектива добиваться единодушного решения при оценке поведения отдельных членов коллектива.

Наличие у коллектива единого и чёткого мнения о своих возможностях, достоинствах, недостатках.

Принципиальность в оценке коллективом собственных возможностей.

Уровень восприятия и значения критики и самокритики в целом в коллективе и со стороны отдельных лиц.

Средний балл

3.ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА

Наличие приподнятой, бодрой атмосферы в коллективе.

Наличие доброжелательности во взаимоотношениях членов коллектива.

Стремление к общим переживаниям событий, жизненных явлений.

Наличие мобилизованного настроения в трудных ситуациях.

Наличие расположения и доброжелательности в отношениях между микрогруппами.

Распространенность симпатий и дружбы между членами коллектива.

Средний балл

4. ВОЛЕВОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА

Способность мобилизовать все силы для преодоления трудностей и довести дело до конца.

Умение самостоятельно ставить коллективные цели и сплочённо их достигать.

Способность сдерживать свои чувства, эмоции, когда этого требуют интересы дела.

Возможность коллектива длительно и целеустремлённо работать над выполнением поставленной цели.

Средний балл

Методика обработки данных.

Считаем средний балл по каждому показателю. Это позволит оценить уровень развития классного коллектива по каждому направлению в отдельности. Затем суммируем 4 средних балла и делим на 4. Получаем средний показатель уровня развития классного коллектива:

3-3,5 балла – недостаточный;

3,5-4,5 балла – средний;

4,5-5 баллов – высокий

Диагностика уровня развития классного коллектива (оценивают воспитанники)

Характеристики

Оценка

Уровень развития ученического самоуправления

Мы являемся организаторами своей жизни в классе.

В классе есть органы самоуправления.

Я знаю, как выполнить своё поручение.

Мы сами планируем дела.

Мы отвечаем за состояние своего класса (уют, чистоту, порядок).

Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами.

Взаимоотношения в классном коллективе

Мы доброжелательны друг к другу.

Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в учебе, в повседневной жизни, в организации досуга.

У нас доброжелательные отношения с учителями.

Классный руководитель – участник всех наших дел, но не диктатор.

Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются.

Мы не боимся высказать свое мнение учителям.

Мотивированность классного коллектива

Мы стремимся получить хорошие знания.

Мы настроены на трудовую деятельность.

Я осуществил (а) свой профессиональный выбор.

Мы стремимся улучшить окружающую жизнь.

Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе, выполнение Устава школы.

Мы заботимся о сохранении собственного здоровья.

Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива

Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью.

Меня удовлетворяет направленность и характер классных дел.

Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения.

В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители.

Проводимые дела носят творческий характер.

Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни.

Предполагаемая методика позволяет провести как оценку развития коллектива в целом, так и оценку различных составляющих жизни коллектива.

Оценка по блокам:

Суммарное число баллов

Уровень развития

6 – 12

13 – 18

19 – 24

25 – 30

Неудовлетворительный

Низкий

Средний

Высокий

Уровень развития классного коллектива:

Суммарное число баллов

Уровень развития коллектива

24 – 48

49 – 72

73 – 96

97 — 120

Неудовлетворительный

Низкий

Средний

Высокий

Приложение №2 п.3.

Анкета «Классный руководитель глазами воспитанника»

1. С каким настроением вы идете в школу?

  • с радостью; с привычным равнодушием;

  • с предчувствием неприятностей; скорей бы все это кончилось.

2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?

  • часто; редко; никогда.

3. Если бывают, то от кого они исходят?

  • от учителей-предметников; от классного руководителя;

  • от учеников вашего класса; от учеников другого класса.

4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?

  • часто; редко; никогда.

5. Какую роль, по-твоему, выполняет в кассе твой классный руководитель?

  • контроль за успеваемостью и дисциплиной; вторая мама;

  • организатор досуга; помощник ребят в трудных делах;

  • старший товарищ;

6.Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

  • хвалить; подбадривать;

  • делать замечания; ругать;

  • жаловаться родителям;

  • забота; добрый совет.

7. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю?

    • положительное

    • негативное

8. Тебе хотелось бы от него перенять:

  • великодушный характер; манеру поведения;

  • умение всегда хорошо выглядеть; разносторонние знания;

9. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?

Да. Нет. Затрудняюсь ответить

Протокол №

родительского собрания______ класса

от _________________

Присутствовали:___________ родителей,

___________ учителей.

Отсутствовали: ___________ родителей.

Повестка дня:

По первому вопросу слушали (указать, кто выступал, кратко изложить суть выступления, предложения).

Аналогично по другим выступлениям.

Решение.

Постановили: рекомендовать, назначить, исполнить, провести, утвердить и т.д.

Учет посещения родительских собраний

(целесообразнее сделать такую форму учета на несколько лет).

ФИО родителей

Название месяца.

Участие воспитанников в классных, общешкольных мероприятиях.

ФИ учащегося

Название мероприятия, дата проведения.

ОТЧЕТ

классного руководителя __________________________________

по итогам _______четверти

Тематические классные часы (указать темы)

Количество проведенных классных родительских собраний (указать количество присутствующих родителей)

Учителя предметники — участники родительского собрания

Участие родителей в жизни класса, школы

Сколько и какие уроки были посещены

Поездки, экскурсии, посещения музеев, выставок и т д.

Учет посещения родительских собраний

§ 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя

  • •Теория и методика воспитания
  • •Оглавление
  • •Глава 7.
  • •Типы педагогических технологий
  • •§ 2. Технологический подход в процессе воспитания
  • •Использование технологического подхода в воспитательном процессе
  • •Условия осуществления педагогической технологии
  • •Общая характеристика воспитательных технологий
  • •Воспитательная технология
  • •Воспитательный процесс и воспитательная технология
  • •Целеполагание в воспитательной технологии
  • •Моделирование воспитательной технологии
  • •2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий
  • •Понятие и система педагогического инструментария
  • •§ 3. Технология коллективной творческой деятельности
  • •Ктд – не мероприятия, а забота
  • •Пять условий педагогического успеха
  • •Что она такое?
  • •Выход в жизнь
  • •Первые трудности и новые обретения
  • •Технология коллективной творческой деятельности
  • •Технология воспитательных дел
  • •Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка
  • •Методика организации и проведения групповых дел (по н. Е. Щурковой) Системообразующие идеи методики организации группового дела
  • •Технология организации и проведения группового дела
  • •Педагогические требования к организации группового дела
  • •§ 4. Технология создания ситуации успеха
  • •Успех – это радость
  • •По материалам книги:
  • •Моделирование ситуации успеха
  • •§ 5. Технология игровой деятельности
  • •Игровые технологии воспитания
  • •О пределах вмешательства взрослых в игры детей
  • •Игры в практике внеучебной воспитательной работы Сущность игры
  • •Педагогические требования к организации игры
  • •Деловая игра
  • •Организационно-деятельностная игра (оди)
  • •Игра-путешествие
  • •Сюжетно-ролевая игра
  • •Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
  • •Условия эффективности игры как воспитательного средства
  • •Вопросы и задания по главе 7
  • •Библиографический список
  • •Электронные ресурсы
  • •Глава 8.
  • •§ 2. Организационные формы внеклассной воспитательной работы
  • •Выставки, праздники
  • •§ 3. Развитие системы и форм внешкольной воспитательной работы
  • •§ 4. Методика организации воспитательных мероприятий
  • •Алгоритм подготовки проведения любой формы воспитательной работы
  • •Традиционная методика организации и проведения воспитательных мероприятий
  • •Методика организации и проведения коллективного творческого дела
  • •Коллективные творческие дела
  • •Формы групповой деятельности:
  • •§ 5. Из опыта применения форм организации воспитания
  • •Картотека организационных форм воспитания
  • •Переход от воспитательных мероприятий к системе ключевых дел
  • •Вопросы и задания по главе 8
  • •Библиографический список
  • •Электронные ресурсы
  • •Глава 9.
  • •§ 2. Общие методы воспитания:
  • •Методы убеждения
  • •2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
  • •2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения
  • •2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
  • •§ 3. Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой
  • •Понятие и сущность метода воспитания
  • •Классификация методов воспитания
  • •Методы организации жизни и деятельности учащихся
  • •Возвратно-оценочные методы воспитания
  • •Методика внушения
  • •Условия эффективности
  • •§ 4. Методы воспитания по классификации н. Ф. Головановой
  • •Методы формирования социального опыта детей
  • •Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
  • •Методы самоопределения личности ребенка
  • •Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
  • •§ 5. Методы воспитания по классификации б. Т. Лихачева
  • •Первая группа: методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива
  • •Вторая группа: методы повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия
  • •Третья группа: методы детской самодеятельности
  • •Четвертая группа:
  • •Обращение и самообращение к сознанию
  • •Вторая группа методов педагогического воздействия – обращение к чувству
  • •Третья группа методов педагогического воздействия – обращение к воле и поступку
  • •§ 6. Методы воспитания по классификации о. С. Гребенюк, м. И. Рожкова
  • •§ 7. Методы воспитания по классификации а. М. Сидоркина, и. П. Иванова
  • •Методы и приемы товарищеского воспитания Методы и приемы товарищеского побуждения
  • •Методы и приемы товарищеского приучения
  • •Методы и приемы товарищеского убеждения
  • •§ 8. Приемы воспитательного воздействия
  • •Понятие о приемах воспитания
  • •§ 9. Педагогическая техника воспитательного воздействия
  • •Сущность педагогической техники
  • •Специфика психических состояний и процессов педагога
  • •Речь и коммуникативное поведение педагога
  • •Педагогическая техника и мастерство учителя
  • •§ 10. Оптимальный выбор методов воспитания
  • •Выбор методов воспитания
  • •Правила выбора методов воспитания
  • •Педагогика Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
  • •Применение и сочетание методов воспитания
  • •Вопросы и задания по главе 9
  • •Библиографический список
  • •Электронные ресурсы
  • •Глава 10.
  • •Функции общения
  • •Виды общения
  • •Структура общения
  • •Общение как источник и канал информации (коммуникативная сторона общения)
  • •Понятийно-терминологический комментарий
  • •Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
  • •Общение как взаимопонимание (перцептивная сторона общения)
  • •Понятийно-терминологический комментарий
  • •Функции общения
  • •§ 2. Педагогическое общение
  • •§ 3. Школьник как субъект воспитания
  • •Школьник как субъект общения
  • •§ 4. Технологии педагогического общения
  • •§ 5. Педагог и общение школьников
  • •§ 6. Психологическая коррекции конфликтов в общении
  • •Конфликты в процессе педагогического взаимодействия
  • •Конфликтные ситуации: их структура, зарождение и развитие
  • •Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
  • •Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
  • •Стили поведения в ситуациях разногласия
  • •Стиль конкуренции (соперничества)
  • •Стиль уклонения (ухода)
  • •Стиль сотрудничества
  • •Стиль компромисса
  • •Общий подход к управлению конфликтными ситуациями
  • •Основы психологической коррекции межличностных отношений
  • •Где «жало» конфликта?
  • •Прямые методы устранения конфликта
  • •Косвенные методы нейтрализации конфликта
  • •Вопросы и задания по главе 10
  • •Библиографический список
  • •Электронные ресурсы
  • •§ 2. Нормативные основы деятельности классного руководителя
  • •Положение о деятельности классного руководителя моу сош №…
  • •1. Общие положения
  • •2. Ценности, цели и содержание воспитания в школе
  • •3. Функции классного руководителя
  • •2. Коммуникативные:
  • •6. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя
  • •7. Формы документации классного руководителя
  • •8. Полномочия классного руководителя
  • •9. Полномочия администрации в отношении классного руководителя
  • •Кодекс классного руководителя
  • •Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
  • •Советы, рекомендации, предостережения
  • •Классному руководителю
  • •§ 3. Технологические основы работы классного руководителя
  • •Классный руководитель в воспитательной системе школы
  • •Технологический подход классного руководителя к воспитательной работе
  • •§ 4. Технология изучения классным руководителем учащихся и коллектива
  • •Работа классного руководителя по изучению учащихся
  • •§ 5. Технология работы классного руководителя с ученическим коллективом
  • •Коллектив как объект и субъект воспитания
  • •Циклы развития отношений в коллективе
  • •Работа педагога с группой
  • •§ 6. Технология работы классного руководителя с родителями
  • •Психолого-педагогические основы семейного воспитания
  • •Основные стили семейного воспитания
  • •Взаимодействие семьи, школы и социума
  • •Методические правила взаимодействия школы и семьи
  • •Правила общения с родителями
  • •Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
  • •Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся
  • •Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
  • •Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
  • •Как творчески развивать ребенка. Рекомендации классного руководителя родителям
  • •§ 7. Технология анализа результатов воспитательного процесса
  • •Технологии контроля воспитательного процесса
  • •§ 8. Технология планирования работы классного руководителя
  • •Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)
  • •Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)
  • •Программа воспитания
  • •§ 9. Критерии оценки успешности работы классного руководителя
  • •Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
  • •Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя
  • •Вопросы и задания по главе 11
  • •Библиографический список
  • •Электронные ресурсы
  • •Теория и методика воспитания
  • •Часть II. Воспитательные технологии

Определение эффективности деятельности классных руководителей

Концепция модернизация российского образования до 2010 года направлена на создание условий для повышения качества образования. Каждое образовательное учреждение стремится достичь высоких показателей качества обучения, воспитания и социализации учащихся.

Приоритетным национальным проектом “Образование” особое внимание уделяют деятельности классного руководителя. Наиболее сложной педагогической проблемой является определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в классе. В ходе работы городской экспериментальной площадки “Оценка качества образования” в МОУ СОШ № 2 эта тема стала одним из направлений исследования.

Эффективность педагогического процесса характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Следовательно, прежде чем определять результативность деятельности, необходимо точно определить цели и задачи классного руководителя, его функции и формы работы.

С целью определения данных задач в школе № 2 г. Калининграда было проведено заседание МО классных руководителей, на котором были рассмотрено Письмо МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г. “Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений”, в котором отражены основные функции деятельности классного руководителя.

Определив основные направления деятельности классных руководителей, в школе проведен педагогический совет “Роль классного руководителя в реализации НП “Образование”, на котором учителя выделили проблему – как оценить эффективность воспитательной работы. Это послужило первым шагом к введению в школе рейтинговой оценки деятельности учителя. Педагоги в ходе деловой игры выработали критерии, по которым необходимо оценивать работу воспитателей. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать через деятельность и результативность.

“Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя” (из Письма МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г.). В ходе экспериментальной работы нами были выделены следующие критерии и разработан инструментарий:

Оценка деятельности

Направление деятельности

Критерии

Методика оценки

Организация воспитательной деятельности

  • количество проведенных внеклассных тематических мероприятий за отчетный период
  • количество посещений учреждений культуры, экскурсий, походов
  • Участие класса в общешкольных мероприятиях;
  • Участие класса в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
  • Отчет классного руководителя
  • Анализ посещения
  • Отчет классного руководителя
  • Анализ проведения общешкольного мероприятия
  • Анализ мероприятия
  • Анкетирование “Классный руководитель глазами воспитанников”

Взаимодействие с социально – психологической службой, педагогическими работниками

  • кол-во обращений, беседы с детьми, совместные рейды
  • Отчет классного руководителя,
    Отчеты специалистов социально-психологической службы

Взаимодействие с родителями

  • кол-во родительских собраний, % присутствия;
  • рейды в семьи;
  • беседы с родителями;
  • Протоколы родительских собраний;
  • Протоколы рейдов

Методическая деятельность классного руководителя

  • Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью
  • Анализ методической деятельности

Оценка результативности деятельности классных руководителей

Критерии

Показатели

Методика оценки

охваченность учащихся внеурочной занятостью

  • охваченность учащихся внеурочной занятостью

Анализ листа занятости учащихся, анкетирование

Профилактика

правонарушений

  • количество учащихся, состоящих на всех видах учета

Стат.данные по школе по профилактике

Организация ученического самоуправления в классе

  • уровень развития ученического самоуправления в классе

“Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе” пр. М.И. Рожков

Методика О.В. Лишина “Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива”

Уровень воспитанности

  • сформированность системы отношений к социально-значимым культурно-духовным нормам и ценностям;
  • сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;

3 – 6 классы: С.М. Петровой “Пословицы”

6 — 8 класс: Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов

9-11 класс: “Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе
  • Отношение учащегося к основным сторонам жизнедеятельности в школе
  • Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания
Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”

Методика Е.Н. Степанова “Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ”

Для оценки деятельности классного руководителя была составлена карта:

Оценка деятельности классного руководителя_____ класса МОУ СОШ № 2 за ____

1. Классные мероприятия

Мероприятия

Кол-во

Тематические классные часы (указать темы)

Выход в театр

Выход в кинотеатр

Выход в музей, на выставки

Выезд на природу, т/б, экскурсии по области

2.Общешкольые мероприятия

Мероприятия

3.Участие в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)

Мероприятия

баллы

4. Социальная защита детей и профилактика правонарушений

Кол-во б/п по ТЖС

Кол-во рейдов в семьи

Кол-во уч-ся на ВШУ

Кол-во уч-ся на КДН, ПДН

Кол-во правонарушений в классе

Кол-во конфликтных ситуаций

Взаимодействие с психологом, соцпедагогом (кол-во обращений, беседы с детьми, совместные рейды)

5. Учебная деятельность класса

Качество знаний

Неуспевающие (на протяжении уч. года)

Занятость в системе допобразования

6. Классное самоуправление

Высокий уровень

Средний уровень

Разовые поручения

Отсутствует

7.Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью (указать названия)

Школьный

городской

Региональный

Всероссийский

Педсоветы, совещания (воспитат. тематика)

Семинары (воспитат. тематика)

Мастер-классы, творческие мастерские

Конкурсы

Зам по ВР______________________

Разработанная модель и технология мониторинга эффективности деятельности классного руководителя может быть реализована в любом образовательном учреждении для оценки качества воспитательного процесса.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *