10) Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Федеральные программы реформирования и развития

15 августа 2001 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была утверждена Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации. Основными целями реформирования государственной службы в Концепции были названы: кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей России. Основные положения Концепции включали в себя: описание наличия проблем, цели, основные задачи и этапы реформирования государственной службы, характеристику системы государственной службы, взаимодействие государственной службы и структур гражданского общества, место кадровая политики в системе государственной службы, осуществление нормативного правового регулирования системы государственной службы, основы организации государственной службы, определение понятия “государственный служащий”, а так же процесс поступление граждан Российской Федерации на государственную службу, прохождение гражданской службы, вопросы оплаты служебной деятельности государственного служащего, государственные социальные гарантии на государственной службе, использование современных информационных технологий, организацию деятельности государственных органов и государственных служащих.

    1. Указ Президента РФ №1236 от 19 ноября 2002 года «О федеральной программе «Реформирование системы ГС РФ» на 2003 – 2005 года.

Основные причины, обусловливающие необходимость реформирования системы ГС:

  1. Организационные причины:

— отсутствие целостной системы ГС;

— неразработанный механизм взаимосвязи Гос и мун службы;

— низкая эффективность деятельности гос служащих;

— неэффективность управления ГС;

  1. Кадровые причины:

— Непоследовательность кадровой политики;

— Слабое использование современных технологий, в т.ч. в сфере управлением персонала;

— кадровый волюнтаризм и правовой нигилизм в кадровой работе;

  1. Нормативно-правовые вопросы:

— наличие противоречий и пробелов в законодательстве о ГС;

— отсутствие надлежащей регламентации функционирования гос органов. Их аппаратов, деятельности гос служащих;

— «Указное право»

  1. Социальные:

— Низкий престиж ГС как профессии и авторитет ГС среди населения;

— отсутствие контроля за деятельностью гос служащих со стороны гражданского общества;

— Коррупция, бюрократизм, информационная закрытость от гражданского общества.

Цели реформирования:

1)Кардинальное повышение эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;

2) Создание целостной системы ГС с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ.

В соответствии с Концепцией созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.

В процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.

Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В 2007 году принят Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Опыт осуществления мероприятий федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)», продленной на период 2006 — 2007, выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

Указом Президента РФ от 10 марта 2009 года №261 была принята программа «Реформирование и развитие системы ГС РФ на 2009-2013 года»

Основные мероприятия предусмотренные данной программой:

— Повышение эффективности ГС и результативности служебной деятельности гос службы;

— Формирование системы ГС, создание системы управлением ГС;

— Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы.

Цель Программы — создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

На современном этапе развития российского общества сформировались уровни государственной службы — федеральная государственная служба и государственная гражданская служба субъектов Федерации, а также фактически сложилось разделение федеральной государственной службы по видам — гражданская, военная и служба в правоохранительных органах (хотя последняя в настоящее время так и не нашла современного законодательного отражения). Отдельные виды федеральной государственной службы устанавливаются федеральными законами, исходя из функциональных признаков и особенностей ее прохождения. Таким образом, различные виды и уровни государственной службы образуют единую систему государственной службы. Указ Президент РФ от 7 мая 2012 года № 601

Проект программы развития государственной службы на 2015-2018гг.

Направления развития системы ГС:

1)Внедрение современных принципов организации ГС:

— функции кадровых служб гос органов будут переориентированы с кадрового делопроизводства на применение современных технологий управления персоналом;

— кадровый состав будет структурирован по направлениям деятельности в рамках профессионально-функциональных групп;

— будет оптимизирована численность гос служ, в т.ч., кадровых служб гос органов;

— будут приняты меры по обеспечению взаимосвязи видов гос службы и совершенствованию их правового регулирования.

2) Формирование новой системы квалификационных требований к должности ГС:

Будет нормативно закреплена трехуровневая система квалификационных требований, вкл. базовые, функциональные и специализированные, которые позволяют определить направления деятельности, объем полномочий, и специфические функции каждого гражданского служащего, исключив их дублирование, а также определять уровень и направления подготовки образования, знания и навыки, проф и личностные качества кандидатов на замещение конкретной должности.

3)Повышение качества отбора для замещении должности ГС РФ.

Будет создана система первичного отбора кандидатов на замещение вакантной должности («единая точка входа») и их проф ориентации, учитывая направление деятельности гос органа.

4)Внедрение комплексной оценки гос служащих.

Будет внедрена комплексная оценка госслужащих вкл в себя:

— на соответствие квалиф требованиям;

— проф качеств;

— результативности проф служебной деятельности, вкл общую оценку;

5)Обеспечение непрерывного профессионального развития госслужащих:

6)Развитие многофакторной системы мотивации госслужащих:

— будет усовершенствована система оплаты труда и предоставления им соц гаантий в виде дифференцированного соц пакета.

— будет разработаны методики формирования фонда оплаты труда с учетом различных направлений деятельности гос органа;

7)Внедрение антикоррупционных кадровых технологий;

8)Обеспечение открытости ГС расширение общественного участия.

Организация управления реализации программой осуществляет Комиссия при Президенте РФ по вопросам ГС и резервам управления кадров посредством постоянно действующей рабочей группы, образов при Комиссии.

Реформирование государственной службы Российской Федерации

Работа над правовым оформлением института государственной службы началась в конце 1980-х гг., но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в условиях независимой России. Федеративный договор 1992 г., Конституция РФ 1993 г. предусматривали принятие на федеральном уровне основ законодательства о государственной службе, закона о федеральной государственной службе. В остальном же государственная служба должна была регулироваться нормативными актами органов власти субъектов РФ.

Еще в конце 1991 г. при Правительстве РФ было создано Главное управление по подготовке кадров для государственной службы (впоследствии оно было преобразовано в Департамент государственной службы аппарата правительства); Академия общественных наук при ЦК КПСС была преобразована в Российскую академию управления (с 1994 – Российская академия государственной службы при Президенте РФ). В ведении последней оказались кадровые центры, созданные на основе учебных заведений системы партийного просвещения. В соответствии с Указом Президента РФ от 3 июня 1993 г. «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» был образован Совет по кадровой политике при Президенте РФ – консультативный орган при главе государства, который обязательно должен был рассматривать кандидатуры для назначения на должность решениями Президента РФ и Правительства РФ.

В течение 1992–1993 гг. в правительственных структурах с привлечением специалистов разрабатывалась Концепция реформирования государственной службы, которая была опубликована 23 декабря 1993 г. в виде тезисов в «Российской газете». Авторы Концепции отмечали, что в России начала 1990-х гг. невозможно четко отделить государственную службу от других видов деятельности и других социально-правовых институтов. Они предлагали создать нормативную базу государственной службы, которая должна основываться на сочетании мирового опыта и обычаев, традиций народов России; сформировать высокопрофессиональный, высокоморальный корпус государственных служащих; упорядочить систему органов государственной службы; реорганизовать систему финансирования государствен ной службы, сделать ее рациональной и открытой для общественного контроля; формировать в общественном мнении положительный образ государственного служащего.

Почти одновременно с публикацией тезисов Концепции Президент РФ подписал Указ от 23 декабря 1993 г. № 2267, утверждающий Положение о федеральной государственной службе.

В Положении впервые были перечислены лица, относящиеся к категории федеральных государственных служащих. Ими стали те, кто занимают государственные должности в Администрации Президента РФ, аппарате Правительства РФ, Совете безопасности РФ, палатах Федерального Собрания РФ, органах судебной власти, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палате РФ, других федеральных органах власти РФ. Положение закрепило следующие принципы государственной службы: законность, обязательность для подчиненного решений вышестоящего руководителя, подконтрольность и подотчетность государственных органов и деятельности государственных служащих, внепартийность, равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, социальная защищенность федеральных государственных служащих, стабильность государственной службы. К государственным должностям были отнесены высшие и главные государственные должности (квалификационные требования к ним устанавливал Президент РФ), ведущие, старшие и младшие государственные должности (квалификационные требования к ним устанавливало Правительство РФ или какой-либо орган по его поручению). В рассматриваемом документе перечислялись права и обязанности государственного служащего, вводились некоторые ограничения. Государственный служащий, например, не мог заниматься какой-либо деятельностью, кроме научной, преподавательской, иной творческой, принимать подарки, участвовать в забастовках и т.п. Был определен широкий круг гарантий социальной и правовой защиты государственного служащего. Положением устанавливались классные чины, напрямую связанные с занимаемыми должностями. Положение довольно подробно регламентировало процедуру увольнения (отставки) государственного служащего.

Уже 12 февраля 1994 г. Указом Президента РФ было утверждено Положение об Управлении федеральной государственной службы Президента РФ. В январе 1996 г. оно было преобразовано в Главное управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, в октябре этого же года – в Управление кадровой политики Президента РФ. В соответствии с этими реорганизациями менялись и функции названных органов. По Положению, принятому в декабре 1996 г., основными функциями Управления кадровой политики являются: обеспечение деятельности Президента РФ по определению им основных направлений кадровой политики и развития государственной службы; обеспечение деятельности Президента РФ по решению кадровых вопросов, отнесенных к его ведению законодательством РФ; обеспечение контроля за состоянием законодательства РФ по вопросам кадровой политики и государственной службы; обеспечение контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной службе государственными служащими, назначенными на должность Президентом РФ. Таким образом, с 1994 г. при главе государства существует орган, определяющий кадровую политику в стране.

Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 был введен Сводный перечень государственных должностей от Президента РФ до судьи федерального суда, дополняемый по мере необходимости. В тот же день был введен Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих.

Впоследствии Государственная Дума разработала Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Его принятие обусловило уточнение, а в отдельных случаях и поглощение некоторых положений президентских актов. Закон вступал в силу с некоторыми изъятиями. Он имел рамочный характер, и поэтому предполагалось принятие пакета других нормативных актов, регламентирующих особенности государственной службы в отдельных органах, вопросы денежного содержания федеральных государственных служащих, порядок присвоения квалификационных разрядов и пр. Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» правильнее было бы назвать законом об основах службы гражданской, так как он почти не затрагивал военную и разновидности милитаризованной службы.

Следует заметить, что Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Положение о федеральной государственной службе и связанные с ними нормативные акты позаимствовали ряд положений из дореволюционного (вплоть до Табели о рангах) и советского законодательства.

На уровне субъектов РФ первый закон о государственной службе был принят в Республике Саха (Якутия) еще до принятия новой Конституции, но интенсивная разработка соответствующего законодательства в субъектах РФ началась после декабря 1993 г.

Таким образом, в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления. В 1992–2002 гг. осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной службы.

Основные цели и задачи реформирования сложившейся системы государственной службы РФ были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ в 2001 г. (далее – Концепция). В 2002 г. Президент РФ подписал Указ о программе реформирования государственной службы в Российской Федерации, в котором отмечались следующие проблемы государственной службы:

  • – нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровнях;
  • – неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
  • – наличие противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе;
  • – несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;
  • – низкая эффективность деятельности государственных органов;
  • – слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;
  • – низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

  • – сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;
  • – недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

В соответствии с Концепцией были созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.

В процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.

Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 г. Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в 2004 г. – Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Затем был принят Федеральный закон от 3 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В целях реализации федеральных законов о государственной службе были изданы нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Были определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Опыт осуществления мероприятий Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003– 2005 годы)», продленной затем Указом Президента РФ от 12 декабря 2005 г. № 1437 «О продлении срока реализации Федеральной программы “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)” на 2006–2007 годы», выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

Ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства РФ о формировании системы управления государственной службой. В должной мере не обеспечивается взаимосвязь реформы государственной службы с бюджетной, административной, судебной и военной реформами, реформой местного самоуправления и другими преобразованиями в сфере государственного управления.

Практика реализации Концепции и Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003– 2005 годы)», опыт совершенствования государственного управления в зарубежных странах показывают, что внедрение современных принципов и технологий на государственной службе является длительным и сложным процессом. Мероприятия по реформированию и развитию системы государственной службы предполагают их осуществление в два цикла бюджетного планирования. Таким образом, Программа 2009–2013 гг. носила среднесрочный характер и реализовалась в два этапа.

На первом этапе (2009–2010) с учетом правоприменительной практики проводилась работа, направленная на усовершенствование федерального законодательства в сфере государственной службы; разработаны и внедрены механизмы противодействия коррупции; разработаны современные кадровые, образовательные, информационные и управленческие технологии и механизмы, обеспечивающие результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

На втором этапе (2011–2013) был осуществлен мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; сформирован механизм обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечено внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершено формирование единой системы управления государственной службой.

Таким образом, реформирование системы государственной службы носит долгосрочный характер и проводится в несколько этапов. Проделана значительная работа по формированию законодательства, регулирующего вопросы прохождения государственной гражданской службы. Остается ряд проблем в сфере правового регулирования военной и правоохранительной службы.

  • Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О Федеральной программе “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)”».

Основные этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации. Концепция и Програм

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Контрольная работа

по дисциплине: «Организации государственной и муниципальной службы»

на тему «Основные этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации. Концепция и Программы реформирования государственной службы в Российской Федерации»

Выполнила:

Проверил:

канд. истор. наук, доцент.

Новосибирск 2010

Оглавление

Введение

1.Основные этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации.

2. Концепции и программы реформирования государственной службы в Российской Федерации в период 2001-2005 гг.

3.Программа реформирования государственной службы Российской Федерации в период с 2006-2013 гг.

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность контрольной работы определяется тем, что в процессе реформирования государственной системы современной России важное значение приобретает формирование эффективно функционирующей государственной службы. В качестве стратегической задачи декларируется построение сильного, демократического, правового государства, что предполагает слаженную, эффективную работу всех составных частей государственной власти. Именно такое государство может стать гарантом стабильности и успешного развития в ситуации «глобального вызова, в которой оказалась страна».

Важную роль в оптимизации деятельности государственного аппарата, повышения его роли в реализации стоящих перед страной и обществом задач, играют государственные служащие, которые призваны выполнять функцию посредников во властных отношениях между государством и обществом, социальными слоями и группами населения, человеком и гражданином.

В рамках административной реформы осуществляется реформирование государственной службы, которое является серьезной и актуальной проблемой, так как «от государственной службы и ее аппарата в жизнедеятельности общества, в судьбе людей — граждан государства — зависит очень многое, практически вся линия истории…».

Целью данной контрольной работы является изучение основных этапов, концепции и программ реформирования государственной службы в Российской Федерации.

Задачи контрольной работы:

1.Рассмотреть основные этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации.

2. Предоставить концепции и программы реформирования государственной службы в Российской Федерации в период 2001-2005 гг.

3. Изучить программы реформирования государственной службы Российской Федерации в период с 2006-2013 гг.

  1. Основные этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации

В реформировании государственной службы можно выделить несколько этапов. «На первом этапе реформ (1992-1993 гг.) инициативная группа специалистов объединилась во круг идеи создания централизованной организации, ответственной за разработку и осуществление общеорганизационной политики в области государственного управления и государственной службы – Роскарды.

Не смотря на то, что многие из поставленных целей не удалось реализовать. Роскарды оказали существенное влияние на дальнейшее развитие системы государственной службы.

Основные результаты первого этапа: институциональное оформление государственной службы; создание системы обучения государственных служащих; постановка вопроса об особенностях и специальном назначении государственной службы, ее ключевом значении в построении эффективного государственного аппарата; закрепление за государственной службой особого статуса; выделение на ее содержание и развитие материальных и иных ресурсов.

Первым значительным нормативным актом является указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г. №361, который ввел в законодательство понятие «государственная служба». Необходимо также отметить указ Президента РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» от 22 декабря 1993г. № 2 267, который можно рассматривать в качестве одного из результатов государственного переустройства сентября-октября 1993г., закрепившем в нормативном плане политические результаты.

«Федеральный закон » Об основах государственной службы РФ» 31 июля 1995 г. №119-ФЗ определил начальный этап формирования нормативно-правовой базы государственной службы. Он установил правовые основы организации такой службы и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации.»

«На втором этапе (1997-1998гг.) уже явственно намечался политический заказ на административную реформу и реформу государственной службы как ее составную часть.

Главным достижением второго этапа реформ явилось выстраивание идеологической основы реформы, создание ее теоретической базы. Были выделены и обоснованы стержневые направления реформы государственной службы, сформулированы механизмы проведения реформ в жизнь.

Третий этап реформ (1999-200гг.). Впервые тема реформирования государственного аппарата была сформулирована в предвыборной программе основного претендента на президентское кресло. На третьем этапе были учтены проблемы предыдущих попыток реформ. Помимо «политического заказа» появилась реальная действующая сила в лице будущей команды нового Президента России, впервые был подключен «административный ресурс» в лице Центра стратегических разработок.»

Таким образом, на третьем этапе была практически завершена подготовительная работа по разработке Концепции, Программы реформирования и власть встала перед необходимостью и неизбежностью практических шагов по реальному изменению российской государственной службы с целью совершенствования ее работы и подчинения нуждам граждан и их объединений.

Анализ позволяет сделать вывод о том, что все ступени реформ, начиная с 1992 г., по сути, явились подготовительными шагами, на которых разрабатывалась и оттачивалась теоретическая основа, готовились аргументированные и обоснованные руководства к действиям, формировалось общественное мнение. Ключевые элементы функционирования государственной службы, которые и определяют качество, эффективность и результат исполнения служащими отдельных государственных функций от имени и по поручению государства, так и остались нетронутыми.

  1. Концепции и программы реформирования государственной службы в Российской Федерации в период 2001-2005 гг.

«Переломным моментов в процессе реформирования государственной службы стало принятие «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации» от 15 августа 2001 г. № Пр.-1 496, в которой подчеркивалось, что построение демократического правового федерального государства требует создания адекватной системы органов государственной власти соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающих реализацию функций государства, повышение эффективность экономики и развития гражданского общества. Ключевым в концепции был вывод о том, что в РФ сложились конституционные основы государственной службы как важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.»

В концепции в отличие от федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (1995г.), вводилось понятие государственной службы не как профессиональной деятельности , а как «комплексного, публичного, социального, правового, организационного института по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства….». Исходя из институциональности и целостности государственной службы, данный документ закладывает принципы ее функционирования как системы, правда со ссылкой на то, что основные функциональные признаки государственной службы будут установлены соответствующим федеральным законом.

Несомненным достоинством Концепции, несмотря на недостаточную содержательную проработанность, является ориентацией на кадровую политику и работу с кадрами государственной службы как основы ее реформирования.

Примечательно, но в силу не совсем понятных причин практически через месяц текст Концепции стал недоступен для обсуждения в широкой аудитории.

«Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1 336 утверждена федеральная программа «Реформирования государственной службы Российской Федерации (2003-2005гг.)» Цель Программы — повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы.

Объемы и источники финансирования Программы — на весь период реализации Программы за счет средств федерального бюджета 539,1 млн. рублей, в том числе: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 296,1 млн. рублей; прочие нужды — 243 млн. рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы были: приведение нормативно-правовой базы системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями; создание профессиональной государственной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных служащих; внедрение должностных регламентов государственных служащих достижение качественного уровня исполнения государственными служащими должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг; создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу; создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения федеральной государственной службы; повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы в целях улучшения кадрового состава государственных служащих; внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих; повышение профессионального уровня государственных служащих; оптимизация численности федеральных государственных служащих; создание материально-технических условий для эффективного исполнения федеральными государственными служащими должностных обязанностей; формирование системы управления государственной службой».

Программа явилась механизмом, стимулирующим однонаправленное движение процессов реформирования федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации в вопросах организации и нормативной правовой регламентации их деятельности. Реализация поставленных Президентом Российской Федерации задач имеет практические аспекты. Во-первых, это необходимость формирования в регионах системы оценки планов и показателей работы всех структурных подразделений органов исполнительной власти, а уже на их основе должностных регламентов. Во-вторых, создание условий для подготовки специалистов соответствующего уровня и их практическая подготовка. В-третьих, это практическая разработка и реализация региональных программ в сфере государственной службы.

  1. Программа реформирования государственной службы Российской Федерации в период с 2006-2013 гг.

На этапе реформирования государственной службы в 2006-2007 годах запланировано в полном объеме реализовать приоритетные направления реформы государственной службы Российской Федерации, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 1336, продолжить работу по формированию целостной системы государственной службы, решить комплекс задач, связанных с нормативным правовым оформлением и совершенствованием механизмов функционирования видов государственной службы, оптимизацией кадрового состава государственных служащих, формированием системы управления государственной службой. Финансирование федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» в 2006 — 2007 годах осуществлять в объеме до 96,4 млн. рублей — в пределах средств, выделенных из федерального бюджета Управлению делами Президента Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программой, и не востребованных ее государственными заказчиками в 2003 — 2005 годах.

Эти меры предусмотрены в Указе Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 года № 1437 «О продлении срока реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 годы».

Гражданское общество предъявляет все более высокие требования к государственной службе. Оценка деятельности госслужащих зависит, в частности, от того, насколько качественно гражданам и организациям оказываются государственные услуги.

Современное законодательство, к сожалению, не в полной мере обеспечивает эффективность деятельности госслужащих. Недостаточная открытость государственной службы способствует проявлениям бюрократизма и коррупции. Качество профессионального образования госслужащих оставляет желать лучшего.

Учитывая данные обстоятельства, возникла необходимость в разработке федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Утвержденной указом президента РФ от 10 марта 2009 года N 261 О федеральной программе «Реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации » (2009-2013годы) Цель Программы- создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

На весь период реализации Программы определены объемы и источники финансирования из средств федерального бюджета предусматривается 691 млн рублей, в том числе: на финансирование I этапа реализации Программы (2009 — 2010 годы) — 258,6 млн рублей; на финансирование II этапа реализации Программы (2011-2013 годы) — 432,4 млн рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы — формирование и развитие видов государственной службы; создание необходимых условий для профессионального развития государственных служащих; разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение; обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю; реализация антикоррупционных программ в системе государственной службы; совершенствование порядка замещения вакантных должностей государственной службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к государственной службе; внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации государственных служащих; разработка и внедрение в государственных органах программ и индивидуальных планов профессионального развития государственных служащих; разработка и применение в государственных органах современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне; реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации дополнительных государственных гарантий жилищных прав государственных служащих; разработка правовых основ защиты государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.»

Программа носит среднесрочный характер и реализуется в два этапа. На первом этапе (2009 — 2010 годы) предстоит с учетом правоприменительной практики усовершенствовать федеральное законодательство в сфере государственной службы; организовать методическую помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в развитии государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы; создать правовые и организационные основы единой системы управления государственной службой; разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции; завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

На втором этапе (2011 — 2013 годы) предстоит осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершить формирование единой системы управления государственной службой.

Опыт осуществления мероприятий федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)», продленной на период 2006 — 2007 годов, выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

Ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства Российской Федерации о формировании системы управления государственной службой.

Реализация Программы позволит завершить качественное преобразование системы государственной службы, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на государственной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.

Заключение

Все ступени реформ, начиная с 1992 г., явились подготовительными шагами, на которых разрабатывалась и оттачивалась теоретическая основа, готовились аргументированные и обоснованные руководства к действиям, формировалось общественное мнение. Ключевые элементы функционирования государственной службы, которые и определяют качество, эффективность и результат исполнения служащими отдельных государственных функций от имени и по поручению государства, так и остались нетронутыми.

Федеральная программа «Реформирования государственной службы Российской Федерации (2003-2005гг.)» явилась механизмом, стимулирующим однонаправленное движение процессов реформирования федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации в вопросах организации и нормативной правовой регламентации их деятельности. Реализация поставленных Президентом Российской Федерации задач имеет практические аспекты. Это необходимость формирования в регионах системы оценки планов и показателей работы всех структурных подразделений органов исполнительной власти, а уже на их основе должностных регламентов. Затем, создание условий для подготовки специалистов соответствующего уровня и их практическая подготовка. И практическая разработка, и реализация региональных программ в сфере государственной службы.

Федеральная программа «Реформирования государственной службы Российской Федерации (2009-2013гг.)» позволит завершить качественное преобразование системы государственной службы, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на государственной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.

Список литературы

  1. Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации от 13.08.2001г. № Пр.-1 496

  2. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: указ Президента РФ от 4.04.1992 г. №361

  3. О продлении срока реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы) на 2006 — 2007 годы»: указ Президента РФ от 12.12.2005 г. № 1437

  4. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: указ Президента РФ от 10.032009 г. № 261

  5. О федеральной программе «Реформирование системы государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»: указ Президента РФ от 19.11.2002г. №1336

  6. Об основах государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ

  7. Об утверждении положения о федеральной государственной службе: указ Президента РФ от 22.12.1993г. № 2 267

  8. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 272 с

  9. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы. // Журнал «Российское право», 2006,.№ 5. с. 3.

  10. Меньшова, В.Н. Организация государственной и муниципальной службы: учеб пособие для дистанц. Обучения и самост. Работы студентов/ В.Н. Меньшова; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008-368с.

Введение

Актуальность данной контрольной работы определяется тем, что в рамках административной реформы осуществляется реформирование государственной службы, которое является серьезной и актуальной проблемой рассматриваемого мною периода, а это с 2001 года. Потому что «от государственной службы и ее аппарата в жизнедеятельности общества, в судьбе людей — граждан государства — зависит очень многое, практически вся линия истории…».

Вопрос реформирования государственной службы крайне интересен, эта тема так же регулярно обсуждается в средствах массовой информации, проходят конференции Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, посвященный этой теме. Так же был проведен этап подготовки Концепции реформирования государственной службы, он завершился как раз в 2001 году, было разработано законодательство РФ. В целях совершенствования системы государственной службы РФ, повышения результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих были утверждены федеральные программы Реформирования государственной службы Российской Федерации на разные периоды.

Целью данной контрольной работы является изучение основных этапов, концепции и программ реформирования государственной службы в Российской Федерации.

Задачи контрольной работы:

1.Рассмотреть основные этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации.

2. Предоставить концепции и программы реформирования государственной службы в Российской Федерации в период 2001-2005 гг.

3. Изучить программы реформирования государственной службы Российской Федерации в период с 2006-2013 гг.

Теоретические основы реформирования государственной службы

Реформирование, т.е. постоянное изменение и переустройство в прогрессивном направлении окружающей политической и общественно-экономической жизни, является естественным условием существования любого социума, в том числе государства Реформирование — это способ развития человеческого сообщества. Без реформирования, изменения и переустройства политические и социальные институты общества не могут существовать и развиваться — они впадают в состояние стагнации и застоя. В то же время, как учит исторический опыт, процесс реформирования не может быть постоянным. Административные структуры, и особенно общество, устают от нескончаемой череды реформ. Мудрость политической власти заключается в своевременности включения рычагов реформирования государства и общества. Твердость политической власти заключается в доведении начатых государственных реформ до конца.

Особое значение в реформировании системы власти и государственного управления занимает преобразование государственной службы как административного института власти. Государственный аппарат — важнейший элемент социума. Поэтому от его модернизации зависит многое в развитии государства и гражданского общества.

В настоящее время в Российской Федерации реформирование системы государственной службы официально признано приоритетным направлением в области государственного строительства важным условием ускорения социально-экономического развития страны1Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. М.. 2001..

С начала XXI в. перестройка государственной службы Российской Федерации идет одновременно с административной реформой, являясь ее центральным элементом. Проводимая административная реформа наряду с оптимизацией структур государственной власти должна оптимизировать деятельность государственного аппарата, привести его полномочия в соответствие реальным властным функциям.

Смысл реформирования государственной службы понимается сегодня гораздо шире, нежели просто совершенствование системы государственного управления. Многие политики и ученые называют административную реформу административной постбюрократической или революцией.

Необходимость в реформировании государственной службы России появилась давно. Возникнув с появлением Российской Федерации, административная масть прошла хотя и небольшой по историческим меркам, но интенсивный и противоречивый путь дальнейшего развития.

Реформирование государственной службы — это объективное явление, обусловленное процессами общецивилизованного характера. Во всем мире происходят процессы модернизации государственного управления и государственной службы2См.: Мэннинг Н., Парисом Н. Реформа государственного упрощения: Международный опыт. М., 2003.. Отставать в этом вопросе от передовых стран исторически опасно. Именно поэтому следует рассматривать реформирование государственной службы с позиций стратегии общемирового общественного развития.

Научный анализ проблемы, опыт правового регулирования, а также административная практика свидетельствуют, что существуют внутренние причины, которые обусловливают необходимость реформирования государственной службы современной России. Причины вытекают из состояния государственной службы России, из ее проблем и негативных тенденций. К основным причинам реформирования государственной службы Российской Федерации следует отнести следующие.

Организационно-институциональные:

  • отсутствие на сегодняшний день системы государственной службы как целостного государственно-правового института;
  • отсутствие системы управления государственной службой, в том числе федерального органа по управлению государственной службой;
  • недостаточный уровень эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
  • отсутствие механизмов взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы.

Нормативно-правовые:

  • отсутствие федеральных законов по таким видам государственной службы, как военная и правоохранительная;
  • несбалансированность законодательства о государственной службе, в том числе гражданской, наличие в нем противоречий и пробелов;
  • «указное право» — решение многих важных вопросов государственной службы на уровне не законов, а указов.

Организационно-кадровые.

  • непоследовательность кадровой политики в сфере государственной службы;
  • слабое освоение и внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;
  • недостаточная открытость кадровых процессов и отношений в государственной службе, волюнтаризм в кадровой работе, применение способов и приемов «запрещенной кадровой практики».

Социальные.

  • растущая коррупция на государственной службе и слабость мер по ее противодействию;
  • бюрократизация и закрытость государственной гражданской службы;
  • низкий престиж государственной службы как профессии и авторитет государственных служащих;
  • отсутствие механизма контроля за деятельностью государственных служащих со стороны гражданского общества;
  • несоответствие правового и социального статуса государственных служащих.

На причины, проблемы и негативные тенденции в государственной службе Российской Федерации указала в 2002 г. еще первая федеральная программа реформирования государственной службы, рассчитанная на 2003—2005 гг.3Указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации»» от 19 ноября 2002 г. № 1336. Она констатировала, что основная причина перехода к широкомасштабной реформе государственной службы — ее слабая эффективность, недостаточная результативность деятельности органов государственной власти и их аппаратов. Сложившееся состояние государственной службы порождала масса нерешенных проблем и негативных тенденций.

Проблемы и негативные тенденции российской государственной службы в соответствии с указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 были следующие:

  • нарушение принципа единства государственной службы, отсутствие целостной системы государственной службы;
  • наличие противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе;
  • неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
  • несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;
  • слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных программ и проектов;
  • низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;
  • недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;
  • сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;
  • низкая эффективность механизма профилактики коррупции и борьбы с ней;
  • отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений на государственной службе;
  • информационная закрытость деятельности органов государственной власти;
  • зависимость поступления граждан на государственную службу и их должностного роста в большей степени от личного отношения к ним руководителя государственного органа нежели от их профессионального уровня и деловых качеств;
  • частая смена руководителей государственных органов, что нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и неоправданному увольнению государственных служащих;
  • неудовлетворительное во многих случаях качество подготавливаемых документов;
  • ослабление прежних норм морали и идеологического воздействия, регулировавших поведение работников органов государственной власти и ставивших барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах.

В ходе реализации федеральной программы (2003—2005 гг.) и ее продления до 2007 г. было сделано многое в плане модернизации государственной службы, особенно гражданской, но не все. Новая федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009— 2013 годы)», принятая 10 марта 2009 г., вновь указала на проблемы и недостатки, имеющиеся в системе отечественной государственной службы, и показала причины, их порождающие4Указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)»» от 10 марта 2009 г. № 261, С. 11-12..

В указе Президента РФ говорится, что сегодня к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования.

Однако:

  • оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе государственные услуги гражданам и организациям;
  • в работе кадровых служб государственных органов все еще используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров;
  • современные методы планирования и регламентации труда государственных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию государственных служащих;
  • качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы.

Далее в президентском указе перечисляются причины этих проблем:

  • отсутствие научно обоснованной и апробированной методики применения норм законодательства Российской Федерации о государственной службе;
  • бессистемные проведения экспериментов, разработка должностных регламентов, применение новых кадровых технологий на государственной службе;
  • недостаточная проработка методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, квалификационных экзаменов и аттестации государственных служащих;
  • недостаточное обеспечение взаимосвязи реформы государственной службы с бюджетной, административной, судебной и военной реформами, реформой местного самоуправления и другими преобразованиями в сфере государственного управления;
  • недостаточная открытость государственной службы, способствующая бюрократизму и коррупции.

Опыт осуществления мероприятий федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)», продленной на период 2006—2007 гг. указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 1437 «О продлении срока реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003— 2005 годы)» на 2006— 2007 годы», выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

Ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе наложения Концепции и законодательства Российской Федерации о формировании системы управления государственной службой.

Реализация Программы позволит завершить качественное преобразование системы государственной службы, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на государственной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.

Таковы причины принятия новой Федеральной программы реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации на 2009—2013 гг. Термин «реформирование» в большей степени касается военной и правоохранительной государственной службы, а термин «развитие» — государственной гражданской службы.

Важным концептуальным элементом реформирования государственной службы является определение принципов реформирования как основных положений в реализации данного процесса. В законодательной базе данные принципы не установлены, но практика и ее научное осмысление позволяют сформулировать их.

Основные принципы реформирования государственной службы современной России следующие:

  • целеполагание;
  • этапность;
  • планомерность;
  • программирование;
  • взаимосвязь с административной, военной и судебной реформами;
  • учет отечественного и зарубежного опыта;
  • государственный контроль;
  • ресурсное обеспечение.

Очевидно, что наиболее общей научно-практической целью реформирования государственной службы Российской Федерации является кардинальное повышение ее эффективности в интересах укрепления государства и развития гражданского общества, устранение проблем и негативных тенденций в ее развитии и кадровом обеспечении. Конкретные цели и задачи реформирования государственной службы России установлены в федеральных программах.

Специалисты в области государственной службы современной России насчитывают четыре этапа ее постсоветского развития: создания и первоначального становления (декабрь 1993 — июль 1995 г.), правового оформления (июль 1995 г.). правового и организационного развития (июль 1995 — август 2001 г.), с августа 2001 г. — этап ее реформирования и развития, который в свою очередь включает в себя также ряд этапов.

Реформирование системы государственной службы Российской Федерации, начавшееся в 2000—2001 гг., прошло ряд последовательных этапов.

Первый этап — подготовительный (с конца 2000 до августа 2001 г.). Это период формирования научного концептуального подхода к модернизации института государственной службы России. Подготовительный этап завершился принятием «Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации», утвержденной 15 августа 2001 г. Президентом РФ. Концепция стала руководством к действию для разработки Федеральной программы реформирования государственной службы.

Второй этап — с ноября 2002 по декабрь 2005 г. Это период принятия и реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы. К утвержденной указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336. На этом этапе принимаются базовые федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, которые устанавливают правовые и организационные основы системы государственной службы России, правовые, организационные и финансово- экономические основы государственной гражданской службы. Задачи этого этапа реформы не были реализованы в полной мере.

Третий этап — с декабря 2005 по декабрь 2007 г. Этот период преобразований государственной службы связан с принятием и реализацией указа Президента РФ «О продлении срока реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.)» на 2006—2007 годы» от 12 декабря 2005 г. № 1437.

Четвертый, современный этап — с марта 2009 по декабрь 2013 г. Этот этап модернизации отечественной государственной службы установлен указом Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009— 2013 годы)» от 10 марта 2009 г. №261. Заметим, что 2008 год выпал из программ реформирования государственной службы России.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *