«Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Ход ее выполнения УФСИН России по Магаданской области»

Доклад начальника Управления ФСИН России по Магаданской области Геннадия Кирюшина
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее – Концепция) утверждена распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772-р, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

— совершенствование уголовно-исполнительной политики, направленной на социализацию осужденных;
— изменение структуры УИС, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
— осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
— изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных, с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее жизни в обществе;
— разработка форм проведения воспитательной работы, организация образования и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
— модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
— повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
— расширение сферы применения наказаний не связанных с лишением свободы;
— обеспечение необходимого уровня социальной защиты сотрудников УИС;
— внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;
— совершенствование ведомственного контроля за деятельностью УИС, обеспечение гласности, создание условий для участия общественности в решении задач стоящих перед УИС;
— развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
Концепция призвана обеспечить основу дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.
Реализация Концепции приведет в 2020 году к расширению сферы применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, созданию условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры, созданию системы регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных, разработке системы новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях в области психологии и медицины, педагогики и права, повышению уровня материального обеспечения работников уголовно-исполнительной системы, их социально-правовой защиты.
Ожидаемым результатом реализации Концепции является повышение эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы, направленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества.
Реализация концепции предусматривает 3 этапа:
1 ЭТАП — (2010-2012 г.) предусматривает:
— утверждение плана мероприятий по реализации Концепции;
— разработка нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положения Концепции;
— разработка и корректировка федеральных целевых программ по основным направлениям реализации Концепции, выработка новых механизмов содействия деятельности общественных наблюдательных комиссий, разработка новых подходов к применению института УДО;
— формирование организационной структуры медицинской службы УИС, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого и соответствующего государственным нормативам уровня медобслуживания как сотрудников, так и осуждены, а также лиц, содержащихся под стражей, проработка вопроса о предоставлении медпомощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в УИС.
2 ЭТАП — (2013-2016 г.) предусматривает:
— перепрофилирование большей части ИУ в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых КП;
— анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных Концепцией.
3 ЭТАП — (2016-2020 г.) будут завершены плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы, предусмотренные Концепцией. Намечается разработка документа по планированию развития уголовно-исполнительной системы на последующие годы.
Концептуальная идея реформирования и развития уголовно-исполнительной системы РФ предусматривает несколько ее основных направлений. В первую очередь — это изменение условий содержания осужденных к лишению свободы, создание исправительных учреждений новых видов и новой системы охраны, внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, применение электронных средств контроля, создание адекватной системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению.
Планируется создать 721 учреждение нового вида с общим лимитом 638 тысяч 155 мест. В том числе:
— 58 тюрем особого режима;
— 180 тюрем усиленного режима;
— 210 тюрем общего режима для содержания мужчин;
— 55 тюрем общего режима для осужденных женщин;
— 218 колоний-поселений с усиленным и обычным наблюдением.
В ходе первого этапа реформирования решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики. Только в течение 2012- 2013 годов принят 21 федеральный закон, касающийся совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы, 25 актов Правительства РФ, подписано 2 Указа Президента РФ, направленных на совершенствование деятельности и развитие УИС.
Чтобы повысить престиж службы в органах уголовно-исполнительной системы, привести социальные гарантии в соответствие объемам и условиям службы 30 декабря 2012 г. принят Федеральный закон, в соответствии с которым с 1 января 2013 г. зарплата сотрудников уголовно-исполнительной системы в среднем выросла в 1,8 раза.
Создано 55 медико-санитарных частей ФСИН России. Активно внедряются в практику службы современные технологии: увеличилось количество спецавтомобилей подразделений по конвоированию, оборудованных системами видеонаблюдения и системами электронного мониторинга движения ГЛОНАСС/GPS, сотрудники дежурных смен исправительных колоний обеспечены носимыми видеорегистраторами, разработан электронный браслет с улучшенными техническими характеристиками, в отношении более 15 тыс. осужденных к ограничению свободы и почти 1500 лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, применялись электронные средства контроля, в ИУ и СИЗО установлена и используется 43431 видеокамера, внедрена в опытную эксплуатацию система электронного документооборота.
Проведена работа по повышению эффективности взаимодействия учреждений и органов УИС с общественными наблюдательными комиссиями субъектов РФ, общественными объединениями и религиозными организациями. Изменения в законодательстве, реализация государственной политики, ориентированной на смягчение санкций и декриминализацию ряда составов преступлений, в значительной степени повлияли на поддержание динамики снижения численности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Продолжается работа по созданию надлежащих условий содержания для лиц, заключенных под стражу, введено 17 объектов строительства и реконструкции в СИЗО и ИУ, дополнительно создано 2551 место в учреждениях УИС разного вида. На 1 января 2013 года средний размер камерной площади, приходящейся на одного содержащегося под стражей в СИЗО, составил 4,4 кв. метра, что соответствует требованиям законодательства РФ.
Общая численность осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, на протяжении всего прошлого года также сохраняла устойчивую тенденцию к снижению. Так, за 2013 год количество осужденных сократилось на 54 тысячи 538 человек (8,53 %), и составляет сейчас 585 тысяч 88 осужденных.
Важным направлением в работе остаются мероприятия по социальной реабилитации осужденных. Сформирован комплекс мер по стимулированию осужденных к законопослушному поведению, получивший название системы «социальных лифтов».
Сегодня эта программа работает практически во всех исправительных колониях. В составы комиссий по оценке поведения осужденных входят 1302 члена общественных объединений и религиозных организаций, 916 работников органов государственной власти и местного самоуправления, 177 представителей региональных уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. Всего комиссиями рассмотрены характеристики на более 583,6 тыс. осужденных.
В целях оказания содействия в социальной и трудовой адаптации лицам, освобождаемым и освободившимся из исправительных учреждений, подписано соглашение о сотрудничестве ФСИН России с Федеральной службой по труду и занятости. Принимаются меры по оформлению паспортов осужденным гражданам РФ, у которых они отсутствуют или подлежат замене.
Одним из приоритетных направлений в деятельности ФСИН России стало решение задач по повышению эффективности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В настоящее время на территории РФ функционируют 80 уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) и 2379 их филиалов. Ими контролировалось 955 тысяч 285 осужденных без изоляции от общества, в том числе в отношении 32 тысяч 735 несовершеннолетних. Развернута и функционирует во всех 80 территориальных органах ФСИН России система электронного мониторинга подконтрольных лиц, которая зарегистрирована органами Роскомнадзора России как федеральная государственная информационная система «СЭМПЛ».
Производственная деятельность исправительных учреждений УИС направлена на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе, а так же выплат потерпевшим.
Созданы и функционируют 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 лечебно-производственных мастерских. Предпринимаются меры по увеличению заработной платы осужденных, их заинтересованности в результатах своего труда. ФСИН России предлагает оценивать стремление осужденного к труду как важнейший фактор его исправления и возможность освободиться условно-досрочно.
В 2012/2013 учебном году в 310 учреждениях начального профессионального образования ФСИН России и 313 их обособленных структурных подразделениях обучено рабочим профессиям 164,6 тыс. осужденных.
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ в УФСИН России по Магаданской области проводятся следующие мероприятия:
— введены новые виды вещевого довольствия, отвечающие международным стандартам и современным потребительским свойствам, такие как: свитера трикотажные, сапоги мужские комбинированные зимние, ботинки комбинированные, пантолеты литьевые;
— совершенствуется организация питания спецконтингента, выделяются бюджетные средства на приобретение нового оборудования для продовольственной службы, особое внимание уделяется санитарно-гигиеническим требованиям к условиям содержания спецконтингента;
— на постоянной основе ведется работа по совершенствованию надежности охраны и предупреждению побегов. Основные усилия в этой работе направлены на: оснащение объектов УФСИН современными техническими системами охраны и надзора; усовершенствование системы расположения постов свободного окарауливания служебных собак; усиление контроля за службой караулов; повышение уровня взаимодействия с оперативно-режимными службами, профессионального обучения и воспитания личного состава;
— в ходе реализации мероприятий первого этапа Концепции, приобретены и поставлены на баланс учреждений специальные собаки по поиску наркотических веществ (по одной в каждом учреждении). Закуплены в ЦРС химические имитаторы для их тренировок, организована первоначальная подготовка совместно со специалистами таможенного комитета г. Магадана;
— в ФКУ ИК-3 , ИК-4 введены в эксплуатацию купольные видеокамеры, кроме этого на периметрах учреждений установлено дополнительно 5 видеокамер. Проводилась замена черно-белых видеокамер на цветные. Все учреждения обеспечены видеорегистраторами, что позволяет вести запись событий и в последующем просматривать видеоотчет с целью принятия своевременных мер к нарушителям правил несения службы;
— по результатам проведенных в октябре 2013 года комиссионных обследований охраняемых объектов, в результате установки контрольно-пропускного пункта по пропуску осужденных из жилой зоны в промышленную зону и проведенного комиссионного обследования комплекса инженерно-технических средств охраны и надзора ФКУ ИК-3, было принято решение о переводе ФКУ ИК-3 с 3-й на 2-ю категорию ИТСОН;
— для достижения основных целей Концепции по линии специального учета ведется работа по осуществление раздельного содержания осужденных, а именно соблюдение положений ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса, в части раздельного содержания. В настоящее время в исправительных учреждениях области отбывают наказания осужденные, ранее не содержащиеся в местах лишения свободы, за исключением осужденных особого вида режима, которые содержатся в изолированном участке, функционирующем в колонии строгого режима. Для определения места отбывания наказания сотрудники специального учета СИЗО проводят работу по выявлению лиц, ранее судимых и отбывавших наказание в местах лишения свободы. Для этого направляются требования в ИЦ области, а также в ИЦ УМВД других субъектов РФ и ГИАЦ МВД России, проводятся беседы с осужденными. Всего из СИЗО для отбывания наказания за пределы области за 10 месяцев текущего года направлены 188 осужденных.
В ИУ области сотрудниками спецучета проводится аналогичная работа. При выявлении в колонии осужденных, которые ранее отбывали наказание в местах лишения свободы, во ФСИН России незамедлительно направляются материалы для решения вопроса о переводе данного осужденного в ИУ соответствующего вида. За истекший период 2014 года из ИУ Магаданской области по персональным нарядам ФСИН России этапировано 5 осужденных, которые ранее отбывали наказание в местах лишения свободы (судимости у всех осужденных погашены, все отбывали наказание ранее в других субъектах РФ).
Одной из наиболее острых проблем прошлых лет было превышение лимита наполнения СИЗО. Однако за последние годы фактическая численность лиц, содержащихся в СИЗО составляет 45 % от лимита наполнения. Такому улучшению ситуации способствовало изменение уголовного законодательства и действующей судебной практики. Как правило, мера пресечения в виде заключения под стражу избирается в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Расширение сферы применения мер пресечения, не связанных с изоляцией подозреваемых и обвиняемых от общества, способствует сокращению численности лиц, содержащихся в следственном изоляторе. Здесь же можно отметить и применяемую судами норму о самостоятельном следовании осужденных в колонию-поселение. За текущий период 2014 года в КП самостоятельно прибыли 97 осужденных.
В части внедрения современных технологий в практику исполнения наказаний необходимо отметить создание и использование программно-технического комплекса автоматизированного картотечного учета спецконтингента, т.н. ПТК АКУС, которая функционирует в СИЗО с 2006 года, в ИУ с 2008 года, в УФСИН с 2010 года, вместе с этим данная база ежедневно направляется по специальным каналам связи в НИИИТ ФСИН России;
— с целью создания справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим, предоставление возможности в зависимости от поведения и деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а также по решению суда — изменения вида исправительных учреждений в подразделениях УФСИН России по Магаданской области внедрена в действие система «социальных лифтов»;
— в учреждениях созданы условия для получения осужденными среднего профессионального или заочного высшего образования;
— психологами разрабатываются планы индивидуального психологического сопровождения на каждого осужденного, применяются базовые (обязательные) программы психологической коррекции личности осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности) для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество;
— в рамках Всероссийских творческих конкурсов и спортивных мероприятий, а так же с целью организации культурного досуга осужденных, в подразделениях УФСИН России по Магаданской области организуется проведение спортивных соревнований, поэтических, художественных, музыкальных конкурсов;
— 9 августа 2013 года решением совета Общественной палаты РФ в Магаданской области № 57-с создана общественная наблюдательная комиссия по осуществлению контроля, за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
— в целях координации взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями органов уголовно-исполнительной системы Магаданской области в работе по реформированию уголовно-исполнительной системы и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственном изоляторе, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, в прошлом году в Магадане был создан Общественный совет при УФСИН по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы Магаданской области. В состав совета вошли сотрудники и ветераны УФСИН, представители Русской Православной церкви, спортивных сообществ, журналисты местных средств массовой информации (СМИ). В компетенцию Совета входит множество направлений деятельности, одним из которых является содействие в получении образования осужденными, а также несовершеннолетними, содержащимися под стражей, социальной реабилитации лиц, освободившихся от отбывания наказания, осужденных к наказаниям без изоляции от общества.
Постановлением администрации Магаданской области от 07.11.2013 № 1081-па утверждена государственная программа Магаданской области «Развитие социальной защиты населения Магаданской области на 2014-2018 годы», которая включает в себя большой раздел мероприятий, направленных на оказание социальной, медицинской помощи, содействие в трудоустройстве и обучении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. В рамках Программы в УИС Магаданской области реализуется мероприятие «Оказание лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, натуральной помощи в виде наборов предметов личной гигиены, продовольственных товаров, предметов одежды и обуви (по сезону)».
Заключено Соглашение о сотрудничестве при направлении лиц без определенного места жительства, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в Государственное учреждение «Магаданский областной центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства».
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве, при осуществлении мероприятий, способствующих занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы от 04.05.2008 Министерство труда Магаданской области ежемесячно направляет в исправительные учреждения информацию о наличии вакантных мест на территории Магаданской области, а так же списки нетрудоустроенных граждан из числа лиц освободившихся из мест лишения свободы, состоящих на учете в центрах занятости;
— в 2013 в УФСИН состоялась рабочая встреча с Епископом Магаданским и Синегорским Иоанном, в которой приняли участие начальники исправительных колоний и следственного изолятора, их заместители, а также священнослужители Русской Православной церкви, принимающие участие в работе Совета, обсуждались вопросы взаимодействия Русской Православной церкви и УФСИН по строительству часовен в ФКУ ИК-3 и ИК-4.
В целях активизации взаимодействия с традиционными конфессиями, обеспечения осуждёнными возможности участия в религиозных обрядах, реализации совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов, совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных заключены соглашения о сотрудничестве с Магаданской и Синегорской Епархией Русской Православной Церковью, Магаданской областной общественной организацией «Католический благотворительный центр «Каритас»», местной мусульманской религиозной организацией «Приход мечети г. Магадана», Северо-Восточным Союзом Церквей Евангельских Христиан, местной религиозной организацией «Северо-Восточной Христианской Миссией Милосердия, входящей в Российскую Ассоциацию миссий христиан веры Евангельской»;
— в подразделениях УФСИН России по Магаданской области работают школы подготовки осуждённых к освобождению. В рамках работы школ проводятся занятия с участием представителей пенсионного фонда, центра занятости населения, администрации города, УФМС;
— налажено тесное взаимодействие с Магаданским областным центром социальной адаптации для лиц без определенного места жительства. В ожидании вылета к постоянному месту жительства в Чукотский АО или центральные районы России, освободившиеся граждане размещаются на временное проживание в Центре.
При необходимости проводится совместная работа по оказанию комплекса социальных услуг с представителями Министерства труда и социальной политики правительства Магаданской области, государственного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения, отдела опеки и попечительства управления образования мэрии г. Магадана;
— в исправительных учреждениях УФСИН России по Магаданской области организовано обучение осужденных по профессиям востребованным в учреждениях УИС и на территории Магаданской области. Функционируют 2 профессиональных училища: ФСИН России, в которых осужденные получают среднее профессиональное образование и профессиональную подготовку по одиннадцати специальностям, в том числе по двум строительным;
— как один из видов ресоциализации осужденных широко используется вовлечение в трудовую деятельность, так например в КП-2 УФСИН России по Магаданской области трудоустроены 100 % спецконтингента;
— в ходе реализации Концепции в целях дифференциации содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности, совещенных ими преступлений, криминального опыта произведено разделение осужденных — лиц впервые осужденных к лишению свободы от ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы;
— распоряжением ФСИН России от 11.02.2011 № 23-р ФКУ КП-2 — (колония-поселение) предназначена для отбывания наказания лиц, осужденных за преступления по неосторожности и ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы, а также для впервые осужденных за преступления небольшой и средней тяжести;
— распоряжением ФСИН России от 25.03.2011 № 59-р ФКУ ИК-3 (общий режим) колония предназначена для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к лишению свободы;
— распоряжением ФСИН России от 25.03.2011 № 60-р ФКУ ИК-4 (строгий режим) — колония предназначена для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к лишению свободы.
— в соответствии с решениями Магаданского городского суда от 15.10.2010 и Хасынского районного суда от 10.12.2010, указаниями ФСИН России от 19.01.2011 № 12- 478-05 и от 10.03.2011 № 12-3863-05т осужденные колонии-поселения, общего, строгого режимов, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы направляются для отбывания наказания за пределы области в регионы, определенные ФСИН России;
— для повышения эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях Магаданской области, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовно — исполнительной системы и улучшения условий несения службы, введения мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля, создания системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора в исправительных учреждениях Магаданской области, осуществляются мероприятия по дополнительному оборудованию стационарными видеокамерами, с выводом сигнала на мониторы дежурных частей и посты операторов видеоконтроля, мест приема прибывших этапом осужденных и проведения обыска, все помещения дежурных частей, коридоры и лестничные марши административных зданий, расположенных на внутренней территории ИУ, помещения, коридоры лестничные марши, прогулочные дворы отряда СУС, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, места несения службы сотрудников в СУС, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, служебные помещения, лестничные марши, коридоры, кабинеты приема осужденных, стационары медчастей ИУ.
На 30.10.2014 в службе безопасности Магаданской области используется 66 стационарных видеокамер и 55 носимых видеорегистраторов «Патрульвидео дозор 77». Техническая система надзора типа «Пахра-М» установлена и введена в эксплуатацию в ФКУ ИК-4, в настоящее время в ФКУ ИК-4 производится установка интегрированной системы безопасности «Микрос 02».

Утверждена концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года

Правительство России подписало распоряжение об утверждении «Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года». Об этом в четверг на слушаниях в Общественной палате сообщил заместитель министра юстиции РФ Александр Смирнов. «Концепция принята, утверждена правительством и в ближайшее время будет направлена во все учреждения уголовно-исполнительной системы. В 2011―2012 годах начнется изменение правовой базы», ― сказал Смирнов.

Реклама

Документ предусматривает переход от коллективного содержания заключенных (колоний) к новым видам исправительных учреждений (тюрьмам), раздельному содержанию осужденных в зависимости от тяжести совершенных преступлений, а также расширение применения мер наказаний, не связанных с лишением свободы. Учреждения ФСИН должны будут обеспечить международные стандарты обращения с заключенными, а также их социализацию после освобождения.

Сейчас Минюст разрабатывает федеральный закон о службе пробации, сообщил Смирнов.

Государственная служба пробации, к созданию которой давно призывают правозащитники, будет заниматься надзором за условно осужденными, соблюдением ими условий наказания (например, обязательство посещать психолога или выполнять исправительные работы), помогать осужденным пройти период социальной адаптации после освобождения. Такой институт давно действует в США и Великобритании, службы пробации есть в Германии, Дании, Швеции, Финляндии и других европейских странах, а на территории бывшего СССР ― в Латвии и Эстонии.

Кто будет работать в государственной службе пробации, какому ведомству она будет подчиняться и какие именно обязанности выполнять, замглавы Минюста в четверг не рассказал: «Закон еще очень сырой». Смирнов обещал членам ОП, что проект будет готов «через месяц-полтора». Сроки появления службы пробации в концепции не определены.

Реформа уголовно-исполнительной системы вообще будет идти медленно, признали участники слушаний. В ближайшие два года планируется реформировать законодательство, серьезные изменения будут внесены в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК). Замена колоний общего и строгого режима на тюрьмы общего, усиленного и строгого режима, а также создание колоний-поселений нового типа запланированы на 2013―2016 годы. К 2015 году тюрьмы начнут получать новое вещевое довольствие: изменится список разрешенных для использования в камере вещей, одежда и обувь заключенных.

К 2017 году, обещает концепция, условия содержания в следственных изоляторах будут соответствовать европейским стандартам.

Впрочем, каких именно показателей должны будут достичь сотрудники ФСИН, в концепции не говорится. Известно только, что в 2017 году в России будет 26 СИЗО нового типа, в которых увеличится жилплощадь из расчета на одного арестанта, а питание станет лучше. Что касается медицинского обслуживания осужденных, то его уровень Минюст за эти десять лет собирается довести до уровня подушевого финансирования обычных граждан, пользующихся услугами муниципальных больниц. Согласно документу, в ближайшие годы заключенных и осужденных будут продолжать лечить в ведомственных больницах ФСИН, постепенно улучшая их оснащение и подготовку персонала.

До 2013 года планируется только «проработать вопрос» о лечении всех заключенных в гражданских больницах. Когда их действительно начнут там лечить ― неизвестно.

Отдельно в документе говорится о сокращении штата сотрудников ФСИН: охранников понадобится меньше благодаря оснащению СИЗО и тюрем видеокамерами, а на находящихся в колониях-поселениях наденут электронные браслеты. «Вы пишете о сокращении кадров в ведомстве. Но в наших колониях и сейчас на одного сотрудника приходится пять заключенных, а по международным стандартам это соотношение должно быть один к трем», ― заметил глава общественного наблюдательного комитета по соблюдению прав человека в местах лишения свободы Валерий Борщев.

Но главное, за что критикуют концепцию правозащитники, ― это отсутствие в ней главы о правах человека ― как заключенных, так и сотрудников ФСИН.

«Отсутствует раздел о правах человека. Нет раздела о правах женщин и других уязвимых групп осужденных», ― перечисляла член ОП Мария Каннабих. «В сегодняшнем виде складывается впечатление, что это реформа ведомства, а не развитие уголовно-исполнительной системы», ― заявил член ОП Олег Зыков. По его мнению, в основу концепции легла будущая судьба ведомства ― штатное расписание, социальные гарантии, повышение престижа службы во ФСИН, ротация кадров, ― а не судьба человека, заключенного или осужденного. Нет и главы о гарантиях для рядовых сотрудников, которые защитят их от произвола начальства.

Отдельно Зыков раскритиковал реформирование воспитательных колоний. Их превратят в воспитательные центры, а количество мест лишения свободы несовершеннолетних сократят. В проекте концепции, который обсуждался весной этого года, были конкретные цифры ― 33 центра вместо 62 существующих колоний для несовершеннолетних. Из итогового документа цифры исчезли, но сокращение все равно планируется. «Мы охраняем воздух», ― говорят во ФСИН, объясняя, что число отправленных за решетку несовершеннолетних уменьшается. «Так вы создадите гигантские зоны детского насилия, фабрики для создания бандитов», ― считает Зыков. По его мнению, вместо одного-двух центров на несколько областей нужно создавать по небольшому в каждом субъекте федерации, чтобы подростки не теряли связей с семьей и малой родиной. Председатель комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин сообщил, что эти связи рвут и сейчас, не оставляя подростков в регионе, где они жили до осуждения: «Например, в колониях по России отбывают наказание около 100 детей из Мурманской области. А колония в Апатитах стоит пустая».

К переводу осужденных из колоний в тюрьмы правозащитники тоже советуют относиться осторожно: «Сейчас, если нарушаются права заключенных, это видят сто человек в отряде, а в будущем ― двое-трое в камере».

Основная причина перевода, поясняют авторы концепции, это отрицательное влияние осужденных друг на друга: внутри отрядов складываются определенные отношения, иерархия, часть заключенных попадают в угнетенное положение, к тому же порядки внутри этих групп могут сильно отличаться от навязываемых администрацией колонии, что провоцирует конфликты и бунты. В тюрьмах осужденные будут жить отдельно или по нескольку человек, а встречаться только во время совместной работы, в свободные часы или на спортплощадке. Чтобы такой режим не способствовал злоупотреблениям со стороны тюремного руководства, заключенные должны иметь возможность подавать жалобы напрямую в генпрокуратуру и другие надзорные органы, а не через ФСИН, отметил правозащитник Борщев.

По итогам обсуждения Общественная палата направит свои рекомендации правительству. Правда, концепция уже утверждена, и в нее поправки правозащитников не войдут. «Часть вопросов, которые мы обсуждали, не нашли отражения. Но концепция ― это не конституция США, которая не подлежит изменению, ― сказал председатель комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена. ― Предложенные коррективы, безусловно, должны быть учтены при дальнейшем реформировании законодательства». В ответ Минюст обещал посоветоваться с правозащитниками, когда будет готов проект закона о пробации.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *