Содержание
- Приложение. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.
- 1. Общие положения
- 2. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития
- Справка к Указу «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
- Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г
Приложение. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в раздел 3 внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году — до 75 лет.
Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач — мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах — выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;
взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.
Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных организациях, организация качественного горячего питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных организаций.
Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;
разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных организациях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
ГАРАНТ:
См. Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г., одобренную распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 2128-р
создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;
разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);
усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;
создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;
обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;
создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:
развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;
реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных организациях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;
реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию их дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям, востребованным на рынке труда;
расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:
развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;
привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских образовательных организаций высшего образования, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании обучения;
совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;
разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
>Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351
1. Общие положения
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
2. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2 — 2,5 млн. детей, умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990 — 1991 годах составляла 68 лет.
С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2 — 1,5 млн. человек.
По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин — 60,6 года, женщин — 73,1 года.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них — мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин, в России в 3 — 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины — случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.
Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).
Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).
Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году — 20,4 процента.
Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.
В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 процентов сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10 — 15 процентов сократилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях.
По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 — 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году — 124,9 млн. человек. Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.
Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
Справка к Указу «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
В Концепции дается оценка современной демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее развития, определяются принципы демографической политики Российской Федерации (основу которых составляют комплексность решения демографических задач, выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов, учет региональных особенностей демографического развития, координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), а также основные задачи демографической политики Российской Федерации.
К числу основных отнесены следующие задачи:
сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Концепцией также определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране.
Такими мерами, в частности, являются; формирование у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни; проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья; ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи; улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г
Цели демографической политики Российской Федерации до 2025 года:
- • стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 — 143 млн. человек
- • создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек
- • повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году — до 75 лет
Достижение целей демографической политики Российской Федерации зависит от успешного решения задач социально-экономической политики:
- • обеспечение стабильного экономического роста,
- • роста благосостояния населения,
- • снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам,
- • развитие человеческого капитала
- • создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения),
- • рынка доступного жилья,
- • регулирование рынка труда,
- • улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Основные задачи демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года:
- • сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
- • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
- • увеличение продолжительности здоровой активной жизни;
- • создание условий и формирование мотивации ведения здорового образа жизни;
- • существенное снижение заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;
- • улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
- • Повышение уровня рождаемости (увеличение СКР в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
- • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- • Привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Основные направления демографической политики:
- • Снижение смертности и повышение продолжительности жизни.
- • Развитие материально-технической базы лечебных учреждений. Финансовые вложения, новейшее оборудование, обеспечение населения всех регионов специализированной, высокотехнологичной помощью на основе внедрения новых медицинских технологий.
- • Развитие экстренной медицинской помощи, оснащение скорой помощи реанимобилями, аппаратами.
- • Усиление профилактической направленности, предотвращение болезней за счет постепенного введения всеобщей диспансеризации.
- • Обеспечение здоровых условий труда, учебы, жизни (включая дороги, экологию)
- • Пропаганда и обеспечение мотивации здорового образа жизни (алкоголизм, курение — Закон о борьбе с курением. Ратифицировали рамочную Конвенцию ООН о борьбе с курением (реклама, цены, запрет в общественных местах).
- • Строительство спортплощадок «шаговой доступности», спортивных сооружений, детский спорт.
Повышение рождаемости и укрепление семьи
- • Развитие системы пособий семьям с детьми
- • Усиление стимулирующей роли материнского капитала, расширение возможностей его использования, а также доступного рынка жилья и образовательных услуг
- • Развитие системы дополнительной поддержки семей, особенно семей с детьми, молодых, студенческих, многодетных, неполных, бедных, с детьми — инвалидами, взявших на воспитание детей, семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
- • Развитие детских дошкольных учреждений, системы воспитания (институт нянь, мини-детских садов, неполного пребывания и т.д.)
- • Повышение доступности жилья для семей с детьми — молодых, бедных, с несколькими детьми, приемных семей через систему кредитов на льготных условиях.
- • Содействие занятости женщин, имеющих маленьких детей, многодетных женщин (гибкие формы занятости, организация переобучения).
- • Пропаганда семейных ценностей. Организация системы консультационной помощи вступающим в брак или при решении сложных семейных проблем.
- • Защита прав женщин и детей от насилия в семье. Создание института Уполномоченного по правам ребенка во всех субъектах РФ.
В области миграции:
- • Содействие добровольному переселению соотечественников в Россию (?);
- • стимулирование возвращения эмигрантов, привлечение квалифицированных специалистов (прежде всего из СНГ), особенно окончивших наши учебные заведения. Сначала — стажировка. Затем льготное получение гражданства;
- • предотвращение «утечки умов» за счет дополнительной к основному заработку системы грантов;
- • совершенствование миграционного законодательства;
- • Программы адаптации мигрантов, интеграции в российское общество (обучение языку, истории, традициям). Пропаганда толерантности, борьба с национальной нетерпимостью.
Первый этап (2007 — 2010).
• развитие существующих мер и принятие нормативных документов, организационная подготовка
Второй этап — к 2016 году:
- • стабилизировать численность населения 142 — 143 млн. человек;
- • увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 70 лет;
- • увеличить в 1,3 раза (по сравнению с 2006 г.) суммарный коэффициент рождаемости (до 1,6);
- • уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в РФ соотечественников из-за рубежа, квалифицированных и молодежи, обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.
Третий этап — к 2025 году:
- • увеличить численность населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 — 146 млн. человек;
- • снизить уровень смертности в 1,6 раза (до 10%о); увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
- • увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости (до 1,9);
- • миграционный прирост — более 300 тыс. человек ежегодно
Вопрос 57. Типология семей и домохозяйств в россии.
Семья и домохозяйство
Семья — совокупность лиц проживающих совместно, связанных родством, свойством и общим бюджетом
Домохозяйство — лицо или группа лиц, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни, то есть объединенных совместным ведением хозяйства
Типология домохозяйств.
Частные домохозяйства
Средний размер частных домохозяйств -2,72,7 2, 2,7
Частные домохозяйства
Состоящие из одного члена — 22 %
Семейные домохозяйства — около 77 %
Более двух членов, не состоящих в родстве
Домохозяйства бездомных
Домохозяйства, не имеющие крова; члены этих домохозяйств носят свои пожитки с собой, спят где придется — на улицах, в подъездах или любых других случайных местах
Средний размер домохозяйств бездомных — 2,1
Коллективные домохозяйства
Коллективные домохозяйства — (институциональное население) включают население, проживающее в детских домах, домах-интернатах для инвалидов и престарелых, больницах для лиц с хроническими заболеваниями, казармах, монастырях, местах лишения свободы и тому подобных специализированных учреждениях
Демографические характеристики семьи (домохозяйства)
размер семьи
возраст семьи (продолжительность брака ?)
число поколений
число семейных ядер (вертикальных, горизонтальных)
наличие и число детей
поло-возрастная структура (пол и возраст членов семьи)
семейный и брачный статус членов семьи
Социально-экономические характеристики семьи (домохозяйства)
тип поселения (город, село)
региональное размещение
доходная характеристика
имущественная и жилищная характеристика
особенности потребления домохозяйства и его расходные характеристики
наличие производства (или производственного потенциала) внутри домохозяйства
профессиональный статус и история занятости членов домохозяйства
образовательный статус членов домохозяйства
особенности использования социальных услуг и услуг здравоохранения
Типология семей.
Подробная демографическая типология семей
- * Брачная пара без детей
- * Брачная пара с детьми
- * Брачная пара без детей и с родителем одного из супругов
- * Брачная пара с детьми и с родителем одного из супругов
- * Брачная пара без детей, с родителем одного из супругов и с другими родственниками
- * Брачная пара с детьми, с родителем одного из супругов и с другими родственниками
- * Брачная пара без детей и с обоими родителями одного из супругов
- * Брачная пара с детьми и с обоими родителями одного из супругов
- * Брачная пара без детей, с обоими родителями одного из супругов и с другими родственниками
- * Брачная пара с детьми, с обоими родителями одного из супругов и с другими родственниками
- * Женщина или мужчина с детьми
- * Женщина или мужчина с детьми и с одним из родителей
- * Женщина или мужчина с детьми, с одним из родителей и с другими родственниками
- * Женщина или мужчина с детьми и с обоими родителями
- * Женщина или мужчина с детьми, с обоими родителями и с другими родственниками
- * Три и более брачные пары с детьми
- * Три и более брачные пары без детей
- * Прочие семьи
Каждый исследователь может сам формировать типологию семей
в зависимости от целей и средств исследования. Госкомстатом при проведении последних переписей населения использовалась следующая типология:
- * одна брачная пара с детьми и без детей;
- * одна брачная пара с детьми и без детей и с другими родственниками;
- * две и более брачных пар с детьми и без детей и другими родственниками;
- * мать (отец) с детьми;
- * мать (отец) с детьми и с другими родственниками;
- * прочие семьи.
Более краткая типология, представленная госкомстатотом:
- · одна брачная пара с детьми и без детей
- · одна брачная пара с детьми и без детей и с другими родственниками
- · две и более брачных пар с детьми и без детей и другими родственниками
- · мать (отец) с детьми
- · мать (отец) с детьми и с другими родственниками
- · прочие семьи
Вопрос 58. Закон роста миграционной подвижности населения
В.И. Ленин в работах рубежа ХIХ-ХХ вв. выдвинул ряд положений, воплотившихся в закон подвижности населения и закон роста миграционной подвижности.
В. Ленин отмечал, что «без создания подвижности населения не может быть и его развития». И далее, уточняя это положение, писал, что «крупная машинная индустрия необходимо создает подвижность населения; торговые сношения между отдельными районами громадно расширяются; железные дороги облегчают передвижение… Крупная машинная индустрия создает ряд новых индустриальных центров, которые с невиданной раньше быстротой возникают иногда в незаселенных местностях, —явление, которое было бы невозможно без массовых передвижений рабочих», что «капитализм необходимо создает подвижность населения, которая не требовалась прежними системами общественного хозяйства и была невозможна при них в сколько-нибудь широких размерах».
Рассматривая данные положения, как «закон подвижности населения», можно сделать вывод о том, что миграция «становится необходимостью» развития не только капиталистического общества но и последующего развития более высоко развитых человеческих формаций, что и объясняет его закон роста миграционной подвижности по мере развития самого общества.
Необходимо подчеркнуть, что В.И. Ленин считал очень важным изучение миграционного движения населения в России, которое, по его мнению, играет огромную роль в экономическом развитии. «Быстро развивающиеся в промышленном отношении страны, — писал В.И.Ленин — вводя больше машин (а в век НТР, высоких технологий и новых промышленных производств — это особенно значимо — В.И.), вытесняя отсталые страны с мирового рынка, поднимают заработную плату выше среднего и привлекают наемных рабочих из отсталых стран. Сотни тысяч рабочих перебрасываются таким образом за сотни и тысячи верст». Данный вывод получил обоснование и в другой работе В.И. Ленина — «Империализм, как высшая стадия капитализма». В ней он, выделял как новую черту монополистического капитализма изменения в направлениях движения капитала и международных переселений рабочей силы, подчеркивал, что «к числу особенностей империализма, которые связаны с описываемым кругом явлений необходимо должен поставить вопрос: какое именно влияние оказывают переселения в России?». Думается, что данный вопрос еще более актуален для современной России, все более активно вовлекаемой в мировые миграционные процессы. Большое внимание непосредственно международной миграции населения В.И. Ленин уделил в таких работах, как «Капитализм и иммиграция рабочих», «Критические заметки по национальному вопросу», «Империализм, как высшая стадия капитализма» и др., где он сформулировал ряд очень важных закономерностей, определяющих этот процесс на более высокой уже ступени развития человеческого общества. «Капитализм создал особый вид переселения народов» — написал В.И. Ленин в самом начале очень насыщенной по содержанию работе «Капитализм и иммиграция рабочих»1, а именно — международную миграцию рабочей силы, ставшей определяющей в современных мировых миграционных процессах. Здесь же он обращает внимание на появление так называемой «новой» иммиграции, куда включает и Россию. Используя данные из книги, эмигрировавшего в 1889 г. из России в США, И.А. Гурвича «Иммиграция и труд», В.И. Ленин делает интересный вывод о том, что «Россия все более отстает, отдавая загранице часть лучших своих рабочих; Америка все быстрее идет вперед, беря со всего мира наиболее энергичное, способное к труду рабочее население». Написано в 1913 г., но данную закономерность в еще большей степени можно отнести к дню сегодняшнему, причем не только применительно к России, но и ко многим другим странам, все более отстающим от развитых государств мира в своем развитии, чему в немалой степени способствует, в частности, отток из них высококвалифицированных кадров.