Стратегия 2020

Необходимо освещение с различных точек зрения. Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяющих осветить объект статьи с разных сторон. На странице обсуждения могут быть подробности. (27 мая 2017)
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. (27 мая 2017)
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Стратегия 2020 (полн. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года) — Концепция обозначала общие цели, которые предлагалось достичь Правительству Российской Федерации до 2020 года. Утверждена 17 Ноября 2008 года . Концепция должна была использоваться как руководство при производстве документов, планов и показателей деятельности органов исполнительной власти. КДР предполагал законодательные полномочия для их реализации. Ввиду отсутствия конкретных шагов и законопроектов для реализации КДР, а также возникшего финансового и экономического кризиса 2008 года по состоянию на 2019 год программа остаётся нереализованной.

Создание концепции

Разработка начата в июле 2006 года Правительством по поручению Президента России Владимира Путина. Стратегию 2020 разрабатывали более 1000 экспертов под руководством Государственного университета — Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Стратегия 2020 — это второй вариант концепции долгосрочного развития России до 2020 года (сокращенно — КДР). Первый вариант в 2006—2007 годах разрабатывали в соответствии с поручением Президента РФ В. Путина Минэкономразвития и другие ведомства. Целью разработки первого варианта Концепции было заявлено «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе». Окончательный текст КДР-2020 был утвержден Правительством РФ в ноябре 2008 г.

Необходимость разработки второго варианта КДР-2020 была обусловлена мировым финансовым и экономическим кризисом 2008 года. Несмотря на то, что до осени 2008 года он затрагивал только развитые страны, КДР была утверждена уже после того, как экономический кризис разразился в самой России. В результате КДР оказалась неактуальной сразу после своего принятия. Кризис привел к резкому и глубокому падению экономических показателей и сделал невозможным достижение большинства количественных показателей ожидаемых от КДР-2020 первого этапа рассчитанного для реализации на период 2007—2012 года. Так, в 2012 КДР планировала достичь в отношении к 2007 году:

  • увеличения ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года;
  • роста ВВП на 37—38 %;
  • роста производительности труда на 40—41 %;
  • снижения энергоемкости ВВП на 17-19 %;
  • роста реальных располагаемых доходов населения — на 53-54 %;
  • роста инвестиций в основной капитал на 80—85 % и т. д.

На 2018 год (при том, что программа рассчитана на срок до 2020г.)) ни одна из этих целей достигнута не была. Ввиду ведомственного характера разработки КДР повлёкших размытость её ряда положений, в ней были лишь указаны количественные показатели, которые предполагалось достичь. Проблемы непосредственно стоящие перед российской экономикой и обществом, а также, конкретные способы или шаги для их решения или для достижения хотя бы поставленных целей определены и проанализированы не были.

В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов

Авторы

На площадках НИУ ВШЭ и РАНХиГС были созданы 21 экспертная группа под руководством ректоров Ярослава Кузьминова и Владимира Мау. Группы провели несколько сотен заседаний, обсуждений и дискуссий. В подготовке Стратегии участвовали, в частности, Евгений Ясин, Андрей Яковлев, Лев Якобсон, Сергей Дробышевский, Кирилл Рогов, Евсей Гурвич, Владимир Гимпельсон, Исак Фрумин, Владимир Назаров, Ирина Стародубровская, Ксения Юдаева, Александр Аузан, Татьяна Малева, Олег Вьюгин, Михаил Блинкин, Надежда Косарева, Андрей Клименко, Юрий Симачев, Елена Тополева, Павел Кадочников, Юрий Саакян, Юрий Удальцов, Борис Рудник, Татьяна Клячко, Наталья Акиндинова, Михаил Денисенко.

Герман Греф — Один из авторов стратегии 2020 в части Банковской системы.

Каждая из групп регулярно проводила заседания, публиковала материалы на своей интернет-странице специально созданного сайта Стратегия 2020. Большинство заседаний проходило в открытом режиме, работа групп находила широкий отклик в прессе. В работе над Стратегией 2020 приняли участие более 100 зарубежных экспертов, включая Энн Крюгер (бывший первый вице-президент МВФ), известного польского экономиста Марека Домбровского, Ричарда Болдуина (Graduate Institute в Женеве), Жерара Роланда (университет Беркли).

Работа экспертов была разбита на два основных этапа. На первом — до августа 2011 года — прорабатывались возможные развилки развития и соответствующие меры. После того, как промежуточный доклад объёмом около 600 страниц был передан в правительство, в министерствах и ведомствах прошли его обсуждения и были определены направления доработки документа.

Итоговый объём 864 стр. создан в декабре 2011 г. Опубликована Стратегия-2020 была в марте 2012 года под названием «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года Стратегия 2020: Новая модель роста — новая социальная политика».

В 2011-12 годах были также проведены социологические исследования, целью которых было выяснить отношение различных слоев общества к предложениям Стратегии-2020.

Ключевые направления работы над Стратегией 2020 видны из перечня созданных для её обсуждения и написания групп:

  • Группа 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности (Владимир Мау, Евгений Ясин)
  • Группа 2. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры развития российской экономики (Сергей Синельников-Мурылев, Евсей Гурвич)
  • Группа 3. Реформа пенсионной системы (Татьяна Малева, Ксения Юдаева)
  • Группа 4. Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства (Андрей Яковлев)
  • Группа 5. Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе (Леонид Гохберг)
  • Группа 6. Налоговая политика (Сергей Дробышевский, Александр Галушка)
  • Группа 7. Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика (Ярослав Кузьминов, Владимир Гимпельсон, Михаил Денисенко, Татьяна Четвернина)
  • Группа 8. Новая школа (Исак Фрумин, Анатолий Каспржак)
  • Группа 9. Сокращение неравенства и преодоление бедности ( Владимир Назаров, Полина Козырева)
  • Группа 10. Развитие финансового и банковского сектора (Герман Греф, Олег Вьюгин)
  • Группа 11. Здоровье и среда обитания человека (Лев Якобсон, Сергей Шишкин)
  • Группа 12. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика (Ирина Стародубровская, Вячеслав Глазычев)
  • Группа 13. Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной системы (Александр Шамрин, Илья Соколов)
  • Группа 14. Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом (Андрей Клименко, Александр Аузан)
  • Группа 15. Управление государственной собственностью и приватизация (Юрий Симачев, Александр Радыгин)
  • Группа 16. Развитие общественных институтов (Елена Тополева, Михаил Федотов)
  • Группа 17. Реформа бюджетного сектора в экономике (Борис Рудник, Татьяна Клячко)
  • Группа 18. Реформа естественных монополий (Юрий Саакян, Юрий Удальцов)
  • Группа 19. Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации (Михаил Блинкин, Ольга Дергунова)
  • Группа 20. Международная позиция России: экономические ориентиры (Павел Кадочников, Александр Дынкин)
  • Группа 21. Развитие экономической и социальной интеграции в постсоветском пространстве (Татьяна Валовая, Андрей Спартак)

Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в её основе — сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. В этой области у России есть конкурентные преимущества, но они быстро растрачиваются в силу устойчивого недофинансирования социальных систем и неэффективного управления ими. В основе предложений Стратегии-2020 в социальной сфере — стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины.

Для этого оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квази-монополией, где некоммерческие и частные операторы допускаются лишь к услугам, которые государственная социальная система предоставить не может. Необходима реструктуризация бюджетной сферы, равенство организаций всех форм собственности (включая некоммерческие организации и частный бизнес) при оказании бюджетных услуг, развитие профессиональных сообществ и передача им части регулирующих функций и, конечно, конкурентоспособная оплата в бюджетном секторе.

Такой подход требует «бюджетного маневра» — к 2020 году предлагается:

  • увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4 % ВВП,
  • сократить при этом другие расходы на 4 % ВВП за счет расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям.

Оценивая перспективы развития каждого из направлений, рассмотренных в Стратегии, разработчики рассматривали несколько сценариев — инерционные (если реформы не проводятся), сценарии жесткой реформы (при её проведении проигрывающим сторонам не компенсируются их потери) и сценарии оптимальной реформы, максимально учитывающие интересы различных заинтересованных групп. Таким образом, у политиков, анализирующих стратегию, есть возможность выбора

Стратегия 2020 состоит из 25 глав, объединённых в 6 разделов, приложения, описывающего «бюджетный маневр» (изменения в расходах федерального бюджета), а также перечня мер по каждому из направлений развития, рассмотренных экспертами. Вот как структурирована стратегия: Предисловие. Новая модель роста — новая социальная политика

Раздел I. Новая модель роста

Глава 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности Глава 2. Стратегии улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста

Глава 4. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры и развитие российской экономики Глава 5. Налоговая политика Глава 6. Реформа пенсионной системы Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора

Раздел III. Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала

Глава 8. Рынок труда Глава 9. Миграция Глава 10. Профессиональное образование Глава 11. Новая школа Глава 12. Сокращение неравенства и преодоление бедности Глава 13. Политика охраны здоровья

Раздел IV. Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни

Глава 14. Государственная жилищная политика Глава 15. Преодоление территориальной разобщенности Глава 16. Снятие ограничений на развитие тепло- и электроэнергетики Глава 17. Преодоление информационной разобщенности

Раздел V. Эффективное государство

Глава 18. Оптимизация присутствия государства Глава 19. Развитие общественных институтов Глава 20. Управление государственной собственностью и приватизация Глава 21. Повышение эффективности государственных инвестиций и госзакупок Глава 22. Реформа бюджетного сектора в экономике Глава 23. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика

Раздел VI. Внешний контур развития

Глава 24. Международная позиция России: экономические ориентиры Глава 25. Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве»Бюджетный маневр» (предложения по реструктуризации расходной части бюджета)

Обсуждение и критика

После опубликования итогового доклада курировавшие работу экспертных групп В. Мау и Я. Кузьминов заявляли, что рассчитывают на поддержку основных предложений Стратегии 2020 со стороны президента и председателя правительства РФ. При этом они признавали и наличие расхождений во взглядах: «Ключевое расхождение (позиций экспертов и властей) — это пенсионная реформа. Нам кажется, что без более серьезных мер по прекращению дотаций из бюджета пенсионных обязательств мы не достигнем макроэкономической стабильности в близкой перспективе», — сказал Я. Кузьминов. Однако, напомнил эксперт, Путин ранее заявлял, что является сторонником «мягкого сценария», когда, в частности, пенсионный возраст не повышается (РИА Новости, 16.03.2012).

Зимой 2011/12 годов основные идеи Стратегии обсуждались с президентом, руководством российского правительства, с ключевыми ведомствами. Многие положения Стратегии 2020 уже стали программой деятельности государственных органов: в Москве в борьбе с пробками реализуется подход, отстаиваемый Михаилом Блинкиным (неявные общественные субсидии владельцем автотранспорта должны быть сокращены за счет ограничений на парковку в центре города и т. д.). Минфин и Минэкономразвития уточняют детали бюджетного правила, регулирующего расходы бюджета и уровень государственного долга. Очень активное обсуждение идет и по предложениям Стратегии 2020, связанным с пенсионной реформой.

Критики Стратегии 2020 акцентируют внимание на том, что некоторые вопросы в ней не рассмотрены или проанализированы недостаточно подробно (политическая реформа, борьба с коррупцией, реформа правоохранительной системы). Многократно высказывалось соображение, что нынешнее руководство страны не сможет реализовать основных положений Стратегии. В то же время некоторые лидеры оппозиционного движения на вопрос о том, в чём будет заключаться ваша позитивная программа после успеха на выборах предлагали читать Стратегию-2020: там изложена инвариантная программа реформ. А в главе о федерализме и местном самоуправлении предложен достаточно радикальный план возвращения политических свобод на региональном и местном уровне.

> Cм. также

  • Электронная Россия

Примечания

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. government.ru. Дата обращения 3 февраля 2018.
  2. Правительство РФ. Распоряжение от 17 ноября 2008 г. №1662-р. — «3. Федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.».
  3. Правительство РФ. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. — «Концепция разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 года.».
  4. Министерство экономического развития Российской Федерации — Деятельность (недоступная ссылка). Дата обращения 25 апреля 2012. Архивировано 19 мая 2012 года.
  5. http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Глава 1. §3. Целевые ориентиры. §§Социальное благополучие и согласие (Стр. 8)
  7. Новости : Экспертные группы по обновлению «Стратегии-2020»
  8. http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf
  9. Экспертные группы по обновлению «Стратегии-2020»
  10. Авторы «Стратегии-2020» рассчитывают на поддержку властями основных предложений | Новости | Стратегия 2020 (недоступная ссылка). Дата обращения 25 апреля 2012. Архивировано 1 апреля 2012 года.

Ссылки

  • Сайт Стратегии 2020
  • Итоговый доклад
  • Ольга Кувшинова. Начать с себя : В чем главная ошибка властей при проведении модернизации // Ведомости № 3071 от 30.03.2012
  • Я. Кузьминов: Средний класс готов платить за улучшение качества медобслуживания и повышение уровня образования в школах http://2020strategy.ru/news/32684589.html
  • В. Мау обсудил с «МК» «Стратегию 2020» http://2020strategy.ru/news/32720185.html
  • Е. Ясин: «Потенциально мы можем идти быстрее, чем развитые страны» http://mn.ru/business/20110908/304749266.html (недоступная ссылка)
  • В. Мау: «Стратегия 2020» — это не программа, а набор разумных развилок http://2020strategy.ru/news/32684585.html
  • С. Шишкин: «Стратегия 2020»: Система здравоохранения фактически стала легально платной http://2020strategy.ru/g11/news/32689684.html
  • К. Рогов: Два пути экономики — новая модель роста либо долгосрочная стагнация http://2020strategy.ru/news/32632953.html
  • В. Глазычев, И. Стародубровская. Федерализм истинный и мнимый http://mn.ru/newspaper_opinions/20110914/304829786.html (недоступная ссылка)
  • Г. Греф, О. Вьюгин Финансовый сектор: три сценария http://mn.ru/german_gref/20110905/304654825.html (недоступная ссылка)
  • А. Радыгин, Ю. Симачев. Политика новой приватизации https://web.archive.org/web/20110811071944/http://www.mn.ru/yury_simachev/20110801/303673880.html
  • М. Дмитриев: Главная проблема «Стратегии 2020» — отсутствие политических возможностей для реализации http://2020strategy.ru/news/32664731.html
  • Федеральная деловая сеть. Сообщество «План ТДК: Трансформация делового климата Российской Федерации»
  • По итогам 2018 года Россия находится на шестом месте (3,1% мирового ВВП). Первая пятерка представлена Китаем (18,7%), США (15,2%), Индией (7,7%), Японией (4,1%) и Германией (3,2%).
  • Вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира закреплено в качестве национальной цели майским указом 2018 года. Согласно прогнозным расчетам МВФ, Россия в предстоящие годы все-таки обойдет Германию по доле в мировом ВВП, но к 2024 году уступит место в пятерке Индонезии.

Устойчивый рост ВВП на 6,5%

За счет создания «модели инновационного социально ориентированного развития» в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономика должна к 2020 году выйти «на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4–6,5% в год», говорилось в концепции.

Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.

  • Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах составил лишь 0,5%. В 2019–2020 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
  • Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1–3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т.д.
  • К 2020 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66%, следует из концепции. Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013–2019 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).

Реальным доходам обещали рост на 70%

Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64–72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007–2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.

  • По данным Росстата, с 2014 года наблюдается непрерывная отрицательная динамика, которая сменилась околонулевым ростом только в 2018 году.
  • В третьем квартале 2019 года Росстат зафиксировал резкий рост реальных доходов — сразу на 3% (к соответствующему периоду прошлого года). Это озадачило экономистов, указавших на «нестыковки» этих данных с отрицательной динамикой других экономических показателей.
  • В общей сложности, с 2012 года к третьему кварталу 2019 года реальные располагаемые доходы россиян сократились примерно на 5%.

Бедных станет вдвое меньше

Еще одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6–7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.

  • Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%.
  • После снижения в 2017–2018 годах в нынешнем показатель начал вновь подниматься: по итогам второго квартала 2019 года Росстат зафиксировал рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.

Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Согласно майскому указу президента, к этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6%. Вице-премьер Татьяна Голикова называла эту задачу самой сложной из всех обозначенных в указе.

Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, подсчитали в ВШЭ. При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь, экономисты Альфа-банка утверждают, что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%.

Больше квартир и меньше насилия

Концепция гласит, что уровень смертности от насильственных причин должен снизиться к 2020 году примерно вдвое.

  • Согласно данным Росстата, в 2007 году от внешних причин, куда входят как насильственные смерти, так и несчастные случаи, умерли 259,4 тыс. человек.

  • В 2018 году количество таких смертей составило 144,6 тыс., что в 1,8 раза меньше показателя 2007 года. В расчете на 100 тыс. человек населения смертность от внешних причин снизилась до минимума с 1965 года.
  • Впрочем, демографы предполагают, что часть насильственных смертей может маскироваться за показателем «повреждений с неопределенными намерениями», который в последние годы растет.

Средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен был достигнуть 28–35 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). По данным Росстата, в 2018 году в среднем на одного человека приходилось 25,8 кв. м жилья.

Рост инвестиций в человеческий капитал

Концепция предусматривала перераспределение бюджетной системы в пользу расходов на развитие человеческого потенциала — с 8,6% ВВП в 2007 году до 11–11,7% ВВП в 2020 году. В частности, расходы на здравоохранение должны увеличиться с 3,6% ВПП до 5–5,5%, на образование — с 4 до 5–6% ВВП.

О том, что цели остались невыполненными, недавно напомнил глава Счетной палаты Алексей Кудрин во время первого чтения проекта бюджета на 2020–2022 годы в Госдуме. «Помните, у нас была Концепция долгосрочного развития, мы ее еще называли «План Путина», принята в 2008 году? Там заложен бюджетный маневр — рост расходов бюджетной системы на здравоохранение и образование — до 5% ВВП по каждому», — сказал он.

По словам Кудрина, «вообще такое решение когда-то принималось» на уровне правительства и «Единой России». «Но мы пока находимся на уровне меньше, чем было 11 лет назад», — констатировал он.

Расходы на развитие образования в ближайшие три года планируются в среднем на уровне 3,7% ВВП, на здравоохранение — 2,9% ВВП, указывает Счетная палата в заключении на проект бюджета. Для сравнения аудиторы приводят данные по странам «Большой семерки»:

  • в Великобритании в 2018–2019 финансовом году расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, на образование — 4,2% ВВП;
  • в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы по здравоохранению предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно;
  • во Франции в 2020 году на здравоохранение заложено 8% ВВП, на образование — 4,7% ВВП.

Почему стратегия осталась нереализованной

В 2008 году, когда утверждалась Концепция долгосрочного развития, реальность виделась по-другому, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. До 2008 года экономика в среднем росла на 7% в год, и после кризиса 2008–2009 годов многие экономисты были уверены, что Россия вернется на траекторию шестипроцентного роста, напоминает она.

По словам Орловой, концепция представляла собой «оптимистичный сценарий, со ссылкой на историю прошлого десятилетия» . Концепция писалась в то время, когда исходили из совершенно других экономических, геополитических, социальных предпосылок, солидарна руководитель направления Deloitte по оказанию услуг финансовым институтам России и СНГ Екатерина Трофимова. «На фоне кризиса и санкций ситуация полностью поменялась. Объективно это был маловероятный план для исполнения», — отмечает она.

Санкции, введенные против России после присоединения Крыма, повлияли на замедление экономики лишь отчасти, считает Орлова. «Ежегодно мы из-за санкций по состоянию на 2018 год теряли 0,5% ВВП, а с точки зрения потенциального роста — 0,3%. Это не тот масштаб проблемы, которая могла бы объяснить расхождение между желаемыми 6% и фактическими 1–2% роста», — сказала она.

Экономика растет медленнее из-за структурных ограничений, например, демографических, и спада инвестиционной активности, пояснила экономист. «Инвестиционный рост до 2008 года был гораздо более интенсивным, особенно частного сектора. После 2008 года инвестиции росли, но в большей степени за счет госсектора», — отметила она.

По мнению Орловой, долгосрочные стратегии развития пишутся не для выполнения на 100%, а для создания образа будущего, исходя из которого государство будет планировать свои действия. И на момент создания в 2008 году концепция развития до 2020 года была вполне оптимальной.

«Проблемы возникают тогда, когда мы стратегию цементируем, 10 лет живем с каким-то планом, а потом смотрим — не выполнили. Стратегия должна быть живой, это некий ориентир, она должна постоянно обновляться в процессе прихода каких-то новых событий, новой статистики. Реальность же меняется постепенно, и эти изменения нужно в стратегию инкорпорировать, — подчеркивает Орлова. — У нас есть такая проблема, что мы формируем стратегию, потом о ней забываем, через пять лет достаем, выясняем, что она не сбылась, говорим, что она плохая, и придумываем новую».

Планирование в России часто основывается на «ожиданиях и пожеланиях», а не на просчитанных макроэкономических прогнозах, замечает Трофимова. «Уровень выполнения таких стратегий достаточно низкий. Кроме того, у нас все еще очень волатильная макроэкономическая ситуация, и это осложняет прогнозирование», — заключает она.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *